1001-market.ru

Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей. Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение Дети 2 лет рекомендации для детского сада

Детский сад - это первый шаг ребенка в будущую самостоятельную жизнь. Именно в этом заведении малыш впервые полноценно вливается в социум, учится общаться и взаимодействовать с большим коллективом своих сверстников, соблюдать строгий распорядок дня, начинать познавать много нового и интересного.

Как показывает практика, многие дети тяжело воспринимают период первичной адаптации к детскому саду - новая обстановка, отсутствие родителей, упорядоченная система новых требований к дисциплине и поведению, иные факторы буквально лавиной обрушиваются на чадо. Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду? Можно ли заменить ДОУ домашним воспитанием? В каком возрасте лучше сдавать малыша? Об этом и многом другом вы прочитаете в нашей статье.

Адаптация ребенка к детскому саду - это комплексный процесс, позволяющий детям легко и просто войти в новую для себя социальную среду, а также правильно реагировать на различные ситуации. Приспособление чада к детсаду не может произойти в один или даже несколько дней - необходимые мероприятия осуществляются поэтапно. Базовые пункты данного процесса обычно включают в себя:

  1. Предварительную психологическую подготовку к будущему факту поступления ребенка в садик. Ребенок должен понимать, зачем необходимо посещать данное заведение, что его может там ждать. Важный вклад в данный процесс вносит имитация нахождения в заведении, проводимая как занятная игра. Делая обязательный акцент на плюсах посещения детского сада (новые знакомства, интересное времяпровождение и так далее) необходимо также четко обозначить и возможные негативные моменты (ссора со сверстниками, грусть по родителям и так далее), а также научить малыша правильно на них реагировать.
  2. Развитие самостоятельности. Один из важнейших пунктов первичной адаптации предполагает развитие у ребенка необходимых навыков к самостоятельности. Естественно, в раннем возрасте сделать это непросто (особенно если малыш в семье был окружен неусыпной всесторонней заботой), однако при поступлении в группу, чадо должно уметь кушать, одеваться и ходить в туалет без посторонней помощи. Не беда, если у ребенка не все получается (некоторое время частичную помощь оказывает воспитатель и нянечка) - главное, заложить правильный базис к дальнейшему развитию в этом контексте.
  3. Гибкий подход к адаптации и система поощрений. Вливание в новую социальную среду происходит постепенно, на протяжении недель, иногда даже месяцев. Даже небольшие успеха малыша на данном поприще должны поощряться с параллельным формированием у чада положительного отношения к детскому заведению.
  4. Помощь с поиском друзей. После того, как ребенок минимально адаптируется с самим фактом регулярного нахождения в ДОУ, ему нужны будут друзья. Необходимо в доступной форме объяснить малышу о важности хороших взаимоотношений с одногруппниками, показать, как дружить правильно (делиться игрушками, говорить, играть в детские игры и так далее).
  5. Физическую подготовку ребенка. Попадая в новую для себя социальную среду, малыш подвергается большим рискам в отношении здоровья, как правило, начинает чаще болеть (ввиду близкого нахождения с большой группой других детей). Защита от потенциальных инфекций, правильный выбор одежды, закаливание, соблюдение необходимого режима суточных ритмов вне дошкольного учреждения - вот основные приоритеты данного пункта.

Современные и социальные педагоги рекомендуют отдавать ребенка в детский сад с 3–4 лет - начиная с данного период времени, малыш уже получает все необходимые навыки самостоятельности, более устойчив к стрессам, социально гибок и прошел так называемый «кризис раннего возраста».

Однако это не означает, что сдавать в ДОУ детей возрастом 2,5 и даже 2 года запрещено. Каждое чадо - индивидуально. Отдельные малыши в эти года овладевают необходимым минимумом навыков, необходимых для детсада, другие ситуации не позволяют родителям очень долго находиться с ребенком (необходимость выхода на работу, прочие обстоятельства).

Адаптация детей к детскому саду в этих случаях имеет ряд особенностей:

  • Форсированная предварительная подготовка к вливанию в новый социум. Начинать её нужно заблаговременно, психологически настраивая малыша на то, что ребенок уже скоро пойдет в детский сад. Лучше проводить её в максимально игровой и мягкой форме;
  • Более длительная первичная адаптация. Ребенку требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой для себя обстановке. Помимо ознакомительных экскурсий в садик, необходимо непродолжительно оставлять малыша в группе на 1–2 часа - сначала с одним из родителей (чтобы он присутствовал неподалёку в пределах видимости), а потом и самостоятельно. Подобная первичная адаптация с постепенным наращиванием времени присутствия чада в дошкольном учреждении может длиться до полутора месяцев, вплоть до выхода на полноценный день;
  • Комплексное обучение самостоятельным навыкам. В случае раннего выхода ребенка в детсад, получение самостоятельных навыков одевания, употребления пищи, походов в туалет, умения умываться и мыть руки, нельзя бросать на самотёк, уповая на естественное развитие данных возможностей. У воспитателя и нянечки может просто не оказаться столь большого количества времени, чтобы обучить вашего ребенка (учитывая высокую наполняемость современных дошкольных групп) - все это нужно освоить дома.

Первые дни, иногда даже недели малыша в детском саду являются тяжелым испытанием, как для ребенка, так и для его родителей. Чтобы максимально быстро и менее болезненно миновать данный период, необходимо грамотно и комплексно подойти к процессу адаптации чада. Универсального подхода в данной ситуации не существуют, а возможные действия с вашей стороны должны быть коррелированны с индивидуальными особенностями характера и физиологии ребенка, а также учётом его возраста.

Адаптация ребенка 2 лет в детском саду

2 года - особый возраст для ребенка, когда он впервые проверяет границы дозволенного, осознав себя как самостоятельную личность. Протестное поведение, частые капризы и непослушания лишь внешне напоминают системное изменение характера - как показывает психологическая практика, все вспышки гнева и нестабильность поведения в целом имеют спонтанный характер и зависят от обстоятельств.

Обычно рекомендуют на данном этапе развития малыша не сдавать ребенка в садик, а подождать до 2,5–3 лет. Однако если по ряду причин следовать этой рекомендации не получается, то необходима комплексная работа со стороны родителей, которая поможет чаду быстро адаптироваться к дошкольному учреждению.

  • Психологическая предподготовка. Объясните и наглядно покажите ребенку, что такое детский сад, регулярно посещайте его окрестности, дайте малышу понаблюдать за детьми на прогулке. Расскажите, что делают малыши в садике (играют, кушают, спят, гуляют). В качестве дополнения поиграйте в детский сад дома, используя куклы или солдатиков, распределив роли воспитателей, детей, родителей. Так ребенок сформирует у себя первый положительный образ ДОУ;
  • Форсированное развитие навыков самостоятельности. Не бойтесь учить ребенка пользоваться горшком, одеваться и раздеваться, применять вилку, ложку, умываться, всячески поощряя его за даже малые успехи. Выбирайте для будущих посещений детского сада максимально удобную и простую одежду, которую малыш сможет снимать и надевать самостоятельно. К началу полноценных посещений дошкольного учреждения ребенок должен обладать базисом теоретических и практических знаний, перечисленных выше. Конечно, полноценно использовать их он не сможет, однако принципы должен знать, чтобы с помощью воспитателя либо нянечки, развивать дальше свои навыки самостоятельности;
  • Режим и питание. Отрегулируйте домашние суточные ритмы семьи в соответствие с распорядком дня в детском саду. Утренний подъем, завтрак, прогулка, обед, дневной сон, полдник и прочие этапы должны быть максимально коррелированны с текущим графиком ДОУ, притом как в будние дни, так и в выходные;
  • Постепенное введение в коллектив. На первом этапе фактического посещения дошкольного учреждения, необходимо оставлять ребенка максимум на 1–2 часа каждый рабочий день, после чего постепенно наращивать данный временной интервал. По истечению двух-трех недель и прохождения фазы послеобеденного сна вам станет легче, спустя еще некоторое время, можно переходить на полноценный график. У детей 2 лет этот этап довольно длительный и может занимать до полутора и даже 2 месяцев.

Адаптация ребенка 3 лет в детском саду

В три года ребенок уже обладает хорошей крупной и мелкой моторикой, имеет основные навыки самообслуживания, любит коллективные и подвижные игры, как сюжетно-ролевые, так и классические. Живой интерес к сверстникам позволяет быстрее завести друзей и обучиться правильным социальным нормам. Именно поэтому психологи рекомендуют отдавать чадо в детский сад именно с данного возраста.

Какую помощь могут оказать родители в контексте адаптации малыша к ДОУ?

  • Оттачивание навыков самостоятельного обслуживания. Несмотря на то, что ребенок в 3 года обычно обладает необходимым минимумом самообслуживания, необходимо продолжать оттачивать эти умения, чтобы процесс одевания, раздевания, употребления пищи, мытья рук и иные процедуры производились им полностью самостоятельно. При попадании в смешанную группу с детьми возрастом от 2 до 4 лет, воспитатель и нянечка в первую очередь будут помогать самым маленьким малышам в освоении, поэтому более старший ребенок обязан делать все сам;
  • Динамическая адаптация к режиму дня и регулярному посещению ДОУ. У ребенка нужно выработать привычку постоянно посещать детский сад, вставать, кушать и спать в одно и то же время, чтобы не нарушать распорядок дня дошкольного учреждения. В первую неделю малыш может оставаться в группе всего на несколько часов, максимум до дневного сна и лишь спустя некоторое время стоит перевести его на полноформатное нахождение в садике;
  • Поощрение и общение. Типичная проблема адаптации ребенка к детскому саду - это сложности расставания с родителями и болезненная реакция на расставание, особенно с матерью. В данном случае стоит обязательно делать акцент, что мама обязательно вернется за своим чадом, обозначить конкретное время. Забирая малыша с группы, подробно расспрашивайте его обо всех событиях, произошедших в этот день, хвалите, давайте советы - ребенок должен знать, что в любой, даже сложной для него ситуации, ему есть на кого положиться.

В отличие от общегосударственного обязательного школьного образования, посещение детского сада является делом добровольным, что даёт родителям потенциальную возможность альтернативного домашнего воспитания своего чада в качестве замены ДОУ. Каковы же основные плюсы и минусы данного мероприятия?

Преимущества:

  • Ребенок находится под постоянным родительским контролем, меньше подвергается различным стрессам;
  • Малыш имеет свободный суточный график - просыпается, когда хочет, питается домашней едой не по жесткому расписанию, а когда решат родители;
  • Потенциальная возможность более углубленного развития. Если один из родителей постоянно находится дома и имеет соответствующие навыки, он может лучше развивать индивидуальные способности ребенка (например, любовь к музыке спортивные начинания и так далее);
  • Уменьшение рисков массовых инфекционных болезней. Поскольку чадо не присутствует постоянно группе с большим количеством детей, оно будет реже подвергаться риску заражения инфекционными болезнями.

Недостатки:

  • Отсутствие полноценной интеграции в социум. Даже продолжительные прогулки и игра на детских площадках, а также посещение спецзаведений по раннему развитию детей, не может полноценно заменить регулярного нахождения в группе своих сверстников, где вырабатываются социальные нормы поведения, взаимодействия друг с другом, умения правильно реагировать на различные жизненные ситуации;
  • Отсутствие стандартизированного воспитательного процесса. К сожалению, в большинстве отечественных семей, где ребенок не посещает ДОУ, воспитательный процесс как таковой отсутствует по различным причинам (многодетная семья, различные жизненные ситуации), в итоге чадо предоставлено само себе и не получает гарантированного дошкольного образовательного минимума. Эта проблема «аукнется» уже в первом классе - недостатком дисциплины, отсутствием понимания роли учителя как главного наставника, сменившего воспитательницу, несоблюдением комплекса правил учебного учреждения и так далее;
  • Потенциальные риски для здоровья в среднесрочной перспективе. Если ребенок не посещает ДОУ до школы, то он меньше контактирует с различными инфекциями, в том числе редко болеет классическими «детскими» заболеваниями. Однако данный факт даёт о себе знать позже - иммунитет не вырабатывает достаточно обширной иммунной защиты против таких проблем и малыш, будучи помещен уже в школьный социум, начинает болеть чаще своих сверстников.

Развиваем самостоятельность

Перед поступлением в садик малыш обязан обладать хотя бы начальными навыками самообслуживания - речь не идёт о полноценной самостоятельности в столь юном возрасте. Рекомендуемый минимум включает в себя:

  • Умение проситься и ходить в туалет. Желательно приучить малыша хотя бы к горшку, а также вовремя сообщать о желании сходить по малой либо большой нужде. Для яслей и самой начальной группы ДОУ этого, как правило, достаточно;
  • Одевание и раздевание. Ребенок должен уметь снимать с себя одежду/обувь и надевать её. Начните осваивать этот навык с игровой форме, помогайте только в том случае, если чадо не может справиться с процессом длительные период времени, но не делайте все за него - хотя бы минимальное участие в мероприятии он должен принимать. Для облегчения данного процесса выбирайте наиболее простые вещи без массы пуговиц и застежек, свободно сидящие на малыше. В садик одевайте исключительно по погоде;
  • Употребление пищи. Ребенок должен уметь пользоваться вилкой, ложкой и тарелками - докармливание в садике не практикуется (если это не специализированные ясли для детей от 1 года). Старайтесь научить его аккуратности, а также максимально адаптируйте ежедневный рацион питания под стандартное меню ДОУ, чтобы ваш малыш не отказывался от незнакомой пищи;
  • Личная гигиена. Еще один обязательный пункт - умение мыть руки, ноги, обтираться, умываться. Основные правила личной самостоятельной гигиены нужно прививать с самого раннего детства, параллельно с прочими вышеозначенными мероприятиями. Показывайте на практике, как это делать правильно, используйте развивающие книжки или мультфильмы.

Защищаем от инфекций в детском саду

Типичная проблема первого года нахождения в детском саду - это частые болезни малыша. Различные инфекции не позволяют ребенку постоянно присутствовать в группе, зачастую количество пропущенных по болезням дней может исчисляться неделями и даже месяцами.

Следует понимать, что данный процесс является естественным - ребенок контактирует с другими детьми, постоянно находясь в тесном контакте с одногруппниками. Иммунитет постепенно развивает защиту к большинству . Как облегчить этот процесс и болеть меньше?

  • Правильный подбор одежды. Ребенок должен не переохлаждаться, но и не перегреваться как в группе, так и на улице во время прогулок. Одевайте его исключительно по погоде (ориентируясь на себя +1 дополнительный слой), а также текущему температурному режиму в самой группе - зачастую зимой в помещениях ДОУ топят очень сильно, а весной либо осенью наоборот довольно прохладно;
  • Сбалансированное питание. Малыш должен в достаточном количестве употреблять овощи, фрукты, мясо, рыбу и иные полезные продукты, чтобы гармонично развиваться физически и поддерживать иммунитет естественным поступлением необходимых витаминов и микроэлементов;
  • Закаливание. Регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание комнат и прочие мероприятия помогут терморегуляционным механизмам организма малыша работать правильно;
  • Своевременное обращение к врачу. Даже при незначительных признаках болезни следует незамедлительно обращаться к педиатру - правильное лечение снизит риски развития осложнений;
  • Дополнительные меры. В период массовых эпидемий можно давать ребенку специальные действие витаминно-минеральные комплексы, производить профилактическую поддержку противовирусными средствами, интерферонами.

Ниже, перечислены типичные ошибки родителей по осуществлению адаптации ребенка к будущему посещению детского сада:

  • Поспешность. Если малыш должен со дня на день начать регулярное посещение ДОУ, но никак не подготовлен к этому событию, то наверстать упущенное время за несколько суток просто невозможно - лучше отложить мероприятие до тех пор, пока ребенок не будет действительно готов;
  • Излишняя настойчивость. Зачастую строгие родители психически давят на малыша и ставят ему излишне высокую планку требований - это недопустимо;
  • Игнорирование мнения ребенка. Если малыш оказывает слишком активное сопротивление (психологическое и физическое) походам в детский сад - его стоит понять и учесть данное обстоятельство. Мнение ребенка по поводу необходимости посещения детского сада нужно формировать мягко, иначе регулярное посещение ДОУ может стать общей совместной пыткой с длительными истериками и прочими проблемами.

Перед поступлением в детский сад, ребенок должен пройти комплексное медицинское обследование. Одним из его пунктов является посещение психолога. Зачем оно необходимо?

Квалифицированный специалист проводит 15–20 минутную беседу с малышом и родителями на предмет готовности ребенка к поступлению в детский сад. Этого мероприятие имеет игровую форму, профильный врач оценивает поведение ребенка, его психомоторные реакции и иные особенности, проводит экспресс-скрининг.

По окончанию профосмотра, психолог может выдать свою рекомендацию по целесообразности посещения дошкольного учреждения. Следует понимать, что запись, сделанная психологом, ни к коей мере не является предписанием (решение о возможности либо невозможности посещения ДОУ в спорных случаях принимается медкомиссией), однако позволяет родителям обратить внимание на отдельные проблемы в воспитании, развитии, логопедии малыша.

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица

2 года 3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.

Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:

  • в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
  • не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
  • обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
  • перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
  • малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
  • приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
  • после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
  • психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.

Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада

Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.

Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица

Ясельная группа, 2 года Младшая группа, 3 года
Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки.
В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках.
Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался.
Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует.
Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие.
Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых.

Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :

  • 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 - 8.20 зарядка;
  • 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 - 9.00 завтрак;
  • 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 - 12.45 обед;
  • 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 - 15.00 дневной сон;
  • 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 - 16.00 полдник;
  • 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.

Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.

Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

Виды адаптации ребенка - таблица

Лёгкая Средняя Тяжёлая
Длительность Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет.
Поведение ребёнка Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура.
Рекомендации родителям Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска.

Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

  1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
  2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
  3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
  4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
  5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
  6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
  7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
  8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
  9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
  10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.

Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

    Ваш малыш подрастает... Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

    1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли...»)
    Я всегда - «против» яслей (Ясли - группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития - первая ступень социализации малыша.

    2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
    Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

    3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
    Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
    - дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
    - эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
    - на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, - создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
    - трудно проснуться утром, утренняя вялость
    - осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

    4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
    Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

    5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
    Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации - это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

    6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
    Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

    7. «Об исчезнувшей маме»
    Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

    Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

    8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
    Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

    Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».

  1. Комментарии
  2. Нажмите, чтобы раскрыть...

    Начну с того, что я изначально была противницей посещения ребёнком детского сада.
    Считала, что там не уследят, не будут нормально заниматься, а вдруг упадёт, заболеет, вспотеет, не помоет руки перед едой и т. д. - много страхов.
    Но характер моей дочки заставил меня пересмотреть эту свою позицию и справиться со своими страхами - некоторые я отпустила, с некоторыми примирилась.
    У меня гиперобщительный ребёнок, и по мере её взросления я стала замечать, что ей не хватает общения с детьми на прогулках. Она не хотела заходить домой, плакала, просила "ещё чуть-чуть поиграть". А "ещё чуть-чуть" - это значит целый день. И так получилось, что она стала общаться и играть с девочками, которые старше неё (ей было 4, а им 7-8). Разумеется, в таком возрасте эта разница огромна! Т. е. В силу возраста они намного хитрее, ловче, сильнее, развитее, в играх играли доминирующие роли, специально подчеркивая свое превосходство. Со временем стала замечать, что они начали манипулировать моей дочкой. Я не была удивлена. Ведь это дети. Они проходят свою стадию развития, а моя дочь - свою. Нам нужны были ровесники. Но, во-первых, их в окружении было мало. Во-вторых, время их прогулки, в отличие от более взрослых детей, зависело от времени их родителей и часто не совпадало с нашим.
    Это меня заставило всерьез задуматься о детском саде.
    Прочитав много литературы по этому поводу, взвесив все "за" и "против", морально подготовив себя к предстоящим изменениям, возможным простудным заболеваниям, которые естественны в детском коллективе, я решилась.
    Конечно, и здесь появились кое-какие проблемы - в выборе детского сада, и особенно воспитательницы.
    Есть также немаловажный нюанс в режиме дня моей дочери (об этом пишу ниже).
    Лично для меня это решение было нелёгким...
    Но нам очень повезло! Потом очередь, документы - все необходимые формальности, и, наконец, 1 июля этого года в возрасте почти 5, 5 лет мы отправились в детский сад (поздно, конечно. Но я рада, что успела одуматься).
    Прочитав вашу статью, я поняла, что мы попали в очень "благоприятное" время для начала адаптации. Как вы пишете, что

    Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности».

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Дочка очень ждала этого дня, заранее готовилась, визжала от радости.
    С утра соскочила пораньше и заявила, чтобы мы её вечером не забирали и что она останется там ночевать. "Разрешила" забрать только через 2 дня
    Когда пришли, мы попали на утреннюю прогулку. Она сразу побежала знакомиться с детишками, начала активно играть.
    Воспитательница, увидев ее взаимодействие с детьми (мы с ней предварительно познакомились) сказала, чтобы мы забрали ее в 15. 00.
    Наверно, тот день был больше стрессовым для меня. Я прям места себе не находила, а в 14. 30 побежала в садик.
    Воспитательница сказала, что все замечательно, что доча прекрасно себя вела, что она очень коммуникабельна и находит общий язык со всеми. Единственная проблема - со сном. Она так и не уснула...
    На следующий день - то же самое.
    Через несколько дней дочь не захотела идти в сад только из-за сна.
    Я знала, что будут с этим проблемы. Но не из-за того, что дочь привыкла засыпать исключительно дома или со мной. Проблема была в другом - она давно отказалась от дневного сна.
    Я поэтому так стремилась к этой воспитательнице - я слышала от родителей, что некоторые дети (которые готовятся к школе) днем не спят или спят совсем мало, а в это время занимаются письмом, рисованием, лепкой и т. д. (естественно, за доп. Плату).
    Не знаю, насколько это полезно или вредно для здоровья других детей, но нас с дочей такой вариант вполне устраивал. Дневной сон для нее - это стресс. И не только для неё, даже моя младшая не спит днём.
    Уточню, что с медицинской точки зрения у нас все в порядке. С кем мы только не консультировались по этому поводу, но потом я сделала вывод, что это скорее генетические особенности. У нас это "семейное" - мало спать. И муж, и я мало спим, в детском саду я тоже НИ РАЗУ не спала днём (я прекрасно помню, как я мучилась, когда меня заставляли лежать в кровати в тихий час). Но, в отличие от дочи, я не бунтовала
    Итак, я поговорила с воспитательницей о занятиях вместо сна. Она предложила попробовать получасовой отдых после обеда, а потом занятия, мотивируя это тем, что ребенок хотя бы немного должен отдохнуть, потому что потом не отдохнувшие дети засыпают прям на занятиях.
    Но дочу это тоже не устроило - она не хотела спать ни полчаса, ни 20 мин, ни 5 мин - она ВООБЩЕ не хотела лежать.
    И снова отказ идти в сад.
    Я опять поговорила с воспитательницей, уговорив ее, чтобы она вообще не укладывала мою дочь, сказав, что именно для нас это нормально. Этот режим у нее уже с 3-х лет. Воспитательница согласилась попробовать, но предупредила, что по 30-летнему опыту знает, что дети из-за отсутствия сна засыпают прям на занятиях, и вообще дети должны днём хотя бы немного отдыхать.
    Я согласна с этим утверждением, но ведь бывают исключения... Моя дочь не может и не хочет спать.
    Через несколько дней "пробных экспериментов" воспитательница с удивлением отметила, что на занятиях моя дочь сидит бодрячком, в то время как даже отдохнувшие полчаса дети клюют носами.
    А меня это абсолютно не удивило, ведь каждая мама знает особенности своего ребёнка
    Таким образом мы с удовольствием начали ходить в детский сад.
    Я уже было подумала, что наша "адаптация", которой в принципе и не было, на этом и закончилась, даже не начавшись))
    Но не тут-то было...
    3 недели прошли на "ура" - доча с удовольствием просыпалась и бежала в детский сад.
    А потом... В один прекрасный день она заплакала и заявила, что не хочет идти.
    Я была в недоумении: "Как это моя общительная и жизнерадостная дочь, которая очень любит общество детей, любит играть с ними и которая сама так стремилась в садик, сейчас со слезами на глазах говорит, что не хочет идти...? "
    Первое предположение - какой-то конфликт, возможно, кто-то обидел. На мои расспросы дочь молчала как партизан, воспитательница сказала, что все нормально и не было конфликтов. Даже похвалила ее за умение находить общий язык со всеми.
    У дочи я расспрашивала по-разному - и невзначай, и в игровой форме. Если бы что-то было не так в общении, я бы поняла.
    Но дело было в другом...
    И я сделала вывод, что те 3 недели у нас были некой эйфорией - она попала в общество детей, о котором мечтала.
    И вот эйфория прошла и началась адаптация.
    Эта адаптация проявлялась ежедневными вечерними просьбами не отводить ее утром в сад, а утром - показательно выпущенной парой слезинок на прощанье
    А потом она моментально забывалась и сразу бежала играть, и, когда ее забирали, у нее было прекрасное настроение.
    Эти "вечерние просьбы" и "утренние слезинки" продолжались 2-3 недели без видимых причин и потом плавно трансформировались в следующий ритуал: Перед уходом она прощается и говорит: "Мама, сегодня меня забери очень-очень-очень рано".
    Но это просто слова. Один раз по стечению обстоятельств я ее забрала "очень-очень" рано, так она очень возмущалась, что не попала на полдник
    Ну на этом, наверно, наша адаптация и закончилась
    Или мне ждать новый этап?))

  3. Единственная проблема - со сном. Она так и не уснула...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Мои двое детей (разница в 3, 5 года), никогда не спали в детском саду. В возрасте около трех, обходились без дневного сна и дома. Если где-то укачало-разморило, то такие редкие случаи бывали, но это было сигналом к тому, что вечернее засыпание сдвинется к часу ночи. Тоже такая особенность. В дет. Саду об этом договаривались при поступлении. Благо никаких препятствий со стороны воспитателей не обнаружилось) Никто с ними индивидуально не занимался, объясняли, что в это время нужно соблюдать тишину и не мешать сну других. Дети рисовали, читали книжки в игровой комнате. За возможность не спать видимо просыпалось особое послушание, никаких прецендентов с шумным поведением ни разу не было.
    В сад оба шли с адаптацией, до сих пор с грустью вспоминаю как водила заплаканного сына. Долго не мог привыкнуть, адаптация длилась долго, месяца 3-4. Думаю, все дети через это проходят (разного рода сопротивления), и все-таки стоит искать индивидуальные способы сделать этот период максимально комфортном. Время пребывания, реакции ребенка и т. д. Ориентироваться на чувства малыша. Сейчас есть некоторое сожаление, что по своим прошлым убеждениям, отталкивалась от того, что у меня СЫН и не стоит потакать его слабостям. Якобы пусть преодолевает и растет мужчиной...

  4. Если где-то укачало-разморило, то такие редкие случаи бывали, но это было сигналом к тому, что вечернее засыпание сдвинется к часу ночи.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Это точно! Редкие случаи "укачало-разморило" непременно приведут к позднему засыпанию!

    в это время нужно соблюдать тишину и не мешать сну других.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    У моей с тишиной не получится
    Хотя в последнее время меняется - взрослеет, наверно))

    все-таки стоит искать индивидуальные способы сделать этот период максимально комфортном

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Да, согласна! Надо чувствовать ребенка!

  5. Или мне ждать новый этап?))

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Дальше будут ситуативные моменты. Или связанные со здоровье-нездоровье, бодрость-переутомленность.
    Мама лучше всего знает своего ребенка, и даже по внешнему виду может определить - всё ли у него в порядке. Отсюда и вариации режима, введение выходных и т. д.
    Важно - ориентироваться на состояние ребенка + соблюдение режима нагрузок и отдыха.
    Вечерняя сверхподвижность - не повод придумывать ребенку дополнительные занятия, якобы "у него столько энергии, надо бы чем-то еще занять". Это бывает ошибочно. Так проявляется детское переутомление в форме повышенной активности, "заведённости" с эмоциональной неустойчивостью.

  6. Здравствуйте, статья понравилась и одновременно расстроила. Вернее расстроил первый пункт. Это понятно, что чем дольше ребенок с мамой, тем лучше. Но ведь у большинства мам нет возможности сидеть в декрете даже 3года, не говоря о 4-5. Сроки декрета в некотороых странах всего пару месяцев, а если несколько лет, то выплаты очень маленькие. И мамы отдают детей не потому что им так хочется, а потому что надо. Я думаю что всем понятно что ребенку никакие деньги не заменят мамину заботу, но ведь ребенка необходимо кормить, одевать, покупать игрушки и книги.
    Наверное меня особенно задел этот пункт потому что буду вынужденна отдать свою доченьку в два годика в сад. Это будет весна. Пока нам 8 месяцев, но я уже задумываюсь, как подготовить ее к такому событию. Возможно, вы могли бы дать какие-то советы, как помочь адаптироваться малышу, если его рано отдают в десад.

    Nastasja86, подготовить - создание условий для эмоциональной устойчивости.
    Это зависит от эмоционального состояния самой мамы. Думайте о себе и своем счастье)
    Больше проводите время с ребенком в общении, эмоциональном контакте: слушая музыку, рассматривая что-то, читая, играя. Не форсируйте раннее развитие.
    И важно - выбор воспитателя.

    Добрый день! Очень хорошая статья, со всем согласна. Моя старшая дочь ходит в детский сад с 2 лет. Это был частный сад, она проходила полгода, потом я ее забрала и через полгода мы пошли в муниципальный, полгода она ходила на полдня, потом осталась на целый день, по утрам она плакала, сейчас она плачет, когда сменный воспитатель, за 2 года она к ней не привыкла... Не только моя дочь, многие дети Ее не очень любят. Что делать в этой ситуации?

    Vera3009, важно понять причину слез ребенка. Что происходит в группе? Попробуйте пообщаться со специалистами сада (психолог, старший воспитатель), с которыми у вас есть контакт, готовые вам помочь прояснить ситуацию. Важно это делать не с позиции обвинения, а от имени своего волнения и желания помочь дочке.
    Но часто бывает, что трудности ребенка обусловлены не садом.
    Любопытно, что говорит ребенок о воспитателях ежедневно, что ее порадовало, что огорчило, что рассердило.
    Поиграйте с дочкой в детский сад, можно через мягкие игрушки. Предложите ей побыть в игре разными воспитателями. Возможно это будет информативно для вас.

    Дочка хорошо идёт на контакт, почти каждый день играет в детский сад, проигрывает сцены занятий, разговаривает громковато, почти кричит, подражая воспитателям. Насчёт этой воспитательницы она говорит, что боится Ее, потому что воспитательница на всех кричит.

Решив отдать ребенка в детский сад каждый родитель переживает сильное волнение за состояние своего малыша. Однако, нужно заметить, что волнения и страхи основаны на личном опыте, который родитель пытается передать ребенку, а вместе с тем и переживания, взволнованное личное душевное состояние, но будьте уверены в том, что в посещении ДОУ существует множество положительных моментов. Многие науки, такие как: медицина, психология, педагогика, социология дают объективное обоснование необходимости посещения детского сада.

Первая цель начального этапа дошкольного образования – адаптация и социализация ребенка. Семья, няня, бабушка не смогут в полной мере заменить ребенку детский сад, поскольку мы должны научить наших детей общаться и жить в обществе. От части, данное умение (находить контакт с внешним миром), поможет ребенку в будущем легко и успешно коммуницировать с внешним миром.

Ни для кого не секрет, что человек является стайным животным и ему крайне сложно выжить в природе без соплеменников. В связи с этим, эволюция продиктовала людям правила, которые мы стараемся соблюдать, пытаемся перехитрить и не только выжить, но и удовлетворить свои базовые инстинкты: самосохранения, иерархии и сохранения вида.

Стоит заметить, что инстинкт самосохранения у ребенка спит, поскольку безопасность и сохранение жизни ему обеспечивают взрослые. Когда малыш впервые приходит в детский сад и остается один без возражений с новым для него человеком, скорее всего, его базовый инстинкт в этот период времени дал сбой. Куда проще объяснить плачь и страх ребенка, которого оставили в новой для него обстановке: мама, которая защищает от всех воздействий внешнего мира ушла и он вынужден проверять самостоятельно опасно или нет в новых условиях. И здесь есть один ключик к замку адаптации, который каждая мама может дать своему ребенку. Успешность адаптации ребенка во многом зависит от подготовки малыша и самих родителей к посещению ДОУ.

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду и сократить ее сроки:

  1. будьте уверены в своем решении;
  2. рассказывайте о воспитателе и группе хорошие и добрые истории;
  3. не пугайте детским садом;
  4. пообещайте, что вы точно придете после того как ребенок поиграет;
  5. расскажите воспитателю что любит и чего не любит ваш малыш;
  6. не опаздывайте к началу дня и старайтесь не оставлять ребенка одного в группе после того как всех детей забрали домой;
  7. хвалите ребенка за уверенность и стремление идти в детский сад;
  8. не обсуждайте неудачи ребенка слишком долго;
  9. постарайтесь придумать какой-либо ритуал, который нравится и проделывайте его утром перед посещением детского сада;
  10. старайтесь следовать режиму дня и не нарушать его.

Высока вероятность, что вы столкнетесь с нарушениями настроения, сна, аппетита, иммунитета поведения, а также нарушением уже сформированных привычек (туалет, соска, поильник).

Если Вы уже успели узнать что такое кризис трех лет, и как сложно ребенку с самим собой, помогите и совместно с воспитателями приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

Плачь и волнение детей являются абсолютной нормой, скоро негативные проявления и регресс начнут уменьшаться, а потом и вовсе исчезнут; полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Планируйте свою жизнь с учетом интересов ребенка и подчеркивайте, что он вам, как и прежде, дорог и любим.

Ближе к 3 годам ребенок сталкивается с кризисом и это может усугубить адаптацию

ВАЖНО! Не угрожайте детским садом, как наказанием и в присутствии ребенка избегайте критичных высказываний в адрес детского сада и его сотрудников. В этот трудный период проявляйте больше внимания малышу, спрашивайте о занятиях в садике, с кем и в какие игры он играл, внимательно выслушайте его рассказы, играйте вместе с ребенком дома, и скоро вы заметите новый виток развития своего ребенка и будете гордиться тем, что ваш малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Литература.

  1. Кочеткова Н. П. Собираюсь в детский сад. -М2004.
  2. Курпатов А.В. Первое руководство для родителей: счастье вашего ребенка. Спб, 2007.
  3. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. Спб,2010.
  4. Курпатов А.В., Мышление. Системное исследование. Спб, 2018.
Загрузка...