1001-market.ru

Чему учить ребенка в 4

Современные родители стараются как можно раньше отдать ребенка в школу и многие начинают подготовку к занятиям уже в 4 года. Но вот психологи и педагоги часто выступают против, аргументируя свою позицию тем, что малыш в 4 года просто не готов к таким нагрузкам и все занятия в этом возрасте должны проходить только в игровой форме. Итак, что же должен уметь ребенок в 4 года, и на какие особенности развития родители должны обратить свое внимание?

Физическое развитие ребенка в 4 года

Рост ребенка в 4 года примерно – 95-110 см, причем мальчики не сильно отличаются по росту от девочек, а вот вес у них обычно немного больше – от 15 до 20 кг, девочки в 4 года весят примерно 14 – 18 кг. В 4 года большинство детей могут похвастаться полным «комплектом» молочных зубов — 20 штук и хорошим аппетитом – малыши с удовольствием едят 4-5 раз в день, хотя часто становятся заметно худее, чем раньше. Спать днем после 4-х лет чаще всего продолжают только дети, приученные к послеобеденному отдыху в садике, большинство «домашних» четырехлеток к этому возрасту уже отказываются от дневного сна .

Физическое развитие ребенка в 4 года несколько замедляется, теперь малыш уже не бегает и не прыгает целый день с утра до вечера. Если раньше маленький непоседа мог бегать и прыгать или танцевать без всякой видимой цели – просто ради движения, то теперь его интересуют только подвижные игры, игры с мячом или другое «осмысленное» времяпрепровождение. Поэтому родителям четырехлеток стоит уделять больше внимания двигательной активности малыша, иначе ребенок может большую часть дня провести перед телевизором, играя с игрушками, рисуя и раскрашивая. Большинство родителей радуются такому поведению, считая, что малыш наконец-то повзрослел и перестал переворачивать с ног на голову весь дом, но снижение двигательной активности не только отрицательно сказывается на здоровье ребенка, но и приучает его к малоподвижному образу жизни.

Справиться с дефицитом движения можно с помощью регулярных прогулок и игр на свежем воздухе или записав ребенка в спортивную секцию. В этом возрасте уже можно начинать посещать секцию легкой атлетики, гимнастики, танцев или плаванья .

В 4 года ребенок совершенствует навык владения своим телом, теперь он не только быстро и уверенно бегает, но и прыгает, ходит на одной ножке, залазит на шведскую стенку и может кататься на самокате или трехколесном велосипеде. Многие дети в этом возрасте превращаются в настоящих маленьких обезьянок – они залазают на канаты, турники, деревья, заставляя своих родителей сильно нервничать. Если ваш малыш отличается такой страстью к верхолазству, не стоит ограничивать его развитие – уделяйте больше времени физическим упражнениям, приобретите домашний спортивный комплекс или отведите карапуза в детскую секцию альпинизма.

В возрасте 4-х лет дети уже должны уметь обращаться с любыми столовыми приборами, аккуратно есть и самостоятельно мыть руки, умываться и следить за своим внешним видом. Также считается обязательным, чтобы малыш уже мог полностью контролировать свои естественные потребности, если с этим возникают проблемы, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом или невропатологом, так как детский энурез часто возникает на фоне психологических проблем ребенка. Нормальным считается, если ребенок 4 лет очень редко не просыпается вовремя ночью, а днем такие случаи должны быть единичными.

В 4 года малыши уже должны не только раздеваться, но и одеваться самостоятельно, хотя помощь взрослых им все еще требуется – застегнуть пуговицы, завязать шнурки или поправить одежду.

Не менее важными в оценке развития ребенка считаются его навыки самообслуживания – так ребенок в 4 года должен знать, как взять еду из холодильника, самостоятельно открывать кран, чтобы помыть руки , знать, где хранится его одежда и какие сейчас нужно надевать вещи, уметь надевать верхнюю одежду и обувь.

Кроме навыков самообслуживания 4-х летний малыш может и должен помогать родителям по дому, у него должны быть свои обязанности: убирать игрушки, собирать посуду со стола или вытирать с мамой пыль. Это не только приучит ребенка к соблюдению порядка, но и положительно отразится на его самооценке – «я помогаю маме», воспитает в нем настойчивость, самостоятельность и трудолюбие. Причем приучать к такому труду необходимо как мальчиков, так и девочек, не пытаясь поделить занятия по гендерному признаку, ведь в таком возрасте дети большую часть времени проводят с мамой, а выполнять «чисто мужские» обязанности вроде забивания гвоздей и перетаскивания тяжестей четырехлетний карапуз точно не сможет.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 4 года трудно оценивать и даже прокомментировать навыки и умения ребенка – в этом возрасте они почти на 100% зависят от того, сколько времени и внимания родители уделяют развитию своего малыша. Поэтому за норму обычно принимаются те навыки и умения, которыми владеет большинство детей, посещающих дошкольные учреждения.

В 4 года словарный запас ребенка насчитывает примерно 1000 активно используемых слов, причем, если для 3-х летних детей главным считалось их способность понимать речь взрослого и умение объясниться с родителями и другими близкими людьми, то четырехлетний ребенок должен уже говорить так, чтобы его понимали все окружающие. В этом возрасте ребенок стоит фразы из 6-8 слов, правильно склоняет слова по числам и падежам, а также самостоятельно придумывает слова, применяя правила родного языка. Малыш старается употреблять в своей речи все слова, услышанные от взрослых, сверстников или по телевизору, именно с этой особенностью развития речи связано то, что от четырехлетки можно услышать как неожиданно «умное» научное слово, так и нецензурное выражение, произносимое с большим удовольствием.

В четыре года растет познавательная способность малыша, теперь он с легкостью запоминает буквы, цифры, незнакомые слова и понятия. Начиная обучать малыша в этом возрасте чтению или счету очень важно не просто заставлять ребенка заучивать цифры или буквы, а учить его логически мыслить, устанавливать связи между написанным и произносимым. Самым лучшим обучающим материалом в этом возрасте будут предметы, находящиеся вокруг ребенка, а обучение нужно проводить постоянно и в игровой форме. Например: «а теперь давай нарисуем букву А на земле палочкой, выложим ее спичками, макаронами, пуговицами или попоем ее», так счет малыш должен усваивать, не запоминая цифры, а считая яблоки в вазе, кубики на полу или голубей на улице.

В 4 года считается нормальным, если ребенок собирает простейшие паззлы или разрезные картинки из 4-5 частей , умеет складывать пирамидку, различает предметы по цветам, форме и другим обобщающим признакам, разрезает бумагу по прямым линиям и умеет лепить простейшие фигуры из пластилина – шарики, «колбаски» и так далее.

Четырехлетний ребенок становится гораздо более социально активным, многие психологи советуют именно в этом возрасте начинать посещение дошкольных учреждений. В 4 года малыши уже умеют играть вместе в подвижные и настольные игры, самостоятельно решать большинство конфликтов, а также соблюдают правила детского социума: понимают, что нужно подождать своей очереди, не выхватывают чужие игрушки и так далее.

В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и «независимыми» от родителей, а мамам и папам предпочитают задавать бесконечные вопросы и, конечно, делать что-то вместе с ними. Распространенная ошибка родителей детей после 4-х лет – это прекращение совместных игр и занятий, если раньше это было необходимостью, ведь малыш просто не могу долго заниматься чем-то один, то после 4-х лет большинство детей играют самостоятельно или в компании других детей. А родители с удовольствием прекращают совестные игры или прогулка, предпочитая заниматься своими делами, но, как предупреждают психологи, у такой «свободы» есть оборотная сторона – родители теряют тесную связь со своим ребенком и часто даже не догадываются, чему его «учат» уличные приятели и в какие игры он играет с ними. Конечно, совместные игры с другими детьми необходимы, но родители обязательно должны знать о настроении, мыслях и действиях своего ребенка.

Важнейшими навыками и умениями в этом возрасте считаются:

  • умение быстро бегать, прыгать, держать равновесие;
  • умение внятно произносить слова и предложения;
  • навыки самообслуживания и личной гигиены – умение умыться, аккуратно есть жидкую и густую пищу, надевать и снимать одежду и так далее;
  • умение считать хотя бы до 5 и знать все основные характеристики предметов: цвет, форму, размер и так далее;
  • умение находить сходство и различие в предметах и обобщать их в группы;
  • знание самых популярных сказок и мультфильмов — ребенок должен называть основных персонажей, рассказывать о событиях, происходящих в произведении и отвечать на вопросы;
  • умение рисовать простейшие картинки: «палка-палка-огуречик» и раскрашивать их;
  • умение держать в руках ножницы и резать по прямой;
  • умение налаживать социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми – может подойти и начать разговор с другими детьми, попросится в игру, разговаривать со знакомыми взрослыми.

Мальчики и девочки в 4 года

В 4 года становится особенно заметна разница в речевом развитии между мальчиками и девочками. Для представительниц прекрасного пола важно сказать как можно больше, выразить словами свои чувства, ощущения и так далее, их речь более развита, они легче запоминают и употребляют новые слова и стараются говорить как можно правильнее и понятнее. Мальчикам в 4 года важно донести до окружающих информацию, поэтому они чаще говорят короткими предложениями, коверкают слова или говорят на «своем» языке, не особенно переживая, понимают их или нет.

В этом возрасте становится заметна и разница между мальчиками и девочками в оценке одних и тех предметов и поступков. Девочек больше волнует их собственное отношение к происходящему и как это может отразиться на них самих. Увидев что-то новое, первым делом они отвечают на вопрос: нравится мне это или нет. А вот мальчиков чаще интересует сама суть происходящего, так что вопрос, который они зададут в аналогичной ситуации: что это? И зачем это нужно?».

Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?

Физическое развитие ребенка в 4 года

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.

Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Умеет кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Видео развитие ребенка в возрасте четырех лет

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно , согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и ;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.

Психическое развитие детей в возрасте четырех лет

В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим , стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.

Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.

Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Читайте в этой статье:

4 года — очень важный и интересный этап в развитии ребенка. Дети этого возраста уже умеют самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки, неплохо владеют речью, способны запоминать простую информацию и решать элементарные логические задачки. К этому времени большинство ребятишек уже посещает детские сады, где приобретают свои первые навыки общения в коллективе.

У четырехлетних малышей происходит дальнейшее развитие психики и мыслительной деятельности, они продолжают активно познавать окружающий мир, начинают проявлять новые эмоции.

В 4 года ребенок является младшим дошкольником, и к нему предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.

Требования к умственному развитию ребенка

Педагоги и психологи сформулировали целый список знаний и умений, которыми должны владеть четырехлетние дети. Вооружившись этим перечнем и понаблюдав за своим чадом, родители самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, смогут определить, насколько своевременно происходит интеллектуальное развитие их малыша. Согласно этому списку ребенок в 4 года должен:

  • знать свое полное имя, имена мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек;
  • называть домашний адрес;
  • различать простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
  • понимать значение общих слов (игрушки, транспорт, птицы, посуда);
  • перечислять названия профессий, животных, мебели;
  • уметь сосчитать предметы хотя бы до 5-ти;
  • называть имена своих друзей;
  • отличать правую сторону от левой, верх от низа;
  • определять, где одна вещь, а где несколько;
  • раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
  • пересказывать своими словами короткие сказки;
  • собирать пирамидку, крупные пазлы и конструктор;
  • надевать на толстую нить большие бусины и пуговицы;
  • различать предметы по длине, высоте, ширине;
  • уметь определять времена года по погодным явлениям;
  • отличать день от ночи;
  • знать основные цвета;
  • описывать увиденную игрушку или картинку;
  • уметь строить диалог со своими сверстниками.

Проверять все умения и навыки детей лучше всего в игровой форме. Например, предложить малышу выбрать из нескольких фигурок треугольник, поднять левую руку, попросить показать на улице кошку, вспомнить, как зовут его лучших друзей. Если кроха не может выполнить все задания, перечисленные в списке, не нужно отчаиваться. Чаще всего такое бывает в семьях, где взрослые не уделяют развитию детей достаточно внимания. С малышом нужно позаниматься на протяжении нескольких недель, а потом пройти тест заново. В случае когда чадо и в этот раз не справится с предложенными заданиями, его обязательно нужно показать детскому психологу.

Занятия с малышами дома

В четырехлетнем возрасте у малышей появляется усидчивость, способность к концентрации внимания. Именно в этот период родителям нужно обратить внимание на раннее развитие детей. Через 2 года ребенку предстоит идти в первый класс, а значит, наступило время готовить его руку к навыкам письма. Проще всего это делать с помощью рисования, которое любят практически все маленькие дети. С четырехлетнего возраста подросшего сына или дочку нужно учить правильно держать в руке карандаш, кисть, фломастер, восковые мелки. Малышу нужно покупать как можно больше книжек-раскрасок и альбомов, учить его технике рисования по трафаретам и по стеклу.

Раннее развитие ребенка 4 лет обязательно должно включать в себя упражнения, направленные на формирование мелкой моторики рук. Такие упражнения не только подготовят детскую ручку к письму, но и окажут благотворное влияние на становление речи. Отлично развивает мелкую моторику рук пальчиковый метод рисования, который очень любят детишки дошкольного возраста. С этой целью можно также использовать лепку, прекрасными материалами для которой послужат пластилин, глина и соленое тесто. Из них малыш с помощью взрослых сможет сделать простые фигурки. А можно просто отщипнуть кусочек от теста, из которого мама делает пельмени или вареники, и дать ребенку размять его пальчиками — эффект будет ничуть не хуже, чем от лепки. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывает обучение малыша технике оригами, создание вместе с ним поделок из папье-маше, складывание пазлов и конструкторов.

Родителям четырехлетнего ребенка нужно обязательно обратить внимание на его устную речь и способности к запоминанию. Очень полезно разучивать с детьми короткие стихотворения и скороговорки, читать им много книжек. Если малыш все еще плохо говорит или не выговаривает ряд букв, самое время показать его логопеду. Специалист определит причины проблем с речью и поможет ребенку избавиться от них с помощью простых упражнений. Поспособствует формированию речи у малышей игра «Разные голоса». Суть игры заключается в произношении ребенком одной и той же фразы (например, «В лесу живут зайчики и белочки») на разный лад: тихо, громко, быстро, медленно, тоненьким голосом, грубым басом.

Двигательная активность детей в 4 года

Раннее развитие детей необходимо направить на тренировку координации движений. Непоседливых четырехлетних детишек можно записать в танцевальный кружок или спортивную секцию. Физическая активность в этом возрасте пойдет им только на пользу, позволяя эффективно развивать крупную моторику (движения туловища, рук и ног). Если малыш еще не ходит в кружки или секции, необходимо следить за его двигательной активностью дома. Четырехлетнего ребенка нужно приучать делать утреннюю зарядку, она должна войти в привычку с самого раннего возраста. Для того чтобы зарядка доставляла малышам удовольствие, необходимо придумать для них интересные упражнения. Например, пусть кроха сделает ласточку, проползет по полу по-змеиному, попрыгает как лягушка, побегает как лошадка или согнется, словно дерево на ветру.

Очень популярными у детей младшего дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры. Девочки чаще всего играют в дочки-матери, поликлинику, магазин, а мальчики — в гонщиков, полицейских. Для детей это не просто забавы, таким способом они примеряют на себя различные социальные роли. Будет хорошо, если взрослые помогут малышам в их играх, приобретя для этого все необходимые игрушки.

Педиатры советуют проводить с детьми как можно больше времени на свежем воздухе. Замечательно, если в теплые летние дни малыш сможет находиться на улице весь день. Не стоит избегать прогулок с ребенком в плохую погоду, достаточно одеть его потеплее и можно не бояться за его здоровье. Нужно поощрять двигательную активность детей на улице. Пусть они карабкаются по лесенкам, взбираются на турники и горки (конечно, под присмотром родителей), играют в разнообразные подвижные игры. Это могут быть как простые прятки и догонялки, так и игры с мячом, скакалкой и прочими атрибутами.

Подготовка ребенка к школьным предметам

Если ребенок еще не умеет считать и не разбирается в основных цветах, его можно научить этому во время прогулок. Пусть кроха вслед за мамой сосчитает количество шишек или каштанов (их сначала должно быть не больше 5), определит, сколько машин стоит возле его подъезда, сколько ступенек ведет к его дому. В случае когда малыш с легкостью считает до 10, можно начинать его обучать простейшим примерам на прибавление и вычитание, применяя в качестве пособия природный материал (желуди, шишки, палочки). Для изучения цветов удобней всего использовать природу. Дети с легкостью запоминают, что небо голубого цвета, снег — белого, листик с дерева — зеленого, а цветок — красного или желтого.

Развитие ребенка в 4 года позволяет взрослым начинать постепенно обучать их основам письма и чтения. Обычно дети этого возраста уже знают некоторые буквы, а кое-кто из ребят может назвать даже весь алфавит. Наступило время научить их складывать буквы в слоги. Родителям, которых интересует раннее развитие их детишек, следует приобрести кубики Зайцева, предназначенные для обучения младших дошкольников чтению. Существуют еще системы обучения чтению Домана и Эльконина. Учить малыша письму нужно начинать с рисования палочек, зигзагов и геометрических фигур. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал при этом ручку.

В последнее время очень популярными стали школы раннего развития, которые есть во всех крупных городах нашей страны. В 4 года ребенка еще не поздно отдать в такое учебное заведение, занятия в нем будут прекрасной подготовкой младшего дошкольника к поступлению в первый класс. Раннее развитие детей в таких школах осуществляется путем обучения их навыкам счета, письма и чтения в игровой форме, формирования у них творческих способностей и логического мышления. При окончании дошкольного заведения будущие первоклассники будут уметь отличать гласные буквы от согласных, читать слова по слогам, пересказывать услышанный короткий рассказ, уметь считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать разные величины, разбираться во времени, месяцах, сезонах года, общаться с учителями и ровесниками.

Приучение детей к гигиене, распорядку дня

Кроме развития интеллектуальных и физических способностей взрослые обязаны уделить большое внимание здоровью ребенка, приучить его к правилам личной гигиены. Четырехлетнего малыша нужно учить чистить зубы, мыть руки, умываться, причесываться. После совершения утренних гигиенических процедур он должен уметь прополоскать зубную щетку и поставить ее в стаканчик, повесить свое полотенце на крючок. Родителям нужно следить за тем, чтобы их маленькие дети ежедневно совершали эти простые гигиенические процедуры. Если ребенок чистит зубы или моет руки без особого желания, можно купить ему необычную зубную щетку, полотенце с изображением любимого сказочного героя, яркое мыло в виде фигурки животного. Такие простые хитрости помогут привлечь малыша к гигиене. Не стоит забывать, что родители должны прививать малышам любовь к чистоте собственным примером.

Ребенок в 4 года должен уже иметь понятие о режиме дня. Его нужно приучать ложиться спать, просыпаться, гулять и есть в одно и то же время. На протяжении периода бодрствования нужно найти время и для развивающих занятий. Когда у малыша есть свой распорядок дня, он становится более организованным, успевает поиграть и отдохнуть, менее подвержен капризам. Четырехлетним детишкам на полноценный сон необходимо до 12 часов в сутки, из которых 10 часов должны отводиться на ночной отдых, а 2 — на дневной. Есть малышу нужно 4-5 раз в день с промежутками в 3-4 часа. Очень важно следить за тем, чтобы питание ребенка было разнообразным и полноценным, в его рационе должны преобладать свежие овощи и фрукты, молочные продукты, каши, нежирные сорта мяса и рыбы. А вот всевозможных сладостей нужно давать поменьше — они портят молочные зубки и отрицательно влияют на аппетит малыша.

Наблюдение за состоянием здоровья младших дошкольников

За здоровьем четырехлетнего ребенка, как и раньше, следит педиатр. Детский врач определит, соответствует ли физическое развитие малыша средним нормам (в 4 года рост мальчика должен составлять 98,3-105,5 см при весе 15,1-17,8 кг, у девочек рост варьируется в пределах 98,5-104,1 см при весе 14,8-17,6 кг). Также ребенка в этом возрасте следует показать хирургу-ортопеду, лору, окулисту, невропатологу и другим узким специалистам, к которым направит его участковый врач. Обязательно нужно сделать малышу общее исследование крови, анализы мочи и кала. Нередко детей в этом возрасте посылают на УЗИ органов брюшной полости и электрокардиограмму. Если ребенок часто болеет, с наступлением теплой погоды необходимо начинать процесс его закаливания, предварительно посоветовавшись с врачом.

При воспитании младших дошкольников родителям очень часто нужно проявлять выдержку и мудрость. Научившись к 4 годам неплохо разговаривать, малыши начинают болтать без умолку, задавая старшим бесконечные вопросы на всевозможные темы, порой достаточно щекотливые. Маме с папой нужно научиться отвечать на любые вопросы своего малыша, не забывая, что таким образом он познает окружающий мир. Ну и стоит помнить об этическом воспитании: слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» должны прочно укорениться в лексиконе маленького человечка.

В 4 года девочки и мальчики примерно одинаковы в физическом развитии. Их показатели роста и веса почти не различаются. Разница будет заметна ближе к 5 годам, когда мальчики начинают «перегонять» девочек в росте и весе.

В 4 года активно развиваются коммуникативные навыки, ребёнок общается с другими детьми, выражает эмоции, показывает характер, проявляет симпатии или антипатии к людям. Потребность в постоянном движении активно появляется на улице, когда ребёнок играет во дворе со сверстниками. Процесс общения настолько интересный, что может увлечь ребенка на весь день. Детская площадка для него – любимое место для досуга: здесь он осваивает горки и качели, бегает и прыгает. В такие моменты за ним нужен глаз да глаз, ведь дети, заигравшись, могут забыть про безопасность.

Ребёнок познаёт мир

Что касается умственного развития, то в этом плане всё зависит от среды, в которой растёт и воспитывается малыш. Одни родители уделяют внимание занятиям с ребёнком, играют, читают им книги, а другие пускают этот процесс на самотёк, особенно если их чадо посещает детский сад. Поэтому уровень знаний у разных детей различный, но, как правило, в школу все приходят примерно с одинаковым уровнем развития.

Четыре года – это пик познавательной и любознательной активности. Если в три года ребенок изучал мир по картинкам в детских книжках, то теперь он вполне готов к знакомству с окружающей средой в реальности. Смело ходите с малышом в зоопарк или в цирк, после посещения которых обязательно обсуждайте с ребёнком увиденное. Так он научится быстрее формулировать свои мысли. А на улице попутно поиграйте с ним в профессии: покажите ему продавца, водителя трамвая, строителя и т.д.

Чтобы поддержать правильное развитие вашего ребёнка, начинайте знакомить его с буквами, цифрами, основами арифметики. Если малыш охотно впитывает новые знания, то не ленитесь поощрять это стремление.

Игры для развития, тренировки памяти, мелкой моторики

Речь четырёхлетнего малыша становится более чёткой и правильной. Этот период прекрасен для того, чтобы тренировать память ребёнка: заучивайте с ним маленькие детские стихотворения или песенки, помогайте выделять интонацией некоторые слова, а телом и жестами движения героев стиха. Таким образом ребёнок понимает, о чем идёт речь в стихотворении, и включает собственное воображение.

Также выученные стишки можно использовать для игры в «неоконченное предложение». К примеру, вы называете первое предложение из стихотворения, делаете паузу, а ребёнок заканчивает его.

Вообще, игровая форма – лучший вариант для изучения всего. Буквы и цифры можно лепить из пластилина, а геометрические фигуры не только рисовать на бумаге, но и выкладывать из карандашей или кухонных ложек.

Обычно в 4 года дети обожают рисовать, лепить, клеить, что важно для развития мелкой моторики. Ваша задача – создать не только творческий процесс, но и сделать его максимально полезным. Если ребёнок научился более-менее ровно рисовать фигуры и крепко держать в руке кисточку, купите ему альбомы для раскрашивания с образцами рисунков, которые нужно дорисовать самостоятельно.

Игры в ассоциации – отличное и традиционное занятие для тренировки памяти и мышления. Задайте ему пример какого-то объекта и спрашивайте об ассоциациях.

Ребёнок и спорт


Если родители посчитают нужным развивать ребёнка в спортивном направлении, то четыре года – оптимальный возраст, когда можно начать заниматься спортом. Как плавание, так и гимнастика будут полезны для развития мускулов и общего повышения иммунитета. По утрам выполняйте с малышом зарядку. Несколько простых движений вроде поворотов и приседаний – и ваш ребёнок получит заряд бодрости на весь день. Кстати, так вы приучите к дисциплине и тяге к физическим упражнениям не только ребёнка, но и себя.

Маленького спортсмена можно определить в какую-либо секцию, чтобы с ним занимался профессионал. Но прежде постарайтесь выявить потребности самого ребёнка. Возможно, для этого некоторое время вам придётся позаниматься с ним дома. Спортивными упражнениями начните заниматься, оборудовав в комнате у ребёнка детский спортивный уголок. Как правило, «шведская стенка» оборудована лестницей и турником. Со временем её можно дополнять кольцами и другими снарядами.

Если летом вы всей семьей выбрались на морское побережье, то у вас есть прекрасная возможность научить ребёнка плавать. Конечно, у него не сразу получится держаться на воде, и он может несколько раз «захлебнуть» в рот воды. Поэтому для начала важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание.

Психологическое развитие: эмоциональный бум

Очень важно в этот период обращать внимание на психологическое состояние вашего малыша. В 4 года у ребёнка развивается психика. Практически каждый день он испытывает множество разных эмоций: радость, грусть, стыд, страх, обида и другие. Всё это новые состояния для малыша, которые раньше были вызваны инстинктом, а теперь – сознанием и началом формирующегося характера.

Сейчас родители не должны упустить момента в воспитании у ребёнка норм и правил поведения в обществе. К примеру, если разговаривают взрослые, нельзя их перебивать. Или что нельзя обращаться к взрослому человеку на «ты», брать без разрешения чужие вещи и т.д. Но важно не только учить тем или иным вещам на словах, но и показывать собственным примером, чтобы у ребёнка в голове не возникало противоречия. Папа не должен держать в руке сигарету, и при этом внушать сыну рассказ о вреде курения.

Часто дети подражают родителям, поэтому придумывайте с ребёнком какие-то совместные дела, с которыми ему будет не трудно справиться. Можно элементарно предложить малышу собрать вместе игрушки и расставить их каким-то необычным образом. Обязательно похвалите вашего маленького помощника, даже если у него что-то не получилось, ведь он так старался! Главное, не будьте равнодушными к попыткам ребёнка наладить с вами контакт.

Что ребёнок в 4 года должен уметь? Эта статья дает ориентировочные нормы степени сформированности процессов психических вашего чада в возрасте 4 года и предназначена для вашего ознакомления. Вы можете проверить его вероятные возможности в различных сферах знаний и понять, в каких сферах знаний Ваше чадо преуспевает, а в каких нуждается в дополнительном внимании и времени.

В этом разделе «Дети от четырех до пяти лет» мы сконцентрировали весь материал, напечатанный на нашем сайте, что может помочь Вам и Вашему малышу готовиться к следующему, более глубокому этапу занятий.

Материалы для Ваших упражнений вы можете использовать в своем доме, в начальных классах школы либо в детском саде.

Окружающий мир

  • Ребёнок в 4 года должен уметь отличать между собой фрукты, ягоды и овощи, знать какими они бывают, и когда они зреют.
  • Малыш должен знать все наименования насекомых, уметь говорить о том, как они ползают (кузнечик прыгает, улитка ползет, бабочка летает).
  • Малыш должен знать животных домашних и их детей, уметь называть их.
  • Малыш должен уметь угадывать времена года по картинкам, знать приметы каждого времени года.

Развитие речи ребенка 4 лет

Ребёнок в 4 года должен уметь:

  • Малыш должен пользоваться тысячью слов, строить фразы из шести – восьми слов. Понимать малыша должны не только родители, а и посторонние люди.
  • Малыш должен понимать, чем разнится строение тела человека от строения тела животных, называть правильно их части тела (волосы – шерсть, ногти – когти, руки – лапы).
  • Малыш должен уметь верно ставить имена существительные в множественное число (мальчик – мальчики, бабочка – бабочки).
  • Малыш должен уметь искать предмет по его описанию (апельсин – круглый, сладкий, оранжевый).

    Уметь независимо составлять описание этого предмета.

  • Малыш должен знать значение предлогов (за, на, в, под, около, между и так далее).
  • Малыш должен знать названия профессий, чем эти люди занимаются на работе.
  • Малыш должен уметь поддержать беседу: знать, как отвечать на вопросы и уметь их верно задавать.
  • Малыш должен уметь пересказать содержание услышанного рассказа, сказки, знать наизусть пару стихов, считалок.
  • Малыш должен правильно называть свой адрес, свою фамилию, свой возраст.
  • Ребёнок в 4 года должен уметь верно отвечать на вопросы относительно недавно случившихся событий: Где ты гулял сегодня? Кого встретил? Что тебе купила мама? Что было одето на тебе?
  • Логическое мышление

    Развитие Внимания, Памяти, Мышления

    Ребёнок в 4 года должен уметь:

    • Малыш должен уметь отыскивать явные отличия между 2-я картинками (либо между 2-я игрушками).
    • Малыш должен уметь сложить по образцу постройки из своего конструктора.
    • Малыш обязан уметь складывать картинку, разрезанную из двух-четырех частей.
    • Малыш должен уметь выполнять задание на протяжении пяти минут не отвлекаясь.
    • Малыш должен уметь сложить пирамиду (чашечки, складывая их друг в друга) без чей-либо помощи.
    • Малыш должен уметь вкладывать недостающие фрагменты картин в отверстия.
    • Малыш должен уметь называть группу предметов обобщающим словом (кот, собака, корова – домашние животные; весна, лето, осень – времена года). Малыш должен уметь отыскивать в каждой группе лишний предмет, разыскивать пару каждому из предметов.
    • Малыш должен знать, как правильно отвечать на такие вопросы как: Можно ли весной кататься на лыжах? Почему? Зачем зимой нужно одевать перчатки? Зачем нужны двери и окна в доме? И так далее.
    • Ребёнок в 4 года умеет выбирать противоположные слова: пояс узкий – пояс широкий, забор высокий – забор низкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная перемена – короткая перемена и так далее.
    • Малыш должен уметь запоминать так называемые пары слов, которые прочли взрослые: кружка-вода, мальчик-девочка, кошка-собака и так далее.
    • Малыш должен уметь увидеть на картинке неверно изображенные предметы, объяснять, что с ними не так и отчего.

    Математика

    Малыш в возрасте от четырех до пяти лет должен уметь:

    • Малыш должен знать правильное расположение предметов: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, посередине.
    • Малыш должен знать главные геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.
    • Малыш должен знать все цифры от нуля до десяти, должен считать предметы в пределах 10-ти, соотносить число предметов с необходимой цифрой.
    • Малыш должен уметь расставить цифры от 1 до 5 в обратном порядке и в правильной последовательности.
    • Ребёнок в 4 года умеет уже понимать значение: меньше – больше, поровну.
    • Малыш учится верно писать цифры, знакомиться с графическим образом числа.
Загрузка...