1001-market.ru

Что делает ребенок в год. Что должен делать уметь ребенок в год? Что должен уметь малыш в 1 год

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.07.2019

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых – кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным – ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство – поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Игры для развития годовалого ребенка

Толкание – игры на уверенность и координацию

В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.

Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.

Забота – как воспитать ласкового ребенка

Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.

Пищалки – творческие игры

Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.

Бум!

Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.

Доверие и любовь

Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.

Попасть в отверстие – развитие мелкой моторики и ловкости

Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость.

Можно купить что-нибудь наподобие в магазине – к примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать такую игрушку своими руками, то можно, во-первых, проявить фантазию, а во-вторых, периодически модернизировать ее, чтобы игра ребенку не наскучила.

Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.

Читайте далее:

Что должен уметь ребенок по месяцам!

1 месяц

Должен уметь ребенок
– лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
– фокусировать взгляд на лице;
– реагировать на общение с ним – переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.

Может также уметь
– провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
– лежа на животе, поднимать голову на 45°;
– издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
– улыбаться в ответ на вашу улыбку.

2 месяца

– улыбаться в ответ на вашу улыбку;
– издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).

– лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;

– держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
– тянуться к предметам;
– соединять руки;
– смеяться вслух; – визжать от восторга.

3 месяца

– лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.


– рассеянно улыбаться;
– поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
– поворачиваться на голоса, особенно голос матери; – издавать фыркающий звук.

4 месяца

– лежа на животе, поднимать голову на 90°;
– громко смеяться;
– провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

– переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
– сидеть без опоры;
– возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

5 месяцев

– твердо держать голову в вертикальном положении;
– переворачиваться (в одну сторону);
– обращать внимание на очень маленький предмет;
– «петь» звуки, меняя интонацию.


– стоять, держась за кого-либо или что-либо;
– прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
– перекладывать предмет из одной руки в другую;
– искать упавший предмет;
– подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
– лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

6 месяцев

– произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
– сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).

– подтягиваться в стоячее положение из сидячего;


7 месяцев

– сидеть без опоры;
– издавать влажный фыркающий звук.

– играть в «ку-ку» (к 7 месяцам и ¼ месяца);

– подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
– отчетливо произносить «мама» или «папа».

8 месяцев

– перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
– искать упавший предмет.

– стоять, держась за кого-то или за что-то;
– подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
– ходить, держась за мебель;
– короткое время стоять без посторонней помощи;

9 месяцев

– прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.

– играть в мячик(катить вам его обратно);
– пить из чашки без посторонней помощи;
– отчетливо произносить «папа» или «мама»;
– отвечать жестом на короткую команду, типа «Дай это мне».

10 месяцев

– стоять, держась за что-либо;
– пытаться встать из сидячего положения;
– возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
– неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
– играть в «ку-ку».

– отчетливо произносить «папа» (к 10 месяцам) или «мама»(к 11 месяцам);
– хорошо стоять без посторонней помощи;
– пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
– произносить еще одно слово, кроме «мама» или «папа», «дай»;
– ходить.

11 месяцев

– самостоятельно садиться из положения на животе;
– подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
– понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

– играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
– произносить 3 (или больше)слова, кроме «мама» или «папа»;
– отвечать жестом на короткую команду, типа «дай это мне»;
– хорошо ходить.

12 месяцев
– ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
– понимать слово «нет»;
– выполнять несложные просьбы;
– знать, как его зовут.

– хорошо ходить;
– произносить 5 и больше слов, кроме «мама»,«папа»;
– играть в «Сороку-ворону»;
– активно рисовать каракули карандашом или мелками.

Словарный запас ребенка

3 месяца
– появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки «м» «г», «к», «н».

6 месяцев
– из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.

10 месяцев
– появляются 2-3 «лепетных» слова: «мама», «баба», «ляля».

2 года
– словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.

2 года 6 месяцев
– правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.

3 года
– словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы.

4 года
– в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

5 лет
– запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова(«одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.

5-7 лет
– словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.

Как развивается речь с развитием ребенка:

1 месяц


- услышав звук, настораживается, прислушивается,
- реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
- при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
- следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого


- в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
- общайся с ребенком, подражать его звукам;
- если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.


- ребенок никогда не кричит перед кормлением;
- у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией - нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.

2 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- улыбается при общении с родителями;
- сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Чтобы стимулировать развитие речи:
- продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
- комментируй свои действия.

3 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

Чтобы стимулировать развитие речи:
- повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
- веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
- называй ребенка по имени.

4 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- продолжает гулить;
- в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех - повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
- каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты: важно, чтобы в них были повторения и ритм.

Нужно обратиться к специалисту, если:
- ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.

5 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
- попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет («Где папа? „).

6 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- поворачивает голову на звон колокольчика;
- произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
- произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
- прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало - «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
- покажи кукольное представление.

7 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
- говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- имитируй животных и предметы.
- покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками

8 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
- лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов - „Гуси-гуси“:

Гуси-гуси! - Га-га-га
- Есть хотите? - Да-да-да!…

Играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок

9 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
- произносит слоги, имитирует звуки;
- откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
- понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает - не значит слушается)

Чтобы стимулировать развитие речи:
- спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
- Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
- читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги

10 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- использует в общении как минимум 1–2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
- машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)

Чтобы стимулировать развитие речи:
- играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
- говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
- объясняй значение слов снова и снова;
- при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.

11 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
- дает игрушку в ответ на просьбу;

Чтобы стимулировать развитие речи:
- спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)

1 год-1 год и 3 месяца

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
- дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
- читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз - иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.


- после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
- к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.

1 год и 3 месяца- 1 год и 6 месяцев

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
- выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;

Чтобы стимулировать развитие речи:
- читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
- научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное - увидеть результат.

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.

Комментариев нет

Всего за полгода крохотный новорожденный превращается в подвижного малыша. Это серьезной переломный момент, ведь кроха уже физически окреп, стал интересней в плане коммуникации и психологического развития. Все лучше умеет управлять своим телом, обучается новым навыкам и лучше общается с близкими. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев, и какими этапами развития он овладел, попробуем узнать детальнее. Не стоит сразу паниковать, если какие-то пункты не сошлись, есть допустимые отклонения от усредненного графика развития.


Физиологические изменения

В первую очередь малыш очень меняется на физиологическом уровне. Он уже не беспомощный кроха, а вполне самостоятельный маленький человечек. Развитие ребенка в 6 месяцев обычно предусматривает следующие параметры:

  1. Мускулатура спинки развилась до такого уровня, что карапуз без проблем может сидеть даже без посторонней помощи. Более того, он может удерживать равновесие и полностью контролировать управление ручками. Не стоит забывать о дальнейшем развитии мышц и упражнениях, так как этот момент важен для начала ползания.
  2. Теперь малыш способен свободно перекатываться в разные стороны, становится весьма подвижным и еще более активным в коммуникации со взрослыми.
  3. Говоря о зрении, можно четко отметить, что оно полностью развито и уже функционирует на уровне взрослого человека. Что должен уметь делать карапуз – так это без проблем следить за передвигающимися предметами и взглядом других людей.
  4. У большинства деток в данном возрасте . В основном они появляются сначала на нижней челюсти. В связи с этим фактом образуется большое количество выделения слюны, потому не забываем носить слюнявчик.

Физическое развитие

В сфере физического развития также происходит много изменений. За этот месяц ребенок дополнительно набирает 650 грамм и стает выше примерно на 2 сантиметра.

Интересен факт, что теперь крохи становятся примерно в два раза больше и длиннее, чем тогда, когда появились на белый свет.

По статистическим данным грудная клетка стает больше на 1-2 см, окружность головы увеличивается на 0,5-1 см. Приблизительные параметры в цифрах можно посмотреть в таблице.

Важно отметить, что вовсе не обязательно, чтобы ваш малыш отвечал точным данным. Каждый развивается абсолютно индивидуально и нельзя сказать с точностью о том, каким нормам обязан отвечать конкретный ребенок. Если вдруг родители обнаружили, что их ребенок совершенно не соответствует цифрам и обеспокоены по этому поводу, рекомендуется обратиться на консультацию к специалисту, чтобы он мог провести полный осмотр и дать заключение.

Кстати, очень часто бывает так, что масса тела мальчика значительно отличается от веса девочки. С медицинской точки зрения это объясняется тем, что их физическое развитие происходит более интенсивно.

Развитие на эмоциональном и зрительном уровне

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев – так это активно познавать мир и улавливать всю информацию на лету. На самом деле это огромное количество новых событий, которые мозг должен обработать и разложить «по полочкам».

  • Зрение у малышей еще дальнозоркое, потому рассматривать игрушки с близкого расстояния не совсем удобно. Первый цвет, который видит и на который реагирует карапуз – это красный. Если вы обратите внимание, именно игрушки красного цвета будут замечаться и выделяться в первую очередь. Более того, на зрительном уровне и восприятии ребенок способен условно разделять цветовые гаммы по категориям, соответственно их темным и светлым оттенкам.
  • В 6 месяцев девочке и мальчику положено реагировать или откликаться на свое имя. После того, как вы обратитесь, ребенок обязательно отреагирует и повернет головку в том направлении, откуда исходил источник звука. Малыши очень любят, когда к ним обращаются по имени и оживленно на это реагируют (начинают улыбаться, махать ручками и ножками).
  • Кроме этого на эмоциональном уровне можно наблюдать разные реакции, не только радость или печаль. Вместе с малышом растет и спектр различных проявлений на внешние события. Здесь очень важно следить за своим собственным поведением, ведь дитя старается скопировать маму и папу, а также близких людей, которые его окружают. В будущем это влияние сформирует частичку личности уже взрослого ребенка. На счет посторонних людей – тут малыш ведет себя предельно осторожно. Скорее всего, он не станет плакать, но будет относиться к ним с опаской.

Перечень того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Что должна девочка и мальчик уметь 6 месяцев, так это:

  1. Учится обращаться со своей кружкой и ложкой. Конечно, это еще не тот этап, когда ребенок начинает принимать пищу самостоятельно, но сейчас малыш не откажется сам подержать в руках ложечку. На самом деле это первый шаг к тому, чтобы начать кушать без посторонней помощи.
  2. Коммуникативная речь по-прежнему активно развивается и пополняется новыми навыками. Лепет стает продолжительным, среди различных звуков можно различить слога «ма», «ба», «па», которые иногда сливаются в слова. Пока еще такие слова неосознанные, но вскоре таковыми станут.
  3. Медленно, но уверено подходит этап подготовки к ходьбе. Теперь карапуз пробует ухватиться за что-либо и вставать. Если в этот момент взрослый предоставит надежную опору и возьмет маленького за руки, тот сможет подняться на прямые ножки. Более этого, когда обхватить малыша за грудную клетку, он начнет перебирать ножками, пытаясь ходить.
  4. Что должен уметь 6 месячный ребенок, так это уверенно держать в руках предметы. Теперь, когда его заинтересует ложка, игрушка или любой другой небольшой объект, дите обязательно потянется к нему чтобы взять и рассмотреть. Даже если он возьмет, а предмет выпадет, малышу не составит никакого труда поднять его вновь. Подержав игрушку или ложку в одной руке, кроха может ловко переместить ее в другую.
  5. Ассоциативная реакция начинает работать, и теперь ребенок вполне способен связывать свои действия и их результат. К примеру, если привязать на ручку колокольчик, мальчик или девочка поймут, что если подергать ручкой, он будет звенеть. Или когда выбросить игрушку с рук, она упадет на пол. Такие ассоциации с каждым днем будут развиваться, давая понимания, как и что происходит, если сделать определенные действия.
  6. Нельзя воспринимать детскую натуру тянуть все в рот, как плохую привычку. В полгода у детей активно развивается исследование предметов, и они пробуют их на вкус.
  7. Что малыш должен уметь в полгода, так это губками снимать еду с ложечки. Не всем деткам удастся это сделать, но, по крайне мере, они будут пытаться.
  8. Обязательное умение – это осуществлять переворот со спинки на животик. Важно отметить, что в это время родители не должны оставлять своих деток самих, а целиком контролировать этот процесс, иначе могут быть плохие последствия.

    Не упускайте ребенка из вида, а для страховки стелите подушки или одеяло!

  9. В этом возрасте можно приучать дите к кружке. Первым таким опытом станет специальный детский поильник. Наверняка крохе будет очень интересно, что это такое, и он возьмет его в ручки, чтобы исследовать. Большим преимуществом является то, что предмет очень легкий и даже если опрокинется, оттуда не вытечет много жидкости.

Помните, что некоторые из навыков приходят лишь со временем, потому не стоит переживать, если ваш малыш еще не лепечет, отказывается сидеть или вставать на ноги, не всегда различает близких и посторонних людей. Эти способности придут немного позже.

Стоит беспокоиться и обратится за консультацией к врачу, если:

  • Ребенок до сих пор не переворачивает со спинки на животик.
  • Лежа на животике, не пробует поднимать верхнюю часть тела.
  • Не умеет сидеть с поддержкой взрослого или дополнительных предметов (подушки, детского стульчика, прочее).
  • Малыш отказывается поворачивать шею и голову на звук или для того, чтобы рассмотреть предметы.
  • Карапуз молчалив, не идет «на разговор», отсутствует гуление.
  • Нет навыка изучения окружающего мира с помощью рук или рта.

Развивающие занятия и упражнения

Кроме всего прочего родители должны заниматься развитием своих деток в разных сферах (физической, психологической, коммуникативной и не только).
На сегодняшний день существует множество разработанных программ и комплексов, следуя которым малыш сможет усовершенствовать навыки. К самым элементарным упражнениям, которые родители могут выполнять самостоятельно дома, относятся:

  1. Тренировка в ползанье. Для этого необходимо подготовить достаточно пространства и обеспечить чистоту пола. Все что следует сделать – это разложить в разных местах яркие цветные игрушки, которые будут стимулировать ребенка к ним подползти.
  2. Сядьте с дитем один напротив другого и возьмите мячик. Перекатывайте его малышу и наблюдайте за реакцией. Наверняка он будет очень довольный и счастливый.
  3. Развиваем координацию. Папа может усадить кроху на плечи и немного покатать. Мама в свою очередь посадить на ногу или колени и начать качать (сначала медленно, затем быстрее).
  4. Рекомендуется обзавестись большими ящиками или коробками для хранения в них игрушек. Скорее всего, малыш будет доставать их оттуда, таким образом, двигаясь и играясь.
    В конце игры попробуйте показать ему, что их нужно сложить обратно, демонстрируя это на своем личном примере.
  5. Не забывайте о легком массаже пальчиков. Для этой процедуры достаточно каждый день уделять по 3-4 минуты времени.
  6. Позволяйте играться с коробочками и формочками, которые разные за своим размером. Также кроха оценит матрешки, фигурки, которые можно перемещать по спирали, различные пищалки, прочее.
  7. Хорошее упражнение для понимания – это когда малыш держит по игрушке в каждой руке, а вы предлагаете ему третью. Первая реакция – это ухватится за нее. Но за тем приходит осознание, что сначала нужно положить одну игрушку, чтобы получить другую.
  8. Для развития ощущений и мелкой моторики возьмите несколько мешочков и засыпьте туда разные наполнители. Это могут быть пуговицы, фасоль, камушки, пшено и т.д.
  9. Чтобы развивать коммуникативные способности, всегда старайтесь поддерживать лепет малыша и объясняйте все происходящее. Хорошо, если вы будете ассоциировать свои действия с собой лично. Это значит, что когда, к примеру, вы даете игрушки, то говорите вслух «сейчас мама даст тебе игрушку». Таким же образом научите кроху соотносить слово «папа».
  10. Детки просто в восторге от ярких книжек и изображений в них. Хорошо, если вы будете уделять немного времени на исследования разных историй, при этом рассказывайте что происходит на картинках, и показывайте главных героев. Отлично, если вместе с изображениями будут присутствовать короткие стишки или фразы.
  11. Постоянно комментируйте события и называйте предметы, которые окружают вас в данный момент. К примеру, когда происходит прогулка по парку, следует показать карапузу дерево, листочек, мимо проходящую собачку или кошку, и т.д.
  12. Остаются любимыми игра в «ку-ку», «сорока-ворона» и ладушки. Детки в восторге от них, потому не стоит забывать время от времени радовать малыша.
  13. Во время процесса купания используйте различные игрушки, предназначенные для ванной. Пускай в воде плавают резиновые уточки, кораблики и другие фигурки.
  14. Самый лучший вариант развивать в ребенке коммуникацию – это знакомить его с другими детками такого же возраста. Становится меньше шансов, что дите будет замкнутым и одиноким.

Вместе с остальным развиваются и коммуникативные способности. Теперь ребенок беспрестанно лепечет и тянется к разговору с взрослым. На данном этапе родителям стоит проявить особенное внимание, и стараться максимально объяснять ребенку о том, что происходит вокруг. Этот момент очень важен для формирования ассоциативных навыков и понимания мира.

Два года – переходный этап в развитии малыша, когда происходит становление его личности. Демонстрация новых навыков радует родителей, которые не перестают сравнивать своего малыша с другими детьми, но иногда различия могут складываться не в пользу собственного отпрыска. Как определить, что должен уметь ребенок в 2 года, и насколько важно соответствие этим нормативам, от чего зависит, что один карапуз развивается быстрее, чем другой? Причины, как правило, кроются в наследственности, но иногда неудачи детей связаны с отсутствием нормального обучения.

Для данного периода развития характерно прибавление роста малыша на 10 сантиметров в год, вес при этом увеличивается на 2-3 килограмма.

В плане анатомии и физиологии происходят следующие изменения:

  • при замедлении роста головы начинается интенсивный рост конечностей, из-за чего пропорции меняются, приближаясь к параметрам взрослого человека;
  • лицо ребёнка перестаёт быть округлым, каким оно было до этого, и вытягивается, принимая специфический, обусловленный генетическим кодом овал;
  • пропадает так волновавшее родителей плоскостопие, поскольку исчезают характерные для младенцев жировые подушечки;
  • количество жировой ткани в теле ребёнка заметно снижается, поэтому стройнеет его фигура и лицо;
  • мышцы малыша становятся боле упругими и крепкими.

Все эти перемены способствуют повышению координации и ловкости малыша, который с удовольствием собирает более сложные пазлы, мозаики и конструкторы, по сравнению с годовалым возрастом.

Двухлетние дети прекрасно ориентируются в пространстве, у них усовершенствуется вестибулярный аппарат, благодаря чему они лучше сохраняют равновесие. Движение всё больше увлекает двухлеток, так как теперь они намного лучше владеют своим телом, более сильны и выносливы, кроме того, могут развивать высокую скорость перемещения.

Неудивительно, что они чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Умственная деятельность их тоже повышается, вследствие чего они могут решать логические головоломки, принимать весьма нестандартные решения, правда, логика у них пока своеобразная, одним словом, детская. Однако, это заметный прогресс в формировании мыслительных процессов и таких важных функций мозга, как память, пространственное мышление, концентрация внимания, без которых невозможно находить связи между событиями, и делать выводы.

Несмотря на то, что ребёнок стал сильнее и быстрее, на движение и умственную деятельность он способен тратить огромное количество энергии, поэтому результатом становится быстрая утомляемость. Если в течение 15-20 минут малыш занимается одним и тем же делом, тем более, монотонным, он быстро устаёт и взрослым это надо учитывать. Чтобы дети быстро схватывали информацию, а главное, запоминали её, обучающие занятия нельзя затягивать больше чем на полчаса, после этого ребёнку можно предложить заняться чем-то другим, что сможет его отвлечь.

Ещё одна особенность – кризис возраста. Поведение детей, считающих себя чуть ли не взрослыми, меняется в худшую сторону. Ещё недавно послушные и уравновешенные они начинают капризничать по любому, даже незначительному поводу. Иногда такое может случаться по несколько раз в день, что, безусловно, изматывает родителей. Обычно истерики связаны с запретами, нежеланием выполнять поручения, неудовлетворёнными желаниями. Причины конфликтов самые разные, а, порою, просто абсурдные – так ребёнок, ощущая свою самостоятельность, пытается выстраивать новые отношения и испытывает взрослых на прочность, манипулируя их чувствами.

Родителям остаётся только спокойно объяснить сыну и дочери, каковы границы дозволенного, и почему, в любом случае оставаясь при своём решении. Это единственный способ, как утихомирить разбушевавшееся дитя. Если не идти у него на поводу, со временем ссоры утихнут, а жизнь вернётся в нормальное русло.

Между тем, развитие ребенка в 2 года предусматривает даже такие неприятные нюансы – это тоже движение ребёнка вперёд и момент, может не самый лучший, его адаптации к реальному миру. Папе с мамой в таких ситуациях необходимо действовать мудро, и продолжать свою миссию по развитию малыша, отвлекая его на более интересные и важные вещи.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Физическое и умственное развитие детей идёт полным ходом, и приносит родителям много радости, помимо уже известных огорчений.

В основном, все дети в этом возрасте обладают многими навыками, и это только некоторые действия, из тех, что должен уметь делать двухлетний карапуз:

  • уверенное хождение и бег, привычные для ребёнка;
  • подъём по лестнице и наклонной плоскости;
  • свободное перешагивание через препятствия;
  • хождение задом и повороты;
  • прыганье на небольшую высоту;
  • способность строить домики и башни из конструктора;
  • управление мячом – броски, удары ножкой, малыш уже может ловить мяч и кидать его прицельно;
  • помощь родителям в домашних делах – полив цветов, уборка, мытьё посуды, готовка блюд вместе с мамой.

В два года дети уже используют от 100 до 300 слов, связывая их в короткие предложения, и каждый день способны запоминать новые названия, благодаря развитию памяти. Они отвечают на несложные вопросы, научились здороваться и прощаться, узнавать и называть предметы на рисунках и книжных картинках.

Двухлетний ребёнок привык самостоятельно умываться, чистить зубки, которых у него уже около 20-ти, кушать супы и другую жидкую пищу ложкой, при этом, не пачкаясь, снимать и надевать верхнюю одежду.

Когда заходит речь о детях разных полов, взрослым бывает интересно узнать что нужно уметь в 2 года девочке. Малышке в этом возрасте уже пора понимать, что она будущая женщина, и это, абсолютно, нормально. Девочки также способны веселиться и много двигаться, но они более усидчивы, когда дело касается настольных игр, больше любят складывать мозаики и пазлы, могут подолгу заниматься куклами, рисовать и слушать музыку. Вполне естественной является их уравновешенность и относительное послушание, ведь они оценивают людей по их отношению к себе.

Иначе ведёт себя мальчик, уметь в 2 года он может многие вещи, но при этом проявляет большую активность и непоседливость. Его возросшая самостоятельность часто проявляется в действиях протеста против взрослых, которые не дают или не хотят с ним играть, запрещают смотреть мультики, укладывают спать и многое другое, что детям, вообще, не может нравиться.

Как помочь ребёнку расти и развиваться

Обсуждая, что должен уметь ребенок в 2 года, напомним, что физическое и интеллектуальное совершенствование, помимо влияющей на него генетической программы, напрямую зависит от многих внешних факторов, которые крайне важны для маленького ребёнка.

К ним относятся:

  • климатические условия, в которых растёт маленький человек;
  • режим кормления и сна;
  • экологическая обстановка, способная замедлять процессы формирования организма;
  • физические упражнения, необходимые для повышения более качественной работы опорно-двигательного аппарата.

Малыш должен уметь в два года много ходить, прыгать и бегать, забираться и спускаться с возвышений, освоить речь и элементарную логику, но если какие-то из перечисленных условий для него являются неблагоприятными, то можно говорить о таких проблемах, как недобр или перебор веса и общее отставание.

Для развития физических данных малышу необходимо:

  1. Сбалансированное питание по специальному графику. В этом возрасте дети принимают пищу 4-5 раз в день, ночью едят только детишки, которые до этого времени питались материнским молоком и сохранили эту привычку. Но теперь их уже нужно отучивать от таких кормлений. Важно, чтобы в пищу дети употребляли только свежие и качественные продукты, имеющие в составе все необходимые компоненты для здоровья и активности. Им нельзя давать трудную, тяжело усвояемую еду, тяжёлые продукты, жареные блюда.
  2. Также важен сон малыша, который составляет в норме около 12-13 часов в сутки, 2 часа он спит днём. Если присутствуют симптомы регресса сна, нередкие для двухлетних детей, то следует разбираться в причинах, чтобы решить эту проблему.
  3. Для детей важно пребывание на свежем воздухе не менее 6 часов в день, а также ежедневные закаливающие и водные процедуры.
  4. Значительную роль играют физические нагрузки:
  • игры с использованием мяча;
  • прыганье на двух ногах;
  • подражание движениям животных;
  • поднятие посильных предметов для выработки силы;
  • хождение по неровной и наклонной поверхности, чередование бега с хождением;
  • ходьба на носочках и пяточках;
  • висы на турнике и кольцах;
  • ходьба по бревну, узкой доске, парапету, на руках с помощью взрослых;
  • активные игры – хоровод, догонялки;
  • лазанье по канату и домашней шведской стенке;
  • упражнения на фитболе.

Для изучения свойств отдельных предметов, развития математических и логических способностей, воображения, памяти и внимания нужны следующие игры и уроки:

  • игровые процессы, связанные с вкладыванием одних фигур в другие;
  • выстраивание башен, домов из кубиков и деталей конструктора;
  • изучение цифр, основ арифметики;
  • нахождение различий на одинаковых картинках;
  • сортировка предметов по разным признакам;
  • прятки, нахождение описанных словами игрушек;
  • игры на запоминание, на удачу;
  • изучение домашних и диких животных, насекомых, птиц и рыб;
  • знакомство с временами года, суточными периодами;
  • обсуждение событий прошлого дня;
  • разговоры о разных профессиях людей, бытовых устройствах, городах и т.д.

Также необходимо проводить занятия для того чтобы развить музыкальные способности малыша, в этом поможет:

  • прослушивание детских музыкальных спектаклей, классической музыки, песен;
  • танцы под быструю ритмичную и медленную музыку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • выполнение заданий на определение темпа пьес, их грустного, весёлого, тихого или громкого звучания;
  • пение с мамой;
  • отбивание простого ритма ладошками.

Не менее важны игры и уроки, обучающие ребёнка определению запахов, текстуры разных материалов. Можно придумать множество задач для развития зрения, слуха, вкуса и обоняния, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием.

Совершенствование речи – это важный аспект, помогающий двухлетке адаптироваться среди других людей, артикуляционные упражнения и чтение будут в этом плане очень полезны:

  • можно читать с ребёнком сказки, детские книги, увлекательные истории про животных;
  • устраивать инсценировки по простым любимым сюжетам;
  • учить ребёнка запоминанию и пониманию предлогов и местоимений;
  • обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы;
  • описывать и показывать на картинках незнакомые малышу предметы, явления природы, бытовые приборы, машины и многое другое;
  • просить, чтобы дети рассказывали о своих дневных впечатлениях, составляли рассказ по картинкам.
  • чтобы тренировать артикуляцию и правильное произношение, научить малыша говорить тихо и громко, предложить ему погримасничать перед зеркалом, издавая отдельные звуки.

Чтобы процесс обучения проходил эффективно, важно чтобы у ребёнка было хорошее настроение, и чувствовал он себя комфортно, а для этого важна общая атмосфера, царящая в доме.

В два года дети уже не так пугливы и им, помимо собственных домочадцев, становятся интересны другие люди. При контактах с детьми, воспитанными иначе и в других условиях, неизбежны размолвки, конфликты и даже агрессия, поэтому ребёнка важно научить ладить со сверстниками и старшим поколением. К трём годам малыш уже сможет показать, насколько он воспитан, но пока ещё он ведом темпераментом, личными интересами и сильными эмоциями, которыми пока не может управлять.

Развитие ребенка в 2 года: видео

Знание того, что должен уметь ребенок в 2 года, поможет родителям убедиться, что с их малышом всё в порядке и понять, чем лучше всего его занять в часы бодрствования. Но не стоит забывать, что при этом следует учитывать особенности детской физиологии и психики, характерные для этого важного периода.

Загрузка...