1001-market.ru

Что должен знать начинающий воспитатель детского сада. Вхождение в профессию воспитатель. Работа с начинающими воспитателями. Что должен знать воспитатель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 109

«ЖУРАВУШКА»

ОПЫТ РАБОТЫ

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

ЗОТОВОЙ ОЛЬГИ ПЕТРОВНЫ

ТЕМА: «РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ ВОСПИТАТЕЛЯМИ»

АННОТАЦИЯ

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образовательную среду дошкольного учреждения. В детские сады неохотно приходят молодые специалисты, им требуется немало времени на вхождение в профессию.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги ожидают от них профессионализма в работе. Нередко у начинающего педагога при наличии теоретических знаний отсутствуют практические умения. Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.

Данный опыт работы раскрывает специально организованную работу по адаптации с такими педагогами, может способствовать снятию проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь учреждения. Чем комфортнее будет каждому из таких специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.

Введение

“Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не кончил

педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…”

А.С. Макаренко

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:

    не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

    высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

    педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;

    работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;

    имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, в детском саду работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разноуровневой, дифференцированной методической работы в учреждении с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми.

Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения начинающего воспитателя в образовательную среду. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

    трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

    профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

    в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

    материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Выполнению перечисленных выше условий, позволяющих адаптироваться начинающим педагогам, во многом способствует организация «Клуба начинающего воспитателя», в деятельности, которого ведущая роль отводится мне как старшему воспитателю ДОУ.

Клуб выполняет следующие задачи:

Создание условий для выявления профессиональной ориентации

Содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности.

Оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.

В Клуб входят начинающие воспитатели и более опытные педагоги – наставники.

Занятия Клуба начинающего воспитателя планируются 1 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы Клуба начинающего воспитателя проводятся анкетирования среди начинающих педагогов (Приложение 1), чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока целесообразно привлекать специалистов образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный профессиональный опыт работы - наставников.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов обращаю внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вношу в план работы Клуба начинающего воспитателя необходимые коррективы.

Клуб начинающего воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ. Предлагаю положение о Клубе начинающего воспитателя (Приложение 2), регламентирующее организацию и порядок работы с начинающими педагогами и план работы на год.

В нашем ДОУ 18 % начинающих педагогов с разным уровнем подготовки:3 –имеют высшее образование, но не дошкольное, 1 – среднее профессиональное дошкольное, у всех стаж работу в ДОУ до 3- х лет.

Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы, мастер-классы, консультации по самообразованию, индивидуальные консультации.

Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрация нашего дошкольного учреждения к каждому старается подходить дифференцированно. Согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей. В нашем ДОУ замечательной традицией стало проведение мероприятия "Посвящение в Садовницы".На этом празднике начинающий воспитатель проходит различные испытания: поет детские песни, колыбельные, марширует под музыку, решает проблемные педагогические ситуации, произносит клятву молодого воспитателя и т. д.От наставника новичок получат памятку "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" (приложение 2). В завершение проводится чаепитие. (приложение №14)

Разнообразные формы работы с начинающими воспитателями способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости:

Обучение на рабочем месте;

Участие в работе методических объединений;

Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

обучение на курсах повышения квалификации;

Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

Разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такие как семинары, консультации, практикумы, открытые занятияиспользуются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотр-конкурсы, решение педагогических ситуаций.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим воспитателям в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

Решение педагогических ситуаций. Одна из форм испытания педагога с целью подтверждения занимаемой должности для воспитателя. Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности, знаний, умений, профессиональных качеств. Выбор ситуаций для испытания проводится случайным образом - из банка ситуаций.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Мастер – класс». Форма работы, на которой воспитатели демонстрируют свои достижения в области воспитания детей, дают практические советы.

Конкурсы. Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагаетвозможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Семинары-практикумы .Совместно с педагогами происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и специалист.

Психолого-педагогические тренинги. Самый совершенный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.

«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов круглый стол позволяет всех воспитателей поставить в равное положение, обеспечить взаимодействие.

Одной из эффективных форм является работа творческой группы , задача которой – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи. Формы работы творческой группы разнообразны: деловая игра, коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах, что позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др.

В практике детского сада широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры . Молодые воспитатели также привлекаются к открытым показам.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится самообразованию . Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет начинающих воспитателей заняться самообразованием. На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план, включающий изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий (создание предметно-развивающей среды, пособий, картотек, папок-передвижек и т.д.). Для анализа процесса самообразования составлена памятка (приложение №13)

Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

Деловые игры (приложение № 14)позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.

Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет начинающему воспитателю получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное – начинающий воспитатель может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

При поддержке наставника педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция начинающего педагога.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Ничто так не сближает коллектив как общая идея, стремление к достижению цели общими усилиями, когда команда единомышленников представляет собой единое целое, а каждый ее член грамотно и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. А знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста.

Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ. Начинающий воспитатель получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, а так же собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

С целью стимулирования творческих проявлений начинающего воспитателя в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д. Начинающие воспитатели привлекаются к участию в конференциях, конкурсах городского, областного, межрегионального уровней. Как старший воспитатель, особое внимание я уделяю пополнению багажа теоретических знаний начинающих воспитателей, развитию навыков практического применения полученных знаний. Это обусловлено тем, что в последнее время в детский сад приходит много выпускников непедагогических средних специальных и высших учебных заведений. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет новичка заняться самообразованием. Подбираю необходимую для изучения методическую литературу, знакомлю с методическим кабинетом дошкольного учреждения, помогаю выбрать тему для самообразования.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы в выбранном направлении:

В ДОУ создана система работы с начинающими воспитателями, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, узких специалистов, администрации;

В ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с начинающими воспитателями, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

Начинающие воспитатели ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

У начинающих воспитателей сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

Закрепление за начинающими воспитателями педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;

Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Один из наиболее популярных американских специалистов по теории успеха Джим Ром советует:

Не иди передо мной – я могу и не последовать.

Не иди сзади меня – я могу и не повести.

Но ступай рядом со мной и будь мне другом!

Приложение№1

Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

    Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

    Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

    Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

    Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

    Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

    Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

    Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

    Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

    Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

    "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

    Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

    Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

    Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

    Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

    Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

    Не скупитесь на похвалу.

    Не создавайте конфликтных ситуаций.

    Следите за внешностью и поведением.

    Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

    Любить ребенка таким, каков он есть.

    Уважать в каждом ребенке личность.

    Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

    Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

    Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

    Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

    Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

    Кричать и наказывать детей.

    Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

    Приходить к детям с плохим настроением.

    Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

    Оставлять детей одних.

    Унижать ребенка.

Приложение №2

Анкета молодого специалиста

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

    новизна деятельности;

    условия работы;

    возможность экспериментирования;

    пример и влияние коллег и руководителя;

    организация труда;

  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Приложение № 3

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом
копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.

приложение №4

15 ошибок педагога (памятка молодому педагогу)

    плохая организация занятия;

    постоянное однообразие формы деятельности;

    отсутствие динамики действий, взаимодействия участни­ков образовательного процесса;

    восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель­ной личности;

    отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;

    использование «запретных» слов («вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);

    отсутствие в ходе занятия оценки детей;

    отсутствие оценки проведенного занятия;

    сумбурная речь, монотонная или ско­роговорка (речь педагога должна быть по­нятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);

    простые вещи объясняются слишком долго;

    педагог кричит на детей;

    на занятии отсутствует практическое участие или творчес­кая активность детей;

    педагог не придает значения своему внешнему виду;

    отсутствие динамики развития занятия.

приложение №5

"Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".

Теодор Рузвельт

«Повысить квалификацию – это,
значит, приобрести новое состояние,
степень годности к какому-либо виду труда,
стать достойным, деятельным, молодым, успешным».
В.И. Даль, С.И. Ожегов

"Со мной работали десятки молодых педагогов
я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д. Писарев

приложение №8

Требования к структуре НОД:

1. Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

3. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

4. Большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;

5. Систематичность и доступность изложения материала;

6. Необходимость соблюдения временных рамок занятия

Структура НОД

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной, либо две части объединяются в ходе НОД.

Пример написания конспекта

1. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

2. Разработан в соответствии с тематической неделей «какой? »

3. Тема: (указать тему занятия)

4. Цель: (указать цель данного занятия)

5. Задачи НОД (указываются задачи по основной образовательной области):

6. Задачи интегрируемых образовательных областей (перечисляются, задача может проходить через несколько областей)

7. Предполагаемый результат:

8. Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы на занятии: продуктивная, коммуникативная и т. д.)

9. Формы организации совместной деятельности.

10. (прописываются те формы, которые соответствуют указанным видам деятельности и применяются в НОД)

11. Предварительная работа: (если необходимо)

12. Материал к НОД: (перечислить)

13. Участие родителей в проведение НОД: (если это необходимо)

14. Ход НОД:

приложение №9

Каково это - быть воспитателем?

Все люди не идеальны, но для многих родителей, воспитатели, с которыми проводят большую часть времени их малыши, уж точно кажутся далекими от образа Мэри Поппинс. Может быть, дело в не в воспитателях? Интересный способ стать на шаг ближе к пониманию проблем воспитателя предложила мама из родительского комитета:

Разделили родителей по принципу “кто на сколько сможет”, т.е. кто-то проводил приём детей, кто - зарядку, кто - занятия, кто -прогулку и т.д. Воспитатель присутствовал в группе постоянно, правда эксперимент с няней пришлось сократить до одевания и встречи с прогулки (на всё остальное нужна сан. книжка).

Не скрою, я в тот день тряслась, как осиновый лист, но это того стоило. Самым трудным для родителей оказалось организовать детей на что-либо, не потому, что дети не слушались (они- то как раз вели себя даже очень хорошо), а потому что сами не знали с чего начать и главное, как и что сказать. Ведь это дома 1-2 ребёнка, а тут 20 человек!

Не скажу, что всё в тот день получалось здорово и гладко, приходилось вмешиваться, разнимать драчунов, успокаивать ревунов, менять стратегию и всё ради того, чтоб родители стали хоть на один шаг ближе к пониманию проблем воспитателя!

Через несколько дней мы проводили плановое групповое родительское собрание, и попросили родителей высказать своё мнение о работе воспитателем, почти единодушно родители заявили, что ни за какие деньги и уговоры не пошли бы работать в детский сад! “Ведь тут надо иметь ТАКИЕ нервы или не иметь их совсем!” - это мне высказала одна очень - очень требовательная мамочка. Спросите почему “почти единодушно”? Только 1 отец был рад побывать в “шкуре” воспитателя - ему досталось проводить подвижные игры на прогулке!

P.S. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому! Начните с себя!

приложение №10

Выявление проблем молодого педагога.

1. В какой деятельности Вы испытываете трудности?

    планирование

    режим дня

    игровая деятельность

    проведение прогулки

    диагностика

    коррекционная работа

    физкультурно-оздоровительная работа

    работа с родителями

    создание предметно-развивающей среды

    нормативные документы

    социально-нравственное развитие детей

    психофизические особенности развития детей

    ознакомление с окружающим миром

    изобразительная деятельность

    обучение грамоте

    развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

    материальные условия

    большое количество детей в группе

    отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей

    недостаточная методическая помощь со стороны руководства

    недостаток педагогического опыта

    нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с:

родителями, детьми, руководством?

  • Нет Нет Нет

    Не знаю Не знаю Не знаю

    знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

    умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

    умение изучать и развивать способности своих воспитанников

    умение диагностировать волевое развитие ребенка

    умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

    умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность

5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

    в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

    в методических консультациях по отдельным разделам

    в просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

    в знакомстве с передовым педагогическим опытом

приложение № 11

Вопрос: Добрый вечер ! Я второй день работаю на младшей группе (возраст 3 годика), у меня не получается добиться от ребятишек, чтобы они вовремя выходили из туалета, переодевались, все бегают по группе. И крик, я кричу, у меня от него у самой голова болит. Это не выход, я становлюсь агрессивной.

Может поприменять способ с часиками? Пока бежит песок, ребенок должен успеть? Как сделать так, чтобы ребятишки слышали мои слова, реагировали?

Второй воспитатель сильно кричит, ее уважают детки. Но, думаю, это не мой метод, мне нравится профессия педагога, и я хочу, чтобы у меня начало получаться организовывать детей. Подскажите! Оля. Заранее спасибо.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог :

Прежде всего – больше уверенности в себе. Вот вы пишете замечательно, что не хотите добиваться дисциплины агрессивными методами. Действительно, крик – не метод. И уважение криком не зарабатывается. Крик взрослого, большого и сильного человека, может вызвать у малыша скорее всего страх. Испуганный ребенок будет какое-то время послушным – очень быстрый и нехитрый способ добиться дисциплины. К сожалению, его «простота» сказывается негативно и на здоровьи детей, и на атмосфере в группе, и на самоуважении и психологическом комфорте самого воспитателя.

Для такого человека, какой я вижу Вас, гораздо лучше может подойти метод позитивный и уважительный. Начну с вопроса к Вам: что Вы делаете с душой и увлечением? То, что Вам интересно, что нравится делать, или то, что Вас заставляют делать неизвестно ради чего? Если заинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они такие малявочки. Взять хотя бы Вашу идею насчет песочных часов – это же просто отличный ход! Обыграть ее хорошо, чтобы малышам стало действительно интересно… Тогда они Вас не только услышат. Нестандартные ходы воспитателя, творчество, выдумка, фантазия – и дети будут Вам сами буквально в рот заглядывать, ведь интересно же, что за новые игры и развлечения Вы для них придумали!

Предполагаю, что некоторое время Вам все же понадобится. Дети привыкли к своей старой воспитательнице, привыкли к крику, возможно, они и не знают, что в саду может быть иначе. Перестройка у деток, слава Богу, происходит быстро. Ваша задача – быть в курсе, чутко отслеживать происходящие изменения в группе, на ходу вносить коррективы в свое поведение, подстраиваться и быть максимально открытой и искренней. Дети это ценят необычайно высоко. Если Вам что-то не нравится в детском поведении, просто и спокойно говорите об этом понятными ребенку словами. А если нравится – говорите обязательно! Не упускайте ни одной возможности похвалить деток, если есть для этого повод.

Об отношении к себе, как к воспитателю. Опыт в Вашем деле многое значит, и он у Вас будет быстро прибавляться с каждым днем. Но все же важнее Ваше отношение к работе, к детям, Ваше видение роли воспитателя как друга, учителя, помощника – прежде всего, уважение к детям и к себе. У Вас все получится, каждый день отмечайте свои успехи и хвалите себя, не стесняйтесь. То, что не получилось сегодня, обязательно получится завтра или через пару дней. Не торопите события. И помните – все будет так, как Вы того хотите. А если первые несколько дней (или, скажем, неделю) дети побегают по группе в некоторой суматохе – согласитесь, это вовсе не страшно, главное, что вскоре будет достигнуто взаимопонимание и взаимоуважение.

приложение №12

Что важно при работе в садике с детьми и взрослыми?..

1). Вникните в свои функциональные обязанности, внимательно изучите должностную инструкцию.

2). Надо иметь определённые психологические установки. Дети почувствуют их и будут слушаться. Вы должны быть уверенны в том, что говорите. Будете не уверенны, дети будут баловаться и распускаться. Определите сами для себя, что хорошо, а что плохо. Если у Вас не будет установок, то никакие сказки и игровые моменты Вам не помогут, Вы просто почувствуете себя одной из детей...

3). Обращаясь к детям желательно не кричать и не шептать. Работайте над интонацией. Можете даже дома потренироваться. Иногда можно говорить погромче чтобы Вас слышала вся группа, если Вы делаете общее обращение.

Если что-то нельзя, то интонация одна, если играете с детьми, то интонация другая. Интонация имеет очень большое значение.

4). Всегда помните о том, что в теории всё проще чем на практике. Важно работать над собой. Воспитание начинается с самовоспитания. Запаситесь терпением к людям (Именно ко всем окружающим людям, их в садике много. Со взрослыми бывает труднее чем с детьми).

5). Периодически читайте книги на тему воспитания и детской психологии. В них можно найти подсказки.

Очень хорошие книги:

"Общаться с ребёнком. Как?", "Продолжаем общаться с ребёнком. Так?", автор Ю.Б.Гиппенрейтер.

"От двух до пяти", К.И.Чуковский.

"Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии с "трудными" детьми", автор Джойс Дивинья.

6). Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.

7). Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.

Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

8). В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитатель использует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т.д.

9). Смотрите на вещи реально. Ваша задача помочь детям познать мир, но не переделывать их. У каждого ребёнка уже с первой младше группы можно будет заметить и положительные, и отрицательные черты.

10). Изучите опыт коллег – стиль их общения с детьми, методы и приемы организации разных видов детской деятельности обогатят вашу практику. Стремитесь установить контакт с коллегами, будьте готовы принять их помощь, постарайтесь быть полезными им.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

11). Старайтесь решать проблемы дошкольного учреждения наравне с опытными педагогами, не ставьте себя на ступень ниже, этим Вы завоюете доверие и приобретете профессиональный опыт.

12). Пословицу «Встречают по одежке…» никто не отменял, поэтому внимательно относитесь к своему внешнему виду: прическе, одежде – они должны соответствовать статусу педагога.

14). Улыбайтесь как можно чаще – улыбка располагает к общению.

Условия в садике непростые. Детей в группе может быть много, среди детей могут быть такие люди, которые дерутся или кусаются, родители могут Вас не понимать, некоторые коллеги могут забывать как сами были без опыта и посмеиваться. Люди - не Ангелы. Смотрите на вещи реально.

Верьте в хороший результат и педагогически оптимизм. Без этого работа в садике вообще не будет иметь смысла. Ещё помните, что мы все родом из Детства. Это поможет понимать детей.

Терпения Вам и удачи!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка»

приложение №13

Для анализа процесса самообразования составлена памятка

1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Какая литература изучалась.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.).

4. Творческое сотрудничество (с педагогом, ученым, методистом).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

приложение № 15

СЕМИНАР

ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»

В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любой детский сад на современном этапе должен представлять собой учреждение, постоянно находящееся в поиске путей и средств, которые бы повышали эффективность, оптимизировали, содействовали развитию учреждения. Дошкольное учреждение должно стремиться к модели «3 «Т» (технологичность, толерантность, творчество), которая возникла в период перехода к рыночной экономике и определяет успешность образовательного учреждения. Нельзя забывать, что дошкольное образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем, которые должны быть готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако часто можно наблюдать, что работа педагогов годами сводится к формальному выполнению своих должностных обязанностей. Поэтому для непрерывного профессионального самосовершенствования у педагогов должна быть сформирована устойчивая мотивация. Мотивация может быть, как материальная, так и моральная, ведущие лишь к эпизодическим всплескам творческого отношения педагога к работе.

Портфолио одна из технологий профессионального развития педагогов, способствующая отходу от формального «накопления» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию. Эта технология решает задачи по развитию мотивации педагогов к самостоятельному исследованию, способствует пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике, видеть собственные изменения в работе и устанавливать связи между «предыдущим знанием» и «новым знанием».

История появления «портфолио»

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.

В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже - о мето­дическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?

Существуют различные подходы к определению понятия «портфо­лио» (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К.Загвоздкин и др.).

Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, - «пока­зать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит инте­грация количественной и качественной оценок, и, самое глав­ное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образова­тельного процесса.

Функции технологии

1.Диагностическая функция

2.Функция целеполагания

3.Мотивационная функция

5. Развивающая

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, дело­выми и представляться как в текстовом формате, так и в электрон­ном виде:

Портфолио как показатель достижений:

портфолио дошкольника;

портфолио педагога;

портфолио дошкольного учреждения;

портфолио семьи;

портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского).

2. По направленности: портфолио-собственность, портфолио-отчет

3. По целеполаганию: портфолио достижений, аттестационный, накопительный, тематический,проблемный,оценочно-диагностический, конкурсный, рефлексивный

4. По времени создания: краткосрочный;среднесрочный;долгосрочный.

5. По оформлению: печатный вариант, электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.);

раскраска.

6. По содержанию:

портфолио документов

портфолио работ

портфолио отзывов

В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор мате­риалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубри­ки. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

Структура

1. Портрет.

2.Коллектор.

3.Рабочие материалы.

4.Достижения.

Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помо­гают систематизировать материал и формируют структуру раз­дела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики - это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализи­ровать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.

Количество обязательных рубрик должно быть ограничен­ным - необходимым и достаточным для отражения особенностей вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно. Содержание рубрики определяется ее названием, объем - назна­чением материала, который в нее включается, структура и оформле­ние - индивидуальными особенностями автора.

Предлагаем вопросы и советы, которые помогут написать

Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.

ВОСПИТАТЕЛЬ — ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.

Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.

Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А.С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.

Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.

Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?

Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

ДЕТИ — ПРЕВОСХОДНЫЕ ПСИХОЛОГИ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ ФАЛЬШИ, ПОЭТОМУ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА ИСКРЕНЕН С НИМИ.

При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами:

  • Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.
  • Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.
  • В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитатель использует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т.д.

С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову», ведь за свои труды вы обязательно будете вознаграждены счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников.

Как стать успешным воспитателем? Многие ли задаются таким вопросом… Есть ли формула успеха для педагога?

Мне кажется, что я нашла свою формулу успеха. Дети – тонкий и чуткий маленький народ. Они сразу чувствуют фальшь. Даже не представляете, как было трудно зайти в группу подростков после обучения на учителя начальных классов. Где мой возраст был на 4-5 лет больше, чем у воспитанников детского дома. Мне помогали наставники, проработавшие много лет с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.

Первое место в формуле успеха педагога я отвожу наставничеству профессиональных педагогов, их методу работы, проверенному, опробованному.
Идти только проторенным путем не для меня. Хотелось чем-то выделиться, показать, что я не зря училась, что меня научили придумывать, заинтересовывать. С помощью обучающей методической литературы и опыта других стала составлять свои конспекты, проводить и извлекать уроки. Одни мероприятия провожу до сих пор, так как воспитанники постоянно меняются. Другие после первой апробации откладываю и забываю про них совсем.

Второе место – практика. Только в совместной деятельности с воспитанниками понимаешь, что необходимо детям, что им интересно и в какой форме.

Нельзя идти у детей на поводу. Они быстро уводят в свою сторону, и добиться нужного тебе результата невозможно. Необходимо ввести правила для себя, соблюдать их и требовать того же от детей. Считаю самым важным – доводить начатое до конца. Учу детей браться за малое, но довести или делить работу на всех, и выполнять сложное по кусочкам, а потом собирать в единое целое. Моим воспитанникам сразу достаточно сложно добиться успеха в каком-то деле. Трудно начать выступать, говорить на публику. Выполнить поделку и увидеть, что у тебя получилось. Стремиться сделать в следующий раз еще лучше.

Третье место – видеть конечный результат любого дела. Это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное, чтобы результат не затягивался. Если это возможно сделать на одном занятии, то конечный результат воспитанники должны получить по его окончании. Если это проект, то на каждом этапе должны видеть итог: что сделали и для чего. Зачем мы это делаем. Как потом будем использовать.

Собираясь в группе со всей области, дети знакомятся друг с другом, узнают друг друга и воспитателей. Иногда это знакомство происходит сложно, долго. Ребята часто льют слезы, скучают по родным и близким. Задача воспитателя на время стать близким человеком. Начать выполнять действия совместно: вместе играя, изготавливая аппликации вместе (кому по шаблону, кому готовые, кому – попал в рамки изображенного, и замечательно, молодец). В конце четверти ты становишься родным, и воспитанники уже не хотят с тобой расставаться.

Четвертое место – совместная деятельность, которая соединяет сердца детей и воспитателя.

Я считаю, что соблюдая эти на первый взгляд не сложные правила, воспитатель добьется успеха в своей профессиональной деятельности!

Практически все родители по достижении ребенком определенного возраста отправляют его в сад. Не каждый может позволить себе содержать няню. К выбору дошкольного учебного учреждения взрослые относятся с огромной ответственностью. В первую же очередь уделяется внимание воспитателю, который будет с ребенком в отсутствие родителей. Это должен быть человек, который действительно любит малышей и находит общий язык с ними. А все права и обязанности сотрудника дошкольного учреждения описывает детского сада.

Кто может стать воспитателем?

Для того чтобы начать работать в дошкольном учреждении, нужно получить диплом о высшем образовании по соответствующей специальности. К детям не может быть допущен человек, который не знает основ педагогики. Должностная инструкция воспитателя ДОУ указывает, что к работе с малышами может быть допущен сотрудник с медицинским заключением. Это значит, что перед поступлением на работу необходимо пройти полное обследование.

Воспитатель подчиняется заведующему и директору. Поступить на должность или уйти с нее можно только лишь по соответствующему приказу. Любые спорные вопросы или нестандартные ситуации, возникающие в процессе работы, обсуждаются с высшим руководством. В своей работе воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией, а также правилами внутреннего распорядка дошкольного учебного учреждения.

Рабочий день воспитателя

Большинство детских садов начинает свою работу уже в 7 утра. В это время воспитатель должен быть уже в учреждении, чтобы принимать первых детей. В каждой группе обычно работают два воспитателя. Работа проходит посменно. Это позволяет сотрудникам меньше утомляться и больше внимания уделять детям. График работы воспитателя составляется заведующим дошкольного учреждения и утверждается директором.

Должностная инструкция младшего воспитателя описывает количество часов, которое нужно отработать в течение недели. Полноценный график включает 36 рабочих часов. Сотруднику дошкольного учреждения также полагается отпуск, который может составлять 42 календарных дня. Кроме того, можно оформить выходные за свой счет.

Присмотр за детьми

Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает основные обязанности сотрудника. В первую очередь специалист должен осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми. Малыши должны иметь хорошее самочувствие и психологическое состояние. Если ребенок жалуется на боль или ведет себя неестественно, воспитатель обязан немедленно доставить его в медпункт и сообщить об инциденте высшему руководству.

Совместно с медицинским персоналом воспитатель обязан проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья малышей. Сюда входит утренняя зарядка, а также ежедневные прогулки на улице.

За детьми младшего возраста воспитатель обязан осуществлять гигиенический уход. Взрослый должен проследить за тем, чтобы ребенок тщательно вымыл руки перед употреблением пищи, а также после посещения улицы и туалета. Малышей до трех лет необходимо регулярно высаживать на горшок. Если же ребенок испачкался, его необходимо переодеть и вымыть.

Детям, которые пришли в детский сад после болезни, уделяется особое внимание. Таких ребят нужно освободить от физических и эмоциональных нагрузок. Если ребенок продолжает чувствовать себя плохо, необходимо сообщить родителям. В некоторых случаях есть смысл продлить больничный.

Образовательная работа

Должностная инструкция помощника воспитателя описывает основные обязанности такого сотрудника в сфере образования. Специалист детского сада должен планировать занятия с детьми в соответствии с утвержденными государственными программами. Дети 2-3 лет в первую очередь обучаются самообслуживанию. К концу года они должны уметь самостоятельно есть, посещать туалет и одеваться. К проведению занятий воспитатель тщательно готовится. Обязательно необходимо использовать различные учебные пособия и плакаты.

Наиболее тщательно разрабатывается учебная программа для детей подготовительной группы. Задачей воспитателя является обучение детей буквам и азам письма. Если специалист работает с малышами добросовестно, они пойдут в школу уже со всеми необходимыми начальными умениями. Для изучения букв может использоваться методика Зайцева или "Букварь". А чтобы ребенок научился правильно держать ручку, ему предлагают работать с прописями.

Дневной сон в детском саду

Опытные педиатры считают, что ребенку до 6 лет просто необходим дневной сон. За несколько часов организм восстанавливает силы. Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает обязанности специалиста по организации режима детей. Воспитатель совместно со своим помощником должен организовать день малышей таким образом, чтобы воспитанники успели не только научиться чему-то новому, но и отдохнуть.

Дневной сон в детском саду обычно длится с 13:00 до 15:00. Двух часов детям вполне достаточно для восстановления энергии. Некоторые малыши не хотят спать в детском саду. Должностная инструкция воспитателя ДОУ описывает, как поступать в таких случаях. Следует объяснить ребенку, что нужно вести себя тихо, чтобы не разбудить остальных малышей. Ребенок должен лежать в своей постели до окончания тихого часа. Даже простой отдых без сна позволяет восстановить силы.

Режим питания в детском саду

Обязательным для каждого дошкольного учреждения является четырехразовое питание. Малыши завтракают сразу, как только приходят в детский сад, обедают перед сном, полдничают после сна и ужинают перед уходом домой. Должностная инструкция младшего воспитателя ДОУ описывает, как должен вести себя педагог с детьми во время приема пищи. Малышам, которые еще не умеют самостоятельно держать ложку, следует оказывать помощь. Также необходимо следить за тем, чтобы дети съедали лишь свою порцию. По возможности малышу можно предложить добавку. Важно помнить, что у каждого ребенка существуют свои потребности в еде.

Должностная инструкция помощника воспитателя описывает, какие приборы должны использоваться во время употребления пищи. Детям младше 4 лет не позволяют использовать вилки. Этот столовый прибор является травмоопасным. Помощник воспитателя расставляет тарелки и приборы таким образом, чтобы малыши не мешали друг другу во время потребления пищи.

Организация прогулок на улице

Свежий воздух очень важен для нормального развития ребенка. обязательно должны входить в Должностная инструкция младшего воспитателя описывает, как должен вести себя сотрудник перед тем, как вывести малышей на свежий воздух. Воспитанникам, которые еще не могут обслуживать себя самостоятельно, необходимо оказывать помощь. Нужно помочь каждому ребенку одеться и обуться. Необходимо проследить за тем, чтобы подопечному было комфортно и уютно.

Должностная инструкция воспитателя детского сада указывает, что специалист не имеет права выводить детей за пределы дошкольного учреждения. Для прогулок имеются специальные площадки с песочницами и качелями. За каждой группой закреплено свое место. В исключительных случаях воспитатель может выводить детей на экскурсию в город или музей. При этом необходимо получить письменное разрешение вышестоящего руководства. Группа дошкольного возраста может выходить в город в сопровождении двух взрослых. Воспитатель обязан строго соблюдать правила дорожного движения и переводить детей через дорогу только по переходу.

Адаптация малышей к дошкольному учреждению

Первые месяцы в детском саду являются наиболее сложными для ребенка. Задача воспитателя заключается в создании психологического комфорта для ребенка, который еще вчера не разлучался с мамой даже на час. Должностная инструкция воспитателя ГПД описывает, как должен вести себя специалист с малышами ясельной группы. Необходимо дать понять ребенку, что в детском саду его не обидят, и что воспитатель - это человек, который на некоторое время сможет заменить родителей.

Не последнюю роль в адаптации ребенка к дошкольному учреждению играют также родители. Мама должна объяснить сыну или дочери, что ей в скором времени придется выходить на работу. Некоторое время ребенок будет проводить в детском саду. Важно заранее познакомить малыша с воспитателями и группой. Первое время кроху можно будет оставлять на несколько часов.

Должностная инструкция воспитателя по ФГОС не описывает эмоциональной составляющей работы специалиста дошкольного учреждения. Однако каждый должен понимать, что маленькие дети нуждаются в тепле и ласке. Особенно это важно для тех малышей, которые только лишь начинают посещать детский сад. Воспитатель может обнять и успокоить малыша, который плачет за мамой. Маленький человечек должен чувствовать внимание и поддержку.

Что должен знать воспитатель?

На должность специалиста детского сада необходимо приходить лишь по призванию. Не получится хорошего воспитателя из человека, который не находит общий язык с детьми. Но и одной любви к малышам недостаточно для того, чтобы стать квалифицированным специалистом. Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ описывает, что должен знать человек, чтобы начать работу с детьми дошкольного возраста. В первую очередь — это а также основные методики воспитательной работы. Также специалист обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, связанные с воспитанием малышей дошкольного возраста.

Невзирая на то что в саду обычно есть медсестра, воспитатель детского сада обязан знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача. Специалист ежегодно проходит курсы повышения квалификации по охране жизни и труда. Также воспитатель должен знать нормы противопожарной безопасности и

Должностная инструкция воспитателя интерната описывает основные нормативные акты, которые должен знать специалист, работающий с детьми-инвалидами. Таким малышам уделяется особое внимание. Обычно группы в дошкольных учреждениях подобного типа состоят из нескольких человек. Это позволяет воспитателю больше внимания уделять каждому ребенку с ограниченными возможностями.

Права воспитателя детского сада

Специалист дошкольного учреждения имеет права, предусмотренные трудовым кодексом. В первую очередь это возможность получить отпуск, включающий 42 календарных дня. Также воспитатель имеет право на выходные среди недели. В течение 7 дней специалист обязан отработать 36 часов. Есть возможность оформить отпуск за свой счет (не более 14 дней за год).

Специалист дошкольного учреждения имеет право внедрять собственные методики воспитания, если они дают хороший результат. Однако перед началом практики необходимо обсудить нюансы с вышестоящим руководством.

Ответственность

Должностная инструкция старшего воспитателя описывает, за что отвечает специалист во время нахождения малышей в дошкольном учреждении. В первую очередь взрослый следит за состоянием находящихся в группе. Также специалист отвечает за соблюдения всех инструкций и актов конкретного учреждения. Несоблюдение трудового распорядка является поводом для увольнения воспитателя.

Подведем итоги

Должность воспитателем в дошкольном учреждении - интересная и ответственная одновременно. Специалист имеет множество обязанностей. Но если человек пришел на работу действительно по призванию, никаких проблем не возникнет.

0 "В помощь начинающему воспитателю" учебное пособие для студентов

Россия,Иркутская область,г.Иркутск

ОГОБУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Преподаватель, руководитель практики

Лескова Виктория Ивановна

Печатается по решению научно-методического совета

ОГОБУ СПО «ИРКПО»

В помощь начинающему воспитателю: учебное пособие /сост. В.И. Лескова; отв. ред. Т. К. Никерова. – Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2015. – 29с.

Книга предназначена для студентов, в период прохождения учебной и педагогической практики. В ней предлагаются вопросы и задания для анали­за педагогического процесса и деятельности воспитателя, а также раскрыва­ются основные подходы к планированию и организации деятельности с детьми.

Рецензент:

О.И. Щемелева, методист по педагогической практике ОГОБУ СПО «ИРКПО», С.В. Волкова, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №77

Уважаемые студенты!

У вас начинается самый интересный вид педагогической деятельности педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении, она занимает особое место в вашей профессиональной подготовке. Педагогиче­ская практика позволит вам войти в мир профессионалов, обрести необходи­мый опыт профессиональных действий:

умения применять психолого-педагогические знания в воспитатель­но-образовательной работе с детьми дошкольного возраста;

Умения планировать, подготавливать и осуществлять педпроцесс в ДОУ;

Осуществлять педагогическую диагностику;

Делать психологический анализ индивидуальности ребёнка;

Организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка его прогностических способностей;

Умения использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребёнком и др.

Вопросы к анализу разных видов деятельности детей в дошкольных уч­реждениях (бытовой, игровой, учебной, трудовой), материал к проведению наблюдения за детьми и непосредственной педагогической деятельностью воспитателя помогут вам войти в мир профессионалов. Пакет диагностиче­ских методик, таблицы рекомендации к составлению плана работы с детьми в ДОУ по проведению режимных моментов помогут вам грамотно подойти к планированию работы в ДОУ и построению педагогического взаимодействия с детьми.

Желаем вам успехов в этой интересной и важной работе!

Сведения о родителях и других членов семьи);

Психическое развитие ребёнка (особенности мышления, памяти, речи);

сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

Предметная деятельность;

Игровая деятельность;

Наблюдение режимных процессов во вторую половину дня.

  1. Подъем детей:

Какие приемы использует воспитатель при подъеме детей.

2. Подготовка к полднику, полдник:

Как воспитатель организует дежурство детей? оказывает ли помощь в подготовке к полднику? обращает ли внимание на сервировку стола?

Точно ли по режиму дети сели полдничать?

На что обращает внимание воспитатель во время полдника?

Какие интересные приемы использует?

Сколько времени длился полдник, соответствует ли оно режиму? (причины, почему вовремя не закончился полдник).

1. В группе:

Как организует воспитатель деятельность детей после полдника?

Чем заняты дети?

  1. Подготовка к ужину, ужин.
  2. Подготовка к прогулке, прогулка:

Соответствует ли время выхода на прогулку установленному режиму?

Созданы ли условия для одевания детей, какие?

Сколько времени длилось одевание?

На что обращает внимание воспитатель во время одевания?

Какие приемы использует?

Какая деятельность с детьми была организована на прогулке?

Какой материал был в распоряжении детей?

Интересно ли детям было на прогулке?

Был ли воспитатель активен в руководстве детей?

Какие интересные моменты вы можете отметить?

Психофизическое развитие дошкольника

Изучение условий, созданных в детском саду для охраны нервной сис­темы ребенка от стрессов и перегрузок

Понаблюдать и проанализировать педагогические условия, созданные в ДОУ по охране и укреплению здоровья детей в различных возрастных группах.

Памятка студенту

Оптимальное время для сна - время спада биологической активности: с 21- 21,5 до 7-8 ч; с 13-13,5 до 15-16 ч.

Оптимальное время для умственной деятельности - время подъема умст­венной работоспособности: 9-11 ч; 16-18 ч.

Оптимальное время для физической деятельности - время подъема физи­ческой работоспособности: 7-10 ч; 11-13 ч; 17-19 ч.

Оптимальное время первого завтрака - через час после пробуждения, а по­следнего ужина - за 1-1,5ч. до сна.

Оптимальная частота приемов пищи - 4-5 раз, интервалы между ними - не менее 3 ч, и не более 4 ч. Оптимальная продолжительность двигательной ак­тивности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствова­ния).

Оптимальная продолжительность двигательной активности - не менее 60% и не более 80% времени бодрствования (для детей трех-четырех лет это от 3 ч 36 мин до 4 ч 48 мин в каждом периоде бодрствования).

Оптимальное время для прогулки - время суток, когда минимально выра­жены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура, солнечная радиация и др.).

Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня - кон­струкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду распорядок дня может корректироваться в соответствии с климатическими изменениями, временем года, уровнем навыков, организованностью детей, согласованностью в работе персонала группы.

Наблюдение проведения утренней гимнастики и занятий по физическому воспитанию в разных возрастных группах

Вопросы для анализа утренней гимнастики

  1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?
  2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветрива­ние помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.
  3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?
  4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе? Сколько взято упражнений, количество их повторений?
  5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражне­ния?
  6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и чётко давал объясне­ния, правильно ли он показывал упражнения детям?
  7. Каково качество выполнения детьми упражнений? Замечал ли воспи­татель неправильность выполнения упражнений, как он реагировал на это?
  8. Какими приёмами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений?
  9. Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько време­ни заняла раздача пособий?
  10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилась она? Следила ли воспитатель за дыханием, ка­кие специальные упражнения делала?

Анализ занятий по физическому воспитанию

  1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разра­ботка методических указаний, наличие графического изображения, переме­щение воспитателя в процессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспитателя и детей.

2.Организация занятия. Своевременное начало, конец занятия, распреде­ление времени на отдельные части занятия, приёмы размещения детей на за­нятии.

Проведение занятия. Соответствие приёмов обучения возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, реше­ние задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровительных за­дач, приёмы воспитания психических процессов (память, мышление, вооб­ражение, внимание) и положительных эмоций.

Поведение и самочувствие детей, дисциплинированность, взаимоотно­шения, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

Удачно ли подобраны основные движения и комплекс упражнений для детей данной группы. Соответствует ли это рекомендациям «Программы». Материал, используемый воспитателем в работе (его доступность, гигиени­ческие требования, размеры). Как воспитатель организовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие уп­ражнения проводила более успешно, какие нет? Как провела анализ занятия?

Цель: формировать у студентов представление о создании оптимальных условий для двигательной активности детей, развивать стремление внедрять ре­зультаты психолого-педагогических исследований в свою работу.

При обсуждении каждого из просмотренных организованных физкультур­ных мероприятий отметьте:

Как соблюдаются гигиенические условия при проведении работы по

физическому воспитанию;

Какое оборудование используется и насколько это педагогически оп­равданно;

Какова структура различных форм работы по физическому разви­тию;

Сделайте заключение об особенностях методики проведения физкуль­турных мероприятий в каждой возрастной группе;

Как обеспечивается дифференциация и индивидуализация обуче­ния;

Учитывается ли полностью биологическая потребность детей в дви­жении;

Как воспитатель создает оптимальный психологический климат для каждого ребенка;

В чём проявляется творчество, индивидуальность воспитателя.

Загрузка...