1001-market.ru

Что значит любить ребенка? Любить своего ребенка — что это значит? Эмоциональная холодность родителей в общении с ребенком

Все родители искренне считают, что они любят своих детей. Но иной раз посмотришь на одну семью, а там взрослые потакают всем детским капризам и идут у малышей на поводу, посмотришь на другую семью, а там детей наказывают за малейшие провинности и бьют. И те, и те родители утверждают, что любят своих детей. Конечно, любят. По-своему. Но не факт, что такая любовь будет благостно влиять на ребенка. Скорее наоборот – разрушать: детскую психику, любознательность, тягу к жизни, доверие к родителям и миру. Что же значит любить ребенка по-настоящему?

Во-вторых, то, что хорошо для одного ребенка будет плохо для другого. Именно поэтому четкой инструкции «Что значит любить ребенка по-настоящему» быть и не может. Мама, которая любит свое дитя, должна прислушиваться к своей интуиции, материнскому инстинкту и делать так, как лучше будет конкретно для ее ребенка. Так одна моя знакомая не отдала ребенка в школу, когда пришло время. Решила отдать на год позже, так как по ее мнению, ребенок ни морально, ни духовно к этому событию готов не был. Пойти навстречу потребностям ребенка, а не стремится показать всем вокруг «какая я хорошая мама» — это подвиг. И совершить его может только любящая мать.

Теперь о другом, Любовь – это не только постоянно идти навстречу ребенку. Иногда нужно проявлять строгость. Иметь силу воли и выдержку. К примеру, если вы что-то запретили своему ребенку, то никакие его истерики и жалостливые слезы не должны вас заставить изменить решения. Иначе вы не сможете стать для ребенка авторитетом. А это чревато тем, что он вылезет вам на голову и в станет главным в семье. Нарушится иерархия и счастья в такой семье уже не будет. Поэтому строгость – неотъемлемая часть воспитания в любви. Воспитания в благости.

Мама, которая любит ребенка по-настоящему, всегда является его поддержкой и опорой. Она всегда постоит за него, даже если ребенок не прав. А потом, наедине, будет воспитывать/наказывать. К примеру, маму вызывают в школу и при ребенке учитель начинает плохо говорить о его поведении. На перемене шумел/бегал/прыгал. «Правильно, — говорит мама, — я очень рада, что у меня такой подвижный ребенок. Он у меня спортсмен и я им горжусь. Если же его поведение действительно из ряда вон выходящее, она потом дома с ним очень серьезно поговорит. Скажет, что он не прав. Или накажет, смотря по ситуации, на сколько сильно он провинился. Но перед другими людьми постоит за него горой. Тогда ребенок будет знать, что мама – опора и поддержка в жизни, ей можно доверять. Но и «прочухана» может дать, поэтому она будет для ребенка авторитетом. Все это касается и отца, просто в силу того, что большую часть воспитания все же ложится на женские плечи, я говорю больше о мамах.

Мама, которая знает, что значит любить своего ребенка, действует наперекор и вопреки, если так чует ее материнское сердце. Она не боится осуждения от общества или непонимания со стороны близких. Ей главное – благополучие ребенка, ведь Бог ей вверил в руки новую жизнь. И она не имеет права ошибаться. Только любить всем сердцем. По-настоящему.

А ребенок без любви просто не может нормально развиваться. И то, как он будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка - во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви.

P: Что дает ему родительская любовь, почему она важна?

Юлия Гиппенрейтер: Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку - словом, интонацией, жестом, даже молчанием - мы сообщаем ему что-то о нем. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику - «Ты не можешь!», невнимание - «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю». Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение мы сейчас ему посылаем. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью, с маленькими детьми родители обычно более ласковы и внимательны. Но по мере взросления ребенка мы все сильнее стремимся его «воспитывать» и часто не задумываемся о том, насколько ему необходимо наше тепло, принятие и одобрение. Мы просто не фокусируем свое внимание на том, как обращаемся к детям . А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен».

P: Дети настолько не уверены в нашем к ним отношении?

Юлия Гиппенрейтер: Да, не уверены. Они подсчитывают любые проявления нашей любви, у них своя, эмоциональная бухгалтерия. Они все время сравнивают: «Брат подарил цветочек - мама обрадовалась, я подарила - обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала - ничего, а я пролил - меня отругали»… Им очень не хватает внешних «сигналов» любви. А ведь положительное отношение к себе - это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за нее, ищет подтверждения тому, что он хороший.

P: Так как же родителям выражать свою любовь?

Юлия Гиппенрейтер: Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть». Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать, прикоснуться к нему. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день. У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который еще только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям - и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, недалеко, она любит его и может защитить. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать: мы вместе.

P: Но как же быть с воспитанием? Обнимать, хвалить - и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил?

Юлия Гиппенрейтер: К сожалению, очень многие родители уверены, что главные (если не единственные) воспитательные средства - это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание - это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего нужно построить с ребенком человеческие отношения . Прежде чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка. Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я буду тебя любить». Но любовь - не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не «за то, что он…» и не «только если он…», а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно все остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

P: Может ли родительской любви быть слишком много?

Юлия Гиппенрейтер: Вопрос в том, что мы понимаем под словом «любовь». Януш Корчак писал: «От матери зависит, даст она ребенку грудь или вымя». Что значит «дать вымя»? Это как раз и есть слишком много любви, но такой, которая не идет на пользу. Ведь растя ребенка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только инстинктами и желанием получить удовольствие. Мы не можем не ставить ему ограничения, необходимые для его же блага. Но некоторым родителям бывает трудно сделать это - они боятся огорчить ребенка и готовы удовлетворять любые его желания, чтобы ему было хорошо. Однако на самом деле они не помогают ему стать человеком, они «дают вымя»: заваливают нежностями, которые приятны им самим, впихивают в него пищу, оберегают от холода, тепла, жары, микробов, дурных влияний, влезают в его жизнь с навязчивой заботой и тревогой. Когда в ребенке не видят личность с ее самостоятельными потребностями, заслуживающими внимания и уважения, а видят только свою слепую преданность ему, свое животное чувство, - это совсем не та любовь, в которой он нуждается. Настоящей любви к ребенку - ответственной, уважительной и дружеской - много не бывает.

P: Вы говорите о любви к ребенку как об отдельном понятии. Чем отличается это чувство от других его видов, например от любви между взрослыми людьми?

Юлия Гиппенрейтер: Да, любовь к ребенку - совершенно особый род чувства. Мы не можем любить его, как любим мужчину или женщину, - хотя бы потому, что ребенком мы никогда не будем обладать всецело. Кроме того, мы любим его, зная, что рано или поздно он покинет нас, чтобы создать свою семью (а ведь сама мысль, что от нас уйдет любимый муж или жена, для нас неприемлема). Мы вкладываем в ребенка все силы и средства… чтобы отпустить его в самостоятельную жизнь. Хотя во «взрослой» любви есть много разных сторон: помимо, например, сексуальной, есть и чисто человеческая. Только в этом смысле отношения мужчины и женщины и отношения родителя с ребенком принципиально не различаются: это такое же взаимодействие двух людей.

P: Что важно в человеческом аспекте отношений между взрослым и ребенком?

Юлия Гиппенрейтер: Это понимание, уважение к личности, доверие. Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы тоже живые люди, - и, в свою очередь, начинают доверять нам. В своей книге я привожу пример, письмо одной мамы, которая, видя, что сын тоскует по отцу, сказала: «Я вижу, что тебе трудно без папы, и мне тоже трудно. Был бы у тебя папа, а у меня муж, было бы нам жить намного интереснее». Мама доверила мальчику свое переживание, обоим стало легче, они сблизились. Сблизились как мужчина и женщина? Конечно же нет. Как мать и ребенок? Тоже нет. Как кто же тогда? Просто как два человека. На самом деле с ребенком прежде всего надо дружить. Да, он младше нас, он меньше знает, у него меньше опыта, мы в ответе за него. Но он - наш друг. Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Тогда попробуйте сделать это на самом деле. Не бойтесь, что «испортите» его за эти минуты. Это просто невозможно.

Не подумайте, что я данной статьей пытаюсь как-то оправдать свое неблаговидное поведение по отношению к своему ребенку, это можно прочесть сквозь строки. Эта статья родилась как результат длительного самоанализа, самокопания и собственной оценки себя как матери и человека.
Долгое время мне казалось, да и сейчас кажется, что я слишком требовательна к своей старшей дочери, излишне деспотична, много ее ругаю, много требую, диктую правила поведения, определяю режим ее дня и т.д. Из всего этого можно подумать, что я мало ее люблю, т.е. другими словами недолюбливаю, слишком много требую, и вообще замучила бедного ребенка.Чтобы понять, что это не так, мне пришлось, прежде всего, для себя самой определить, что в моем понимании «любить ребенка».

В детстве я думала, что моя строгая, немногословная мама мало меня любит, потому что я не слышала от нее слов любви, уменьшительных имен в мой адрес. Все это, видимо, если и было, то кончилось в том моем возрасте, когда я начала уже что-то осознавать и запоминать. При этом мама никогда не кричала на меня, не поднимала на меня руку, и я всегда понимала, что между нами есть та глубочайшая связь, которая существует между ребенком и матерью. Я всегда была уверена, что моя мама никогда меня не бросит, не оставит в беде, всегда попытается понять, пожалеть, защитить, уберечь от беды. Т.е. мама всегда будет рядом. На этом мои представления о любви матери заканчивались. Не хватало лишь определенной нежности с ее стороны, но это компенсировалось чем-то другим. Чем? Я долго не могла понять.

И лишь когда я родила своих собственных детей, я поняла то, о чем тогда не могла догадаться - о той глубокой зоне ответственности за ребенка, которого рождаешь на свет.

И, честно говоря, не у всех родителей, можно наблюдать подобное!

Что это такое - ответственность за ребенка? И как это связано с истинной любовью к своим чадам?

Сколько раз можно наблюдать, когда мама позволяет своему малышу практически все, считая, что таким образом она проявляет к нему безграничную любовь. Хочет малыш сладкого, да побольше? Пожалуйста, все, что душе угодно. Хочет дите игрушку каждый день, рады стараться. Ребенок отвратительно ведет себя при гостях, мама всеми силами оправдывает его - мол, маленький, вырастет - пройдет. Нет, не пройдет!

Если вы по настоящему любите своего ребенка, если вы желаете ему счастья в его дальнейшей взрослой жизни, - научите ребенка уже сейчас тому, что такое хорошо и что такое плохо! Позвольте себе проявлять чувство меры, и всегда думайте, прежде чем делать для ребенка благо. Не всякое добро является добром, поскольку иногда влечет за собой последствия далеко не положительные. Это и есть ответственность - осознание того, к чему приведут те или иные действия, пусть даже продиктованные вашей любовью к ребенку.

Моя старшая дочь в возрасте полутора лет на моих глазах схватила за хвост домашнюю кошку и потащила ее, видимо, уничтожать, под бурные подбадривания дедушки, который предложил задать этой кошке перцу! Я тут же схватила ребенка за шиворот и уволокла в комнату, где строго отчитала ее и велела сидеть в комнате, не имея возможности играть в игрушки до вечера. В тот момент в лице свекрови я, наверное, приобрела злейшего врага. Она не поняла, как я так смогла поступить с ребенком, ради какой-то кошки. А ведь в этом и заключался весь мой воспитательный момент, ибо с того самого дня моя Маруся больше ни разу не причинила ни одному животному вреда. Я пыталась тогда донести до дочки, что животные не могут за себя постоять, и мы, взрослые, не имеем права заводить дома животных с тем, чтобы мучить их и обижать. Поэтому, если вся семья спокойно смотрит на мучения животного, пришлось мне встать на его защиту. Дочь меня поняла!

А сколько вреда мы наносим детям, потакая их желаниям! Бабушка, скрывая от родителей, покупает ребенку чупа-чупсы, жвачку и прочие «прелести». Ребенок рад - запретный продукт куплен, рада и бабушка - завоевала, таким образом, авторитет у внучка.

Часто в оправдание своим нелепым действиям слышим: «Ребенок так просил, как я мог(ла) отказать?»

Только вот смысл подобных действий родителей и бабушек не понятен! Завоевать сиюминутную любовь ребенка, утешить свои эгоистические потребности в любви и нужности маленькому человеку. А в итоге - делая что-то в угоду малышу (лишь бы дите не плакало!), мы, порой, наносим вред ребенку. И это ли доказательство нашей любви?

Любовь к ребенку немыслима без подключения к этому процессу разума. РАЗУМ. Вот что должно руководить родителями в процессе воспитания малыша.

Если я сегодня строга к ребенку, если что-то отказываюсь ему купить, если я не считаю нужным заваливать ребенка игрушками и сладостями (хотя имею возможность это сделать), или не разрешаю перебивать взрослых и относится к ним неуважительно, значит, это только во БЛАГО малыша, значит, это соответствует принятой мною системе ценностей. Хотя, поверьте, каждый раз, наказывая или отказывая ребенку в чем-то, в глубине души я едва ли не плачу от жалости к дочери, ибо материнское сердце готово простить и разрешить абсолютно все. А дети, в свою очередь, - маленькие артисты, они так жалобно просят и так трогательно складывают ладошки в молящей просьбе. Устоять трудно, но надо!

Есть хорошая притча, которую не могу привести дословно, но суть ее попытаюсь донести. Один старец передавал юноше свой жизненный опыт. Он объяснил молодому человеку, что такое жизненные ценности, что такое добро и зло, вред и благо... И когда обучение подошло к концу, старцу осталось лишь объяснить юноше самое главное, - что такое ответственность. Они шли по улице, и старец собирался преподать юноше свой последний урок, как вдруг на их глазах разыгралась драма - кошка поймала птицу, перехватив ее за крыло, и собиралась ее съесть. Юноша кинулся спасать бедную птицу... Он освободил ее и выпустил на волю. Довольный, он вернулся к старцу, считая, что сделал благое дело. Старец был хмур. Он отругал юношу: «Ты освободил птицу, которая была ранена и не в состоянии хорошо летать. Теперь она обречена на медленную смерть, так как не может нормально передвигаться, добывать пищу, а также перелетать на большие расстояния. А кошку ты лишил пищи, которая предусмотрена ей природой. И это ты считаешь благим делом? Лучше бы ты позволил совершиться тому, что положено произойти по законам природы... Вот тебе и мой последний урок. Прежде чем делать благое дело, осознай ответственность за его последствия. Не всякое добро есть добро, и не всякое зло таковым является!»

Вот потому любовь к ребенку не мыслима без ответственности за ее последствия. Пускай наша любовь к нашим детям приобретет разумный характер, и мы начнем осознанно и дальновидно определять - то, что аукнулось сегодня, откликнется завтра. А вот КАК оно откликнется, - зависит только от наших родительских действий.



маша Филимонова 09.09 07:50

Папа, я тебя больше не люблю,-заявила девочка отцу, 13 марта в 16 часов. В магазине игрушек, когда он отказался купить самую дорогую игрушку.
-Папа, я тебя очень люблю,-заявила девочка отцу, 13 марта в 16.35. В магазине игрушек, когда он купил ей самую дорогую и большую куклу.
Мне кажется, что данная история, прекрасная иллюстрация тому, как умеют манипулировать нами наши детки. И в эти категории чаще всего, по моим наблюдениям, попадают бабушки, дедушки и папы. И именно мамам, чаще всего, достается роль воспитателей.
Свекровь и моя мама, считают меня деспотом)))
Моя позиция такая: Ребенок должен получать Все что просит. Если ребенок просит ремня, то дайте ему ремня.
И если ребенку позволяют устраивать публичные истерики, то не из-за любви, а потому что не имеют влияние на ребенка.
А любовь, ты права, она в сердце, в тревоге за будущее ребенка.
В каждом твоем посте, столько любви к дочкам, просто сердце радуется.
Согласна, в том что надо желать хорошего будущего своим детям. Им жить самостоятельно в этом мире.
Для меня любить ребенка-это чувствовать ее настроение, и стараться не сердиться на нее, больше, чем того заслуживает поступок.

Tita Ku 01.12 11:05

какие трогательные слова ты написала, они у тебя из глубин души исходят))) Конечно, любовь нельзя мерить чем-то и пытаться определить, что такое любовь - тоже бессмысленно. Правильно ты говоришь, что она - поток света, и ее никогда не будет много, ее надо дарить и дарить, много, без остатка, безвозмездно, просто отдаваться этому чувству, и не думать ни о чем. Этого мне, как раз, не хватало от моей мамы в детстве - выражения этой любви в конкретных действиях - поцелуях, тактильных ласках, объятиях. Это, конечно, было, но мне было мало. Поэтому своим детям я дарю это в избытке. Я безусловно люблю своих дочерей, не за что-то, а за то, что они есть, они существуют, но вместе с тем на мне лежит тяжелая миссия - воспитать их для дальнейшей жизни, для общества. Разум в делах любви - не главная позиция, но все же лидирующая, его не нужно отключать ни на минуту.
Ну что и говорить! Мы очень все разные))) У нас разные представления о жизни и ее составляющих. И в этом-то и есть весь смысл бытия)))) И каждый по-своему прав!

soni s 11.02 15:40

Из комментария Жанны: "Хочу принимать своих детей с их выбором, мнением, выводами, желаниями, ошибками."
Когда моей дочке было 2 года, мы с ней вдвоем зашли в магазин, мне нужны были косметические какие-то штучки. Я положила в корзинку, то что было мне необходимо. Катюша терпеливо ходила рядышком, осматривала прилавок, и вдруг положила в корзинку гигиеническую помадку (данный товар ей был знаком). Я сказала, что у нее уже есть дома, Катюша сказала, что нужна именно эта. Я что-то еще объясняла, она терпеливо приводила свои аргументы. Последний мой аргумент: "Катюша, я не предполагала сейчас покупать эту помаду, у нас в данный момент нет денег для всего". После чего, Катюша, критично оглядев содержимое корзинки, выложила из нее одну из моих "масок", а свою помаду оставила.
Знаете, я схватила ее в охапку, и расцеловала.
С таким выбором мы пошли на кассу.
Когда рассказала коллегам об этом случае, выслушала много критики.
Почему я так сделала? Я искренне была благодарна дочке, что она вместо истерики выбрала компромисс. Ведь она имеет на это право, полное и безоговорочное. И возраст ребенка тому не помеха.

лера Тома 20.03 08:30

Всем привет. Светлана, очень хорошая история. Несколько раз перечитала с каким-то теплым чувством умиления. Когда мы даем ребенку возможность выбора, на мой взгляд, мы тем самым показываем нашу любовь. Прислушиваясь к нему, мы говорим, что он нам нужен, дорог, его мнение, потребности выжны. И он идет на компромисс, учится слушать нас слушать. Наташ, давно читаю, но комментировать как-то не решалась. Дебют.)) У меня немного другой взгляд. Меня тоже раздражают "бабушкины" проявления любви в виде чупа-чупсов и прочего. Мне кажется, что для ребенка нет ничего ценнее примера родителей. Их умение держать слово, их терпеливое отношение к мелочам и твердая позиция по каким-то важным вопросам, их уважение к взрослым и т.д. Наказание, излишняя строгость, лишение ребенка каких-то важных для него вещей, особенно в раннем возрасте, кажутся мне лишними. Иногда спокойным разговором, нежностью можно добиться большего. Хотя, не буду зарекаться, что сама не прибегну к таким методам, когда мое чадо подрастет. Мамочки, давайте будем терпимее к своим деткам, ведь это самые дорогие для нас человеки с большой буквы "Ч". Хорошо подумайте, прежде чем сказать грубое слово. Обиды на родителей - очень страшная вещь....

светлана дроздова 21.08 12:48

тоже мама, спасибо за дебют))) надеюсь на дальнейший диалог!
Хочу немножко подкорректировать. В самом начале статьи я оговорилась, что не хотела бы, чтобы появилось впечатление, что я "замаливаю грешки"))) Я, безусловно, много любви и нежности дарю своим детям, стараюсь быть с ними чуткой и внимательной. Но бывают моменты, когда строгость просто необходима. Каюсь, трудно иногда удержаться, чтобы не перегнуть палку. Вы говорите, что у вас малыш еще маленький. Но вот, понимаете, когда они начинают подрастать, то становится так страшно, что где-то не доглядишь и не успеешь чему-то научить, и они в итоге наделают кучу ошибок. Поэтому наряду с любовью и нежностью начинает появляться потребность родительского контроля и воспитательный настрой. И конечная цель - во благо ребенка! Есть родители, которые используют в своих отношениях с детьми полную диктатуру, не давая им ни капли родительского тепла и внимания. Я против такого. Но, что делать, все мы не без греха. Пока дети маленькие, - они вызывают сплошь лишь умиление и желание их бесконечно жалеть и любить. А когда дети подрастают, то по мере их роста, возникает множество проблем, которые не решить одной лишь лаской и нежностью...
Хотя, тоже не буду зарекаться - возможно, у Вас получится решать проблемы плавно и мягко))) И очень этого Вам желаю!

Зоя Сергеева
Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка»

Цель :

1. Выяснение понятия «родительская любовь » .

2. Анализ поведенческих норм в семье.

3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку.

План :

1. Анализ анкет на тему «В чём проявляется родительская любовь ?

2. Диспут «Что значит любить детей

3. Беседа с родителями о поведенческих нормах в семье.

1. Вступительное слово воспитателя.

Уважаемые родители ! Ваши дети подобны хрупкому ростку, тянущемуся к солнцу. Им нужен свежий воздух, благодатная почва и солнечное тепло. Свежий воздух для ребёнка – это дух свободы, независимости, благодатная почва – традиции и обычаи в семье, тепло – родительское понимание , забота. И всё это вместе и есть любовь к ребёнку. Эта метафора может рассматриваться как приглашение к разговору, что такое родительская любовь . Давайте обсудим это. Вы мне можете возразить : нам это ни к чему, мы и так любим своего ребёнка , заботимся о нём, ни в чём не отказываем. Но почему тогда дети в анонимных анкетах отмечают, что им не хватает родительского внимания и любви ?

Ответьте одним словом, что для вас является главным в любви к ребёнку (понимание, доброта, терпение, жалость, внимание, умение прощать) . А теперь я расскажу, что говорят по этому поводу педагоги и психологи. Они утверждают, что любящие родители строят отношения с детьми на взаимном уважении. В их семьях царит мир и доброта. Ребёнку хорошо дома, он не испытывает страха перед родителями , его не унижают, не наказывают физически. Конечно, кто-то возразит : «Я не Макаренко, детская душа для меня – потёмки. Меня родители и били , и без сладкого оставляли, и ничего – не сломали! И я их несмотря ни на что люблю».

Так наказывать или нет? – спросите вы. Если ребёнок, совершив плохой поступок, понимает, что неправ, лучшее, что вы можете сделать, - поговорите с ним. Проанализируйте случившееся, выразите надежду, что в следующий раз он так поступать не будет. Но если он упорствует и настаивает на своей правоте , задумайтесь – что-то в его воспитании упущено. А может быть, неправы вы? И такое бывает.

Любящие родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время. Я знаю семьи, в которых принято ездить с детьми на экскурсии, ходить в походы, что-то вместе мастерить. Главное – быть вместе, рядом. Но это не значит отнимать у детей самостоятельность. Родительская любовь даёт детям уверенность в себе, воспитывает доброжелательность к окружающим, общительность, уважение к старшим. Поймите : всё, что вы вкладываете в детей сегодня, поможет вашему ребёнку в будущем. Ведь известно, что любимые дети проживают счастливую жизнь, в их семьях царит та же атмосфера любви, что и в семье родителей , они так же воспитают своих детей и будут заботиться о своих престарелых родителях . К сожалению, такие отношения в семьях встречаются нечасто. Нередко бывает так : отец и мать любят своего ребёнка , но не стесняются ссориться при нём. Психологи утверждают, что ребёнок в такой ситуации считает, что конфликты возникают из-за него, что его не любят, и начинает испытывать чувство вины. Отсюда и неуверенность в себе, нервозность, раздражительность, стремление уйти из дома. А родители искренне недоумевают, почему ребёнок изменился, ведь они его так любят!

Бывают и такие семьи, в которых почти не интересуются внутренним миром ребёнка. Горе-родители возмущаются : их дитя сыто, обуто, одето, ему покупают дорогие вещи, что ещё ему надо? Как правило, такие родители много работают , делают карьеру, занимаются бизнесом, и им некогда вникать в проблемы своего ребёнка . А он испытывает чувство одиночества, ненужности никому. Какие же ошибки допускают родители в воспитании ребёнка?

1. Непонимание друг друга и нежелание идти на компромисс. Пример : любящий отец ради блага записывает сына в секцию плавания, а он хочет играть в футбол. Но ребёнок вынужден подчиниться и заниматься нелюбимым делом .

2. Чрезмерная забота о ребёнке, подавление в нём самостоятельности. Пример : родители постоянно звонят ему, интересуясь, чем занят, при этом постоянно напоминают, что он должен делать.

5. А теперь предлагаю советы, как правильно любить ребёнка :

2. Учиться понимать друг друга, стараться вызвать ребёнка на откровенный разговор.

3. Родители должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не преувеличивая его успехи и недостатки.

Практическая часть : игра «Комплементы» (участники по очереди говорят друг другу приятные слова)

Игра «Двое с одним фломастером» (игроки распределяются на пары. Держа в руках один фломастер, надо нарисовать рисунок).

Заключительное слово.

Уважаемые родители ! Мы сегодня говорили об истинной и ложной любви к ребёнку. Чаще вспоминайте себя в детстве, попробуйте поставить себя на его место. Сделайте серьёзные выводы о том, что значит любить своего ребёнка .

Именно от нас зависит, каким вырастет наш ребенок . Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка , а не слова и нравоучения.

В. Берестов

Любим тебя без особых причин.

За то, что ты - внук, за то, что ты - сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож,

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Десять заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким , как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все , что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды , чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке .

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка . Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни : для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран , который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш» , «свой» ребенок , но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка . Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник , который пока с тобой.

МАМЫ и ПАПЫ

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины :

Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.

Если мы будем их любить независимо от того , плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.

Если мы будем любить их только тогда , когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше , чем ребенок может .

Помните : пороки ребенка не рождаются , а воспитываются. Верная указка не кулак, а ласка. Хорошему надо учиться годами, а плохому и часа хватит.

Любить своего ребенка. Что это значит?

Дата добавления: 2010-04-19

Любить своего ребенка – что это значит?

Это значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он чувствовал себя нужным.

А ребенок без любви просто не может нормально развиваться. И то, как он будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка – во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви.

Что дает ему родительская любовь, почему она так важна?

Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку – словом, интонацией, жестом, даже молчанием – мы сообщаем ему что-то о нем.

От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение « я хороший», а от сигналов осуждения, неудовлетворения, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».

Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику «Ты не можешь!», невнимание «Мне до тебя нет дела!» ил даже «Я тебя не люблю».

Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение мы сейчас ему посылаем.

Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью, с более маленькими детьми родители более ласковы и внимательны.

Но по мере взросления ребенка мы всё сильнее стремимся его «воспитывать» и часто не задумываемся о том, насколько ему необходимо наше тепло, принятие и одобрение. Мы просто не фокусируем свое внимание на том, как обращаемся к детям.

А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен».

Дети настолько неуверенны в нашем к ним отношении?

Да, неуверенны. Они подсчитывают любые проявления нашей любви, у них своя эмоциональная бухгалтерия. Они всё время сравнивают: «Брат подарил цветочек маме – мама обрадовалась, я подарила – обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала «ничего», а я пролил – меня отругали»…

Им очень не хватает внешних сигналов любви. А ведь положительное отношение к себе – это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за неё, ищет подтверждения, что он хороший.

Так как же родителям выражать свою любовь?

Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой!», «Я рад тебя видеть!», «Хорошо, что ты пришел!», «Я по тебе соскучилась!», «Как хорошо, что ты у нас есть!»

Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать и прикоснуться к нему.

Американский семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре прикосновения человеку нужны просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо восемь объятий в день.

У детей есть необходимость «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который только что научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям – и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, она не далеко, и она может защитить.

С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, семейные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы понять: мы вместе.

Но как же быть с воспитание? Обнимать, хвалить и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил?

К сожалении, очень многие родители уверены, что главные, если не единственные, воспитательные средства – это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание – это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Прежде всего с ребенком надо построить человеческие отношения.

Прежде, чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка.

Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я тебя буду любить». Но любовь – не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенка необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий.

Мы любим «его не за то, что он…» и не «только если он..», а просто потому, что он есть.

Только на фоне безусловного принятия возможно всё остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

Может ли родительской любви быть слишком много?

Вопрос в том, что мы понимаем под словом «любовь». Януш Корчак писал: «От матери зависит, даст ли она ребенку грудь или вымя»
Что значит «дать вымя»? Это как раз и есть слишком много любви, но такой, которая не идет на пользу. Ведь растя ребенка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только инстинктами и желанием получить удовольствие.

Мы не может не ставить ему ограничения, необходимые для его же блага. Но некоторым родителям бывает трудно сделать это – они бояться огорчит ребенка и готовы удовлетворить любые его желания, чтобы ему было хорошо.

Однако на самом деле, они не помогают стать ему человеком, они дают вымя»: заваливают нежностями, впихивают в него пищу, оберегают от холода, тепла, жары, микробов, дурных влияний, влезают в его жизнь с навязчивой заботой и тревогой.

Когда в ребенке не видят личность с его настоятельными потребностями, заслуживающими внимания и уважения, а видят только свою слепую преданность ему, своё животное чувство, - это совсем не та любовь, в которой он нуждается.

Настоящей любви к ребенку - ответственной, уважительной и дружеской – много не бывает.

Вы говорите о любви к ребенку как об отдельном понятии. Чем отличается это чувство от других его видов, например от любви между взрослыми людьми?

Да, любовь к ребенку – совершенно особый род чувства. Мы не можем любить его, как мужчину или женщину, хотя бы потому что ребенком мы не будем область всецело. Кроме того мы любим его, зная, что рано или поздно он покинет нас, чтобы создать свою семью (а ведь сама мысль, что от нас уйдет любимый муж или жена, для нас неприемлема).

Мы вкладывает в ребенка все силы и средства…чтобы отпустить его в самостоятельную жизнь. Хотя во «взрослой» любви ест много разных сторон: помимо, например, сексуальной, есть чисто человеческая.

Только в этом смысле отношения мужчины и женщины и отношения родителя с ребенком принципиально не различаются: это тоже взаимодействие двух людей.

Что важно в человеческом аспекте отношений между взрослым и ребенком?

Это понимание, уважение к личности и доверие. Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет.

Но когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы тоже живые люди, - и в свою очередь, начинают доверять нам.
В своей книге я привожу пример одной мамы, которая видит, что сын тоскует по отцу, сказала: «Я вижу, что тебе трудно без папы, и мне тоже трудно. Был бы у тебя папа, а у меня муж, было бы нам жить намного интереснее».

Мама доверила мальчику свое переживание, обоим стало легче, они сблизились. Сблизились как мужчина и женщина? Конечно, же нет. Как мать и ребенок? Тоже нет. Как кто же тогда? Просто как два человека.

Да, он младше нас, он меньше знает, у него меньше опыта, мы в ответе за него. Но он – наш друг. Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего другу или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок?

А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили?
Тогда попробуйте это сделать на самом деле. Не бойтесь, что испортите его за эти минуты. Это просто невозможно.

Понравилась эта статья?

Загрузка...