1001-market.ru

Диагностика трудовое воспитание. Диагностика трудовой деятельности детей. Виды, формы организации труда

Самообслуживание

Поручения, связанные с хозяйственным трудом

Дежурства

Ознакомление с трудом взрослых

Мыть руки по мере загрязнения перед едой, насухо вытереть лицо, и руки личным полотенцем

Ставить хлебницы и салфетницы, поддерживать порядок в игровой комнате.

С помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках

Повар дворник машинист

Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого

Зажать лук, собирать овощи

Обучать детей порядку одеванию и раздеванию

Расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек

Учить правильно надевать одежду и обувь

Старший дошкольный возраст

Самообслу-живание

Поручения, связанные с хозяйствен-ным трудом

Поручения, связанные с трудом в природе

Дежурства

Ознакомле-ние с трудом взрослых

Ручной труд

Коллектив-ный труд

Одевание- раздевание

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

Уборка мусора на участке, коллективная уборка на огороде

Расставлять хлебницы тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы

Вводится понятие «профессия»

Правила безопасности работы с клеем

Уборка территории, уборка группы, уход за цветами

Уход за игрушками, их мытье

Подметание дорожек на участке

Знакомство врач шафер почтальон продавец

Воспитывает самостоятельность

Желание делать подарки

1.В ходе труда были решены поставленные задачи.

2. материал: передники, лейки, таз, тряпочки, растения, конструктор, игрушка – кошечка. Объект труда – цветы.

3. Хозяйственно- бытовой труд. Вытирание пыли с конструктора.

4. труд в природе. Поливка растений.

5. распределение по звеньям. Каждое звено выполняет свое задание.

6.правильно пользоваться лейкой. Качество навыков умение у детей среднее.

7. Дети в процессе труда действуют сообща.

8. Воспитатель показывает ребенку, как правильно обращаться с инвентарем.

9. Отношение к труду положительное.

10. Дети хорошо потрудились и выполнили поставленные цели воспитателя.

11. Труд рядам.

Младшая группа.

Вид труда Хозяйственно- бытовой.

Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатом.

Задачи: Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, уметь преодолевать небольшие трудности.Развивать умение понимать обобщающие слова

Форма организации труда: поручение

Оборудование: конверт с разрезными карточками посуды, тазики по 2на каждого ребенка, тканые салфетки по 2 на каждого ребенка, маленькие кусочки мыла, губка, грязная кукольная посуда.

Методические приемы: Показ силуэта дома, речевая игра «Говорящая посуда», показ воспитателя как мыть посуду.

Средняя группа.

Вид труда труд в природе.

Цель: развивать положительное отношение к природе.

Задачи: Формировать привычку к трудовому усилию,желание трудиться.Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега. Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога. Воспитывать любовь к чистоте.

Форма организации: коллективный труд.

Оборудование: Выносной материал(лопаты, мешки, метелки, ведра, рукавицы), светофор.

Методические приемы: Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослого, пояснение, разъяснение, игровое, одобрение, поощрение промежуточных результатов, художественное слово, косвенный контроль.

Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей на разных возрастных этапах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду исодержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

НИЗКИЙ - Н

СРЕДНИЙ - С

ВЫСОКИЙ - В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Труд»

1 - 3 года

Способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

Выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

е зультатам:

Стремится соответствовать требованиям близких взрослых;

Помогаетв ответ на просьбу.

Знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);

Имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

3 - 4 года:

Развитие трудовой деятельности:

Самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;

Самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам:

Способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);

Знает, кем работают близкие люди.

4 - 5 лет

Развитие трудовой деятельности:

Самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам:

Доводит начатое дело до конца;

Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

Имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

5 - 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

Соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

Самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам:

Доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

Может оценить результат своей работы;

Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

6 - 7 лет:

Развитие трудовой деятельности:

Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

Умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

Ответственно выполняет обязанности дежурного;

Умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам: педагогический трудовой воспитание

Старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

Оценивает результат своей работы;

Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

Радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Пример для старшего дошкольного возраста

НИЗКИЙ Н - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ С - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Пример для старшего возраста

НИЗКИЙ Н - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда (старший дошкольный возраст).

НИЗКИЙ Н - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Н (низкий уровень) - дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок - дело помощника воспитателя, других детей.

НС (ниже среднего) - отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

С (средний уровень) - выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

ВС (выше среднего) - дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

В (высокий уровень) - дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение трудового воспитания для развития детей. Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности старших дошкольников, диагностика уровня их трудовых умений и навыков.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2017

    Особенности и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду. Анализ и диагностика трудовых умений, навыков и трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Уровень сформированности отношения детей к своему труду и труду взрослых.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника. Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Условия содержания растений и животных в детском саду. Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2016

    курсовая работа , добавлен 24.04.2017

    Формы организации труда детей, воспитание интереса к нему. Уровни общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Апробация эффективности педагогических условий в формировании навыков выполнения трудовых поручений дошкольниками.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка. Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства. Методы организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью, повышение художественных знаний и практических умений.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    курсовая работа , добавлен 28.06.2012

    Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Психолого-педагогические подходы к формированию представлений, экспериментальное изучение процесса формирования представлений посредством занятий.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2011

    Формирование технических умений и навыков у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Ознакомление детей с анималистическим жанром и обучение способам изображения животных. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

ЧОУ СПО «Армавирский колледж управления и социально-информационных технологий»

Трудовая деятельность дошкольников: особенности труда, анализ и диагностика

44.01.02 – Дошкольное образование

Армавир, 2015
Содержание

Введение

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г. Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.


Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т. д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей , помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

- подчеркивают общественную значимость труда;

- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

- постепенно расширяют самостоятельность детей;


Создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т. п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей.

Проанализируйте задачи формирования трудовых умений детей для данной возрастной группы, содержание и объем трудовых действий в разных видах труда для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателя трудовой деятельности детей или их самостоятельными трудовыми проявлениями.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.В протоколе необходимо отразить все структурные части трудового процесса: мотивацию и постановку цели труда, планирование трудового процесса, подготовку и уборку оборудования и материалов, ход труда, оценку его результатов.

Форма протокола

Дата, время наблюдения: 05.02.2018г.

Возрастная группа: старшая группа

Содержание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе. Данный конспект будет полезен в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада. Количество участвующих детей: 15 Формы организации труда: коллективный труд

Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Мотивация детей на труд

Ребята давайте сегодня поухаживаем за растениями

Хорошо и с радостью начали приготавливать оборудование.

Постановка цели труда

Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.
- Послушайте, что говорит крот!
- «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».

Дети внимательно слушают воспитателя и крота.

Предлагает детям ответить на вопросы: - Как надо ухаживать за цветами? (Сначала опрыскивать

Планирование трудового процесса

Совершенствовать умение действовать в коллективе. продолжать учить детей трудиться в коллективе; Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу; Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы

Подготовка оборудования, материалов, себя и рабочего места

2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

.

Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда

Ход работы

Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д. Педагог напоминает, что для того, чтобы выполнено было задание, надо помогать друг другу. В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием

Уборка материалов и оборудования

Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.

Оценка результатов труда

Дети довольны своей работой

Конспект практического занятия в старшей группе по уходу за комнатными растениями

Форма организации труда : коллективный труд

Вид труда : труд в природе

Воспитательно-образовательные задачи :

    Совершенствовать умение действовать в коллективе.

    продолжать учить детей трудиться в коллективе;

    Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;

    Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;

    Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.
    Комнатные растения: сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция

будем протирать мокрой тряпочкой, а мелкие листочки – опрыскивать с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой

Руководство во время

Воспитатель распределяет детей по группам, назначает ответственных, определяет объем заданий. Советует детям распределить работу и внутри самого звена

труда

Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда Дети вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д. Педагог напоминает, что для того, чтобы выполнено было задание, надо помогать друг другу. В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием

Анализ труда

К анализу и оценке выполнения работ привлекает всех ребят. Предлагает им следующие вопросы: - Почему удалось быстро и хорошо справиться с работой? (Потому что дети работали дружно, аккуратно убирали пыль, смахивали сухой кисточкой.) - Кому из вас помогали товарищи? (Артему и Вове.)

Итог работы

Воспитатель подводит итог работы: Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

Анализ организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки

У ребенка сформирована привычка следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; ребенок умеет чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. Умеет следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

У ребенка усовершенствована культура еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); ребенок умеет есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Самообслуживание

Ребенок умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Ребенок умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, умеет самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд

Ребенок имеет положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. У ребенка сформированы необходимые умения и навыки в разных видах труда, воспитана самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Ребенок знаком с наиболее экономными приемами работы. Ребенок умеет оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

У детей сформированы предпосылки (элементы) учебной деятельности.

Дети умеют помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Дети приучены добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе

Дети привлекаются к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной - к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых

У детей расширены представления о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Сформировано бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Детям привито чувство благодарности к людям за их труд.

Безопасное поведение в природ

У ребенка сформированы основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Сформированы понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Ребенок знаком с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе, с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

5 - 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

Соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

Самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

    доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

    может оценить результат своей работы;

    испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Вопросы для анализа организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

    Определите соответствие содержания и объема работы требованиям образовательной программы для данной возрастной группы.

    Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям, особенностям отдельных детей.

    Определите соответствие форм организации труда (в коллективном труде – форм объединения детей) уровню развития трудовой деятельности детей, имеющемуся у них опыту.

    1. насколько убеждают детей в значимости работы:

      как воздействуют на чувства, стимулируют желание добиться поставленной цели;

      насколько учат самостоятельно определять необходимость работы, ее качественного выполнения;

    1. какой способ планирования выбран педагогом (действие детей по плану, предложенному воспитателем, планирование – указания, планирование по вопросам к детям, коллективное планирование детьми), соответствует ли он опыту детей;

      охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, подготовку себя, последовательность и способы исполнения трудовых операций), предусматривает ли самоконтроль работы детьми;

      в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

      какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в труде и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

      насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию трудовых умений и воспитанию положительных качеств личности детей;

    1. отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

      самостоятельность детей в оценке своей работы, работы сверстников;

      характер оценки работы сверстников (положительный, критический, негативный);

      какими приемами пользуется педагог для формирования у детей умений оценки своего труда, нахождения причин ошибок или удач.

По результатам анализа составьте описание состояния организации трудовой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

Анализ организации продуктивной деятельности детей

Дата 06.02.2018г. МБДОУ№21 группа старшая

Вид занятия;рисование

    Организационный аспект;

1).проведено проветривание, влажная уборка, соблюдается режим освещения дети настроены на работу положительно, высказывание положительными эмоциями.

    стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества;

    оформление помещения стилистически гармонично

    функциональность помещения:

5)конструктивность помещения: имеется

    конструктивная сторона,соподчинена остальным аспектам зонирование продуманное;

6) доступ детей к материалам и пособиям:

    дети имеют свободный доступ к материалам

Готовность педагога к проведению занятия

    наличие конспекта занятия;

    различных пособий и стимулирующего материала имеются

    эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала присутствуется

Выполните анализ занятия (рисование, лепка) по предложенной схеме:

Дата N° ДОУ группа

Вид занятия

Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчеркнуть).

I. Организационный аспект:

Готовность помещения к проведению занятия:

    наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога (выберите один ответ):

    оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия;

    оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соответствуют педагогическим нормам;

    имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемому занятию;

    свой вариант;

    соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия;

    стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества:

    оформление помещения стилистически гармонично;

    оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции;

    в оформлении наличествует полный стилистический хаос;

    свой вариант;

    функциональность помещения:

    помещение функционально, удобно в использовании;

    помещение не всегда удобно и практично;

    помещение не практично и функционально неудобно;

    свой вариант;

    конструктивность помещения:

    конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное;

    конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно;

    конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюдается гибкости и динамичности зон;

    свой вариант;

    доступ детей к материалам и пособиям:

    дети имеют свободный доступ к материалам;

    дети имеют ограниченный доступ к материалам;

    дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам;

    свой вариант;

Готовность педагога к проведению занятия:

    наличие конспекта занятия или плана-конспекта;

    наличие различных пособий и стимулирующего материала;

    эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала;

    психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении.

Организационные умения педагога:

    1. профессионализм в организации детей на занятии; создание положительной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей;

      умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия;

      умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности;

      умение педагога завершить занятие;

      умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей;

      принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует).

      1. Дидактический аспект:

        1. правильность постановки задач;

          степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение программного содержания;

          характеристика методов и приемов, используемых педагогом на занятии;

          целесообразность методов и приемов;

          соответствие методов и приемов возрастной группе;

          владение педагогом материалом;

          умелое использование стимулирующего материала;

          способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям;

          наличие разноуровневых заданий;

          наличие межпредметных связей на занятии.

      2. Воспитательный аспект:

        1. степень решения воспитательных задач;

          наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами воспитания;

          характер формирования эстетического вкуса у детей.

        Личностный аспект:

        1. внешний вид педагога;

          педагогическая культура;

          речь педагога;

          умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негативные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии;

5) умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протяжении всего занятия.

V. Деятельность детей:

          1. степень заинтересованности;

            степень активности;

            навыки работы в конкретном виде творчества;

            владение детьми материалами;

            владение приемами работы;

            владение цветом;

            владение формой;

            владение композиционным построением;

            владение техниками;

            наличие индивидуального стиля в детских работах;

            выразительность создаваемого детьми образа;

            способность детей поэтапно выполнять свою работу;

            способность детей возвращаться на один из этапов, в случае неудачи;

            умение детей приходить на помощь к другим детям;

            характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии:

    дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются;

    дети общаются, но только по теме занятия;

    дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога;

    дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства;

    дети часто жалуются друг на друга во время занятия;

    во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу;

    свой вариант:

    способность детей анализировать свою работу и работы других детей.

Резюме:

Положительные моменты занятия:_______________________________

Отрицательные моменты занятия: _______________________________

Общие выводы:_______________________________________________

Наблюдение и анализ организации игровой деятельности детей.

Проанализируйте задачи руководства различными видами игрдля данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем игровой деятельности детей и их самостоятельной игрой.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам. В протоколе необходимо отразить все структурные части организации воспитателем игровой деятельности детей: выявление игровых интересов, помощь в распределении ролей, планирование пространства игры, подготовку и уборку игрового оборудования, атрибутики, участие педагога в игре, оценку ее результатов.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Содержание работы: ________________________________________________

Количество участвующих детей: ______________________________________

Виды игр, организованных педагогом: _________________________________

__________________________________________________________________

Виды игр, организованных детьми: ___________________________________

__________________________________________________________________

Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Выявление игровых интересов

Помощь в распределении ролей

Планирование пространства игры

Подготовка игрового оборудования

Ход игры

Уборка игрового оборудования

Оценка результатов игры

Вопросы для анализа организации игровой деятельности, формирования игровых умений у дошкольников:

    Определите соответствие тематики игр возрасту детей и их разнообразие;

    Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к развитию игровой деятельности;

    Укажите разнообразие организуемых видов игр, разнообразие тематики ролевых игр дошкольников:

    1. в какие игры дети играют до завтрака, их продолжительность;

      характер игр детей после завтрака, направление игр, которые задает воспитатель, их соответствие характеру и содержанию предстоящих занятий;

      какие игры организует воспитатель между занятиями, обеспечивают ли они отдых детей перед следующим занятием;

      виды игр на прогулке, их тематика;

      в какие виды игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;

      фактическое время, отпущенное для игр детей в период наблюдения,его соответствие режимным требованиям.

    1. какой способ выявления игровых интересов выбран педагогом (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;

      предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр, какие и в какой форме;

      какие приемы используются при распределении игровых ролей («волшебная стрелочка», желание детей, мотивированный выбор на роль);

      какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения игрового оборудования, атрибутики;

      организовано ли участие педагога в непосредственной игре, каким образом это сделано (игрового партнера на главных или дополнительных ролях, советчика);

      какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие данного вида игр;

      какие приемы используются для руководства самостоятельными играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, распределении ролей, составлении плана-сюжета);

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре детей;

      какие нравственные качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

      как педагог управляет детскими взаимоотношениями в игре (видит ли конфликты, правильно ли их решает);

      насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию игровых умений и воспитанию положительных качеств личности детей.

По результатам анализа составьте описание состояния организации игровой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

. Наблюдение и анализ организации музыкально-дидактических игр детей

Проанализируйте задачи руководства музыкально-дидактическими играми для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»). На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем музыкально-дидактических игр и их самостоятельными играми.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Количество привлекаемых к игре детей: _______________________________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных педагогом: ________

__________________________________________________________________

Виды музыкально-дидактических игр, организованных детьми: ____________

__________________________________________________________________

Структурная часть

Действия и речь педагога

Действия и речь детей

Примечания

Внесение игры

Рассматривание игрового материала

Постановка игровой задачи

Объяснение игровых действий и правил игры

Предоставление пробного хода

Характер участия воспитателя в игре

Оценка результатов игры

Вопросы для анализа организации музыкально- дидактических игр:

    Определите соответствие тематики музыкально-дидактических игр возрасту детей и их разнообразие;

    Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к музыкально-игровой деятельности;

    Укажите разнообразие организуемых видов музыкально-дидактических игр, разнообразие их тематики:

    какие игры организованы до завтрака, после занятий (в вечернее время), их продолжительность;

    использование музыкально-дидактических игр на прогулке, их тематика;

    в какие виды музыкально-дидактических игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;

    фактическое время, отпущенное для музыкально-дидактических игр детей в период наблюдения, его соответствие режимным требованиям.

    1. как организовано внесение или предложение игры воспитателем (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;

      как организовано ознакомление детей с материалом игры;

      какие приемы используются при постановке игровой задачи, объяснении игровых действий и правил игры;

      какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения материала игры;

      какую роль в процессе музыкально-дидактической игры выполняет воспитатель;

      какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие музыкально-дидактических игр;

      какие приемы используются для руководства самостоятельными музыкально-дидактическими играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, определении ведущего и т.п.);

    1. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре;

      какие качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

      приемы включения в игру робких и застенчивых детей, способы оказания помощи в преодолении нерешительности;

      насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач музыкально-игровой деятельности и воспитанию положительных качеств личности детей.

По результатам анализа составьте описание состояния организации музыкально-дидактических игр в данной группе, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Составила: воспитатель

Исмаилова Г.А.

Норильск, 2015г.

Пояснительная записка

  1. Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста.
  1. Анализ трудовой деятельности дошкольников.
  1. Планирование трудовой деятельности дошкольников.

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в приро де – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

В целях продуктивной организации образовательного процесса в помощь воспитателям предложены различные стандартизированные формы диагностики трудовых умений, схемы анализа трудовой деятельности, формы конспектов организации трудовой деятельности и примерные конспекты организации разных видов и форм организации труда.

  1. ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

  • НИЗКИЙ - Н
  • СРЕДНИЙ - С
  • ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Труд»

1 - 3 года

  • способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
  • выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.
  • стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
  • помогает в ответ на просьбу.
  • знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
  • имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

3 - 4 года:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знает, кем работают близкие люди.

4 - 5 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
  • имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

5 - 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
  • самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • может оценить результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

6 - 7 лет:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
  • умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
  • ответственно выполняет обязанности дежурного;
  • умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • оценивает результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
  • радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

  • владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
  • имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
  • бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

5. Умение

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

Пример для старшего дошкольного возраста

НИЗКИЙ Н - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ С - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Пример для старшего возраста

НИЗКИЙ Н - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда

(старший дошкольный возраст).

НИЗКИЙ Н - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Н (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

НС (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

С (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

ВС (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

В (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

  1. АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Примерная схема анализа организации трудовой деятельности.

  1. Решены ли поставленные задачи?
  2. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), рациональность.
  3. Организация детского коллектива (вид, форма организации труда).
  4. Приёмы постановки и объяснения трудового задания.
  5. Знание и умения, необходимые для выполнения задания, новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.
  6. Результативность трудовой деятельности детей, качество навыков и умений.
  7. Взаимодействие детей в процессе труда.
  8. Индивидуальный подход к детям.
  9. Отношение к труду.
  10. Оценка деятельности (детей, воспитателя).
  11. Воспитательная направленность труда.

Вопросы для анализа трудового процесса.

  1. Имел ли труд детей практическую значимость.
  2. Соответствие поставленных задач требованиям программы, а также содержанию работы и особенности участников.

3. Насколько формы организации детей (для коллективной работы - формы объединения) отвечают уровню развития их трудовой деятельности и опыту.

4. Воспитательное значение приемов постановки и мотивации цели:

а) эффективность данных приемов для убеждения в необходимости и значимости работы;

б) воздействие на чувства детей, выражающее стремление добиться поставленной цели;

в) насколько приемы педагога учат самостоятельно определять необходимость работы.

5. Воспитание в процессе планирования?

а) какой способ планирования выбран педагогом (действие дошкольников по плану, предложенному воспитателем, планирование по вопросам, планирование - рассказ); соответствует ли он опыту детей;

б) охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, последовательность и способы исполнения), предусматривает ли самоконтроль;

г) в словесном планировании дайте оценку детской речи.

6. Воспитание в процессе выполнения работы:

б) какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним;

в) насколько приемы педагога способствуют решению поставленных воспитательных задач в данном трудовом процессе;

7. Оценка детской деятельности;

а) отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

б) к каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работы товарищей, какими приемами;

в) насколько самостоятельны дети в оценке своей работы, товарищей;

г) соответствует ли содержание оценки поставленным воспитательным задачам;

д) какими приемами формируется у детей умение оценивать; побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

Коллективная трудовая деятельность.

Какие виды были включены в содержание коллективного труда?

Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе данной группы?

Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (трудным)?

2. Оборудование коллективного труда.

Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?

- Каковы эстетические качества трудового оборудования?

3. Организация обстановки для коллективного труда.

Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?

Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил воспитатель, что основную заботу по подготовке обстановки взял на себя (переложил на детей)?

Соблюдались ли гигиенические условия:

Хорошо ли освещены рабочие места детей?

Сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной?

Поддерживались ли в обстановке порядок и чистота?

Соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей?

Посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительность во времени?

4. Организация и методика проведения коллективного труда.

Как была организована работа с детьми (объяснение: посадили их на стулья или слушали объясненье воспитателя стоя). Как правильно?

Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, что ограничился только словесными объяснениями и указаниями или правильно ли поступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет?

Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось?

Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или, что оно было),

5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6. Как закончился коллективный труд?

Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?

Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих случаях дать оценку - правильно ли это).

Оценил ли воспитатель работу детей, насколько методически правильно это было сделано? (какие оценки преобладали - положительные или отрицательные, что оценивалось - поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь).

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы,и приемы использовала воспитатель при проведение анализа. Участие детей в анализе.

Ручной труд.

1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

3. Тон воспитателя, его речь.

4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручному труду. Все ли дети умеют правильно работать с предлагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мышцы рук, самостоятельная работа с мелкими деталями на занятии?

6. Был ли материал, даваемый детям трудным или наоборот, не достаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю.

8. Как и в какой форме оказывал воспитатель помощь детям в работе?

9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в работе по ручному труду они используют, с каким любят работать больше всего и почему.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);

3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);

4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);

5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

Схема конспекта организации трудовой деятельности

ОБЛОЖКА

Конспект организации трудовой деятельности

в ___________ дошкольном возрасте

МБДОУ №78

Воспитатель:

_______________________________

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА

Тема:

Вид труда:

Цели: образовательная –

Развивающая –

Воспитательная –

Оборудование:

Словарная работа:

Индивидуальная работа:

Предварительная работа:

Ход трудовой деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап – вводный: привлечение внимания детей к объекту труда, мотивация, постановка трудовой задачи, распределение обязанностей, планирование деятельности, подготовка оборудования (в зависимости от возраста).

II этап – основной: реализация поставленных целей.

III этап – обсуждение результатов труда, оценка деятельности детей.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА:

Тема: « Уборка участка от снега”

Возраст: средняя группа

Формировать привычку к трудовому усилию, желание трудиться,

Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега,

Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога.

Воспитывать любовь к чистоте.

Развивать умение и желание оказывать посильную помощь товарищу, научить его тому, что умеет сам.

Форма организации трудовой деятельности:

Коллективный труд.

Методы и приёмы:

Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослых, пояснение, разъяснение, игровые, одобрение, поощрение промежуточных результатов, поощрение удачных способов и действий ребёнка, напоминание, художественное слово, косвенный контроль, оценка, привлечение к оценке других взрослых.

Оборудование:

Выносной материал (лопаты, мешки, метелки, вёдра, рукавицы), светофор

Предварительная работа:

Наблюдение за деятельностью дворника, рассказ о его труде, показ иллюстраций, чтение стихотворения С.Барузина “Интересная машина”, Подбор оборудования для трудовой деятельности детей, сюжетно-ролевая игра ‘Путешествие на паровозике”.

Словарная работа:

Снегопад, пути, метель

Индивидуальная работа:

Закрепить у Саши сформированные навыки по работе с лопатой.

Ход трудовой деятельности:

Сообщение о том, что сейчас все на паровозике отправятся в снежную страну и поиграем в новую интересную игру. Машинистом будет тот, кто первый и правильно оденется, следующие 4 человека - его помощниками, которые будут везти ценный груз (оборудование для трудовой деятельности), а остальные пассажирами.

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I Организационный

Постановка цели

Все сели в паровозик?! Поехали!

Стоп! Посмотрите, на светофоре красный свет, т.к. дорожки и весь наш участок замело снегом и паровозик не может дальше двигаться и мы не сможем попасть на наш участок и поиграть там.

Что надо сделать, чтобы паровозик тронулся?

Правильно!

Убирает снег, ребята,

Дворник наш Иван Петрович.

На путях расчистит сор

И зажжется светофор!

Позовем его скорей,

Прибежит он к нам быстрей

А ну дружно, а ну вместе: “Иван Петрович ”

А вот и он.

Дворник: “Что случилось ребята?”

Ох, ребята, я устал,

Весь день дорожки подметал,

А снег опять их закидал!

Может мы тебе поможем?

Кто хочет помочь Ивану Петровичу?

Молодцы, я так и знала, что вы все захотите помочь!

Посмотрите, что надо сделать?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает (расчистить дорожки, собрать мусор, подмести веранду)

Давайте договоримся, как мы распределим работу:

Машинист и его помощники- складывают снег в ведёрки и относят его в отведённое для этого место,

1 вагончик- расчистить дорожки,

2 вагончик- собрать мусор,

3 вагончик - подмести веранду.

Так мы распределили всю работу между собой. Теперь приготовьтесь к ней: возьмите необходимые инструменты, обсудите между собой, в какой последовательности будете выполнять свое задание, и начинайте трудиться. Не забудьте, что вы работаете вместе. Когда работают вместе - помогают друг другу, не ссорятся, не обижаются на замечания товарищей».

Чу-чу-чу-чу-чу!

Убрать снег!

“Иван Петрович ”

(Объясняют)

Я,Я,Я,Я….

ответы детей

II Основной

Наблюдая за работой детей первой группы, воспитатель проверяет, как дети сумели распределить обязанности.

Наблюдая за работой детей второй группы, если дорожки узкие, детей предупреждает, чтобы все не толпились вместе; лучше распределить работу таким образом, чтобы дети стояли через определённое расстояние. Дворник показывает правильное выполнение.

Работа третей группы не требует пристального внимания, но им надо напомнить о необходимости сбора всего мусора на территории и в специальных рукавицах.

Детям четвёртой группы предлагают сначала подмести веранду, а затем снег унести в отведённое для этого место. Обязательно предупредить об осторожном пользовании лопатой, учитывая соседство сверстников.

Поощряет: “Как замечательно и дружно работает 3 вагон; Дима, у тебя хорошо получается”,

Проводит индивидуальную работу:

Саша, посмотри как правильно держать лопату, тебе так будет удобнее и ты сильно не устанешь!

Большое внимание уделяет характеру взаимоотношений между сверстниками. На конкретных примерах показывает образцы доброжелательного, гуманного отношения к сверстникам, умения научить, показать, оставаясь при этом вежливым, тактичным. Обращает внимание на то, чему уже научились, положительно оценивает эти умения, а также желание показать приемы работы, предупредить ошибки других.

Трудятся

III Заключительный

Посмотрите как изменилась наша площадка!

Что изменилось, почему?

Аня очень старательно подмела столик.

Миша, выполнив свою работу не сел в поезд, а решил помочь Катюше.

Особое место в его оценках отводится конкретным поступкам детей в процессе труда, в которых проявились внимание к сверстникам, настойчивость, ответственное отношение к порученному делу. В оценке участвует дворник.

Молодцы ребята, работали хорошо, потрудились славно, а теперь можно продолжать путь:

На путях убрали сор,

И зажегся светофор!

Все по местам, в путь!

Ответы детей

Чу-чу-чу-чу

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:

Задачи по развитию трудовой деятельности:

Задачи нравственного воспитания:

Методы и приёмы:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход дежурства:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА:

Задачи по развитию трудовой деятельности:

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: расставлять хлебницы, тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. Познакомить с приёмом складывания скатерти.

Формировать ответственное отношение к заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо)

Задачи нравственного воспитания:

Развивать стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям и помочь товарищу.

Методы и приёмы:

Одобрение, показ, поощрение, напоминание, контроль, оценка.

Оборудование:

Фартуки, колпаки, цветы, салфетки, скатерти.

Предварительная работа:

Определить дежурных (картинки в уголке дежурных)

Ход дежурства:

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I Организационный

Обсуждение вопросов при распределении работы

Дежурные подойдите ко мне, сейчас принесут обед, и мы будем накрывать на стол.

Максим, за каким столом ты будешь дежурить?

А ты Костя, Наташа? Прежде чем начать дежурить не забудьте надеть фартучки.

Надевают фартуки и колпаки.

IIОсновной

Указания к руководству процессом труда детей

Обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Одобряет творческие задумки детей:

Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей?

Если затрудняются воспитатель или младший воспитатель подсказывает: ”Поставим цветы или разложим новые скатерти”

Разъясняет, что работа дежурных очень нужна, товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге и т.д.

Правильно, Наташа сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола.

Носим по две тарелки.

Как аккуратно раскладывает ложки Костя, берет по одной, кладёт с правой стороны.

Проверьте, всё ли на месте?

Молодцы ребята, спасибо.

Ребята, посмотрите, как удобней сложить скатерть, помоги мне, Костя. Надо взять за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Теперь попробуйте самостоятельно. У всех хорошо получилось.

Ответы детей

расставляют хлебницы, глубокие тарелки, ставят салфетницы,

раскладывают

столовые приборы.

Всё!

Да!

После еды убирают со стола хлеб, салфетки, сметают крошки со стола, складывают скатерти.

III Заключительный

Обсуждение результатов работы

Молодцы, ребята, вы все сегодня были настоящими дежурными, обо всех позаботились!

Костя, все помнил сам, ни о чём не забыл.

Максим, работал так же аккуратно и старательно, как няня.

А как маме будет приятно узнать, что Наташа дежурила сегодня, как взрослая. Вот помощница растёт.

Снимают фартуки и колпаки.

  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
  3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  4. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  5. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
  6. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
  7. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы и поговорки о труде

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Лень, отвори дверь! Сгоришь! - Хоть сгорю, да не отворю.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Один собирает, другой зевает.
  • Не потрудиться, так и хлеба не родится.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Работай до поту, так и поешь в охоту!
  • Белые ручки чужие труды любят.
  • У него лень за пазухой гнездо свила.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.
  • Руки не протянешь, так с полки не достанешь.
  • Терпение и труд - все перетрут.
  • Одни с сошкой - семеро с ложкой.
  • Пошло дело на лад - и сам ему рад!
  • Обещал - сделал, дал слово - держи.
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Без волнения и заботы нет радости от работы.
  • Звону много, да толку мало.
  • Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
  • Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Загрузка...