1001-market.ru

Этнические группы г н волков. Волков-Этнопедагогика. Высшее образование. Контрольные вопросы и задания

Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

6. ВКЛАД Г.Н. ВОЛКОВА В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г.Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А.Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г.Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г.Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г.Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике... Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», - писал ему В.А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И.Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В.А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г.Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д.О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков - знаковая фигура нашего времени... Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М.Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

Г.Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хeвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г.Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г.Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г.Н. Волкова сняты кино- и телефильмы. Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он - один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения.

И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь... Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине.


Список литературы

1. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.

2. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.


Для развития творческого потенциала (и, прежде всего, творческого мышления) для подрастающего поколения. Именно поэтому вопрос о проектировании познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ в системе дополнительного образования является актуальным. С учетом выше изложенного, при проектировании познавательной среды необходимо учитывать и социокультурный контекст. Именно поэтому...

И литературы МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики.

Статья

«Чувашская этнопедагогика» в современной школе.

Народ – великий педагог,

все великие педагоги – народны.

Ум в педагогике чувашей почитался как высшая человеческая цен - ность, как лучшая из добродетелей. С малых лет чуваши учили детей жить умом добрых людей. И сегодня этот народный философский завет волнует современных педагогов и ученых России. Народная педагогика как наука появилась в Чувашии; - создатель этнопедагогики, единственный и первый такой ученый в России.

Главное в народной педагогике три любви: любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. В душе эти три любви дали прекрасные плоды. Его любовь безгранична. С любовью к детям связано многое в народ - ной жизни, и как рано народная педагогика указывает, что труд в жизни ребенка – главный помощник и союзник. «Обращение к истокам и созидательно, и спасительно, - пишет.- Без наших корней, без этнической духовности – пустота, вакуум , пустыня в душе. Что останется без этих корней? Чем заполнить этот вакуум?.. Только культурой, только духовностью…». Поэтому воспитание детей в современной школе немыслимо без изучения и применения трудов по этнопедагогике.

Сегодня, когда в обществе наблюдается падение нравов, когда отсутствует желание творчески работать, очень нужны высокообразованные, культурно развитые личности. И учитель должен быть личностью, интересным человеком, со своими взглядами, со своим мнением, но он должен быть связан с народной педагогикой. Нравственность – самое уязвимое место человека, поэтому учитель должен быть в первую очередь воспитателем, педагогом. Если учитель не личность, то теряет свою убедительность, он не способен вести детей за собой. Поэтому важнейшая миссия учителя заключается в том, чтобы укрепить дух детей духом собственным, и иного воспитания нет. Учитель, опираясь на педагогическое творчество, должен развивать ребенка как личность, чтобы он вошел в культуру.

А что нужно для этого? Нужна идея добра и любви, уверенность ребенка в доброжелательности педагога. А любовь – это не только привязанность к родным, а чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения. Эти качества помогают воспитывать в ребенке совесть. Не зря один из заветов гласит: «Пример – и положительный, и отрицательный – не действует сам по себе, его надо основывать на совести». Современный учитель должен помнить и такой завет души великого ученого: «В педагогике главное – народность, человечность, порядочность, благородство, великодушие». А народная педагогика – продукт исторического и социального опыта народа. Действительно, «без памяти (исторической) нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (как исторической общности)».

А еще как сегодня в школе помочь личности принимать ценность во имя этой ценности? Еще каким методом способствовать духовно – нравственному развитию ребенка без принуждения? Конечно, это чтение и исценирование произведений писателя и этнопедагога. Мои восьмиклассники с большим интересом прочитали его рассказы, сказки, притчи («Разбитый горшок», «Погреб», «Бережливость», «Себе несчастье навлечешь»), превратили их в интересные сценки, распределили роли и выступили на сцене на общешкольном вечере – «встрече» с.

Ребята понимают, что лучше быть честными, послушными, уважать старших, беречь вещи. И хочется верить, что такие строки в этих произведениях помогут нашим воспитанникам понять народную мудрость, собрать ее по крупицам в своем сознании и жить правильно:

У лживого и правда обманчива.

Ум старых – как подпорки.

Мечта как глиняный горшок – скорее разбивается, чем сбывается.

Мир держится на мудрости старых и силе молодых.

Бережливый человек – надежен, порядочен, аккуратен.

Отнял вещь у людей – выкинул душу.

Когда нет порядка – и жизни нет.

А как полезно увидеть инсценированные рассказы и сказки «Тимерке», «Волшебная щепочка», «Мать и сын», «Дорого ли стоит рубль?», «Мамина похлебка»! В них мои восьмиклассники увидели такую народную педагогику:

Старикам окажешь почет – и сам долго проживешь, стариков введешь в нужду – испытаешь сам беду. Кто об этом забывает, счастья в жизни не знает.

С сердитым - сердитый будешь, с ласковым – ласковый будешь. Подарки – гостинцы – взаимно.

Кто отца – мать в слезы введет – счастья в жизни не найдет. Мать – святыня, сама она – богиня. Бога забудешь – и то мать помни.

Леность и обман – два родных брата. Только тот, кто трудится до пота, знает цену добру.

Мама сегодня накормила меня салмой. Прямо как в детстве. И запах – тот же, и цвет. Сто лет миске. Ложка от отца осталась, его работа. Мастер же был! Мама… Какое же это счастье!..

И на вечере встречи с ребятами (роль Волкова исполнял ученик из 8 класса) рассказывал: «Я никогда не спорил со стариками, не возражал им. Я благоговел перед старшими и старыми. Наш зять, помню, бросал шапку к ногам бабушки и на коленях шел к ней, не вставая, целовал ей обе руки. У нас в семье были строгие заветы: никто ни разу ни с кем не ругался, а жила бабушка до 92 лет, мама – 86 лет. Нас учили любить стариков, родителей, во главе угла были уступчивость и снисходительность. Обидевший отца – мать сам погибнет духовно. Поцеловал – невеста, переночевал – жена. Равноправие – неразумному. Такие пословицы мы не просто знали, а жили так».

Есть у писателя произведения и о смелости чуваш, о любви к чувашской земле: «Золотая пылинка», «Пастух и барин», «Робкий чуваш и барышник». Восьмиклассники инсценировали и их. Вот некоторые замечательные строки из этих сказок:

Эта земля – нам и отец родной, и мать – кормилица, и брат – защитник. Земля родная чиста и священна. Пылинка родной земли родная, глина – сладкая. Ее песок – золотой, сухие камни – серебро…

Пришла пора выгнать стадо на луга – солнце взошло. Баре еще не наелись, а коровы уже проголодались.

- «Добрый барышник, мне забавно было смотреть на человека, потерявшего стыд. И я ругал корову, чтоб помочь тебе вернуть хотя бы капельку стыда»,- поясняет тихоня. Когда надо, и к робкому приходит смелость.

Этнопедагогу, ученому, историку, журналисту, академику, профессору, доктору педагогических наук пришлось не раз смело бороться, защищая имя и наследие. Волков был назван «врагом» народа, а имя Яковлева запретили произносить. Действительно, чувашский народ и смелый, и мужественный.

Таким образом, «Чувашская этнопедагогика» в современной школе нужна и педагогам, и родителям, и ученикам. В тысячах потешек, прибаутках, загадках, сказках, былинах содержится настоящая педагогика – наука о правильном воспитании детей. Это правильный режим жизни родителей, основанный на совести детей и самих взрослых. Волкова и космонавта подняла на такую высоту народная педагогика, народная культура, родной язык.

Литература

1.Волков земли.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1979. – с., 415 – 418.

2.Волков этнопедагогика. – Чебоксары, 2004. – с., 293.

3. Волков жизни. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. – с. 29,

Загрузка...