1001-market.ru

История происхождения пуговицы. История пуговицы или на нас держится всё Ознакомьтесь с историей и видами пуговиц

В цветаевском «Крысолове» крысы гибнут на пути в воображаемые Гималаи, и несколько страниц посвящено… пуговице! Гениальная поэтесса видела пуговицу через призму символизма как некий ограничитель тех состояний человеческого тела и духа, которые требуют свободы: движения, дыхания, мысли, выбора, творчества. Свобода, которую мы сами или с посторонней помощью, намеренно или вынужденно, загоняем в куб законов и петли предрассудков, чтобы получить свои квадратные метры покоя и комфорта, презрев все ужасы непредсказуемости своего завтра. Гаммельнская пуговица – лицо обывательской добропорядочности и лубочного домостроя, пресыщенного консерватизма и укорененного однообразия. Всего, что преувеличивает вес заземленного тела и уменьшает в ноль силу небесного тяготения. Однако, здоровый практицизм заставляет нас и дальше пользоваться пуговицей, да еще и во множественном числе. Так откуда же она взялась, и каково было ее изначальное предназначение?

Что означает слово пуговица

Пуга кнут . Вица хлыст, прут, розга . Это из древнего санскритского, если верить информации, просочившейся в интернет. Кнутовица, пугохлыст, пугопрут. Версия о благородной двухтысячелетней древности (до нашей эры) пуговицы тихонько скулит от бессилия. Все дело в семантике, к которой мы привыкли, и в образе, к которому привязали нам это слово. Кругляшок с дырочками или ушком. Разве он пугает? Что общего у него с кнутом-хлыстом?

Пуговица - это амулет

Гуляй, фантазия! Прототип пуговицы – амулет , который носили на шее или на запястьях, подразумевает собой магический предмет, в который заключена некая сила, энергия, которую можно оживить с помощью определенных ритуальных действий и/или слов, произнесенных вслух. Амулет – это тоже часть одежды, предназначенная защитить, обезопасить, спасти. Прикасаясь к открытым участкам кожи, он как бы освобождает нас от потенциальной опасности и страхов, беря на себя ответственность за их избегание, невольно заставляя концентрироваться на более важных целях и входить в нужное состояние намерения и действия.

Рисунки-знаки, как и форма амулета, зачастую символизировали солнце и призваны были отпугнуть темные силы. Символ солнца – круг с точкой внутри (у китайцев потом круг превратился в квадрат) или спираль. И то, и другое, как луч, с началом, но без конца. Спираль похожа на кнут, раскручивающийся перед ударом. Спираль, сжатая пружиной времени и магии, таит в себе силу хлыста. Во всем можно найти связь. Даже в несвязуемом. Гораздо сложнее найти истину. Может, в те далекие времена кнут-хлыст был тем единственным оружием, которого стоило бояться в отсутствие пряника?

Пуговицы – это украшение

Более поздние и современные названия пуговицы несут уже разнообразие смыслов. Латинское «бутон» означает нераскрывшийся цветок, что дает право подразумевать, что приоритетной в Западной Европе была именно эстетическая функция пуговицы, а не скрепляющая. В то же время в романских языках созвучное «ботон», «ботао», «батон» с ударением на первый слог означает еще «протискивать, протыкать, пронзать», кроме «шишечка, выпуклость, бутон». По-арабски «пуговица» звучит как «зарра» и является омонимом цветка розы. В переводе с древнеперсидского звучание «зарра» означало «золото»: возможно, пуговицы тогда отливались исключительно из золота и символизировали солнце. Солнце-амулет!?

Откуда появилась пуговица в Европе

Если пренебречь первобытными прототипами пуговицы в виде косточек, палочек, камушков, а также глиняными и металлическими бесформенными шариками с дырочками, найденными на раскопках, относящимся к Древней Греции, считается, что пуговица завоевала Европу после Крестовых походов. Историки утверждают, что именно с Ближнего Востока привезли первые пуговицы, которые с 13 века считались изысканным украшением на мужском платье. Ведь женщины допустили пуговицы к своему платью намного позднее, чем мужчины.

Примечание: мужчины одевались сами, и все крепежные элементы одежды находились спереди, как и другие их достоинства. Женщин же одевали служанки, которые во время этой довольно затяжной (в обоих смыслах) процедуры не должны были мельтешить перед глазами. Поэтому шнуровка, булавки и, позднее, пуговицы, когда они перестали быть столь драгоценными, располагались на спине. Ну, а кто носит дорогие украшения на спине? Разве что, вельможные лошади!

Учитывая тот факт, что во время Крестовых походов на Ближнем Востоке воевали с турками и арабами, утверждение, что именно с их подачи пуговица пришла в Европу, является спорным. Арабская и турецкая мода времен Крестовых походов вообще не подразумевала пуговиц, как крепежных элементов одежды. Точнее можно будет сказать только после изобретения машины времени, а пока достаточно взгляда на имеющиеся экспонаты и изображения одежд того времени. Свободного кроя кафтаны, шаровары, халаты ассоциируются с поясами, шнуровкой, ремнями. Зачем там пуговицы? Пуговицы нужны, чтобы соединить детали одежды, плотно облегающей силуэт. Такая одежда начала входить в моду мусульманских стран скорее, наоборот, с подачи Европы, с 16 века. Именно тогда в турецком и арабском костюме появляются узкие рукава и расшитые облегающие камзолы на пуговицах поверх свободного нижнего платья.

Более интересно предположение, что пуговица попала во времена Крестовых походов в руки к какому-нибудь знатному рыцарю с оговоркой, что это артефакт, предназначенный одному из европейских правителей для исцеления или сохранения власти. Это мог быть утерянный в землях Персии один из амулетов Александра Македонского, побывавшего в Индии, в местах возникновения пуговицы. Это всего лишь домысел, но кто знает, как далек или близок он к исторической реальности!

Пуговица универсальна

Пуговица - самый универсальный в своем разнообразии предмет. Это касается и внешнего вида, и применения. Пуговица может принять вид чего угодно. Она несет в себе сквозь время информацию. Она служит нам, и ее работа скромна и важна. Пуговицы никогда не выбрасывают сами по себе, разве только теряют. Их хранят, как амулеты хороших воспоминаний. Им дают вторую жизнь в рукоделии и искусстве.

Самый модный пуговичный салон был открыт, конечно, во Франции. Именно там продавались пуговицы, имитирующие жемчуг и драгоценные камни.

Интересно

  • Самой богатой на пуговицы одеждой можно считать костюм французского короля Франциска, их на нем было пришито аж 13600 штук.
  • Самые дорогие пуговицы изготовлены из цветных бриллиантов.
  • Самые ненадежные пуговицы оказались на мундирах солдат наполеоновской армии. Сделаны они были из алюминия, который при русском морозе всего лишь в 130С превратился в крошево, внеся свой вклад в поражение французских войск.

И хотя пуговица так и не раскрыла тайну своего точного происхождения, она прочно закрепилась в нашем повседневном обиходе. Вплоть до начала 20-го века пуговица служила украшением, стоила дорого и перешивалась на все новые поколения одежды. Только с развитием химической промышленности и появлением новых синтетических материалов пуговица стала социально доступной. Самая загадочная и непредсказуемая, она с достоинством остается незаменимой в нашей жизни.

Послесловие

Тенденции современных мод и материй практически исключают пуговицу из повседневного использования, оказывая предпочтение более разнузданным и, одновременно, категоричным кнопкам, молниям, липучкам и крючковатым застежкам. Пуговица – надежней молнии. Хотя бы потому, что ее легче заменить. Или переместить – в случае трусости тела перед голодом или сытостью. Новый век перестал стыдиться возможности быть обнаженным. Он ждал, когда исчезнет пошлость из наших чувств и желаний. Но распахнувшись, потерял очарование тайны. Теперь он ищет новые секреты и сокровища с изнанки бесконечных покровов. Но пальцы помнят это действие, помещающее в петлю или освобождающее из нее предмет, которого мы сами, не ведая того, допускаем к власти над нашими свободами. Чем холодней и неуютней мир, тем больше доверия мы оказываем пуговице, помогающей сохранять тепло земного вместилища наших душ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»

«История одной пуговицы»

Выполнила:

ученица 4 класса В

Поминчук Юля

Руководитель:

Быкодерова

Вера Валентиновна

п.Усть-Абакан, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1 Обзор литературных источников……………………………4

1.1История возникновения пуговицы………………………………..4

1.2 Основные функции пуговицы…………………………………… 5

1.3 Как правильно застегивать пуговицы……………………………6

1.4 Музеи и памятники пуговице……………………………………. 7

Глава 2 Результаты исследования……………………………………8

Вывод………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………..

Приложение………………………………………………………….

Введение

Вы можете стать архангелом, дураком или

преступником, и никто не заметит этого.

Но если у Вас отсутствует пуговица –

каждый обратит на это внимание.

Э.М. Ремарк

Пуговица – как пуговица, что здесь такого? Вон их сколько! Эта вещь настолько стала для нас привычной, что мы порой и не задумываемся о ее значении, и вряд ли кто-то интересуется историей происхождения этой нужной вещи.

Однажды задержав в руке пуговицу, я вдруг поняла, что мне хочется узнать о ней больше, откуда она взялась? Кто придумал её? Какой она была раньше? Как люди раньше обходились без неё?

Цель: изучение истории появления пуговицы и ее использование в разное время.

Задачи

1.Познакомиться с историей возникновения пуговицы.

2. Определить функцию пуговиц.

3.Собрать коллекцию пуговиц в соответствии с их функцией.

4.Сделать сувениры и украшения с использованием пуговиц.

Предмет исследования: пуговица.

При выполнении работы были применены следующие методы:

1.Обзор литературных источников по теме исследования.

2.Сбор коллекции пуговиц.

3.Изготовление сувениров и украшений с использованием пуговиц.

Глава 1 Обзор литературных источников

    1. История возникновения пуговицы

Пу́говица (от слова «пугать», «пугалка») - застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках:

1.На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства.

2.Итальянском – bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон.

3.Немецком – Knopf, в голландском Кnоор - «шишка, выпуклость, вершина». 4.Русском – это «пугач» или«пугалка» (по словарю В. Даля).

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Рис.1- Соединения одежды

Первыми застежками были завязки и булавки. Сначала появились булавки из костей животных и рыб. Гречанки свои пеплосы скрепляли маленькими кинжальчиками. На острые концы этих кинжальчиков надевали костяные наконечники. Застежки эти могли быть длиною более 20 см. Они стали прообразом современных булавок.

Рис.2- Кинжальчики

4

У римлян были распространены фибулы – металлические застежки для одежды, одновременно служили как украшение. Они выполнялись из разных металлов, в том числе из золота. На украшение этих застежек не жалели драгоценностей.

Многие считают, что сакта (фибула) - это всего лишь неотъемлемый атрибут народного костюма. На самом деле у сакты своя история. Ими скрепляли одежду до изобретения пуговиц. Сакта была показателем достатка, социального положения и этнической принадлежности»

Рис.3- Фибула


С конца XII века крой одежды европейцев стал усложняться, история застёжек получила новые витки. В этот период костюм все больше повторяет формы тела.

Огромным шагом вперед стало изобретение пуговицы. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды.

Рис.4 – Первые пуговицы


Среди археологических находок древнегреческого искусства с IV века до н.э. по I век н.э. попадаются пуговицы из золота.

Воины Древнего Рима широко использовали пуговицы в своей аскетической одежде. Предки нашей русской пуговицы известны по материалам археологических раскопок и датируются VI в.

В Западной Европе пуговицы появились благодаря крестоносцам.

По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не

распарывая. Поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока одежду зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а после так же долго освобождаться от «оков красоты».

В допетровской России каждый вид платья предполагал конкретное количество пуговиц: к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе – 8, 11, 13, 14, 15 или 16 .

Самое большое количество пуговиц - на стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари.

Зародившись, пуговица долго оставалась элементом мужской военной формы. Дамы предпочитали шпильки и булавки (Семенова,2001).

    1. Основные функции пуговицы

Простейшая пуговица представляет собой диск, с двумя или четырьмя сквозными отверстиями по середине. Однако встречаются пуговицы других видов и форм: например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные. Количество отверстий также может варьироваться.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

    утилитарная (застежка);

    декоративная (украшение);

    магическая (оберег или талисман);

    информативная (опознавательный знак) (Нелюбов, 2007).

Утилитарная функция (застежка).

Функциональные пуговицы с петлями для застегивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро распространились в Европе для изготовления облегающей одежды (Семенова,2001).

Рис.5 – Утилитарная функция пуговиц

Декоративная функция (украшение).

Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни.

Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе. Роскошные пуговицы с художественным декором украшали одеяния высших сословий, латунные и железные поблескивали на военных мундирах. В XVI в., когда в ход пошли более дешевые материалы, такие, как дерево или олово, пуговица стала непременной деталью мужской одежды и у простого народа. На дамских нарядах пуговицы появляются лишь в середине XIX в. Модные портные полюбили эту деталь, а создание новых материалов позволило бесконечно разнообразить ее вид (Семенова, 2001).

Магическая функция (оберег или талисман).

Толковый словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица- это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или

камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца.

Рис.7 Магическая функция пуговиц

Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристегивалась и не имели улитарной функции.Мелодичный тихий перезвон «пугалки» был призван отгонять злых духов и предупреждать хозяина об опасности вторжения нечисти на «прительную» территорию. Носили «пугалку», как правило, возле ворота, на груди – поближе к сердцу (Рязанцев, 2001).

Информативная функция (опознавательный знак).

Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих

флота. Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны (Нелюбов, 2007).

Рис.8 Информативная функция пуговиц

1.3 Как правильно застегивать пуговицы

В Средние века не существовало правил, на какую сторону мужчинам и женщинам застегивать одежду. Лишь в XVIII в., с появлением длинного фрака у мужчин, возникает обычай помещать пуговицы на правую сторону, а петли на левую. Говорят, будто бы так мужчинам удобнее было правой рукой хвататься за оружие, висевшее на левом боку.

Богатые же аристократки одевались с помощью служанок, которые тоже утягивали своих хозяек правой рукой. Но для служанки-то (конечно, если она правша!) удобнее, чтобы запах был справа налево! Так и пошло - современным дамам приходится, застегиваясь, орудовать левой рукой. С тех пор у мужской одежды пуговицы пришиваются с правой стороны, а у женщин с левой (Голондарева,2005).

1.4 Музеи и памятники пуговице

Музеев пуговиц организовано не так много. В маленьком польском городе Иновроцлаве сначала была выставка образцов местной пуговичной фабрики. Затем к ним прибавились экспонаты из других городов. Теперь стенды музея насчитывают много тысяч разнообразнейших представителей пуговичного царства.

Музей пуговиц в городке Сант-Арканджело. Этот городок находится в 20 минутах езды от Римини на машине, стоит на высокой горе. В коллекции есть пуговицы из различных материалов, пуговицы с изображениями различных исторических личностей, большие пуговицы, маленькие, есть даже пуговицы из России...

В старинном городке итальянской области Эмилия-Романья - Сантарканджело, на родине известного поэта, художника и кинодраматурга Тонино Гуэрры, действует единственный на Апеннинах "Музей Пуговицы".

Во многих зарубежных городах поставлены памятники этой маленькой, но так необходимой в обиходе вещи (приложение А).

Глава 2 Результаты исследования

Изучив информацию о пуговицы, я с одноклассниками собрала коллекцию пуговиц в соответствии с их функцией:

    утилитарная (застежка);

    декоративная (украшение);

    информативная (опознавательный знак).

Кроме этого пуговицы можно использовать для изготовления украшений и сувениров.

Мною сделано несколько украшений, которые я могу использовать как дополнение к моей одежде на празднике: брошь (приложение Б).

Все люди любят праздники. Всегда хочется порадовать и удивить человека своим подарком. Что подарить? – возникает вопрос в канун праздника. Подарок, сделанный своими руками, несет частичку тепла, любви, он от всего сердца, поэтому я делаю подарки для своих родных своими руками с использованием различных материалов.

П уговицы очень важны в своем утилитарном предназначении, но из пуговиц, также получается очень красивые вещи. И их не трудно сделать своими руками. Из них, я сделала несколько сувениров, которые могу подарить на празднике.

Из пуговиц можно сделать прекрасный декор для интерьера и здесь не потребуется особых умений, лишь желание! Пуговичный декор может замечательно смотреться в любом интерьере, если придерживаться общей цветовой гаммы помещения.

Украшения из пуговиц смотрятся свежо и необычно, а также могут дорого и стильно. Применение пуговиц в декоре очень широко и даже превращается в искусство и тогда появляются картины и скульптуры из пуговиц.

Рис. 10 - Картины из пуговиц

И конечно пуговицы незаменимый материал для изготовления сувениров.

Рис.11 - Сувениры из пуговиц

Вывод

Изучив литературу по теме исследования я узнала, что слово «пуговица» - это застежка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения ее частей. Первые застежки, напоминающие пуговицы, появились в III тысячелетии до нашей эры.

Пуговицы выполняют разные функции, это и утилитарная, декоративная, магическая и информативная. Пуговицы выполнялись из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве кладов.

Для современного человека пуговица – не более чем функциональный предмет. Несмотря на обилие изобретений вроде кнопок, молний и липучек, эта маленькая помощница продолжает играть свою важную роль – соединять между собой части одежды. Кроме чисто утилитарных функций, она способна значительно изменить внешний вид одеяния: облагородить и украсить или, наоборот, испортить своей неуместностью великий дизайнерский замысел.

Помимо этих функций я хотела бы расширить декоративную функцию, так как это благодатный материал для творчества. Из пуговиц можно сделать уникальные сувениры и порадовать родных и друзей.

Что ж, думаю это далеко не вся информация о любимых пуговках. Без этих маленьких помощников трудно себе представить эволюцию костюма, историю моды, наш дом и наш маленький рукодельный мир. Так и хочет ся сказать напоследок о пуговице, что у нее еще все впереди.

11

Список литературы

1.Голондарева Н.Б. «Технология, поурочное планирование», Волгоград, 2005;

2.Нелюбов С. Древности и старина, 2007, №2,стр.20-27

3.Рязанцев А., Магические пуговицы // Русская Традиция: Альманах. – М.:

ООО Издательство «Ладога-100», 2001. – Вып. 1.

4.Семёнова М., «Быт и верования древних славян», СПб, «Азбука-классика»,

2001;

5.Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, М.: «Вента – Граф», 2002;

8.http://archeologia1.narod.ru/kollekts/pug.htm

12

Приложение А

Музей пуговиц в городке Сант-Арканджело



На Апеннинах "Музей Пуговицы".

Памятник пуговице в Вентспилсе, Латвия

Памятник пуговице в Туркменистане Памятник пуговицам в Каунасе, Литва

Памятник расколотой пуговице Нью-Йорк «Памятник пуговице» в Филадельфии, США

Приложение Б

Украшения из пуговиц


Казалось бы, ну что пуговица - кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Предшественником пуговиц были шнурки. Шнурки (Nestel, Schnur, Riemen, Bindenband) - служили для скрепления двух частей одежды, особенно модны они были в XVI веке. Ландскнехты скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее шнурки были снабжены на концах металлическими остриями.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.
В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди археологических находок древнегреческого искусства с 4 века до н.э. по 1 век н.э. попадаются пуговицы из золота.

Пуговица не всегда служила лишь для скрепления и застегивания одежды, она была нужна и для ее украшения. Форма, величина, материал и место пуговиц на костюме в значительной степени подвержено изменениям моды. Пуговицы были известны уже в древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было одеть и раздеть без застегивания. В период средневековья рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.




Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.

До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце 15 - начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы - вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.

В Россию пуговицы завезли в конце XV века. Дворяне и бояре не скупились и могли потратить целое состояние, чтобы приобрести этот роскошный аксессуар. Чаще всего его тогда делали из драгоценных металлов со вставками из кораллов, жемчуга и бирюзы. Тогда в моде были кляпыши — пуговицы с петелькой для пришивания.

Как специальная деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо. Около 1860 года модна была внутренняя застежка, в особенности на верхней мужской одежде.

Рембрандт ван Рейн, Портрет Яна Сикса. Коллекция Сикса, Амстердам. Пуговицы не всегда являются деталью одежды, служащей практическим целям, а часто одновременно выполняют роль декоративного элемента. Иногда они только пришиваются к жилету и пальто, но не застегиваются. Далее одежду дополняют манжеты, воротник и перчатки.

Nicolaes Maes (1632-1693)

Peter Paul Rubens (1577-1640) Мелкие пуговицы на мужском камзоле.

Пуговица как украшение и как застёжки. Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России - 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

George Romney (1734-1802)

- Пуговица как опознавательный знак. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи - от сторожа до государственного канцлера - носили мундиры с пуговицами определенного типа.
Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь - у служащих флота и т.д.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.
В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

Anton Raphael Mengs (1728-1779)

Pierre Subleyras (1699-1749)
- Раньше у пуговиц было и магическое значение: отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги. В онежской былине «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче» говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, которые он использовал, чтобы призывать своих чудесных помощников:

А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие...

Исследователи русского былинного эпоса не могли пройти мимо этих волшебных пуговиц и всегда пытались как-то объяснить их значение. Загадку разгадали археологи — в одном из древнерусских княжеских кладов 10-12 веков они нашли четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями этих самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Академик Рыбаков назвал их пуговицами-«заклинаниями». Благодаря былинному фольклору мы узнали их значение через 800 лет!
В ту пору, когда пуговицы больше представляли из себя предметы роскоши — из золота или драгоценных материалов, — цена их была соответствующей. Их даже включали в завещания или в приданое. С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале 20 века с развитием химической промышленности золото, стекло, фарфор заменили пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство перешли на алюминий или пластмассу.

Рейнольде. Портрет лорда Хитфилда. 1787-1788 гг

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке . Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.
В переводе с английского пуговица (button) - нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.
Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы.
Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».
Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».
Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.
Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега .

Интересные факты из истории пуговиц.


Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию - пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами.

Троянская война случилась из-за яблока , лилипутская - из-за яиц . А Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. В европейских странах и США оно немногим уступает филателизму - собиранию почтовых марок. Простые пуговицы 19-20 веков можно купить в антикварных лавках по цене от одного до шестидесяти долларов, зато цена на редкие пуговицы доходят до нескольких тысяч долларов! Сегодня ни один российский музей не имеет систематизированной коллекции пуговиц. Коллекционированием ведомственных пуговиц занимаются в основном энтузиасты-одиночки.

Приметы:

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.
Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.
Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Есть еще несколько интересных примет и суеверий , связанных с пуговицами:

1) Например, считалось, что на одежде должно быть нечетное количество пуговиц. Если же так получалось, что было четное число пуговок - пуговицу пришивали с обратной стороны, к изнанке, чтобы обмануть судьбу и привнести в свою жизнь удачу.

2) Если тебе чего не хватает в жизни - надо подумать об этом и - пришить пуговицу на счастье:)

3) Чтобы действие волшебных чар не ослабевало - необходимо максимально крепко пришивать пуговицы.

4) Древние шаманы и колдуны могли с помощью пуговиц приворожить любимого или или отогнать нечистую силу. Пуговица, или монета с 4 отверстиями, могла повлиять на судьбу человека, достаточно лишь правильным образом пришить её.


Источник фото:

"Правильность" пришивания пуговки определяли руны - какой узор вырисовывала нить при пришивании, такое заклинание, согласно буквам рунического алфавита будет воздействовать на человека.


Источник фото:

где: а) привлечение новых людей, укрепление или восстановление утраченных дружеских связей;

Б) развивает интуицию, пришив таким образом пуговицы - научишься видеть знаки судьбы, сможешь развить свою интуицию;

В) для решения проблем и направления дел по нужному руслу, так же убираешь препятствия с пути;

г) улучшение своего материального положения;

д) для очарования всех своей красотой, для здоровья;

е) привлечение поклонников;

Ж) добавление уверенности в своих силах;

З) появление новых, веселых друзей, сделать жизнь радостной и счастливой;

И) развитие творческих способностей, для поиска нового таланта и своей изюминки;

К) привлечение любви, большой и светлой.

Виды пуговиц.

Бранденбургс (Brandenbourgs) — двойные пуговицы, которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью герцога Бранденбургского (XVII век), в честь которого и были названы. Особое распространение получили позднее в эпоху барокко как типичное украшение камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием их носили на жакетиках, мантильях и т. д. В современную эпоху пуговицы этого вида используются на мужских домашних пиджаках и халатах.

Фамфуице (чеш.) — большие пуговицы на одежде мясников.

Источник

Пуговица представляет собой маленький элемент фурнитуры, являющийся одной из деталей застежки на одежде, обуви или галантерейных изделиях (сумках, поясах и перчатках). Подобная застежка состоит из двух элементов — пуговицы и петли (прорезной или навесной), при этом пуговица продевается в петлю, и таким образом осуществляется крепление двух противоположных концов одежды.


Разноцветные пуговицы

Виды пуговиц

Существует всего два основных вида пуговиц, которые отличаются друг от друга особенностями своей конструкции:

  • Плоские пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями для пришивания к ткани. Могут быть различной формы и размера, но при этом принцип их крепления к основе идентичен.

  • Пуговицы с ушком, расположенным на задней стенке, которое предназначено для продевания нити или крепления с помощью других материалов.

Самый простой вид пуговиц — это небольшие плоские изделия в виде диска с парным количеством отверстий (двумя или четырьмя), находящимися в центре. Однако круглая форма не является строго обязательной для пуговиц — напротив, они могут быть какой — угодно формы. Так, различают пуговицы следующей формы:

  • прямоугольной ;
  • треугольной ;
  • квадратной ;
  • цилиндрической ;
  • шарообразной ;
  • фантазийной формы (листья, цветы, насекомые, ягоды, персонажи детских сказок и мультфильмов и другие).

Особенно красочные и разнообразные по форме пуговицы выпускаются для детской одежды. Они выполняют не только чисто практическое назначение, но и служат украшением детских вещей, а также являются интересной деталью одежды для самих малышей.


Материалы для изготовления пуговиц

На сегодняшний день в торговых точках представлен широкий ассортимент самых разнообразных пуговиц, сделанных из многих видов материалов и имеющих огромное разнообразие форм. Среди самых распространенных разновидностей пуговиц можно назвать следующие:

  • деревянные;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • пуговицы, обтянутые тканью;
  • пуговицы, декорированные стразами или кристаллами сваровски;
  • ювелирные пуговицы.

Красивые пуговицы, выполненные из поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней стоят очень дорого. Иногда их цена может во много раз превышать стоимость самой одежды (ткани и ниток для ее пошива, а также работы мастера).


В мире есть много людей, которые увлекаются коллекционированием редких образцов пуговиц — это увлечение называется филобутонистикой. Некоторые образцы старинных или редких пуговиц могут цениться очень дорого. Так, особенно редкие экземпляры ценятся в несколько тысяч долларов США за одну пуговицу, в то время как самые обычные пуговицы XIX — XX веков могут стоить $ 1 — 50 за штуку.


Пуговица мундира члена команды парохода из Глазго (середина XIX века)

История изобретения пуговиц

В глубокой древности люди для соединения противоположных концов одежды просто связывали их вместе, закалывали шипами растений, или связывали шнурками.

Однако уже во времена древней египетской цивилизации были изобретены своеобразные пряжки, способ использования которых отдаленно напоминал принцип крепления современных пуговиц. Конструкция египетских пряжек была такой, что один конец одежды продевался в отверстие, сделанное в другом.

Древнейший прообраз пуговицы, какой мы привыкли видеть ее в наше время, был найден в Индии. Предметы, похожие на пуговицы, датируются 2800 — 2600 годами до нашей эры и являются творениями мастеров Кот — Диджи Индской цивилизации.

Следующие находки были сделаны уже в Китае, однако они датируются уже более поздним периодом — около 2000 — 1500 годами до нашей эры. Данные предшественники пуговиц были чаще всего сделаны из слоновой кости и украшены резными узорами.

В целом, эпоха бронзового века оставила много подобных образцов в разных народов и культур. Так, на территории Древней Греции и Рима тоже были найдены изделия, похожие на пуговицы, которые мы используем в наши дни.


При этом некоторые ученые — археологи утверждают, что в период железного века пуговицы, как отдельное приспособление для соединения и скрепления одежды, еще не были изобретены — их функцию выполняли различные булавки, броши и заколки. Настоящие же пуговицы появились не раньше XV века.

В Европе этот небольшой каменный, костяной или металлический предмет, который пришивался на одежду для ее скрепления или в декоративных целях известен, начиная с медного века. Присутствие пуговиц позволяет предположить наличие одежды, сшитой из ткани, поскольку для пришивания пуговицы нужны достаточно тонкие нитки, а также и специально проделанная петля, края которой нуждались в упрочнении.


Старинная пуговица — гирька

Очень быстро пуговицы становятся важным элементом как повседневной, так и праздничной одежды. Их изготовляют из самых различных материалов — рога, кости, древесины , металла. Во многих музеях можно увидеть старинные пуговицы, украшенные орнаментом и .


Пуговицы могли использоваться и для ношения различных амулетов и оберегов. Во времена крестовых походов продавали пуговицы, якобы сделанные из мамврийского дуба, под которым некогда отдыхал Иисус Христос.

В России XVIII века были очень популярны пуговицы, изготовленные из различных полудрагоценных камней — яшмы, агата, бирюзы или малахита. Каждая из таких пуговиц была настоящим произведением искусства, потому что изделия отличались высокими художественными качествами. Поэтому они ценились очень дорого, и пуговицы перешивали на другую одежду, когда прежний костюм изнашивался.


Но с течением времени главным качеством пуговицы стало огромное разнообразие фасонов и расцветок, а также и невысокая стоимость. На смену штучным образцам пришло фабричное производство пуговиц, позволяющее производить их в большом количестве.

Мода на пуговицы выражается во всем многообразии проявлений. Оказывается, что можно не только пришивать пуговицы различной формы и величины для скрепления одежды. Не так давно существовала мода на так называемый пуговичный орнамент, для создания которого пуговицы пришивались на одежду в качестве дополнительного украшения. А некоторые из модников думали, что красота и стиль одежды напрямую зависит от количества пришитых к ней пуговиц.


В наши дни пуговицы используются не только по своему прямому назначению. Они используются для изготовления различных аксессуаров и элементов .


Штора из однотонной ткани, декорированная яркими разноцветными пуговицами

Можно разместить самым различным образом, и использовать их для изготовления многих декоративных деталей: настенных панно, ваз, плафонов, рамок для фотографий и картин и многих других элементов, помогающих создать в помещении по — домашнему уютную атмосферу.


Светлана волченко
Проект «История пуговицы»

«История пуговицы »

познавательно-исследовательский проект для дошкольников .

Паспорт проекта

Образовательная область : Познание

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

По характеру контактов : В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы.

По количеству участников : групповой.

Актуальность

Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”

Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.

Мы с вами остановимся на пуговицах .

Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы , куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц . Создание поделок из пуговиц .

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Цель проекта :

Формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира.

Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи :

Познакомить детей с историей возникновения пуговиц , их разнообразием, спектром использования.

Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности.

Развитие мыслительной активности и творческих способностей.

Поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей.

Поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование представления о многообразии видов пуговиц .

Знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц .

Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать бережное отношение к одежде и пуговицам в том числе .

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми.

Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах . Использовалась модель двух вопросов «Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?» . Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности :

«Что означает слово пуговица

«Чем пользовались люди до изобретения пуговиц

«Какими были первые пуговицы

«Каких видов бывают пуговицы

«Из каких материалов делают пуговицы

II этап – основной.

Были выбраны темы проектов , которые дети совместно с родителями должны были подготовить.

Определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта .

В результате реализации совместных проектов дошкольник подготовили образцы способов пришивания пуговиц , подобрали материал о видах пуговиц .

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта .

Подготовлена презентация реализации всех этапов проекта .

В ходе исследования в группе был создан мини – музей, собраны коллекции пуговиц , образцы пуговиц «Металлические и пластмассовые пуговицы » , «Детские пуговицы » , «Пуговицы – украшения » .

Реализация проекта .

Образовательная ситуации :

Речевое развитие (развитие речи) . Рассматривание картин с изображением пуговиц . Рассказ из личного опыта «Как я научился застёгивать пуговицы » Составление описательных рассказов о пуговицах . Заучивание стихотворений и пословиц о пуговицах . Использование пословиц, поговорок.

Придумывание сказок и историй про пуговицу «Пуговица » , «Сказка про любимую пуговицу » , «Пуговичка » и др.

Речевые упражнения : «Подбери и расскажи» , «Пуговичка заблудилась » , «Какая пуговичка , «Опиши пуговицу » ;

Познавательное развитие : Беседы на тему : «Откуда появилась пуговица » , «История пуговицы » , «История возникновения пуговиц » .

Ситуация общения : «Пуговицы – носители информации» .

Дидактические игры : «Распредели пуговицы на группы (по цвету, форме, величине, материалу) », «Составь картину» , «Найди пару» , «На какую геометрическую фигуру похожа пуговица » ,

Художественно - эстетическая деятельность :

Рисование : «Нарисуем пуговицу » , «Нарисуем пуговицу » , «Гроздья

винограда», «Божья коровка» , «Пуговицы для сказочных персонажей» , «Аквариум» , «Солнышко» и др.

Лепка : «Пирамидка» , «Куколка из пуговиц » , «Глобус» , «Сороконожка» , «Яркая рамочка для фотографии» , «Мухомор» . «Ягодная полянка» , «Витамины в банке» , «Красивая тарелка» , «Цветы» , «Гусеница» , «Наряжаем елочку» , «Волшебный цветок» , «Божья коровка» и др.

Аппликация : «Выложи из пуговиц картину » , «Гроздь винограда» , «Гусеница» , «Пирамидка» , «Весёлые человечки» .

Конструирование : Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.

Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .

«Гусеница» , «Выкладывание узоров» , «Бабочка» , «Браслет для мамы» , ««Дерево из ниток и пуговиц » . «Домик» ,«Горшочек с цветком» и др.

Ручной труд : Пришивание пуговиц , нанизывание.

«Бусы из пуговиц » «Бусы» , «Сердечко для мамы» , «Подставка под горячее, «Украшение для кухни» , «Кольцо» , «Бабочки» , «Тарелка» и др.

Игровая деятельность :

Дидактические игры :

«На что похожа пуговица » Пуговичная мозаика », «Подбери колеса» , «Сосчитай-ка» , «Чудо-пуговица » , «Посмотри-укрась» , «Пришей пуговицу » «Цветик-семицветик» , «Пуговицы » , «Составные картинки» , «Наводим порядок» , «Метание пуговиц » , «Собери фрукты» , «Геометрические фигуры» , «Посади клумбу» , «Подбери к одежде» и др.

Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Ателье» , «Семья» , «Мы дизайнеры» и др.

Экспериментально – поисковая деятельность :

Рассматривание пуговиц под лупой ; знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)

Работа с родителями :

Родительские собрания

Беседы с родителями о важности данной проблемы;

Изготовление поделок,

Придумывание сказок и историй по пуговицу ,

Пополнение коллекции пуговиц ,

Пополнение папки «Пуговица - чудесница » , «Чудо –пуговка »

Проведение смотра-конкурса поделок «Мы с мамой – рукодельницы»

Проведение выставки-конкурса рисунков «Пуговичка » «Моя пуговичка »

Проведение конкурса сказки про пуговицу «Сказочная страна» ;

Семейные праздники «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!» ;

Написание книжек-малышек о своей истории или сказки , про пуговицу .

Ожидаемые результаты.

Расширение словарного запаса детей.

Развитие у детей интереса к исследовательской, опытнической деятельности, творческих, познавательных способностей.

Активное участие детей в проведении опытов и исследований.

Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результаты мониторинга познавательного развития детей в разновозрастной (старшая дошкольная, подготовительная) группе показали успешность проведенной работы. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

История пуговиц настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц .

Главное, чему научил проект детей и родителей – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления .

Итоги реализации проекта были оформлены и продемонстрированы родителям в виде презентации.

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир» . – М., 2001.

2. Дыбина О. В. «Что было до…. Игры – путешествия в прошлое предметов» . – М., 2001.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Загрузка...