1001-market.ru

Изделия из изумруда принадлежавшие роду романовых фотографии. Воры ценностей русских самодержцев: откуда у Елизаветы II диадема русской императрицы? Аметисты Екатерины Великой

Царственная диадема дома Романовых украшает голову английской королевы. Как? Диадема Александры Федоровны, жены Александра Ш, была утеряна во времена революции с большим количеством других драгоценностей императорской семьи.

Ювелирные дома Царской России.

Эта тиара тоже делалась по заказу императрицы Марии Федоровны, матери Николая Второго, по наследству перешла Александре Федоровне! Это одновременно и тиара и колье! Как она оказалась у Елизаветы

Императрица Мария Фёдоровна в русском платье с диадемой и колье из 51 бриллианта. 1883 г. Автограф на фотографии «Мария»

Никто не может объяснить, как на голове Елизаветы II оказалась диадема русской императрицы

В Петербурге в отреставрированном Шуваловском дворце вот-вот должны распахнуться двери музея Фаберже. В самом большом из его одиннадцати залов выставлены девять пасхальных яиц, принадлежавших покойному императору Николаю II.

Когда Романовы лишились престола, их британские коронованные родственники спрятали русские драгоценности на долгие годы в подвалах замка Бельмораль в Шотландии. В конце 70-х годов прошлого века антиквар Даниэль Вальденстейн волей случая был допущен в этот замок, в подвалах которого он увидел ящики размером с письменный стол каждый, покрытые толстым слоем паутины и пыли. На ящиках имелась надпись “Собственность Его Императорского Величества Николая II”. На вопрос о том, что находится в этих ящиках, сопровождавший его принц Чарльз небрежно ответил, что это “сокровища русского царя”, которые “приплыли в самом начале 1917 года, когда Николай понял, что дела его очень плохи”.

Но каким образом яйца Фаберже из этих ящиков вдруг могли оказаться на аукционе “Сотбис”?

Также никто не может объяснить, каким образом на голове королевы Елизаветы II вдруг оказалась диадема, до января 1917 года украшавшая голову российской императрицы Александры Федоровны.

Уж не мародерство ли тут? Газета “Дейли Миррор” поместила рядом фотографии Елизаветы и ее родственницы Александры Федоровны. Не надо быть профессиональным ювелиром, чтоб заметить удивительное сходство украшений. Между тем, не существует ни одного документа, позволяющего утверждать, что ценности убитой на Урале царской семьи кто-либо завещал английской королеве.

Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, возглавляемая бывшим главным идеологом ЦК КПСС Яковлевым, не считала уничтожение семьи Романовых политическим убийством. А верховный суд РФ дважды в 1997 и 2000 годах, заявлял, что не станет разбираться с приговором какого-то губернского ревкома, заменявшего в Гражданскую войну сразу все ветви власти. Подобная позиция — большой подарок династии Виндзоров, не раз обращавшихся к правительству СССР с просьбой выдать документальное “свидетельство о смерти Романовых”.

Ни одна из этих просьб выполнена не была. А банкирам мало протокола голосования правительства Черномырдина, признавшего останки “царскими”. Им подай решение суда, да еще и грамотное. Так что никто не получит золота, пока император Николай II не будет признан умершим по всем правилам. Ведь согласно законам Великобритании отсутствие трупа и отсутствие документов, свидетельствующих, что его хотя бы официально разыскивали, означает, что формально человек еще жив.

Стоило России в 2002 году всего лишь заикнуться о 5,5 тоннах золота, принадлежавших семье Романовых и хранившихся в почтенном “Беаринг-банке”, как благополучный до тех пор банк срочно объявил о своем банкротстве. А когда порыв требовать деньги назад в Москве поутих, вдруг выяснилось, что банк все же уцелел — был куплен другим голландским банком. Это как?!

27 марта 2014, 13:11

Диадема императрицы Александры Федоровны. Модерн (арт-деко) практически не отображен в головных уборах императриц. Даже диадема из 18 цветков, созданная мастерской Бушерон, довольно далека от темы растительного многообразия, присущего рубежу веков. И скорее, является продолжением темы подобных изделий, созданных ранее. Место нахождение неизвестно.

Аквамариновая парюра. Удивительная Гессенская аквамариновая парюра состояла из тиары, колье, браслета и пары серег. Хотя каждое украшение и выглядит очень индивидуально, парюра создана в едином стиле - основным мотивом выступает узелок.

Тиара выполнена в виде цветочной гирлянды, связанной бриллиантовыми узелками. Гирлянда опирается на бриллиантовое основание с цветочным узором. Пять бриллиантовых узелков венчают пять грушевидных аквамаринов в окружении бриллиантов.

Колье выполнено в виде аквамариновой гирлянды, связанной двойными бриллиантовыми узелками. Девять аквамаринов имеют квадратную форму и также окружены бриллиантами. Длина колье 35,5 сантиметров. Браслет состоит из шести аквамаринов огранки подушечка, которые связаны между собой также двойными узелками. Однако здесь узелки имеет форму близкую к четырехлистнику. Длина браслета - 17,5 сантиметров.


Тиара, колье и браслет были выполнены мастерами ювелирного дома Фаберже. Пара аквамариновых серег в виде аквамаринов огранки подушечка была выполнена несколько позднее ювелиром Кохом.

Папюра была продана 10 октября 1996 года на аукционе Sotheby"s. В аннотации к лотам было указано, что первой владелицей парюру была Великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга Великого князя Сергея Александровича, старшая сестра императрицы Александры Федоровны, урожденная принцесса Гессен-Дармштадская.

В истории, расказанной в каталоге торгов указывается, что позднее Великая княгиня передала аквамариновую парюру своему брату, Великому герцогу Гессенскому и Рейнскому Эрнсту Людвигу. Украшения были унаследованы его младшим сыном Людвигом. Великий герцог Людвиг подарил парюру своей родственнице принцессе Доротее Гессенской на свадьбу 1 апреля 1959 года.

Именно принцесса Доротея Гессенская выставила украшения на аукцион. Как всегда, покупатели украшений неизвестны. Однако, есть фото с показа модного дома Versace, на котором на модели-невесте надета тиара из аквамариновой парюры Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Аквамариновая Диадема. Диадема императрицы Александры Федоровны с аквамаринами и алмазами,так называемый, Кокошник, сделана в 1900 г. Была выкуплена у большевиков в конце 1920-ых гг.
Сейчас находитсяв собственности британского двора или лично Елизаветы ІІ. В комплекте были ожерелье и серьги.

Бриллиантовое ожерелье. Это великолепное ожерелье состоит из 21 алмазного кабошона в оправе из серебра с золотыми рельсовыми закрепками; алмазы соединяются шёлковыми нитями, обеспечивающими ожерелью большую гибкость.

15 подвесок ожерелья образуют старинные бриллианты грушевидной формы, увенчанные более мелкими бриллиантами, огранёнными, предположительно, в XVII или XVIII в. Общая масса этих камней индийского происхождения составляет 475 старых каратов. Некоторые из них имеют голубоватый или розоватый оттенок, что усиливает эффектность изделия.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна; портрет кисти Эмиля О. Визеля, 1905г. На шее императрицы – указанное бриллиантовое ожерелье.

Жемчужная подвеска. Подвеска императрицы Марии Фёдоровны - бриллианты, жемчуг. Бриллиантовое ожерелье-цепочка позднейшая доработка.

Рубиновая парюра. Александр II заказал для своей любимой и единственной дочери Марии (1853-1920) на её свадьбу с принцем Альфредом, вторым сыном королевы Виктории (1844-1900), состоявшую в 1874 г. полную парюру, эффектно сверкавшую рубинами и бриллиантами.

Парюру выполнил придворный ювелир Болин. В набор входят: бриллиантовый венец, растительный рисунок которого акцентирован красными рубинами, ожерелье из огранённых кушоном бриллиантов, чередующихся с рубиновыми кушонами, кольцо с рубином, огранённым кушоном, массой 9,19 карата, браслет из 12 бриллиантов огранки кушон, величина которых возрастает с приближением к центральному бирманскому рубину в 8,40 карата; серьги и большая брошь – некогда центральное звено – большой овальный рубин которой, массой свыше 12 каратов, замкнут в кольцо равновеликих бриллиантов.

В набор входят: бриллиантовый венец, растительный рисунок которого акцентирован красными рубинами, ожерелье из огранённых кушоном бриллиантов, чередующихся с рубиновыми кушонами, кольцо с рубином, огранённым кушоном, массой 9,19 карата, браслет из 12 бриллиантов огранки кушон, величина которых возрастает с приближением к центральному бирманскому рубину в 8,40 карата; серьги и большая брошь – некогда центральное звено – большой овальный рубин которой, массой свыше 12 каратов, замкнут в кольцо равновеликих бриллиантов.

Бант-склаваж императрицы Екатерины II. С середины XVIII в. в Европе вошли в моду банты-склаважи. Их носили на ленте, завязанной высоко на шее. Серебро, бриллианты, шпинели, золото. 11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер. Алмазный фонд России.

В парюру с бантом входили также серьги.

Шляпка куклы Пандоры. Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами).

В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение. Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см 1770-е годы

Тиара с бриллиантовыми фонтанами. Украшение было выполненно Шоме в 1899г. Мария Павловна часто была в Париже и была истовой поклонницей его волшебных творений и оставалась его клиенткой до 1914 г. Элементы тиары имитируют струящиеся потоки воды, эффектно искрящиеся в лучах света мелкими бриллиантами и собирающиеся «пролиться» крупными каплями грушевидных бриллиантов, трепещущих при малейшем движении. Общая масса бриллиантов в этом сказочном произведении ювелирного искусства – более 75 каратов. Предположительно, эта тиара была подарена великим князем Владимиром Александровичем своей супруге, великой княгине Марии Павловне, по случаю их семейного юбилея – серебряной свадьбы, – который они отмечали в тот год.

Великая княгиня Мария Павловна в тиаре, выполненной в форме эгрета; фотография, сделанная в Париже в начале XX в., была размещена в журнале «The King» 20 февраля 1904 г. Фотограф – Отто Веженер.

Изумрудно-бриллиантовое ожерелье. Ожерелье было частью парюры великой княгини Марии Павловны, подаренной ей императором Александром II к свадьбе с великим князем Владимиром Александровичем в 1874г. масса центрального камня в форме шестиугольника – 100 каратов

Ожерелья из Кабинета Его Величества. Украшения были выполненные из индийских бриллиантов, оправленных в серебро с золотыми заклёпками. Согласно каталогу Ферсмана, центральный камень самого длинного ожерелья ведёт свое происхождение из копей Голконды (Центральная Индия) и имеет бледно-голубоватый оттенок.

Жемчужное ожерелье. Ожерелье из нитки жемчужных зерен, перемежающихся с 15 бриллиантовыми мотивами, к которым крепятся подвески с крупными каплевидными жемчужинами в повторяющих их форму поясках из бриллиантов старой огранки в оправе из золота и серебра. Этот замечательный образец ювелирного искусства середины XIX в. хранился в Бриллиантовой комнате.

Изумрудная парюра Елизаветы Федоровны. У императрицы Марии Александровны была чудесная парюра из изумрудов. В дневниках ее сына Сергея есть описание мамы в этой парюре. Она состояла из тиары, ожерелья, серег и броши. После ее смерти изумрудная парюра досталась Сергею. Он подарил её жене гессенской принцессе Элле (Елизавете Федоровне).А она заказала Болину сделать из них тиару.

Тиара входила в состав парюры. Она состояла к тому времени из тиары кокошника, роскошного колье, где семь огромных кабошона изумруда соединялись в орнаменте из ромбов и с них свисали изумруды капли крепящиеся к бриллиантам, и серег в том же стиле - огромные капли изумрудов крепились к большим бриллиантам, и броши, где огромный редкий изумруд кабошон был вставлен в орнамент из бриллиантов, а от него свисал кабошон в виде капли.

Позже парюра была подарена Марии Павловне-младшей на свадьбу с шведским принцем Вильгельмом в 1908 году. Долго парюра находила в Сербии у королевы Марии. В 1952 году тиара и остальной комплект были проданы парижскому ювелирному дому Van Cleef & Arpels. Исторические изумруды были вынуты из тиары и проданы по отдельности.

Диадема Великой княгини Елены Владимировны. Диадема имела форму филигранного кружевного мотива с восходящими и опускающимися веточками. Серия крупных бриллиантов в форме капель была размещена в центре верхней части тиары. При каждом движении крупные алмазные капли ослепительно блистали и переливались, отражая попавший на них свет. В центре диадемы доминирует крупный бриллиант, в оправе из более мелких бриллиантов.

Великая княжна Елена Владимировна

Диадема княжны Ирины Александровны. Эта удивительная Диадемаа принадлежала княгине Ирине Юсуповой, в девичестве Романовой, супруге знаменитого князя Феликса Юсупова и внучке императора Александра III, племяннице императора Николая II. Тиара стала свадебным подарком жениха.

Как внучка императора Ирина была Княжной Императорской Крови, а не великой княжной и ее свадьба была не столь торжественной как императорская, но не менее роскошной. Однако невеста не надела знаменитую венчальную корону, а была именно в этой тиаре в день своей свадьбы в 1914 году.

Тиара была выполнена ювелирным домом Cartier в 1911 году из платины, горного хрусталя и алмазов. Необычное использование горного хрусталя произвело необычный эффект «льда» и мерцания. Хрусталь переливался как сосульки в морозный день на солнце. Венчал тиару алмаз в 3,66 карата.

Отличительной чертой этой тиары была необычная «старинная» органка горного хрусталя. Мотивом рисунка при огранке послужило оформление печатных книг эпохи Возрождения. Только оформительские геометрические линии были выполнены из камня. Над галереей горного хрусталя возвышается линия бриллиантов, которые расположены очень близко друг к другу.

Владимирская тиара. Украшение имеет долгую историю. Изначально она принадлежала Великой княгине Марии Павловны, носившей титул княгини Владимирской. Княгиня заказала в 1890 году ювелирам изготовить тиару из грушевидных жемчужин и бриллиантов.

Во времена революции, княгине удалось сбежать на юг Франции, а ее сокровища включая тиару, оставались в тайнике во Владимирском дворце в Петербурге. Представители британской разведки и друзья семьи смогли забрать часть драгоценностей. После смерти княгини, тиара была куплена королевой Мэри у супруги Николая Греческого, Елены Владимировны.

Королева Мария была знаменита своей коллекцией королевских драгоценностей и гордилась тем, что великолепно использовала ювелирные украшения для официальных случаев. Она считала себя хорошим ювелирным дизайнером и постановила, что тиару надо усовершенствовать. Она поручила придворным ювелирам Garrard & ко снять и отполировать пятнадцать своих оставшихся Кеймбриджских изумрудов в форме капли, и предусмотреть их крепление на тиаре, когда будет необходимо, после удаления жемчужных капель.

Эта тиара стала любимой у Королевы Мэри, она носила ее со своими фамильными Кембриджскими или индийскими изумрудными гарнитурами.

Тиара великой княгини Марии Павловны относится к личной коллекции ювелирных изделий королевы Елизаветы II после того, как она получила ее в наследство от своей бабушки королевы Марии в 1953 году.

Парюра с бриллиантами и аквамаринами. Это единственные из множества украшений, принадлежащий семье великого князя Павла Александровича – появившееся на свет после революции. Парюра была созданна Картье в 1912 г. Похоже, она избежала участи прочих расхищенных драгоценностей княжеской семьи, потому, что Ольга хранила её в своем доме в Париже. В парюру входили тиара – эгрет, корсажное украшение и ожерелье.

В тиара-эгрет бриллианты и аквамарины посажены на платиновые корнера. В центре тиары – граненый кушоном аквамарин. Позади венчающего тиару аквамарина грушевидной формы можно было вставить перо.

В центре о жерелья из парюры, состоящего из двух бриллиантовых ниток, ажурный элемент, усаженный бриллиантами, вставлен большой аквамарин огранки кушон, подвеской служит аквамарин грушевидной формы, окаймлённый бриллиантами.

Овальные аквамарины из к орсажного украшения парюры можно было снять и использовать, как броши. Подвеску украшения также можно было носить отдельно.

С XVIII в. сундуки с драгоценностями русской короны находились в бриллиантовой комнате – специальном хранилище в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Когда началась первая мировая война, было решено перевезти коронные драгоценности в
Москву. 24 июля 1914 г., прибывшие из Зимнего дворца, сундуки, в которых были упакованы коронные драгоценности, принял хранитель Оружейной палаты Московского Кремля В.К. Трутовский. В числе восьми сундуков, вывезенных из Петербурга, были два сундука с коронными драгоценностями (без номеров).

Так же вывезли и ценности, принадлежавшие семье Николая II на правах личной собственности. Сундуки с драгоценностями собирались с такой поспешностью, что к ним не прилагалось никаких описей или акта передачи. После начала Гражданской войны в России и даже после переезда Совета народных комиссаров в Москву (март 1918 г.), большевикам было не до императорских регалий и коронных бриллиантов. Поэтому, вплоть до весны 1922 г. ящики с регалиями и коронными бриллиантами, благополучно пролежали в Оружейной палате, заваленные другими ящиками, перевезенными из Петрограда в сентябре 1917 г. В числе драгоценностей, подлежащих учету и описанию в 1922 г. были украшения, найденные в личных покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Аничковом дворце, куда она перевезла их для личного пользования. Среди этих драгоценностей был большой бант- склаваж и серьги-жирандоли

В начале 60-х годов XVIII века в моду входят маленькие ожерелья (склаважи), которые носили высоко на шее, порой одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей. Банты-склаважи, подобные этому, прикреплённые к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века. На оборотной стороне этого украшения выгравирована надпись: Pfisterer 10 Apr. 1764. Серьги жирандоли датированы 27 мая того же года. Бант украшает 21 шпинель общей массой 150 каратов. Для большего колористического эффекта ювелир использовал распространенный в то время прием – подложив под камни фольгу. Монолитные глухие касты камней сделаны из золота в традиции того же XVIII в. Мотив банта повторяют и серьги-жирандоли, составляющие с бантом-склаважем парюру. В настоящее время эти прекрасные украшения находятся в Алмазном фонде.

Решение о вскрытии сундуков с императорскими регалиями приняли в начале 1922 г. Одной из главных задач комиссии являлась экспертиза и отбор ценностей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля, в том числе ящиков с содержимым Бриллиантовой комнаты. По воспоминаниям академика А. Ферсмана, в апреле 1922 г. в верхнем этаже Оружейной палаты вскрыли сундуки с императорскими регалиями и коронными бриллиантами. «…Вносят ящики. Их пять. Среди них – железный ящик, прочно перевязанный, с большими сургучными печатями. Мы осматриваем печати, все цело. Опытный слесарь легко открывает без ключа незатейливый очень плохой замок, внутри – наскоро завернутые в папиросную бумагу драгоценности русского царя. Леденеющими от холода руками вынимаем один сверкающий самоцвет за другим. Нигде нет описей и не видно какого-либо определенного порядка…»

Фотография из французского журнала «L´Illustration». В сопровождающей статье говорилось: «…Это первая фотография, которую позволили сделать Советы после того, как имперские сокровища оказались в их руках…»

Фотография из каталога, составленного под руководством А.Е. Ферсмана, на которой запечатлено несколько исторических алмазов, принадлежавших российской короне. В центре алмаз «Орлов», венчающий императорский скипетр, в настоящее время – в «Алмазном фонде». Слева и справа от него алмаз «Шах», сфотографированный в четырех ракурсах, с надписями на каждой из сторон (Алмазный фонд). Вверху – алмаз, украшающий державу, показанный в трех ракурсах ((Алмазный фонд). Большой бриллиант в нижнем правом углу был продан в Лондоне 16 марта 1927 года на аукционе «Кристи», как лот №100. Этот овальный бриллиант классической огранки, массой около 40 каратов, розоватого цвета, оправленный под брошь, был отобран из числа драгоценностей, обнаруженных в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Поскольку к сундукам не прилагалось передаточных ведомостей, то их идентифицировали по старым описям коронных драгоценностей (1898 г.). В ходе работы драгоценности сразу же были разделены на 3 категории: 1. Первоклассные изделия художественной и исторической ценности. 2. Изделия меньшего исторического значения. 3. Отдельные камни, нитки жемчуга и изделия меньшего значения.

Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденных случайно в нише стены их фамильного особняка в Москве в 1925г. После революции в этом особняке разместился Военно-исторический музей. К сожалению, фотография была сделана потому, что эксперты намеревались вынуть камни из их оправ. Справа хорошо видна кучка оправ, уже готовых к переплавке, а большинство извлеченных из них камней, скорее всего, предназначалась для продажи на международном рынке. Эта фотография – наглядное доказательство того, что некоторые из самых блестящих образцов ювелирного искусства французских и русских мастеров были уничтожены.

Дальнейшая судьба ценностей сложилась по-разному. Часть из них по сей день храниться в Алмазном фонде Московского Кремля. Это касается императорских регалий и части коронных бриллиантов. О том, какая это «часть», дает представление следующий факт: из 18 диадем и корон в Алмазном фонде сегодня хранятся только две короны и две диадемы, некогда принадлежавшие дому Романовых. Часть хранится в различных музеях России, являясь жемчужинами экспозиций, таких как ценности «Бриллиантовой комнаты» Государственного Эрмитажа.

Члены первой неофициальной Комиссии по расследованию в России осматривают коронные украшения Романовых, показанные им с разрешения властей в Москве в ноябре 1926 г.

Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты. В парюре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков. Камни парюры представляют собой великолепные образцы самоцветов времен императрицы Елизаветы – ок.1750г. (Алмазный фонд).

Среди драгоценностей, которые комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны. Все бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги, смягчающие холодноватое сверкание камней и подчеркивающие природные оттенки самоцветов.

«Большой букет» — корсажное украшение, выполненное из золота, серебра, бразильских бриллиантов разных форм и размеров (140 каратов) и небольших колумбийских изумрудов ступенчатой или бриллиантовой огранки (50 каратов). Все элементы удерживают тонкие, как перышки, крепления; букет свободно колеблется, отбрасывая отблески при малейшем прикосновении. Меньший по размеру букет с бриллиантовыми цветами и листочками из золота и темно-зеленой эмали.

Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.

Императорская венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро. В отличие от Папи, на сайте «История Государства» http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi—Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/48 дана другая история создания императорской короны: до 1884 г., традиционно к венчанию представительниц Императорской фамилии изготовлялась каждый раз новая венчальная корона.

Традиция изготовления венчальной короны к каждой свадьбе прервалась в 1884 г. и изготовленный ко дню бракосочетания великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны венец разбирать не стали. В изготовлении венчальной короны в 1884 г. использовали часть нашивок (80 шт.) «бриллиантового борта» камзола и кафтана императора Павла I, работы Леопольда Пфистерера (1767 г.). Их прикрепили серебряными нитями к малиновому бархату каркаса венчальной короны. Крест на короне составляют камни, снятые с бриллиантового эполета работы начала XIX в. Судя по всему, корону изготовили ювелиры фирмы К.Э. Болина (серебро, бриллианты, бархат; высота 14,5 см, диаметр 10,2 см). Несмотря на свою красоту и значимость, корона не была отнесена к числу высокохудожественных изделий. Она была продана из Гохрана в ноябре 1926 г. антиквару Норману Вейсу.

Затем перепродана на аукционе Кристи в Лондоне 26 марта 1927 г. антиквару Фаунсу за 6100 фунтов и хранилась в галерее Вартски в Лондоне. Последней ее владелицей стала Марджори Пост, которая приобрела корону в 1966 г. на аукционе Сотби. В настоящее время венчальная императорская корона хранится в Иконной комнате Музея Хиллвуд близ Вашингтона. Остальные фрагменты пояса были признаны прекрасным образцом ювелирного искусства середины XVIIIв. и сохранены советским правительством.

Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II. Алмазный фонд.

Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II, предположительно работы придворного ювелира Иеремии Позье. Ниже – входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежавшие когда-то Екатерине II. На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества. Длинные изогнутые дужки серег – твензы – крепились за ушами. Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму. Алмазный фонд.

Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908. Из воспоминаний Марии: «На столике лежали драгоценности императорского дома, которые великим княгиням надлежало надевать в день свадьбы. Здесь была диадема императрицы Екатерины с розовым бриллиантом удивительной красоты в центре и маленькая тёмно-красная бархатная корона, вся усыпанная бриллиантами. Здесь были бриллиантовое ожерелье из крупных камней, браслеты и серьги в форме вишен, такие тяжёлые!.. Я едва могла двигаться… Серьги так оттягивали мне уши, что посередине банкета я их сняла и, весьма позабавив императора, повесила на край стоящего передо мной бокала с водой».

Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом, также входившая в свадебный романовский набор – единственная из диадем 19-20 вв., находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма, так и его завершающей стадии – ампира – с элегантной роскошью панделоков и бриолетов. Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I. И до начала 20в. использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Подобная диадема была создана для дочери императора Павла – Анны, но без крупного камня в центре. Алмазный фонд.

Овальный сапфир со множеством граней, сфотографированный в двух ракурсах; этот камень в 260 каратов был найден в покоях Марии Федоровны в Аничковом дворце. Сапфир окантован в традициях русских ювелиров двойным кольцом бриллиантов; внутреннее кольцо усыпано мелкими бриллиантами; наружное кольцо слагают 18 больших по размеру камней общей массой 50 каратов. Алмазный фонд.

Изумруд «Зеленая королева» массой более 136 каратов насыщенного темно-зеленого цвета, ступенчатой огранки, окаймлен бриллиантами. Камень был найден в Южной Америке в середине XVI в. В правление Николая I был обрамлен узорчатым пояском, рисунок которого слагают бриллианты старой огранки в оправе из серебра, чередующиеся с листиками, усеянными мелкими бриллиантами. В 1913 году изумруд был помещен в хранилище кабинета Его Величества вместе с коллекцией незадолго до того скончавшейся великой княгини Александры Иосифовны (урожденной принцессы Саксен-Альтенбургской), супруги великого князя Константина Николаевича. Алмазный фонд.

Часть драгоценностей продали по поручению советского правительства на аукционах в 1926, 1927, 1929, 1933, 1934 и 1938 гг., которые проходили в Берлине, Вене, Лондоне и Нью-Йорке. Организационно готовить эту операцию начали в первой половине 1920-х гг., после того как в марте председатель Совнаркома В.И. Ленин потребовал введения «особо срочных мер для ускорения разбора ценностей». Подготовка к их распродаже началась в 1923 г. Для подготовки аукционов с 1923 по 1925 г. в Москве работала особая комиссия, руководимая академиком Александром Ферсманом. В состав комиссии в качестве эксперта входил Агафон Фаберже.

Главной задачей комиссии было не столько изучение императорского ювелирного наследия, сколько подготовка этого наследия к продаже. Работа с императорскими регалиями и коронными бриллиантами подтвердила идеальную сохранность всех драгоценностей и регалий, объявленных правительственным фондом драгоценных металлов. Занимавшаяся его научной обработкой комиссия описала и внесла в инвентарь 271 номер, включавший 406 художественных предметов (расхождение в цифрах объяснялось тем, что отдельные изделия составляли целые гарнитуры, в которые входило по несколько драгоценных предметов).

Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.

Материал, опубликованный в журнале «Sphere» через несколько дней после продажи драгоценностей. Текст на титульном листе каталога гласил:» Ценный ансамбль прекрасных ювелирных изделий, большей частью XVIIIв., которые принадлежали российской короне и были приобретены синдикатом в этой стране. Теперь они реализуются, чтобы можно было произвести взаиморасчет».

Один из двух бриллиантовых браслетов эпохи Екатерины II (ок. 1780г.). В рисунке браслета лиственный орнамент сочетается с мотивом ленты, «завязанной» в центральном фрагменте в узелок, которым служит большой бриллиант овальной формы. (лот№44).

Серьги-жирандоли с аметистами и бриллиантами. Датируются XVIII в. и были проданы в 1927г. (лот №27)

Бриллиантовые кисточки времен Екатерины II работы ювелира Дюваля. В 1927г. они были проданы на аукционе 16 лотами (по две кисточки в каждом). Недавно они вновь были выставлены на аукционе, но уже как серьги.

Брошь с сапфиром, окаймленным бриллиантами, и подвеской с жемчужиной каплевидной формы. У этой броши удивительная судьба. В 1866 году Мария Федоровна получила ее как свадебный подарок от сестры Александры. Благодаря стараниями Александры, в марте 1919-го английский дредноут «Мальборо» принял на борт императрицу и всех, ее сопровождавших.

В Великобритании вдовствующую императрицу Марию Федоровну встретили радушно, но жить, урожденная принцесса Дагмар, предпочла в родной Дании, где и умерла в 1928 году.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна и ее сестра королева – мать Александра на фотографии, сделанной в их резиденции в Видёре (Дания).

По этому случаю, в Копенгаген прибыл финансист Петр Барк, с заданием: доставить украшения Марии Федоровны в Англию. Барк умело запугал наследниц возможными кражами, и вывез драгоценности Марии Федоровны, застраховав их на фантастическую, по тем временам сумму – двести тысяч фунтов стерлингов. Жена правящего короля Георга V - Мэри Текская приобрела несколько предметов, принадлежавших Марии Федоровне, в том числе — брошь с крупным овальным кабошон-сапфиром, в окружении бриллиантов и жемчужной подвеской-каплей. Через двадцать четыре года, в 1952-ом, она подарила ее внучке - королеве Елизавете II, ангажированной на британский престол.

Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом V.

Фотография из архива Картье. Бриллиантовая цепь sautoir, на кольце которой подвешен сапфир в 478 каратов. Впервые об этом сапфире услышали в 1913 году, когда он прошел огранку у ювелиров Картье. Камню предали форму подушки в 478 карат. Сапфир был представлен в качестве подвески на длинном колье. В 1919 году украшение было выставлено на выставке ювелирных изделий от Картье. Через два года король Румынии Фердинанд купил колье для супруги Марии. Мария, августейшая внучка Государя Императора Александра II Николаевича, принцесса Мария Александра Виктория Саксен-Кобург-Готская (1875 — 1938 гг.), старшая Августейшая дочь принца и кавалера Альфреда (1844 — 190 гг.) Великобританского, герцога Эдинбургского, второго Августейшего сына королевы Великобритании, Ирландии и императрицы Индии Виктории I (1819 — 1901 гг.), герцога Саксен-Кобург-Готского потеряла все свои украшения, неосмотрительно отправив их в Россию в начале Первой мировой войны, где, как ей казалось, они должны были быть в полной сохранности. Но в годы революции они бесследно пропали. В 1921 г. король Фердинанд приобрел, — с условием, что сделка купли-продажи аннулируется в случае возникновения серьезных или непредвиденных обстоятельств, а сумма сделки должна быть выплачена четырьмя взносами до 1924 г. бриллиантовую цепь sautoir с сапфиром и заплатил 3 375 000 французских франков.

Королева Мария Румынская на приеме по случаю ее коронации в Альба-Юлии 15 октября 1922г. Прекрасным дополнением к бриллиантовой цепи sautoir с сапфиром является бриллиантовый кокошник, унаследованный сыном великой княгини Марии Павловны, великим князем Кириллом Владимировичем и проданный Марии Румынской его женой и ее родной сестрой Викторией.

После смерти королевы Марии, сапфир перешел в наследство ее внуку, королю Михаю. Колье надевала на свадьбу невеста короля - принцесса Анна Бурбон-Примская. Тогда оно в последний раз красовалось на представительнице королевской семьи Румынии. В 1948 году украшение было продано. Сапфир приобрел греческий миллионер и преподнес его в подарок королеве Греции Фредерике Ганноверской. Королева использовала сапфир как подвеску для колье-тиары с жемчугом. Вплоть до 2003 года Сапфир Марии Румынской находился в коллекции королевской семьи Греции, хотя та и была на грани разорения но, в конце концов, украшение было продано на аукционе Christie’s. Предварительная оценка камня была 1,7 миллиона швейцарских франков.

Фотография из архива Картье. Бриллиантовая цепь sautoir, созданная им для королевы Марии Сербской в 1923г. с использованием изумрудов из ожерелья с брошью великой княжны Елизаветы Владимировны, которую та надевала в 1922г. Семь огромных изумрудов огранки кабошон соединяются в орнаменте из ромбов и с них свисают изумруды каплевидной формы, которые крепятся к бриллиантам.

Вторая дочь короля Румынии Фердинанда Гогенцоллерн (1865-1927) и румынской королевы Марии (1875-1938), принцесса Великобритании и Ирландии, племянница короля Эдуарда VII и внучка королевы Виктории королева сербов, хорватов и словенов Мария. Бабушка по материнской линии Марии была известной красавицей, великой княгиней Марией Александровной, сестрой Александра III , и ее дед по материнской линии был Альфред, герцог Эдинбургский — второй сын королевы Виктории. Кроме цепи sautoir королеву украшает изумрудно- бриллиантовый кокошник.

Другое украшение с использованием тех же изумрудов.

Кокошник с бриллиантами и каплевидными жемчужинами (лот № 117), выполненный придворным ювелиром Болиным в 1841 г. и обнаруженный в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин.. Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).

Изумрудно- бриллиантовый кокошник, выполненный придворным ювелиром Болиным для великой княгини Елизаветы Федоровны (Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская). Кокошник входил в парюру из изумрудов, которую Елизавета Федоровна получила в подарок к свадьбе. Ранее эта парюра принадлежала матери великого князя Сергея Александровича императрице Марие Александровне. Придворный ювелир Болин сделал эту тиару кокошник из золота и серебра с семью изумрудами огранки кабошон, обрамленными изысканным плетением из бриллиантов. Эти же изумруды вставлялись в другую тиару — кокошник.

24 марта 2014, 14:10

До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты. Как только появлялись новые тенденции, они тот час же учитывались, но роскошью и композиционным решением часто превосходили европейские аналоги.

Большая императорская корона. Была заказанна Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.

Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.

Скипетр. Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.

У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.

Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.

Малая императорская корона. Малая императорская корона представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, которое было создано для того, чтобы осуществить коронацию супруги Александра II – Марии Александровны. Ювелир Зефтиген, изготовил эту уникальную корону в 1856 году по эскизам сделанным Л. Д. Дювалем еще в 1797 году.

Для того, чтобы изготовить корону понадобилось 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 алмазов, ограненных огранкой роза, несмотря на такое большое количество, вес алмазов составил 9 карат. На изготовление малой короны ушло 256,96 граммов серебра и 2,26 граммов золота.

В общем корона весила 378,39 граммов, а высота ее всего 13 см. Диаметр нижней части малой короны российской империи составил всего 12 см. Чтобы она держалась на голове, ее прикрепляли к прическе специальной шпилькой. По своей форме малая императорская корона напоминает большую корону российской империи, украшенную благородной шпинелью. Поражает своей красотой бриллиантовое кружево в серебряной оправе.

Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного. Бриллиантовой цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из двадцати съёмных звеньев. В ней чередуются розетки с вензелем Павла I и с Андреевским крестом и двуглавым орлом.

Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трёх звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.

Императорский венчальная корона. Бриллиантовая корона - часть подвенечного наряда Великих княгинь. Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро.

Свадьба принцесса Елизаветы Гессенской и Рейнской с Великим князем Сергеем Александровичем, 1884 г.

Венчание Их Императорских Величеств, 14 ноября 1894 г.

Бриллиантовая диадема с розовым бриллиантом. Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20вв., находящаяся в России. До начала 20 века использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Почти треугольная форма диадемы до сегодняшнего дня сохранила название «кокошника».


Большая диадема императрицы Александры. “Lovers knot” диадемы, мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста) с 113 жемчужинами.

Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом.

художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны

на открытии Гос.Думы

Жемчужная диадема работы К. Болина. Вторая жемчужная диадема была создана К.Болином в 1842 г. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин. В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его.

Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).


Диадема и ожерелье из парюры императрицы Марии Федоровны. Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Фёдоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины – из хранилища кабинета Его Величества – поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.

Справа – брошь из парюры из этой же папюры. В центре – браслет из трёх ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймлённого бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймлённой бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.

Ожерелье Великой княгини Марии Павловны . Колье, выполненное Картье в 1900 г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.

Сollier russe. Русское колье предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Ещё один свадебный подарок дочери Александра II – роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.

Мария герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, в русской тиаре.

Диадема с бирюзой (Фаберже, 1890-е гг.) Бриллиантовая диадема с 54 бирюзовыми кабошонами в золоте и серебре принадлежала Императорской семье России, утрачена во время революции.

Диадема с сапфирами. Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Мотив цветков василька, переплетающихся линий и королевской лилии – пример эклектики 1890-х гг. Подобные мотивы использовались еще в 1870 гг. ювелирами Бушерон в рубиновой диадеме 1878 г.


Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо. Диадема из парюры, заказанной императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже в 1900 г. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения). Все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.


Императрица Александра Фёдоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г

Диадема "Русское поле". Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре. Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти.


Большая сапфировая диадема. Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема. Предположительно, работа мастерской Дювалей. Большая сапфировая диадема (реконструкция) могла вернуться в Россию после смерти дочери Павла I Александры. Аналогичная по рисунку диадема принадлежала королеве Нидерландов Софии (супруга Вильгельма III), но вместо 5 сапфиров между стилизованными ветвями лавра были закреплены геммы. Известно, что нидерландский вариант украшения создан в мастерской Дювалей, следовательно, и сапфировая диадема, хранившаяся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, вышла из знаменитой мастерской. Эскиз подобного композиционного решения хранится в ГИМе, а в 1902 г. великая княгиня Елена Владимировна получила от матери диадему, созданную Картье, мотив которой очень напоминает дювалевские произведения.

Сапфировая папюра. Состоит из сапфировой диадемы-кокошника и броши.

История кокошника с сапфирами восходит к первой половине XIX в. В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Фёдоровне, урождённой принцессе Фpедеpике-Луизе-Шаpлотте-Вильгельмине, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, в честь их восшествия на Российский престол. Кокошник дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками.

Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Фёдоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урождённой принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе её сравнивали с Екатериной II. При жизни мужа Мария Павловна кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съёмными и могли носиться, как броши. Картье лично передал это уникальное ювелирное изделие заказчице в Санкт-Петербурге.

В 1910 году великой княгине захотелось иметь корсажное украшение, которое составило бы парюру с полюбившимся ей кокошником. Она снова предоставила Картье несколько украшений с тем, чтобы ювелир разобрал их и использовал камни в новом изделии (на снимке – внизу). В качестве центрального элемента украшения ювелир использовал овальный сапфир массой 162 карата.

Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.

Драгоценности дома Романовых.

Приданное В. кн. Анны Павловны.



Жан Батист ван дер Хулст Портрет Вел.княгини Анны Павловны, королевы Нидерландов 1847 г.



Анна Павловна (1795-1865) - великая княжна, младшая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны. Сестра Александра I. Королева Нидерландов в 1840-1849 годах.
Когда великой княжне ещё не исполнилось 15 лет, Наполеон I, желая породниться с русским императорским домом и тем укрепить дружественные отношения с Россией, просил в 1809 году, через французского посла Коленкура, руки Анны Павловны. Как и за год перед тем, при сватовстве Наполеона к великой княжне Екатерине Павловне, Александр дал уклончивый ответ, ссылаясь на юность великой княжны. В 1816 году Анна Павловна вступила в брак с нидерландским наследным принцем Оранским (с 1840 года королём Виллемом II).
Выдержка из "Реестра приданным вещам, принадлежащим ее императорскому высочеству государыне великой княгине Анне Павловне" 1816 году.
Бриллиантовые вещи:
Убор бриллиантовый.
Медальон с портретом государя императора в 3810 р.
Орден и звезда Св. Екатерины.
Эполет.
Нитка, состоящая из 30 больших бриллиантов.
816 костров с бриллиантами разной величины.
Букет.
Большая цепь.
Пара серег.
Большой диадем.
Большой гребень.
Бахрома.
Галун с узорами а-ля грек.
Ветвь.
Диадем о 8-ми колосьях.

Убор бриллиантовый с рубинами:
Лента головная.
Большая ветвь, состоящая из 31 рубина.
Гребень тоже из 31 рубина.
Пара серег из 8 рубинов.
Большая цепь из 32 рубинов.
Фермуар с большим кубовастым рубином.
80 кастов с рубинами. 189 штучек, каждая из них с 3 рубинами.

Убор бриллиантовый с сапфирам:
Повязка головная с сапфирами.
Цепь с 13 сапфирами.
Повязка на шею с 3 сапфирами. Пара браслетов, каждая браслета с одним самфиром.
Пара серег с 4 сапфирами.



Пара серег с 4 аметистами.


Убор бриллиантовый с аметистами:
Пряжка с одним большим аметистом.
Повязка на шею с 8 аметистами.
Пара браслет с 12 аметистами.
Пара серег с 4 аметистами.

Убор бриллиантовый с жемчугом:
Бахрома с 21 жемчужиной.
Пара серег с 6 жемчужинами.
Ветвь с 15 жемчужинами.
Нитка в 38 жемчужинам.
Нитка в 125 жемчужин.
181 жемчужин больших.
302 жемчужин средних.
541 жемчужина поменьше.
74 жемчужин разной величины.

Вел. княгиня Анна Павловна.


Реестр хранится в РГИА Ф.468. Оп.4Д.106 Л. 22-43.

Сапфировая тиара императрицы Александры Федоровны


Очень интересная история сапфировой тиары императрицы Александры Федоровны супруги императора Николая I.
Известен очень интересный портрет императрицы Александры в этой тиаре кисти Кристины Робертсон.



Портрет императрицы Александры Фёдоровны. 1840гКристина Робертсон.



РЕЙХЕЛЬ Карл - Портрет императрицы Александры Фёдоровны


Нашла два портрета.Очень похожие.

Эту тиару царь Николай I подарил своей супруге в 1825 году в ознаменовани их восхождения на Российский престол.
Позднее она перешла в наследство ее внуку Великому князю Владимиру
Александровичу, сыну Александра II. После смерти своего супруга в 1909 г. Великая княгиня Мария Павловна (Михен) заказала Ювелиру Картье переделать старинную тиару в новую, которую мы видим на знаменитом ее портрете неизвестного художника.

После революции Великой княгине удалось многие свои украшения с помощью друзей дипломатов вывезти с собой за границу в Ниццу. Она продает свою тиару племяннице мужа и сестре своей невестки королеве Румынской Марии - Мисси, дочери великой княгини Марии Александровны и герцога Эдинбургского и Саксен-Кобург-Готского. Королева Мария одевала ее на свою коронацию в 1922 году.


Королева Мария подарила эту диадему своей дочери Илеане. Илеана одевала ее на свою свадьбу в 1931 году с Эрцгерцогом Австрийским Антоном Габсбургом.


Илеана надевала ее на юбилейные торжества короля Великобритании Георга V. Одно время Тиара находилась на сохранении в Банке Великобритании. Но с началом Второй мировой войны ее перевезли в Австрию. В 1948 году вместе с хозяйкой тиара перебралась в Швейцарию, а оттуда в Аргентину. В 1950 году в США ей пришлось продать эту фамильную драгоценность. Покупатель неизвестен.

Тиара Великой княгини Марии Александровны Эдинбургской.


Этот рубиновый гарнитур Александр II заказал у придворного ювелира Болина как свадебный подарок дочери Великой княжне Марии Александровне, которая в 1874 году выходила замуж за второго сына королевы Виктории и принца-консорта Альберта герцога Альфреда Эдинбургского, с 1893 г. герцога Саксен-Кобург-Готского.
Этот гарнитур герцогиня и Великая княгиня Мария Александровна подарила своей дочери Александре на свадьбу с Герцогом Эрнстом Гогенлое-Лангебургским. Их сын,последний в роде, -- в свое время женился на греческой принцессе Маргарите Баттенберг Маунтбеттен (старшей сестре Герцога Эдинбургского, который женат на Елизавете II) и эти сокровища носила она.
В 1978 году этот гарнитур был продан на аукционе Кристи.


В.кн. Мария Александровна


Аметисты Екатерины Великой


Сибирские аметисты были добыты в первый раз около 1750 на Урале. Качество этих аметистов было прекрасное, и, как результат, мелкие и большие камни начали поставляеться для минеральных коллекций Романовых. Небольшие камни были использованы для очаровательных шедевров в стиле рококо во времена матушки Елизаветы и Екатерины Великой. Цвет камней соответствует вкусу эпохи. Екатерина II ввела в моду своего времени украшения из сибирского аметиста, который принадлежит к группе минеральных кварцевых кристаллов.
Екатерина заказала по крайней мере две пары серег girandole для себя. Они показаны на этой картинке. Обе пары серег изначально были частью Алмазного Фонда Романовых, но попали в ту ее часть, которая по мнению большевиков не представляла большой ценности и были проданы на аукционе Christie"s в Лондоне в 1927 году г-ну SJ Филлипсу.
Первая пара серег, показаных здесь, более сложная из двух. Они упоминаются в каталоге большой продажи ювелирных украшений Романовых, подготовленном академиком А. Е. Ферсманом под номером 111. Это очень красивое изделие, изготовленное в придворных мастерских в 1760 году (по Ферсману) неизвестным автором из серебра и золота.
В 1927 серьги проданы за £ 135 GBP г-ну SJ Филлипсу в Лондоне.
Вторая пара серег (по каталогу № 110) были изготовлены в то же время с аналогичными материалами. В их дизайне больше экспрессии. Эта пара, возможно, принадлежала к первому произведению Луи Давида Дюваля, который прибыл в Россию в 1753 ко двору царицы.

Романовские тиары и Queen Mary


Давно в мире известно, что лучшие образцы Романовских драгоценностей осело у Королевы Мари.
Она очень любила драгоценности и богатые наряды. А еще она больше всех племянниц и внуков была похожа на королеву Викторию характером и привычками. А королева Виктория очень завидовала Романовским богатствам.
Посмотрите сами и сравните:

Вот тиара Великой княгини Марии Павловны-старшей (Михен), жены брата Александра III.
А вот королева Мари Текская в этой тиаре.


Известно, что Михен все свои драгоценности вывезла из России и перед смертью поделила между сыновьями. Сыновья драгоценности продали.
Возможно эту тиару как и "лучистую"(кокошник) тиару Михен купил Картье, а потом она попала к королеве Мэри.

История изумрудов императрицы Марии Александровны



У императрицы Марии Александровны была чудесная парюра из изумрудов. В дневниках ее сына Сергея есть описание мамы в этой парюре, она состояла из тиары, ожерелья, серег и броши.
После ее смерти изумрудная парюра досталась ее сыну Сергею.

В 1884 году 4 июня, когда Сергей женился на гессенской принцессе Элле, (в России она стала великой княгиней Елизаветой Федоровной), он подарил своей невесте эту парюру в качестве свадебного подарка.
В русских коронных драгоценностях ювелиры всегда предусматривали возможность смены больших камней на другие, поэтому они крепились в тиарах часто на винтах, чтобы можно было их изменить.
Эту тиару - кокошник, которую Элла часто одевала как придворное украшение, украшают семь крупных изумрудов входивших в изумрудную парюру императрицы Марии Александровны.

Придворный ювелир Болин сделал эту тиару - кокошник из золота и серебра, с семью кабашонами-изумрудами, обрамленными изысканным плетением из бриллиантов, которые она получила в подарок от жениха, и которые были украшениями его обожаемой матери. Орнамент из стилизованных бриллиантовых лилий символизировал любовь и счастье.

После смерти своего супруга, когда вдова раздавала все свои драгоценности, она отдала эту тиару из драгоценностей Марии Александровны брату мужа Павлу. Брошь, которая изображена на картинке досталась ее брату герцогу Эрнсту-Людвигу Гессенскому. Он ее подарил позже своему младшему сыну герцогу Людвигу Гессенскому и Рейнскому. а тот, в свою очередь, подарил ее своей двоюродной кузине Доротее Гессенской. В 1996 году брошь была продана с аукциона (как всегда -"неизвестному покупателю").
Таким образом, после смерти брата, Павел стал обладателем парюры матери. Она состояла к тому времени из тиары кокошника, роскошного колье, где семь огромных кабашона изумруда соединялись в орнамете из ромбов и с них свисали изумруды - капли крепящиеся к бриллиантам, и серег в том же стиле - огромные капли изумрудов крепились к большим бриллиантам, а также броши, где огромный редкий изумруд - кабашон был вставлен в орнамент из бриллиантов, а от него свисал кабашон в виде капли.
Всю эту красоту Павел подарил своей дочери, Марии Павловне-младшей, -- на свадьбу с шведским принцем Вильгельмом в 1908 году.

Во время революции, великой княгине Марии Павловне-младшей удалось бежать в Румынию. Там она продала тиару и колье сербскому королю Александру, впоследствии ставшем королем Югославии Александром I, который подарил это своей невесте румынской принцессе Марии (Mignon)в качестве свадебного подарка.

Таким образом фамильные драгоценности оказались у правнучки их владелицы императрицы Марии Александровны.


В 1923 году Мария заказала Картье переделать колье в абсолютно новый, впечатляющий!-платиновый sautoir. Эксперты считали его выдающимся произведением этого рода у Картье.

Королева могла носить эту, можно сказать цепь, в разных вариантах: как длинную цепь из соединенных бриллиантами изумрудов, как большую подвеску и т.д.

В последний раз тиару и sautoir Мария одевала в 1944 году, на свадьбу сына Петра II с греческой принцессой Александрой в Лондоне.
Королева Александра одевала их в 1947 г. на приеме-балу в честь свадьбы принцессы Елизаветы Английской с греческим принцем Филиппом Маунтбеттеном.
Пять лет спустя тиара и sautoir были проданы парижскому ювелирному дому Van Cleef & Arpels.
Исторические изумруды были вынуты из тиары и проданы по отдельности.
Тем не менее, из-за своего исторического происхождения -- тиара сохранилась до наших дней. Проданные изумруды были заменены на искусственные, и она сейчас экспонируется в штаб-квартире компании на Вандомской площади в Париже.
Что произошло с sautoir можно только догадываться, -- как драгоценность такого масштаба,в настоящее время она не может носиться. Так что, весьма вероятно, она была демонтирована... И,возможно, продана по частям -- или пошла на изготовление других драгоценностей.
Так закончилась история этой парюры (тиары и комплекта к ней), которые за 90 лет своей истории принадлежали пяти представительницам королевских династий.

Еще о тиарах Виндзоров .



Так называемая Grand Duchess Vladimir Tiara (Владимирская) относится к личной коллекции ювелирных изделий королевы Елизаветы II. Она получила ее в наследство от своей бабушки королевы Марии, после ее смерти в 1953 году. Тиара получила свое название от великой княгини Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича, третьего сына царя Александра II и брата царя Александра III.
Великая княгиня Мария Павловна поручила ювелирам, работающим при российском дворе сделать дизайн и изготовить эту изысканную тиару в 1890 году.
В конце 19-го века российские ювелиры предпочитали включать сочетания алмазов и жемчуга в свои ювелирные произведения, -- таких, как ожерелья, серьги, диадемы и tiaras. Это было в моде в то время. Grand Duchess Vladimir Tiara была задумана и выполнена в традициях конца 19 века и представляет собой комбинацию из бриллиантов и жемчуга.
После большевистской революции 1917 г. в России и связанных с ней потрясениями, Великая Княгиня Мария Павловна-старшая бежала со своей семьей на Кавказ, где она оставалась до 1920-го г., в надежде на улучшение ситуации, и, все таки, уехала в Венецию на итальянском судне 13 февраля 1920 г.
Великая княгиня оставила свою знаменитую коллекцию ювелирных изделий, включая Владимира Tiara,на время своего бегства, -- спрятанными в сейфе, во Владимирском дворце в Санкт-Петербурге. Впоследствии, члены британской Секретной службы разведки, которые были друзьями семьи Владимира, помогли им достать драгоценности из сейфа, а затем контрабандным путем переправить их из России посредством дипломатической почты.
Великая княгиня Мария Павловна-старшая умерла вскоре после того, как осела на юге Франции, в августе 1920 года. Ее тиара (Владимир Tiara) была приобретена королевой Мэри в 1921 году у принцессы Елены Владимировны, супруги Николая Греческого.

Тиара с оригинальными подвесками жемчужинами.


Королева Мария была знаменита своей коллекцией королевских драгоценностей и гордилась тем, что великолепно использовала ювелирные украшения для официальных случаев. Она считала себя хорошим ювелирным дизайнером и постановила, что тиару надо усовершенствовать.
Она решила, что надо сделать так, чтобы жемчужные капли могли заменяться на изумрудные, когда это необходимо. Чтобы подходило к разным нарядам.
Она поручила придворным ювелирам Garrard & ко снять и отполировать пятнадцать своих оставшихся Кеймбриджских изумрудов в форме капли, и предусмотреть их крепление на тиаре, когда будет необходимо, после удаления жемчужных капель.
Эта тиара стала любимой у Королевы Мэри, она носила ее со своими фамильными Кембриджскими или индийскими изумрудными гарнитурами.

А вот так она выглядит с кембриджскими изумрудами.

Королева Елизавета II в тиаре с изумрудными каплями и изумрудным кембриджским гарнитурам.


Королева действительно отдавала эту тиару Диане в пользование, когда она была принцессой Уэльской.
Сама она очень любит надевать ее во время торжественных, но неофициальных, где она должна быть в короне, мероприятиях.
О чем свидетельствуют ее официальные портреты.
Написано Matrioshka Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на

Загрузка...