1001-market.ru

Как Фонвизин высмеивает невежество в пьесе "Недоросль"? Недоросль Д. И. Фонвизина - комедия воспитания Что высмеивает автор в комедии недоросль

(по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» - идейно-художественная вершина творчества - стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные.

Художественное своеобразие комедии «Недоросль» состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной сатире на российских помещиков, политику помещичьего правительства. Помещики средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть - это показал Фонвизин в комедии с помощью образа Стародума.

До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» - звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю.

«Недоросль» - пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: «Вот злонравия достойные плоды!» В «Недоросле» Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников.

На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти.

Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания». Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» - прилагательное, потому

Что к стене прилагается. Митрофанушка - лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером.

Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители - таковы и дети. Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными.

Но плохое воспитание - не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.

Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Такой смех-ирония - черта национального своеобразия русской комедии. Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Н. В. Гоголь в «Недоросле» видит «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Эта «потрясающая очевидность» в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина «истинно общественными комедиями», а также увидеть в этом их мировое значение: «подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль” – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятни да жениться.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного,

Но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остается сама Простакова со своей “твердой логикой” и столь же твердой моралью: “Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке”. Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что “он дитя не неволит”.
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: “Так мне жаль стало. тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: “Да отвяжись, матушка, как навязалась.”.
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. “Вот злонравия достойные плоды!” – подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдает в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещенность души ведет к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана “чушкой проклятой”. Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: “Невежда без души – зверь”.
Если не воспитать должным образом ребенка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется “больным неисцельно”, невеждой и безнравственным существом

  1. Первая оригинальная комедия Фонвизина “Бригадир” (закончена в 1769 году) создавалась в обстановке общественного подъема, связанного с подготовкой к открытию и работой Комиссии по составлению нового уложения. Идейный настрой комедии был...
  2. В комедии “Бригадир” представлена широкая картина нравов русского дворянства. Автор глубоко озабочен падением общественного престижа этого сословия, его невежеством, отсутствием гражданских, патриотических чувств. Уже в перечне действующих лиц Фонвизин указывает...
  3. Волшебный крап! гам в стары годы. Сатиры смелой властелин. Блистал Фонвизин, друг свободы. А. Пушкин Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете,...
  4. Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это...
  5. Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остается актуальна по сей день. Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи...
  6. Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения – “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что...
  7. Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее “золотой” XIX век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое...
  8. Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный...
  9. Сама афиша объясняет характеры. П. А. Вяземский о комедии “Недоросль” .Истинно общественная комедия. Н. В. Гогопь о комедии “Недоросль” Первое появление комедии “Недоросль” на театральных подмостках в 1872 г. вызвало,...
  10. “Недоросль” – антикрепостническая пьеса, и в этом ее главное значение. А между тем сам Фонвизин, как и другие представители передовой общественной мысли его времени, еще не поднялся до прямого отождествления...
  11. Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования....
  12. Это первая социально-политическая комедия на русской сцене. В комедии сочетаются яркие и правдивые сцены из жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства, “прямого, честного” гражданина. Органично...
  13. Фонвизин родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Московском университете, а в 1761-1762 году – на философском факультете того же университета. В студенческие...
  14. В сравнении с “Бригадиром” “Недоросль” (1782) отличается большей социальной глубиной и более резкой сатирической направленностью. В “Бригадире” речь шла об умственной ограниченности героев, об их галломании, недобросовестном отношении к службе....
  15. Денис Иванович Фонвизин один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени...
  16. Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я в очередной раз испытал истинное Удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев...
  17. В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства Этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию Личности. Классицизм –...
  18. Софья – племянница Стародума (дочь его сестры); мать С. – сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простако-вой. София – по-гречески означает “мудрость”. Однако имя героини получает в комедии особый...
  19. (по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”) Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия “Недоросль” – идейно-художественная вершина творчества – стала...
  20. Комедия Фонвизина “Недоросль” – первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги,...

    Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои делятся...

    Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли...

  1. Новое!

    После знакомства с комедией руководитель внешней политики Русского государства, сторонник ограничения самодержавия, человек высокого ума, тонкий дипломат, Н. И. Панин заинтересовался ее автором, выясняя его «знания» и «моральные правила». Фонвизин выдержал...

  2. Автор бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это...

    Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является...

    Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя...


Денис Иванович Фонвизин – великий сатирик восемнадцатого века, представитель классицизма, который проповедовал просветительские идеи. Он искренне верил в то, что дворянство должно быть гуманным, образованным, обязано думать прежде всего об интересах Отечества. В его комедии «Недоросль» рупором авторских идей являются такие положительные герои, как Правдин и Стародум. Стародум - это честный человек, который восхваляет эпоху Петра, когда человека ценили по его деловым и моральным качествам.

Не случайно у него такое «говорящее имя» - Стародум – думает по-старому. Он не захотел прислуживаться при дворе Екатерины, окружившей себя фаворитами. Его речь наполнена афоризмами: «Начинаются чины – перестаёт искренность», «Невежда без души – зверь».

А на примере отрицательных героев драматург показывает, какими не должны быть помещики. Фонвизин придавал огромное значение воспитанию, а потому заключительная фраза комедии звучит как приговор помещикам Простаковым: «Злонравия достойные плоды».

Кого же высмеивает в своей комедии сатирик? В первую очередь, грубую и невежественную госпожу Простакову, которая сожалеет о том, что отняла у своих крестьян всё, теперь нечего взять, и просит своего брата Скотинина научить её, как взимать налоги с крестьян. Невежество её заключается в том, что она не видит никакой пользы в образовании, но наняла для своего сына Митрофана учителей, понимая, что без этого её сын в люди не выйдет, не займёт хорошего места на службе, и в то же время она потакает сыну в его нежелании учиться. Во время приезда Стародума она просит своего недоросля «хоть для виду поучиться»

Слепая материнская любовь Простаковой приводит к тому, что Митрофан вырастает невежественным, необразованным, ленивым эгоистом, девизом которого становятся слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Он любит сладко поесть, погонять голубей, мечтает о женитьбе на Софье, а от учёбы всячески отлынивает. А в конце комедии он проявляет грубость и неблагодарность по отношению к матери. Когда Простакову лишили власти над её крестьянами за жестокое обращение с ними, она обратилась за моральной поддержкой к сыну, но тот ответил: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Подвергается осмеянию и Простаков, который находится в полном подчинении у своей жены, не имеет своего мнения даже по такому вопросу, как широк или узок кафтан Митрофана, который сшили ему «к дядюшкиному сговору». Ведь первоначально Простакова планировала выдать Софью замуж за своего брата, но, когда узнала, что Софья стала наследницей десяти тысяч, резко изменила своё решение.

Смешон и Тарас Скотинин со своей любовью к свиньям. У него и на языке одни только свиньи: «Я и своих поросят завести хочу». Это он говорит о своём желании иметь семью и детей, выходит очень грубо. Не отличаются особой нежностью и вежливостью и его слова о будущей жене: «Коли у меня теперь… для каждой свинки хлевок особый, так жене найду светёлку». Он собирается жениться на девушке только потому, что в её деревеньке водятся крупные свиньи. Для него тоже характерны такие черты, как безнравственность, грубость, невежество, самодовольство, уверенность в своём праве помещика полностью распоряжаться судьбами крестьян. Не так уж и безобиден этот невежественный и на первый взгляд наивный герой. Он может быть агрессивен, когда вступает в драку со своим племянником из-за Софьи.

Д. И. Фонвизин искренне верил в то, что с помощью сатиры сумеет «очистить нравы», сделать дворян более человечными, благородными, честными. Как писатель-просветитель, он считал необходимым формирование мировоззрения современного ему общества. Литературную деятельность драматурга можно сравнить с гражданским подвигом, но, к сожалению, просвещённая монархия, на которую надеялся Фонвизин, в лице Екатерины Второй не оценила по достоинству его труды.

Обновлено: 2019-02-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Основной проблемой, поднимаемой Д.И. Фонвизиным в комедии «Недоросль», является проблема воспитания молодых людей, будущих граждан Отечества, которые должны были стать передовыми представителями общества, и именно им отводилась роль двигать развитие страны вперед. Митрофан – персонаж произведения Фонвизина, который, по идее, должен стать именно таким гражданином, призванным творить добрые дела на благо Родины.

Однако мы видим, что этот герой с ранних лет воспитывался в семье, где царила атмосфера безнравственности и самодовольства. В таких условиях у него не могла формироваться цель жизни и ее смысл. Все желания Митрофана ограничивались желанием вкусно поесть, погоняться за голубями и жениться.

Об учебе Митрофан не думает. К нему приставлены учителя, у которых тоже знаний немного: Кутейкин – семинарист, не окончивший учебу, Цыфиркин - отставной солдат. Однако они пытаются выполнять свои обязанности добросовестно и честно. К сожалению, в обучение недоросля постоянно вмешивается его мать – госпожа Простакова. У нее есть своя, «твердая логика» и такая же твердая мораль: деньгами ни с кем не стоит делиться, а если в условии задачи это требуется, то такой «дурацкой науке» даже и обучаться не стоит. Поэтому и предпочитает Простакова честным учителям бывшего кучера Вральмана, ведь «он дитя не неволит», как только у Митрофанушки появляются признаки усталости, он тут же отпускает его.

В итоге Митрофан растет полным невеждой, бессердечным и жестоким человеком. Пока его мать являлась хозяйкой в доме, сын грубо льстил ей, на ходу придумывая, какую бы похвалу ей сказать, он даже жалел ее, потому что она устала, колотя батюшку. Но когда Простакова потеряла свою власть, ее имение было взято в опеку за жесткое обращение с крепостными, и она бросилась к сыну, ища в нем опору и поддержку, он показал свое истинное лицо, оттолкнув мать: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Этот эпизод не вызывает смеха, он скорее трагичен, ведь такое предательство становится жестоким наказанием злому невежеству. Стародум метко подводит итог происходящему: «Вот злонравия достойные плоды!»

Лексика Митрофана отличается грубостью, что выдаёт в нем злую волю и жестокосердие. Его непросвещённость и невежественность ведёт к лени, а грубость чувств сродни животным инстинктам. У него нет души. Как ни странно, но даже отрицательный герой Скотинин точно характеризует своего племянника, называя его в сцене драки «чушкой проклятой». Митрофан также оправдывает слова Стародума своим поведением и речами: «Невежда без души – зверь».

В своем произведении автор учит нас пониманию того, что детей следует воспитывать должным образом, учить выражать разумные мысли правильным языком. Лишь тогда они не вырастут невеждами и безнравственными существами, а станут достойными гражданами Отечества.

Загрузка...