1001-market.ru

Как отдать ребенка в детский сад: пошаговая инструкция. Пора идти в детский сад! Когда отдавать ребенка в детский сад? Что нужно отдать ребенка садик

Начало хождения в детский сад – стресс не только для малыша, но и для всей семьи, ведь до этого кроха был под крылышком у мамочки, а теперь… «Как он там? Сытый ли? Одет ли как следует? Не плачет ли? Не обижают ли его?» - множество страхов посещают родителей в этот непростой период.

И главным вопросом остаётся: когда лучше отдавать ребёнка в детский сад, чтобы процесс адаптации прошёл максимально мягко?

Положительные и отрицательные стороны детского сада

Плюсы:

  • Общение со сверстниками, развитие умения взаимодействовать с ними;
  • Развитие речи;
  • Усвоение правил и норм поведения;
  • Умственное и физическое развитие. В садике проводятся специальные занятия и, в дальнейшем, это обеспечивает плавную подготовку к школе;
  • Малыш становится более самостоятельным, совершенствуются его навыки самообслуживания (читайте полезную статью: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

Минусы:

  1. Сильная нагрузка на психику, вследствие трудностей адаптации к садику;
  2. Высокая вероятность вирусных и инфекционных заболеваний;
  3. Часто происходит ухудшение питания ребёнка, так как «еда в садике не нравится»;
  4. Можно столкнуться с непрофессионализмом воспитателей, их авторитарным поведением и недостатком внимания к ребёнку (вследствие большого количества детей в группе);
  5. Изменения в поведении малыша не в лучшую сторону. Иногда родители замечают у него повышение капризности и агрессивности.

Так или иначе, «официальная традиция» ходить в садик плотно вошла в нашу жизнь и подавляющее большинство малышей начинают своё знакомство с обществом именно с этого учреждения. Вот только спорным остаётся вопрос: в каком возрасте лучше отдать в садик ребёнка?

Здесь мое мнение однозначное: до 3-х лет лучше быть рядом с ребенком, а после 3-х можно плавно начинать водить в группу садика.

В каком возрасте отдают ребёнка в садик ?

Стремление рано отдать ребенка в садик обычно обусловлено:

  • финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
  • желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.

Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?

  1. Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью. Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар «Здоровый ребенок-практикум для мамы», чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. );
  2. Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок , кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
  3. Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.

Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.

Если рано пойти в садик…

На что необходимо обратить внимание и к чему важно подготовиться, если ребёнок в 2 года (и ранее) идёт в садик?

  • Все изменения в режиме, привычках и деятельности малыша нужно проводить очень плавно. Например, если до настоящего момента мама давала ему грудь, то отучать от неё следует не позднее чем за 2 месяца до начала посещения детского сада;
  • Обязательно узнайте распорядок дня в детском саду, график приёма пищи, сна и прогулок. Заранее следует приучать малыша к этому графику, иначе ему будет крайне сложно резко перестроиться на новый режим. И, вследствие этого, у вашего крохи могут возникнуть проблемы со сном и питанием;
  • Ребёнок также должен уметь самостоятельно засыпать. Сложности обычно возникают в том случае, если маме до настоящего времени получалось укладывать его спать только с грудью или длительным укачиванием. Об этом тоже следует заранее подумать;
  • Важно, чтобы ребёнок уже овладел основными навыками: его нужно приучить к горшку, держать ложку, самостоятельно кушать и пить, надевать хотя бы основные вещи. В идеале нужно также научить самому мыть руки;

Подготовка ребенка к садику должна занять определенное место в вашей жизни.

Сколько детей ведут в детский сад, даже не уделив 1-2 недель на подготовку. А затем мамы страдают, что ребенок постоянно болеет, плачет в саду и не хочет в него ходить.

Вы разберетесь в таких важных вопросах, как:

  • подготовка ребенка к садику. Физическая и моральная,
  • когда начинать водить в садик: в числе первых детей или дождаться, когда все уже привыкну и зайти в группу последними?
  • превратить воспитательницу в лучшего друга для вашего ребенка. Вы не будете переживать, что о малыше в ваше отсутствие никто не позаботиться;
  • реагировать на детские слезы при прощании с ребенком в саду, как объяснить ему, что вы обязательно его заберете и не оставите в садике навсегда,
  • помочь ребенку подружиться с другими детьми, атак-же уметь постоять за себя и не давать в обиду;

и это лишь часть важнейших вопросов.

мои три дочери отходили в садику и с каждой мы начинали подготовку по методике, предложенной в данном курсе. Она работает!

Возрастные особенности детей

Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.

  1. У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
  • Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
  • В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
  • В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
  1. В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей ?>>>);
  • Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
  1. К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.

Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.

Какой садик выбрать: частный или государственный?

И в том и в другом случае есть свои «плюсы» и «минусы». При принятии решения важно учитывать то, во сколько лет отдаёте ребёнка в детский сад, и особенности его развития.

Государственный садик

  • Чёткое соблюдение санитарных правил и других норм, напрямую связанных с обеспечением безопасности ребёнка;
  • Невысокая стоимость;
  • Разработанные стандарты программ, способствующие подготовке к школе;
  • Сбалансированное питание, строгий контроль за ним;
  • Возможность посещать дополнительные развивающие занятия;
  • Расположение детского сада вблизи от места проживания.
  1. Многочисленные группы (по 25-30 человек и более);
  2. Невозможность уделить индивидуальное внимание каждому ребёнку;
  3. Отсутствие современного оборудования, мебели, развивающих игр;
  4. Можно столкнуться с некачественным уходом за детьми и грубым обращением со стороны сотрудников детского сада.

Частный садик

  • Небольшие группы (от 8 до 15 человек) и возможность уделить внимание каждому малышу. Дети подвергаются меньшему риску заболеть;
  • Качественные занятия с детьми, современные программы развития;
  • В большинстве таких садиков есть группы раннего развития. Детские сады для детей от 1 года обычно способствуют мягкой адаптации ребёнка к условиям садика;
  • Гибкий график посещения садика: можно выбрать наиболее подходящий для малыша и родителей;
  • Новое оборудование, игрушки, комфортные условия в помещении;
  • Возможность выбирать развивающие занятия;
  • Наличие свободных мест;
  • Зачастую более «интересное» для детей питание.
  1. Высокая стоимость;
  2. Не у всех есть лицензия;
  3. Отсутствие контроля вышестоящих организаций.

В каком возрасте и в какой садик отдать ребёнка – решать вам. Только торопиться точно не стоит. Планомерное развитие и психологический комфорт вашего малыша – самые важные задачи на данный момент.

И помните, что занимаясь подготовкой к садику заранее, вы застрахуете себя от массы проблем. До встречи на интернет-курсе по легкой адаптации к детскому саду.

23.04.19 37 064 44

Приключения одного ребенка, двух чиновников и Конституции РФ

В сентябре 2017 года моя сестра переехала в другой город и захотела отдать ребенка в детский сад.

Владислав Култаев

юрист и дядя

Хозяин съемной квартиры отказался оформлять сестре и мужу с дочкой временную регистрацию, а без нее ребенка принимать в детский сад не хотели. Но нам удалось настоять на своем.

Как записать ребенка в очередь в детский сад

Сначала расскажу, как все работает в теории. Чтобы ребенка добавили в очередь, нужно подать соответствующее заявление. Это можно сделать лично или через интернет.

К заявлению нужно приложить:

  1. Копию паспорта.
  2. Копию свидетельства о рождении ребенка или другого документа, подтверждающего родство.
  3. Копию свидетельства о регистрации по месту жительства, если оно есть.

Это закрытый список документов - больше никаких требовать не могут.

В заявлении можно указать номера детских садов, куда ребенку удобнее ходить, и чиновники постараются сделать так, чтобы его записали в один из них. Но если там мест не окажется, его запишут куда смогут.

Если хочется, чтобы ребенок ходил в определенный детский сад, можно попробовать подать заявление прямо туда. Но чтобы заявление приняли, на момент подачи заявления в этом саду должны быть свободные места, а так бывает редко. Проверить заполненность групп обычному человеку не получится - можно только посмотреть свое место в общей очереди, если ребенка в нее записали. Поэтому если в детском саду отказали, то придется подавать заявление в МФЦ или управление образования.

Шаблон заявления выдают на месте, иногда его даже помогают заполнить. Можно также заранее скачать его из интернета и заполнить. Строгой формы для шаблона в законе нет, поэтому на местах они могут немного различаться.

В ответ на заявление выдают расписку в его получении. Затем нужно получить документ о постановке ребенка в очередь в детский сад. Если подавать заявление через МФЦ, за уведомлением о постановке в очередь обычно можно прийти через три дня, в некоторых МФЦ больше. Главное в этом документе - номер регистрации заявления. По нему можно узнать место ребенка в очереди на сайте госуслуг или муниципальных образовательных услуг.


Типовой шаблон заявления на добавление ребенка в очередь в детский сад. Создайте копию документа, заполните и распечатайте

Подать заявление через интернет можно на сайте госуслуг или муниципальных образовательных услуг. Это проще, потому что не надо заполнять заявление и спорить с сотрудниками госучреждений, если им что-то не нравится. Достаточно пройти все по шагам и приложить сканы документов. После подачи заявки на сайте появится номер ее регистрации, по которому можно отслеживать место ребенка в очереди.

Чтобы подать заявление через сайт госуслуг, сначала придется подтвердить учетную запись. Это можно сделать в центрах обслуживания - ближайшие показываются на сайте. Клиенты Тинькофф-банка , Сбербанка и Почта-банка могут также подтвердить свою личность через личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение.

Муниципальные сайты работают по-разному . В одних городах заявления принимают через электронную приемную сайта мэра, в других - на едином региональном сайте, в третьих - на сайтах местного управления образования. На мой взгляд, госуслуги удобнее. Заморачиваться другими сайтами имеет смысл, только если в вашем регионе электронные заявления через госуслуги пока не принимают. К счастью, таких регионов все меньше.

Срок рассмотрения электронной заявки через госуслуги зависит от региона. Например, в Москве это обещают сделать за один день, а в Краснодаре - за 45. Ответ появляется в личном кабинете, а на электронную почту присылают письмо с уведомлением.

Если придет отказ, в нем должна быть указана причина. Если это ошибки в документах или чего-то не хватает, самый простой путь - все исправить и подать заявление заново. Но если вы несогласны с причиной отказа, его можно обжаловать. Жалобу надо писать в свободной форме на имя руководителя госоргана, который обрабатывал заявление: обычно это местное управление образования. Подать жалобу можно лично, прямо в управлении, или через МФЦ, а можно по электронной почте или через сайт госуслуг. Доступные варианты тоже зависят от региона.


Как мы записывали ребенка в детсад через МФЦ

Когда сестра записывала ребенка в очередь, она еще не знала, что это можно сделать через интернет. Поэтому сначала она попыталась это сделать в местном МФЦ. Сотрудник посмотрел документы и отказался принимать заявку из-за отсутствия регистрации. Это было странно само по себе: сотрудники МФЦ не оценивают ситуацию с правовой точки зрения, они должны просто принять заявку - или не принять, если что-то оформлено не так или не хватает документов. Но свидетельство о регистрации не входит в список обязательных документов для добавления ребенка в очередь в детский сад. Поэтому отказывать сестре не имели права.

Когда сестра указала на этот факт, заявление у нее все-таки приняли. Но при этом добавили, что все равно придет отказ, потому что в местные детские сады принимают только детей местных жителей.

Доводы сотрудников МФЦ казались логичными. Стало страшновато: ребенка пришлось бы отдавать в частный детский сад или нанимать няню, а в Анапе, куда переехала сестра, за это просят минимум 10-20 тысяч в месяц.

Поэтому мы полезли изучать, что насчет регистрации говорит закон.

Когда могут не принять в детский сад

Обучение в детском саду - дошкольная ступень образования. А по Конституции в России у каждого есть право на бесплатное дошкольное образование. Закон также дает право на свободу передвижения и запрещает ограничивать гарантированные Конституцией права и свободы из-за отсутствия регистрации.

Прием детей в государственные или муниципальные образовательные организации регулирует закон «Об образовании». Список причин, по которым ребенка могут не принять в детский сад, перечислен в пункте 4 статьи 67 :

  1. В детском саду нет мест.
  2. В детском саду углубленно изучают какие-то предметы, поэтому детей принимают по конкурсу.
  3. Детский сад - специальное образовательное учреждение Министерства иностранных дел.

Список закрытый - добавлять в него другие причины нельзя. Выходит, сотрудник МФЦ ошибался: по закону из-за отсутствия регистрации отказать в очереди в детский сад не имеют права. А за незаконный отказ ответственных лиц наказывают штрафами от 30 до 50 тысяч рублей.

Что касается отсутствия мест в детских садах, то заявление подается на постановку в очередь. Нет мест сейчас - ладно, сообщите, когда появятся.

Недавно , что отсутствие мест в детском саду - это проблемы местных властей, а не родителей. Администрация должна сделать так, чтобы всем детям, которым положено по возрасту, хватило мест в саду. Причем в доступности от места жительства семьи, а не на другом конце города. Может быть, мест не будет в конкретном детском садике - хорошо, тогда предложите в другом, но где-то поблизости. Тогда отказ от приема именно в этот детский сад будет законным, но права ребенка при этом не нарушат.

Понятное дело, чаще всего мест на всех не хватает. Бывает, что суды на местах говорят, что это не нарушает ничьи права. Но свежие выводы Верховного суда помогут добиться справедливости тем семьям, которым очень нужно попасть в садик. Возможно, придется походить по судам. А может, все решит уверенное упоминание аргументов.

Чтобы правильно говорить с чиновниками и знать, как настоять на своем, можно еще посмотреть видеоролик. Адвокат Дмитрий Гриц рассказывает, какими правами обладают родители и как добиться результата без конфликта.

Как мы подавали документы в управление образования

Раз в МФЦ заявление на добавление ребенка в очередь у нас все-таки приняли, можно было спокойно ждать результата. Но мы решили подстраховаться и подать такое же заявление еще и в управление муниципального образования: закон не запрещает подавать его в две инстанции. Мы вооружились новоприобретенным знанием законов о дошкольном образовании и отправились на встречу с чиновниками.

Но замначальника управления все равно отказалась нам помочь. Она заявила, что без регистрации по месту жительства принять ребенка в сад невозможно: мол, закон привязывает детей и их родителей к месту регистрации. И административный регламент по постановке ребенка в очередь в детский сад никак, ну никак не разрешает обойти это ограничение.

Мне это показалось странным. Административный регламент - это нормативный правовой акт, в котором описан порядок и стандарты оказания государственных или муниципальных услуг. Но это подзаконный акт - он не может противоречить закону, а если противоречие все же есть, то закон главнее. А закон на нашей стороне - замначальника неправа.

Насчет детских садов и регистрации даже есть готовое решение Верховного суда. В 2016 году жительница Ростова-на-Дону обжаловала в суде положение местного регламента, которое привязывало очередь в детский сад к регистрации. Суд встал на ее сторону и заявил, что такое положение регламента - дискриминирующее.

Я попросил показать нам регламент. Их публикуют на сайтах соответствующих госорганов, но по правилам чиновники по требованию тоже обязаны их показывать. Ничего похожего на привязку детского сада к месту регистрации родителей там не нашлось.

После этих споров у нас все-таки приняли заявление - но, как и в МФЦ, предупредили, что без регистрации его не одобрят.

Чем все кончилось

Через пять дней после визита в управление образования сестра зашла на муниципальный сайт Краснодарского края и авторизовалась по номеру, который выдали в МФЦ. Там она обнаружила ребенка - на 99-й позиции в очереди на место в детском саду.

Через восемь месяцев очередь подошла, и в управлении образования ребенку выдали путевку в конкретный детский сад - в районе, где живет сестра. Там ответственные лица тоже пытались сослаться на то, что у нас нет регистрации. Пришлось снова устраивать правовой ликбез: мы рассказали о своих правах и показали направление в детский сад. Этого оказалось достаточно. Я пишу статью, а ребенок занимается в своей группе детского сада.


Запомнить

  1. Отсутствие регистрации по месту жительства не мешает ребенку получать бесплатное дошкольное образование - а это как раз про детский сад.

В какой детский сад отдать ребенка? 16 признаков отличного детского сада

В какой детский сад отдать ребенка? Этот вопрос становится актуальным для всех мам, выходящих на работу после декретного отпуска. И конечно, очень важно выбрать тот детский сад, где вашему ребенку будет комфортно, где он будет гармонично развиваться и где проведет 3-4 ближайших года жизни.

Появление ребенка в семье полностью меняет жизнь родителей. Теперь все внимание приковано к малышу, такому беззащитному и беспомощному. Мамы с волнением прислушиваются, как младенец дышит? Переживают, достаточно ли кроха кушает? А вдруг его что-то беспокоит, но он не может об этом рассказать? И вот уже позади первые месяцы, дочурка или сыночек с удовольствием грызет яблоко, исследует пространство квартиры или загородного дома и выговаривает первые смешные словечки. Кажется, можно вздохнуть с облегчением, но тут возникает новая проблема: выход из декретного отпуска подразумевает передачу драгоценного чада на попечение других людей.

Неработающие бабушки, готовые взять на себя заботы о внуках, есть далеко не у всех. Квалифицированные няни, которым можно без опаски доверить ребенка, не только обходятся дорого, но и найти такую доверенную няню – это целая проблема. Поэтому большинство российских семей пользуются услугами дошкольных учреждений. Медики и психологи называют оптимальным возрастом для перехода в новые условия период от 2,5 до 3,5 лет. В это время быстрей происходит адаптация, потому что любознательные крохи нуждаются в свежих впечатлениях, общении со сверстниками. Но заботливых мам несказанно страшит предстоящее расставание с малышом, а в голове крутится масса тревожных мыслей:

  • Как мое солнышко вольется в коллектив?
  • Сможет ли самостоятельно питаться?
  • Не станет ли скучать и плакать?
  • А вдруг доченьку или сыночка обидят агрессивные ребята или злые воспитатели?
  • Что делать с постоянной угрозой заражения простудными и инфекционными заболеваниями?
  • Как предотвратить травмы, получаемые из-за недостаточного присмотра?
  • В какой детский сад можно отдать ребенка без опаски?
На форумах и придомовых детских площадках можно услышать как об уютных садах с доброжелательным отношением к воспитанникам, так и о заведениях с жуткой антисанитарией и равнодушным персоналом. Это только усиливает переживания, а трагические случаи, о которых сообщают новостные программы, и вовсе вызывают страх. К сожалению, подобные ситуации случаются, когда родители недостаточно серьезно относятся к выбору учреждения: отдают ребенка в сад, который удобен взрослым из-за расположения, не обращая внимания на другие факторы:
  • отправляют в любое заведение, где имеются свободные места;
  • не интересуются качеством услуг;
  • слишком полагаются на чужое мнение, не вникая в подробности.
Чтобы спокойно отправиться на работу, нужно подобрать место, куда малыши идут с удовольствием, а возвращаются веселыми, довольными и здоровыми. Каждый родитель мечтает найти самый лучший детский сад, где любимое чадо проведет ближайшие несколько лет. Поэтому о выборе дошкольного учреждения необходимо позаботиться заранее, тщательно рассмотрев все недостатки и достоинства.

ВИДЫ ДЕТСКИХ САДОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Система дошкольного образования в России позволяет родителям выбрать учреждение, подходящее индивидуальным требованиям. Организации классифицируются по принадлежности и направлению деятельности.

Форма собственности:

  • Муниципальные учреждения находятся в подчинении управления образования, обязаны соответствовать утвержденным стандартам, определяющим число детей в группах, требования к питанию и режиму. При скромном государственном финансировании сложно рассчитывать на разнообразную пищу, избыток игрушек и материалов для занятий. Но при активной позиции директора этот вопрос успешно решается за счет спонсорской или шефской помощи.
  • Ведомственные сады предназначены для работников определенного предприятия. Они менее заполнены, имеют хорошую материальную базу и профессиональный педагогический состав.
  • Частные заведения предлагают разнообразные образовательные и оздоровительные программы, индивидуальный подход, возможность инспектировать кухню, получать отчет о финансовой деятельности.
  • Предприятия семейного типа размещаются в частных домах, квартирах или съемных помещениях. Существуют дорогостоящие группы, куда приглашаются квалифицированные повара и преподаватели, и бюджетные варианты. Многие считают, что няня, у которой под присмотром 3 – 5 малышей, надежней, чем самый лучший воспитатель детского сада.
Специализация:

Дошкольные учреждения обязаны обеспечивать не только уход и присмотр, но и реализовать оздоровительные, воспитательные, образовательные программы. В зависимости от уровня и особенностей деятельности, сады делятся на категории:

  • общеразвивающие;
  • оздоровительные;
  • компенсирующие;
  • комбинированные;
  • центры раннего развития.
В какой детский сад отдать ребенка, родители решают исходя из особенностей развития, состояния здоровья, увлечений ребенка и собственных материальных возможностей. Подобрав тип учреждения, стоит познакомиться с каждым из возможных вариантов поближе, собрав максимум информации.

ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ЛУЧШИЙ ДЕТСКИЙ САД?

Переход из заботливых маминых рук под опеку воспитателей, адаптация в коллективе – это серьезные испытания для крохи. А для родителей выбор учреждения – важное мероприятие, от успеха которого зависят здоровье, развитие, эмоциональное состояние ребенка. Поэтому нужно засучить рукава, взять в руки блокнот и настроиться на то, что придется на время освоить профессии следователя, журналиста, разведчика.

1. Оптимальное местонахождение

Очень удобно, когда сад расположен за углом от дома, но он может не подходить по другим показателям. Не всегда график работы взрослых совпадает со временем открытия и закрытия детского учреждения. Многие родители чувствуют себя спокойней, если сын или дочка находятся недалеко от места службы, это позволяет быстро отреагировать при возникновении экстренной ситуации. Для здоровья ребенка важно, чтобы большую часть дня он пребывал в районе с благоприятной экологией, отсутствием загруженных трасс, шумных и вредных производств.

Определив список мест, которые устраивают по расположению, направлению деятельности и ценовому диапазону, отправляемся осматривать заведения сквозь экран монитора.

2. Наличие информативного действующего сайта

Выбирая лучший сайт детского сада, стоит обратить внимание на публикацию устава организации, лицензии, сведений о государственной регистрации, отчетов о проводимых проверках. Кроме обязательной документации, ресурс должен содержать сервис для общения педагогов и родителей, полезные статьи, фото творческих работ и поделок. Видео ролики о мероприятиях позволяют судить, насколько активно персонал занимается раскрытием творческого потенциала воспитанников.

Даже если все пункты полностью устраивают, лучше расспросить мнение тех, кто знает о реальном положении дел, пообщавшись на городских форумах. Собрав виртуальную информацию, идем на экскурсию, чтобы оценить достоверность красивых картинок и правдивость отзывов.

3. Обустроенность территории

Участки при детских учреждениях огораживаются заборами, не имеющими острых деталей и больших проемов. Обязательно оснащение зданий кнопками тревожной сигнализации, приветствуется установка видеонаблюдения и приглашение квалифицированной охраны. Каждая группа обеспечивается уличной площадкой из расчета от 7 до 9 м2 на одного ребенка. Оборудование для подвижных игр должно соответствовать возрастным и санитарным нормам, находиться в исправном состоянии. Ухоженные территории отличаются обилием зелени, свежеокрашенными лавочками и качелями, чистыми дорожками и песочницами.

4. Экстерьер и интерьер здания

Едва завидев потрескавшуюся штукатурку и худую крышу, стоит тут же вычеркивать учреждение из своего списка. Это не только свидетельствует о плохом финансировании или неправильном распределении средств, но и об отношении к безопасности воспитанников. Современные окна, просторные комнаты, удобные лестницы с дополнительными поручнями, свежий ремонт – обязательные признаки хорошего сада.

5. Новая мебель, качественные игрушки и дидактический материал

Учреждение, в котором заботятся о здоровье и комфорте малышей, оборудовано современной сантехникой, безопасными шкафчиками, удобными кроватками, подходящими по возрасту и росту столами и стульчиками. Разнообразие конструкторов, кубиков, головоломок, книг и реквизита для ролевых игр говорит о том, что каждый ребенок сможет найти занятие по вкусу.

6. Комфортный микроклимат в помещениях

Качество воздуха в образовательных учреждениях должно соответствовать СанПиН, в которых указаны уровень влажности, температура для спальных и игровых комнат, физкультурных залов. Учитывая холодные зимы и жаркие летние месяцы, комфортное пребывание невозможно без современных систем вентиляции и кондиционирования.

7. Заполняемость групп

Большое скопление детишек – это риск конфликтов, травм, быстрого распространения вирусных и инфекционных заболеваний. Максимальное количество человек в группе до трех лет не должно превышать 15 человек. Но в случаях, когда ребят слишком мало, им становится скучно и неинтересно.

8. Вкусное и сбалансированное питание

Привыкшая к домашним разносолам детка не сразу адаптируется к общепиту, но в расчете калорийности продуктов, соблюдении режима питания, сбалансированном рационе есть свои плюсы. Хорошая кухня предусматривает приготовление блюд из свежих продуктов, разнообразное меню, наличие диетического стола. Наиглавнейшим фактором всегда остается неукоснительное выполнение санитарно-гигиенических норм.

9. Положительные оценки родителей

Посетив детский сад, лучшие отзывы можно услышать от мам, бабушек и пап, которые не первый день пользуются его услугами. В непринужденной беседе несложно выяснить то, что скрывается за привлекательным фасадом, уточнить тонкости и нюансы, касающиеся питания, отношения к малышам, гигиены, безопасности.

10. Начальство – всему голова

Управление ДОУ – это ответственность за коллектив и многочисленных воспитанников. Ни один корабль не поплывет в правильном направлении, преодолевая самые сложные препятствия, без надежного капитана. Встреча с руководителем сада позволит определить, что ждет пассажиров – плавание на ветхом суденышке или путешествие на круизном лайнере? Пытливые родители сразу отличат уставшую равнодушную женщину от опытного педагога, преданного профессии, смогут разглядеть харизматичного новатора в молодом специалисте.

11. Профессиональная команда

Недостаток квалифицированных кадров всегда сказывается на работе любого предприятия. Хороший детский сад укомплектован полным штатом сотрудников:

  • методистом;
  • медиком;
  • воспитателями и их помощниками;
  • завхозом и уборщиками;
  • музыкальным руководителем;
  • инструкторами по физкультуре и плаванию;
  • психологом;
  • логопедом;
  • специалистами по театральному мастерству и изобразительному искусству
12. Опрятность и гигиена

Кадровая политика имеет огромное значение и зависит от руководства. Политкорректность и толерантность – замечательные вещи. Но если на территории садика вы встретили сотрудников, которые плохо понимают русский язык, не стесняйтесь выяснить, есть ли у них регистрация, разрешение на работу и санитарная книжка? Неопрятная одежда, грязные волосы или ногти вызывают сомнения и страхи, что ребенок испытает дискомфорт при общении. Про хороший детский сад расскажет не только чистота в помещениях, но и ухоженный внешний вид персонала.

13. Эффективность занятий

Бытует мнение, что лучшие занятия в детском саду, проводятся там, где на выставках стоят красивые поделки. Но слишком ровные линии на рисунках и идеально слепленные букашки из пластилина выглядят настораживающе. Детское творчество не отличается аккуратностью, но отражает индивидуальность. Постоянное обновление экспозиций, использование различных материалов и методик – свидетельство регулярности и эффективности образовательного процесса.

14. Личные качества воспитателя

Нередко опытные мамы советуют закрыть глаза на минимальные недостатки заведения и искать «своего» воспитателя, ведь это человек, с которым обожаемый малыш будет находиться минимум четверть суток. Идеальный педагог – человек, бесконечно преданный профессии, который вникает в проблемы каждого подопечного, проводит увлекательные занятия, умеет быстро и безболезненно решать конфликтные ситуации.

15. Дополнительные занятия

Кружки и секции, работающие на территории учреждения, отличаются низкой стоимостью, проходят в знакомой обстановке, согласованы с режимом дня. Не выходя из здания, дети могут изучать языки, осваивать музыкальные инструменты, заниматься ритмикой и борьбой.

16. Активный родительский комитет

Инициативная группа деятельных родителей способна решить множество задач: от контроля над качеством питания и оказанием медицинской помощи до организации экскурсий, праздников с участием аниматоров, создания сообществ в социальных сетях для неформальных бесед.

ЛУЧШИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ РОССИИ

Чтобы повысить уровень дошкольного воспитания в России постоянно проводятся конференции, на которых выявляются проблемы, обсуждаются пути их решения, отмечаются заслуги учреждений и специалистов. По результатам 2017 г. был составлен рейтинг лучших детских садов. В процессе подведения итогов оценивались степень подготовки кадров, психолого-педагогические условия, набор дополнительных услуг. В мониторинге принимали участие 8 970 организаций, самые высокие показатели зафиксированы, увы не в Москве, а в Санкт-Петербурге, на Ставрополье и в Красноярском крае.

На конкурсной основе был определен лучший детский сад года. Победителем назван д/с «Радуга» из поселка Пролетарский Московской области. Это место малыши называют вторым домом, потому что в нем тепло, уютно, интересно и весело. На второй ступеньке пьедестала оказался садик № 267 из Ворошиловского района Ростова-на Дону. Воспитанники учреждения регулярно принимают участие в городских мероприятиях, выставках и олимпиадах. Бронзу завоевало Волгоградское МДОУ № 17, педагоги которого не раз получали награды за победы во Всероссийских конкурсах.

Поздравляем, если ваш ребенок посещает один из этих детских садов! Но звания, призы и премии раздают высокие комиссии со стороны. О реальной ситуации знают только родители. Они ежедневно общаются с персоналом, видят, с каким настроением сын или дочь отправляется в коллектив, оценивают эффективность образовательного процесса и усилия, направленные на оздоровление.

А что, возвращаясь домой, рассказывает ваш ребенок?
Вы полностью довольны набором услуг, питанием и материальной базой?
Считаете ли, что нужно непременно выбирать самый лучший детский сад?
Где малыши чувствуют себя комфортней: в многоликой веселой группе ДОУ или в уютной
маленькой компании под опекой частного воспитателя?
Или все-таки ничего нет лучше персональной няни?
Вы уже решили, в какой детский сад отдать ребенка?

Сначала давайте вместе пораз­мышляем над вопросом: чего мы сами ждем от детского сада? Каждый неравнодушный родитель понимает, что успешное по­сещение дошкольного учре­ждения состоит не только в том, что ребенок ходит туда без слез и не болеет, а еще и в том, что в этом учрежде­нии созданы благоприятные условия для развития детей, подходящие вашему ребенку и соответствующие вашим родительским возможностям. И конечно, крохе в саду должно быть комфортно, ве­село и интересно.

Плюсы садика

Что же хорошего в посеще­нии детсада?

1. У малыша появляется воз­можность регулярно и долго общаться со сверстниками. Дело в том, что начиная с 3 лет (а уж с 4 - совершен­но точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. Сверстники становятся необ­ходимы хотя бы для того, что­бы устраивать с ними совмест­ные сюжетно-ролевые игры.

2. В саду кроха получает опыт общения с воспитателями, ко­торый позже поможет ему из­бежать проблем с учителями в школе. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, с разными характе­рами и требованиями.

3. Взрослые в детском саду меньше потакают ребенку, и он быстрее знакомится с правилами поведения и дис­циплиной. Обучающим для малыша является и поведение других ребятишек.

Дети с радостью откликаются на доброту одногруппников

Подобный опыт формирует такое важнейшее для жиз­ни качество, как децентрация - умение посмотреть на себя со стороны, а позже и посмотреть на мир глаза­ми другого человека. Ины­ми словами, малыш понимает, что он вовсе не пуп земли.

Многие родители могут на это возразить, что дети приносят из детского сада также грубые слова и глупые игры. Но тут уж нужна ваша помощь: малыш не может без взрослого разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Польза от пребывания в дет­ском саду зависит и от состава группы, и от личных качеств воспитателей, и от участия в садовской жизни ребенка его родителей.

Относительным преиму­ществом сада является воз­можность интеллектуально­го развития детей. Почему относительным? Потому что одного садовского образова­ния для полноценного раз­вития способностей малышу недостаточно. В садике кроха имеет возможность несколько раз в неделю участвовать в за­нятиях по рисованию, лепке, музыке, физкультуре. Возмож­но, там даже есть театр. Все остальное время детям предо­ставляется возможность спон­танной игры, в которой вос­питатели никак не участвуют. Но ни в какой другой деятель­ности ребенок не обучается так быстро, как в игровой.

Музыка, рисование, лепка принесут больше пользы, если карапузы познакомятся с ними в игре. Одно дело - просто слепить из пластилина домик, и совсем другое - по­строить дом, в котором живут и действуют сказочные герои.

Когда отдавать ребенка в детский сад

Идеальный возраст

Большинство дошкольных уч­реждений готовы принять де­тей начиная с 1,5 лет. Это тот возраст, когда многие мамы устают от грудного вскар­мливания, неорганизованной активности малыша, его не­умения выполнять правила и вечного желания играть. Нередко родители теряются перед новыми задачами - приучением к горшку, само­стоятельному засыпанию, уборке игрушек. Если такого рода проблемы существуют, то отправить ребенка в ясли кажется просто волшебным выходом: „Там его быстро к чему надо приучат».

Полуторагодова­лый малыш еще слишком зависим от мамы, и рас­статься с ней на­долго ему тяжело

Если у крохи нет возможно­сти ежедневного интересного для него общения с другими близкими людьми (папой, ба­бушками и дедушками, стар­шими братьями и сестрами), то преодоление зависимости от мамы происходит дольше и труднее. Любые расстава­ния могут быть очень болез­ненными.

Да, ребенок в яслях дей­ствительно легче обучается навыкам самообслуживания и дисциплине. Но какой ценой дается эта легкость, стоит задуматься.

Большинство детей при­обретают психологическую готовность к детскому саду в 3-4 года. К этому возрасту ребенок уже владеет навыка­ми самообслуживания, может понятным для других образом объясняться, не боится оста­ваться без мамы на некоторое время, проявляет интерес к сверстникам, имеет устой­чивый и тренированный имму­нитет и потому реже болеет.

Период адаптации к сади­ку у одних детей проходит быстро и легко, а у других затягивается и даже стано­вится причиной длительного стресса. Как быть?

Чтобы помочь ребенку сгладить этот непростой период, давайте разберемся, ка­ковы причины осложненной адаптации. Они могут быть вну­тренними (завися­щими от ребенка и его семейной си­туации) и внешними (зависящими от усло­вий, в которые попал я малыш).

Что такое „не хочу»?

Если более 2-3 недель у крохи появляются и не проходят сле­дующие симптомы, то можно говорить о том, что стресс привыкания принимает пато­логическую форму и стано­вится вреден для ребенка:

частые простуды;

нестабильная температу­ра тела при отсутствии за­болеваний;

снижение аппетита;

беспокойный сон и плач по ночам;

раздражительное настро­ение, истерики;

усиление или возникнове­ние энуреза, заикания, тиков;

„прилипание» или, наобо­рот, недоверие к родителям;

регрессивное поведение (ведет себя как маленький);

пугливость и страхи;

невротические движения (раскачивание, сосание паль­цев, аутоагрессия и др.);

двигательная буря (ребе­нок после садика носится, кричит, буянит);

отсутствие контактов в группе.

Чем опасна для ребенка затянувшаяся адаптация к новым условиям? По­следствия зависят от при­чин, а также от того, как относятся к ситуации ро­дители. Например, у часто болеющего крохи снижа­ется иммунитет, появляет­ся имидж „слабенького», возникают психосоматиче­ские предпосылки убегать от жизненных трудностей в болезнь. „Продавлива­ющая» тактика родителей („Ничего, пострадает и пе­рестанет», „Все привыкают, и он привыкнет») может при­вести к потере доверия меж­ду родителями и малышом.

Неудачный первый опыт социализации может распро­страняться впоследствии и на другие области: школу, круж­ки и секции, лагеря.

Готовность номер один

Для начала стоит проанали­зировать ситуацию.

Узнайте мнение родите­лей, дети которых посещают выбранный вами садик (такую информацию можно получить на форумах или при личных встречах в конце рабочего дня в детском саду).

Поговорите с заведую­щей о методах и программах развития детей, о заболева­емости в саду, расскажите о характере своего ребенка и попросите рекомендации по выбору группы.

Узнайте у психолога об особенностях группы.

♦ Расспросите воспитателей о детях в группе, спросите их, как лучше подготовить ребен­ка к саду.

Подготовка малыша долж­на начинаться не позже чем за месяц до поступления в детский сад (ясли).

Для того чтобы сориенти­ровать кроху, что и как будет происходить в новом коллек­тиве, пока не придумано ни­чего лучше, чем играть дома в детский сад.

Проигрывайте как положительные (праздник, про­гулка), так и про­блемные ситуации

Чтобы снять лишние поводы для стресса, полезно научить ребенка навыкам самооб­служивания и соблюдению простых правил того учре­ждения, в которое он идет: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова воспитателям, убирать за со­бой игрушки.

Если родители до посту­пления в садик могут создать условия для общения малыша со сверстниками, ему будет легче налаживать отношения с детьми, а значит, адаптация пройдет успешнее. Для этого можно водить маленького не­поседу в группы раннего раз­вития, в спортивные секции, в гости к родным и знакомым, у которых есть дети.

Ребенку любого возра­ста важно, чтобы родители объясняли ему мотивы своих поступков. Крохе непонят­но, что такое „мама пошла на работу», поэтому важ­но рассказывать ему о сво­ей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Рассказ о том, как вы вместе прове­дете вечер и выходные дни, может утешить кроху по до­роге в детский садик больше, чем внушение ему установок типа „Все туда ходят, и никто не плачет».

Полезно познакомить ре­бенка с садиком заранее: с согласия воспитателя мож­но погулять несколько дней вместе с группой, посетить детсадовский праздник.

Хорошее начало

Первые несколько недель пребывания малыша в дет­ском саду будьте более внимательны к его самочув­ствию и настроению. Одни дети не нуждаются в специ­альных условиях для отдыха после сада, а другим просто необходимо предоставлять эту возможность. Для таких крох в первую очередь надо уменьшить нагрузку на не­рвную систему. Не включай­те при ребенке громкую му­зыку, не читайте страшные сказки, не водите на шумные мероприятия. Лучше даже не оставлять его одного с родственниками, потому что тоскует в садике он именно по маме и папе, а не по ба­бушкам с дедушками.

Чтобы эту тоску сгладить, очень важно полноценное вечернее общение с родите­лями. Поговорите с малы­шом по душам, поиграйте, погуляйте вместе, почитайте книгу, полежите рядом.

Если вечером кроха не про­являет признаков обиды на маму, то такой вариант может быть хорошим выхо­дом для многих семей.

Протесты против детско­го сада могут появиться уже на второй-третий день, поэ­тому хорошо, когда малыш имеет возможность гибкого графика посещения садика: „Давай сегодня ты пойдешь в сад, а завтра у тебя точно будет выходной». Маме уда­ется мягко помочь ребенку в адаптации, не подавляя его волю и учитывая его желания. Крики, слезы, замкнутость или боязнь воспитателей, одногруппников не должны становиться для родителей поводом для насмешек и но­таций: это не вина ребенка - это его беда.

Кроха плачет, когда его при­водят в сад. и не хочет вас отпускать? Не стоит впадать в крайности: рыдать вместе с малышом или строго от­правлять его в группу. Луч­ше поговорите с ним о тех со­бытиях, которые произойдут в течение дня, о предстоящей встрече и планах на вечер.

Состояние родителей, их настрой сильно влияют на ма­лыша, поэтому важно самим не бояться, не испытывать чувства вины, не считать ребенка слабеньким и беспо­мощным. При расставании ма­лышу важно знать, куда ухо­дит мама, когда она придет, быть уверенным, что с мамой ничего не случится.

И еще. Не ко всем условиям стоит привыкать (например, грубые воспитатели, про­блемные дети в группе). Иног­да их лучше просто поменять. А с остальными трудностями ваш кроха справится! Пре­одолевая кризисы, малыш взрослеет, становится силь­нее, устойчивее, независимее и самостоятельнее.

Внутренние и внешние причины сложного привыкания к саду

Внутренние

Частые и длительные разлуки с мамой, тяжелый опыт госпитализации.

Индивидуальные особенности здоровья (осложненный анамнез): повышенная нервная возбудимость, гиперактивность, отставание

в развитии, слабый иммунитет.

Неготовность к разлуке с матерью (симбиотическая зависимость).

Неконструктивные особенности стиля материнско-детских отношений: гиперопека, гипоопека, гиперконтроль.

Внутрисемейные конфликты .

Неумение подстраиваться под других людей, излишние жадность, обидчивость.

Неподготовленность к новому образу жизни. Например, несовпадение семейного режима и садовского, неумение малыша поль­зоваться навыками самообслуживания, отсут­ствие привычки выполнять просьбы взрослых, энурез и другие индивидуальные проблемы.

Объективные, внешние

Неправильное поведение воспитателей (окрики, наказания).

Сложные дети в группе. Иногда достаточ­но пары агрессивных грубиянов, чтобы вся группа находилась в состоянии стресса.

Несоответствие уровня развития ребен­ка среднему уровню детей в группе. Плохо может сказаться как отставание (с крохой никто не хочет играть), так и опережение („умнику» скучно).

Не соответствующие нормам и потреб­ностям развития педагогические методики. Например, увлечение воспитателей урочной формой занятий может вызвать скуку или даже активный протесту некоторых детей.

Бедность игрового материала, отсутствие увлекательных занятий, возможности побегать, поиграть в активные, подвижные игры в группе или на детской площадке во время прогулки

Сегодня многие мамы предпочитают выходить на работу, как только ребенку исполняется 1,5 года. Ведь после этого возраста денежного пособия по уходу за ребенком уже не выплачивают, а зарплаты мужа зачастую бывает недостаточно для обеспечения семьи. Безусловно, перед выходом мамы на работу перед каждой семьей возникает проблема- кому доверить уход за ребенком. Существует три способа решения этой проблемы: первое - оставить ребенка на попечительство бабушек; второе - нанять для ребенка няню и третье - отдать ребенка в детский сад, где имеются ясельные группы. У каждого варианта есть свои положительные и отрицательные стороны, и только от родительского решения зависит, какой из вариантов для их ребенка лучше всего подходит.

С точки зрения психологов , искусству общения со сверстниками ребенка надо учить с раннего детства. Чем раньше он пойдет в детский сад, тем быстрее он научится играть в коллективе и станет самостоятельным. Ни бабушка, ни няня и даже ни сама мама не могут заменить ребенку детский сад. Малыш в полтора года, действительно, легче адаптируется к новому коллективу, ему намного проще влиться в круг общения детей. Многие дети в этом возрасте уже самостоятельные, они сами кушают, ходят в горшок и с удовольствием изучают поведение других детей, при этом забывая о том, что мама отсутствует.

Некоторые дети этого возраста не плачут даже при расставании с мамой и просят их отвести в садик даже в выходные дни. , находясь до трех лет рядом с мамой, становится "домашним" и приучить его общению с другими детьми намного труднее, чем малышей полуторагодовалого возраста. Кроме того, ребенок в три года уже умеет хорошо проявлять свои эмоции и устраивает настоящую истерику в садике, когда ему надо расставаться с мамой. Чаще всего детей трехлетнего возраста каждое утро в течение двух-трех недель с начала посещения детского сада приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы.

Конечно, педиатр вам никогда не посоветует отдавать полуторагодовалого ребенка в садик. Он понимает, что чем позже ребенок начнет общаться с другими детьми, тем меньше он будет болеть разными инфекционными заболеваниями. Между тем, чем раньше ребенок заболеет ветрянкой и краснухой, тем легче он переносит болезнь. Заразиться "ветрянкой" или "краснухой" вне детского учреждения практически невозможно. Частота же таких болезней, как ОРЗ и простуда, напрямую зависит не от возраста, а от иммунитета ребенка. Каждое перенесенное простудное или вирусное заболевание заканчивается формированием иммунитета, уменьшая вероятность повторного заражения и развития болезни. Ребенок поздно начавший ходить в детский садик может " не успеть" переболеть всеми вирусными инфекциями, а потому ему это "придется восполнить" в школьном возрасте. Между тем, пропустить неделю занятий в школе ни одно и то же, что не ходить неделю в детский сад.

Родители часто связывают каждое заболевание ребенка в детском саду с нарушением правил ухода за детьми - ребенок сидел на холодном полу, его рано одели, в результате чего он вспотел перед выходом на улицу, в комнате было холодно и т.п. На самом деле, любой ребенок не может все время жить в тепличных условиях, ему обязательно когда-нибудь предстоит встретиться с холодом, сквозняком и резким перепадом температуры. Поэтому не нужно обвинять воспитателей в частых простудах ребенка, если вы сами виноваты в том, что с самого рождения не подготовили ребенка к адаптации детскому садику.


Чтобы дать однозначный ответ на вопрос: "В каком возрасте лучше отдать ребенка в детский ?", надо хорошо знать характер и состояние здоровья ребенка. Дети активные, физически хорошо развитые и всегда стремящиеся к общению могут начать посещать детский сад уже в возрасте полтора года. Но отправляя ребенка в садик, мама не должна в этот же день выходить на работу. Через несколько недель малыш, вероятнее всего, заболеет своим первым детсадовским ОРЗ, в это время очень важно иметь возможность оставить ребенка дома, не давая прогрессировать болезни и не думая о больничном листе для мамы. Вот почему лучше отдавать ребенка в садик ни в 3 года, когда уже маме обязательно надо выходить на работу, а хотя бы 2,5 года, чтобы у мамы осталось время быть рядом с ребенком во время болезни, не имея неприятностей на работе.

Конечно, желательно начинать посещать детский садик в летние месяцы. С октября по апрель заметно усиливается риск заражения инфекцией, что может намного удлинить время адаптации ребенка к садику. Но в целом адаптивный период к садику больше зависит от характера ребенка, чем от погоды на улице. Дети, выросшие в семьях, где царствует спокойствие и любовь, чувствуют себя защищенными и уверенными в своих силах. Они быстрее всех адаптируются к садику. Агрессивные и капризные дети вырастают в семьях, где родители уделяют мало внимания ребенку и заняты постоянным выяснением отношений между собой. Разумеется, ребенок, выросший в таких условиях, боится остаться в садике без родителей. Ведь у него нет уверенности в том, что мама или папа обязательно придут вечером, чтобы забрать его домой.

Загрузка...