1001-market.ru

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе. Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе детского сада Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

ГБОУ г. Москвы «Школа 967»

Структурное подразделение №6 (детский сад №2575)

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

(подготовительная группа – 6-7 лет)

Подготовила: воспитатель группы №41

Юманова Валентина Александровна

Москва, 2015

Цель: Знакомство детей с экологической тропой. Формирование знаний о деревьях (что у них общего и в чем отличия и т.д.)

Задачи:

1. Формировать основы экологической культуры.

2. Познакомить детей с новыми знаниями о растительном мире и приборами, находящимися на экологической Тропе.

3. Воспитывать бережное и сознательное отношение к окружающей среде. Развивать интерес к природе.

4. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных» и лиственных деревьях.

Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина) учить рисовать листья деревьев разными способами: примакиванием или пятнами (кончиком кисти).

Развивать технические навыки в рисовании. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Предварительная работа. Экскурсия по экологической тропе. Рассматривание изображение деревьев. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. Тонированные листы бумаги.

Материалы, инструменты, оборудование.

Кукла « Незнайка»,2 корзины для сбора шишек, листья деревьев.

У детей тонированные листы бумаги, которые они накануне раскрасили акварельными красками: одну треть листа занимает земля (трава), две трети – небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; гуашевые краски, кисточки разных размеров, мягкие и щетинистые, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб, ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

Ход экскурсии:

Ребята сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он узнал, что мы пойдем на экскурсию, и захотел пойти с нами, чтобы мы ему показали экологическую тропу.

Мы с вами подошли к экологической тропе, находящейся на территории нашего детского сада. Экологическая тропа - это место, где мы наблюдаем за природой и бережем ее. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (ели и сосны)

- Правильно, это ели и сосны. А какое дерево выше? (сосна)

Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

- А как называются листья сосны и ели? (Хвоя.)

Ель и сосна – это хвойные деревья.

А на какое животное похожи эти деревья? В чем заключается их сходство?

(На ежа, есть иголки.)

- Да, ель на ежика похожа: еж - в иголках елка - тоже. Кто знает загадки о хвойных деревьях?

Что же это за девица?

Ни швея ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(елка)

Зимой и летом одним цветом

(елка)

Я хочу вам рассказать об этих деревьях.

Ель

Ботаники ель называют «математическим деревом». Как вы думаете, почему? (ель похожа на пирамидку)

Потому что очертания этого дерева изысканные и геометрически правильные. Еловые ветки, их еще в народе называют «лапами», загнуты вверх. Существует предположение, что крыши домов и храмов в Японии, Китае, Корее - копия еловых крон.

Хвоя елей держится на дереве 4-8 лет, в городе - 3- 4 года. Опадают иглы постепенно и незаметно. Дерево живет до 300 лет, иногда до 500 и более. Размножается только семенами. А где находятся семена ели? (В шишках.)

Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, зяблики и клесты. Птенцы клестов выводятся зимой, и родители их кормят хвоей, немного переваренной в желудке у птицы, такой вот кашицей. И от этой еды птенцы растут здоровыми.

Мелкие птицы прячутся от хищных своих собратьев в колючих еловых ветках. А у подножия елей растет множество грибов.

Ель называют «королевой промышленности». Из нее строят корабли, дома. Поэтому раньше говорили: «Хоть изба еловая, да сердце - здоровое».

Из ели делают дубильные вещества, бумагу, картон, древесину, искусственный шелк, фанеру, телеграфные столбы, мебель и музыкальные инструменты (скрипки, арфы). Лучшие скрипки получались из деревьев, в которые ударяла молния. Также из ели получают витамины, масла.

Посмотрите, что находится рядом с елью. На табличке написано название этого прибора. (Барометр)

- Может быть, кто-то из вас знает, для чего он нужен? (для определения солнечной и дождливой погоды)

- Есть барометры, которые изготовляют на заводах. По ним можно определять погоду. А наш барометр - деревянная плоская и длинная дощечка. Что на ней написано? (0,+, - )

- Обратите внимание на кончик ветви ели, на какой знак она показывает? (+)

- А теперь представьте, если пойдет дождь, капли его сядут на ветки ели. А если капель будет много, что произойдет с веточкой. (От тяжести капель она опустится.)

- И тогда какой знак покажет ветвь? (-)

- Правильно. А если выглянет солнце и будет ярко светить, что произойдет с капельками дождя на иголках ели? (Они испарятся.)

Что тогда произойдет с веткой? (Она поднимется вверх.) (0)

Но солнце светит долго, и тогда веточка выше поднимается еще вверх и показывает знак «+». Так по ветке ели можно определять влажность воздуха и погоду.

А теперь поговорим о другом хвойном дереве, стоящем на экологической тропе.

Сосна

Существует 20 видов этого дерева. Все деревья растут в Северном полушарии. Живет сосна до 4000 лет, высотой достигает 30 метров в возрасте 250 лет. Сосна и грает огромную роль в жизни человека. В Крыму растут корабельные сосны. Как вы думаете, почему их так называют? (Предположения детей.)

Из таких сосен строят корабли. Еще из сосны делают мебель. Также ее используют в 70 отраслях промышленности. Из сосны делают ванилин, из молодых шишек с сахаром варят варенье. Из нее делают бумагу, краски, лак, пластмассу, канифоль, духи, изготовляют витамин С. Под соснами растут разные грибы, в том числе и любимый грибниками белый гриб.

Сосну называют санитарно - гигиеническим деревом. От ее запаха гибнут микробы и туберкулезная палочка. Поэтому санатории для туберкулезных больных строят в сосновых лесах. Смола сосны укрепляет десна и зубы. А из иголок дерева делают хвойный концентрат для принятия успокоительных ванн. Вот какое это лечебное дерево (дети трогают, нюхают ствол кору разных деревьев)

Подвижная игра «Кто быстрее наберет шишек»

Мальчикам и девочкам дается по одной корзинке и предлагается собрать шишки: девочкам - еловые, мальчикам - сосновые

Кто это сделает быстрее. Потом идет счет шишек.

Посмотрите, что это на нашей тропе? (Пень.)

- Пень - это остаток ствола дерева. А какое дерево здесь росло? (Предположения детей.)

- Как вы определили, какое это было дерево? (По коре дерева.)

Вы спрашиваете, что стоит на пне? Давайте попробуем разгадать вместе.

(Осадкомер )

- Это тоже прибор. Из чего он сделан? (Из пластиковой прозрачной бутылки.)

- Что на ней нарисовано? (Черточки и цифры.)

- А что находится на дне прибора? (Вода)

- Что попадает к нам на Землю из атмосферы, кроме дождя? (снег, град)

- Как можно назвать одним словом дождь, снег, град? (Осадки)

Для чего нужен такой прибор? (чтобы узнать, сколько дождя выпало)

С помощью этого нехитрого прибора можно определить. Сколько дождя выпало за день, неделю, месяц и т.д.

- Как бы вы его назвали? (Дождемер)

Поднимите вверх глаза. Перед вами еще один прибор. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)

Как вы думаете, для чего он нужен? (Для определения направления ветра) Стрелка прибора доказывает направление ветра, а буквы у основания прибора

помогут определить, какое направление у ветра по сторонам горизонта.

- Давайте определим, какой дует ветер. (Идет определение.)

- Какие приборы есть на экологической тропе? (Барометр, осадкомер, флюгер)

Для чего они нужны? (Барометр – для определения погоды.)

(Осадкомер – для определения сколько осадков выпало)

(Флюгер – для определения направления ветра)

- А какие деревья еще растут на экологической тропе? (Тополь, осина, дуб береза и т.д.)

У этих деревьев нет хвои, а есть листья.

А как их можно назвать? (Лиственные деревья)

Ребята, все деревья условно можно разделить на: хвойные деревья: у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр лиственные деревья: у которых листочки, береза, дуб, осина, тополь и т.д.

Тополь

У тополя - высокий ствол зеленого цвета тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они не прихотливы и быстро растут.

Дуб

Дуб – это крупное лиственное дерево с крепкой древесиной, мощной шатровидной кроной, глубокой корневой системой. Толстый морщинистый ствол с толстыми ветками Листья дуба кожистые продолговатые, до 15 с длиной, сверху они блестящие, темно – зеленые, снизу светлее. Плоды дуба - желуди созревают ранней осенью. Живут дубы около тысячи лет.

Осина

Осина – это листопадное дерево с кроной округлой формы, с прямым зеленоватым гладким стволом и желтовато - белой кроной. Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, осинки переговариваются друг с другом.

Листья осины зеленые, зубчатые по краю, на длинных черешках. Цветки мелкие, собранные в свисающие сережки.

Береза

Береза получила свое название за белую кору. Листья березы зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

Ива

Крупное дерево 20-25 м высотой, с мощным стволом, покрытым трещиноватой, серой корой. Очень эффектны молодые ветви, тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Листья очередные, продолговатые, длиной до 15 см, У ивы много разновидностей: ветла – белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да и гибкие ивовые ветки – прекрасный материал для плетения корзины и коробов.

Липа

Липа относится к семейству липовых. Это листопадное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые душистые. Из них заваривают полезный липовый чай. Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.

Воспитатель напоминает детям, что кора – это одежда дерева, которая защищает его от холода.

Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение синиц, снегирей, свиристелей.

Я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Воспитатель показывает детям, листок, а они должны подбежать и дотронуться до того дерева, с какого сорван лист.

Ребята, незнайка хочет поблагодарить вас за интересную экскурсию. И просит нарисовать красивые картины «Деревья в нашем парке». Нарисуем! Да!

Занятие по рисованию «Деревья в нашем парке»

Воспитатель выставляет на мольберте несколько пейзажей. Ребята рассмотрите внимательно эти картины.

Мы уже с вами знакомились с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. - они любили рисовать природу. Выбирали очень красивые или чем – то другим интересные или памятные места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти или даже приехать из далека, чтобы посмотреть на них.

Ребята посмотрите на картину И. Левитана «Березовая роща»

Что изображено на картине? (лес)

Какое время года изобразил художник? (лето)

А какое время суток? (день)

Как об этом догадались? (На деревьях зеленые листья и светит солнышко)

А какой это лес? (Березовая роща)

А какое настроение в таком лесу? (Веселое, радостное)
Перед нами – изображение уголка березового леса в яркий солнечный день. Художник великолепно передает движение солнечных бликов на белых стволах берез, переливы оттенков зеленой травы и листьев деревьев, сияние искорок белых и лилово-синих цветов в траве. Игра света и теней на картине делает ее живой, трепетной, создает «настроение».

Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез. Картина словно пронизана солнцем, она как будто излучает волшебный изумрудный свет.

Полотно «Березовая роща» любима многими поколениями людей и воспринимается нами как национальный образ родной природы.

Береза – необычайно красивое дерево, ему посвящено много песен и стихотворений. Неудивительно, что и Левитан, залюбовавшись живописным уголком березовой рощи, решил перенести на холст белые стволы берез, зеленую листву, лучезарную траву под деревьями.

Но даже настоящие художники не сразу научились писать картины. Они долго – долго учились и каждый день много рисовали, И даже когда стали художниками, для каждой картины сначала писали этюды - небольшие наброски карандашом или углем, чтобы лучше понять, как выглядит то или иное дерево, тот или иной предмет.

Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды – рисовать отдельные деревья – Березу и дуб, иву и осину, чтобы лучше узнать, как они выглядят, и научится рисовать так, чтобы все могли сразу узнать, какие это деревья.

Воспитатель показывает детям изображения деревьев (береза, дуб, осина ива и др.)

Ребята чем деревья похожи? (У всех деревьев есть ствол, ветки, листья)

А чем отличаются? (По высоте и толщине ствола по размеру и форме листьев и т. д.)

Правильно, деревья отличаются друг от друга по форме и толщине ствола, толщине веток, форме кроны, окраске и т.д.

Загадка:

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой косынке, в белом сарафане

(береза)

У березы белый ствол с черными пятнами, ветки от ствола растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Листья зубчатые по краю. Крона березы напоминает удлиненный треугольник (воспитатель обводит крону дерева)

Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Плечи пораздвинул

Руки пораскинул.

(дуб)

У дуба толстый морщинистый ствол с толстыми ветками, с мощной шатровидной кроной, почки у дуба расположены по несколько штук на кончиках веток и листья продолговатые темно – зеленые (воспитатель обводит крону дерева)

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит

(осина)

У осины ствол гладкий, серо – зеленого цвета. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга. И острые почки серые. С кроной округлой формы.

Весна еще не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь ива распустила кудрявые барашки.

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветки украшенные узкими продолговатыми листьями. В марте – апреле появились на ивовых ветках пухлые почки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко – желтыми, похожими на цыплят. Крона у ивы раскидистая (воспитатель обводит крону дерева).

Ребята, вы уже умеете рисовать деревья. А сегодня вы будете рисовать разные деревья по вашему выбору.

(Дети рисуют деревья по своему желанию)

Вы, уже знаете, что ствол дерева и ветви рисуют разными приемами: Ствол будем рисовать всем ворсом кисти: начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку, а в самом внизу нажимаем на кисточку на всю силу).

У дуба нарисуем морщинистый ствол.

У березы – белый ствол с черными черточками по бокам ствола.

У ивы – гладкий серебристый ствол.

У осины – гладкий ствол серо – зеленого цвета.

Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисточку, их всего 4 или 5, они все смотрят наверх. А тонкие - рисуем кончиком.

Ветки березы как и у других деревьев, растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы свисающими вниз. У дуба толстый ствол с толстыми ветками растущими вверх. У осины ветки растут вверх.

Листья и цветы на деревьях следует рисовать в последнюю очередь. Это избавит вас от лишнего промывания кисточки.

Физкультминутка: «Деревья»

Исходное положение: расположить кисти рук перед собой ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

(Покачивают руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

(Машут руками себе в лицо)

Закачалось деревцо!

(Руки вверху, наклоны из стороны в сторону.)

Продолжаем рисовать листья: (Воспитатель показывает прием рисования листьев).

Листву дуба лучше изображать вертикальными мазками мягкой кистью, используя темно – зеленую и светло – зеленую краски.

Затем прием вертикального мазка жесткой кистью листву березы.

Сначала показываем, как набрать краски убрать лишнюю о бумажную салфетку и движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками. Листья ивы рисуем тонкой мягкой кистью и т.д.

Когда работа близится к концу, воспитатель советует вносить дополнения, которые сделают рисунки более интересными.

После занятия: Оформление экспресс – выставки «Деревья в нашем парке». Незнайка поблагодарил всех ребят за их старание и труд.


Елена Повтарь
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе детского сада»

Занятие проводится на территории сада .

Ребята, а вы любите путешествовать ? Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие по экологической тропе детского сада . Экология , т. е. природа, а природа – это реки, леса, растения, животные, солнце, облака. И я предлагаю навестить некоторых представителей природы, которые живут на территории нашего участка. Согласны?

Ребята, на нашем пути возникли некоторые препятствия :

1. Ходьба по кочкам

2. По мостику

1 пункт «Травушка-муравушка»

Ребята, посмотрите, а что это у нас под ногами? (трава)

Правильно. Мы с вами каждый день здесь ходим, играем, бегаем, но не обращаем никакого внимания на травку. А она, как ковер, застилает большую часть нашего участка, радуя нас своей зеленью.

Как вы думаете, каким был бы наш участок без травы? (скучным, унылым, серым)

Наклонитесь, потрогайте ее ручками.

Какая травка на ощупь? (мягкая, прохладная, нежная) . Как приятно в жаркий денек посидеть и поваляться на ковре из травы. Давайте и мы присядем.

Как называется вот эта травка? (подорожник)

Почему она так называется? (растет у дороги)

Кто из вас знает, почему она растет вдоль дорог? Существует легенда, что слово подорожник означает «след человека» . В давние времена, когда еще не было транспорта, люди передвигались пешком. К одежде человека цеплялись семена растения. Таким образом, не догадываясь, человек расселял семена. Осыпаясь, они прорастали, вдоль тропинки , дорожки. Отсюда и название подорожник.

Ребята, а ведь подорожник обладает лечебными свойствами.

Кто знает, чем он полезен? (прикладывают к ранкам, отвар пьют при болезни желудка)

Давайте соберем немного подорожника в корзинку, высушим его, он нам еще пригодиться на занятиях .

2 пункт «Божья коровка»

Ребята, приглядитесь внимательнее, кого вы тут видите? (божьи коровки)

Да это божья коровка. Этот жучок совсем маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих у него семь красных точек. Чуть тронешь его, испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Ни движим, ни с места. И если никто и ни что его не беспокоит, жучок опомниться и дальше поползет.

Ребята, а чем полезна божья коровка? Она прилежно охотиться за тлями. Тли очень маленькие насекомые, меньше булавочной головки, слабенькие, но очень вредные. Эти бескрылые насекомые сидят на листьях плодовых деревьев и портят их. Тли делают дырочки в плодах и листьях. Много овощей и фруктов испортили бы тли, если бы не божья коровка.

Наши предки славяне называли «божью коровку» - «солнышком» . Современное название появилось гораздо позже. Эти насекомые выделяют «молочко» , правда, не белое, а оранжевое. Конечно на самом деле это вещество, не какое не молочко, а едкая и неприятно пахнущая жидкость.

Кто знает, почему коровка имеет ярко красную окраску? Дело в том, что насекомым здорово достается от пернатых. Поэтому некоторые из них имеют яркую окраску, отпугивающую хищников. Они как бы предупреждают «не ешь меня, я ядовитый» . Вот почему спокойно ползет по растению божья коровка

Чтение стихотворения ребенком :

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним целый день знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

3 пункт «Кустарники»

Как называется это растение? (черноплодная рябина)

Почему она так называется? Покажите плоды. Какого они цвета?

Кто пробовал эти ягоды? Какие они на вкус?

Что из них можно делать?

Эти ягоды очень полезны, в них много витамин, рекомендуются употреблять людям с повышенным давлением.

Черноплодная рябина-это куст или дерево? Почему вы так думаете?

Эти кусты еще являются украшением нашего участка.

Назовите условия, при которых растение хорошо себя чувствует? (тепло, солнце, рыхление, уничтожение сорняков, полив) .

-Трудовая деятельность : дети поливают кустарники из леечек.

-Преодоление препятствий : спуск по лестнице

ходьба «змейкой» между игровым оборудованием.

4 пункт «Муравейник»

Узнайте, из загадки с кем состоится наша следующая встреча.

В лесу у пня

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

Что это за дерево? (ель)

А что под елью? (муравейник)

Кто знает, что представляет собой муравейник?

Жилище муравьев- это сложное, многоэтажное сооружение. Муравейник постоянно улучшается и совершенствуется (высота его нередко достигает одного метра) . В нем много различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки, куколки муравьев и живут взрослые особи, несущие различные обязанности (рабочий, солдат, нянька и т. д.) . Муравьи трудятся, подобно маленьким человечкам.

Какую роль выполняют в природе муравьи?

Дети, иногда можно увидеть такую картину, некоторые «любители» природы не могут пройти мимо муравейника, не разворошив его купол и не полюбоваться великим муравьиным переполохом.

Представьте, что станется с муравьями? Такие развлечения губительны для насекомых. Если муравьи не успеют до первого дождя отремонтировать поврежденный купол, на ремонт требуется 2-3 дня, муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи. Бывает случайно, не заметив, человек наступает на муравейник и тем самым наносит вред жилищу насекомых. Как мы можем в таких случаях уберечь муравейник на нашем участке?

-Трудовая деятельность : вместе с детьми делаем ограждение, ставим табличку «Осторожно муравейник» .

5 пункт «Березка»

Ребята, посмотрите на этот пень. Это не простой пень, он может многое нам рассказать Например, сколько лет было дереву, когда его спилили.

Кто знает, как определить возраст дерева по пню? (по годичным кольцам)

А еще мы можем определить, что за дерево здесь росло. Кто сможет ответить на этот вопрос, ведь у нас нет ни листочков, ни плодов? (березка, по коре)

Правильно береза. Это стройное, красивое дерево. Много стихов и песен сложено о нем. Одну из песен знаем и мы с вами.

Исполнение песни «А я в лесе был, березку рубил»

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Прогулка по экологической тропе» Программное содержание: продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать). Учить делать простейшие.

Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский сад №4 общеразвивающего вида" г. Ухта Республика Коми Цель: формирование представлений.

Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». (подготовительная к школе группа) Программные задачи: ОО «Познавательное.

Планирование работы по экологической тропе на территории детского сада 5–6 лет Детский сад №7 Г. Нелидово Перспективное планирование работы по экологической тропе на территории детского сада. Старшая группа..

Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры. Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры и развитию исследовательской активности.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 1 «Звездочка»
Месторасположение: Кемеровская область, город Берёзовский, улица Кирова 7а

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»

Программные задачи:

1.Расширить, уточнить, пополнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу.

2.Формировать желание отвечать полными, распространёнными предложениями.

3.Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия: Воспитатель сообщает о том, что нас к себе в гости пригласил старичок-лесовичок.

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лес? Сейчас мы это проверим. (д.и. «Угадай правило». Отправляемся. Перед нами три тропинки (с паутиной, с муравейником, с гнездом). Дети выбирают нужную тропинку, обоснуют свой выбор.

— Вот мы и в лесу. Почему нас не встречает старичок — лесовичок? Позовём. Не откликается, наверное, что-то случилось. Посмотрите, я нашла мешочек и записку. «Дорогие ребята, ждал я вас в гости, хотел с вами погулять по лесу, послушать пение птиц. Но в лес пришли браконьеры, посадили меня в мешок, завязали тугими узлами и каждый узел заколдовали. Расколдовать их и освободить меня можно только с помощью добрых дел. Освободите меня, пожалуйста»

— Ребята, а кто такие браконьеры? (ответы детей). Посмотрите, сколько мусора в лесу. Откуда он взялся? Как можно помочь лесу? (п.и. «Раз-два-три, мусор собери»). За доброе дело надо развязать первый узелок. Какой вред природе причинили вредители (разожгли костёр на траве, сломали ветку у дерева). Практические действия детей с объяснением своих поступков(за каждое доброе дело развязывают узелки).

Ребята находят рыбок в ведре без воды, рядом протекают две речки (одна чистая, в другой отбросы с завода). Каждый отпускает в чистую речку по рыбке, объясняя свои действия.

— Присядем на полянку, послушаем пение птиц. Почему птицы не поют? Потому что их поймали и посадили в клетку браконьеры. При помощи загадок расколдовываем птиц.(п.и. «Птицы на кормушках»).

— Молодцы, сколько добрых дел сделали. Послушайте, кто-то пищит. Да это маленькие скворушки, мама ждёт их возле скворечника, поможем долететь? (аппликация «Птицы на дереве»). Развяжем последний узелок.

Появляется старичок-лесовичок, благодарит детей за оказанную помощь. В благодарность раздаёт эмблемки «Береги природу» и приглашает за свой «лесной стол» отведать чай из лесных ягод.

«Путешествие по экологической тропе».

(подготовительная группа)

Задача:

    Расширить знания детей о весенних изменениях в природе; умение определять, что изменилось в растениях и деревьях.

    Закреплять знания о правилах поведения в природе: о лекарственных растениях на экологической тропе; умение ориентироваться на местности, находить растения по стихам, загадкам.

    Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять ловкость. Формировать навыки поведения в природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним девиз занятия:

« С голубого ручейка.

Начинается река

А занятие – начинается с улыбки».

Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит за порядком).

Лесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.

Называюсь лесовик. Я лес сторожу

За порядком слежу.

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о растениях, которые растут на нашем участке. Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.

Молодцы, ребята, что ж я вижу вы любите природу. Добро пожаловать ко мне в гости. А ну-ка назовите деревья, которые растут на участке детского сада. (ответы детей).

Воспитатель: Для того, чтобы на участке детского сада было всегда красиво, мы вместе с вами охраняем зеленые насаждения, сажаем цветы. А вот и наш «Зеленый патруль». (Здороваются).

Зеленый патруль : Ваши ребята знают правила поведения на участке детского сада? Давайте повторим их. (Ответы).

Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.

Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать в грядки.

Если увидишь мусор, надо подобрать его, а лучше не бросать.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

По пути нашего следования мы видим растут в клумбах цветы. Когда они расцветут будет очень красиво. Ребята, а что было с растениями ранней весной? (ответы детей) И что стало поздней весной? (ответы детей). А окружают нас высокие тополя. Сейчас мы пойдем по объекту наблюдения. Тополь.

Ребята, давайте поздороваемся с тополем. Ой, а это что такое? Письмо. (читаю и дети выполняют задание. Дарят птицу, листочки. Чтение стихотворений).

1. По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай

Где народ сажает сад,

Там и он посадит ряд.

Посадили мы деревья

Встали спозаранку

Принесли воду и вот

Наше деревце растет.

2. Травка зеленеет

Солнышко блестит и т.д.

3.Ходит солнышко высоко

Тяжелей летит пчела

Налилась малина соком

падать в травы нагала

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Вторым наблюдаемым объектом у нас фитоогород. Почему его так называют? Какие лекарственные травы здесь растут? А от каких заболеваний? (грипп, ОРЗ, ангина, простуда)

Ребята, может кто знает загадки или стихотворение?

    Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок

Белые реснички. (ромашка)

2. Только тронь

Отдернешь ладонь

Обжигает трава как огонь. (крапива)

3. Насмешил всех одуванчик

Влез в пушистый сарафанчик

Как юла он завертелся

Сарафанчик разлетелся.

Продолжаем наш путь. Что мы видим слева от нас (фруктовые деревья: вишни, сливы, абрикосы). А справа? (тополиная аллея и кустарники смородины).

Ребята, чтобы попасть на следующий объект, нам надо пробежать змейкой между колесами.

На нашем пути раскидистое чудо-дерево. Ива.

Стихотворение:

У ограды, у аллеи

Плачет ива, плачет ива

Может, ей, кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву

Может, ива хочет пить

Может, нам пойти спросить?

Так, а это, что такое? Да это письмо ивушки. (чтение письма, выполнение задания. Получили подарки). Игра: «Хорошо-плохо».

Продолжаем свое путешествие, мы должны пройти по «мостику». (Появляется Лесовичок)

Воспитатель: Что Лесовичок осматриваешь свои владения?

Лесовичок: Да, вот вижу беспорядок в своих владениях, кто-то гнездо разорил, грибы затоптал. Разве можно так делать? (ответы детей)

Игра: «Можно-нельзя».

    Ходить в лесу по тропкам. (Можно)

Ходить где попало по траве. (Нельзя)

    Собирать в лесу грибы. (Можно)

Вырывать их с корнями. (Нельзя)

    Слушать пение птиц. (Можно)

    Наблюдать за муравьями. (Можно)

Разорять муравейники. (Нельзя)

Молодцы, ребята. Все то вы знаете!

Лесовик: Ребята, я хочу пригласить вас к своему любимому дереву в гости. Но, вы должны угадать, что это за дерево. Впереди у нас препятствие, вы должны перепрыгнуть или перелезть через колеса. Что это за дерево? (ответы).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, вот коробка на дереве. Это, наверно, ты Лесовичок сюрприз нам приготовил? (Открываю коробку). Письмо. Чтение стихотворения «Вишня».

Выполнение заданий: «Давайте напоим вишеньку!».

Лесовик: Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят, настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете интересно быть деревьями? Я сейчас заколдую вас и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки -руки и пошевелите листьями- пальцами. Расставьте ноги пошире- это растут корни, они держат вас на земле, дают воду, пищу. Подул ветер, веточки закачались. Да, замечательные деревья выросли у меня на тропе. Даже жалко вас расколдовывать. Но вам опять пора стать маленькими человечками. Чтобы вам было хорошо в моем царстве, надо его беречь, заботиться, охранять.

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, а наши ребята любят и уважают природу, знают пословицы.

    Много леса- не губи

Мало леса- береги

Нету леса – посади.

    Что летом родится,

Зимой пригодится.

    Враг природы тот,

Кто леса не бережет.

    Худую траву с поля вон.

Лесовик: Молодцы! Пословиц вы много знаете. А загадки, вы умеете отгадывать? (ответы детей)

    Много рук, а нога одна. (Дерево)

    Растут, зеленеют, упадут желтеют. (Листья)

    Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    Шли плотнички без топоров

Срубили избу без углов. (Муравейник)

    Спереди шильце. Сзади вильце.

Сам мал. А за морем бывал. (Ласточка)

Лесовик: Ребята, а как вы думаете бывают волшебные деревья? А вот в моих владениях есть сюрприз – волшебное дерево и оно ожидает вас в конце вашего путешествия.

Ребята, как вы думаете, трава живая? А гром?

Игра: «Живое-неживое».

Молодцы, ребята. Очень я вами доволен, вы знаете много пословиц, стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие и не забудьте про волшебное дерево. До свидания, ребята. (прощаются).

Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Ребята, вы обратили внимание, что весь наш участок окружают высокие и могучие тополя и кустарники смородины? А это что такое?

Маша Д.: Это сирень. Ее можно узнать сразу, у нее листочки, как сердечки и она вкусно пахнет и красиво цветет.

Стихотворение:

В углу под забором

Из серых досок

Весеннего неба

Светлеет кусок

Откуда там небо?

Ну и дела! А это

Сирень расцвела!

Распустился ландыш в мае

Самый праздник в первый день

Май цветами провожая

Распускается сирень

Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.

Ребята, а нам Лесовичок говорил про волшебное дерево. Где же оно? Ой, - вот и оно. Сейчас посмотрим.

А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)

Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие. На этом наше путешествие по экологической тропе заканчивается. Сейчас мы пойдем на участок и мелом на асфальте будем рисовать, кому что понравилось. (Дерево, цветы, травка).

Загрузка...