1001-market.ru

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с онр Конспект по фо

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи :

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование :

  • игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  • предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  • конверты с письмами от сказочных героев;
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  • мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  • сундучок;
  • игра «Магазин»
  • мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  • шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  • серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»
  • Ход занятия:

    I. Оргмомент
    Игра «Чего нет?» - образование Р.п.мн.ч.
    Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

    • У меня нет платьев.
    • У меня нет брюк. И т.д.

    Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1 )

    II. Сообщение темы и задач занятия

    • О чем мы будем сегодня говорить?
    • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
    • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

    III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
    1. Игра «Письмо от Незнайки»
    а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
    Логопед достает первое письмо от Незнайки.

    • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2 )

    (картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

    Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

    • Портфель стоит под столом.
    • Свитер лежит на диване.

    И т.д.

    б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

    • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
    • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке : Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

    в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

    • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7 )

    (картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

    2. Игра «Письмо от портного Ежика» - упражнение в образовании относительных прилагательных

    • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11 )
    (В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

    • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

    IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице - Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

    • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15 )

    Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
    (Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

    Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

    V. Игра «Магазин» - упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
    А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
    Логопед достает из сундук.

    • Кто же его прислал? (Али-Баба)
    • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
    • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

    Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16 )

    • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

    Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

    • Дайте мне много платьев.
    • Дайте мне синюю юбку.
    • Дайте мне джинсовый сарафан.

    VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

    • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
    • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Ох, испачкалась одежда,
    Мы ее не берегли,
    Обращались с ней небрежно,
    Мяли, пачкали в пыли.
    Надо нам ее спасти
    И в порядок привести.
    В тазик воду наливаем,
    Порошочку насыпаем.
    Всю одежду мы замочим,
    Пятна тщательно потрем,
    Постираем, прополощем,
    Отожмем ее, встряхнем.
    А потом легко и ловко
    Все развесим на веревках.
    А пока одежда сушится,
    Мы попрыгаем, покружимся.

    VII. Игра «Письмо от Тани»
    1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17 )

    • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
    • Давайте вместе его прочитаем.
    • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

    Я рубашку сшила мишке,
    Я сошью ему штанишки.
    Надо к ним карман пришить
    И конфетку положить.

    2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18 )

    • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
      • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
      • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
      • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
      • Выкроить штанишки из ткани.

    Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

    • Что сделала Таня.
    • Таня выкроила штанишки из ткани.
    • Что нужно сделать потом?

    Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

    • Что делала Таня после?
    • Таня строчила на швейной машинке.
    • А что делал мишка в это время?
    • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
    • Как вы думаете, что произошло дальше?

    Дети высказывают свои предположения.
    Логопед выставляет следующие картинки.

    • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

    3. Послушайте, как Таня сшила обновку
    Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

    4. Рассказы детей

    VIII. Подведение итогов занятия
    Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе.

    Тема «В гостях у Машеньки и медведя»

    Образовательные:

    • закрепить названия детенышей животных,
    • учить отвечать полным предложением.

    Коррекционные:

    • закрепить образование притяжательных и относительных прилагательных;
    • правильное употребление в речи приставочных глаголов и падежных конструкций;
    • закрепить умение производить звуковой анализ и синтез слов.

    Воспитательные:

    • воспитывать у детей интерес к речевой деятельности,
    • умение выслушивать других детей, не перебивая.

    Оборудование: домик, корзинка, карточки «пирожки», картинки с детенышами, пирог с фруктами и ягодами, маска медведя и Машеньки.

    Ход занятия:

    1. Огр. Момент.

    (на фланелеграфе картинки – лес, ягоды, грибы, короб)

    Дети, вы хотите попасть в сказку? Кто догадался, их какой сказки эти предметы? (Правильно, «Маша и медведь»)

    Кто же нам поможет попасть в сказку? (логопед обращается к девочке) Назови свое имя – Даша.

    Попробуйте первый звук заменить на «М», какое имя получиться? (Маша)

    Вот и появилась главная героиня сказки – Машенька (одевает платок на голову и передничек)

    2. Игра «Подружки»

    Ребята, а куда отправилась Маша? (в лес)

    С кем она пошла? (с подружками) Что взяла с собой Маша? (корзинку)

    Пока собирала Маша ягоды, ушли подружки далеко-далеко. Стала Маша звать подружек.

    Я буду называть начало слова, а вы добавляйте слог «ЛЯ» (О-ЛЯ,У-ЛЯ,А-ЛЯ, ПО-ЛЯ, МИ-ЛЯ, ГА-ЛЯ)

    3. Психогимнастика

    Вышла Маша на полянку и увидела, как веселятся зайчата (дети иммитируют животных), пробежала лисичка, появился серый волк, прошел косолапый мишка.

    4. Игра «Мама и детеныши»

    А на другой полянке гуляли мамы и их детеныши. Назовите маму и её детенышей (НА ПОЛЯНЕ ГУЛЯЕТ ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И Т.Д.)

    5. Игра «Чей хвост? Чьи ушки?»

    Увитдели звери Машеньку, испугались, спрятались кто куда: кто за дерево, кто за куст, кто за пенек, только ушки и хвостики выглядывают.

    Чей хвост, чьи ушки увидела Машенька? (за пеньком Маша увидела заячьи ушки и заячий хвостик и т.д.)

    6. Игра «Стукни как я»

    Убежали звери. Тихо в лесу стало, только слышен как кто то стучит. Кто же может в лесу стучать? (дятел)

    Попробуйте отхлопать песенку дятла. (/ //, /// /, /// //, /// ///)

    7. Образование приставочных глаголов и относительных прилагательных.

    К избушке Маша что сделала? (подошла)
    Вокруг избушки? (обошла)
    В избушку? (зашла)
    Из избушки? (вышла)

    Посмотрела вокруг — нет никого. Стала Маша думать – как же встретить приветливо хозяина? (испекла Маша пирожки) Да все с разной начинкой. Расскажите какие получились пирожки?

    (с малиной – малиновый пирог, с фасолью, с тыквой, с клюквой, с клубникой)

    8. Игра «Собери словечко»

    Тут на запах и мишенька пришел (ребенок в маске). «Отпущу я тебя к дедушке и к бабушке и гостинцев еще дам»

    В корзинку можно положить только те пирожки, на которых слово отгадать сможете. Вставьте один звук вместо точки: КО-, СО-, ДО-, Б-К, ТО-, С-М.

    9. Игра «Найди Машин домик» — звуковой синтез слов

    Пришла Маша в деревню, а дом свой найти не может. Помогите ей ребята!

    (у каждого ребенка лист с двумя домиками — на первом домике цифры – 2134, а ан втором – 3454, а между домами пронумерованы буквы:

    И С М А Ш
    1 2 3 4 5

    10. Итог занятия.

    Гришина Лариса Анатольевна,
    учитель-логопед,
    г. Ижевск

    Задачи:

    закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

    Учитель-логопед Кошелева С.А

    Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

    Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование : телевизор, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, запись голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

    Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

    «Собрались все дети в круг.

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся».

    Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

    Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

    2.Сообщение темы занятия.

    (на экране телевизора картинка «Птичий двор».)

    Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

    Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

    – Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

    – Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

    Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? (дает птицам корм, воду)

    – Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

    1. Лексико-грамматические игры и упражнения

    1. Игра «Волшебные превращения»

    Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором.(Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

    Загадки

    1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

    2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

    3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

    4. Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

    5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

    Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

    – Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

    – Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

    – Что петух делает? (Петух кукарекает.)

    (Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

    4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)

    Петух, курица, цыпленок.

    Гусь, гусыня, гусенок.

    Селезень, утка, утенок.

    Индюк, индейка, индюшонок.

    5 . Дидактическая игра "Один – много". - Давайте поиграем в игру «Один - много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

    курица – курицы, куры,
    петух – петухи,
    цыпленок – цыплята,
    гусь – гуси,
    гусыня – гусыни,
    гусенок – гусята,
    утка – утки,
    селезень – селезни,
    утенок – утята,
    индюк – индюки,
    индюшка – индюшки,
    индюшонок – индюшата,
    6. Игровое упражнение «Назови ласково»

    - Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

    Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

    7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.

    1. Физминутка

    На нашем птичьем дворе начинаются танцы, я приглашаю всех танцевать.(Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселые утята».)

    IY. ИЗО-терапия (техника рисования палочками, пуантилизм)

    Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.)

    Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?

    Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания.

    Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили.

    В краску палочкой макнем
    Точки рисовать начнем.
    Можно рисовать их в ряд
    Или тыкать наугад.
    Контур обведем сначала,
    Чтобы легче было нам.
    Точками, теперь известно,
    Рисовать всем интересно.
    Увлекательно, забавно
    И немного своенравно!

    Лист бумаги и палочки ватные,
    Краска, водичка и карандаш
    Вот, что нам нужно. И время приятное,
    Чтоб получился рисуночек наш.

    Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе.

    Давайте скажем волшебные слова.

    Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

    (нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

    Вы, дети, молодцы.!

    Y. Чтение стихотворения « Петушок».

    (Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение.)

    К нам в гости петушок пришёл

    И семью свою привёл:

    Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку.

    Как украшен петушок!

    Острый клюв и гребешок,

    Яркий хвост с узорами,

    Сапоги со шпорами.

    Любит Петя рано встать

    И ку-ка-ре-ку кричать!

    Громко петушок поёт,

    Спать детишкам не даёт.

    По двору он важно ходит,

    В травке зернышки находит.

    Как же петушок хорош –

    Лучше Пети не найдёшь!

    Есть у петушка подружка –

    Это курочка – Пеструшка.

    Есть у петушка сынок –

    Цыплёнок – желтенький комок.

    Весёлая семейка в курятнике живёт,

    Дремлет на насесте

    Да зёрнышки клюёт.

    YI. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

    – Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице спасибо и до свидания.
    – Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
    – Кого из домашних птиц встречали?
    – Полезны ли для человека домашние птицы?
    – Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
    – Надо ли человеку ухаживать за птицами?
    – Почему?
    – Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!.


    Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

    Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

    Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

    Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

    На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Паша, Вова, Оля, Катя, вата и т. д., потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

    Работая над фразой на данном этапе, логопеду нет необходимости ставить целью системный подход к грамматическому оформлению, но нужно уделить большое внимание формированию понимания грамматических форм.

    Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, можно включить ее в диалог. Для этого логопед подбирает игры с речевым сопровождением, дает различные задания, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понял фразу и умеет ли ее использовать в речи. Отработанный речевой материал хорошо бы использовать при драматизации русских народных сказок.



    Первое знакомство логопеда с детьми лучше провести в игровой комнате, да и первые занятия тоже. Темой занятий могут быть игрушки. В различных игровых ситуациях, которые мы приведем ниже, логопед может выяснить, знает ли ребенок игрушки, в которые играет, умеет ли с ними обращаться, называет ли их и т. д.

    Логопед приглашает детей в кабинет и показывает им игрушки. Учит играть с ними. Объясняет, что после игры все нужно ставить на место. Затем разрешает поиграть детям самостоятельно.

    Какая тебе игрушка нравится?

    Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти.

    Оборудование. На столе у логопеда игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи.

    Ход игры.

    Дети стоят вокруг стола. Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой.

    Логопед разрешает детям взять игрушку, но при этом им необходимо запомнить ее место, поиграть и поставить точно туда, откуда они ее взяли.

    Назови игрушку

    Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти.

    Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки.

    Ход игры.

    Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось».



    Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет».

    При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже.

    Такую же игру можно провести, используя картинки.

    «Послушная Катя»

    Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого предложения.

    Оборудование. Кукла, мишка, заяц.

    Логопед. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу. Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит.

    Дети повторяют за логопедом. Затем им раздают игрушки. Дети поочередно дают команду своей игрушке, например: «Миша, сиди», «Зайка, сиди», «Ляля, сиди» и т. д.

    Следующий этап работы - ответы на вопросы:

    Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает зайка? (Зайка сидит.)

    На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему «Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей, присутствующих на занятии.

    Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Мою куклу зовут Катя. Как зовут твою куклу?» (Обращается к одному из детей.) Ребенок отвечает.

    Моя Катя послушная, - говорит логопед и дает команду кукле: «Катя, иди».

    Затем логопед предлагает детям поучить ходить своих кукол. Каждый ребенок сначала вместе с логопедом, а потом самостоятельно говорит своей кукле: «Тата, иди», «Вова, иди» и т. д.

    А теперь поучим кукол сидеть, - говорит логопед и обращается к кукле: «Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.

    «Семья»

    Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.

    Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения.

    Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя.

    Ход занятия.

    Логопед знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья. Рассматривается сюжетная картинка.

    Логопед. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку еще раз и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

    Логопед предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке), а также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама?

    «Твоя семья»

    Цель. Активизация словаря по теме «Семья».

    Логопед предлагает детям рассказать, кто у них есть в семье. Если ребенок затрудняется, то логопед может задать ему вопрос: «У тебя есть брат, бабушка, дедушка?»

    Затем можно выяснить, знают ли дети, как зовут их маму, папу, бабушку и т. д.

    Номинация:

    Должность: учитель-логопед

    Конспект по формированию лексико-грамматических категорий:
    «Природа – наше богатство»
    (дети старшего дошкольного возраста)

    Задачи:

    — Обогащать представления детей о многообразии природы сибирского края, о лесе как о сообществе растений, животных и птиц;

    — Обогащать и систематизировать представления детей о животных, птицах и деревьях (особенность внешнего вида, строение, видовые признаки);

    — Стимулировать познавательный интерес детей к природному миру, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям;

    — Устанавливать связи между природными объектами и условиями их среды обитания;

    — Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;

    — Способствовать совершенствованию связной и диалогической речи;

    — Развивать память, произвольное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, связную речь;

    — Содействовать воспитания командного духа, уважения к партнерам по игре;

    — Развивать умения договариваться между собой, оказывать помощь другим.

    Активизация словаря:

    — названия: лось, сохатый, волк, лиса, рысь, глухарь, скворец, утка, ласточка, кедр, береза, осина, яблоня, названия частей тела животных и птиц, строение кедра;

    — признаки: хищные, травоядные, перелетные, зимующие, хвойные, лиственные, сибирский.

    Предварительная работа:

    — наблюдение за изменениями в природе осенью, чтение рассказов и стихов о лесных обитателях, беседы о животные, птицах и деревьях родного края, рассматривание репродукций картин, иллюстраций по теме;

    — дидактические игры: «Четвертый лишний», «Логическая цепочка», «Чей хвост?», «Назови меня», «Найди хозяина» (следы).

    Методы и приемы:

    — педагогическая ситуация «письмо от Лесовичка»;

    — социоигровой метод;

    — ИКТ: видеоролик «Пожар в лесу»; мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Подбери части»;

    — игра-эстафета «Спасатели»;

    — динамическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу» с использованием слов антонимов;

    — игра-имитация «Как вести себя на природе»;

    — игровая ситуация «Экологический плакат».

    Моделирование предметно-пространственной среды : мультимедийная установка, презентации «Осенние зарисовки», «Животные и растения Прибайкалья», видеоролик «Пожар в лесу», конверт с письмом от Лесовичка, медали для деления на компании (цвет) по количеству детей, разрезные и целые картинки (лось, глухарь, кедр), схемы к игре «Подбери части», простые карандаши по количеству детей, предметные картинки (животные, птицы, насекомые, растения, грибы, посуда, игрушки), обруч, 3 ориентира, сюжетные картинки «Как вести себя на природе», 3 листа формата А 4, карточки с экологическими символами, клей, салфетки, 3 детских стола, стульчики по количеству детей, музыкальное сопровождение.

    Дети входят в зал под музыку и встают в круг.

    Ведущая: Здравствуйте, ребята, я Вас всех очень рада видеть. Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

    В.: Давайте послушаем стихотворения про осень, которые написали братские поэты. Слайдовая презентация «Осенние зарисовки».

    Ведущая зачитывает письмо.

    «Ребята, мне нужно напомнить людям, как вести себя на природе. Помогите мне, пожалуйста, сделайте плакаты. А про кого вы будете делать плакаты узнаете, посмотрев на картинки. Желаю Вам удачи!»

    В.: Поможем Сибирячку? (ответы детей). Сибирячок отправил еще медали, которые помогут нам выполнить это задание. Каждый из Вас возьмите по одной медали и оденьте. Давайте присядем на осеннею полянку и посмотрим на экран, где узнаем про кого и про что будем составлять плакаты.

    Презентация «Животные и растения Прибайкалья»

    Игра с использование ИКТ: «Четвертый лишний»


    В.: Какие, давайте перечислим? (Яблоня, осина, кедр, береза)

    В.: Как вы думаете, какое дерево лишнее? (Кедр) Почему кедр лишний? Варианты ответов нескольких детей (Потому что все лиственные деревья, а кедр – хвойное).



    В.: Давайте посмотрим на следующий слайд. Кто это? (слайд 4)

    (Птицы). Назовите изображенных птиц? (Глухарь, скворец, утка, ласточка).


    Почему глухарь лишний? (Потому что все перелетные, а глухарь у нас зимует не улетает в теплые края).



    Почему лось лишний? (Потому что это травоядное животное, а остальные – хищные).

    В.: Посмотрите на свои медальки и найдите свое место за столом по цвету кружочка на медальки. У нас получилось три команды, теперь нужно выбрать капитана каждой команды.



    Игра «Разрезные картинки»

    В.: Подойдите капитаны ко мне и возьмите конверты. В конвертах разрезанная картинка. Ваша задача, узнать про кого вы будете делать плакат.

    Проверка задания. Ваша команда про кого будет готовить плакат?

    В.: Наши плакаты будут про кедр, глухаря и лося. А где мы можем их всех встретить, увидеть? (В лесу).

    В.: Я предлагаю Вам отправиться в осенний лес. Для этого встанем в круг. А чтобы нам не было скучно по дороге будем играть в игру «Далеко-близко»

    В осенний лес всех на прогулку приглашаю я пойти

    Интересней приключенья нам, ребята, не найти

    Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.

    Вижу кедр далеко. А вы?

    А мы видим близко.

    Сидит глухарь высоко. А вы?

    А мы видим низко.

    Вижу лося большого, а вы?

    А мы видим лосенка-маленького.

    Вижу ствол у кедра тонкий, а вы?

    А мы видим ствол у кедра толстый.

    Думаю лосю в лесу тепло, а вы?

    А мы думаем, что лосю в лесу холодно.

    Слышу глухарь токует тихо, а вы?

    А мы слышим глухарь токует громко.

    В.: Давайте сядем за столы и посмотрим следующее задание.

    В.: Капитаны получите задание на листочке. Ваша задача внимательно посмотреть на картинку и простым карандашом обвести только то, что подходит к вашему герою.

    В.: Команда кедра выполняет задание про кедр, команда глухарей – глухаря, команда лосей – лося.



    Слайд 10 Слайд 11


    ВИДЕОРОЛИК «ПОЖАР В ЛЕСУ»

    Игра-эстафета «Спасатели»

    В.: Ой, ребята, какая беда в лесу случилась? (Пожар)

    Нужно спасти всех живых существ. Будем спасать? Команды стройтесь за своими капитанами. В другом конце зала обруч, в котором картинки Вы должны будете добежать до обруча и взять картинку, которую нужно спасти. Пока играет музыка надо спасти жителей леса.

    В.: Давайте проверим кого вы спасли, кого спасла команда глухарей, кого команда кедра, кого лося. Надо отвечать так, полным предложением: Я спас…..

    В.: Ребята мы спасли лесных обитателей от огня.

    Игра-имитация «Как вести себя на природе»

    В.: Садитесь на коврике командами, образовав три кружочка. А от чего бывает пожар в лесу? Какие еще действия человека могут угрожать природе? Предлагаю поиграть, друг другу загадки загадать. А загадки не простые, покажем картинки живые. Для этого мы выполним следующее задание, капитаны команд выйдите и возьмите конверт. В конверте сюжетная картинка из серии «Как вести себя на природе», каждая команда тихонько совещается кто и что будет показывать. Когда все готовы, одна команда выходит и показывает свой сюжет, остальные отгадывают.

    Ведущий подводит итог.

    В.: Я думаю, вы теперь будете бережно относиться к природе.

    Игровая ситуация «Экологический плакат»

    В.: Ребята, нам пора приступить к изготовлению плакатов, о которых просил Лесовичок. Садитесь за столы. У Вас листочки и знаки. Ваша задача отобрать только те знаки, на которых изображены символы представляющие угрозу вашему герою и приклеить их на свой листок. Вам, которые угрожают деревьям, вам птицам, вам животным. Знаки нужно перечеркнуть, что так делать нельзя.

    Выступление капитанов по защите плакатов.

    В.: Ой, какие вы молодцы! Я Ваши плакаты отправлю по почте Лесовичку. Я думаю, что Лесовичок вам будет очень благодарен за помощь. А еще я надеюсь, что вы сами будете соблюдать правила поведения в лесу и не нарушать их.

    Список литературы

    1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
    2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные и «Дикие животные средней полосы России». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
    3. Букатов В. М. Шишел-мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социально-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями… — СПб: Образовательные проекты, 2008. – 144 с.
    4. Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.

    Интернет-ресурсы

    http://sibiryachok.net/

    Номинация: конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей 5-7 лет

    Должность: учитель-логопед
    Место работы: МБДОУ «ДСКВ № 37»
    Месторасположение: Иркутская область, город Братск

    Загрузка...