1001-market.ru

Конспекты художественно эстетическое развитие в мдоу. НОД по художественно-эстетическому развитию "Превращение гусеницы" план-конспект занятия (средняя группа) на тему. Логика образовательной деятельности

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « Художественно-эстетическое развитие »,

Направление: Изобразительная деятельность. Рисование.


Целевые ориентиры: проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Цель: упражнять в умении делать наброски;
закреплять умение передавать характерные особенности, специфические
черты, отражать их в рисунке;
воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду,
творческую самореализацию;
способствовать формированию положительного настроя у детей.

Материал : репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя - портреты девочки и мальчика.

Предварительная работа . Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.

Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:
-выставка репродукций детских портретов,

Сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).

Литература:

1.Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2016г.

2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016.- 191с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.

Для НОД были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой «Превращение в художников».

В первой части – организационной – была проведена минутка вхождения в день «Друг» для создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче, для введения в тему. Длительность первой части - 4 мин.

В основной части деятельности решались познавательные, социально – личностные, художественно-эстетические задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, наглядные пособия, показ способа действия (поэтапный этап рисования портрета). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников рисованию. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, заинтересовать.

С задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

Длительность этой части составила 18 мин (на 16-й минуте НОД была проведена физ. минутка «Дует ветер»).

В группе есть дети слабо подготовленные, так как до 5 летнего возраста не посещали ДОО и образовательная деятельность с ними не велась. С такими детьми приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать такую развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором творческой деятельности. В НОД стараемся вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о жанрах живописи, об интересном превращении. Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено готовые рисунки-портреты вырезать и оформить в коллективное панно – общий портрет детей группы. Длительность этой части занятия - 7 мин.

В итоговой части НОД – была проведена рефлексия, коллективная оценка деятельности детей, рисунков. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Единственное упущение – не проведена пальчиковая гимнастика. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (поэтапная картина-схема) ;

3. Практический (поэтапное рисование портрета)

4. Игровой (минутка вхождения в день «Друг», обыгрывание ситуации «Превращение в художников» физминутка) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) ;

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Деятельностный подход;

Технология развивающего обучения;

Задачи:

  1. Учить детей изображать салют в нетрадиционной технике рисования.
  2. Познакомить с двумя техниками нетрадиционного рисования: методом тычка и выдуванием из трубочки.
  3. Актуализировать знания об основных и дополнительных цветах.
  4. Развивать воображение при придумывании сюжета.
  5. Формировать навыки хаотично использовать цвета.
  6. Оборудование: альбомные листы, краски, кисти, баночки с водой, бумажные салфетки, трубочки из-под сока, разные иллюстрации салюта.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, совсем недавно нашем городе был праздник-День города. Скажите, а чем завершается любой большой праздник в городе?
Дети: Салютом.

Воспитатель: Что особенного в салюте? Чем он так привлекает людей? Дети: Неожиданностью, яркими цветами, размерами, вспышками, красотой.
Воспитатель: Скажите, ребята, в какое время суток устраивают салют и почему?
Дети: Поздно вечером, чтобы его было хорошо видно на тёмном небе.

Дети рассматривают картинки с изображениями разных салютов, которые демонстрирует воспитатель.
Дети описывают изображения, отличительные особенности цвета и формы каждого салюта.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие две группы цветов вы помните?
Дети: Основные и дополнительные.
Воспитатель: Молодцы, ребята!

Повторение основных и дополнительных цветов.

Воспитатель: Какие основные цвета вы знаете? (красный, жёлтый, синий).
Воспитатель: А какие цвета называются дополнительными? (которые получают при смешивании основных цветов)
Воспитатель: Какой цвет получается при смешивании красного и жёлтого? (оранжевый)
Воспитатель: При смешивании каких цветов получается фиолетовый? (красный и синий)
Воспитатель:- Как получить зелёный цвет? (смешать жёлтый и синий)

Воспитатель: Сегодня мы с вами побудем немного волшебниками и художниками. Мы будем рисовать праздничный салют.

В наших работах мы будем использовать и основные, и дополнительные цвета для получения интересной красочной яркой картины. Но сначала давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: Сейчас мы с вами изобразим салют, поработаем ручками. Дети изображают вспышки салюта руками, поднимают руки вверх, то сгибая –разгибая пальцы рук, то раскрывая пальцы веером. Хлопают в ладоши.

А теперь приступаем к работе.

Воспитатель показывает и рассказывает первый этап выполнения творческой работы:
Рисование салюта будет происходить в два этапа и двумя способами. Сначала нам нужно изобразить тонкие линии следы от вспышек. Их мы сделаем с помощью трубочки из-под сока. Набираем краску любого цвета на кисть и накапаем в центре листа бумаги; берём трубочку и выдуваем через неё воздух на эти капли. Они расплываются, образуя необычные линии.

Дети выполняют первый этап творческого задания.

Воспитатель показывает и рассказывает второй этап выполнения творческой работы:
Сейчас нам нужно показать основной элемент салюта вспышки. Мы сможем их получить с помощью бумажной салфетки. Сминаем салфетку в комок; опускаем её в краску любого цвета и быстрыми резкими движениями прикладываем её в разных местах листа, делая фактурный отпечаток.

Дети выполняют второй этап задания.

Итог работы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый, яркий, разноцветный салют у вас получился. Видно, что вы старались, выполняя работу.

В конце занятия проходит выставка и обсуждение всех работ детей. Дети удивляются и восхищаются разнообразием выполненных салютов.

Название: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Сказочные птицы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,ИЗО, подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: Курчатовский район Курская область

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Сказочные птицы»

Цели и задачи.

познакомить детей с картиной М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»;

закрепить умение рассказывать о картине, определять и называть цветовую палитру;

рассказать детям о сказочных птицах и их особенностях, познакомить с их внешним видом;

совершенствовать навыки работы с разными выразительными средствами;

учить создавать образ пера Жар-птицы, сочетая нетрадиционные техники с традиционными;

развивать мелкую моторику;

воспитывать уверенность в своих силах;

развивать творческие способности детей, эстетический вкус, чувство прекрасного.

Материалы и оборудование.

Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна- Лебедь», картинки с изображением сказочных птиц, костюм Царя, аудиозапись русской инструментальной музыки, вырезанные из бумаги формата А3 заготовки перьев, фломастеры, кусочки поролона, круги из самоклеющейся лазерной фольги, акварель, красивая шкатулка, свиток «царского указа», готовые перышки из фольги теплой палитры цветов.

Ход НОД

Воспитатель. -Дети, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу подарить его вам. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу! Скажите, вы знаете, что такое Вернисаж? (Ответы детей ) Правильно, это место, где выставлено множество картин знаменитых художников. А мы с вами сегодня отправимся в наш маленький Вернисаж. Я хочу познакомить вас с картиной Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Как вы думаете, к какой сказке написана эта картина? (Ответы детей ) -Молодцы! А кто автор этой сказки? (Ответы) -Дети, а кто из вас вспомнит, как в сказке говорится о Царевне-Лебеди?

Ребенок. -За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Воспитатель. — Давайте подойдем к репродукции картины «Царевна-Лебедь» и внимательно рассмотрим ее. Кто изображен на переднем плане? Что можно сказать о Царевне-Лебеди? (Ответы детей ) У нее нежное, необыкновенно прекрасное лицо. Обратите внимание на ее глаза. Они веселы или печальны? Да, у нее печальные, полные тревоги глаза, застенчивый, беззащитный взгляд. Кажется, что она не знает, что ждет ее в мире людей и боится неизвестного. На голове у Царевны-Лебеди узорчатый кокошник, сделанный из жемчуга и драгоценных камней. Нежная рука в кольцах придерживает воздушную фату, украшенную серебряным шитьем. Что просвечивает через фату? Какого цвета коса?

Огромные крылья как будто переливаются мягким, жемчужно-золотистым цветом.

На каком фоне написана Царевна-Лебедь? (На фоне заката; солнце уже зашло; сгустились сумерки ). Кажется, что фигура нежной, хрупкой девушки светится на темном фоне подобно последнему лучу заходящего солнца. Что еще вы видите на картине? (Огни вечернего города, море) .Море на картине штормовое или спокойное?

Какие цвета преобладают на этой картине? (Холодные ) Какие чувства вызывает у вас эта картина? У вас на душе весело или тревожно? Это из-за использования холодной палитры; из-за печального вида Царевны-Лебеди.

Какой момент сказки запечатлел художник на своей картине? (Момент превращения Лебеди в Царевну ).

Послушайте, как говорит об этом превращении А. С. Пушкин.

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Оглянулась, встрепенулась,

И царевной обернулась.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит-

Словно реченька, журчит.

Как вам кажется, дети, смог художник передать необычную красоту Царевны-Лебеди? Понравилась ли вам эта картина?

Давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель. -Скажите, ребята,Царевна-Лебедь - это обычная птица или сказочная? (Ответы ) А что в ней необычного? (Умеет превращаться в девушку ) А какая сказочная птица умеет превращаться в добра молодца? (Финист Ясный Сокол ).

Дети, я предлагаю вам посмотреть на картинки с изображением сказочных птиц. Каких из них вы знаете? (Ответы детей ). Какими сказочными способностями отличаются эти птицы? (Птица Феникс сгорает и снова восстает из пепла; Синяя птица приносит увидевшим ее счастье; у Гарпии вместо перьев острые стрелы, и она умеет метать их в цель; у птицы Сирин человеческая голова на птичьем теле и завораживающе прекрасный голос, услышавшие его часто попадают в ловушки и погибают; Жар-птица имеет оперение, светящееся в темноте подобно огню; огромная птица Рух умеет путешествовать в Царство мертвых ).


Скажите, какая из птиц вам понравилась больше всего? (Ответы детей ). Все птицы хороши, но, пожалуй, самая любимая из сказочных птиц - это

Ребенок . -Говорят, что птица-Жар

Полыхает, как пожар.

Сколько красок, сколько света,

А огня и дыма нету.

Воспитатель. -Я тоже знаю стихотворение про Жар-птицу. Его написал Владимир Набоков. Послушайте его.

Зелененьким юрким внучатам

Наказывал леший в бору:

По черным ветвям по зубчатым

Жар-птица порхнет ввечеру.

Поймайте ее, лешенечки,

И клетку из лунных ночей

Возьмите у ключницы-ночки,

Да так, чтоб не видел Кащей.

Так дедушка-леший на ели

Шушукал, и вот ввечеру

Как струны, стволы зазвенели

И что-то сверкнуло в бору.

Маячило, билось, блестело…

Заохал, нахохлился дед:

Родимые, знать, улетела

Жар-птица из тонких тенет.

Но утром, как пламя живое,

На пыльном пороге моем

Лежало перо огневое

С цветным удлиненным глазком.

Воспитатель. -Дети, а вы хотели бы превратиться в сказочных птиц? Я могу вас превратить ровно на одну минуту. Пусть каждый из вас представит себя той птицей, которая больше всех понравилась.

Глаза закройте, повернитесь

И в птиц из сказок превратитесь!

Релакс-пауза «Сказочные птицы» (под инструментальную музыку дети «летают»)

Воспитатель. -Минута закончилась. Вы снова дети. Садитесь и послушайте сказку про Жар-птицу.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Дадон. И была у него Жар-птица красоты неописанной. Любил ее царь Дадон без памяти, из своих рук кормил-поил, а перышки, что она роняла, собирал да бережно в ларец складывал. Днем сидела птица в своей золотой клетке, песни пела, а ночью летала по всему белу свету, оперением своим тьму озаряла. Так бы и радовала птица-Жар весь народ честной в Дадоновом царстве-государстве, да прослышал о ней Кащей Бессмертный.

Захотел он Жар-птицу в подземный мир забрать, свой дворец освещать.

Хотел украсть ее, да не далась она ему в руки.

Стал Кащей просить Дадона продать ему птицу, а Дадон не соглашается.

Рассвирепел тогда Кащей и наложил на птицу-Жар заклятие. Была она яркая да веселая, а стала белая да печальная.

Загрустил народ в Дадоновом царстве. Никто не смог заклятие с Жар-птицы снять. Слышала я, сам царь в путь-дорогу отправился. Ищет он того, кто сможет Жар-птицу расколдовать. Смотрите, кто-то идет. Да это же и есть царь Дадон.

Воспитатель. -Здравствуйте, Ваше Величество! (Дети здороваются ) Проходите, отдохните с дороги! Знаем мы о вашем горе. Расскажите, удалось ли Вам узнать, как расколдовать Жар-птицу?

Царь. -Узнал я от одного старика, что помочь нам может только чужеземец, да и то не каждый, а тот, у которого сердце доброе, душа чистая, а руки золотые.

Воспитатель. — Не волнуйтесь, Ваше Величество! Я знаю, кто может Вам помочь. У наших детей чистые души, добрые сердечки, а руки, я думаю, тоже будут золотыми.

Царь. -А согласны ли будете, ребятушки, помогать мне? (Ответ детей ) -Спасибо вам, ребятки! Тогда я отправлюсь домой со спокойной душой. До свидания! (Дети прощаются с Царем )

Воспитатель. — Дети, давайте украсим перья Жар-птицы. Жаль, конечно, что мы не можем увидеть ее собственное перышко, но у меня есть перья настоящей сказочно красивой птицы — павлина. (Показывает павлиньи перья. ) Давайте рассмотрим их. По центру перышка идет стержень, от которого отходят легкие, пушистые волоски. На кончике пера - яркий глазок, состоящий из нескольких округлых пятен. Перышко ажурное, легкое. Для того, чтобы у нас получилось такое же ажурное перо, мы будем использовать разные выразительные средства.

Давайте обговорим последовательность работы.

— Сначала прорисовываем фломастером стержень и боковые волоски перышка.

— Затем наклеиваем глазок и блики.

— И, наконец, разрисовываем перышко поролоном.

Скажите, какая палитра цветов преобладает в оперении Жар-птицы? (Теплая )

Перед тем, как работать, давайте встанем и сделаем пальчиковую гимнастику.

Летели кукушки
Через три избушки. (машут кистями рук)
Так суетились,
Так торопились, (кисти рук «летают» влево-вправо)
Головками вертели, (двигают большими пальцами)
Крыльями махали – (машут кистями рук)
А куда летели,
Так и не сказали! (разводят руками в стороны)

Воспитатель. — А теперь давайте займем места за столами. Ребята, вы будете украшать перышки для хвоста, а я помогу вам и украшу туловище Жар-птицы.

Под русскую инструментальную музыку дети работают. После окончания работы воспитатель предлагает оформить панно «Жар-птица». Дети подходят и размещают украшенные перышки на панно.

Воспитатель. — Дети, как выглядит теперь Жар-птица? Что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось? Как вы думаете, счастлив ли теперь царь Дадон?

Раздается стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и возвращается с большой красивой шкатулкой и свитком в руках.

Воспитатель . -Дети, царь Дадон передал нам свой ларец и царский указ. (Зачитывает указ ) — «Я, Его Величество царь Дадон, объявляю свою царскую волю и высочайше повелеваю: за избавление Жар-птицы от Кащеева заклятия ребятами группы «Семицветик» наградить их по-царски и вручить им ее золотые перья в вечное пользование.»

Воспитатель открывает ларец и вручает перышки детям.

МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида " Сказка"

Омская область с. Азово

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Крейк Ольга Юрьевна

Вид деятельности: Изобразительная.

Форма организации деятельности: Мастерская.

Тема НОД: "Золотая осень."

Цель: Формирование представления у детей о жанре живописи - пейзаже.

Задачи:

1. Учить создавать пейзажную композицию, изображая природу осенью.

2.Закреплять знания детей о временах года, об изменениях в природе осенью.

3. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, речь, творческие способности.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, заготовки (солнце, дерево, грибы, туча, птицы) для моделирования пейзажа, слайды с изображением пейзажей, натюрморта, акварельные краски, кисти, непроливайки, листы белой бумаги, подкладные клеенки, салфетки.

Ход занятия.

1.Мотивация.

Ритуал приветствия:

Руки другу протяни (дети стоят в кругу),

Крепко за руки возьми (держатся за руки).

Справа друг и слева друг (поворачиваются и смотрят друг на друга),

Получился дружный круг (поднимают руки вверх).

Добрый день вам, детвора,

Рада видеть вас всегда!

Облака почти не сходят с неба. Мелкие дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая.

А в настоящее время во всех странах осень?

Но она не везде такая как у нас. Кто знает какая осень, например, в Африке? (круглый год жарко и не бывает таких красивых деревьев как у нас, нет листопада, грибов лесу).

А как сделать, чтобы дети, живущие там, узнали про то, какая у нас в Сибири красивая осень?(можно рассказать этот отрывок, который написал автор, а можно нарисовать картину и отправить письмом).

А если на картине изображены леса, поля, моря, реки, озера, горы, город, деревня - как называется такая картина? (пейзаж)

Сейчас … прочитает нам стихотворение:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется …..(пейзаж).

2.Целеполагание.

Вот сегодня мы с вами будем рисовать гуашевыми красками красивый осенний пейзаж. А потом положим в конверт и отправим ребятам в Африку!

3.Совместная деятельность воспитателя и детей.

Теперь внимательно посмотрите на слайды. Подумайте, какая картинка лишняя?(слайд № 1: пейзажи: зима, весна, лето, осень и портрет).

Почему именно эта картинка?(это не пейзаж).

Скажите, какое время года нарисовано на каждой картине?(слайд № 2: пейзажи: зима, весна, лето, осень).

Как можно сказать по - другому, зная, что картина о природе - это пейзаж?(зимний пейзаж, весенний, летний, осенний).

Скажите, пожалуйста, красиво изобразили художники природу на этих картинах?

А что нужно делать, чтобы она всегда оставалась такой же красивой?(бережно относиться к ней: не вырубать деревья, не жечь костры в лесах, не ломать ветки и т. п.)

Конечно, природу нужно любить и беречь ее!

Покажите картину с осенним пейзажем.(слайд№3: осенний пейзаж).

Почему решили, что изображена осень?(ответы детей).

Что еще происходит в природе осенью?(солнце меньше греет, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее, перелетные птицы улетают на юг).

А теперь я предлагаю составить(смоделировать) свой осенний пейзаж.

Что можно нарисовать, если пейзаж - это картина о природе?(дети выбирают дерево из трех предложенных: осеннее, весеннее и новогодняя ель).

Какого цвета на деревьях листва осенью?(красная, желтая, коричневая, оранжевая)

Что еще? (солнце)

А какое солнце вы нарисуете, если оно с каждым днем все меньше греет? (с короткими лучиками)

Что на небе нарисовать можно? (тучки, идет дождь)

А когда идет дождь, что появляется?(лужи)

А в лесу что растет?(грибы)

Вот какой пейзаж у нас получился.

Ну, а теперь давайте разомнемся.

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели

(руки в стороны)

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место).

Теперь я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и нарисовать свой пейзаж.

4. Самостоятельная деятельность детей.

Давайте вспомним, как надо сидеть, держать кисть.Как надо рисовать кистью,чтобы получилась тонкая линия?(кончиком кисточки проводить линию).

А если мне нужен оранжевый цвет, а его нет, как его получить? А голубой? Коричневый?

А если вы поработали одной краской и вам понадобилась другая, что надо сделать?(промыть хорошо кисть).

А чтобы ваши пейзажи получились красивые, надо работать аккуратно, не размазывать руками краску по листу бумаги.

Вы можете добавить что-то свое, например, как идет дождь. Можете нарисовать листопад, или как птицы улетают на юг.

(Ребята выполняют работу по музыку, воспитатель оказывает помощь при затруднениях).

Возьмите, пожалуйста свои рисунки и станьте в круг.

4.Рефлексия.

Что мы сегодня рисовали?(природу или пейзаж)

Как называется картина, на которой изображена природа? или Что такое пейзаж?

А зачем мы рисовали пейзаж?

Если дети из Африки посмотрят на наши картины, они поймут, что мы нарисовали осень? По каким признакам можно определить, что мы рисовали с вами осенний пейзаж?

Мы справились?

Скажите, а все закончили свои рисунки или кто-то из вас хотел еще что-то дорисовать? Мы отдохнем и обязательно закончим ваши работы.

Молодцы! Спасибо вам за работу!

Степанова Галина Юрьевна
СП детский сад "Тополек"
ГБОУ СОШ пос. Ильмень Приволжского района
Самарской области
Музыкальный руководитель

План - конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Выполнила: Степанова Галина Юрьевна - музыкальный руководитель.

Тема: «Весёлая дымка».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Приобщать детей к истокам народного декоративно- прикладного искусства.

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Дать элементарные знания о дымковском промысле, об истории создания, об особенностях росписи, колорите, основных элементах узора. Развивать внимание и целостность восприятия детей.

Учить детей расписывать игрушки дымковскими узорами.

Упражнять в технике рисования концом кисти, всей кистью, тычком, формируя при этом чувство цвета и ритма, развивать цветовое восприятие.

Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе продуктивной деятельности.

Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Прививать любовь и интерес к традициям русского народа, своей Родине и ее истории. Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, желание создавать подобное.

Развивать потребность в двигательной активности, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

Словесные: игровая ситуация, рассказ о дымковской игрушке, вопросы к детям, художественное слово;

Наглядные: рассматривание орнаментов росписи;

Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка, роспись дымковской игрушки.

Оборудование: Дымковские игрушки, ноутбук, бабушкин сундучок, аудиозаписи рус. нар. мел., трафареты животных лошадь, козлик, гуашь, кисточки, м/м презентация «Веселая дымка».

Образовательная деятельность.

Дети стоят в кругу. Игра «Подари улыбку» (психологический настрой)

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг, и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Ведь именно с улыбки начинается приятное общение.

Воспитатель: Вы готовы общаться?

Ответы детей.

На столе стоит сундучок.

Воспитатель: Кто мне скажет, что за сундучок стоит у меня на столе?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно это «бабушкин сундучок» и лежат в нем народные игрушки.

А какие народные игрушки побывали у нас в гостях?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте загадку:

«Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это за подружки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в гостях у нас побывала семеновская матрешка. А вот послушайте, что я вам расскажу про другую народную игрушку: «Называют ее деревянной, забавной. Делают ее мастера из полена топором и ножом. Вырезают разных добрых и смешных зверюшек и людей. Особенно любят вырезать медведей. Все эти игрушки с сюрпризом-умеют двигаться».

Показ иллюстрация с изображением богородских игрушек.

Про какие игрушки я вам сейчас рассказала?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Это богородские игрушки. А давайте посмотрим, какие еще игрушки хранятся в «бабушкином сундучке»? Сейчас мы приоткроем крышку…..

Звучит рус. нар. мел. «Как у наших у ворот»

Выставить игрушки в ряд на столе.

Посмотрите, какие красивые игрушки! Называются они дымковскими. Потому что изготовлены в селе Дымково.

М/м презентация «Веселая дымка»

Показ презентации сопровождается рассказом воспитателя.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и прозвали то село Дымково. Трудились в том селе люди с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных-коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые: чем порадовать детей? Набрали на берегу реки глины, налепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. И все они были яркие, веселые, задорные. Они очень полюбились детям. Давайте рассмотрим наши игрушки.

Вот это козлик. Его сделал мастер, чтобы он украшал дом, чтобы вы могли им полюбоваться. Посмотрите, как мастер раскрасил козлика: сам белый, рожки красные. По бокам у козлика колечки и кружочки, их много, они яркие, красивые, синие, желтые, красные.

А это-барыни, смотрите, как они нарядно одеты.

Посмотри, как хороша

Эта девица -душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Какие у них красивые узоры на юбках. У этой барыни красные полоски на юбке и синие колечки. А у этой барыни как юбка украшена?

Ответы детей.

Воспитатель: А здесь, какие ты видишь элементы? (ребенок описывает барыню)

Воспитатель: Ребята, а вот лошадка. Как она украшена?

Ах, лошадка какая,

Грива золотая.

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

Вот индюк!

Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок.

Сундучок тот не простой,

Красный, белый, золотой!

Дети называют элементы узора.

Воспитатель: Молодцы! Ну, что ж, ребята, много мы узнали о дымковских игрушках. Из чего же лепили мастера дымковские игрушки? А какими красками расписаны игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы хотели бы стать дымковскими мастерами?

Я приглашаю вас в нашу мастерскую!

Ответы детей.

Воспитатель: Упражнение «Мы играем»

1,2,3,4,5 продолжаем мы играть!

Вправо- влево повернись,

В мастеров все превратись

Сегодня мы будем раскрашивать фигурки животных. Предлагаю вам выбрать понравившиеся трафареты и начнем работать.

Но сначала давайте поучимся рисовать красивые узоры. Подойдите сюда. (на доске образцы полоски с орнаментом дымковской росписи).

Рассматривание орнаментов росписи.

Воспитатель: Посмотрите на образцы узоров. Какие элементы росписи вы видите? (кружочки, чередуются с линиями. Здесь кольца чередуются с точками)

Какие цвета вы видите на образцах? (зеленый, желтый, красный, черный)

Ответы детей.

Давайте вспомним, как мы будем пользоваться кисточкой, чтобы она не обиделась?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, мы будем хорошо промывать ее в воде, промакивать о салфетку, набирать краску, а лишнюю снимать о край розетки. Затем кончик кисти поставим на лист и побежит она догонять свой хвостик.

Упражнение «Покажи в воздухе»

А теперь вы мне покажите, как возьмем кисть? Давайте в воздухе покажем, как мы будем рисовать кружочки.

Дети показывают.

Воспитатель: Чтобы наши ручки хорошо потрудились давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Привезли мы глину едут на лошадке, руки вперед.

С дальнего бугра.

Ну-ка, за работу, чудо-мастера! Руки на поясе, наклоны вправо-влево

Слепим, высушим и в печь! Лепят ладошками

А потом распишим. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

Будем мы игрушки печь. Лепят ладошками,

Печка жаром пышит, кулачки сжимают, разжимают

А в печи- не калачи, машут указательным пальцем

А в печи- игрушки. Вытягивают руки вперед

Воспитатель: Молодцы! Теперь садимся и начинаем работать, а чтоб было веселее работать, мы выпустим из «бабушкиного сундучка» еще одну рус. нар. мел. Звучит аудиозапись «Ой, на горе-то»

Самостоятельная работа детей.

По окончании работы предлагаю детям положить свои работы на отдельный стол, чтобы они высохли.

Физминутка.

Мы рисовали и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3,

Ножками потопали 1,2,3.

Выше руки! Шире плечи!

Раз! Два!Три! Дыши ровней.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Любуемся работами, хвалю детей.

Воспитатель: Какие красивые игрушки у нас получились, яркие, нарядные веселые. Все любят дымковские игрушки. Раньше ими украшали дома. Ставили их в окно между стеклами. На улице сугробы, холод. А в окнах свозь любую пургу ярко светятся, улыбаются, радуют людей эти игрушки. От них в доме становится теплее и уютнее. Давайте и мы с вами наши игрушки поставим на нашу «полочку красоты» и полюбуемся ими

Рефлексия.

Литература: П.И.Уткин, Н,С.Королева. «Народные художественные промыслы»

Т. Маврина, А.Рогов «Тарарушки, тарарушки-это русские игрушки»

Н.И. Каплан, Т.Б.Митлянская « Нароные художественные промыслы»

Загрузка...