1001-market.ru

Кожа грудного ребенка: особенности, функции и уход. Уход за кожей и слизистыми новорожденного Уход за зубным протезами

→ Памятка матери по уходу за кожей и слизистыми оболочками новорождённого

Статьи - Памятка матери по уходу за кожей и слизистыми оболочками новорождённого

Прежде чем подойти к ребенку, следует вымыть руки горячей водой с мылом (бытовой уровень). Руки матери должны быть без украшений, ногти коротко подстрижены и подпилены пилочкой.
Умывание лица
1. Взять ватный тампон, смоченный кипячёной водой.
2. Протереть лицо ребёнка промокательными движениями.
Смена пелёнок
Одноразовые подгузники необходимо менять, когда они станут мокрыми и грязными. В течение первого месяца жизни необходимо менять подгузники около 10 раз в сутки. Лучше это делать перед сном, выходом на прогулку, перед кормлением или сразу после него, после пробуждения.
Подмывание
1. Отрегулировать температуру воды (проверить рукой).
2. Положить ребёнка спиной на своё левое предплечье.
3. Подмыть малыша под проточной водой.
4. Просушить промокательными движениями мягкой пелёнкой. Важно!
. Подмывать только под проточной водой 37-38 °С.
. Девочек подмывать только спереди назад.
. Обязательно подмывать после акта дефекации, после каждого мочеиспускания НЕ подмывать.
Алгоритм обработки естественных складок кожи :
. вымыть руки (бытовой уровень);
. протереть все складки в следующем порядке:
— заушные;
— шейная;
— подмышечные;
— локтевые,
— лучезапястные;
— подколенные;
— голеностопные;
— паховые;
— ягодичные;
. вымыть руки (бытовой уровень).
Важно!
Нельзя выдавливать крем или сыпать присыпку на тело ребёнка, так как в этом случае объём вещества будет излишним и может закупорить поры, что приведёт к образованию опрелостей.
Алгоритм обработки здоровой пупочной ранки :
— вымыть руки (бытовой уровень);
— обмакнуть ватную палочку в 2% раствор перекиси водорода;
— промочить ранку;
— новой ватной палочкой промочить ранку 1% раствором бриллиантового зелёного
— промочить ранку;
— вымыть руки (бытовой уровень).
Важно!
Пупочную ранку обрабатывать ежедневно 1 раз до полного заживления.
Гигиеническая ванна
1. Помыть ванночку горячей водой с мылом, сполоснуть кипятком.
2. Положить на дно ванны пелёнку, сложенную в несколько раз.
3. Налить воду температуры 36,5-37,0 °С (чтобы не образовывались водяные пары, горячую и холодную воду наливать попеременно).
4. Набрать кувшин воды температуры 36,5-37,0 °С для обмывания.
5. Левой рукой поддерживать ребёнка под спину и затылок, правой — ягодицы и бёдра.
6. Медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша.
7. Погрузить в воду всё тело ребёнка (вода должна доходить до линии сосков).
8. Левой рукой поддерживать голову ребёнка над поверхностью воды.
9. Помыть голову детским мылом.
10. Помыть всё тело, используя фланелевую пелёнку (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).
11. Перевернуть ребёнка кверху спиной.
12. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для обмывания остывает до 34-35 °С).
13. Завернуть ребёнка в мягкую тёплую пелёнку (полотенце ) и обсушить промокательными движениями.
Важно!
. Первую гигиеническую ванну проводить новорождённому можно сразу после выписки из родильного дома, если пупочная ранка сократилась и обработана.
. Мыло использовать 1-2 раза в неделю.
. Здорового новорождённого купают ежедневно.
. Купать лучше вечером, за 2 ч до последнего кормления.
Алгоритм обработки волосистой части головы при гнейсе:
— обильно смочить ватный тампон стерильным растительным маслом;
— обработать промокательными движениями волосистую часть головы ребёнка в месте локализации гнейсе;
— помыть голову ребёнка, осторожно снимая корочки.
Важно!
Если при купании не все корочки удалось смыть, повторять процедуру в течение нескольких дней.
Алгоритм обработки ушей :
— приготовить тугие ватные жгутики для каждого уха;
— смочить жгутик стерильным растительным маслом;
— продвинуть его вращательными движениями в глубь слухового прохода на 1- 1,5 см.
Важно!
Категорически запрещается очищать слуховой проход твёрдыми предметами (ватными палочками, например).
Алгоритм ухода за ноготками малыша :
— обработать режущую часть ножниц спиртом;
— подстричь ногти малыша: на руках — округло, на ногах — прямолинейно.
Важно!
. Ногти необходимо постригать по мере отрастания, но не реже одного раза в 7-10 дней.
. Стричь ногти нужно маленькими ножницами с закруглёнными или загнутыми концами.
Массаж
1. Проводят на мягкой поверхности.
2. Ребёнок должен быть в спокойном состоянии.
3. Растереть в ладонях немного детского масла.
4. Движения — от центра к периферии.
5. Этапы: лицо, грудь, руки, живот, ноги, спина.
Осмотр полости рта
1. Открыть рот, слегка нажав на подбородок малыша. При отсутствии патологических изменений слизистой оболочки полости рта её туалет не проводить!
2. При явлениях молочницы обработать слизистую оболочку ротовой полости ватным тампоном, смоченным в растворе питьевой соды (1 чайная ложка на стакан кипячёной воды). Для этого в аптеке надо приобрести стерильную вату и использовать её исключительно
для обработки рта. Но проводить эту процедуру можно только после консультации с врачом. При появлении признаков молочницы необходимо обратиться к педиатру.
Обработка глаз
Алгоритм обработки глаз :
— протереть глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипячёной водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон);
— просушить глаза стерильными сухими ватными тампонами.
Обработки носа
Алгоритм обработки носа :
— приготовить тугой ватный жгутик;
— смочить жгутик в стерильном растительном масле;
— вращательными движениями продвинуть жгутик вглубь носового хода на 1-1,5см.
Важно!
Категорически запрещается очищать нос плотными предметами (ватными палочками, например).

План.

1. Проведение туалета тяжелобольного пациента: уход за слизистыми полости рта, чистка зубов, уход за зубными протезами, удаление корочек из носовой полости, удаление выделений из ушей, уход за глазами (промывание глаз), умывание, уход за кожей и естественными складками.

2. Опрелости (причины, места образования, меры профилактики).

3. Дезинфекция использованного оборудования.

Вопросы по теме.

1. Требование к постельному белью.

2.Приготовление и смена постельного и нательного белья.

3.Размещение пациента в постели в положениях: лежа на спине, Фаулера, лежа на боку, на животе, Симса.

4. Пролежни, места образования, стадии развития. Факторы, способствующие развитию пролежней.

5. Шкалы оценки риска развития пролежней (Ватерлоу).

6. Профилактика пролежней. (Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. N 123 "Об утверждении отраслевого стандарта "Протокол ведения больных. Пролежни.") в соответствии с A14.31.012- СМТ ПМУ "Оценка степени риска развития пролежней"; A14.31.013- СМТ ПМУ "Оценка степени тяжести пролежней".

Проведение туалета тяжелобольного пациента: уход за полостью рта, уход за зубными протезами, удаление корочек из носовой полости, удаление выделений из ушей, уход за глазами (промывание глаз), умывание, уход за кожей и естественными складками.

Уход за полостью рта тяжелобольного пациента.

Материальные ресурсы: лоток, корнцанг, пинцет, вакуумный электроотсос, антисептический раствор для обработки полости рта пациента, стерильный глицерин, вазелин или масляный раствор витамина, чистое полотенце, тампоны для обработки полости рта, стерильные марлевые салфетки, шпатель, перчатки нестерильные, зубная щетка.

Алгоритм ухода за полостью рта
I. Подготовка к процедуре.


- Лежа на боку, или
5. Надеть перчатки.

II. Выполнение процедуры.
7. Приготовить мягкую зубную щетку (без зубной пасты) для чистки зубов. Смочить ее в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии зубной щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете.
8. Произвести чистку зубов, начиная с задних зубов, и последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность зубов, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз. Использовать шпатель для обнажения зубов
9. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта.
10. Попросить пациента высунуть язык. Если он не может этого сделать, то необходимо обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта.
11. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык, снимая налет, в направлении от корня языка к его кончику. Отпустить язык, сменить салфетку.
12. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек, пространство под языком, десны пациента.
13. При сухости языка смазать его стерильным глицерином.
14. Обработать последовательно верхнюю и нижнюю губы тонким слоем вазелина (для профилактики трещин на губах).

III. Завершение процедуры.
15.
16. Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.
17. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции
18. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
19. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Уход за зубным протезами.

Зубные протезы съемного типа:

1. снять протезы и поместить их в стакан со специальным дезинфецирующим раствором на 5 -10 минут;

2. провести туалет ротовой полости пациента;

3. тщательно почистить протез зубной щеткой.

Чистят протез минимум два раза в день, а лучше после каждого приема пищи, используя обычную щетку и пену для чистки протезов. Все поверхности протеза являются важными, но особое внимание должно быть уделено внутренней поверхности протеза, прилегающей к десне.

Зубные протезы несъемного типа: уход осуществляют также, как и при чистке зубов, но мягкой зубной щеткой с обязательным использованием зубной нити.

Удаление корочек из носовой полости тяжелобольного пациента.

Функциональное назначение простой медицинской услуги: предупреждение нарушения носового дыхания, обеспечение личной гигиены пациента.

Материальные ресурсы: стерильные лоток, мензурка, пинцет, вазелиновое масло, ватные турунды, перчатки, контейнеры с дезинфицирующим раствором.

Алгоритм удаления корочек из носовой полости
I. Подготовка к процедуре.

1. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры (если он в сознании). Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3. Подготовить все необходимое оборудование.
4. Расположить пациента в одном из следующих положений:
- На спине под углом более 45°, если это не противопоказано, или
- Лежа на боку, или
- Лежа на животе (или спине), повернув голову вбок.
5. Надеть перчатки.
6. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента.
II. Выполнение процедуры.

7. Налить в мензурку стерильное вазелиновое масло.

8. Взять турунду пинцетом, смочить в вазелиновом масле, слегка отжать.

9.Переложить турунду в правую руку и ввести вращательными движениями в носовой ход на 1-3 минуты, приподнимая кончик носа пациента левой рукой.

10.Извлечь турунду из носового хода.

11.Обработать другой носовой ход таким же способом.

III. Завершение процедуры.

12. Убрать полотенце. Разместить пациента в удобном положении.
13. Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.
14. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции
15. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
16. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Удаление выделений из ушей тяжелобольного пациента.

Функциональное назначение простой медицинской услуги: обеспечение личной гигиены пациента.

Материальные ресурсы: стерильные лоток, мензурка, пинцет, 3% раствор перекиси водорода, ватные турунды, перчатки, контейнеры с дезинфицирующим раствором.

Алгоритм удаления выделений из ушей
I. Подготовка к процедуре.

1. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры (если он в сознании). Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3. Подготовить все необходимое оборудование.
4. Расположить пациента в одном из следующих положений:
- На спине под углом более 45°, если это не противопоказано, или
- Лежа на боку, или
- Лежа на животе (или спине), повернув голову вбок.
5. Надеть перчатки.
6. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента.

II. Выполнение процедуры.

7. Налить в стерильную мензурку 3%-ный раствор перекиси водорода. Приготовить емкость с мыльным раствором.

8. Смочить салфетку в мыльном растворе и протереть ушную раковину, высушить сухой салфеткой.

9.Взять пинцетом ватную турунду в правую руку и смочить в 3% растворе перекиси водорода (t – 37 0 С). Оттянуть левой рукой ушную раковину так, чтобы выровнять слуховой проход.

10.Ввести турунду вращательными движениями в наружный слуховой проход на глубину не более 1 см на 2-3 минуты.

11.Извлечь турунду вращательными движениями из наружного слухового прохода.

12.Обработать другой слуховой проход таким же способом.

III. Завершение процедуры.

13. Убрать полотенце. Разместить пациента в удобном положении.
14. Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.
15. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции
16. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
17. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Кожа новорожденного намного тоньше, нежнее и чувствительнее кожи взрослого человека. Она не имеет собственного защитного слоя и особенно подвержена негативному воздействию агрессивных внешних факторов. Поэтому должный уход за кожей ребенка – одна из главных задач новоиспеченных родителей. О том, как грамотно ухаживать за кожей и слизистыми малыша, поговорим ниже.

Особенность кожи грудничка

Кожа младенца отличается особым строением. Из-за тонкого рогового слоя защитная и терморегулирующая функции снижены. Поэтому ребенок быстро замерзает и перегревается. Рыхлая связь эпидермиса и дермы являются причиной ускоренного распространения инфекции, а низкое содержание меланина делает детскую кожу беззащитной перед ультрафиолетом. Учитывая эти особенности, можно сформулировать главный принцип по уходу за кожей новорожденного: усиление защитной функции.

Здоровая кожа – комфорт для малыша и защита организма от проникновения микробов. Поэтому так важно – обеспечить правильный уход за кожей грудничка с первых его дней. Много полезной информации на эту и другие темы можно найти на портале для осознанных родителей https://razvitie-vospitanie.ru/ . Удобное оформление позволяет быстро отыскать подходящий материал и ознакомится с ним. С помощью этого сайта вы узнаете как одевать малыша на прогулку, нужна ли ему соска, как научить его выговаривать букву «Р» (https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html) или «Ш»

(https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html). Этот портал ответит на множество вопросов и поможет быть спокойными и знающими родителями!

Уход за кожей младенца: основные моменты

Риск поражения детской кожи и развития инфекций достаточно велик, поэтому уход за кожей новорожденного является необходимостью. Достаточно знать и соблюдать простые правила и ваш малыш будет в безопасности, а его кожа нежной, мягкой и бархатистой.

Уход за кожей ребенка на лице

Самая чувствительная кожа у ребенка находится на лице и требует особого ухода. Педиатры рекомендуют утром и вечером аккуратно протирать кожу ватными дисками, смоченными в теплой кипяченой воде. При этом каждый глаз протирается отдельным диском. Внимательного ухода требует кожа за ушами. В этой зоне обильно скапливается грязь и может появится шелушение. Удалить загрязнение поможет ватный диск в тандеме с детским маслом.

Появление ярко-розовой сыпи на лице у малыша в большинстве случаев является признаком аллергии на моющее средство, крем, стиральный порошок, холод или жару. Для снятия зуда и дискомфорта место сыпи можно протереть настоем ромашки и обратиться за консультацией к лечащему педиатру.

Уход за кожей новорожденного на теле

Чтобы кожа новорожденного справлялась с терморегуляцией, прежде всего, нужно обеспечить благоприятный микроклимат в комнате. Влажность воздуха должна составлять 60-70%, а температура – 18-20 оС. В таких условиях ребенок не замерзнет и не перегреется. Также следует регулярно подмывать малыша, купать, менять подгузники и одежду.

Пока пупочная ранка не заживет купать ребенка необходимо в кипяченой воде, затем – под проточной. Температура воды должна быть не выше 36 оС. Врачи рекомендуют первое время воздержаться от добавления в воду детских пенок и трав. Компоненты таких средств могут сушить нежную кожу новорожденного. Половые органа малыша нужно мыть каждый день. При этом достаточно обычной воды! Мыть голову можно 1-2 раза в неделю детским шампунем, обильно смывая остатки средства.

Типичные проблемы с кожей малыша

Практически каждый грудничок имеет определенные проблемы с кожей, которые часто вызывают панику и страх у родителей. Но избавиться от них просто. Главное – знать как это сделать! Самыми частыми проблемами выступают:

  • Сухость кожи. Если в комнате новорожденного создан благоприятный микроклимат, кожа малыша не будет сохнуть. Но если вы обнаружили признаки сухости, то ее можно быстро устранить с помощью детского масла или лосьона.
  • Себорейная корочка на голове. Убирается такой дефект легко, но постепенно. Для начала нужно смягчить корочку, смазав голову детским маслом. Затем с помощью мягкой губки или щетки для волос аккуратно удалить ее. Ни в коем случае нельзя сдирать сухую корочку. Во-первых, это больно, во-вторых, это травматично. Такое удаление может привести к образованию ран.
  • Опрелости. Неправильное проведение гигиенических процедур или несвоевременная замена грязного подгузника – частые причины появления опрелостей. С такой проблемой поможет справиться детский крем и присыпка.

Правильный гигиенический уход за кожей ребенка – залог детского здоровья и хорошего настроения малыша. А как известно, счастлив малыш – счастливы и родители!

(Документ)

  • Джамбекова А.К.,Шилов В.Н. Справочник по уходу за больными (Документ)
  • (Документ)
  • Бобцов А.А., Болтунов Г.И. и др. Управление непрерывными и дискретными процессами (Документ)
  • 10000 советов медсестре по уходу за больными (Документ)
  • Агкацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры (Документ)
  • Саврасов Ю.С. Алгоритмы и программы в радиолокации (Документ)
  • Губарени Н.М. Вычислительные методы и алгоритмы малоракурсной компьютерной томографии (Документ)
  • Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы (Документ)
  • Скиена Стивен. Алгоритмы. Руководство по разработке (Документ)
  • n1.docx

    1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,

    2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

    3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

    4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

    5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА

    6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

    7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

    8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

    9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

    10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ (схема)

    12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ (содержание)

    13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)

    14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС. (образец)

    1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,

    1. Оснащение манипуляции:

    Линейка или сантиметровая лента, 3% хлорамин, ручка, история развития (ф.112), перчатки
    2. Подготовка к манипуляции:

    • Провести санитарную обработку рук.

    • Протереть сантиметровую ленту 3% раствором хлорамином дважды с интервалом в 15 минут.

    • Освободить голову и грудь ребенку, придать ребенку удобное положение

    • Познакомить маму с ходом исследования, получить согласие

    3. Выполнение манипуляции:


    • Наложить сантиметровую ленту на голову по ориентирам: сзади – затылочный бугор, спереди – надбровные дуги, запомнить результат

    • Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку сзади – нижние углы лопаток, спереди - нижний край околососковых кружков, запомнить результат

    • после процедуры

    4. Завершение манипуляции :


    • Сообщить результаты маме

    • Результаты измерений записать в ф.112

    2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК

    НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    Стерильное вазелиновое масло, стерильные марлевые салфетки, стерильный лоток, стерильная пелёнка, стерильные перчатки, лоток для отработанного материала, ёмкость с дезсредством для перчаток.
    2. Подготовка к манипуляции:



    • Положить новорожденного на обработанный пеленальный стол, накрытый стерильной пеленкой.

    3. Выполнение манипуляции:



    • Смочить стерильную салфетку в стерильном вазелиновом масле.

    • Протереть естественные складки новорожденного в следующем порядке: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные.

    • Сменить салфетку и протереть естественные складки в голеностопных, подколенных, паховых и ягодичных складках.

    • Салфетки положить в лоток для отработанного материала

    • Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    4. Завершение манипуляции :


    • Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.Пин

    • Снять перчатки, поместить в ёмкость с дезсредством

    • Вымыть и осушить руки

    3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
    1. Оснащение манипуляции:

    Стерильные палочки с ватой, 1% спиртовой раствор бриллиантового зелёного, 3% раствор перекиси водорода; ёмкость для отработанного материала
    2. Подготовка к манипуляции:

    • Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие


    • Провести санитарную обработку рук
    • Уложить ребёнка на стол, покрытый стерильной пелёнкой, ребёнка распеленать

    3. Выполнение манипуляции:

    • Смочить ватную палочку 3% раствором перекиси водорода


    • Осторожно раздвинуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки.

    • Удалить содержимое из пупочной ранки стерильной палочкой с ватой.

    • Обработать пупочную ранку стерильной палочкой с ватой, смоченной в 1% спиртовом растворе бриллиантового зеленого круговыми движениями от центра к периферии

    • Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    4. Завершение манипуляции :


    • Вымыть и осушить руки

    4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

    1. Оснащение манипуляции:

    1.Тонкая и теплая распашонки,

    2. Фланелевая и тонкая пеленки,

    3.Подгузники,

    4. Ёмкость с 3% раствором хлорамина

    5. Ветошь.

    6. Стерильные перчатки

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Провести гигиеническую обработку рук,

    надеть перчатки

    2. Объяснить ход манипуляции маме, получить согласие

    3. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

    дважды с интервалом 15 мин.

    4. Уложить пеленки послойно

    (снизу вверх, фланелевая пеленка, тонкая пеленка,

    подгузник)

    5. Приготовить распашонки швами наружу

    3. Выполнение манипуляции:

    1. Пациента положить на пеленальный стол

    2. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад

    и теплую разрезом впереди

    3. Между ножек пациента прокладывают подгузник

    4. Завернуть пациента в тонкую пеленку без ручек

    Расположить ребенка на тонкой пеленке так чтобы

    верхний ее край был на уровне "подмышек",

    Один край пеленки провести между ножками

    Другим краем – обернуть малыша

    Подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство-

    для свободного движения ножек и

    обернуть им туловище пациента

    Зафиксировать пеленку расположив "замочек пеленки"

    5. Запеленать пациента в теплую пеленку с ручками при

    необходимости:

    Расположить ребенка на фланелевой пеленке, чтобы

    ее верхний край располагался на уровне шеи

    Одним краем пеленки зафиксировать плечо

    соответствующей стороны, переднюю часть туловища и

    подмышечной области другой стороны

    Другим краем пеленки накрыть и зафиксировать

    Нижний край пеленки подвернуть, оставив пространство

    Для движения ножек

    Зафиксировать пеленки на уровне середины плеч,

    "замочек" расположить спереди

    6. Уложить ребёнка в кроватку

    4.Завершение манипуляции:

    1. Снять перчатки

    2. Вымыть и осушить руки
    5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА
    1. Оснащение манипуляции:

    1.Ростомер (горизонтальный, вертикальный)

    2. Ёмкость с 3% раствором хлорамина,

    3.Салфетка,

    4. Пелёнка,

    6. История развития ребенка (ф.112)

    2.Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме или ребёнку ход манипуляции,

    получить согласие

    3.Протереть ростомер 3% раствором хлорамина двукратно с

    интервалом в 15 минут

    4. У детей 1 года рост измеряется горизонтальным ростомером,
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Горизонтальный ростомер покрыть чистой пеленкой так,

    чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению

    подвижной планки

    2. Положить ребенка на ростомер головой к неподвижной

    3. Выпрямить ноги ребенка, нажав на колени

    4. Подвинуть подвижную планку ростомера к подошвам

    5. По шкале ростомера определить длину тела ребенка

    4.Завершение манипуляции:

    1.Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    2. Вымыть и осушить руки

    3. Полученные данные записать в ф.112, сообщить о них

    родителям или ребёнку.

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ РОСТА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
    МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦ

    1 месяц 3 см.

    2 месяца 3 см.

    3 месяца 2,5 см.

    4 месяца 2,5 см.

    5 месяцев 2 см.

    6 месяцев 2 см.

    7 месяцев 2 см.

    8 месяцев 2 см.

    9 месяцев 1,5 см.

    10 месяцев 1,5 см.

    11 месяцев 1,5 см.

    12 месяцев 1,5 см.
    6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

    1. Оснащение манипуляции:

    1. Проточная вода (Температура 37 гр.),

    2. Марлевые салфетки,

    3. Детское мыло

    4. Стерильное растительное масло,

    5. Чистое бельё и пелёнки,

    6. Стерильные перчатки,

    7. Мешок для грязного белья,

    8. Ёмкость с дезсредством для перчаток

    9. Ёмкость с 3% раствором хлорамина, ветошь

    10. Лоток для отработанного материала

    2. Подготовка к манипуляции:


    1. Отрегулировать температуру воды в кране

    2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки

    3. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие
    4. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

    дважды с интервалом 15 минут

    3. Выполнение манипуляции:

    1. Снять с ребенка запачканную одежду, сложить

    в мешок для грязного белья

    2. Взять ребёнка так, чтобы голова и туловище пациента

    находилась на левом предплечье

    3. Правой рукой поднять ножки вверх и зафиксировать

    левой кистью

    4. Подмыть под проточной водой, используя салфетки, при

    необходимости детское мыло

    (девочек – подмывать, используя движение спереди назад)

    5. Уложить ребёнка на пеленальный столик, мягкой пелёнкой

    промокательными движениями осушить кожу

    6. Вымыть и осушить руки
    4.Завершение манипуляции:

    1. Смазать паховые ягодичные складки стерильной салфеткой

    смоченной растительным маслом

    2. Одеть и запеленать пациента

    3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов

    в соответствии с Сан.Пин

    4. Снять перчатки, поместить в ёмкость с дезсредством

    5. Вымыть и осушить руки
    7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

    1. Оснащение манипуляции:

    Весы чашечные, салфетка, 3% раствор хлорамина, емкость

    с дезсредством, лоток для использованного материала

    пеленка, история развития ребенка, ручка

    2. Подготовка к манипуляции:

    2. Провести санитарную обработку рук

    3. Протереть весы дезсредством с интервалом в 15 минут

    4. Покрыть весы пелёнкой

    5. Открыть затвор

    6. Уравновесить весы путём вращения противовесов

    7. Установить гири на нулевые деления

    8. Закрыть затвор

    3. Выполнение манипуляции:


    1. Положить ребенка на весы головой к широкой части весов

    2. Открыть затвор

    3. Уравновесить весы гирями

    4. Закрыть затвор
    5. Снять малыша с весов
    4.Завершение манипуляции:

    1. Записать показатели массы тела ребенка в историю

    развития ребенка

    2. Провести дезинфекцию и утилизацию мед. отходов

    в соответствии с Сан.Пин

    3. Вымыть, осушить руки
    ПРИМЕЧАНИЕ:

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
    ВОЗРАСТ ЗА МЕСЯЦ
    1 месяц 600,0

    2 месяца 800,0

    3 месяца 800,0

    4 месяца 750,0

    5 месяцев 700,0

    6 месяцев 650,0

    7 месяцев 600,0

    8 месяцев 550,0

    9 месяцев 500,0

    10 месяцев 450,0

    11 месяцев 400,0

    12 месяцев 350,0

    8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    Детская ванночка для купания, кувшин,

    2 кастрюли с кипяченой

    холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло,

    ветошь, флакон с 5% раствором

    перманганата калия, стерильное растительное

    масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце,

    чистый набор для пеленания

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие

    2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком

    поставить в устойчивое положение

    3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз

    4.Наполнить ванночку водой температуры 36,5 – 37,0 гр. С

    (чтобы не образовывались водяные пары горячую и холодную воду

    наливать попеременно),

    добавить несколько капель 5% перманганата калия

    5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания

    (Т 36,5 – 37,0 гр. С)

    6. Провести санитарную обработку рук
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Левой рукой поддерживать ребенка под спину и затылок, правой-

    ягодицы и бедра медленно опустить вводу ноги и ягодицы

    малыша, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков

    2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды

    3. Помыть голову детским мылом

    4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать

    складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между

    ягодицами)

    5. Перевернуть ребенка кверху спиной

    6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для

    ополаскивания остывает до 34-35 гр. С)

    7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
    4.Завершение манипуляции:

    1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и

    обсушить промокательными движениями

    2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным

    3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку

    4. Вымыть, осушить руки

    ПРИМЕЧАНИЕ: - Первую гигиеническую ванну проводить на следующий день после

    вакцинации БЦЖ;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24 о

    Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду)

    9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

    1. Оснащение манипуляции:

    Мерная чашка, женское молоко, косынка, маска

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие

    2. Провести санитарную обработку рук

    3.Надеть косынку, маску

    4.Налить женское молоко в чашку
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Расположить ребенка с возвышенным головным концом,

    близко к себе

    2. Поднести чашку к губам ребенка

    3.Наклонить чашку, чтобы молоко было на краю чашки

    4. Коснуться губами, чтобы ребенок "спивал" молоко

    5. Лить молоко медленно, порциями

    6. Давать ребенку время глотать и возможность отдыхать между

    кормлениями

    7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
    4.Завершение манипуляции:

    1. Подержать ребенка в вертикальном положении

    2. Положить ребенка в кроватку на спину, повернув голову на

    10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    2. Полотенце

    3. Ёмкость для грязных пелёнок

    4. Скамеечка

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

    2. Маме вымыть руки санитарным способом

    3. Обмыть грудь тёплой водой и осушить полотенцем

    (если мама 2 раза в день принимает гигиенический душ, то

    перед кормлением ребёнка грудь можно не мыть)

    3. Выполнение манипуляции:

    1.Перед кормлением сцедить несколько капель молока

    2. Расположить ребёнка на руке (со стороны молочной железы

    из которой планируется кормить) следующим образом: голова

    ребёнка на локтевом сгибе, ладонь под ягодицами ребёнка.

    Голова и туловище ребёнка должны находиться на одной линии.

    3. Лицо ребёнка обращено к груди матери, нос напротив соска

    4. Туловище ребёнка близко расположить к телу матери

    5. Свободной рукой поддерживать грудь следующим образом:

    Четыре пальца расположить снизу под грудью параллельно

    грудной клетке

    Большой палец расположить сбоку в верхней части груди, (не

    нужно держать грудь возле соска

    6. Коснуться соском губ ребёнка

    7. Подождать, чтобы ребёнок широко открыл рот и помочь

    ребёнку захватить сосок и околососковый кружок, направив

    его нижнюю губу ниже соска)

    8. Обратить внимание на признаки правильного прикладывания

    ребёнка к груди:

    Подбородок касается груди,

    Рот широко открыт,

    Нижняя губа вывернута наружу,

    Околососковый кружок больше захвачен снизу,

    Грудь во время кормления округлой формы,

    Можно видеть и слышать глотание

    9. Следить, чтобы во время кормления ребёнок активно сосал

    грудь (если ребёнок заснул – будить его)

    10. Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут

    11. Спросить о самочувствии маму

    4. Завершение манипуляции:

    ребёнка от груди, дать коже соска подсохнуть

    2. Подержать ребёнка после кормления в вертикальном

    положении 2-3 минуты

    3. Уложить в кроватку на правый бок или повернуть голову

    11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ


    ОПРОС

    ОСМОТР

    СОВЕТЫ

    ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НАЗНАЧЕНИЙ ВРАЧА

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    ПОВЕДЕНИЕ

    КОНТРОЛЬ ЗА НПР

    ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ ПО ВОПРОСАМ УХОДА И ВОСПИТАНИЯ

    ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

    ГИГИЕНА ЖИЛИЩА

    ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

    1

    2

    3

    РЕЖИМ

    ПИТАНИЕ

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙЙ

    ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ


    СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    СОСТОЯНИЕ, САМОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОБЫ

    КОЖА, СЛИЗИСТЫЕ, ПУПОЧНАЯ ОБЛАСТЬ

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ

    13

    14

    15

    СОН

    АППЕТИТ

    БОДРСТВОВАНИЕ

    16

    17

    18

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НПР

    19

    РЕЖИМ

    ПИТАНИЕ

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯН.

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ 2-3 ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    БЕСЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ И ЭПИДОБСТАНОВКОЙ

    12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ

    Фельдшер должен знать:

    1. Первый дородовый патронаж должен быть проведен не позднее 7 дней с момента взятия на учет беременной женщины. Второй дородовый патронаж проводится к беременной при сроке 32-34 недели. Третий дородовый патронаж – к женщинам высокой группы риска в 38-39 недель. Социально-медицинский патронаж проводится к беременным женщинам высокого социального риска. Еженедельно фельдшер должен сообщать в ЦРБ о результатах дородовых патронажей.

    2. Перинатальные факторы риска для плода:

      • Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез,

      • Экстрагенитальная патология беременных,

      • Осложнения в состоянии внутриутробного развития плода,

      • Патология в родах,

      • Социально- биологические факторы риска.
    С учетом этих факторов риска выработана система формирования групп риска беременных женщин по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья.

    Выделены три группы риска:


    • высокий,

    • средний,

    • низкий.
    К высокой степени риска относят женщин с суммарной оценкой вредных факторов в 10 баллов и выше, к средней – 8-9 баллов, низкой – до 4-х баллов.

    1. Группы риска беременных:

    1. – риск повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений здоровья в период адаптации,

    2. – риск патологии ЦНС

    3. - риск возникновения рахита, анемии, дистрофии,

    4. – риск гнойно-септических заболеваний в период новорожденности,

    5. – риск врожденных пороков развития органов и систем,

    6. – риск аллергических заболеваний,

    7. – дети из неблагополучных микросоциальных условий.

    1. Дородовую диагностику врожденной и наследственной патологии:

    • УЗИ в 16-18 нед. И 24-26 недель

    • Скрининг факторов материнской сыворотки (определение альфафетопротеина, хориогонина),

    • Медико-генетическое консультирование.

  • Профилактические дородовые мероприятия при обнаружении у беременной риска для плода.

  • Гигиенические основы питания и режима беременных женщин.

  • Основы деонтологии (особое внимание юным беременным; первородящим 30 лет и старше; женщинам, не состоящим в браке; женщинам – многодетным матерям).

    Фельдшер должен уметь:


    • Установить психологический контакт с беременной,

    • Оценить социально-гигиенические условия, образ жизни, семьи,

    • Оценить состояние здоровья беременной и членов семьи,

    • Осуществить пренатальную диагностику факторов риска,

    • Определить группу риска,

    • Планировать мероприятия по антенатальной профилактике патологии у ребенка,

    • Прогнозировать гипогалактию,

    • Дать рекомендации по питанию, режиму дня, закаливанию, устранению вредных привычек, физическому воспитанию (профилактический комплекс).

    13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)
    18/ 01 Жалоб нет.

    Ребенок находится на грудном вскармливании. Режим

    кормлений свободный – 6 раз в день. Ночью просыпается 1-2 раза,

    мама прикладывает к груди. Грудь сосет активно, не срыгивает.

    Лактация достаточная, режим дня и

    питания мама соблюдает, есть возможность дополнительного

    отдыха, в уходе за ребенком помогает бабушка.
    Если ребенок на искусственном вскармливании:

    Ребенок находится на искусственном вскармливании, получает

    адаптированную смесь «НАН» по 150 мл 6 раз в день, активно сосет

    из бутылочки, мама готовит смесь непосредственно перед

    употреблением, бутылочки и соски кипятятся.
    Прогулки с ребенком ежедневные 2 раза в день по 1 часу,

    дополнительный сон на закрытом балконе 1-1,5 часа. Мама 2 раза в

    день проводит комплекс массажа и гимнастики (№2).

    Гигиенические требования по уходу за ребенком мама выполняет

    (купание ежедневное, проводит утренний туалет, профилактику

    опрелостей, белье ребенка стирает детским мылом, проглаживает.)

    Материально-бытовые условия удовлетворительные.

    Состояние ребенка удовлетворительное. Бодрствование активное. Сон

    Спокойный.

    Кожные покровы обычной окраски, чистые, тургор тканей хороший.

    Подкожно-жировой слой на животе 1,5 см. Б.р. 2Ч 2см, края плотные.

    Стул ежедневный 2-3 раза в день в виде желтой кашицы,

    мочеиспускание 20-25 раз в сутки.

    НПР: А з – удерживает взгляд на неподвижном предмете.

    А с – поворачивает голову в сторону источника звука.

    Д о – в положении лежа на животе, поднимает голову, опираясь на

    предплечья, хорошо держит голову в вертикальном положении

    Д р. – случайно наталкивается на игрушки, подвешенные пред грудью

    Э – при общении с ребенком – комплекс оживления.
    Рекомендации:


    1. Продолжить грудное вскармливание

    2. прогулки на свежем воздухе

    3. комплекс массажа и гимнастики №2

    4. режим дня

    14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС.
    12/03
    Жалобы мамы на покраснение щек и ягодиц у ребенка.

    Ребенок находится на грудном вскармливании, получает 1-й прикорм – картофельное пюре 200г со сливочным маслом 5 г, сок яблочный по 4 ч.л. – 3 раза в день. Сегодня у ребенка появилось покраснение щек, что мама связывает с погрешностями ее в питании (вчера она ела апельсины- 3 шт.)

    Состояние ребенка удовлетворительное. Активен, сон спокойный. На коже щек, ягодиц – гиперемия., подкожно-жировой слой равномерный, 2см. Б.р. 1,5 Ч 1,5 см, края плотные. Стул 1 раз в день, оформлен, мочеиспускания – 15-16 раз в сутки.

    Материально – бытовые условия хорошие, в квартире есть кошка, собака, попугай. Прогулки с ребенком 2 раза в день по 2 часа, мама делает комплекс массажа и гимнастики. Гигиенические требования по уходу за ребенком мама старается соблюдать, белье стирает обычным порошком.
    DS: Экссудативно-катаральный диатез.


    1. Гипоаллергенная диета для мамы, грудное питание + прикорм, яблочный сок (из зеленых яблок)

    2. Гипоаллергенный быт

    3. Ведение пищевого дневника
  • Уход за кожей и слизистыми оболочками является одним из основных моментов ухода за новорожденными.

    Распеленав и внимательно осмотрев ребенка, сестра подмывает его теплой водой (37,5-38 °С). Подмывать ребенка необходимо не только в случае загрязнения фекальными массами, но даже и при незначительном мочеиспускании, так как даже ничтожное количество мочи, оставшейся на коже, может вызвать раздражение. Подмывать лучше рукой, иногда можно намылить ее. Следует употреблять нейтральное мыло: «Детское», «Бархатистое», «Спутник». Хозяйственное мыло для подмывания и купания ребенка использовать нельзя. Совершенно недопустимо подмывание детей непроточной водой в тазике.

    Девочек нужно подмывать всегда спереди назад, держа их на предплечье лицом кверху. При наличии выделений из половой щели у девочек производят туалет раствором перманга-ната калия в разведении 1:8000 (светло-розовый).

    После подмывания ребенка мокрые места обсушивают, осторожно прикладывая к ним пеленку, особенно тщательно осушая складки кожи, их несколько раз смазывают стерильным растительным маслом (вазелиновое масло может вызвать раздражение кожи) или рыбьим жиром.

    Появление опрелостей свидетельствует о неправильном уходе за ребенком. Места покраснения в области ягодиц смазывают рыбьим жиром. При опрелости ребенка следует пеленать рыхло, а места опрелости присыпать порошком белого стрептоцида. Хороший эффект в этих случаях дает облучение мест опрелости ультрафиолетовыми лучами (в этом случае противопоказано применение жировых смазываний) с последующей аэрацией.

    Лицо и глаза ребенка промывают стерильной ватой, смоченной в кипяченой воде или растворе перманганата калия. Каждый глаз промывают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. Полость рта не протирают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется. Не следует также очищать наружный слуховой проход. Для очистки носа применяют тонкие стерильные ватные жгутики, смоченные в 2 % растворе борной кислоты или растворе перманганата калия в указанной выше концентрации. При наличии корочек нос очищают мягким ватным тампоном, смоченным в растительном масле, рыбьем жире или в масляном растворе витамина D.

    После отпадения пуповинного остатка ребенка ежедневно купают в кипяченой воде, продолжительность купания не более 5 мин. Первое купание новорожденного проводят следующим образом. Ванночку (цинковую или эмалированную) тщательно моют горячей водой с мылом, затем обдают крутым кипятком и сливают его. Необходимо иметь достаточный запас кипяченой холодной и горячей воды. На дно ванночки кладут пеленку, сложенную в несколько раз, и наливают горячую кипяченую воду, которую разбавляют до 37-38 °С. Ребенка опускают в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и спинку, а правой - за ягодицы и бедра. В воду погружают вначале ягодицы, а затем все тело (рис. 2). Освобожденной правой рукой намыливают ваткой тело и моют голову, шею, туловище и конечности, особенно тщательно промывают складки в области шеи, за ушами, в локтевых, паховых Рис. 2. Ванна новорожденного.

    областях, под коленками, между ягодицами. Затем ребенка поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой, температура которой должна быть на 1- 2°С ниже температуры воды в ванночке (рис. 3). Затем ребенка завертывают в согретую мягкую простынку и быстро обсушивают осторожным прикладыванием ее, после чего, смазав кожные складки стерильным или прокипяченным растительным маслом, одевают ребенка и укладывают в кроватку.

    Загрузка...