1001-market.ru

Монашеские одежды. Музыкальный инструмент и одежда монахов Достойное отношение к одеждам

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как называется одежда буддийских монахов, какая она, и почему одеяние одних монаховсерое, других – шафрановое, третьих – бордово-красное?

Общие правила

Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.

Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:

  • кеса – в Японии;
  • сэньи – в Китае;
  • кашая – на остальных буддистских территориях.

Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.

Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями.

Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.

Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.


Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:

  • антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
  • уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
  • самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.

У некоторых монахов самхати может состоять из нескольких отрезов ткани, например, из пяти – одежда на каждый день у обычного бхиккху, из семи – на каждый день у мастера, из девяти – у мастера по праздникам и во время церемоний.

Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».

«Виная-питака» содержит тексты, которые регулируют жизнь буддийской общины во всех аспектах. Здесь приводятся правила, история их возникновения и рассказ о том, как Будда Шакьямуни использовал их для гармоничных и теплых отношений внутри общины своих учеников.

«Виная-питака» больше всего почитается в традиции , но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и , иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.


К главным правилам можно отнести следующие:

  • монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
  • бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
  • нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
  • избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
  • -буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.

Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.


Одежда монахов в магазине

Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.

Тхеравада

Облачение монахов-тхеравадинов, которые живут на бирманских, тайских, шри-ланскийских, вьетнамских землях, наиболее соответствует канону по сравнению с другими школами. Их окраска обычно более темная – преобладают оттенки горчицы, корицы, бордо.

Старую одежду монахи в школах тхеравады сжигают.

Кашая традиционно состоит из трех компонентов:

  • антарвасака – по-тайски также звучит как «сабонг», изготавливается из небольшого прямоугольного отреза ткани, который, опоясывая, фиксируют вокруг талии;
  • уттарасанга – по-палийски – «тивара», по-тайски – «чивон», прямоугольный отрез размером приблизительно два метра на семь метров;
  • самхати – кусок плотной ткани в виде прямоугольника размером приблизительно два метра на три метра, применяется как верхняя одежда вроде плаща во время дождя и ветра, в хорошую погоду носится, прикрывая левое плечо.


Даже у такой канонической тхеравадинской одежды есть исключения из правил:

  • можно носить ангсу – накидку без рукавов, которая прикрывает правое плечо и может иметь вырезы, карманы, липучки, застежки-молнии;
  • ланкийские бхиккху заменяют их на рубахи с рукавами;
  • вьетнамские монахи имеют право носить брюки свободного кроя, рубашку на пуговицах в повседневности, а в праздничные и церемониальные дни сверху накидывают халат «анг хо» и уттарасангу;
  • бирманцы даже во время службы из-за холодов могут утепляться.

Раньше облачение монахинь было похоже на мужское, с той лишь разницей, что содержало четвертый предмет – рубашку, которая прикрывала другое плечо. Сейчас линия преемственности бхиккхуни прекратилась, и состоящие при монастыре женщины носят белое одеяние, которое отличается от мужского.

Махаяна

Приверженцы проживают в основном на монгольских, тибетских территориях, а также в буддийских районах России – в бурятской, тувинской, калмыцкой республиках.


Среди монахов преобладает желтая, оранжевая, красная цветовая гамма. Их одежда немного отличается от общепринятой:

  • нижнее белье – саронг, похожий на юбочку, и майка без рукавов;
  • дхонка – рубаха, надеваемая поверх нижнего белья с рукавами вроде крылышек и окантовкой;
  • шемдап – верхняя «юбочка»;
  • зен – накидка, надеваемая поверх.

Изношенную кашаю махаянцы оставляют на территории, заряженной «чистотой» – в лесных, горных массивах, у рек, деревьев или в полях.

Из-за особенностей климата, чтобы не замерзнуть на высокогорьях или в степях, тибетским разрешается носить теплую одежду:

  • короткую ватную желтую куртку;
  • кофту, которая надевается под накидку;
  • накидку из шерсти;
  • утепленные брюки;
  • специальную шапку.


Монастырь в Тибете

В традиции махаяны в одежду монахов могут облачаться не только ламы, но и миряне – однако лишь по особым случаям, к примеру, в церемониях, при получении учительских наказов.

Дзен

Дзен-буддизм по большей части распространен среди японцев, китайцев и корейцев. Их одежда более спокойных, монохромных тонов:

  • черный, серый и коричневый носят китайцы;
  • темно-красный, серый – корейцы;
  • черно-белый – японцы.


Одежда последних начиная с 17-го столетия становилась все больше похожа на кимоно в стиле известного театра Но. Ее составляют:

  • шата – белый халат, надеваемый снизу;
  • коломо – черный халат с ремнем, надеваемый сверху;
  • кашая или ракуса – особый ворот, напоминающий манишку и немного прикрывающий грудь; также есть его удлиненная версия – вагеса.

Ракуса олицетворяет поистине буддийское терпение – японские монахи шьют ее самостоятельно, соединяя шестнадцать кусков ткани воедино.

Школа дзен предполагает особые предписания на тему того, как одеваться, раздеваться и хранить монашескую одежду:

  • хранить нужно на алтаре, аккуратно сложенной;
  • нельзя оставлять ее на земле;
  • чтобы надеть, ее снимают с алтаря обеими руками, кланяясь и прикасаясь лбом к одежде, затем расправляют, кланяются три раза – как символ почитания Будды, и сангхи – и начинают одеваться;
  • при раздевании повторяют тот же обряд, но в обратном порядке.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья, и сегодня ваши знания пополнились интересными фактами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорой встречи!

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:
- черный, белый в Японии;
- черный, серый и темно-коричневый в Китае,
- серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:
- нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
- монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
- если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
- изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
- в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет
Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав
В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:
- Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
- Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
- Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения
В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)

2.1 Цвет
В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав
- Нижнее белье (саронг и безрукавка);
- Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
- Шемдап – верхний саронг;
- Зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения
На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)

3.1 Цвет
В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка - в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония)
- Шата – нижний халат белого цвета;
- Коломо - верхний черный халат с поясом;
- Кеса (кашая, ракуса).

3.3 Неканонические отклонения
В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Буддийские одежды наполнены глубоким символизмом, сводимым в основном к символам скромности, послушания и следования монашеским заветам.

Буддийские монахи носят широкие одежды, называемые кашая (кит. цзяша, яп. кеса 袈裟), в Китае такие одежды именуют также сэнъи (僧衣), но само это определение не указывает ни на их форму, ни на покрой, ни на цвет. Первоначально кашая в Китае не имела установленной формы, позже под кашаей стали подразумеваться длинные одежды с широкими рукавами (в отличие от коротких курток со штанами, которые входили в обиход довольно поздно). В Китае широкая длинная кашая именуется маньи 缦衣 - «неприукрашенные одежды».

Первые одежды буддистов восходят к традиции самого Будды и представляют треугольную накидку в пропорции 6х9. В Индии буддисты традиционно носят белые одежды, откуда и пошло их название адванта-васана - «люди в белых одеждах». Это не только символ чистоты духа и сознания, но и символ нестяжательства. Считается, что в древности буддисты-аскеты просто подбирали выброшенные кем-то одежды, уже выгоревшие на солнце или даже пожелтевшие от старости. В память об этом буддистские монахи обычно ходят в одеждах желтого, оранжевого или серого цвета. Белые одежды распространены среди буддистов-мирян в ряде школ Тхеравады. Маньи коричневого цвета надеваться сверху черных одежд и символизирует готовность сохранять все предписания. Большинство монашеских одежд - красновато-бурого, или оранжево-желтого цвета. Считается, что такие одежды восходят к одеждам Будды, которые он надел после достижения своего просветления. Легенды гласят, что Будда, покинув дворец своего отца, отказывался принимать в дар новые одежды и шил себе платье из выброшенных одежд: он собирал остатки одежды, в том числе и у мест кремации, а затем отчищал их, пользуясь шафраном, что придавало одежде красновато-оранжево-коричневатый оттенок. Считается, что сам такой цвет напоминал Будде те рисовые поля, которые он видел во время своих странствий.

В Китае, а затем и в Японии, одежды разделяются на повседневные и церемониальные, чего в аскетичном индийском буддизме не существовало. Обычная накидка заменяется длинным халатом с широким запахом, а случае церемонии надевается еще и длинная накидка красного цвета, закрепляемая на левом плече - символическое воспроизведение платья Будды.

Кашая изготавливается обычно из материи темно-красного, бурого (у тибетских монахов), желтого или оранжевого цвета (у тхеравадинов и махаянистов). Кашая не может изготавливаться из одежд ярких цветов, даже одна их трактовок самого название «кашая» означает «приглушенного цвета». Традиционно в Китае и Японии для монашеских одежд и ритуальной утвари не используются пять «правильных» или ярко-насыщенных цветов: синий (зеленый), желтый, ярко-красный, белый, черный, поэтому и используется цвет, близкий к черному (но не черный!). Вообще, для монашеской традиции были характерны цвета, «что не слепят глаза»: темно-пурпурный, лазоревый, блекло-желтый, серый.

Как в Индии, так и в Китае нередко разница в цвете кашаи указывала на принадлежность к той или иной монашеской общине, сегодня такие различия стали уже несущественными и чаще всего не указывают на школу. В Китае в ранний период распространения буддизма в III-V вв., монашеские одежды были в основном красноватого цвета, а затем также приобрели заметное многообразие в зависимости от региона или школы: оранжевые, ярко -, темно- и светло-желтые, темно и светло-синие, серые. Например, в династию Тан популярными стали именно темно-серые монашеские кашая, из-за чего монахов стали называть «людьми в темных одеждах» - «цзыъи» (緇衣).

Единого покроя у таких одежд не было. Иногда одежды в прямом смысле сшивались из порванных и выброшенных лоскутьев, поэтому монашеская одежда в Китае получила название «тяньсян и»(田相衣)- «платье, напоминающее поле, [разделенное межами]» В Индии кашая делается из трех прямоугольных кусков материи, поэтому именуется тричивара - «тройные одежды». Внутренний кусок ткани (антарваша) покрывает непосредственно нижнюю часть тела, второй кусок (уттарасанга) прикрывает верхнюю часть тела и спускается на антарвашу, а сверху набрасывается третий, большой кусок ткани, частично прикрывающий два первых (самхати). В японской буддийской традиции одежды после XVII в. в основном тяготели к покрою кимоно и к одеждам традиционного театра Но. Японские дзэн-буддисты надевают особый «воротник», похожий на манишку, частично закрывающий грудь - ракусу (絡子) или другую его удлиненную разновидность - вагеса, которая символизирует, то что его обладатель принял на себе все обеды и прошел мирское посвящение. Ракусу также связан с символикой буддийского терпения - воротник изготавливается самим послушников вручную во время периода его подготовительного послушания перед посвящением (цзюкай), и состоит из 16 отрезов материи, плотно сшитых вместе. Ракусу по сути является упрощенным видом кашаи - якобы она вошла в обиход еще в Китае во время гонений на буддизм, когда монахи были вынуждены носить под обычными одеждами «упрощенную кашаю», а японский монах Догэн в 20-х гг. XIII в. принес эту традицию в японский дзэн. Цвета ракусу в школе Сото дзэн указывает на статус последователя, например, серо-голубые ракусу носятся мирскими последователями, коричневые - посвящающими учителями, которые получили благословение вести самостоятельное обучение, черные ракусу - старшими монахами

В буддизме Махаяны не только монахи, но и миряне и послушники также могут надевать кашая (в Китае именуемая маньи 缦衣), но только в строго определенных случаях, например, во время участия церемонии в храме или во время получения наставлений учителя. Однако в повседневной жизни за пределами обители маньи носить запрещается.

Никаких специальных одежд в Китае или Японии сегодня упасаки не носят, однако старом Китае с XIII в. получили распространение одежда типа «хайцин» - «морской чистоты» (海清), которая повторяла традиционные монашеские одежды: длинное платье с широкими рукавами. У монахов хайцин обычно желтого цвета, у мирян - черного, а сама символика хайцин связана с принятием последователем Трех прибежишь буддизма. Само название такой одежды символизирует всераскинутость буддийского учения («как море») и его чистоту. Поверх черных одежд надевается кашая (маньи) коричневого цвета и символизирует готовность сохранять все предписания.

Помимо длинных платьев монахи в Китае могут носить короткие куртки со штанами, чаще всего это встречается в чань-буддийских школах. Двубортные монашеские куртки могут подпоясываться поясом с узлом справа, однобортные - застегиваются на пуговицы. Китайские монахи также носят высокие гетры белого цвета (вацзы 袜子) перевязанные накрест лентами, такие гетры практичны в путешествиях по горам и лесам: змеи и пауки не могут пробраться снизу через широкие штанины. Традиционно на ноги надевались скромные соломенные сандалии, но сегодня монахи монахи носят матерчатую обувь с плетеной или резиновой подошвой. В период хозяйственных работ или во время физических тренировок куртка спускается с правого плеча, высвобождая тем самым правую руку, а рукав подтыкается за спину.

Зимой махаянистские монахи могут надевать на себя толстую короткую ватную куртку (обычно желтого цвета) или поддевают под кашаю толстый свитер. Тибетские монахи в период холодов используют толстую шерстяную накидку, обычно темно-красного цвета, и могут в ней часами проводить в медитации в холодных высокогорных храмах.

В современном Китае одежды современных монахов могут отличаться поразительным разнообразием по цветам и покрою, во многом это связано с большим числом фальшивых монахов, которые в действительности представляют собой учащихся общеобразовательных школ при монастыре (например, при Шаолиньсы), и которые не имеют никакого отношения к буддийской традиции. Если традиционная монашеская одежда воплощала собой скромность, нестяжательство, сосредоточенность на самосовершенствовании, то сегодня одежды могут изготавливаться из ярких материалов, дорогого шелка, даже расшиваться. В обиход вошли одежды ярко-оранжевого, ярко-желтого цвета, что сразу же выделяет их носителя из толпы, очень эффектно выглядит на показательны выступлениях, но в целом противоречит традиции «скромных одежд из лоскутьев»

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна).

На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:

  • черный, белый в Японии;
  • черный, серый и темно-коричневый в Китае,
  • серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:

  • нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
  • монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
  • если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
  • изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
  • в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет

Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав

В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:

  • Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
  • Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
  • Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения

В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)

2.1 Цвет

В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав

  • Нижнее белье (саронг и безрукавка);
  • Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
  • Шемдап – верхний саронг;
  • Зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения

На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)

3.1 Цвет

В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка — в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония)

  • Шата – нижний халат белого цвета;
  • Коломо — верхний черный халат с поясом;
  • Кеса (кашая, ракуса).

3.3 Неканонические отклонения

В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи ). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная .

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:

  • черный, белый в Японии;
  • черный, серый и темно-коричневый в Китае,
  • серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается , и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др. Например,

  • нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь,
  • монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
  • если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
  • изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
  • в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Стоящий Будда
(Гандхара, I-II в. н. э.,
Токийский национальный музей).

Загрузка...