1001-market.ru

Особенности организации руководства самостоятельной двигательной активности. Самостоятельная двигательная деятельность детей. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко»

Консультация

для воспитателей:

«Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства».

Подготовила: Подольская Е.А

инструктор по физической культуре

« Если ограничить двигательную активность

детей, то недостаточно развитая

двигательная память может атрофироваться,

что приведёт к нарушению условных связей

и снижению психической активности».

П. Ф. Лесгафт.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

В нашем детском саду большое внимание уделяется физкультурно - оздоровительной работе, в т.ч. и организации двигательного режима. Для этого создаются все условия: спортивный, музыкальный залы, игротека, зоны двигательной активности в групповых комнатах, которые пополняются необходимым оборудованием, в т.ч. и нестандартным. Однако важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

    замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;

    ограничением двигательной активности на прогулках;

    требованиями (запретами) взрослых: не лезь, не беги и т.д.;

    увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;

    преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, конструктор, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);

    генетической наследственностью (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку. Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в групповой комнате, где много мебели, и, кроме того, для таких игр требуется участие нескольких игроков. А если хочется по

играть одному или с двумя друзьями? Надо сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, можно определить их индивидуальные предпочтения. Это: постройки из крупного и мелкого строительного материала, сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».., настольные игры, рисование и раскрашивание.

Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.

Для решения этого вопроса предлагается серия игр, учитывающих индивидуальные потребности детей (игровые интересы, необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в самостоятельную деятельность детей постепенно. Следует изготовить следующие атрибуты для игр:

- квадраты из ленолиума , дерматина 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре;

- «тихий тренажёр» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях, разного цвета от пола и до 1,5 м; силуэты детских ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 шт.) длиной 1 – 1,5 м. для подпрыгивания.

Атрибуты и игры с ними можно использовать на физминутках, в совместной деятельности. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов дают возможность дозировать физическую нагрузку и стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Подвижные игры в условиях группы с новым оборудованием спортивного уголка.

1. « Классики».

Цель :

Оборудование : коврики 25х25, разложенные на полу с чередованием: 1ряд – два коврика рядом, 2 ряд – один коврик, 3 ряд – два и т.д.

Ход : Дети прыгают по коврикам, как по классикам.

1 вариант: ноги вместе – ноги врозь.

2 вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две врозь…

3 вариант: ноги скрестно, ноги вместе, ноги скрестно.

2. «Гигантские шаги».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрёстных движений.

Оборудование: коврики 25х25 раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребёнка.

Ход: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик(прямые, боковые шаги, на носках, на пятках, спиной вперёд)

3. «Весёлая дорожка».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Оборудование: коврики располагаются по полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

4. «Займи своё место».

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрёстных движений, оречевление пространственных отношений, закрепление цвета, формы,

Оборудование: Коврики 25х25 располагаются по большому кругу.

Ход: Воспитатель даёт словесное указание игроку:- «встань на коврик с зелёным овалом». После того, как ребёнок выполнил команду, он сам даёт указание следующему игроку, так игра продолжается пока все играющие не займут свои места. по сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу занимают: 1 – свои коврики; 2 – любой коврик. Каждый игрок должен рассказать на каком коврике он стоит.

5. «Достань ягодку».

Цель:

Оборудование: силуэты ладошек на стене, выше их изображение ягодки.

Ход: По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право-лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

6. «Пройди по стенке».

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

Оборудование: наклеенные на стене разноцветные полоски от 1до 1,5м, на полу мягкий коврик.

Ход: Дети по очереди ложатся на пол и стараются пройти по дорожке на стене. Начиная от пола постепенно поднимают ноги всё выше, переходя в положение «Свечка».

7. «Допрыгни до полосочки».

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Оборудование: Дети строятся в колонну около полосок, наклеенных на высоте вытянутой руки ребёнка.

Ход: Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

8. «Путаница».

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право-лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Оборудование : На стене наклеены силуэты ладошек в произвольном порядке.

Ход: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право-лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1 вариант: ребёнок играет один и «ходит» руками по стене.

2 вариант: игра в паре «Кто быстрее доберётся до условной метки?» При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами не отрывая рук от стены.

3 вариант: один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (правая – красная, левая – зелёная).

В групповых комнатах имеется перечень спортивного оборудования. Для увеличения двигательной активности детей разработаны методические рекомендации по обучению основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

Основные виды движений

В результате применения данного оборудования и игр возрастёт интерес детей к подвижным играм, снизится хаотичная спонтанная деятельность, возрастёт продолжительность и интенсивность движений, снизится количество нарушений поведения и число травмоопасных ситуации.

Татьяна Александровна Косолапова

детский сад №149 «»Ёлочка

г.о. Тольятти, Самарской области

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

П.Ф. Лесгафт

Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Интеллектуальные перегрузки, снижение двигательной активности как по объёму, так и по интенсивности, однообразное её содержание – вот основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере. Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности.

Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их. Эта форма работы требует особого, опосредованного руководства.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако, самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

Организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

Владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуального подхода. Необходимо:

Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

Предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;

Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь выбрать пособие для движений вопросом, загадкой, советом;

Пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

При знакомстве с новым предметом показывать его в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности - движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазанья и т. п.);

Отдавать предпочтение пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

Никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка, наоборот, с помощью сюжета внести в его бесцельные действия целесообразность;

Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

Обыгрывать новые пособия, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например: по доске - ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения; мяч - вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т. д.;

Периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждать преодолевать их «по-разному»;

Обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Значение этой формы физического воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо. Самостоятельная деятельность, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность. Например, младшие дошкольники уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста, индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Материалом служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег; катание на велосипеде, качелях, каруселях и самокате, бадминтон, теннис, серсо, кольцеброс, подвижные и другие игры.

Руководить самостоятельной двигательной деятельностью необходимо осторожно, тактично, ненавязчиво: подбадривать, поощрять, предлагать. Не стесняя инициативы детей направлять деятельность каждого ребенка и следить одновременно за всей группой. Например, детям, долго прыгающим через скакалку, предложить поиграть в кегли, серсо или другие спокойные игры; поддержать детей при неудачных попытках и попросить помощи у тех, кто в этом виде движений более успешен.

Таким образом, правильная организация самостоятельной двигательной деятельности будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Список литературы

1. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей // Дошкольное воспитание, 2004, №1

2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, 2006, №8

3. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М., 2009

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000.

5. Хвастунова, Т.А. Организация предметно-развивающей среды в соотвествии с современными требованиями / Т.А, Хвастунова //Воспитатель ДОУ,2009, №2

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 149 «Ёлочка»

г. о. Тольятти

Консультация для педагогов на тему:

«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Косолапова Т. А.

2012-2013 учебный год


Введение 3

1. Понятие двигательной активности детей дошкольного возраста 5

2. Пути оптимизации двигательной активности детей 15

3. Организация физкультурного уголка в группах разного возраста 21

Младший дошкольный возраст 21

Средний дошкольный возраст 24

Старший дошкольный возраст 25

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования . При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Цель работы – рассмотреть методику руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Задачи работы:

Рассмотреть сущность двигательной активности и двигательной деятельности детей;

Выделить пути оптимизации двигательной активности детей;

Раскрыть особенности организации физкультурного уголка в группах разного возраста.

Понятие двигательной активности детей дошкольного возраста

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в течение дня

«Костанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы

әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК.

ГККП «Ясли –сад №44 акимата города

Костанай отдела образования акимата города Костанай».

Бубнова.С.В.,

воспитатель первой квалификационной категории

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы воспитатели обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематических физкультурных занятиях. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путём одних занятий. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности использую в установленном режиме дня различные формы работы.

Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий в неделю, в течение дня обязательно предусматриваю время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляю возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться.

В практике своей деятельности подвижные игры планирую, организую и поощряю в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям отвожу 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Предоставляю в распоряжении детей игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Стараюсь предложить новые сюжетно ролевые игры: ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Двигательную среду насыщаю различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе и на участке создаю полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и т.д.). Использую выносной материал ("Попади в кольцо", «Сбей кеглю», «Кольцебросс»), на асфальте практикую разметку для игры в "Классики". Стараюсь организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группе имею картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. На участке предлагаю спортивные игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки, кегли, и т.д.)

Организуя с детьми разнообразные подвижные игры, способствую всестороннему развитию детей, содействую оздоровлению организма, обогащаю жизнь детей новым содержанием, воспитываю их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию планирую на основе обследования, которое проводиться совместно со спорт- инструктором. Разрабатываются индивидуальные маршруты для детей. Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она является естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, не только предлагаю ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и стараюсь вызвать интерес к задаче. В случаях индивидуального обучения ребенок лучше осваивает данное двигательное действие. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Объединяю детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделяю застенчивых детей в роли ведущих, вовлекаю малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.

Физкультминутки, пальчиковые игры (кратковременные физические упражнения) очень активно использую в своей работе в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутки провожу в процессе самого занятия, сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Практикую физкультминутку между двумя занятиями, провожу её в виде подвижной игры и упражнений. По возможности при проведении физкультминутки даю доступ к свежему воздуху (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, а если проводилась подвижная игра, непродолжительной ходьбы, напоминаю детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагаю спокойно занять свои места.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

В группе детей третьего года жизни подбираю игрушки, стимулирующие самостоятельные первоначальные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца и т. д. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, использую горки, лесенки, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании и т. д.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей четвёртого года жизни подбираю двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с программой. Использую для упражнений в бросании и метании мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме: кольцеброс, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки. Для детей старших групп к концу года вместе со спорт- инструктором вводим игры с элементами спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон- подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом.

Большое место в самостоятельной деятельности детей уделяю подвижным играм с правилами; они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.

Всё указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в циклограмме. Всю многообразную двигательную деятельность детей в течение регулирую и отслеживаю. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Стараюсь всегда помочь детям, и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащих основам гигиены нервной системы ребёнка. Поэтому физическое воспитание во всех его компонентах чередую с другими занятиями и деятельностью детей. Соблюдение систематического чередования вызывает положительную реакцию детей и хорошие результаты.

Вся педагогическая работа направлена на то, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру, совершенствовать свои возможности используя разнообразное спортивное и игровое оборудование.

~ ~

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.

Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Ребенок действует в этой деятельности независимо от взрослого. Все это заряжает его положительными эмоциями. Поэтому важно организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности. На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют различные факты:

  • Личный двигательный опыт ребенка
  • Степень развития самостоятельности
  • Самочувствие
  • Интерес
  • Время суток
  • Климатические и гигиенические условия
  • Наличие физкультурно-игровой среды

Показателями успешности хорошо организованной самостоятельной двигательной деятельности являются:

  • Достаточный объем двигательной активности (по шагомеру)
  • Продолжительность
  • Разнообразие использованных двигательных умений
  • Хорошее настроение
  • Положительные отношения между детьми
  • Достаточное количество речевых реакций

Наблюдая за детьми можно выделить 3 уровня такой активности.

Дети с низким уровнем развития самостоятельной двигательной деятельности могут активно выполнять физические упражнения только вместе с взрослым. У них важно вызвать интерес, желание повторить движения без помощи взрослого. Решению этой задачи помогут следующие приемы:

  • Выполнение упражнения вместе с взрослым
  • Самостоятельное выполнение после показа
  • Расстановка с ребенком необходимых пособий, снарядов вызывая у него желание их опробовать
  • Особые задания, например «Покажи, как ты умеешь играть с мячиком»
  • И др.

Дети со средним уровнем развития самостоятельной двигательной активности способны выполнять знакомые движения в знакомой обстановке при условии напоминания, узнавания ситуаций по расположению пособий. Такие дети готовы действовать не только по одному, но и вдвоем, и маленькой подгруппой. Эти дети с удовольствием помогут разложить пособия, предложат другим детям побегать и попрыгать с ними.

Дети с высоким уровнем проявления самостоятельности в двигательной деятельности умеют уже самостоятельно выбирать, расставлять пособия, выполнять освоенные движения в незнакомой обстановке и с новым оборудованием. У этих детей ярко выражена потребность в оценке своих действий взрослым: « Посмотрите, как я умею!» Такие дети с удовольствием вступают в общение с взрослым.

Поддерживать самостоятельную двигательную деятельность детей может физкультурно-игровая среда. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.

В связи с этим не надо тормозить их самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее. Для этого необходимо выделить достаточное место для движений детей с учетом их:

  • Интересов
  • Пола
  • Уровня двигательной активности
  • Двигательного опыта
  • Степени самостоятельности

Важно, чтобы пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие предметов не только вызовет интерес к движениям, но и предупредит развитие однообразных двигательных стереотипов.

Дети в самостоятельной деятельности очень любят бегать. Однако чрезмерно продолжительный бег ведет к перевозбуждению нервной системы, переутомлению. Задача взрослого в этом случае подсказать детям, что еще можно делать кроме бега.

Важное условие успешной организации самостоятельной двигательной деятельности детей – это выделение для этого специального времени в режиме дня. Наиболее подходяще время для этого:

  • Утренний прием
  • До и между занятиями
  • На прогулке
  • После сна в вечернее время

Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен помнить о специальных приемах:

  • Наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать необходимую помощь
  • Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения
  • Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность
  • Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту
  • Менять расположение пособий
  • При знакомстве с новым пособием показывать разные способы действий с ним
  • Включаться периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес
  • Строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого пособия, снаряды, мебель. Учить детей по-разному преодолевать их
  • Использовать специфические приемы руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем двигательной активности

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

Дети с низким уровнем двигательной активности

Причинами низкой двигательной активности могут быть:

  • Отклонения в состоянии здоровья
  • Недостаточный или избыточный вес
  • Неудовлетворительный психологический климат
  • Однородность. Бедность развивающей среды
  • Систематические запреты взрослых, в результате которых сформировался малоподвижный тип поведения.

Малоподвижные дети затрудняются найти пространство для игр, стараются уйти в сторону, выбирают малоактивные движения. Эффективным способом повышения двигательной активности такого ребенка может стать игра. Важно показать ему в игровой форме простые движения не требующие точности, предложить вместе со взрослым или с кем-то из детей « поучить» игрушку, куклу, повторить то же движение но с другим предметом. При этом не следует добиваться технически точного выполнения движения. На начальном этапе главное вызвать у ребенка интерес, желание выполнять те или иные действия. Обязательно необходимо активно поддерживать попытки ребенка. Периодически необходимо давать возможность детям действовать с предметами (мячи, ленты, обручи, скакалки) так, как они хотят. Если такие ситуации повторять регулярно, то многие дети сами без всякого побуждения постепенно овладеют некоторыми сложными движениями.

Активизации основных движений (бегу, прыжкам и др.) важно уделять особое внимание. Не надо бояться, что дети при этом утомятся. Они не устанут если:

  • Часто меняют движения
  • Темп выполнения
  • Амплитуду
  • Место выполнения

Такая деятельность обеспечит активный отдых, снимет утомление, активизирует психически процессы (внимание, память).

Дети с высоким уровнем двигательной активности

Они находят возможность двигаться в любых условиях, предпочитая бег, прыжки, избегая движений, требующих большой точности. Эти дети как бы не успевают вникнуть в суть упражнения, их движения импульсивны, эмоциональны. Большая двигательная активность создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, что может привести к отклонениям в сердечнососудистой системе. Такие дети подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, физическое переутомление приводит к умственной утомляемости. Они могут выполнять задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем нервной системы, поэтому такие дети могут попадать в конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей двигательная активность, не имеющая определенной направленности, составляет около 50%. Они отличаются расторможенностью, агрессивностью, крикливостью, им трудно переключиться на спокойные движения, требующие устойчивого внимания.

Сдерживать, ограничивать в движениях таких детей нельзя! Взрослый должен не запрещать движения, а регулировать их интенсивность. Необходимо подбирать движения требующие:

  • Сосредоточенности
  • Внимания
  • Точности
  • Сюжет должен сделать движение более осмысленным (не просто бег, а «езда на машине» по разным дорогам, соблюдая дорожные правила).

Дети со средним, нормальным, уровнем подвижности

Эти дети, при правильно организованной самостоятельной деятельности активны. Движения их хорошо развиты, двигательная активность саморегулируется, не требуя особого внимания со стороны взрослых. Они как правило имеют нормальную массу тела, редко болеют и хорошо усваивают учебный материал.

Зная специфику каждого ребенка, педагог направляет их самостоятельную двигательную активность в правильном направлении, что помогает их всестороннему, гармоничному развитию.

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.

Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.


Загрузка...