1001-market.ru

Отношение к дружбе: Обломов и Штольц. Обломов и Штольц: сравнительная характеристика Можно ли штольца назвать настоящим другом

Сочинение по направлению: дружба и вражда. Пример

«Дружба-мост над пропастью, теплый плед в холод». Прежде чем рассуждать о роли дружбы в жизни человека, обратимся к формулировке понятия «дружба». Если бы меня спросили, что это такое, я бы ответил так же, как современный фантаст Б.Вербер: «Дружба - возможность стоять плечом к плечу». Сегодня дружбу многие воспринимают как число друзей в социальных сетях, престижное знакомство с известными людьми и даже возможность продвинуться по карьерной лестнице. Но ведь существуют и фронтовая дружба, дружба, проверенная временем, а также дружба коллег, сплоченных одним делом. Я, в свою очередь, не сомневаюсь в том, что именно такие отношения могут стать тем самым пледом, который укроет тебя от любых невзгод.

Пример идеальной дружбы можно увидеть в романе И.Гончарова «Обломов». Автор рассказывает историю взаимоотношения двух героев: Штольца и Обломова. Их дружба было предопределена тем, что семья Штольцев жила по-соседству. Оба мальчика учились в пансионе для дворянских детей. Мы узнаем, что Андрей помогал Илье с самого детства: переводил английский, делал за него домашнюю работу, то есть баловал приятеля. Читая роман, удивляешься, насколько разные люди оказываются связанными на всю жизнь. Если Андрюша мог на полдня пропадать из дома и отец запрещал ему мешать, то Обломов не ступал и шагу без няни. Если 8-летний Штольц сидел с отцом за географической картой, учил библейские стихи, отлично занимался, говорил по-русски и по-немецки, то Илюша видел одну главную заботу в родном доме - о кухне и обеде. Не случайно И.Гончаров детально описывает один день из жизни взрослого Обломова - настолько похожи могут быть недели, месяцы, годы жизни человека. Читатели видят, как, проснувшись в 8 утра, ещё и в пятом часу вечера он не поднялся с постели. Чем же занят Илья Ильич всё это время? Лёжа на диване, герой принимает гостей. Он слушает о том, насколько загружен день приятеля Волкова, и радуется тому, что «он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Бывший сослуживец также не смог поднять с постели Обломова. Приход Судьбинского не вызывает энтузиазма трудиться с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, а позволяет гордиться тем, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что «есть простор чувствам, воображению». Каким творческим человеком бы ни был Обломов, даже литератор Пенкин не смог его вдохновить на труд писателя. «И все писать, все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? » - несчастным человеком считает главный герой тех, кто вынужден служить, трудиться, и радуется тому, что «лежит он, беззаботен, как новорожденный младенец» . Удивительно, что этот человек смог вызвать искренние теплые, дружеские чувства у Штольца, ведь хорошо образованный, целеустремленный, настойчивый, много путешествующий Андрей находится беспрестанно в движении: его посылаю агентом в Бельгию или Англию, пишет проекты, реализует новые идеи. Как говорит автор, «он шел к своей цели … и разве только тогда отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна..."
Искренняя дружба проверяется в первую очередь в трудных, проблемных ситуациях. У Обломова таких ситуаций очень много. Он запустил дела в имении и терпит крупные убытки, он отдалился от света, товарищей и ведет жизнь затворника, остановившегося в своем духовном развитии. Его пытаются обмануть Тарантьев и Мухояртов. Он готов жениться на Агафье Пшеницыной. Безвольный и несамостоятельный Обломов ждет помощи только от Штольца. «Он бы уладил..», «он бы избавил..» - слова последней надежды главного героя. Мы убеждаемся в том, что дружба героев проверена временем, читая финальные страницы романа: именно Штольц воспитывает сына Обломова, Андрюшу, ведет дела Ильи Ильича после его смерти, обеспечивает Агафью Пшеницыну, высылая ей доход с Обломовки.

И.Гончаров не позволяет сомневаться в том, что настоящая дружба может стать мостом через пропасть, и теплым пледом, укрывшим от житейских и жизненных невзгод.

В начале романа читатель узнает о дружественных отношениях Обломова Ильи Ильича со Штольцем. Дружба - это близкие, почти родственные отношения, но ее мощи недостаточно чтобы в Обломова вдохнуть жизненную силу. И здесь появляется вопрос: а в реальности дружба направляет ли непосредственно, должна ли направлять? Так какая нить достаточно надежно смогла связать этих совершенно различных людей? Что не давало возможности друг от друга им отдалиться? Той невидимой цепочкой, крепко державшей их друг около друга, являлись детский и школьный периоды жизни, проведенные вместе. Такой мечтатель, как Обломов, оказывается, в юности был активистом и стремился к знаниям. Изучая различные науки одновременно со Штольцем, они просиживали дни за литературой. Дружба Штольца носит эгоцентричный характер - он желает, чтобы его друг жил, как он сам, и непременно получил от жизни счастье. Андрей не способен даже представить, что жизненный уклад Обломова может доставлять тому счастье. Штольц организует его знакомство с Ольгой Ильинской, желая изменить мир Обломова, вернуть его к реальной жизни. В романе «Обломов» Гончаров Иван Александрович подвергает утонченному анализу взаимоотношения между двумя людьми, проводит исследование и раскрывает тему дружбы между людьми. Способны ли дружить абсолютно несовместимые люди? Над данной проблемой автор размышляет на протяжении всего романа. Писатель раскрывает эту идею, приводя в пример отношения центральных героев романа: Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. Отдельные критики были уверены, что Штольц - антипод Обломова, его полная противоположность, но, с другой стороны, Штольц вероятнее всего, является дополнением Обломова и наоборот. Один из них имеет именно то, чего другому не хватает. Если Илья Ильич предстает перед читателями как натура, полная наивности и открытости, то в образе Андрея Ивановича Гончаров запечатлел человека решительного и устремленного к цели. Перед ним поставлена цель, он знает способ её достижения и пытается своими идеалами увлечь Обломова. Так, именно Штольц Андрей желает «растормошить» Илью Ильича и навязать ему свои взгляды на реальную действительность. Он выводит его из дому и заставляет появляться в светском обществе. Андрей просит Ольгу Ильинскую «приглядеть» за Ильей. Он делом пытается доказать свою дружбу. На примере отношений Обломова и Штольца мы видим, как люди, обладающие, разными, иногда противоположными характерами и качествами, способны испытывать друг к другу чувства нежности и дружбы, не обращая внимания ни на какие различия. И мы видим, что такая дружба не только возможна, но и обоим сторонам способна принести много пользы.

Введение

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Заключение

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

Тест по произведению

Сергеев Виталий, 10т1

Антиподы ли Обломов и Штольц?

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов — медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц — энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка — деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей — любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: “ученье не уйдет”, главное — аттестат, “что Илюша прошел все науки и искусства”, но внутренний “свет” образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.

В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы — нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал “почву” Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой “почвой”, извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не “немецким бюргером”, а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с “белыми руками” барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание — с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой — нежное, высокое, поэтическое — сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную — иначе Илья не мог — поездку среди слуг, угощений, перин — как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро — все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц — труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей — как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот “вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода”. Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья “никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты”. Андрей “не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, “не лежал у ног” красавиц, хотя не испытывал огненных страстей”. Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался — Обломов “уходил в себя”. И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц — сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства — Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие — лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц “без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием”. Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах — только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего — разум и труд. Для Обломова — счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова —прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, “чтоб сегодня походило на вчера”. Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь — в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, “загнив” окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека — друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево — две противоположности — возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.

Введение

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Заключение

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

Тест по произведению

Загрузка...