1001-market.ru

Педагогическая практика. Лист наблюдения за ребенком во время пребывания Дневник наблюдения за ребенком в доу

Ø Перед тем, как приступить к непосредственному наблюдению за ребенком, необходимо установить контакт с воспитателями и помощником воспитателя группы. На время прохождения практики психолог становится частью (хотя и независимой) взрослого состава группы.

Ø Отношения с взрослыми должны строиться на деловой основе, но при этом быть эмоционально теплыми. Лучше заранее согласовывать свои действия с действиями воспитателя, предупреждая тем самым непонимание и разного рода недоразумения, но совсем не обязательно при этом сообщать истинную цель исследования (что будет предметом, и кто - объектом наблюдения).

Ø Ориентируясь на взаимопонимание в отношениях с воспитателями, необходимо сохранять собственную независимость и автономность. В задачу психолога не входит идентификация с воспитателями. Поддержка и понимание воспитателей и их помощника нужны для того, чтобы органично «вписаться» в естественную обстановку группы и этим максимально снизить влияние своего присутствия на наблюдаемой процесс.

Ø На время наблюдения задача психолога - сохранять нейтральную позицию, никоим образом не влияя на происходящие события своими действиями и словами. Вмешательство психолога возможно только при возникновении угрозы здоровью и жизни детей.

Ø Не исключено, что в первый день наблюдения со стороны детей будут возникать многочисленные вопросы к психологу о том, что он делает, а также просьбы или предложения поиграть с ними. Не стоит давать детям пространные и запутанные объяснения на подобные вопросы, достаточно кратко, но твердо ответить, что в данный момент вы работаете и поэтому не можете играть. Если обещаете ребенку поиграть с ним в другое время, указывайте точное место и время игры (например, «Вечером на прогулке») и обязательно выполните свое обещание, иначе следующее наблюдение может быть сорвано обманутым вами ребенком.

Ø Как правило, если психологу удалось с первого раза занять позицию нейтрального наблюдателя в группе, вся последующая серия его наблюдений пройдет в хорошей рабочей обстановке, а внимание детей к нему будет минимальным. Необходимо отметить еще один немаловажный момент, его можно обозначить как «консерватизм наблюдателя» - консерватизм одежды (лучше отказаться на время наблюдений от яркой одежды и яркого макияжа), неизменность поведения и манер, а также постоянство рабочего места.

Ø Рабочее место. Заранее стоит определить место наблюдения и согласовать свое действие с воспитателями. Нужно выбрать такое место, чтобы хорошо видеть и слышать все происходящие события, но при этом привлекать минимум внимания к своей персоне. Лучше зафиксировать рабочее место специальными атрибутами (стол, стул), тем самым, определив свое «рабочее» положение.

Ø Независимо от того, когда и где проводится наблюдение, общие требования остаются следующими:

1) весь наблюдаемый процесс протоколируется (не исключено применение технических средств для записи, но их использование предъявляет ряд особых требований);

2) в записи наблюдения обязательно указываются точное время, условия наблюдения и участники наблюдаемого процесса;

3) наблюдая за одним ребенком и записывая все его действия, высказывания и прочие проявления, наблюдатель также фиксирует действия, высказывания и проявления других детей и взрослых, во взаимодействии с которыми находится наблюдаемый ребенок. Важно не допустить односторонность фиксации факторов: необходимо фиксировать не только результат взаимодействия, но и причины его вызвавшие;

4) старайтесь быть точными в определении наблюдаемых фактов - не упрощайте и не усложняйте увиденное (будьте объективны в записи). Все высказывания детей фиксируйте дословно, без изменений, указывайте интонации, паузы, темп и другие особенности речи. Эмоциональные проявления отражайте достоверно.

Ø Проводя серию наблюдений за одним ребенком, лучше организовывать наблюдение при разных условиях:

· во время работы одного и другого воспитателя, возможно, в отсутствии обоих (например, на музыкальном или физкультурном занятии);

· во время проведения разных режимных моментов (во время приема пищи, на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности и др.).

Ø Нет необходимости спешить делать выводы по 1-2 наблюдениям. Надо учитывать влияние множества факторов и стараться избегать ситуационных искажений восприятия ребенка.

При наблюдении необходимо фиксировать и учитывать следующие аспекты в действиях и деятельности ребенка:

1. отношение ребенка к другим(детям, взрослым);

2. проявления общей моторной активности ;

3. проявления аффективной сферы ;

4. особенности движений и реакций рук ;

5. особенности речи ;

6. наличие спонтанных высказываний ;

7. особенности выполнения действий ;

8. позиции ребенка в совместной деятельности с кем-либо;

9. самооценку ребенка.

Наилучшим вариантом обобщений результатов наблюдений будет их согласование с данными других психодиагностических исследований.

Пример дневника наблюдений

Необходимо отметить, что приводимый ниже дневник наблюдений является образцом включенного наблюдения. Включенное наблюдение представляет такой вид наблюдения, при котором исследователь имеет возможность непосредственно взаимодействовать с исследуемым ребенком. Данный вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны, рассмотрение которых не входит в нашу задачу. Мы предлагаем Вам самостоятельно оценить достоинства и недостатки этого вида. Считая, что и включенная, и нейтральная форма наблюдений возможны для изучения детей раннего возраста, мы, тем не менее, настаиваем на нейтральной, при которой взаимодействие исследователя с наблюдаемым ребенком исключается.


ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ

Наблюдение проводилось в ясельной группе городского детского сада. Возраст Даши на начало наблюдения 3 г. 6 мес.

Февраля

О том, что мне нужно будет наблюдать за Дашей, я узнала от заведующей. Надежда Васильевна сразу после нашего знакомства предложила мне вести наблюдение за этой девочкой и объяснила мне свое решение тем, что Даша посещает детский сад чаще всех и редко болеет. Мне очень не понравилось то, что за меня сделали выбор, поэтому все желание вести наблюдение за Дашей пропало. А познакомились мы с Дашей следующим образом.

После нашей беседы с заведующей я отправилась в ясельную группу и только зашла в раздевалку, как вдруг увидела перед собой очень красивую маленькую девочку с большими карими глазами. Ее взгляд заставил меня забыть обо всем на свете. Я помню, что в тот момент у меня в голове была только одна мысль: «Неужели передо мной Даша?» К моему великому сожалению очаровательную девочку с карими глазами звали Карина, а с Дашей меня познакомила воспитательница. Во время моего прихода она одевала Дашу для прогулки и, как только узнала о цели моего визита к ним, сказала Даше: «Вот эта тетя будет за тобой наблюдать. Ты согласна?» Даша утвердительно кивнула головой, а я расстроилась из-за того, что Даша мне совсем не понравилась.

Погруженная в свои переживания по этому поводу я не замечала того, что происходило вокруг, и была очень удивлена, когда увидела перед собой Дашу с маленькими сапожками в руках. Она долго смотрела на меня своими небесно- голубыми глазками, а потом тихо сказала: «Надень мне сапоги». В этот момент в душе у меня что- то произошло. Я сразу пришла в себя, и мне стало очень стыдно за то, что еще совсем недавно я не хотела наблюдать за этим милым ребенком, который сейчас держит меня за шею, и вытягивает маленькую ножку для того, чтобы я надела на нее такой же маленький сапожок. Дашина просьба резко изменила мое отношение к самой Даше, и вместе с этим вернуло исчезнувшее желание наблюдать.

Таким образом, вполне довольные друг другом, мы с Дашей отправились на прогулку. На участке Даша вместе с другими ребятишками играла на веранде. Она вела себя очень агрессивно в отношении тех детей, которые не подчинялись ее требованиям. Например, если Даше захотелось повозить машинку, она силой отбирала ее у мальчиков. Если Даше хотелось поиграть с куклой, она выхватывала ее у девочек и, не обращая внимания на плач и крик обиженных ею детей, продолжала делать то, что ей заблагорассудиться. Своим поведением она заставила меня предположить, что является лидером в своей группе. Иллюстрацией этой гипотезы может послужить следующий случай: Даша собрала вокруг себя несколько девочек и мальчиков, нагребла в ведерко снега и накормила им всех присутствующих, не учитывая при этом их желания. Сама Даша снег не ела.

Когда все вернулись в группу, я помогала воспитательнице раздевать детей, и в это время перестала наблюдать за Дашей. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что Даши среди девочек нет, а мальчиков стало на одного больше. Позднее я поняла, что приняла Дашу за мальчика, так как представляла ее в платье и с хвостиками, а в действительности Даша была в футболке и шортиках, да еще и с коротенькой стрижкой.

Получилось, что мой образ Даши не совпадал с ее реальной внешностью, и в результате я даже не смогла узнать ребенка, за которым наблюдала почти целый час. Данная ситуация навела меня на размышление о том, что многие разочарования в людях, непонимание и, возможно, даже конфликты связаны с тем, что мы создаем некий идеальный образ Другого, задаем рамки его портрета в виде различных установок, а затем пытаемся вогнать в них реального живого человека, заставляя его страдать и мучаться. Особенно тяжело переживают эту ситуацию дети, которые изо всех сил стараются соответствовать идеальному образу, созданному родителями или избегают подобных установок, создавая при этом напряженную обстановку в семье.

Комментарий

В целом можно сказать о том, что в первый день наблюдений был получен достаточно большой объём информации о Даше.

Оказалось, что она является самой старшей в группе. Возможно, поэтому Дашу воспринимают в группе в качестве лидера. Её слушаются не только девочки, но и некоторые мальчики.

Кроме того, уже в первый день наблюдения обнаружилось, что Даша очень агрессивна. Никто другой из всей группы не обижает своих друзей с таким хладнокровием, как это делает Даша, и здесь необходимо отметить тот факт, что саму Дашу в группе не обижают, а её выходки всегда прощаются.

Можно предположить, что определенное отношение к Даше со стороны сверстников и взрослых членов группы способствовало формированию у Даши представления о том, что она самая лучшая, самая сильная и самая главная в группе. Ответ на вопрос, чем обусловлено это отношение, вероятно, будет найден в процессе последующих наблюдений. Возможно, на её самооценку повлияло и то, что она является единственным ребёнком в семье, и поэтому самым любимым и дорогим.

Февраля

Когда я пришла в группу, то сразу увидела Дашу с телефоном в руках. Она набрала номер и затем стала разговаривать с мамой. Даша попросила маму купить ей мороженое, яблоко и шоколад. Мама как будто бы согласилась.

После завершения разговора она выбросила телефон на пол, взяла на руки куклу и приложила ее к груди. На вопрос: «Что ты делаешь?», она ответила: «Это моя дочка. Я ее кормлю грудью». Далее Даша сказала, что она одна у мамы и папы. Раньше мама кормила ее грудью, а теперь не кормит, потому что Даша уже взрослая и сама может быть мамой.

Завершив свой рассказ, Даша решила взять куклу по-другому, но из-за неловких движений Даши ее дочка упала на пол. И, хотя кукла лежала на спине, Даша решила, что дочка поранила себе лоб и у нее течет кровь. Объяснить причину выбора именно этого места для раны Даша не смогла, и я не стала ее больше расспрашивать. Как только мы вытерли «кровь», Даша уложила свою дочку спать, а сама села около кровати дочки и начала читать книжку. То, что она говорила, было очень похоже на стихотворение, но содержание не соответствовало подлинному тексту. Мне все время казалось, что Даша в стихах описывает картинки в книжке. Затем она дала эту книжку мне и попросила почитать вслух.

Я во время прочтения специально делала большие паузы для того, чтобы Даша сама рассказывала стихотворения и, в результате, оказалось, что все детские произведения Агнии Барто Даша знает наизусть и может рассказать. Меня это поразило, потому что остальные дети еще очень плохо говорили, некоторые и вовсе не могли произнести внятно ни одного слова.

После прочтения книги Даша вдруг заметила под своим стулом ею же брошенный телефон, взяла его и снова принялась звонить маме. На этот раз разговор сильно отличался от предыдущего, т.к. сейчас Даша видела, что за ней наблюдают. Она попросила у мамы мороженое, яблоко и шоколад, а потом неожиданно расплакалась и стонущим голосом начала просить у мамы желаемое. Это действие продолжалось довольно долгое время и в результате мама как будто бы согласилась. Довольная собой Даша положила трубку.

Я поинтересовалась о том, всегда ли она так поступает, когда мама ей в чем–то отказывает. Даша утвердительно кивнула и подняла с кровати куклу и убежала.

В это время на ее стул села Катя и попросила меня почитать ей книжку. Когда Даша увидела на своем месте девочку, она быстро прибежала к нам, села на краешек стула рядом с Катей и с невозмутимым видом, стиснув зубы, медленно столкнула девочку на пол. Мое замечание она проигнорировала.

Как только Катя ушла, Даша соскочила со стула и вместе с куклой уселась за стол рядом с мальчиком, который играл с формочками. Я думала, что Даша сейчас продемонстрирует свои умения в подбирании каждой формочке нужной дырочки в специально сделанном для этого круге, но Даша опять меня удивила. Вместо предполагаемых мною действий она взяла в одну руку круг с дырочками, в другую – одну из формочек и начала изо всех сил бить этим кругом по формочке. На мой вопрос о том, что она делает, Даша ответила: «Я рублю дрова и мясо для того, чтобы затопить печь и накормить дочку мясом». Когда я спросила, откуда взялось мясо, она сказала, что недавно закололи корову. «Нарубив дрова», Даша начала кормить «мясом» куклу.

Я в то время обратила внимание на мальчика Ваню, который залез на маленькую деревянную лесенку, прибитую к стене. Я похвалила Ваню за то, что он не побоялся так высоко забраться, и тут Даша, услышав мои слова, бросила куклу и закричала: «А я могу залезть еще выше». Она, действительно, залезла очень высоко, поражая меня своей смелостью, но я ее не похвалила, а, наоборот, попросила слезть обратно. Процедура залезания и спрыгивания с лесенки длилась недолго. Она завершилась сразу же после того, как Даша нашла мячик и стала бросать его в разные стороны.

Один раз мячик поймал мальчик Никита, а Даша, испугавшись, что Никита отберет у нее этот мяч, сильно ущипнула его за ногу. Никита заплакал и отдал Даше мячик. Подобную агрессию в Даше я заметила и в других ситуациях, а именно, когда Даша отобрала у играющей девочки кубик и с размаху ударила ее по голове. Воспитательница заставила Дашу просить прощения у девочки. Даша была вынуждена извиниться. Она очень тихо сквозь зубы пробурчала: «Я больше не буду».

Комментарий

Второй день наблюдения показал, что у Даши хорошо развита речь, память и способность к подражанию. Не каждый ребенок в ясельной группе сможет прочитать наизусть длинное стихотворение и выразительно представить его героев.

Потребность быть в центре внимания проявляется в демонстративном поведении. Игнорирует все препятствия и запреты на пути достижения собственных целей.

Помимо агрессивности, которая часто наблюдается в Дашиных поступках, в ее характере можно заметить и такие черты, как самоуверенность, властность, эгоцентризм.

Февраля

Сегодня я наблюдала процесс одевания детей и активно в нем участвовала. Я успела заметить, что Даша умеет одеваться самостоятельно, но очень любит, когда ей помогают.

Кроме того, Даша очень неусидчива и неспокойна. Ей очень трудно находиться на одном месте длительное время, поэтому, пока я одевала других детей, она носилась по раздевалке и разбрасывала одежду ребят в разные стороны.

Потом она села на трубу, отходящую от батареи, и стала изображать из себя шофера за рулем. Когда я обратила на нее внимание, она пригласила меня в свою машину, но я отказалась. Другие ребята, глядя на Дашину игру, тоже захотели стать шоферами и вместе с ней сели на трубу. Даше это не понравилось, и она вытолкнула непрошеных гостей на пол. Я сделала ей замечание, но Даша пропустила его мимо ушей.

Она слезла с трубы и побежала к своему ящику, откуда достала мешок с вафлями. Две из них Даша съела сама, а остальные предложила мне. Я чуть отломила от одной вафли, поблагодарила Дашу и предложила ей угостить других ребят. Даша вначале сопротивлялась, но потом все таки угостила находившихся рядом детишек. Мне было очень приятно видеть, что Даша не отбирала, а отдавала, и при этом радовалась за других.

Наблюдения в детском саду

Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения в детском саду , направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.

Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения в детском саду используются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

Определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

Выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

Подготовка объекта к наблюдению.

Подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

Необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду , но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.


«Насекомые»
Цель:
Формирование умения детей устанавливать связи между погодными условиями и жизнью насекомых.
Развитие интереса к наблюдениям за насекомыми.
Активизация словаря детей: зимняя спячка.

Ход наблюдения.
- Дети, каких насекомых вы знаете?
- Чем покрыто тело зверей? А у насекомых?
- Каких насекомых вы видели летом? А осенью?
- Почему насекомых осенью стало меньше?
- Как вы думаете, почему исчезли насекомые?
- Где они могли бы спрятаться на зиму?

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и подумать, где бы могли прятаться насекомые. Объяснить детям, что насекомые впадают в зимнюю спячку. Но весной только потеплеет, припечёт солнце и они проснутся.

Какие же из насекомых «засыпают первыми»? (те, которые питаются цветочной пыльцой) А комары, мухи и муравьи впадают в состояние покоя позже – с наступлением сильных заморозков.

Но с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. (Чем питаются гуси, ласточки, грачи?) Птицы осенью совершают перелеты. Вместе с птицами в теплые края улетают и многие насекомые: стрекозы, некоторые виды бабочек, божьи коровки.

Логическая задача «Осень»
«Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами.
- Это стрекоза, - узнали дети, - она – полезное насекомое.
- А вот почему она залетела в комнату? И что нажну сделать? – спросила воспитательница».

Вывод: Осенью насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в комнату случайно стрекозы. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее, - пусть сама найдет укрытие.

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.
Цель: воспитание интереса помогать взрослым.
Оборудование: грабли, носилки.

«Домашние животные»
Цель:
Закрепление знаний детей о таких домашних животных, как кошка, собака, лошадь.
Воспитание заботливого к ним отношения.
Активизация словаря детей: кот, кошка, котенок; пес, собака, щенок; конь, лошадь, жеребенок.

Ход наблюдения.
Почти на каждой прогулке детям встречаются домашние животные. Рассказать о повадках этих животных, о пользе.

Кошка

У неё красивая мягкая шёрстка и пушистый хвост. На голове 2 постоянно настороженных уха: ведь кошка слышит малейший шорох. Большие глаза прекрасно видят в темноте. На пальцах коротких лап мягкие подушечки, в которых спрятаны острые коготки. Кошка ходит неслышно, осторожно подкрадывается. Обратить внимание детей, как быстро и красиво бежит кошка, как ловко взбирается на дерево или крышу, выпуская когти. Спросите, у кого дома есть кошка, как её зовут, какого цвета шёрстка, чем её кормят. Кошка, как и каждое животное, любит ласку. Если к ней хорошо относиться, она привязывается к дому и людям. Кошка полезна: она ловит мышей.

Приметы:

Если кошка моется, лижет лапу – к ясной, жаркой погоде, мордой трясёт – к ненастью, прячет морду – к холоду, лежит брюхом вверх откинув хвост – к теплу, скребёт пол и ножку стола – к ветру и метели, пьёт много воды – к непогоде, крепко спит – к теплу.

Собака

Она очень привязана к своему хозяину, повинуется его приказам, понимает, когда её зовут. Собаки сторожат дом, на севере запрягают их в сани и ездят на далёкие расстояния, они помогают пограничникам охранять границы нашей Родины. Во время войны собаки помогали санитарам. Есть собаки – ищейки.

У собак хорошо развиты обоняние и слух. Если хозяин собаки в опасности, она спасёт его. Недаром говорят, что собака – друг человека.
Во время бесед предложить детям вспомнить, что они слышали о животных из книг и рассказов взрослых, видели в кино или по телевизору.

Приметы:

Если собака усиленно роет землю или залезла в воду или ест траву – к дождю; катается по земле летом, мало ест и много спит – к ненастью, зимой – к вьюге; растягивается на земле, раскинув ноги, брюхом кверху – к теплу; лежит, свернувшись – к холоду; глухой лай собак зимой – к снегу.

Лошадь

Рассмотреть внешний вид, обратить внимание, какая она сильная: возит тяжёлые грузы. Лошади очень ловкие: они могут спускаться с крутых гор, проходить по узким опасным тропинкам. Лошадь привязывается к человеку. Она никогда не оставит своего хозяина в беде. Осенью домашних животных переводят в тёплые помещения.

Приметы:

Лошадь храпит – к ненастью; ложится на землю летом – к сырой погоде; фыркает – к теплу, трясёт головой и закидывает её кверху – к дождю; летом бьёт задней ногой – к потеплению или ненастью, зимой – к снегу.

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

Цель: развитие трудолюбия, желания помогать взрослым.

Оборудование: ведерки, бумажные коробочки и пакеты, садовые грабли.

Педагогическое наблюдение за ребёнком 3-4 лет

Педагогическое наблюдение за ребёнком в процессе игровой деятельности

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка», г. Кстово Нижегородская область
Описание материала: материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, родителям с целью наблюдения за игрой ребёнка 3-4 лет, вовлечения его в процесс игровой деятельности.
Подобное педагогическое наблюдение поможет педагогам оценить процесс развития ребёнка в ведущем виде деятельности - игре, спланировать дальнейшую свою педагогическую деятельность.
Цель: анализ сформированности игровой деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста
Задачи:
побуждать принимать поставленную педагогом задачу;
обогащать содержательную сторону игровой деятельности, игровой опыт ребёнка;
содействовать использованию предметов-заместителей, воображаемых предметов;
формировать положительные отношения между ребёнком и взрослым.
Средства: кукла, игровые уголки в группе, игрушки (предметы-заместители), стол, диван, нож, разделочная доска.
Способы: вопросы, ответы, игровая ситуация.
Участники: воспитатель, ребёнок.

Ход педагогического наблюдения:
/у Димы в руках кольцо от пирамидки, он крутит его перед собой и бесцельно передвигается по группе, делая один круг за другим/
Воспитатель:
Дима, что ты делаешь?
Дима:
Еду на машине.
Воспитатель:
У тебя легковой или грузовой автомобиль?
Дима:
У меня легковой автомобиль.
/ребёнок может назвать марку автомобиля/
Воспитатель:
А куду ты едешь?
Дима:
В магазин.
/если ребёнок затрудняется ответить, то воспитатель может предложить съездить в магазин.
Можно придумать любую другую игровую ситуацию, например, съездить на почту, на прачку, в аптеку. В зависимости от игровой ситуации будет зависеть развёртывание сюжета игры /
Воспитатель:
Что ты хочешь купить в магазине?
Дима:
Я куплю конфеты. Я их очень люблю.
Воспитатель:
/держит в руках куклу/
Мы с куклой Катей тоже очень любим конфеты. Ты угостишь нас?
Дима:
Конечно, угощу.
/доезжает до стойки с игрушками, делает вид, что покупает конфеты, едет обратно/
Вот вам конфеты.
/разжимает кулак, кладёт на ладонь воспитателя воображаемые конфеты/
Воспитатель:
/делает вид, что пробует конфету, угощает куклу и благодарит Диму/
Спасибо, Дима. Вкусные конфеты.
Дима:
/радуется, вызывается купить ещё что-нибудь для куклы и воспитателя/
Сейчас ещё раз съезжу в магазин и куплю продукты.
Воспитатель:
Очень хорошо. Мы с Катей будем накрывать на стол. Привези, пожалуйста, хлеба и колбасы.
Дима:
Ждите. Я быстро.
/едет, но застревает в пути/
У меня кончился бензин. Надо заправиться.
/подъезжает к ФИЗО-уголку, берёт скакалку, подсоединяет к машине и заправляется;
затем едет в магазин, останавливается около полки с игрушками, задумывается, выбирает кирпичик и цилиндр, едет обратно;

может случиться и другая ситуация, например, машина может застрять в пути или сломаться. В зависимости от сложившейся ситуации будут зависеть действия ребёнка /
Воспитатель:
Дима, что с тобой случилось в пути? Тебя долго не было.
Дима:
В машине кончился бензин. Я заезжал на заправку, заправлял машину бензином.
Воспитатель:
А ты не забыл купить продукты?
Дима:
Да, я купил хлеб и колбасу
/протягивает воспитателю кирпичик и цилиндр /
Воспитатель:
Молодец! Сейчас будем ужинать.
/режет хлеб и колбасу/
Иди, мой руки, садись за стол.
/ужинают /

Марина Зайкова

Новопетропавловском детском саду "Ромашка", в средней группе "Звездочка" был организован проект "Огород на подоконнике" под руководством воспитателя Зайковой Марины Александровны. Дети садили разнообразные овощные и цветочные культуры и наблюдали за процессом роста . Родители приняли активное участие в этом проекте. Вместе с детьми выполнили домашнее задание : посадили лук и составили об этом рассказ. Свои наблюдения отобразили в "Дневнике наблюдений ". В результате проекта созданы дневники наблюдения за всходами овса , огурца, фасоли. Цель проекта-формирование у детей интереса к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Дети с радостью следили как меняются растения, определяли что необходимо для их роста и развития. Представляем вашему вниманию результаты проекта.


Публикации по теме:

МИР ПТИЦ. Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах; расширять знания детей об.

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Цикл наблюдений «Ранняя осень», подготовительная группа Цикл наблюдений: «Ранняя осень», подготовительная группа 3. Тема «Листопад» Форма работы. Наблюдение за деревьями, беседа Цель. Систематизировать.

1. Наблюдение за тополем. Цель: закрепить умение отличать тополь от других деревьев, показать, что в почках зачатки зелёных листочков. -Догадайтесь,.

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом Цель: выявить и расширить представления детей о свойствах воды, снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям.

Методическая разработка «Картотека наблюдений в природе» Содержание 1. Введение. 2. Подготовка наблюдения в детском саду 3. Картотека наблюдений в природе 4. Заключение. 5. Список использованных.

Организация наблюдений за неживой природой Развитие познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста при организации наблюдений за явлениями неживой природы посредством.

Приведем примеры показателей и измерителей воспитанности. Отметим сначала те, которые выявляются в ходе наблюдения педагога. Это внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь, поведение, отдельные поступки, реакция на социальные явления, система взаимоотношений с одноклассниками, родителями, учителями, качественность предметной деятельности. Тщательно подготовленное наблюдение дает исследователю богатый материал для изучения.

Наблюдение метод получения информации об объекте с привлечением органов чувств исследователя.

Наблюдение – мощный исследовательский метод, который может дать материал для показателей не только поведенческого, но и мотивационно-потребностного и рефлексивного критерия.

Процедура подготовки к диагностическому наблюдению следующая:

  • формулируется цель наблюдения;
  • выбираются и обосновываются объекты наблюдения;
  • определяется вид, условия и продолжительность наблюдения (выборочное, сплошное; скрытое, открытое; включенное; систематическое; одномоментное; срезовое; структурированное; хронометрированное; продолженное;
  • разрабатывается способ фиксации данных наблюдения (видеосъемка, протоколирование, с использованием бланков наблюдений и т.п.).

Пример протокола наблюдения

Наблюдение непосредственное невключенное. Целью наблюдения было определение характера реальных взаимоотношений детей в свободной игровой деятельности.

Наблюдение проводилось в течение всей прогулки детей.

Объектом каждого наблюдения был один ребенок и его партнеры по игре.

Процедура наблюдения: экспериментатор, знакомое детям лицо, располагался неподалеку от испытуемого. Фиксировались игровые контакты ребенка с детьми, описывалось их содержание и протекание, речевое и невербальное общение. В деловые, игровые, речевые контакты с испытуемым экспериментатор не вступал. При перемещении испытуемого экспериментатор приближался к месту его игры.

Протокол

Девочки играли в "дочки-матери", "варили обед", помешивая его палочками. Мальчики строили из песка. Для того чтобы укрепить мост, ребятам понадобились палочки. Дима Г. стал искать подходящие и, увидев такие у девочек, взял их без разрешения. Таня Щ. отняла палочку у Димы и хотела продолжать игру. Дима, толкнув Таню, схватил все палочки и отошел в сторону. Таня заплакала. Дима наблюдал за ней со стороны и ничего не предпринимал, лишь время от времени поглядывал на воспитательницу. Наконец, воспитательница заметила плачущую Таню и направилась к ней. Дима сразу же подошел к Тане, отдал ей палочку и стал жалеть ее, гладить по голове и успокаивать, поглядывая на приближающуюся воспитательницу.

Когда конфликт был разрешен, экспериментатор поинтересовался у Димы, почему он стал жалеть Таню. Дима опустил глаза, долго молчал. Вопрос пришлось повторить. Тогда Дима негромко ответил: "Я пожалел ее потому, что когда дети плачут, всех надо жалеть".

Анализируя приведенный протокол наблюдения, можно сделать предположение об истинных мотивах поведения Димы. Дима боялся выяснения причин Таниных слез и предполагал, что его могут наказать. Поэтому, заметив, что воспитательница направляется к Тане и что выяснятся все обстоятельства, Дима поспешил успокоить девочку и сгладить конфликт. Следовательно, можно предполагать, что истинный мотив проявления сочувствия к Тане – боязнь наказания.

Наблюдения педагога в естественных жизненных ситуациях корректируются показателями, получаемыми в специально создаваемых ситуациях испытания. Таким образом получаются суммированные показатели.

Пример наблюдения на основе бланка

Представим заполненный бланк наблюдения (табл. 15.1). Наблюдение проводилось на уроке по предмету окружающий мир в 3-м классе. Воспитательная задача урока: формирование навыков группового сотрудничества детей. Группа включала четырех человек. В ячейках таблице отмечено, сколько раз за урок тот или иной ребенок проявил то или иное умение. Таблицы наблюдателя заполняли ученики класса – помощники учителя.

Таблица 15.1

Таблица наблюдателя

Анализ бланка позволяет сделать следующие выводы. Миша, несмотря на значительную активность при выполнении группового задания (умение "стимулировать товарищей к работе" проявлено им 10 раз), недостаточно владеет необходимыми знаниями по пройденному материалу, что не позволило ему должным образом проявить умение "объяснять другим то, что непонятно" (0 раз). Поэтому оценка его вклада в выполнение группового задания оказалась на третьем месте (10 баллов).

Хуже всех при выполнении группового задания показала себя Яна, которая, несмотря на владение основными понятиями по теме, была недостаточна активна.

Анализ этого и других аналогичных бланков дал учителю основания для специальной работы с Яной и некоторыми другими детьми класса, основанной на включении у них механизма рефлексии. Для этого детям было предложено:

  • рассказать о своих чувствах при проявлении данных умений группового сотрудничества;
  • оценить степень комфортности/некомфортности работы в группе и причины последней;
  • определить общественное значение данного умения группового сотрудничества;
  • выбрать реальные шаги целеполагания как поэтапного планирования желаемого результата.

Наблюдение может быть организовано на основе шкалирования качества. Например, разработав шкалу оценки качества настойчивость в труде, исследователь в процессе наблюдения за ребенком или группой детей помечает, сколько раз проявился тот или иной показатель. По результатам такого наблюдения может быть рассчитана количественная характеристика этого качества.

Пример Шкала оценки качества "настойчивость в труде"

  • 1. Настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко и только с подсказкой, так как не имеет необходимых знаний и умений.
  • 2. В любой работе трудности пытается преодолеть только с подсказкой, с помощью, так как не уверен в себе.
  • 3. Пытается преодолеть трудности сам, без помощи, но только если боится наказания.
  • 4. Стремится преодолеть трудности сам, без помощи, если знает, что получит за это поощрение.
  • 5. В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность, от помощи отказывается, стремясь самоутвердиться, доказать, что работает лучше всех.
  • 6. Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечен процессом или содержанием труда.
  • 7. Настойчив в преодолении трудностей, если знает, что своим трудом может принести пользу, порадовать.
  • 8. Если уверен, что труд необходим, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их.
  • 9. Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что "иначе работать нельзя".
  • 10. Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что это помогает в борьбе с трудностями.
Загрузка...