1001-market.ru

По познавательному развитию. Конспект занятия в компенсирующей подготовительной к школе группе с тяжёлыми нарушениями речи совместно с родителями Занятие в подготовительной группе лягушка путешественница

План-конспект НОД для детей средней группы
Тема: «Земноводные. Лягушка»

Интеграция ОО:
Задачи:
«Познание»
Развивать представления об окружающем мире, расширить и уточнить знания детей о лягушке;
«Коммуникация»
Закрепить навык пользования простыми распространенными предложениями; упражнять в звукопроизношении; развивать лексический словарь детей;
«Социализация»
Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг другу;
«Физическая культура»
Снятие усталости и напряжения, совершенствование общей моторики; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Материалы и оборудование: картинки и фотографии лягушек, лягушонка, цветная бумага, оборудование к занятию конструированием из бумаги.

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности
Формы работы с детьми

двигательная
П/И «Две лягушки»

игровая

коммуникативная
Беседы
Отгадывание загадок
Вопросы-ответы
Речевые ситуации

познавательно-исследовательская
Конструирование «Лягушка»
Свойства бумаги

чтение художественной литературы
Народные пословицы и поговорки

музыкально-художественная
Аудиозапись живой природы

трудовая
Подготовка к образовательной деятельности

продуктивная
Аппликация «Лягушка»

Непосредственно-образовательная совместная деятельность

Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Ожидаемые результаты

Организационный момент: дети стоят в кругу, держась за руки.
Воспитатель: Ребята, наши руки соединились и передали друг другу тепло и доброту. Они нас подружили. Как приятно держать друг друга за руки. Улыбнитесь, чтобы поднять друг другу настроение.
Стоят в кругу, держась за руки.
Положительные эмоции.

Воспитатель загадывает загадки, вводит в тему занятия.
Дети слушают загадки, отгадывают их. Отвечают на вопросы:
- Что в загадке навело вас на мысль о лягушке?
- Что вы можете рассказать о жизни лягушек?
Развитие речи, активизация мышления.

Рассказ воспитателя:
- Живут лягушки в реках, озерах и прудах. Лягушка относится к земноводным животным. Зимуют лягушки на дне водоемов или под камнями, в трухлявых пнях или в норах грызунов. Иногда зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. И начинают кормится (показ презентации).
Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос:
- Почему зимой лягушки спят?
(они питаются насекомыми, а зимой насекомые спят)
Развитие устойчивости внимания, мышления, речи.

Физкультминутка «Еда для лягушки»
Дети ищут нарисованных насекомых по всей групповой комнате.
Снятие мышечного напряжения. Развитие внимания.

Рассказ воспитателя (продолжение показа презентации):
- Как только лягушка подкормится и наберет вес, начинает петь песни. Народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам»

Предлагает прослушать запись «Пение лягушат». Просит детей повторить.

Продолжает показ презентации:
- Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают в мальков, а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.
Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы:
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Что означает выражение «развязал язык»?
(«развязал язык» - это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки петь).
- Как называется лягушачье пение? (кваканье).
Дети слушают мелодию. Звукоподражание по образцу воспитателя.
Дети слушают рассказ.
Развитие устойчивости внимания, мышления.

Развитие артикуляционного аппарата.

Проявление любознательности, заинтересованности.

Предлагает игру «Две лягушки».
Видим скачут по опушке
(повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок
(переступание с носка на пятку)
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(руки на пояс, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
полотенцем растирались
(выполнят движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
Снятие мышечного напряжения. Положительные эмоции.

Предлагает детям отгадать загадку.
Дети отгадывают загадку.
Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Умение слушать, думать, отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя.
Обращает внимание детей на то, что лягушки помощники для людей и убивать из не стоит, так как это означает творить зло, а природу надо беречь.
Воспитатель задает вопросы
Дети слушают воспитателя.

Какие птицы опасны для лягушек?
(Журавли. цапли, аисты)
Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Развитие памяти, мышления.

Пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»

Конструирование из бумаги «Лягушка»
Две веселые лягушки (Дети сжимают руки в кулаки, кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят (Резко расправляют пальцы руки, как бы подпрыгивают над столом)
Ловко прыгают подружки
(Кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
Дети выполняют поделки.
Снятие мышечного напряжения.

Развитие мелкой моторики, воображения, творческого мышления.

Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались?
Что узнали нового, интересного?
Дети отвечают на вопросы.
- Где живут лягушки?
- Как зимуют лягушки?
- Когда лягушки квакают?
- Чем питаются лягушки?
- Назовите врагов лягушек.
Закрепление знаний о лягушке.

Никитина И.В., воспитатель II квал. категории
Д/С №54 “Искорка г. Набережные Челны

Тема : «Лягушка - квакушка»

Цель :

Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки;

Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки;

- "показать" детям воздух;

Создать радостное настроение у детей.

Развивающая среда :

Игрушка оригами "Лягушонок" ;

Стаканчики с водой и трубочками;

Изображение лягушки;

Цветные карандаши;

Плакаты с водной средой и растительностью.

Ход занятия :

  1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

У болотной мягкой кочки,

Под зелёненьким листочком

Притаилась попрыгушка

Пучеглазая (ЛЯГУШКА)

Показывает игрушечную лягушку, говорит, что в народе её ласково называют лягушкой-квакушкой, в сказках отводят добрую роль.

Воспитатель: Дети, скажите какие сказки вы знаете, где героиня лягушка?

Дети: "Царевна-лягушка", "Теремок", "Лягушка-путешественница" и др.

Воспитатель просит рассмотреть лягушку и описать её.

Дети: Форма тела лягушки овальная, обтекаемая, голова (рот, во рту длинный, липкий язык, ноздри, глаза большие) , ноги (передние короткие, задние длинные) , кожа гладкая.

Воспитатель: Дети скажите, а где живут лягушки?

Дети: На суше. В воде. В болоте.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называются эти лягушки? Лягушка, которая живёт на суше - травяная, она бурого цвета. А лягушка, которая живее в воде - водяная, прудовая, озёрная - она зелёного цвета. Дети, а почему лягушки разного цвета?

Дети: От цвета окружающей среды.

  1. Игра "Посели лягушку".

На ковре воспитатель располагает плакаты водной среды и растительности, суши. Ставит коробок с лягушками.

Лягушки бурого и зелёного цвета. По сигналу воспитателя дети "расселяют" лягушек в свою среду обитания.

  1. Опыт.

Воспитатель: Дети, а что есть в воде нужное для того, чтобы там жила лягушка?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Дети, вдохнём глубоко. Чем мы дышим?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Воздух прозрачный, мы его не видим, но он вокруг нас. А в воде воздух мы можем увидеть.

Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом:

Ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляется много пузырьков воздуха.

Воспитатель: Дети, мы с вами увидели воздух!

  1. "Укрась" лягушку!

Воспитатель предлагает детям украсить лягушку. Белую, бесцветную лягушку каждый ребёнок индивидуально "превращает" в сказочную, яркую, лучистую с помощью цветных карандашей.

Дети выполняют индивидуальную работу, делятся своими эмоциями, впечатлениями и "новым" отношением к лягушке.

Итог занятия - выставка детских работ.

Рисование по сказкам в детском саду. Старшая группа

Рисование по сказке «Лягушка - путешественница». Рисование гуашевыми красками. Мастер-класс с пошаговым фото.


Мастер-класс с пошаговым фото, предназначен для педагогов, родителей, детей старшего дошкольного возраста.
Пастухова Эмилия 5 лет, воспитанница МБДОУ «Березка» г. Суровикино, Волгоградской области.
Педагог: Шишова Лилия Александровна. Воспитатель МБДОУ «Березка» г.Суровикино, Волгоградской области.
Назначение: украшение интерьера, подарок.
Цель: изготовление рисунка гуашевыми красками.
Задачи:
- учить создавать композицию сюжета сказки;
- совершенствовать умение рисовать гуашью;
- развивать воображение, мышление,
- развивать мелкую моторику рук,

«Лягушка - путешественница» В.М. Гаршин.


Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие. ……
- Кря, кря! - сказала другая утка, - уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
- Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка, - что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
- Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце все-таки спросила, потому что была осторожна:
- А много ли там мошек и комаров?
- О! целые тучи! - отвечала утка.
- Ква! - сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.
- Возьмите меня с собой!
- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.
- Когда вы летите? - спросила лягушка.
- Скоро, скоро! - закричали все утки. - Кря, кря! кря! кря! Тут холодно! На юг! На юг!
- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка, - я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.
И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
- Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.
Хотя молчать и тащить хоть бы и легкую лягушку три тысячи верст не бог знает какое удовольствие, но ее ум привел уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести ее. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да еще столько, да полстолько, да четверть столька, а лягушка была одна, то нести ее приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.
«Вот как я превосходно придумала», - думала она про себя.
А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.
- Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они, - даже между утками мало таких найдется…….
Для работы необходимо:
гуашь;
простой карандаш;
кисти разных размеров;
емкость для воды;
ластик;
лист бумаги.

Поэтапное выполнение работы.

Белый лист бумаги формата А3 делим на части - это будут леса, поля, река.


Тонируем рисунок. Нижнюю часть раскрашиваем зеленой гуашью, верхнюю - голубым. Средние две части раскрашиваем желтой гуашью. В процессе тонирования, решили разделить желтые части синей полосой – это будет река.


Зеленой краской рисуем лес.


Пока краска не высохла, рисуем желтые и светло коричневые пятна. Они будут похожи на деревья в осеннем лесу.


Рисуем простым карандашом дома в деревне.


Вдали на лугу рисуем стадо коров, а рядом с домами лошадь с повозкой сена.


Раскрашиваем коров.


Коричневой краской рисуем дома.


Простым карандашом рисуем силуэты уток.


Дорисовываем прутик, на котором висит лягушка.


Головы, туловища и часть крыльев раскрашиваем коричневой краской.


Крылья и хвост раскрашиваем темно коричневой гуашью.


Рисуем лягушку и прутик.


Дорисовываем дома светло коричневой гуашью, раскрашиваем лошадь с телегой.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки и фотографии лягушек, карточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, цветная бумага, оборудование к занятию конструированием из бумаги.

Лягушка

Лягушка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Крыма. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

По всему нашему полуострову расселились лягушки. В реках, озерах, прудах живут они.
Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.
Скажите, знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей). Вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима в Крыму выдалась теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей). «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.
Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру». Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной. (Звукоподражание по образцу воспитателя).

К пению лягушек относятся люди по-разному. Одним оно нравится и доставляет удовольствие. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье. А во Франции в старину богатые люди заставляли своих слуг всю ночь колотить по воде палками, чтобы прекратить кваканье лягушек. Но не долго лягушки дают концерты, как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!».
Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.
Про это даже загадка есть:

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Ответы детей). Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок»).

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей). Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают.

Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки».

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Послушайте еще одну загадку о лягушке:

Загадка про лягушку

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей). Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле. Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

«Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.

– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

Сейчас мы сделаем с вами лягушку из цветной бумаги. А для того, чтобы все у нас получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Вопросы:

1. Где живут лягушки?
2. Как зимуют лягушки?
3. Расскажите о лягушачьих свадьбах.
4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают?
5. Как люди относятся к лягушачьему пению?
6. Как появляются на свет лягушачьи детки?
7. Линяют ли лягушки? Когда?
8. Чем питаются лягушки?
9. Почему лягушки – земноводные животные?
10. Назовите врагов лягушек.

Во второй половине дня:

Проводятся подвижная игра «Лягушки и цапля», музыкальная игра «Про лягушек и комара».

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(расскажи стихи руками)

Цели: Развить память, внимание, моторику, ритмичность движений.

Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают)

Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами)

Лапкой – хлоп,
Другой – хлоп,
(Ладонью ритмично хлопают по ноге)

Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек)

Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами)

Закричали:«Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта)

Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец)

Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди)

Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

Учитель нач. классов

Школы- лицея № 27

Зайцева С. А.

Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

Цели:

    обеспечение целостного восприятия и понимания текста;

    осмысление заглавия произведения;

    формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,

    давать характеристику героини произведения;

    развитие творческих способностей, связной речи, памяти;

    содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

Ход урока

I . Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.

Проверка Д/З

Какое произведение читали дома? (Госпожа метелица)

Сейчас мы проверим, какими внимательными вы были при чтении.

Проведём цифровой диктант . Слушайте внимательно вопрос и выбирайте правильный ответ, записывайте на листок номер ответа.

1.Что уронила падчерица?

Госпожу метелицу

2.Куда она его уронила?

Веретено

3.Кого встретила падчерица в колодце?

Ковшом смолы, который не отмылся до самой смерти

4.Чем отблагодарила госпожа Метелица падчерицу?

В колодец

5. Чем отблагодарила госпожа Метелица дочку вдовы?

Золотом и вернула веретено

Поменяйтесь работами и проведём самопроверку по образцу.

(Учащиеся по ключу проверяют работу соседа, находят ошибки, меняются работами.)

Поднимите руки те, кто выполнил тест правильно.

Поднимите руки те, кто допустил ошибки. Будьте внимательны на уроке, чтобы их исправить.

II. Побуждение

Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. (Текст с загадками у каждого ученика.)

1. Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)

3. Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух –

И в воду – плюх! (Лягушка)

4. На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка)

А что вы знаете о лягушках? Сбор ассоциаций.

Рассказы детей о лягушках.

Лягушки относятся к крупнейшему отряду земноводных – бесхвостые. Их существует тысячи разновидностей, но мы хотим рассказать вам о 10 самых странных лягушках в мире.

1. Радужная лягушка – предмет поклонения в Индии. Сотни людей стекаются каждый день к дому Реджи Кумара в Индии, чтобы помолиться и попросить чудес. Лягушка переливалась белым цветом, когда Реджи из Тируванантапурама, столицы Керала в южной Индии, впервые увидел ее. Затем она засветилась желтым, а потом посерела. Лягушка, постоянно меняющая окрас, считается богом в Индии.

2. Hyalinobatrachium pellucidum – также называемая стеклянной или прозрачной лягушкой из-за своей прозрачной кожи, сквозь которую можно увидеть ее внутренности. К сожалению, это вымирающий вид амфибий.

3. Лягушка-арлекин известна под многими названиями, например, лягушка-клоун или жаба-арлекин Коста-Рики. Как бы вы ее не называли, это нео-тропическая лягушка, которая раньше была довольно распространенным видом в Коста-Рике и Панаме. Сейчас этот вид занесен в Красную Книгу, лягушки этого вида обитают сегодня преимущественно в Панаме.

4. Северная леопардовая лягушка считается необычным видом, достигающим в длину до 9 см. Расцветки на ее спине варьируются от коричневого до темно-зеленого, а круглые пятна выделяются белой линией.

5. Как считается, чем больше географическая высота, тем крупнее животное, обитающее там. Однако самая маленькая в мире лягушка обитает как раз на высоте – в Андах южного Перу на высоте 3 – 3,19 метров.

6. Красящий древолаз, как, например, этот синий подвид, - общее название группы лягушек в семействе древолазов, которое обитает в Центральной и Южной Америке. В отличие от большинства лягушек, этот вид активен днем и почти всегда имеет яркие тела. Хотя все древолазы в какой-то мере ядовиты, уровни яда варьируются в зависимости от подвида и популяции. Многие подвиды находятся в опасности вымирания. Американские индейцы использовали их яд для своих стрел и дротиков. (Gail Shumway/Getty images 2007)

7. Лягушка-голиаф – крупнейший сохранившийся вид жаб на Земле. Ее размеры достигают 33 см в длину от морды до клоаки, а весит она до 3 кг. Этот вид обитает в основном в западной Африке, недалеко от Габона. Лягушка-голиаф может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками. Эти лягушки имеют отличный слух, но не имеют голосового резонатора.

8. Theloderma corticale, или вьетнамская болотная лягушка – это вид лягушки семейства веслоногих. Ее можно найти во Вьетнаме и, возможно, в Китае. Обычно обитает в тропических и субтропических влажных лесах, прерывистых пресноводных болотах и скалистых районах. Лягушку также часто называют моховой из-за того, что ее кожа напоминает мох, растущий на скале, который, кстати, предоставляет ей отличную маскировку. Некоторые люди заводят такую лягушку у себя дома. Цена этого чуда примерно 45-75 долларов.

9. Как ясно из названия, лягушка Мантелла имеет красный/оранжевый окрас. Это маленькие лягушки, достигающие в длину до 2,5 см. Обитает она на Мадагаскаре.

10. Эта рогатая лягушка может дорасти до 15 см в длину, она обитает в Уругвае, Бразилия, а также в северной Аргентине. Хоть эта громадина и похожа на лепешку (или подушечку для иголок, если хотите), она очень быстро реагирует, когда мимо пробегает ящерица, мелкий грызун, лягушка или пролетает птица.

Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

У лягушек чрезвычайно большое значение в науке. Трудно даже перечислить все открытия, которыми человечество обязано опытам и наблюдениям над лягушками.
Биологи совершенствовали на них свои методы физиологического эксперимента.
Амфибии послужили и физике: в 1780 г итальянский исследователь Луиджи
Гальвани установил, что ножка лягушки сокращается под действием
электрического заряда. И лягушачья лапка на долго стала единственным
измерительным прибором электрофизики. С помощью лягушек изучают
генетический аппарат клетки, регенерацию органов, совместимость тканей и
многое другое. В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях. Есть и второй памятник
лягушки – в Токио.

По поведению лягушки можно определить погоду.

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

Приметы про лягушку

Вместе с лягушкой в дом входит удача. Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу. Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени. Если лягушки в болоте и речке сильно квакают - к дождю. Лягушки весной начинают квакать только после первого грома; даже если его и не было слышно людям, лягушки без грома не заквакают. У человека не будут потеть руки, если он часто и подолгу будет держать в руках лягушку. Если убить лягушку, то дождь пойдет. Лягушки квакают к сильному ненастью.

Пословицы и поговорки про лягушку

Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть.

Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.

В своём-то болоте и лягушка поёт.

Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.

I II. Реализация.

Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)

Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)

Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.)

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.

Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.

К какому жанру можно отнести это произведение? (Это сказка.)

Докажите, что это сказка. Какие части можно выделить в этой сказке? (В сказке есть зачин и концовка, животные разговаривают и т.д.)

Что ещё вы можете сказать об этой сказке? (Это литературная или авторская сказка.)

Почему её можно отнести к литературной сказке? (Эту сказку написал автор, писатель.)

Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)

Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

Познакомимся с ….. (литературной сказкой)

Учиться составлять…..(план сказки)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

Стратегия «Чтение с остановками»

Чтение сказки по частям, составление плана.

а) Чтение первой части учителем.

1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.

Словарная работа (на столах индивидуальные листы)

1. Уронить достоинство

Ответьте на вопросы:

Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)

О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)

Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким

дождиком.)

В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)

Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)

Озаглавьте 1 часть (Беззаботная жизнь лягушки.)

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)

Куда летели утки? (На юг.)

Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)

Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)

- Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)

Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)

Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)

Как это её характеризует? (Она настойчивая.)

Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)

Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками..)

в) Чтение третьей части детьми по “цепочке”

3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.

Словарная работа:

2. Захватило дух

3. Присутствие духа

4. Бумажный паяц

6. Стук цепов

Старинная русская мера равная 1 км. 6 м.

Что же придумала лягушка? Объясните способ её передвижения.

– Оправдались ли ваши предположения?

Как отреагировали утки на её предложение? (Утки назвали лягушку самой умной.)

Что придумала лягушка, чтобы видеть всё вокруг?

(Лягушка прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад.)

Какую черту характера вы бы отметили у лягушки? (Это находчивость, сообразительность.)

Что главное в этой части? (Лягушка придумала способ передвижения. Утки взяли её с собой.)

Придумайте заголовок.(Сообразительность лягушки.)

г) Чтение четвертой части в группах.

4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”

Почему она просила уток лететь ближе к земле? (У неё кружилась голова. Она боялась свалиться.)

Как вы думаете, действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она попросила уток лететь пониже? (Ей было очень интересно увидеть и услышать, что говорят.)

Что слышала наша героиня, когда летела? (Люди удивлялись. Называли это чудом.)

Сформулируйте заголовок этой части. (Восхваление лягушки.)

– Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?

д) Чтение пятой и шестой части самостоятельно про себя.

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

Словарная работа

– Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам.

Найдите главную мысль части. Озаглавьте её.

Д. 5 часть. Результат хвастовства.

6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.

6 часть.

Проверка самостоятельной работы

Какие вопросы вы задавали своим товарищам?

Почему закричала лягушка?

Что с ней произошло, когда она закричала?

Куда упала лягушка?

Кого она встретила там?

Что рассказывала лягушка?

Кого ждала лягушка весной?

Почему утки не вернулись?)

5 часть: Главная мысль этой части в том, что утка закричала и упала в грязный пруд. Эту часть можно озаглавить так: результат хвастовства.

6 часть: В шестой части говорится, как утка в пруду хвасталась своим умом, своей находчивостью, смекалкой. Заголовок: хвастливые рассказы путешественницы.

Чтение составленного плана.

Беззаботная жизнь лягушки.

Решение лягушки лететь с утками.

Сообразительность лягушки.

Восхваление лягушки.

Результат хвастовства.

Хвастливые рассказы путешественницы.

I V . Рефлексия.

1. Инструкция к написанию

1 – 2 группа «Я – лягушка»

3-4 группа «Я – утка».

2. Обсуждение в группах. Выбор спикера.

V. Итог урока.

Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)

Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.)

Что вам понравилось в поведении лягушки? (Понравилась сообразительность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.)

Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.)

Что ещё можно рассказать о поведении лягушки? (Лягушка не побоялась полететь вместе с утками.)

Охарактеризуйте тогда героиню. (Смелая.)

Какие высказывания лягушки оказали решающее значение и поэтому, она не добралась до юга? Найдите эти слова в произведении.

(-Это я! Я!

И с криком она полетела вверх тормашками на землю.)

Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала окончить путешествие вместе с утками? (Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство. )

Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.)

Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)

Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)

-Давайте посмотрим, что мы знали о лягушке в начале и чем мы можем дополнить нашу схему.

– Что нового узнал на уроке?

– Чему научился?

– Достиг ли цели урока?

– Что у тебя получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Выставление оценок

Д/З: с. 112- 118, придумать продолжение сказки с иллюстрацией, а поможет вам в этом раскраска, найти дополнительную информацию о лягушках

Словарная работа

Объясните значение слов и выражений.

1. Уронить достоинство

2. Захватило дух

Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра

3. Присутствие духа

Полное самообладание, уверенность в себе

4. Бумажный паяц

Старинное название клоуна (паяц)

Большой, обычно продолговатый стог сена

6. Стук цепов

Ручное орудие для молотьбы (цеп)

7. Полетела вверх тормашками

Головой вниз

8. Закричала во все горло

Слишком громко

Старинная русская мера равная

1. Уронить достоинство

Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра

2. Захватило дух

Головой вниз

3. Присутствие духа

4. Бумажный паяц

Старинная русская мера равная

Ручное орудие для молотьбы (цеп)

6. Стук цепов

Большой, обычно продолговатый стог сена

7. Полетела вверх тормашками

Старинное название клоуна (паяц)

8. Закричала во все горло

Слишком громко

Полное самообладание, уверенность в себе

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. (что делает?)

Предложение по теме. Своё отношение к предмету.

Синоним из одного слова по теме

Самоанализ урока Зайцевой С. А.

Литературное чтение 3 класс

Тема: «Лягушка путешественница»

В. Гаршин

Урок построен в логике проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Соблюдается трехфазовая структура построения урока.

Цель урока: обеспечение целостного восприятия и понимания текста; осмысление заглавия произведения; формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту, давать характеристику героини произведения; развитие творческих способностей, связной речи, памяти; содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

1)Развивать навык осознанного чтения, мышление, речь учащихся, умение мыслить критически.

2)Прививать интерес к чтению, бережное отношение к природе.

Все поставленные цели были достигнуты в процессе урока.

Для закрепления пройденного материала была использован тест из 5 вопросов. При нахождении слов ребята проверили домашнюю работу.

Побуждение. На данном этапе была использована загадка, которая заставляла ребят предугадать тему урока и определять цель. Была использована таблица, в которую учащиеся вносили уже известную им информацию. Эти задания способствовали активизации мышления, пробуждали интерес к изучаемому материалу. Дополнительную информацию о лягушке сообщили несколько детей.

Реализация. На данном этапе применялась стратегия «Чтение с остановками». Для анализа были предложены многоуровневые и побуждающие к поиску вопросы, загадки. Эти задания позволили ребятам участвовать в обсуждении, формировать и выражать свое мнение, думать критически и гибко, принимать не совсем традиционные решения, формировать навык осознанного чтения, формировать навык самостоятельной работы с материалом. Физкультминутка послужила закреплением к уже полученным знаниям.

Рефлексия – написание пятистишия. Учащиеся имеют возможность осмыслить прочитанное и услышанное, сделать свои собственные выводы. Выходом данного этапа стала презентация работ.

На уроке оптимально определено временное соотношение частей урока. Прослеживалась смена видов деятельности: работа в группах, фронтальный опрос. Логическая цепочка от одного этапа урока к другому учтена при планировании. Все наглядные пособия соответствовали требованиям и работали на достижение поставленных целей.

Загрузка...