1001-market.ru

Прически Древней Руси: классические женские укладки, актуальные и в наши дни. Как сделать русскую народную прическу: традиционные и современные варианты На какие стили делаются

Вопрос о внешности предков всегда интересовал людей!
Ведь интересно же узнать, как выглядели твои пращуры и насколько были похожими на нас.

Волосы в древности играли сакральную функцию и всегда связывались с богами и высшими силами.

Египтяне брили головы и носили парики, так как это считалось признаком высокого происхождения. Греки брили усы, но оставляли бороды и волосы средней длины, чтобы не походить на варваров.
Германцы и кельты напротив носили длинные волосы и бороды, потеря которых была страшным позором!

А что же славяне?
Интересно, что проживая между длинноволосыми германцами и не менее длинноволосыми скифами и сарматами, ранние славяне не переняли этот обычай.

О них пишут как о людях которые носят короткие стрижки (пресловутый "под горошок") или средней длинны каре, но неизменно имеют бороды.

В более поздний период, княжения Святослава, среди славян получил распространение обычай обривать головы, оставляя длинный чуб, а также усы. Либо норманнская мода на косматую голову и окладистую бороду.

Вероятно, бритье головы было заимствовано у тюрок: булгар, печенегов и гуннов, которые спустя и полтысячи лет будут сбривать волос на голове и носить усы-подковы. С ними славяне часто союзничали и воевали, отчего обычаи могли понравиться.

Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду - она считалась красой и честью любого мужчины.

О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян - скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.

Варяги

На Руси косы заплетали варяжские воины, которые служили в княжьих дружинах, - то есть шведы, датчане и норвеги. У этих народов издревле были замысловатые прически и обычай часто мыться, ухаживать за волосами и бородой. Делалось это в практических целях: чтобы по запаху немытого тела враг не смог обнаружить засаду.

Когда в Норвегии в городе Тронхейм в одном из имений во время случайных раскопок была найдена погребальная ладья викингов, предположения о сложности причесок норманнов подтвердились: было найдено барельефное изображение мужской головы викинга. У воина волосы были разделены ровным пробором на две стороны и аккуратно заплетены в косички, затылок был выбрит, а длинная борода - заплетена в косу.

Отращивать волосы викинги начинали сызмальства, и сызмальства же им брили волосы на висках и на затылке. На темени волосы отрастали до тех пор, пока она не становились слишком длинными и не начинали мешать, тогда их собирали в пучок, а позже, когда они отрастали еще, начинали заплетать в косу. Обычно коса прикрывала затылок воина. Норманны верили, что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.

Бороду варяги часто брили, это видно по изображению на гобелене XI века из Байё, на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями, по видимому, никакой особой сакральной силы в ней не было, зато у некоторых норманов изображены пышные усы.

Князья и дружинники

Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос – признак знатного рода».

Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.

Колдуны

В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали, что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами, а длинная кос, на спине якобы оберегала человека с тыла - от злых глаз. С волосами в язычестве вообще было связано очень много суеверий. Их не стригли, чтобы не лишаться силы, их сжигали, чтобы никто не мог навести порчу, а если состриженные волосы уносила птица, то верили, что это к болезни - ждали, что человека вскоре начнет крутить так, как скручены волосы в птичьем гнезде. Волосы использовали для приворотов, для проклятий, для заговоров. Особой гордостью волхва была борода. Ее ни в коем случае не стригли, считая, что в ней находится вся мужская и колдовская сила.

Миряне

В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины, перехваченными шнурком, чтобы не мешались в работе. Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд - пострижины. В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка, но еще будущему воину в первый раз давали посидеть на коне.

После принятия христианства и князья, и простолюдины волосы стали стричь короче, под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы, поскольку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину. Например, есть гравюра, на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав, на которой князь совершенно точно пострижен под горшок. Примерно такие же прически были и у князя Ярополка, и у Всеволода Большое Гнездо.

В «Географических известиях» 1850 года есть интересная запись, где говорится следующее: «О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине, а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить, не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгородцев, которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».

Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии, который посетил Новгород в 1413 году и оставил об этом литературные воспоминания. Правду ли он написал, судить сложно, так как в этих же воспоминаниях он рассказал, как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу.

Славянские прически отличались простотой и практичностью. Девушки носили длинные косы, украшая лентами, самобытными головными наборами. Символом красоты считалась длинная густая коса, русские народные прически основывались на трехпрядном плетении. Современные модницы также используют традиционную укладку, придавая нотки индивидуальности.

Описание стиля

Прически древней Руси не отличались оригинальностью. Простой народ и знать носили одинаковые модели, отличались только убранством головные наборы, одежда. Женские укладки регламентировались церковными законами, девушки носили одну косу, а замужние женщины заплетали две. Традиционное трехпрядное плетение символизировало красоту, здоровье, жизненную энергию. Чем толще и длиннее была коса, тем краше считалась девушка.

Вплетенные ленты в колосок означали помолвку и скорое замужество. После вступления в брак женщина не могла появляться на людях с непокрытой головой, а традиционной прической считалось 2 косы. Одна наполняла жизненной энергией хранительницу очага, вторая оберегала ее детей. Волосы имели особое значение, во время болезней их распускали и старательно расчесывали для быстрого выздоровления. Настоящим позором для девушки было обрезание косы, так же, как для замужней женщины появиться на людях без платка или кокошника.

Все изменилось в XVIII веке, крестьяне продолжали носить традиционные плетения. На высший свет влияла французская мода, популярными были громоздкие конструкции париков. Носили как мужчины, так и женщины, предпочитали объемные варианты «Пудель», «Грива». Подобные изделия стоили очень дорого и украшать голову пышными париками могли только представители высшего света. На смену цирюльникам приезжали парикмахеры, которые не только создавали искусственные шиньоны, но и наносили грим. Внешности уделялось большое значение, создавались целые образы, парикмахеры считались людьми близких к искусству.

В XIX на смену громоздким парикам пришли античные прически. Мужчины уже не носили сложные конструкции, а коротко стригли волосы. Для красавиц предлагались модели на среднюю длину, пряди завивали в разнообразные локоны, которые укладывали на макушке, темени, у висков. В моду вошли симметричные укладки, которые украшали кружевом, бисером, лентами.

В ХХ веке под влиянием исторических событий появились практичные стрижки, андрогенные формы. Новое время отразилось и на парикмахерском искусстве, модницы выбирали паж, каре, боб, «Гарсон», «Сессон», «Пикси». Длинные волосы уже не ассоциировались с женственностью и красотой, традиционные косички заплетали только школьницы. В XXI веке в моду вернулись длинные волосы, благодаря влиянию многих культур появились новые вариации плетения. Неизменной осталась лишь русская коса, на основе которой сегодня создаются сложные, современные укладки.

Характеристики русского стиля:

  • основные черты прически - симметрия, заплетенные волосы, аккуратно уложенные в тугую косу, челка редко использовалась в народных прическах, что позволяло сделать акцент на чертах лица;
  • макияж отличался яркими красками, девушки выделяли глаза, брови черными угольками, для губ и щек использовали свекольный сок, чем румяней красавица, тем краше она считалась;
  • в одежде ценилось качество ткани, вышивка, роспись, красочные, цветочные рисунки, национальный костюм включал белую рубашку и сарафан в пол на тонких бретелях, обязательным атрибутом был головной убор - кокошник или платок.

Характерные черты причесок

Славянские традиции позволяли отрастить длинные косы, ухаживали на Руси за локонами не менее тщательно, чем сегодня. Девушки могли часами расчесывать пряди деревянными гребнями, заговаривая волосы на прибавления красоты. Первыми ополаскивателями были настои трав, а чтобы коса не пушилась, сохраняла аккуратную форму, копну смачивали соленой водой.

Отличительные черты причесок в русском стиле:

  • волосы не обрезаются, ценится максимальная длина;
  • локоны не окрашиваются, природный блеск и сияние достигается благодаря тщательному уходу;
  • отличаются симметрией, выполняются преимущественно без челки, возможны варианты с прямой челкой;
  • основная прическа - трехпрядная коса, также носили колоски вокруг головы, собирали волосы в пучок;
  • волосы туго завязывались, неудачной считалась прическа с выбившимися прядями или торчащими «петухами»;
  • часто использовались головные уборы, разноцветные ленты.

Кому подходят прически в русском стиле:

  • украсит прическа не только обладательниц славянской внешности, подойдет барышням контрастных типажей с выразительными чертами лица, кудрявыми и вьющимися локонами;
  • рекомендуется молодым девушкам, традиционное плетение подчеркнет нежность, красоту юности;
  • зрелым женщинам стоит выбирать прически со свойствами коррекции, объемной макушкой, обрамляющими лицо прядками;
  • старинные прически подчеркивают изящный силуэт, собранные волосы подходят стройным высоким и миниатюрным барышням.

Важный момент! Традиционные укладки стоит комбинировать с современными стилистическими направлениями бохо, гранж, кэжуал, романтичным, пижамным стилем.

Выполнять прически в русском стиле можно на любой длине. Этно образ создается не только благодаря особой укладке. Стоит уделить внимание деталям, аксессуарам. Для многих коса станет отличным вариантом на каждый день. Рекомендуется выбирать для торжественного события, дополняя соответствующим нарядом:

  • собранные модели лучше создавать на второй день после мытья волос или использовать стайлинговые продукты, чтобы прядки не выбивались из общей копны;
  • для придания объема редкой косе рекомендуется накрутить основную часть волос, также можно использовать накладные трессы для увеличения длины, материал подбирается под цвет локонов;
  • отсутствуют начесы, пряди у лица, допускается челка прямой формы, прическа достаточно простая, нотки самобытности создаются с помощью деталей;
  • симметрии укладкам придает вертикальный центральный пробор и трехпрядное плетение, также можно собирать локоны в колосок, пучок, гладко зачесывая локоны назад.

Для создания прически в русском стиле, нужно подобрать подходящие аксессуары. Платки, ленты, кокошники будут выглядеть стильно, современно, сочетаются не только с нарядами а-ля барыня, но и с актуальным кэжуал, гранж, гламурным шиком.

Можно ли сделать укладку самостоятельно

Старинные прически легко создавать своими руками. Для выполнения причесок на основе русской косы можно ознакомиться с видео Лилит Мун,пошаговая техника обеспечит желаемый результат. Различное расположение кос позволит подобрать прическу для разных типажей внешности.

Инструменты для выполнения укладки в русском стиле:

  • щетка для расчесывания всей копны, выбирать в зависимости от типа волос, чтобы локоны хорошо разделялись и не пушились;
  • плоский гребень потребуется для выполнения пробора, создание гладкой укладки, попрядного расчесывания плетения;
  • гель, воск, лак или помадка используются для создания аккуратной укладки;
  • невидимки, шпильки, резинки позволят зафиксировать косу, сохранив форму максимально долго;
  • аксессуары для волос - кокошник, платок, обруч, ленты, кружево.

Причёски с косами на каждый день быстро и легко.

Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос

Укладки для народных танцев отличаются не сложностью выполнения, а роскошными головными уборами. Выполняются на длинных локонах, толстая, густая коса является обязательным элементом прически. Локоны зачесываются назад, акцентируя внимание на лице. Подходит молодым девушкам с правильными, выразительными чертами, вытянутой, треугольной формы овала.

Коса вокруг головы выполняется на средней и длине ниже плеч. Подходит барышням с точеными чертами лица, правильной формой овала. Вариант удобной, практичной укладки, также используется и для особых случаев. Для придания характерных этноноток можно вплетать ленты, или сочетать с нарядом в русском стиле.

Для длинных локонов рекомендуется выбирать модели с одной или двумя косами. Простая укладка подчеркивает девичью красоту, нежность. Подходит барышням, предпочитающих естественную красоту. Симметричные прически акцентируют внимание на лице, длинные косы подчеркивают стройный, хрупкий силуэт. Удобная прическа на каждый день позволяет сохранить аккуратную форму, предупредить спутывание длинных прядок. С помощью аксессуаров лент, венков, ободков, легко создать праздничный образ.

Прически с кокошниками выглядят стильно и современно. Сочетаются с плетениями на средних и длинных локонах, но можно выполнить и на коротких прядках. Головной убор акцентирует все внимание на себе, скроет отсутствие роскошной копны. Подбирать аксессуар рекомендуется под основной наряд, можно создавать образ не только для фотосессий, но и для торжественных мероприятий. Подходит стройным, высоким девушкам, миниатюрным барышням нужно выбирать аккуратные, небольшие модели русского убора.

Собранные прически с платком используют современные барышни, создавая неповторимые образы. Подходят для холодного периода года, выбирают девушки модельного типажа внешности. Благодаря головному убору создать русский стиль можно в современной интерпретации. Прически с платком рекомендуется выбирать барышням с безупречными внешними данными.

Плюсы и минусы

Многие модницы отказываются от старинных укладок, но трехпрядная коса является основой многих современных моделей. Учитывая преимущества и недостатки плетения, легко создать яркий, самобытный образ.

Плюсы:

  • сохраняет аккуратную форму на протяжении дня;
  • простая технология плетения не вызывает сложности выполнения даже у новичков;
  • возможно сочетать с современными стилистическими направлениями;
  • русская коса соответствует актуальным парикмахерским тенденциям;
  • выполняется на прямых, кудрявых, вьющихся локонах;
  • оригинальные аксессуары позволяют создавать индивидуальные образы.

Минусы:

  • не подходит зрелым, а также полным женщинам;
  • прическа не обладает омолаживающими, корректирующими свойствами, акцентирует внимание на недостатках;
  • не получится выполнить на коротких прядках.

Звездные примеры

Ксения Собчак выбирает традиционные косы для светских мероприятий.

Ульяна Сергеенко не только разрабатывает успешные коллекции, вдохновляясь традициями древней Руси. Дизайнер и сама использует стильные образы с собранными локонами для светских раутов.

Джиджи Хадид сочетает длинную косу до пояса с красным костюмом и широким чокером.

Наталья Водянова часто появляется с собранными укладками, подчеркивающими уникальную внешность супермодели.

Полезное видео

Плетение русской косы.

Давно хотел написать, точнее спросить, да все откладывал.

Итак, на картинке сверху видим две диаметральные прически, к чему бы это?

Краткие сведения:

Оселедець:

Длинные усы и немного поседевший оселедец украшал лицо признаками опыта и покоя , а серебряная булава, которая блистала в его сильной руке, напоминала всем о большой власти запорожского кошевого атамана...

Оселедец , что не говорите, не просто атрибут, не средневековая мода - это признак отличия, определенного статуса.

другой вариант - Коса на голове - это знак, что воин находится в состоянии священной войны и готов в любую минуту умереть за свою землю и род.

Чуб (оселедец ) это не тюркская и не типичная словяно - норманнская фризура , ведь варяги голову не брили и даже заплетали косички, а если китайцы и японцы тюрки (они тоже брили голову ) - то я всевышний мессия буда-алах-ярило . Это же откуда пошел чуб? Давайте попробуем разобраться

Но у некоторых норманов тоже были чубы! Но у каких норманнов? Обычно у тех, которые общались со славянами. На голове у норманнов такая прическа была признаком знати - ярлов. Норманны, которые завоевали Англию имели выбритые головы и широкий чуб спереди. Такая прическа была распространена среди кельтов. Последние считали длинные копны волос, как признак божественности. В IX ст., при династии Каролингов, франкские воины носили прическу, которая напоминала чуб-оселедец.

Питалися козака: "Що то за причина,

Що в вас гола голова, А зверху чуприна?"

"А причина то така: Як на війні згину

— Мене ангел понесе

В небо за чуприну".
Чубы также носили древние германцы - готы (остготи), которые жилы в степях современной Украины России и Белоруссии, потому эта прическа была распространена среди скандинавов и русичей.
Славянская языческая идолография практически не знает длиннобородых богов и вовсе не знает длинноволосых.Славянские племена изображали своих идолов с усами, но без бород (Перун, у которого „ус злат”). На миниатюрах Радзилловской летописи у Перуна усов не видно, как и бороды. Зато выразительно заметен чуб-оселедец, совсем по-запорожски ниспадающий к левому уху. Историки утверждают что, Русы (скандинавы) Киевской Руси IX-XI ст. брили бороды и головы. Придерживаясь княжеской военной традиции, запорожцы, равно как и войско варяга Святослава, брили голову и бороду, оставляя усы и чуб.
Нужно здесь сказать, что в средневековой Европе христианская церковь выступала против обычая “выращивать на лице щетину”в отличии от православной. Козьма Пражский, описывая знатного чеха времен Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове. „Великая хроника”, описывая последнего представителя родовой знати на польский престол - Котишко, говорит, что его голова была голой, за исключением одного клока волос на маковке - полная аналогия со Святославом. Похожая прическа у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи. Почти сородичи славяне и балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. На средневековых изображениях пруссаков видим бритые бороды, длинные усы и коротко подстриженные волосы (иногда распознаются чубы). В иконографической традиции Литвы изображения Ягелло (Ягайло) очень происходит на князя Святослава. Такой же был и общий вид литовской шляхты того времени.
На острове Мальта в часовне Арагона есть интересным надгробием Большого магистра Мальтийских рыцарей Николо Котонера, выполненный скульптором Доменико Гвиди (1628—1701). Один из Атлантов, что поддерживает это надгробие, похожее на запорожца, который разрывает путы. Искусствоведы сходятся в мнении, что это изображение литовского князя Радивила (смотри рисунок), который был гребцем на галере в турецком плену, и которого позже освободили мальтийские рыцари. И опять вопрос: почему у князя казацкая прическа?

То есть мы пришли к выводу, что чуб то был признак как-то класса людей у разных народов, но какого?

Шведский историк Йоган Гербиний в описании давнего мира вспоминает борисфенитив-косоносцев (жителей бассейна Борисфена-Днепра). Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком. В целом следы распространения оселедца в мире заметны по мере расселений арийских племен из Надднепрянщины.
В Мизине, на берегу реки Рось, украинские археологи нашли старейшее в мире антропоморфное изображение с чубом, вырезанное на кости мамонта. Возраст изображения — 20 тысяч лет. Но историографией даже вспоминать об этом изображении не желает. Ведь эта находка убедительно доказывает, что родиной арийских племен была именно эти земли.
У арийских племен, которые в давние времена переселились в Индию, эта прическа была признаком военной касты — кшатриев. Кшатрии носили ее еще четыре тысячи лет назад. У них она имела название „шикхандака" и была она свойственна индийскому богу ветра, Кришне (как символу воинства). Считается, что эта прическа символизировала солнечный луч, знак солнца. Кроме того, чуб, который формой напоминает шлык на казацкой шапке, свидетельствовал о пренебрежении кшатрия к смерти. Ведь через чуб бессмертная душа его поднимется к солнцу.
Лишить чуба казака считалось наибольшим позором. О чрезвычайно высоком статусе этой прически у запорожцев свидетельствует и сурово регламентированный способ ношения чуба, закрученного именно за левое ухо.
Чуб непременно носили за левым ухом, как все отличия и награды, - объяснял прежний запорожец Антин Головастый Великому князю Константину Павловичу, — саблю, шпагу, ордена и др. носят слева, то и чуб, как знак рьяного и отважного казака, следует также носить слева". В Украине существовал даже специальный термин „чуприндир" — храбрый, как запорожец, который носит чуб на голове.
Нет ни единого сомнения, что первые казаки были язычниками, но потом, неизвестно при каких обстоятельствах, часть приняла христианство. И еще одна мысль, которая постоянно мозолит мне голову - Государство наших предков, которое европейцы называли РУСЬ никто не мог завоевать, тогда решили расколоть ее внутренне и ввели христианство, которое втолковывает нам с детства, что мы рабы божьи!...
Самый известный язичник-характерник - Сирко.

Добровольный раб или хозяин своей судьбы? Кем Вы хотите быть? Решайте.

А это Вам что-то напоминает?:
Рабочий день закончился, и рабы, которые работали на плантации, разбрелись по своим жилищам. Во время ужина они разговорились: - Нужно что-то с хозяином делать. Он нас так в могилу загонит! - Так, если бы от него как лишиться... И так сказал к ночи. А когда все наговорил, довольные пошли спать, набираться сил. Ведь завтра нужно идти на плантацию продолжать работать...

Фото чубов других народностей:

Святослав Завоеватель. Князь Руси в годах 964-972.


Варяг из войска Святослава Храброго

Большинство франкских, сакских, вандалов и других воинов средневековой Европы заплетали шевелюры в косы и брили затылок

Cлов’янско-норманская прическа-чуб воина Киевской Руси времен князя Святослава.

Русский воин

Широкая разновидность норманского чуба

Воины германского племени англов носили прическу, которая напоминала оселедец. (Кадры из шотландского исторического фильма „Winter Warrior” Palm Tree UK Ltd.)

Запросто, с маху, можно сказать так: тонзура - это специально выбриваемая лысина на темени католических монахов. Собственно tonsura переводится с латыни как стрижка или бритьё. Тонзура фигурировала в христианстве задолго до раскола на католичество и православие, да и в православии иногда темя брили - это называлось гуменце . Вот что говорит по этому поводу Даль :

гуменце также самое темя головы, маковка, верховка, выстригаемая у священно- и церковнослужителей, при посвящении их; встарь выстригалось на постригах, при возмужалости отрока вообще; ныне крестьяне, склонные к староверству, особ. ниж. выстригают гуменце.

Наиболее полно о разных формах тонзуры рассказано :

Тонзура (лат. tonsura) - остриженное место на макушке у католических духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов. С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г. Т. различалась двух родов: Т. апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы, и Т. апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Первый род Т. был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Т. апост. Иакова) - также у британцев и ирландцев; второй род Т. общепринят в западной церкви у монахов и священников. В настоящее время Т. обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиной с гостию, у епископов - еще большие, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос над лбом.

О происхождении тонзуры единого мнения как-то нет. Похоже, в нынешнюю форму тонзуры слились самые разные обычаи укрощения растительности на голове, пришедшие в христианство из разных культур. Вот, товарищ Бондаренко пишет:

Тонзура ирландских (и британских до н. IX в.) монахов, которая также вызывала раздражение в Риме (передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, на остальной части головы волосы не стриглись) была, судя по пассажу из Книги из Арма, заимствована у друидов...

Вот что пишет по этому поводу товарищ Блаватская (КОРНИ РИТУАЛИЗМА В ЦЕРКВИ И МАСОНСТВЕ ):

Макушка голов у жрецов Анубиса /египетское божество с головой собаки и телом человека, проводник души в царство мёртвых - прим. ДМ/ была обрита (Ювенал) — отсюда произошла тонзура...

Впрочем, если верить Блаватской, у нас вообще всё хоть сколько-нибудь мистическое - из Египта:::) А вообще, что символизирует тонзура? http://mirslovarei.com/content_sim/Tonz ura-874.htmlвполне светло и мистично:

Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Тонзура может разделять символику солнечного диска, короны и купола храма. В христианстве она символизирует терновый венец и отказ от плоти.

Однако, масоны, например, проводят здесь параллель со световым окошком в крыше храма - в их интерпретации тонзура есть готовность немедля воспринять низошедшую благодать. Думается, если проследить исторические корни, можно будет добраться и до того, что это - просто бритьё волос над Сахасрара-чакрой...

В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой.

Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы.

Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.

С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.

Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.

Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.

В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: "как связаны волосы, так бы хлопцы вязались ".

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога.

Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая.

У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью.

В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.

Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».

У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина "водиться не будет ". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет".

У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой "потянет ее на чердак ". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.

Загрузка...