1001-market.ru

Притча «Ожидание благодарности. Ожидание благодарности

50 основных психологических ловушек и способы их избежать Медянкин Николай

Как ожидание благодарности приводит к страданиям

Тот, кто делает добро небескорыстно, ожидая благодарности, и сам страдает, и других заставляет страдать. Других он заставляет страдать потому, что постоянно попрекает их своими благодеяниями и тем самым навязывает им чувство вины и чувство долга. Кроме того, от такого «добра» другие могут начать чувствовать себя беспомощными, ущербными, несостоятельными – потому что «благодетель» всеми силами демонстрирует им: «Без меня вы ничего не можете, ни с чем не справитесь, скажите мне спасибо, что есть я и делаю все это за вас».

Согласитесь, соседство такого благодетеля не слишком-то приятно. Так и хочется сказать ему: «Не нужно нам ваших услуг, мы все сделаем сами, только избавьте нас от ваших упреков!» Нередко им так и говорят, в результате чего они обычно смертельно обижаются и начинают чувствовать себя жертвой: «Я все для них, стараюсь, тружусь не покладая рук, а они, неблагодарные…»

Вот так «благодетель» заставляет страдать уже и самого себя, превращаясь в вечно обиженную жертву. Дело в том, что он и сам в душе чувствует себя ущербным, несостоятельным. Он хочет получать постоянные подтверждения своих заслуг и преклонение окружающих, чтобы хоть как-то ощутить свою значимость. Но это тупиковый путь: если человек живет только в надежде на признание и одобрение окружающих – он не только не обретает достоинство, но теряет его.

Только признав ценность самого себя и свое право делать то, что велит сердце – а не то, что требуется ради одобрения окружающих – можно обрести внутреннюю гармонию и начать жить в мире и с самим собой, и с другими.

Упражнение 1.

Дай себе установку: «Я делаю это для себя»

Осознайте: что бы вы ни делали, вы делаете это на самом деле для себя. Даже если вам кажется, что вы приносите себя в жертву и стараетесь только ради других. Но на самом деле вы делаете это, чтобы получить что-то для себя. Например, вы рассчитываете на благодарность со стороны этих других. В этом случае вы ставите себя в очень сомнительное положение: вы рискуете ощутить себя жертвой в случае неполучения этой благодарности.

Лучше поставить себе другую цель. Если вы привыкли действовать исходя из установки: «Я делаю это для других, пусть будут мне благодарны», осознайте, что вы обманываете себя, считая, что действуете для других. На самом деле вы действуете для себя – но рискуете не получить то, на что рассчитывали. Поменяйте эту установку. Скажите себе: «Я делаю это для себя, потому что получаю от этого удовольствие». Или: «Я делаю это для себя, потому что благодаря этому чувствую свою ценность и значимость, даже если этого не замечают другие». Или: «Я делаю это для себя, потому что меня радует, когда мои дети (внуки) одеты, накормлены и избавлены от хозяйственных забот». Или: «Я делаю это для себя, потому что сама возможность сделать доброе дело – высшая награда для меня».

Найдите свою собственную формулировку – спросите себя, что именно вы получаете для себя в результате своих добрых дел. Если же выяснится, что для себя вы не получаете ничего, что ваши «добрые дела» лишь заставляют вас чувствовать себя жертвой, и делаете вы это с нежеланием, преодолевая себя, заставляя делать то, что вам не хочется – просто откажитесь от этого.

Не делайте то, что не хотите! Это не принесет добра ни вам, ни другим. Может быть, вы и сами неоднократно убеждались в этом. Так не повторяйте прежние ошибки. Делайте только то, о чем вы можете сказать: «Я делаю это для себя».

Упражнение 2.

Научись не расстраиваться из-за неблагодарности

Что бы вы ни делали – заранее настройте себя на то, что благодарности не будет. Скажите себе: «Я это делаю для себя», и не ждите благодарности! В таком случае, если благодарность последует, это будет для вас приятной неожиданностью. Если же ее не будет – вы не расстроитесь, и сможете сказать себе, что сама возможность сделать это доброе дело – для вас высшая награда.

Скажите себе, что это не от вас зависит – получите вы благодарность или нет. Это – сфера не вашей ответственности. Это – дело других людей, им решать, благодарить или нет. Замечено, что жизнь благодарных людей складывается счастливее. От того, способны ли люди быть благодарными, поблагодарят ли они вас за истинное доброе дело или помощь, зависит их благополучие и счастье, но не ваше. Поэтому вам незачем зависеть от чужой благодарности или неблагодарности.

Самая правильная установка – это не ждать благодарности, и радоваться ей, воспринимать как приятную неожиданность, если она все же последует.

Упражнение 3.

Научись благодарить

Благодарные люди – более счастливые и благополучные, чем неблагодарные. Заметьте: кто благодарит, тот и благополучает, то есть благополучие – прямое следствие благодарности.

Но очень часто человек, ждущий от других благодарности, сам-то благодарить как раз и не умеет. Это происходит потому, что он чувствует себя выше, мудрее, значительнее других, и не снисходит даже до элементарного: «Спасибо, вы мне очень помогли».

Начните замечать, как часто вы испытываете чувство благодарности. Редко? Почти никогда? Считаете, что благодарить некого и не за что?

Попробуйте переломить эту свою установку. Задайтесь целью за день найти как минимум восемь поводов для благодарности, и начните благодарить (не обязательно вслух, можно мысленно), и не только людей, но и вообще все то, что вас окружает. Поблагодарите новый день за то, что он настал, погоду за окном, какая бы она ни была, поблагодарите пылесос, чайник и стиральную машину за то, что они помогают вам по хозяйству…

Это задание кажется вам смешным и нелепым? Ничего, иногда очень полезно и поиграть, и посмеяться над собой, и даже поговорить с неодушевленными предметами (вспомните, как в детстве вы были уверены, что весь мир вокруг – живой, что по ночам ваши игрушки, посуда, мебель в комнате оживают – почему бы не вернуться хотя бы на миг в детство?). К тому же такая практика очень помогает избавиться от излишней серьезности, придирчивости, и завышенных ожиданий.

Затем попробуйте поблагодарить кого-то или что-то вообще без повода. Например, скажите: «Я благодарю свой дом за то, что он вообще есть», «Я благодарю жизнь просто за то, что я живу», «Я благодарю моих детей за то, что они у меня есть, и за то, что они такие, как есть».

И, конечно же, не забывайте говорить «спасибо» окружающим вас людям – даже за самые мелкие – услуги, добрые слова, хорошие поступки, а то и без причины.

Приучив себя каждый день находить хотя бы восемь поводов для благодарности, а главное – чувствовать и выражать эту благодарность, вы очень скоро поймете, что ваша жизнь стала гораздо радостнее, и отношения с людьми заметно улучшились.

Из книги Маверик. История успеха самой необычной компании в мире автора Семлер Рикардо

ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ПРИВОДИТ К ДРУГОМУ Фернандо был первым менеджером высшего звена, от которого избавилась обновленная Semco. Он был толковым и способным, но деспотичным, как Аттила. После того как он ушел из Hobart, мы решили, что не можем рисковать, нанимая человека со стороны для

Из книги Как создать свое PR-агентство, или Абсолютная власть по-русски? автора Масленников Роман Михайлович

Превосходить ожидание Тест. Обещания радужных перспектив (продление сотрудничества, рекомендации партнерам по бизнесу, повышение оплаты и т. п.) вам делаются после проекта, или до? Если после – то все в порядке.Просто превосходите ожидания клиента, записанные в договоре,

Из книги Как уцелеть среди акул автора Маккей Харви

Из книги Интуитивный трейдинг автора Луданов Николай Николаевич

Из книги Правда обманутому человечеству автора Вестник Владимир

К чему приводит целительство Андрей приехал 30-го апреля, рассчитывая провести свой отпуск здесь, в деревне.Тепло. Все окрест покрыто вуалью пробуждающейся зелени.В первый же день Андрей попросил посмотреть опухоль у него на спине. Встав поближе к окну, он задрал майку. На

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

4.4. Ожидание заинтересованных сторон Как правило, у любой организации достаточно много заинтересованных сторон (далее ЗС) с весьма широким набором требований и интересов. И все эти требования и интересы необходимо в той или иной степени учитывать при осуществлении

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

4.6.4. Ожидание заинтересованных сторон У любой организации достаточно много ЗС с широким набором требований и интересов. Часто эти требования и интересы противоречат друг другу. Бывает очень сложно учесть даже часть из них. Однако учет требований ЗС и управлениеими

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Ошибка 33. Ожидание благодарности Почему люди хотят получать благодарность? Кажется, это так естественно – получить благодарность за свои добрые дела. Конечно, это должно быть нормой для любого вежливого человека – поблагодарить, когда тебе сделали что-то хорошее. Но

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль Не ждите благодарности

Как часто вы благодарите других людей? Имеете ли вы привычку или даже потребность благодарить за любую мелочь или, наоборот, предпочитаете обесценивать чужую помощь, только бы не нести груз благодарности?

А, может быть, в вас в той или иной степени сочетаются обе черты: например, благодарить чужих людей за пустяк, но обесценивать значимую помощь близких людей?

Задавались ли вы вопросом, почему так происходит? Почему люди часто не видят или не хотят видеть добрые намерения по отношению к ним? Почему так часто человек, принесший большую пользу, в итоге становится объектом обвинений и оскорблений того, кому он помог?

Для начала - притча.

Шли по дороге два странника. У каждого за плечами был свой мешок обид, ссор, горестей и неудач. Долго они шли, пока первый не решил присесть-отдохнуть:
- Друг, помоги. Мне так тяжело, что дальше я идти не могу.

И второй странник помог: часть содержимого переложил в свой мешок, часть выбросил в речку, часть облегчил участием и советом. В итоге обоим стало легко идти.

Первый странник сбросил с себя оставшиеся пожитки и убежал. А второй пошел следом. Вскоре видит: друг его еле плетется впереди, а за плечами у него огромный тюк. Сам же он (первый странник), пылая от злости и ненависти, набросился на второго:
- Зачем ты помог мне? Мне теперь еще тяжелее, чем раньше! (В мешке его была благодарность)
И, с этими словами, первый странник сбросил свой груз и снова убежал. А второй еле поплелся дальше - мешок его потяжелел в несколько раз.

На пути он встретил мудреца. Удивленный и раздосадованный несправедливостью, странник рассказал мудрецу о случившемся и спросил, почему так произошло?

Вот что он услышал в ответ:
- Друг мой, когда ты помог своему попутчику, ты избавил его от многих невзгод. Однако одновременно ты взвалил на него груз благодарности. А эта ноша посильна не каждому. Многие пытаются избавиться от нее ненавистью и злобой.

Друзья, каждый поймет эту притчу по-своему. Лично я часто сталкивалась с подобным на работе, когда я, помогая коллеге делать ее работу, оказывалась «крайней», да еще и сама начинала чувствовать себя виноватой. Пришлось учиться говорить «нет».

Я не утверждаю, что никогда и ни при каких условиях не нужно помогать людям.
Утверждаю одно: если помогаешь, не жди ответной благодарности. Наоборот, поблагодарите человека за возможность ему помочь и тем самым почувствовать себя хорошим и нужным (в конце-концов, это и есть основной мотив помощника, хотя многие его не осознают).

Вы, во-первых, снимете с него груз благодарности и оставите только теплые чувства к вам, а, во-вторых, не почувствуете разочарования в случае отсутствия ответной реакции.

У нормальных, психически здоровых людей есть такая потребность ума и нашей личности - в признательности и благодарности. В нормальном мире, если вы делаете что-то просто так, значит с вами не всё хорошо или вы забыли обозначить своё желание. Есть всё-таки привязка к результату, эмоциональной отдаче, называемой в психологии обратной связью. Мы все люди и имеем потребность в признательности и благодарности как отклик на совершаемые действия.

22-й, последний завет тренировки ума в буддизме. Не жди благодарности.

Но мы-то с вами пытаемся духовно расти и совершенствоваться. Только то, что делается от сердца, расширяет и наполняет нас: прощение, давание, служение, дружелюбие, великодушие, щедрость. А всё, что мы делаем «для того, чтобы…» - это покупка, товарно-денежные отношения.

Есть такой термин в исламе - "нафс". Под ним обозначается животная (страстная) душа человека. Она всегда следует за прихотями тела, повелевает человеку только исполнение плохих деяний. Нафс - общий враг для всех людей.
Так вот, характерный показатель того, от сердца вы делаете или от нафса - ожидание благодарности, внимания, поощрения.

Мы легко верим, что практически всё, что делаем, это от души, однако ждём отклик от ребёнка, подруги, мужа, коллеги. Может и не ждём рукоплесканий и диферамбов, но ожидаем, что нас заметят, выделят в окружающем мире.

Обратная связь в форме эмоций радости - это нормально. Вы помогли - человеку стало легче. Если то, что вы сделали, не изменило состояния человека, тогда просто непонятно, нужна ли ему помошь, в радость ему или в тягость. По крайней мере, вы не ждёте выделения вас на общем фоне или, ещё хуже, внутренне не обязываете к обратному действию, если и не сейчас, то завтра обязательно.

Плохо, если вы ждёте обозначения незаменимости для человека. Есть ещё и ревность к тому, что кто-то другой проявляется в отношении него больше, чем вы. Снижается самооценка. Какого хрена… кто-то, моему ребёнку, подруге, осмеливается помогать?!

Это показывает эгоистичность нашего действия в отношении человека. Оно шло не от сердца, а от эго, от нафса.

Допустим, к вам обратились за помощью (подстричь, покрасить, сделать проект, написать статью, приготовить блюдо). Если подпиталась ваша важность, а человек в следующий раз вас не зовёт, а обращается к кому-то другому за помощью или советом, то у вас возникает чёткое ощущение дискомфорта, несправедливости, раздражения. Тоненькая змеюка. Эта обида - показатель того, что нафс подмешался в то, что вы делали в отношении человека. Вы ожидали стать незаменимым для него в качестве его парикмахера, помощника, уважаемого автора, подруги, кулинара.

По-разному бывает. Вы можете прекрасно сделать свою работу и не понравиться заказчику. Не стреляться же от того, что вас не только не отблагодарили, а ещё и охаяли за углом. Это же люди. Это нормально. Вы же не знаете, в каком состоянии пришёл к вам человек. Весь ваш труд может не закончиться благодарностью. Ждать её, тем более быть зависимым от неё - значит подвергать себя разочарованию и ощущению одиночества. Создаётся впечатление, что никому не нужно то, что вы делаете и ваше деяние имеет послевкусие разочарования.

Реально одарённые люди знают, что одно и то же ваше действие кем-то считается гениальным, а кем-то освистывается. Вы не можете создать в мире то, чем все будут довольны и счастливы. Такого не бывает. Мир дуален. Критикуют и великих Учителей и их произведения. Даже классики при жизни подвергались критике.

Если в проявлении любви и творчества вы ждёте не эмоциональной обратной связи, как отклика, а позитивной оценки, рано или поздно вы вообще прекратите проявлять добрые дела, предадите свою душу и самих себя, потому что не получили у людей (учеников) ожидаемой признательности и одобрения.

В любви вы даёте от себя. Если вы ожидаете стать для человека незаменимым, рано или поздно вас постигнет разочарование.

Есть очень хорошая пословица: не существует неблагодарных детей, есть глупые родители, ожидающие благодарности. Вы вложили в них то, что могли и хотели.

Даже если вам кажется, что вы делаете что-то ради человека, на самом деле вы делаете ради себя. Вы по-другому не можете. Любите вы так, как любите только вы. Вы проявляете щедрость так, как проявляете только вы. Вы проявляете свою заботу потому, что вас разорвёт, если вы её не проявите. Это не эгоизм.

Давая и выражаясь, вы укрепляете свет внутри себя. Даже в кошмарном сне вы не должны предполагать, что обязываете человека на такое же отношение к вам. Только так то, что вы делаете, приобретает смысл. Когда вы работаете на публику, будьте готовы к тому, что вам будут рукоплескать, но найдутся и те, кто закидает вас камнями. Готовьтесь к этому. Иначе не может быть.

Вы делали что-то для человека, но в том, что вы делали, вы уже и приобрели. Самое кощунственное - упрекать человека, ребёнка, мужа, жену, подругу тем, что вы ради него сделали. Присутствие в вашей жизни этого человека дало вам возможность это проявить. Ему уже за это можно памятник поставить.

Многие слышали в свой адрес упрёк: как это так, я тебе всё, а ты… Не обижайтесь. Это их право так считать. И не надо их переучивать. Иначе просто отторгнете их от себя.
А убив в них желание с вами сотрудничать (или просто иметь дело), вы потеряете близких (нужных) вам людей.

"Между тем, лишь смирение духа и явление
благодарности соответствуют удаче".
А.Й, Мир Огненный ч.3, 52

Д умаю , не стоит давать подробное описание, что такое БЛАГОДАРНОСТЬ . Мы с детства слышим, скажи "спасибо" . Нас учат с пелёнок благодарить за всё доброе, которое делают нам. Моя мама всегда говорила: "Не забывайте говорить спасибо. Не забывайте благодарить за всё, что вам делают хорошее. Пусть даже это будет горсть семечек, всё равно скажи спасибо. Сегодня он поделился с тобой своей добротой, а завтра ты его угостишь и он тебе скажет спасибо. Только его спасибо будет чуть больше, потому что в него входит и твоё спасибо и Боженькина Любовь". Вот так просто учила нас быть благодарным даже за самую малость. И мы, её дети, а нас у неё было одиннадцать, благодарны нашей маме за то, что она воспитала в нас чувство благодарности. Помню, как она сердилась, когда кто-то из нас забывал поблагодарить. "Ты что в лесу живёшь, один? Да и в лесу берёзке сказать надо спасибо, что соком своим тебя поит, и ягодку поблагодарить, ведь потом пирог сладкий есть будешь. Чай не заболит язык, слово доброе сказать!" Конечно, после таких нравоучений, мы старались не забывать это тёплое слово - СПАСИБО. Особенно, после обедов. Поел и обязательно, маме благодарность. "Спасибо мама, всё вкусно!" - и бежали по своим делам. Если младшие забывали, старшие напоминали. Так и росли с любовью мамы и с чувством благодарности к жизни. И это чувство не раз помогало нам и мы принимали благодарность от людей, которые делились с нами своей добротой и дарили им свою.
Прошли годы, и только теперь я могу более подробно рассказать об этом удивительном светлом чувстве, БЛАГОДАРНОСТЬ.
Марк Туллий Цицерон утверждал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей ». В любом словаре вы прочитаете, что благодарность (от «благо дарить ») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства, в том числе и официальные меры поощрения.
Е.П. Рерих писала: "Благодарность есть великий двигатель. Никто не напрашивается на благодарность, но велико качество этой мощи. Благодарность действует, как очиститель, но все очищенное уже легче движимо. Таким образом, благодарность есть средство ускорения пути. Кому-то кажется, что в порыве благодарности он унижается. Какое невежество! Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии. Даже машина без пыли лучше работает". (АУМ, 454) «Мощь сердечной благодарности – самый целебный бальзам" (Е.Рерих, 12.XI.46). И этот бальзам очень полезен не только для сердца, но и для вашей души. Любовью и теплом наполняется сердце, когда благодарите вы, но "горячо" внутри становится, когда благодарят вас. Почему-то вспомнилась учеба в школе при Союзе, когда воспитание человечности, доброты, любви, благодарности, взаимопомощи, сострадания и милосердия были на первом месте. Люди умели благодарить и умели принять благодарность. Жаль, изменилась система образования, взгляды на нравственное воспитание тоже изменились, и подрастающее поколение в основе своём, стало менее благодарным, но более уверенным и чаще просто невоспитанным. А ведь нравственное воспитание начинается с пелёнок и не заканчивается никогда. Вы понаблюдайте за своими детьми: всегда ли вы получаете благодарность за вкусный борщ, за новую кофточку, к примеру. Всегда ли ваши дети благодарят своих друзей, близких. И если не всегда проявляется чувство благодарности, то в этом виноваты вы, уважаемые родители. Какую благодарность разливаете вы, такую же россыпь делают ваши дети. Если ребёнок не научен быть благодарным к другим, то как же он сможет просто, от души поблагодарить в будущем своего рабочего или помощника по работе? В советские времена благодарности объявляли открыто, на всеобщих собраниях, торжественно, и душа радовалась, принимая это чувство не только от начальника, но и от друзей. Разливался свет души человеческой, согревая теплом сердца, а потому что была искренность в словах благодарности, были добрые взаимоотношения в коллективах. "Один за всех, все за одного!" Вот и благодарность была не фальшивой. Умели хвалить за работу искренно, просто, от души. Даже простые, но сердечные слова: "Ну ты и молодец! Как здорово ты всё сделал! Умеешь хорошо работать!" - дают огромный стимул не только к работе, но и к жизни. Вспомните, кого когда-нибудь начальство просто и искренно хвалило? Думаю, очень мало найдётся таких, да и премий за хорошую работу стали выплачивать значительно реже. Зачерствело чувство благодарности, затмило его самолюбие, зависть и алчность. Конечно, могут официально, формально сказать "спасибо" и вручить или грамоту, или лист со словами благодарности, но от такого поздравления радости на душе вряд ли будет. У российского народа в крови чувство благодарности, взаимопомощи, сострадания и любви к людям. Надо, чтобы не забывались эти чувства, не черствели души человеческие. "Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии". (Аум, 454)
Вот теперь об энергиях. Наши мамы не знали ничего ни о каких энергиях, но чувство благодарности смогли воспитать. В наше время об энергиях говорят много. Я не буду уточнять, где правда, а где ложь, главное, чтобы люди понимали, что это такое. Наш Учитель Иисус Христос говорит.... :

Более подробный текст в следующей книге. "МЫ ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ"

Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. Это не настоящая доброта

Если же человек ожидает благодарности...

У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с ячменём, - сказал старик слуге.

Осё, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», - но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осе наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

Осё-сан, я угостил вас варёным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?

- Вы пригласили меня отведать варёного риса с ячменём. Вы не приглашали меня говорить вам спасибо, - без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осе и воскликнул:

На улице льёт, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера - он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушёл восвояси.

Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всём, и начал издалека:

Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?

Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!

Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность?

Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:

Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы, по крайней мере, сказать мне спасибо!

- Если я скажу вам спасибо, тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту.

Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен . Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование. опубликовано


У мудреца Такуана было много последователей. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Такуан в моем доме отведал вареный рис с ячменем, - сказал старик слуге.

Такуан, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей.

Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот мудреца наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

Такуан-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?
- Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня говорить вам «спасибо», - без промедления ответил Такуан и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Такуане.

Однажды старик задумался, как ему поймать мудреца на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Такуан и воскликнул:
- На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Такуан поблагодарит его, но этого снова не случилось. Такуан быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи.

Через несколько дней Такуан и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всем, и начал издалека:
- Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?
- Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!
- Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Такуана.

Такуан сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:
- Такуан-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне «спасибо»!
- Если я скажу вам «спасибо», тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.


Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование.

Загрузка...