Роль праздников в культурной жизни страны. Эссе-размышление "роль православных праздников в жизни нашей семьи" Праздники взрослых людей
Очень важную роль в жизни человека занимают праздники. Они являются основой эмоционального состояния и социальной жизни. Благодаря праздникам, возникают семейные традиции, приятные воспоминания, коллективные фотографии, шумные компании. Празднества всегда ждут с нетерпением, погружаясь в приятные хлопоты, отвлекаясь от всех других забот.
Во время праздничных дней можно забыть о работе, проблемах и не приятностях. В такие дни дорогие друг другу люди собираются вместе, чтоб приятно провести время или просто повидаться, возможно, впервые за целый год. Казалось бы, что ничего не мешает людям встретиться в любое удобное время, но жизненные хлопоты не позволяют выделить даже минутку на телефонный звонок или письмо. Праздничные дни позволяют поставить жизнь на паузу, очистить свой разум и погрузиться в детство. Поэтому праздничные дни очень важны, будь то религиозный праздник или семейный. Всегда можно посмотреть и пригласить к себе друзей. Если не получается сделать это сегодня, нужно посмотреть в производственный календарь 2014 года и запланировать приятное времяпровождение заранее.
История праздников еще с древних времен рассказывает о традициях народов. Еще тогда, задачей празднований было объединение людей и природы, восстановление гармонии и мира между ними, зарождением доброты и дружбы в сердцах. Часто в праздники разрешалось делать то, что раньше не позволялось, давая людям полную свободу.
В воспитании детей не маловажная роль достается именно праздникам. Они участвуют в социальном становлении личности ребенка. Культурные традиции, прививают детям такие качества как уважение к предкам, любовь и заботу о близких. Дети воспринимают праздники совершенно иначе, испытывая при этом более сильные и незабываемые эмоции. Они с нетерпением считают дни до наступления праздника, желают его больше всего на свете. Дети ждут подарков, сладостей, веселья, радости общения. Они полностью окунаются в ощущение праздничного чуда, верят в сказку, строят свои традиции и воспоминания. Эти чувства они переносят с собой во взрослую жизнь и передают уже своим детям.
Не обращая внимания на любые жизненные трудности, будь то отсутствие денег, болезни близких, люди все равно будут создавать воспоминания с помощью праздников. В такие дни всегда найдется поддержка и друзья. Праздник зарождается в головах и сердцах людей, даруя человечеству сил и энергии приступить к тяжелым будням, обязанностям и заботам. Пройдет немало хороших и плохих дней перед тем как наступят выходные и праздники, но все это время, люди будут ждать, готовиться и стремиться к ним. Потому что они являются немаловажной частью жизни.
Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.
Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.
Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.
Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.
Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.
Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.
Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).
Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.
Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:
Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);
Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;
Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;
Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;
Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.
Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.
Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.
Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.
Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.
Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.
Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.
Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.
Исакова Екатерина Сергеевна – студентка филиала Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Нижневартовске.
Аннотация: Актуальность темы праздника обусловлена тем, что в условиях высокого динамизма в развитии культуры, наблюдается тенденция к свертыванию пространства человеческих взаимоотношений.
Ключевые слова: Традиция, праздник, культура, динамизм, ценности, восприятие, интерес, самовыражение, самореализация.
На фоне изменений современной культуры актуальным становится восстановление способности праздника пробуждать творческие возможности человека, восприятия празд¬ника через ценности, которым он посвящен, утверждать и подчинять им повседневный способ бытия.
Из многовековой истории человечества известно, что праздник – это одно из состоя¬ний духовного мира человека. Исторические корни праздника уходят в глубокую древ¬ность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, целостными ориентациями. Необычность праздничного дня, особенность эмоционального фона, связь праздника с сакральностью – все это закрепляет за праздником черты самостоятельного, уникального и эстетического явления в жизни человека.
Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях.
Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник – это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма. Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура – это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.
Социальная сущность народного праздника в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства.
Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой.
В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.
Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
«Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая».
Праздник – всестороннее и обширное действо, определенное по содержанию. Культурно эволюционируя, человек сохраняет способность на грани игры и жизни находиться в праздничном пространстве одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Еще Платон отмечал способность праздника формировать сознание человека, новое миропонимание.
Поскольку система ценностей любого общества имеет тенденцию к изменению, появлению новых доминант поведения, новых идеалов и отторжения норм, ставших архаичными, то и перемены праздника как исторического феномена закономерны.
Список литературы
1. Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. Минск 2010. – 590 с.
2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.: Паритет, 2004. – 442 с.
3. Народные и православные праздники: Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1 / Сост. И. Панкеева. – М., 1998.
4. Романова Г.А. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. – 164 с.
5. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.
6. Платон // Антология мировой философии. Т.1. ч.1 – М.: Мысль, 1969. –с 370-407
Праздники мы все любим с детства и ожидаем их с нетерпением. Но, несмотря на то, что для большинства из нас детство осталось далеко в прошлом, любовь к праздникам осталась неизменно. И периодически, находясь на рабочем месте, мы нет-нет, да заглянем в производственный календарь на 2014 год для того, чтобы посмотреть, когда же нас ожидает очередная праздничная дата.
Несмотря на то, что взрослая жизнь таит в себе множество проблем, требующих решений, и совсем не напоминает сказку, как это было в детстве, без чудесного ощущения праздника она была бы совсем уж серой и скучной.
Ведь праздник по своей сути – это совершенно особенное состояние души, сопровождающееся практически необъяснимым жизненным подъемом и позитивными, совершенно светлыми эмоциями.
Не будет преувеличением заявить, что праздники необходимы всем без исключения, независимо от пола, возраста, социального статуса и вероисповедания. Но каждый из них ценит в них нечто свое, особенное. Одни любят получать подарки, другие ценят общение с родными и близкие, а третьи просто веселятся, и при этом для них не имеет особого значения, какой сегодня праздник .
Праздник во все времена выполнял, прежде всего, общественную функцию. А потому имеет достаточно глубокий смысл, поскольку именно во время торжественного события человек чувствует себя не только личностью, но и неотъемлемой частью определенного коллектива.
Календарь праздников в нашей стране меняется постоянно, точно также, как и меняется окружающая нас жизнь. Но есть такие даты, которые празднуются неизменно на протяжении многих веков.
Прежде всего, речь идет о религиозных праздников. Многие из них не входят в число официальных и не являются выходными днями, но люди помнят о них и отмечают в соответствии со сложившимися традициями. Это во многом помогает глубже понять свою историю и стать ближе к своим корням.
Ни для кого не секрет, что абсолютно любой праздник противопоставляется будним дням. А потому для многих очень важно, чтобы торжественный день проходил каким-то особенным образом.
Для многих любимым праздником является День рождения, и в этом нет совершенно ничего удивительного. Ведь это один из немногих дней в году, когда друзья, знакомые и родственники вспоминают о человека, а также говорят ему много приятных слов, которые в большинстве случаев в нашей повседневной жизни показались бы несколько нуместными. И это вдвойне приятно.
Впрочем, о каком бы празднике ни шла речь, наверняка, никто не станет отрицать тот факт, что вещь это очень хорошая. В праздничные дни мы отдыхаем как душой, так и телом и набираемся новых сил.