1001-market.ru

Содержание ребенка в детском саду. На что выделяются деньги детскому саду. детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

В данной статье подробно рассказывается на что выделяются деньги детскому саду, и все что об этом надо знать. Каждого родителя волнует вопрос о финансирование детских садов. Ведь им приходится ежегодно вносить свои собственные деньги на ремонт, покупку моющих средств, игрушек и тому подобное. В каждом дошкольном учреждении требования разные, поэтому родители обеспокоены правомерностью требования с них денег. Насколько законно вносить денежные средства для обустройства детского сада или этого можно избежать. Данный вопрос следует детальному изучению.

Права детских дошкольных учреждений на получение материальных средств

В настоящее время в России почти все детские сады требуют с родителей на их содержание некоторые суммы денег, что является незаконным. Правительством Российской Федерации принят закон, который устанавливает правила для получения денежных средств от родителей детскими дошкольными учреждениями. Он определен в федеральном законе под номером 273, принятого в 2012 году, в статье 65. На основании его с родителей сотрудники ДОУ имеют право требовать средства на:

  • Осуществление деятельности присмотра и ухода за ребенком;
  • Приобретение подарков, на которые правительством средства не были выделены.

Кроме того, семья, которая имеет ребенка-инвалида и он посещает ДОУ, может не платить за его присмотр и уход. Так же к этой категории относятся дети - сироты, дети без родителей, дети, которые больны туберкулезом.

Каждый родитель имеет право получить компенсацию в размере 20% от оплаты соответствующей суммы, если доход семьи ниже прожиточного минимума.

Этим же законом запрещено вносить денежные средства родителями на следующие виды деятельности, осуществляемой ДОУ:

  • Разработка, внедрение и реализация программы обучения детей в садике;
  • Осуществление расходов, связанных с содержанием детского сада, таких как покупка моющих средств, посуды, ремонта;
  • Осуществление расходов, связанных с покупкой игрушек, средств гигиены и тому подобное.

Дошкольное учреждение имеет право получать любую благотворительную помощь, как от родителей воспитанников, так и от чужих организаций, людей. Данное правило принято в соответствии с федеральным законом под номером 135 от 1995 года.

На какие нужды детские сады получают средства из бюджета

Каждый детский сад в России получает ежемесячное обеспечение от государства. Родители должны платить только за услуги воспитателей и питание детей. Каждый год, заведующая детским садом составляет смету, которую направляет в государственные органы власти для формирования бюджета. В соответствии со статьями бюджета осуществляется финансирование детского сада. Как правило, государством выделяется чуть меньше средств, чем заявлено в смете.

Надо заметить, в связи с тем, что государственных средств на содержание детских садов не хватает правительством отдельных регионов, могут быть приняты соответствующие региональные законы, которые дают право взимать дополнительные денежные средства с родителей на оплату следующих услуг:

  1. На заработные платы воспитателям и другим работникам данного дошкольного учреждения;
  2. На оплату телефонной связи, коммунальных услуг;
  3. На косметический ремонт и содержание детского сада в соответствующем санитарным нормам образе;
  4. На покупку питания и содержание детей, если стоимость данных видов продуктов увеличилась.

Представителями региональной власти данный список может быть уменьшен или увеличен, поэтому родителю, который желает разобраться в законности оплачиваемой суммы на содержание ребенка в детском саду, следует ознакомиться с региональными законами, регламентирующими деятельность ДОУ. Надо заметить, что данные расходы должны быть равномерно распределены между всеми воспитанниками, а так же включены в сумму основной оплаты за детский сад и уплачивается через отделение банка на расчетный счет ДОУ.

Как правило, выделяемых средств из бюджета, на содержание детского сада не хватает, поэтому заведующие всеми силами пытаются собрать нужную сумму, начиная с заинтересованных в этом лиц, родителей. Что бы знать свои права и иметь представление, на что тратятся деньги, необходимо ознакомиться с региональным законом, а так же просмотреть статью расходов, за которую родитель вносит свои деньги через банк. Если заведующий детским садом требует средства на приобретение того, на что родители уже вносили деньги, то это может значить только одно, незаконное использование средств.

Детским садам помогать нужно, но только надо быть уверенным в том, что эта помощь не напрасна, не будет направлена по карманам сотрудников, а пойдет на улучшение жизни и содержания детей. Благотворительную помощь ДОУ родитель так же оказывает через расчетный счет в банке, в котором обслуживается данное учреждение.

Не надо бить тревогу, если сотрудники садика требуют с родителей деньги, необходимо разобраться, правомерно ли это. Но ни один детский сад не имеет право на получение живых, наличных средств. Они могут получать помощь на расчетный счет и в виде продуктов, средств обеспечения.

В этой статье вы узнали, на что выделяются деньги детскому саду. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Уважаемые родители!

1.Копия свидетельства о рождении ребенка 2.Копия паспорта одного из родителей(законного представителя ребенка)

3.Справка о посещении ребенком детского сада

4.Копия сберегательной книжки одного из родителей (законного представителя)ребенка

Адрес Управления социальной защиты населения по Ленинскому округу г. Иркутска: 664040,г. Иркутск, ул. Розы-Люксембург,150 кабинет 54, тел.44-82-95

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

родителем

ВНИМАНИЮ

получателей компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

1. С 1 января 2017 года право на предоставление компенсации родительской платы имеют родители (законные представители) ребенка (детей) в семьях со среднедушевым доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения.

2. Для назначения компенсации родительской платы необходимы следующие документы:

— копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя);

— копия документа, подтверждающего статус законного представителя (акт о назначении опекуна, договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью);

— копия свидетельства о рождении ребенка (детей);

— копия договора между образовательной организацией, которую посещает ребенок (дети), и родителем (законным представителем), обратившимся за установлением компенсации;

— документ, подтверждающий совместное проживание родителя (законного представителя) с ребенком;

— документы, подтверждающие доходы членов семьи за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.

3. Родители (законные представители) ребенка (детей), получающие компенсацию родительской платы, должны подтвердить право на ее дальнейшее получение до 31 марта

2017 года, обратившись в областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания), предоставив вышеуказанные документы.

В случае неподтверждения до 31 марта 2017 года права на получение компенсации родительской платы выплата будет прекращена

Уважаемые родители!

Оформите компенсацию части родительской оплаты за содержание ребенка в ДОУ!

Документы для оформления компенсации:

1.Копия свидетельства о рождении ребенка

2.Копия паспорта одного из родителей (законного представителя ребенка)

3.Договор,копия договора

4.Копия сберегательной книжки одного из родителей (законного представителя ребенка)

Или № карточки

Адрес Управления социальной защиты населения

по Ленинскому округу г. Иркутска:

664040, г. Иркутск, ул. Розы-Люксембург,184

тел.44-82-86

" О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области" право на получение пособия

Имеет один из родителей, усыновителей (законный представитель) на каждого рожденного,

Усыновленного совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста

Шестнадцати лет(на учащегося образовательного учреждения общеобразовательного

Типа -до окончания им обучения) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого

Не превышает утвержденную величину прожитого минимума в целом по области в расчете

На душу населения и подтверждается законными представителями ребенка один раз в

Года со дня предыдущего подтверждения права.

Для подтверждения права на дальнейшее получение ежемесячного пособия на

Ребенка необходимо предоставить в управление министерства социального развития,

Опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства заявления, в котором

Указать размер доходов каждого члена семьи за три календарных месяца,

Предшествовавших подаче заявления.

Обращаем Ваше внимание, что в целях своевременной выплаты ежемесячного пособия

Необходимо обратиться в управление министерства не позднее 1 декабря 2013 года.

В случае не предоставления заявления с декабря 2013 года выплата ежемесячного

Пособия прекращается.

Заявление о подтверждении права на дальнейшее получение ежемесячного пособия

На ребенка может быть подано лично при обращении в управление министерства,

Направлено через организации федеральной почтовой связи, либо через много-

Функциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Дополнительно информируем, что размер ежемесячного пособия на ребенка

В южных районах — 270 рублей в месяц;

В северных районах — 292,5рублей в месяц;

На детей одиноких матерей:

В южных районах — 540 рублей в месяц;

В северных районах 585 рублей в месяц;

на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других

случаях,предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов

невозможно, а также на детей, военнослужащих,проходящих военную службу

по призыву:

В южных районах — 405 рублей в месяц;

В северных районах — 438,75 рублей в месяц.

Прием заявлений получателей ежемесячного пособия по Ленинскому району

Г. Иркутска осуществляется по предварительной записи по телефону: 44-72-59.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Согласно ПРИКАЗ от 9 декабря 2009 года N 1429-мпр МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

П. 14(1). Компенсация в текущем месяце не выплачивается в случае:

1) получения учреждением информации о том, что родителем (законным представителем) ребенка (детей) не внесена родительская плата или имеется задолженность по ее оплате (либо ребенок (дети) не посещал образовательную организацию в календарном месяце

ПРИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В 0,01 РУБЛЬ РЕБЁНОК В РЕЕСТР ДЛЯ ОРГАНОВ СОЦ.ЗАЩИТЫ НЕ ВЫГРУЗИТСЯ.

Убедительная просьба оплачивать родительскую оплату в срок указанный в договоре с МБДОУ.

В автономном уреждении учредитель определил размер родительской платы за содержание ребенка в ДОУ в размере 1778 рублей. Учредитель разрешает использовать данные средства только на питание детей. В Постановлении №5593 от 06.11.2015 Администрации городского округа город Бор Нижегородской области сказано, что родительская плата может использоваться дополнительно к средствам, запланированным в бюджете на соответствующий год на оплату расходов, исходя из перечня затрат, установленного Правительством РФ. Где можно найти этот перечень? Везде говорится, что родительская плата идет на содержание ребенка в ДОУ. Что подразумевается под словом "Содержание" ребенка в ДОУ. Что еще кроме оплаты питания возможно оплатить с родительской платы?

Ответ

Конкретный перечень расходов, покрываемых за счет средств родительской платы, устанавливает учредитель с учетом ограничений, закрепленных в ч. 4 ст. 65 Закона об образовании. Перечень таких расходов Правительством Российской Федерации не устанавливается.

Перечень затрат, включаемых в финансовое обеспечение осуществления за детьми в ДОО за счет средств соответствующего бюджета, определяется органами власти субъекта РФ (органами местного самоуправления).

Внимание:

Модельная методика расчета нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях предложена Минобрнауки России в письме от 17 октября 2014 г. № НТ-1153/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми".

По мнению Минобрнауки России нормативные затраты на оказание услуг по присмотру и уходу должны включать расходы на оплату труда и начисления по оплате труда работников, обеспечивающих создание условий для присмотра и ухода, в т.ч. доставку и хранение продуктов питания, приготовление продуктов питания (повара, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, кастелянши, рабочие по стирке белья и пр.).

Устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми в ДОО должны покрывать:

  • затраты на приобретение продуктов питания, складывающиеся из стоимости суточного рациона питания одного ребенка в соответствии с установленными нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26;
  • прочие расходы, связанные с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.

Направления расходования средств родительской платы определяет учредитель ДОО с учетом целевого характера взимания родительской платы - на питание, хозяйственно-бытовое обслуживание детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Внимание:

Государственные (муниципальные) ДОО не вправе расходовать средства, полученные в качестве родительской платы, на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также на содержание недвижимого имущества (ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обращаем внимание, что указанный выше акт Минобрнауки носит рекомендательный характер, конкретный перечень расходов, покрываемых за счет средств родительской платы, устанавливает учредитель с учетом ограничений, закрепленных в ч. 4 ст. 65 Закона об образовании. Перечень таких расходов на уровне Правительства Российской Федерации не утвержден.

Актуально сейчас:

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:

а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;

б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Так, средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 598 рублей в месяц. Этот размер установлен Приказом ДОгМ от 14.02.2012 N 57 "Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы".

Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

В отношении дошкольных образовательных учреждений финансовое обеспечение ложится на местный бюджет. В тех случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который финансирует расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Таким образом, финансируются расходы на образование, но не на содержание ребенка в общеобразовательном учреждении. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет бюджетов вышестоящего уровня. Модель нормативного долевого финансирования, включающая систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, учитывает также нормы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.

Переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах со учредительства.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

При финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;

муниципальный бюджет - на нормативной основе;

родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Вышеперечисленные источники дифференцируются:

по видам затрат;

способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов, которые можно сформулировать следующим образом:

признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;

финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственнику учредителем;

оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;

дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативно-правовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;

планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

придать всем ДОУ статус юридического лица;

открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

Механизм финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта РФ, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ, и местных устанавливаемых затрат;

органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств определяют нормативы финансирования для региона;

государственный норматив финансирования применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае со учредительства;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также посредством определения объема затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

  • 211 Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);
  • 212 Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);
  • 221 Оплата услуг связи;
  • 226 Прочие услуги;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).
  • 211 Заработная плата;
  • 213 Начисления на оплату труда;
  • 223 Коммунальные услуги;
  • 225 Услуги по содержанию имущества;
  • 290 Прочие расходы;
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

Социальные услуги за счет средств муниципального бюджета:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

Социальные услуги за счет средств родителей:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

  • * норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;
  • * местный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ;
  • * порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;
  • * порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 15. С. 25-28

Оплата труда педагогических работников дошкольного образования.

В рамках внедрения системы разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях активизирована работа по совершенствованию оплаты труда работников системы дошкольного образования. Новые формы оплаты и нормирования труда работников дошкольного образования основываются на новых профессионально-квалификационных группах (ПКГ) с учетом разделения оплаты труда на базовую, компенсационную и стимулирующую части. Эти принципы оплаты труда заложены в методику расчета нормативов затрат на оказание услуг по содержанию и обучению детей с учетом специфики предоставляемых услуг и региональных особенностей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

При определении затрат на оплату труда педагогических работников дошкольного образования учитываются коэффициенты уровня образования, квалификации, стажа работы, а также выплаты ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Затраты на выплаты компенсационного и стимулирующего характера определяются на основании соотношения фактической величины компенсационных выплат педагогическим работникам ДОУ и фактических затрат на оплату труда по должностным окладам (ставкам заработной платы) педагогических работников за предыдущий отчетный период.

В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 года №1600 учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Размеры должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (ПКГ) работников образования устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Размеры должностных окладов определяются с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения размера минимального (базового) оклада (ставки заработной платы) по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ размеры минимальных окладов (ставок заработной платы) работников по соответствующим ПКГ должны устанавливаться не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе единой тарифной сетки.

Штатная численность педагогических работников определяется ДОУ самостоятельно в соответствии с количеством часов учебного плана образовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, количеством групп воспитанников, режимом работы ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников. Штатное расписание ДОУ утверждается руководителем ДОУ и включает в себя все должности работников данного учреждения.

Порядок установления выплат компенсационного характера педагогическим работникам ДОУ определяется с учетом разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются в соответствии с положением об оплате труда работников ДОУ.

Стимулирование осуществляется с учетом:

  • -результатов аттестации и государственной аккредитации ДОУ, соблюдения лицензионных условий;
  • -динамики физического и психического здоровья воспитанников (по результатам мониторинга);
  • -обеспечения благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
  • -результатов участия ДОУ в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;
  • -степени удовлетворения родителей воспитанников качеством оказываемых ДОУ услуг по обучению воспитанников.

Таблица 3 - Финансовое обеспечение всех дошкольных учреждений

Как станет:

Бюджетные ассигнования на содержание бюджетных учреждений предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Бюджетные ассигнования на субсидии бюджетным учреждениям будут предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году (п. 8 ст.31 83-ФЗ).

При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег - не по смете, а через субсидию на гос. задание.

Новый финансово-экономический механизм

финансовое обеспечение в форме предоставления субсидии из бюджета на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ

Виды субсидий

  • 1. Субсидия на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг.
  • 2. Целевые и иные субсидии

Определены нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника по каждой из услуг (обучение, воспитание и развитие и уход и присмотр) в зависимости от возраста воспитанников:

Таблица 4 - Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника (тыс. руб.)

Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника в группах кратковременного пребывания (18 часов в неделю).

На примере условного детского сада приведем пример расчета госзадания.

Детский сад наполняемостью 138 детей из них 2 группы раннего возраста - 42 ребенка; 2 младшие - 50 детей; 2 средние группы - 50 детей; 1 старшая - 25 детей; 1 подготовительная - 28.

Для определения контингента условное деление на группы не важно. Необходимо четко распределить контингент по возрастам норматива.

Анализ выявил следующие группы контингента по нормативу

От 1,5 до 3,0 - 49 человек х 110 000 = 5 390 000

От 3,0 до 5,0 - 78 человек х 115 000 = 8 970 000

От 5,0 до 7,0 - 68 человек х 120 000 = 8 160 000

ИТОГО стоимость госзадания детскому саду = 22 520 000

Этапы перехода на новую систему финансирования ДОУ:

I этап с 01.10.11 по 31.12.2011г. - изменение типа дошкольных учреждений (вводится финансовое обеспечение в форме предоставления субсидий)

(с 01.10.2011г. Часть учреждений перейдет на НСОТ)

II этап с 01.01.2012г. - переход на новую систему оплаты труда (НСОТ)

Государственное задание

это комплексный план, определяющий обязательства государства по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счет бюджета:

объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий,

условия и порядок оказания образовательных услуг;

требования к эффективной деятельности ОУ (операционально зафиксирован конечный результат) ;

не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ).

Государственное задание устанавливает требования Учредителя к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания услуг.

Задание должно содержать :

показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых услуг, результаты их оказания;

порядок оказания услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если действующим законодательством предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

порядок контроля за выполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

форму отчета о деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества

Порядок определения объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания :

  • 1) Субсидии на финансирование государственных услуг
  • - затраты на оплату труда работников учреждения с учетом отчислений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части деятельности этих работников по оказанию государственных услуг в соответствии с заданием;
  • - затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для оказания государственных услуг в соответствии с заданием.

Определяются с учетом утвержденных уполномоченным органом соответствующих нормативов затрат

2) Субсидии на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества

исходя из затрат, необходимых на оплату:

  • - текущего содержания и ремонта зданий и сооружений;
  • - текущего содержания и ремонта особо ценного движимого имущества;
  • - налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Определяются на основе требуемых объемов расходов, подтвержденных учреждением соответствующими расчетами.

Государственный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определенного вида и объема и выделение средств учреждению победителю.

Новая система оплаты труда ДОУ.

Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно.

Договор заключается по результатам конкурса, т. е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе призвано стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа):

  • 1. Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.
  • 2. Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети - с другой.
  • 3. Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.

В проекте интегрированного закона "Об образовании", предусмотрены условия для создания частных детских садов, в том числе семейных и маленьких - на 40 - 45 детей. Обновленные СанПиНы как раз это и учитывают. Ожидается, что после принятия закона появится не меньше 12 - 15 тысяч мини-детсадов, которые помогут разгрузить огромную очередь и дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере.

Всего в России открыто 47 213 учреждений дошкольного образования. Из них 98 процентов - муниципальные и государственные. На долю частного бизнеса и общественных организаций, в том числе религиозных, приходится всего 2 процента.

Специфика финансирования дошкольного образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося в образовательном учреждении несут родители (законные представители) ребенка. В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств. Финансирование предоставления дошкольного образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических лиц), формы финансирования и порядок расходования бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников. В таблице 5 представлена динамика финансовых затрат бюджетов Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

Нормативное долевое финансирование дошкольного образования базируется на следующих принципах:

  • -деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе муниципального задания;
  • -финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе ведомственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду программ дошкольного образовательного учреждения;
  • -нормативы финансирования должны учитывать специфику предоставляемых услуг и региональные особенности деятельности дошкольных образовательных учреждений и быть достаточными для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и обустройством участков дошкольного образовательного учреждения;
  • -схема финансирования муниципальных дошкольного образовательного учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов.

Основным показателем заданий учредителя дошкольному образовательному учреждению, на основании которого определяются финансовые средства, необходимые для выполнения этого задания, является объем (состав) оказываемых услуг. Остальные показатели - качество, условия и порядок оказания услуг - являются крайне важными, но дополнительными составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует о неготовности учреждения оказывать услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед учреждением, и перед органом управления образованием вопрос о возможности функционирования учреждения, не обеспечивающего должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое оснащение и т.п.) учреждения, повышение квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

Функции учредителя дошкольного образовательного учреждения выполняют муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное учреждение должно принять ребенка в пределах численности, установленной в лицензии. Демографический прогноз по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной вместимости ДОУ представлена в таблице 6 и на рисунке 2 соответственно.

Рисунок 2 - Демографический прогноз до 2050 г.


Рисунок 3 - Оценка перспективной вместимости ДОУ

Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными дошкольными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств муниципального бюджета.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

  • 2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
  • 3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

  • 4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
  • 5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

прозрачность финансовых потоков;

целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

Основные направления совершенствования финансово-экономического механизма функционирования образовательных учреждений:

Внедрение нормативного подушевого принципа финансирования образовательных услуг

Расширение прав ДОУ в сфере финансово-хозяйственной самостоятельности

Внедрение принципов формирования государственного задания на оказание услуг

Разработка отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат

Итак, модели финансирования дошкольного образования способствуют повышению разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. В нормативы включается финансирование развития кадрового потенциала, поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда. Повышение охвата детей программами дошкольного образования может осуществляться за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, развитие домашних и семейных форм. Для этого предусматривается внести изменения в законодательство об образовании и предоставить доступ к бюджетным ресурсам всем дошкольным учреждениям, организациям и индивидуальным предпринимателям независимо от формы собственности. Несомненно, остается крайне важной задачей развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании, а также адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.

Загрузка...