Сведения о динамике физического, психомоторного развития ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья. Особенности онтогенеза Что такое генеалогический анамнез
Бытовой анамнез
Живет в центре города, в двух комнатной квартире с матерью. Ночной сон составляет 10ч. Питание 4 раза в день. Прогулки 1-3 часа в день. Вредные привычки: курит с *** года. В данный момент выкуривает до 4х сигарет в день.
Эпидемиологический анамнез.
Профилактические прививки проводились по календарю. Гепатит, туберкулез отрицает, выездов за границу не было.
Акушерско-гинекологический анамнез.
Первая менструация в 13 лет. Цикл установился сразу по 27-29 дней, задержек не было.
Аллергический анамнез.
Имеет аллергическую реакцию на антибиотики группы пенициллинов и сульфаниламидных препаратов. В анамнезе были аллергические реакции по типу отека Квинке.
Генеалогический анамнез.
Родословная.
II-2 страдает от вазоматорного ренита с 25 лет. Данных о заболеваний у других родственников нет.
Вывод: Не прослеживается связь между отдельными нозологиями в поколениях.
Заключение: При опросе и анализе родословной больной наследственных заболеваний и предрасположенностей не выявлено.
Объективное исследование больного.
Обследование кожных покровов.
Осмотр. При осмотре кожа телесного цвета чистая.
Пальпация. При пальпации кожа умеренной влажности теплая эластичная. Растяжимость кожных покровов на внутренней поверхности 2 см. Манжеточная проба отрицательная, проба Лидде -Канчеловаского- Румпиля отрицательная. Симптом щипка отрицательный, молоточковый симптом отрицательный. Дермографизм появляется после проведения по коже пальцем спустя 20 секунд, в виде полоски красного цвета. Время исчезновения дермографизма через 2 минуты 30 секунд.
Обследование подкожно-жировой клетчатки
При осмотре подкожно-жировая клетчатка распределена равномерное, степень развития достаточная
Пальпация.
При пальпации подкожно-жировая клетчатка плотно эластичной консистенции участки болезненности отсутствуют. Толщина на уровне пупка 1 см, лопаток 0,9 см, тыльной стороне плеча 0,9, на внутренней поверхности бедра 1 см.
Пальпация периферических лимфатических узлов.
При пальпации затылочные, околоушные, подбородочные, шейные передние и задние, надключичные и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые и подколенные лимфатические узлы не пальпируются. Подчелюстные - единичные, мягкие, эластичные, безболезненные, подвижные, не спаянные с окружающей клетчаткой.
Обследование костно-мышечной системы.
Оценка мышечной системы.
Осмотр. При осмотре мышечная масса выражена достаточно, развита симметрично. Тонус мышц в норме. Активные движения без ограничений, сила мышц достаточная, участков болезненности нет
Оценка костной системы.
Осмотр. При осмотре форма головы округлая, окружность головы 52 см. Форма грудной клетки в виде ученного конуса симметрична, эпигастральный угол равен 90 градусам, окружность грудной клетки 80 см. Физиологические изгибы позвоночника сформированы, высота стояния плеч и лопаток одинакова, треугольники талии симметричны, форма стоп сводчатая. При осмотре суставов деформаций не обнаружено, активные и пассивные движения в полном объеме.
1. Собрать и оценить генеалогический анамнез, анамнез жизни и болезни ребёнка.
При сборе анамнеза жизни выяснить:
Социальный анамнез:
Полнота семьи: есть ли отец и ближайшие родственники матери.
Образовательный уровень семьи: среднее специальное образование (техникум, ПТУ).
Психологический климат семьи: отношение к ребенку ровное, ласковое; отношения между родителями дружелюбные, нет ли вредных привычек.
Жилищно-бытовые условия: имеется ли у семьи отдельная квартира, площадью не менее 6 м 2 на человека.
Материальная обеспеченность семьи: материальная обеспеченность семьи составляет 60 % от минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек.
Уровень санитарно-гигиенических условий ухода за ребёнком и квартирой: обеспечивается ли санитарно-гигиенический уход за ребёнком и квартирой.
Биологический анамнез:
Особенности антенатального периода: отсутствие гестозов беременности, экстрагенитальных заболеваний матери, профессиональных вредностей у родителей, хирургических вмешательств, вирусных заболеваний во время беременности, угрозы прерывания беременности и др.
Особенности интранатального периода: продолжительность родов, оперативное вмешательство (кесарево сечение), асфиксия при рождении, родовая травма, ГБН, острые инфекционные и неинфекционные заболевания и др. заболевания.
Воздействия, ухудшающие здоровье в постнатальном периоде: повторные острые зааболевания любой этиологии, ранний перевод на вскармливание искусственными смесями, осложнения после вакцинации и др.
Генеалогический анамнез:
Родословная семьи, учитывающая не менее 3 поколений (поколения обозначать римскими цифрами от более старшего к младшему (сверху вниз), всем членам семьи одного поколения присвоить порядковый номер, использовать условные обозначения);
Отсутствие или наличие наследственных болезней;
Общая отягощенность анамнеза: индекс отягощения наследственного анамнеза = общее число заболеваний на всех известных родственников: общее число родственников пробанда (больной, от которого начинается исследование); индекс более 0,7 свидетельствует об отягощенности анамнеза;
Направленность отягощения: индекс отягощения по какому-то заболеванию (группе заболеваний) = общее число заболеваний у всех известных родственников (например, заболевание сахарным диабетом) : на общее число родственников пробанда; индекс более 0,4 говорит об отягощенности анамнеза по заболеванию (группе заболеваний).
При сборе анамнеза заболевания выяснить:
Жалобы в начале заболевания и в период наблюдения (на основании рассказа больного или его родителей).
Время, обстоятельства развития и течении заболевания с первого дня возникновения до момента обследовании.
Динамику общих симптомов заболевания (температура, сон, аппетит, настроение, вялость, жажда и др.).
Проявления заболевания со стороны всех систем и органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, опорно-двигательной, эндокринной, нервной систем и органов чувств).
Лечение, проводимое ранее, его результаты, реакции на лекарства.
Провести клиническое обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) больного ребёнка.
При клиническом обследовании оценить:
Состояние больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое, очень тяжёлое.
Положение ребёнка: активное, пассивное, вынужденное.
Сознание: ясное, затемнённое, отсутствует.
Нервная система, параметры поведения: ведущие линии НПР, поведение, патологические признаки.
Состояние кожи и видимых слизистых оболочек: цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, волосяной покров и ногти.
Подкожный жировой слой: равномерность распределения, толщина складки, наличие уплотнений и отёков, их локализация и распространённость; тургор тканей.
Состояние мышечной системы: тонус и сила мышц.
Состояние костной системы: величина и форма головы, большой родничок (размер, состояние костных краев и мягких тканей, выбухание, западение), состояние швов черепа, наличие краниотабеса, форма грудной клетки, наличие рахитических четок, гаррисоновой борозды, браслеток и нитей жемчуга, искривления позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз) и конечностей, плоскостопия; форма, величина, подвижность суставов (плечевых, локтевых лучезапястных, тазобедренных, коленных, голеностопных, мелких суставов кистей и стоп).
Лимфатическая система: величина, количество, консистенция, подвижность, чувствительность лимфатических узлов (подчелюстных, подбородочных шейных передних и задних, затылочных, околоушных над- и подключичных, подмышечных, грудных паховых, подколенных).
Антропометрия: масса и длина тела, окружности головы и грудной клетки, другие показатели.
Органы дыхания: голос, крик, наличие кашля, мокроты; дыхание носом или ртом; тип дыхания, число дыханий в минуту, отношение пульса к дыханию, глубина дыхания, ритм; наличие и вид одышки (инспираторная, экспираторная, смешанная); симметричность грудной клетки; перкуссия и аускультация лёгких.
Сердечно-сосудистая система: внешний осмотр; пульсация сонных артерий, набухание и пульсация шейных вен, пульсация области сердца и эпигастрия; верхушечный толчок, его местоположение, сила, распространённость; пульс, его характеристика (синхронность, частота в минуту, наполнение, напряжение, ритм); границы сердечной тупости; аускультация сердца; определение артериального давления.
Желудочно-кишечный тракт: состояние слизистой оболочки полости pтa, poтоглотки, языка (окраска, влажность, налёты, фолликулы, трещины, состояние сосочков); состояние зубов (молочные, постоянные, количество, сроки и последовательность прорезывания, наличие кариеса); форма и величина живота, наличие расширения вен передней брюшной стенки, видимой перистальтики, расхождения прямых мышц живота, состояние пупка; определение асцита, размеров печени; пальпация живота; состояние ануса (трещины, зияние), выпадение прямой кишки; стул и его характер (цвет, запах, консистенция, патологические примеси).
Мочевыделительная система: осмотр области поясницы, пальпация почек и мочевого пузыря; частота мочеиспусканий, болезненность, недержание мочи; диурез, соотношение дневного и ночного диуреза; данные осмотра наружных половых органов.
Эндокринная система: нарушение роста (гигантизм, карликовость) и массы тела (ожирение, истощение), распределение подкожного жирового слоя, состояние щитовидной железы (величина долек, перешейка, наличие узлов), половые органы.
Провести антропометрию и оценить физическое развитие детей раннего возраста центильным методом, рассчитать индексы Чулицкой (упитанности, осевой), Эрисмана, Тура.
Определить возрастную группу ребёнка.
Провести измерение и взвешивание по общепринятой методике.
Все антропометрические измерения проводятся на обнажённых детях, после сна, до еды или 2-3 часа спустя после приёма пищи, желательно в утренние часы или в первой половине дня.
Длину тела измеряют в положении лёжа с помощью горизонтального ростомера (можно использовать любую горизонтальную поверхность с прикрепленной к ней сантиметровой лентой). Ребёнка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребёнка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребёнка распрямляют лёгким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребёнка.
Массу тела измеряют на специальных горизонтальных весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг. Если ребёнок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Перед взвешиванием весы следует тщательно отрегулировать.
Окружность груди измеряют, накладывая сантиметровую ленту спереди на уровне сосков, сзади под нижними углами лопаток. При этом руки ребенка должны быть опущены. Дыхание спокойное.
Окружность головы определяют наложением сантиметровой ленты, проводя её сзади по затылочной точке, а спереди – по надбровным дугам.
Длина туловища представляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками.
Длина ноги – расстояние между вертельной и пяточной точками.
Окружность плеча определяют, накладывая сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы.
Окружность бедра измеряют наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой.
Окружность голени определяют в месте максимального объёма икроножной мышцы.
Оценить физическое развитие ребёнка.
За основу оценки физического развития берётся длина тела ребёнка. Далее проводится оценка массы тела и окружности грудной клетки. Оцениваются антропометрические показатели по стандартным центильным таблицам.
Таблица 33
Центильная оценка показателей
Положение показателя в центильных таблицах |
коридора |
показателя |
меньше 3 центиля |
очень низкий |
|
ниже среднего |
||
выше среднего |
||
больше 97 центиля |
очень высокий |
4. Определить по результатам сопоставления центильных оценок длины, массы тела и окружности груди гармоничность физического развития.
Физическое развитие считается:
гармоничным, если разность номеров коридоров между любыми двумя из трех показателей (длины, массы тела и окружности груди) не превышает 1;
дисгармоничным, если эта разность составляет 2;
резко дисгармоничным, если разность равняется 3 и более.
Таблица 34
Основные антропометрические индексы у детей первого года жизни
" |
Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики
Детских болезней с курсом ПО
Зав. кафедрой, д.м.н., доцент
Галактионова М.Ю.
Преподаватель:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф.И.О., возраст ребенка
Куратор:
Студент (Ф.И.О), группа
Красноярск, 2011 г.
Фамилия, имя, отчество ребенка
Возраст
Дата рождения
Жалобы ребенка (или матери) т.е. основная причина, заставившая обратиться к врачу или медсестре.
Настоящее заболевание , т.е. последовательное изложение всех деталей по поводу жалоб с начала болезни.
Анамнез жизни ребенка:
Источником анамнестических сведений являются родители, родственники, воспитатель, сведения из амбулаторной карты, выписка истории болезни и другие медицинские документы. С ребенком старшего возраста также необходимо побеседовать, но при этом следует помнить, что ребенок внушаем, не может четко определить свои ощущения, а иногда может и умышленно ввести медицинского работника в заблуждение.
Для педиатра расспрос имеет особое значение т. к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его родственниками.
Очень важно быть предельно доброжелательным, спокойным, уверенным в себе.
Следует спокойно выслушать родителей и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию.
Направить рассказ матери в зависимости от ситуации
Во время опроса не делать заключения, особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем мероприятиям, которые применялись коллегами.
Детей младшего возраста заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с ребенком.
При выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов.
При сборе анамнеза жизни у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни.
Эффективному сбору анамнеза способствуют такие качества медицинского работника, как мягкость в обращении, уважение, понимание, сочувствие, доброта.
Анамнез жизни детей раннего возраста включает: акушерский анамнез матери, вскармливание и развитие ребенка, его предыдущие заболевания, данные о лабораторных анализах, а также иммунизации.
Следует выяснить:
· от каких по счету беременности и родов родился ребенок;
· были ли у матери аборты или выкидыши, предшествующие данной беременности, и как закончились предыдущие роды.
Очень важно уточнить особенности течения беременности:
· условия труда матери, желанный ли был ребенок в семье;
· были ли токсикозы;
· болела ли мать острыми вирусными заболеваниями (если «да», то в каком триместре);
· не было ли во время беременности обострения хронических болезней, какие лекарственные препараты принимала женщина.
· место рождения ребенка (имеются различия в распространенности тех или иных заболеваний в различных географических зонах)
Затем выявляют факторы риска для здоровья ребенка в родах, после рождения и в периоде новорожденности:
· наступили ли роды до срока, в срок или после срока;
· продолжительность I и II периодов родов, время отхождения околоплодных вод;
· родовспоможение (кесарево сечение, щипцы и др.),
· осложнения в родах;
· сразу ли закричал ребенок или была асфиксия
· оценка по шкале Апгар;
· время первого прикладывания к груди и активность сосания
· масса и длина при рождении, МРК
· выраженность и длительность желтухи;
· состояние пупочной ранки;
· какой процент массы потерял ребенок после рождения (физиологическая убыль массы) и к какому дню восстановилась первоначальная масса.
Динамика психомоторного и физического развития : с какого возраста держит голову, поворачивается на бок, сидит, ползает, ходит, когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы;
· нарастание массы и длины тела на первом году жизни и в последующие годы;
· время и порядок прорезывания зубов;
Вид вскармливания : естественное(грудн ое), смешанное, искусственное;
· когда ребенок первый раз приложен к груди? (в течение первых 30 мин после рождения, позднее)
· как взял грудь (хорошо, сосал активно, сосал вяло)
· режим кормления (по «требованию» ребенка, приблизительно через 3-3,5 часа; строго по часам 3-3,3 ч с 6 – часовым ночным перерывом);
· естественное вскармливание до: указать возраст ребенка;
· смешанное или искусственное вскармливание: причина перехода на искусственное вскармливание, с какого возраста, какие заменители женского молока использовались?
· время и порядок введения прикормов;
· перевод на общий стол (возраст)
· питание ребенка после 1 года;
· характеристика питания в данный момент (аппетит, любимые блюда);
Перенесенные заболевания;
Контакты с инфекционными больными;
Профилактические прививки : против каких инфекций привит ребенок, соблюдались ли сроки прививок, были ли реакции на прививки и в чем проявлялись.
Анамнез жизни для детей старшего возраста:
· какой по счету ребенок. Как развивался в период раннего детства
· поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников – успеваемость в школе, какие предметы предпочитает
· перенесенные заболевания и хирургические вмешательства
· туберкулиновые пробы, и их результаты. Контакт с туберкулезными больными
· половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков и их последовательность).
Семейный анамнез:
· возраст родителей (при рождении ребенка, так как известно, например, что возраст родителей к моменту рождения ребенка превышает 40 лет, то у ребенка повышается частота возникновения некоторых генетически обусловленных аномалий);
· их здоровье;
· вредные привычки;
· сколько детей в семье, их здоровье;
· все заболевания у кровных родственников.
· Генеалогическое дерево, начиная с ребенка до дедушек и бабушек вверх – по вертикали, и до братьев и сестер – по горизонтали. При необходимости объем генетического исследования может быть расширен. Полученные данные отразить в генетической карте.
Схема построения генеалогического дерева
Социальный анамнез – социально бытовые условия, которые могут влиять на развитие ребенка. В этой части анамнеза следует выяснить:
· характер работы родителей;
· участие их в воспитании ребенка дома или в детском учреждении, если он его посещает;
· уточнить режим жизни (сон, прогулки, учебная нагрузка, время, затраченное на телепередачи, компьютерные игры);
· материальную обеспеченность семьи;
· имеет ли ребенок отдельную кровать или спит с кем - то из детей или родителей;
· достаточно ли белья, одежды по сезону;
· соблюдение гигиенических навыков, как часто принимает душ или ванну; поведение ребенка дома и в коллективе, интересы, вредные привычки, реакции на плохую отметку, замечания, наказания, взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Кафедра факультетской терапии.
Зав. кафедрой: профессор Трубников Г.В.
Преподаватель: ассистент Клестер Е.Б.
Куратор: Терентьев А.Н. 420 гр.
История болезни
Больной Ласточкиной Сталины Антоновны.
Клинический диагноз: хронический обструктивный бронхит, фаза обострения (после перенесенного ОРВИ), ДН II ст. Посттуберкулезный очаговый фиброз верхней доли левого легкого. Спайки левой плевральной полости (плевродиафрагмальные, плевроперикардиальные).
Барнаул 2003.
Паспортные данные
Ф.И.О. Ласточкина Сталина Антоновна.
Возраст. 64 года.
Место работы . Пенсионерка (1997 г.).
Место жительства . г. Барнаул, ул. Строителей 41-15.
Семейное положение . Не замужем.
Время курации . 28 февраля 2003 года. Клинический диагноз : хронический обструктивный бронхит, фаза обострения (после перенесенного ОРВИ), ДН II ст.
Сопутствующие заболевание : Посттуберкулезный очаговый фиброз верхней доли левого легкого. Спайки левой плевральной полости (плевродиафрагмальные, плевроперикардиальные).
Диагноз при поступлении. Тотальная левосторонняя пневмония?
ЖАЛОБЫ:
На влажный постоянный кашель, сопровождающийся саднящей болью за грудиной с отделением скудного количества трудноотделяемой мокроты серого цвета, вязкой консистенции, без запаха, без примесей крови;
На повышение температуры от субфебрильных цифр до 38,2 0 С. Температура более выражена в вечернее время суток и сопровождается ноющей головной болью в лобной области, постоянной выраженной слабостью, повышенной потливостью (особенно в ночное время суток);
На одышку при умеренной физической нагрузке (при подъёме на третий этаж), проходящую самостоятельно, в покое.
Дополнительные жалобы:
Система органов дыхания: носовое дыхание не затруднено, свободное; выделяемого из носа не отмечает.
Система органов кровообращения: периферических отёков, чувства похолодания и онемения конечностей не отмечает.
Система органов пищеварения: болей в поясничной области нет; мочеиспускание безболезненное, не учащено.
Половая система: болей внизу живота, выделений нет.
Эндокринная система: масса тела в последний месяц без изменений, сердцебиения, тремора рук не отмечает.
Нервная система: сон спокойный, не нарушен, настроение спокойное; параличей, парезов нет.
Система опорно-двигательных органов: ломоты, болей в костях и ограничения подвижности в суставах не отмечает.
Вывод : на основании жалоб больного на высокую постоянную температуру, частую выраженную слабость, потливость, беспрерывный сухой кашель, который сопровождается саднящей болью за грудиной, одышку при умеренной физической нагрузке, можно сделать вывод, что в патологический процесс вовлечена система органов дыхания.
ANAMNESIS MORBI.
Больной себя считает около 30 лет, когда после перенесенного левостороннего экссудативного плеврита туберкулезной этиологии в 1953 году (снята с учета в том же (1953) году, получала курсовое лечение; в настоящее время на учете в тубдиспансере не состоит), впервые появился кашель по утрам с незначительным количеством слизистой мокроты; частые простудные заболевания длительностью до 3 месяцев за год, сопровождающиеся кашлем с отделением мокроты. Обратилась в поликлинику по месту жительства, где и был поставлен диагноз: хронический бронхит. С тех пор ежегодно получает лечение по поводу обострения хронического бронхита, которые сопровождаются: влажным продолжительным кашлем со скудно-отделяемой мокротой серого цвета, повышением температуры тела до 38.5 0 С, головными болями, слабостью и повышенной потливостью.
Последнее обострение началось 17 февраля 2003 года, когда появились: беспрерывный сухой кашель, сопровождающийся саднящей болью за грудиной, высокая температура тела (до 39,5 0 С), слабость, потливость. Самостоятельно принимала пирацетам, анальгин, колдрекс. Вызвала врача скорой помощи (21.02.03); направлена в стационар для уточнения диагноза и лечения.
Вывод : на основании того, что у больной ежегодно на протяжении многих лет обостряются заболевания органов дыхательной системы можно сделать вывод, что процесс носит хронический прогрессирующий характер.
ANAMNESIS VITAE.
Ласточкина Сталина Антоновна родилась 1938 году в с. Тоссов Чуйского района Алтайского края. В 1939 году переехали в г. Инжерасунрск Кемеровской области. В семье четверо детей, - была 2-ым ребёнком. Росла и развивалась нормально, в умственном и физическом развитии от сверстников не отставала. Закончил 7 классов средней школы, затем поступила в Томский железнодорожный техникум по специальности «техник-эксплуатационник», который закончила с отличием. После этого поступила и закончила институт по специальности «инженер-экономист». По этой специальности работала с 1966 вплоть до 1997 года (ушла на пенсию) на станции Барнаул. Один раз состояла в браке, имеет двоих детей. В 1962 году родила первого ребёнка, роды прошли без осложнений, родилась девочка. В 1964 году родился второй ребёнок, роды также без осложнений, дети здоровы. В анамнезе двое родов (1962 и 1964 годах), дети здоровы, роды прошли без осложнений; затем после родов было 2 медицинских аборта. Mensis до 1981 г. были регулярные. В 1981 году – экстирпация матки по поводу миомы (в отделении гинекологии ОКБ ст. Барнаул). Гемотрансфузии отрицает.
Эпидемический анамнез : туберкулёз в анамнезе установленный рентгенологически; пролечена; в настоящее время в тубдиспансере на учете не состоит. Вирусные гепатиты, венерические заболевания отрицает. В контакте с инфекционными больными не была.
Вредные привычки : отрицает.
Аллергологический анамнез : непереносимость лекарственных средств, бытовых веществ и пищевых продуктов не отмечает.
Генеалогический анамнез.
1 2 3 4 5 6 7 8
IV1 2 3 4 5 6 7
I - 3,4 - бабушка и дедушка по отцовской линии. Умерли по неизвестной причине.
II -1,2,3 - Тети и дяди по материнской линии. Умерли своей смертью по неизвестной причине.
II- 6,7,8 - Тети и дяди по отцовской линии. Умерли своей смертью по неизвестной причине.
II – 4,5- Отец и мать пробанда. Отец погиб на войне. Мать умерла своей смертью по неизвестной причине.
III -1,3,4- Братья и сестры пробанда в настоящее время заболеваниями дыхательной системы не страдают.
IV – 1,2,3,4,5,6,7 - дети пробанда здоровы.
V – 1.2.3.4.5.6.7 – внуки пробанда здоровы.
Заключение : на основании анализа генеалогического древа судить об отягощенной наследственности не представляется возможным, так как информации о причинах смерти и болезней не достаточно.
6. Произвести итоговую запись антропометрического исследования:
Дата измерения.
Возраст ребёнка.
Результат каждого измерения в см или кг , а рядом с этими результатами в скобках – номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов.
Общая оценка антропометрических данных – уровень физического развития, степень гармоничности развития (отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется).
4. Оценить нервно-психическое развитие (нпр) детей раннего возраста (см. Учебное пособие для 5 курса).
5. Знать методику забора крови для биохимических, серологических исследований и оценить их результаты.
Взятие крови проводят строго натощак.
Работают с кровью в резиновых перчатках, маске, защитных очках и водонепроницаемом переднике. Для пункции используют иглу достаточно больших размеров с коротким срезом.
Кожа над местом прокола обрабатывается спиртом.
После высыхания кожи пунктируют периферическую вену. Взятие крови желательно производить без наложения жгута (сдавление конечности и травматичная пункция снижают точность исследования). При недоступных венах допустимо кратковременное, не более 2 мин (только во время входа иглы в вену), наложение слабой перетяжки не более 30 мм рт. ст.
Для биохимических исследований кровь берут шприцем и вводят без иглы в пробирку (шприц и пробирка с притертой пробкой должны быть сухими).
Кровь на коагулограмму набирают в пробирки, содержащие антикоагулянт свободным током, перемешивая её с антикоагулянтом покачиванием или лёгким встряхиванием. Кровь должна быть исследована непосредственно после взятия, не позднее 3 ч, при условии хранения при температуре от +2 °С до +8 °С.
Кровь на серологические исследования берут натощак из локтевой вены в стерильную пробирку в количестве 5-7 мл дважды через 10-14 дней; кровь на гепатит, ВИЧ-инфекцию – из вены в сухую центрифужную пробирку в количестве 5 мл.
После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают ватку, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря (чтобы не образовалась гематома).
6. Знать методику внутривенного струйного и капельного введения инфузионных растворов; внутривенного и внутримышечного введения лекарственных препаратов.
Внутримышечные инъекции
Ребёнка укладывают на живот.
Выбирают зону для инъекции: верхне-наружные кванты ягодиц, область лопатки, мышцы бедра и плеча.
Для детей до 7 лет используют иглы длиной 4-5 см.
Кожу в месте инъекции слегка растягивают и, держа шприц перпендикулярно к коже, делают быстрый прокол.
Чтобы жидкость более равномерно распространялась в толще мышцы, её вводят таким образом, что игла в ходе инъекций медленно вытягивается.
Извлекают иглу строго вертикально, придерживая кожу ватным тампоном, смоченным спиртом.
Внутривенное струйное введение лекарств
Выбирают место инъекции (в раннем возрасте удобны подкожные вены головы - височная, лобная, теменная). При необходимости пунктируются вены тыльной стороны кисти и стопы, на внутренней стороне лодыжки. В затруднительных ситуациях инъекция может быть сделана в любую поверхностно расположенную вену.
Чтобы рельеф подкожных вен и продвижение иглы под кожей к вене хорошо просматривались, источник света должен находиться слева.
Шприц заполняют лекарственным раствором.
Перед пункцией поверхностной вены головы место прокола освобождают от волос, кожу обрабатывают спиртом.
В момент венепункции и инъекции голову ребёнка фиксируют.
Чтобы в момент прокола вена не ускользала, её фиксируют большим и указательным пальцами левой руки, слегка натягивая при этом кожу.
В момент прокола иглу лучше держать срезом книзу, чтобы опасность сквозного прокола вены была меньшей. Направление иглы во время прокола соответствует току крови к сердцу; нельзя производить впрыскивание, встречное току венозной крови. Кожу прокалывают под острым углом. В момент прокола вены игле придают почти параллельное с кожей положение.
Прокол вены можно делать одной иглой, без шприца, или иглой, соединенной со шприцем, наполненным лекарственной жидкостью. При правильном введении иглы в вену из иглы начинают вытекать капли венозной крови или, если она соединена со шприцем, кровь проникает в содержимое шприца.
Убедившись, что игла попала в вену, её продвигают примерно на 0,6 см глубже и медленно производят впрыскивание. При этом нужно внимательно следить за состоянием больного.
После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают вату, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря, чтобы не образовалась гематома.
Когда не удаётся пунктировать вену, прибегают к венесекции. Делают разрез длиной 1,5-2 см и осторожно тупой стороной пинцета отделяют от тканей вену, подводят под неё две кетгутовые лигатуры и нижнюю (дистальную) завязывают. Вену прокалывают иглой или, сделав продольный разрез, вставляют в него зонд (или канюлю), закрепляя лигатурой.
Внутривенное капельное введение лекарств
Используют серийно выпускаемые аппараты или простое устройство, которое может быть смонтировано в каждом лечебном учреждении. Система состоит из флакона или ампулы с лекарственной жидкостью, капельницы, контрольной стеклянной трубки, канюли для соединения с иглой, иглы, соединительных резиновых трубок, винтового или пружинного зажима.
Инфузии производят из флаконов, в которых лекарства хранятся. Флакон с лекарством укрепляют вверх дном на штативе, примерно на высоте 1 метра над больным. Пробку флакона освобождают от металлического диска, обрабатывают спиртом, прокалывают короткой иглой и соединяют её муфту с системой для капельного вливания. Рядом с короткой иглой через пробку проталкивают длинную иглу так, чтобы конец её был выше уровня жидкости. Длинная игла обеспечивает подсос воздуха в ёмкость флакона и беспрепятственное опорожнение его. Все детали, из которых монтируется система для внутривенного вливания, должны быть стерильными. Для заполнения системы жидкостью опускают капельницу ниже уровня флакона, придавая ей строго горизонтальное положение, и отпускают зажим. Когда жидкость начнёт выделяться через канюлю ровной струей, а в стеклянной трубке не будет видно пузырьков воздуха, вновь накладывают зажим и систему можно считать готовой к работе.
Производят пункцию вены, фиксируют иглу к поверхности кожи и присоединяют к ней канюлю.
Если уровень жидкости в капельнице слишком высокий, удаляют излишек жидкости. Для этого на резиновую трубку выше капельницы на 2-3 см накладывают зажим и на участке между зажимом и капельницей прокалывают трубку стерильной иглой. Через неё шприцем осторожно вводят воздух, который вытесняет из капельницы излишек жидкости в нижнюю часть системы (в вену).
Если уровень жидкости в капельнице недостаточен и его надо поднять, ниже и выше капельницы накладывают два зажима. Над капельницей прокалывают резиновую трубку одной стерильной иглой, а ниже капельницы другой и вводят шприцем недостающее количество жидкости (верхняя игла играет при этом роль воздухопровода).
Фиксацию иглы осуществляют следующим образом. Под иглу, введённую в вену, подводят полоску лейкопластыря (шириной 2-3 см), которая охватывает иглу и концами приклеивается к коже. Над погружённой частью иглы, перпендикулярно ей, клеят полоску лейкопластыря шириной 2-3 см и длиной 6-8 см. Угол между иглой и кожей осторожно заполняют стерильными марлевыми салфетками, служащими для иглы опорой, которые удерживаются двумя длинными широкими полосками лейкопластыря. Для полной гарантии муфта иглы фиксируется узкой полоской лейкопластыря поперёк иглы.
Число капель в минуту для детей грудного возраста составляет 10-20, при необходимости увеличивается до 30-40.