1001-market.ru

Типы интеллекта по гарднеру тест вопросы. Методика развития говарда гарднера "теория множественного интеллекта". Роль родителей и педагогов

Все больше людей признают современную школьную систему несовершенной. Это связано с тем, что детей излишне контролируют, давая знания исключительно по имеющейся программе, поэтому многие школьники сталкиваются с недостаточной успеваемостью и плохими оценками. Объясняется это тем, что существует 8 типов интеллекта. У каждого человека может преобладать только один из них. При правильном направлении обучения чадо сможет добиться гораздо больших успехов, чем при классических уроках. Если нет возможности скорректировать школьную программу, то стоит заняться развитием в домашних условиях. Для этого потребуется разобраться, какие вообще существуют виды интеллекта, и как их развивать.

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Эйнштейн говорил, что все люди гении от рождения. Главным аргументом его слов стало высказывание, что рыба, которая судит о себе по способности забраться на дерево, будет считать себя глупой.

Логико-математический

Довольно распространенным типом интеллекта можно назвать логико-математический. Дети, им обладающие, не испытывают каких-либо трудностей с математикой и всем, что с ней связано. Они легко запоминают номера мобильных, даты или иные числовые значения, а также быстро решают примеры и задачи. Главной характеристикой таких людей становится способность к структурированному анализу, простой установке причинно-следственных связей, а также систематизации всех составляющих жизни.

Для людей с этим типом интеллекта отлично подойдут следующие профессии:

  • Аналитик;
  • Логист;
  • Математик;
  • Программист;
  • Бухгалтер;
  • Детектив;
  • Врач.

Развивать и поддерживать логико-математический интеллект можно с помощью регулярных тренировок. Отлично подойдут решения различных задачек, головоломок или математических примеров. Не лишним будет дать школьнику возможность применять навыки в повседневной жизни. Например, считать стоимость корзины с едой или определять, сколько и чего нужно приобрести в магазине.

Лингвистический

Следующий вид интеллекта отличает его владельцев особой любовью к лингвистике и всему, что ее касается. Он помогает малышам быстро научиться говорить, слушать, писать и читать. Дети чуть старше обожают литературу, им нравится изучать иностранные языки, создавать стенгазеты и брать интервью. Как правило, они становятся яркими и общительными людьми.

Количество профессий, подходящих для таких людей, довольно велико. Самые интересные:

  • Переводчик;
  • Журналист;
  • Дипломат;
  • Писатель;
  • Корректор.

Обучение же для таких детей лучше всего проводить в групповой форме. Важно, чтобы малыш мог обсудить любые события или факты с другими людьми. При этом основным видом деятельности для развития становится именно общение, но не менее полезно может оказаться и чтение.

Межличностный

Одним из самых полезных из 8 основных типов интеллекта по Гарднеру является межличностный. Благодаря ему, дети легко взаимодействуют с окружающими, умеют произвести хорошее впечатление, чувствуют других людей и становятся хорошими руководителями. В любой компании такой ребенок переключает все внимание на себя и становится центром общего веселья.

Кем могут стать дети с межличностным интеллектом:

  • Политик;
  • Дипломат;
  • Директор;
  • Бизнесмен;
  • Менеджер;
  • Оратор;
  • Педагог.

Главный способ развития такого интеллекта – общение. Детей нужно обеспечить возможностью поучаствовать в разных обсуждениях, выступлениях на сцене, а также организации мероприятий. Хороший эффект может дать посещение театрального кружка.

Определив тип интеллекта ребенка, стоит заняться развитием именно его, отказавшись от попыток «разбудить» иные навыки.

Визуально-пространственный

Разум ребенка с визуально-пространственным интеллектом придает миру особые краски. Малыши получают огромное удовольствие от игр с куклами, собирательства пазлов, поиска выхода из лабиринта. Многие из них имеют выдуманного друга, с которым часто общаются. Становясь старше, такие люди хорошо чувствуют цвета, что помогает разбираться в сочетании одежды, легко решают задачи, связанные с геометрией, черчением и рисованием. У них не возникает проблем с географической ориентацией или запоминанием новых мест. Большим их преимуществом становится навык четкой визуализации.

Наибольшего успеха получится добиться в следующих должностях:

  • Художник;
  • Скульптор;
  • Дизайнер;
  • Архитектор;
  • Инженер;
  • Режиссер.

Как и любой из других типов интеллекта по Гарднеру, визуально-пространственный можно развивать. Для этого достаточно позволять ребенку больше рисовать, визуализируя настоящих или вымышленных героев, а также регулярно просить самостоятельно найти несколько решений для разных задач.

Телесно-кинетический

Для детей с таким типом интеллекта главным способом выражать свои чувства становится собственное тело. Они любят танцевать, заниматься спортом, мастерить разные предметы, выступать перед другими людьми. Такие увлечения позволяют получить максимально крепкое здоровье и добиться успеха во многих сферах. У детей также может существовать особенность характера, выражающаяся в ярком желании соперничать.

Любимое дело они могут найти в следующих профессиях:

  • Танцор;
  • Киноактер;
  • Артист;
  • Спортсмен;
  • Автомеханик;
  • Врач-хирург;
  • Скульптор.

Главной формой обучения для таких школьников должны стать спортивные секции. Именно они принесут самые лучшие результаты. Также можно отправить ребенка в другие кружки, где он сможет задействовать свои навыки.

Экзистенциальный

Один из самых особенных видов интеллекта, который может стать главным у ребенка. Он помогает получить высокий уровень осознанности, легко разбираться в своих чувствах, рассуждать о сложных вопросах, делать верные выводы. Такие дети хотят узнавать о разных экзистенциальных вещах, зачастую их беспокоят мысли о жизни и смерти. Часто их внимание привлекают работы знаменитых философов. Многие из них очень застенчивы, из-за чего становятся закрытыми личностями.

Какие профессии подойдут для таких людей:

  • Психолог;
  • Политик;
  • Ученый;
  • Преподаватель;
  • Священник.

Очень важно позволять таким детям высказывать свое мнение, слушать их, а также поддерживать некоторые идеи. Только такое отношение поможет развить им интеллект до хорошего уровня.

Натуралистический

Еще один из 8 видов интеллекта по Гарднеру, делающий ребенка способным к отдельным видам деятельности. Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Например, проращивание растений. Им очень нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. Оценки по биологии, географии и химии у них всегда хорошие. При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.

Подходящие профессии:

  • Ветеринар;
  • Геолог;
  • Эколог;
  • Фермер;
  • Лесник.

Для развития натуралистического интеллекта нужно обязательно выделять ребенку время для ухода за питомцами, чтения интересных журналов или книг, отправляться с ним в походы, а также обеспечить его возможностью создать собственный сад.

Музыкальный

Последний тип – музыкальный. Те, кто обладает таким интеллектом, очень активно тянутся к музыке. Они быстро учатся играть на музыкальных инструментах, увлекаются творчеством известных музыкантов, стремятся посещать концерты, громко включают музыку. Такие люди легко запоминают мелодии, при этом зачастую поют песни вслух, не задумываясь о том, что скажут окружающие.


IQ тесты для одних людей работают лучше, чем для других. К тому же прошло то время, когда человека называли умным, исходя из уровня его айкью. Конечно, великие ученые вроде Стивена Хокинга имеют высокий уровень интеллекта, однако есть многочисленные примеры людей со средними показателями, которые также добились огромных успехов.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структура разума», в которой описал семь моделей интеллекта. Спустя десять лет он добавил еще один. Теория множественных интеллектов стала невероятно популярной, в частности за объяснение того, что человеческий интеллект может развиваться в совершенно разных направлениях.

Теория множественных интеллектов

Эта теория утверждает, что все люди на планете имеют восемь моделей интеллекта, развитых в той или иной степени. Все они в сумме формируют профиль интеллекта. Он базируется на нашей генетике и опыте, а каждый человек имеет уникальное сочетание всех этих моделей.

Вот эти модели:

Языковой

Это способность разговаривать и на конкретном языке и при этом эффективно выражать свои мысли. Такой интеллект свойственен юристам, писателям и .

Логико-математический

Это способность анализировать проблемы при помощи , эффективно работать с математическими операциями и изучать проблемы, используя научные методы. Поиск шаблонов и дедуктивное мышление - это еще два признака логико-математического интеллекта. Как вы сами понимаете, ученые и математики развивают именно эту модель.

Музыкальный

Это способность исполнять, сочинять и оценивать музыкальные работы, включая понимание разницы в подаче, тоне и ритме. Успешные музыканты, композиторы и люди, вовлеченные в музыкальную индустрию, имеют высокий уровень такого интеллекта.

Телесно-кинетический

Это способность человека использовать свое тело для выразительности. Люди этой модели интеллекта используют физическую координацию для того, чтобы решать возникающие перед ними задачи. Профессиональные танцоры и спортсмены имеют высокий уровень этого интеллекта.

Пространственный

Это способность распознавать, использовать и интерпретировать образы и шаблоны для того, чтобы воспроизвести объекты в 3D-пространстве. Высоким пространственным интеллектом обладают архитекторы, скульпторы и дизайнеры.

Межличностный

Это способность понимать намерения, мотивацию и желания людей. Этот интеллект помогает сотрудничать с другими. Крайне полезен для продажников, а также для психологов и .

Внутриличностный

Это способность понимать себя, а также правильно интерпретировать и оценивать свои чувства, эмоции и мотивацию. Она развита у актеров, писателей, воспитателей, а также тех, кто использует осознанность в своей работе.

Натуралистический

Это способность распознавать и оценивать взаимоотношения человека и окружающего мира. Астрономы, биологи и зоологи являются отличным примером хорошо развитого натуралистического интеллекта. Кстати, изначально его не было в теории, однако через некоторое время Гарднер его добавил.

Как только теория стала набирать популярность, многие ученые захотели создать тест, который бы показывал уровень этих моделей интеллектов любого человека. Были предложены разные варианты подобных тестов. Однако Гарднер и его коллеги пришли к выводу, что такой тест провести чрезвычайно тяжело. Он назвал две причины:

  • Он не сможет измерить эффективность интеллекта. Вопросы в них призваны лишь узнать о предпочтениях, навыках, интересах и умениях.
  • Чтобы результаты теста были точны, необходима развитая . А если так, то невозможно получить точные результаты, ведь у каждого человека уровень осознанности находится на разных уровнях.

Использование теории

Какие выводы мы можем сделать на основе теории Гарднера?

  • Он поощряет нас ценить и уважать людей, которые провалились по тесту IQ. И правда, ведь можно прекрасно разбираться в себе и людях и при этом иметь некоторые проблемы со стандартным тестом. Во многих областях уровень IQ совершенно не помогает достичь большого успеха, а в некоторых и вовсе мешает.
  • Он поощряет нас развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта Гарднера на высоком уровне. Это возвеличивает личность в общем и целом.

Гарднер был одним из первых, кто заявил, что таланты у человека могут быть совершенно разные, а главное - научиться их применять. Он пытался доказать, что тест IQ бывает красноречивым только в отдельных ситуациях и ничего не может сказать о личности в целом. Многих его теория привела в восторг, особенно людей, на которых ставили крест в учебных заведениях, исходя из стандартного теста. Так что прав был Гарднер или нет, но он многое сделал для того, чтобы к интеллекту человека ученые подходили более взвешенно.

Люди давно начали задумываться над вопросом, почему у одних легко получается решать сложные математические задачи или писать сочинения, стихи, музыку, а другие должны приложить для этого максимум усилий, и результат не всегда будет высоким. Почему одни могут нарисовать прекрасный пейзаж или портрет, а решить задачу по физике они не в силах.

Способности человека определяет его интеллект. Это не одно понятие, оно бывает нескольких типов. В психологии выделяют 9 разновидностей, которые имеют свои особенности характера, предрасположенность к наукам.

Теория Гарднера

В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.

Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.

Психолог охарактеризовал интеллект не как определенное устройство, которое находится в голове, а как потенциал, который позволяет человеку использовать все свои способности в определенной ситуации.

Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.

Выделяют:

  • природный (натуралистический);
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • экзистенциальный (философский);
  • кинестетический (телесный);
  • межличностный (социальный);
  • пространственный (образный);
  • лингвистический (вербальный);
  • личностный (внутренний).

Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство;
  • ботаника;
  • садоводство;
  • астрономия;
  • химия;
  • поварское дело;
  • агрономия;
  • археолог.

Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.

У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.

Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.

Музыкальный интеллект проявляется раньше других. Младенцы начинают реагировать на песни, двигаться в ритме до того, как начинают ходить и говорить. Редко, но встречаются настоящие гении, как Йо-Йо Ма, который первый раз выступил с концертом в возрасте 6 лет.

Профессии:

  • дирижер;
  • композитор;
  • песец;
  • музыкант;
  • диджей;
  • режиссер;
  • музыкальный продюсер.

Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

  • математик;
  • детектив;
  • композитор;
  • экономист;
  • дирижер;
  • физик;
  • инженер;
  • финансист;
  • аналитик.

Экзистенциальный (философский)

Считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной.

Проявлениями служат духовные практики и религиозные убеждения. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме. Но именно для экзистенциального мышления характерны глобальные вопросы: существует ли Бог, где зародилась жизнь, что будет после смерти.

Для таких людей идеально подойдет профессия:

  • политика;
  • психолога;
  • философа;
  • историка;
  • археолога;
  • писателя.

Человек с таким мышлением много спорит и рассуждает. Он ищет ответы на вопросы о смысле жизни, изучает других людей, их характеры. Увлекается различными теориями.

Кинестетический (телесный)

Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.

Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.

Лучшие профессии:

  • спортсмен;
  • врач-хирург;
  • хореограф;
  • танцор;
  • дирижер;
  • военный;
  • артист.

Такие люди особенно ценились в Древнем Риме и Греции, где боготворили прекрасное спортивное тело. Считалось, что здоровое тело — залог здорового ума.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать паззлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

  • журналист;
  • писатель;
  • копирайтер;
  • преподаватель;
  • историк;
  • аналитик;
  • переводчик;
  • актер;
  • оратор.

Даже люди, у которых «дислексия», с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.

Каждый маленький человечек рождается с определенным набором задатков, интересов и даже умений. С раннего возраста одному смышленому малышу нравится считать и разгадывать ребусы, ставить опыты, другому только книги и чтение, третьему комфортно на природе в кругу птиц.

Каждому ребенку хочется делать то, что вызывает огромный интерес. Когда родители закрывают одни двери знаний в надежде, что их чадо потянется к другой сфере, налаживает свой отпечаток в душе и сознании ребенка, у которого исчезает интерес вообще к любому типу занятости. И восстановить живое познание детского ума интересного занятия не так и просто.

Поэтому ученые и психологи предлагают родителям обращать внимание на мелочи, к чему больше всего тянется малыш, чтобы идти на пути развития этой сферы, необходимых умений, что приведет к успешной реализации личности в будущем.

Типы интеллекта по Гарднеру

Рассмотри типы интеллекта по Гарднеру, который выделяет 8 разновидностей ума. Говард Гарднер - психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия "множественный интеллект". В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

На заметку родителей: ни воспитательница в детском садике, ни учительница в школе, ни кто-то другой из близкого окружения не может с точностью определить тип интеллекта ребенка, только родители и круглосуточное наблюдение за интересами ребенка могут расшифровать пытливость ума и его тип.

1 тип - Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

  • драматург,
  • журналист,
  • филолог,
  • политик,
  • редактор или корректор,
  • сценарист,
  • писатель.

2 тип - Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

  • бухгалтер,
  • математик,
  • ученый,
  • программист,
  • аналитик,
  • детектив,
  • медик,
  • логист.

Первый и второй типы интеллекта в основном относят к граничным (или/или), и успешно развиваются учителями в школе и в высшем учебном заведении. Что касается следующих типов, то такие дети не всегда могут найти себе занятие по душе. Потому что относятся либо к обоим типам одновременно, или ни к первому, ни ко второму, будучи повержены в постоянное непонимание.

3 тип - Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта - это пазлы и самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят пазлы и лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:

  • дизайнер,
  • архитектор,
  • инженер,
  • скульптор,
  • мультипликатор,
  • художник.

4 тип - Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное - это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.

В какой сфере деятельности могут реализоваться:

  • спортсмены,
  • цирковые артисты,
  • танцоры,
  • механики,
  • ремесленники,
  • фотомодели,
  • артисты,
  • актеры.

5 тип - Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта - это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, "тарабаня" по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:

  • композитор,
  • дирижер,
  • певец,
  • артист,
  • музыкант-исполнитель,
  • музыкальный редактор,
  • диджей,
  • музыкальный критик,
  • преподаватель музыки,
  • пианист,
  • барабанщик.

6 тип - Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.

В какой сфере реализуется:

  • ветеринар,
  • исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
  • генетик,
  • фермер, сейсмолог,
  • эколог,
  • археолог.

7 тип - Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый - он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети - генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.

В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:

  • психиатр,
  • философ,
  • политик,
  • священник,
  • профессор,
  • психолог,
  • агитатор.

8 тип - Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:

  • переговорщик,
  • тренер,
  • педагог,
  • оратор,
  • менеджер,
  • дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.

Однажды, вступая во взрослую жизнь, мы встаём перед одним и самых сложных выборов в пользу будущей профессии или призвания. Мы делаем этот выбор, основываясь на своих предпочтениях и желаниях, по указке других людей или за компанию, часто не задумываясь об ответственности, которая на нас лежит. Немногие задаются вопросом: Насколько мой выбор отвечает моим истинным потребностям? Как я могу быть уверенным, что не ошибаюсь? И существуют ли методы, которые бы помогли мне в выборе подходящей профессии? В начале двадцатого века эти вопросы стояли наиболее остро, и, вполне естественно, что это послужило толчком к созданию психологами всевозможных тестов на профориентацию. В 1983 году, психолог Говард Гарднер опубликовал в своей книге «Умонастроения» разработанную им теорию множественного интеллекта, которая делит людей на семь типов по их предпочтительному способу познания. С помощью теории множественного интеллекта любой человек может определить, к какому интеллектуальному типу он относятся, какой стиль обучения ему подходит и к какой профессии ему следует присмотреться. Итак, давайте рассмотрим теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера подробнее.

Объявление:


Говард Гарднер родился в небольшом американском городке Скрэнтон, Пенсильвания, в немецко-еврейской семье иммигрантов. В 1961 году он поступил в Гарвард, где познакомился со своим наставником Эриком Эриксоном. Позднее, под влиянием своих коллег он согласился стать соучредителем «Project Zero» - «проекта по Человеческому Потенциалу», в дальнейшем, ставшего платформой для создания его новой теории. Примечательно, что после публикации его книги, теория множественного интеллекта довольно быстро была признана как классическая модель для понимания аспектов человеческого интеллекта, стилей обучения, личности и поведения в процессе обучения и работы. Столь быстрое признание теории сообществами учителей и тренеров можно было объяснить возросшей необходимостью в подобной теории для образовательных учреждений и коммерческих предприятий. Ныне адъютант – профессор Гарвардского университета, старший директор гарвардского «Проекта Зеро», обладатель множества почетных степеней и автор нескольких книг о человеческом разуме, Говард Гарднер продолжает работать над развитием своей теории и обдумывать вопрос о добавлении дополнительных типов интеллекта. Об этом чуть ниже, а пока, предлагаю ознакомиться с теорией Гарднера в её оригинальной версии.

Множественный интеллект Говарда Гарднера
Тип интеллекта Описание Типичная роль Легко даётся
Лингвистический Слова и язык, письмо и разговор, запоминание, интерпретация и объяснение идей и информации через язык, понимание отношений между сообщением и значением Писатели, юристы, журналисты, ораторы, тренеры, копирайтеры, учителя русского языка, поэты, редакторы, лингвисты, переводчики, теле- и радио ведущие, закадровые артисты Написание набора инструкций, разговор по существу, редактирование текстовой информации, написание речи, рассказ о событии, применение положительного или отрицательного «ключа» к истории
Логико-Математический Логическое мышление, обнаружение узоров, научные рассуждения и дедукция, анализ проблемы, выполнение математических вычислений, понимание связи между причиной и следствием в направлении материального исхода или результата Учёные, инженеры, компьютерные специалисты, бухгалтера, статистики, исследователи, аналитики, трейдеры, банкиры, букмекеры, страховые брокеры, посредники, специалисты по решению проблем и заключению договоров, директора Выполнение расчётов в уме, создание процесса для измерения чего-то сложного, анализ работы машины, создание процесса, разработка стратегии для достижения цели, оценка стоимости бизнеса
Музыкальный Музыкальные способности, осознание, понимание и использование звука, распознание тона и ритмы, понимание отношений между музыкой и чувстами Музыканты, певцы, композиторы, ди-джеи, музыкальные продюсеры, акустические инженеры, артисты, тамада, дизайнеры окружения и специалисты по звуковому сопровождению, голосовые тренеры Исполнение музыкальных произведений, пение песен, обзор музыкальных произведений, тренера игры на музыкальных инструментах, настройщики
Телесно-Кинестетический Контроль движения тела, ловкость рук и равновесие, координация тела в пространстве Танцоры, актёры, спортсмены, водители, солдаты, пожарные, рыбаки, водители, ремесленники, садовники, повара, целители, авантюристы Жонглирование, демонстрация спортивной техники, создание пантомим, бросание «блинчиков», запуск воздушной змеи, оценка эргономики рабочего места
Пространственно-Визуальный Визуальное и пространственное восприятие, интерпретация и создание визуальных образов, живописные фантазии и выражение, понимание отношений между изображением и смыслом, между пространством и эффектом Художники, дизайнеры, карикатуристы, архитекторы, фотографы, скульпторы, градостроители, изобретатели, инженеры, имиджмейкеры Дизайн костюма, интерпретация картин, создание макета комнаты, создание корпоративного логотипа, проектирование здания, упаковка чемодана или багажника автомобиля
Межличностный Восприятие чувств людей, способность к отношениям с другими людьми, интерпретация поведения и общения, понимание отношений между людьми и их положения Терапевты, посредники, консультанты, политики, эжекторы, менеджеры по продажам, психологи, учителя, врачи, целители, организаторы, воспитатели, рекламные специалисты, тренера и наставники Выявление настроения по мимике, демонстрация чувств через язык тела, влияние на чувства других людей, наставничество или консультация
Внутри-личностный Самосознание, знание самого себя, внутренняя объективность, способность к пониманию себя и своих взаимоотношений с другими людьми и миром Возможно: философы, авторы литературы по самопознанию и развитию, любая другая профессия Высокий уровень самосознания и способность к включению в процесс изменения мыслей, убеждений и поведения в отношении к ситуации, другим людям и своим целям

Как вы уже поняли, теория множественного интеллекта предоставляет нам возможность не только определиться с выбором профессии, но и получить представление о предпочтительном способе обучения новым вещам. Дело в том, что у каждого интеллектуального типа преобладает свой способ познания, с помощью которого он лучше усваивает информацию из внешнего мира. Так, для лингвистического интеллекта это слова и язык, для логико–математического - числа, а для музыкального, соответственно, музыка. Из таблицы, которая будет приведена далее, вы узнаете, какой способ познания предпочтителен для каждого из интеллектуальных типов.

Следует иметь в виду, что деление человеческого интеллекта на перечисленные семь интеллектов, весьма условно. Неизвестно, найдёте ли вы среди своих знакомых и друзей представителей чисто лингвистического, музыкального или пространственно-визуального типа, скорей всего это будет смешанный тип, с преобладанием какого-то одного. Возможно, вы встретите таких людей, которых будет сложно отнести к какому-то определённому типу, из-за присутствия у них черт и признаков, относящихся к разным интеллектуальным типам. Возможно даже, что вы обнаружите новый интеллектуальный тип, о котором не знали ранее - всё-таки люди разные. Вообще, после написания своей теории, Гарднер не раз задумывался о добавлении к теории множественного интеллекта дополнительных типов интеллекта, однако, из-за трудностей в адекватном определении этих типов, предпочёл остановиться на первоначальной версии своей теории, и считает её вполне достаточно. В качестве же возможного дополнения к своей теории, Говард Гарднер видел такие типы интеллекта как: натуралистический, духовный, и моральный.

Возможные дополнительные типы интеллекта:

Теория множественного интеллекта позволяет определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, какой способ познания подходит для вас больше всего, и какая профессия вам ближе. Правда, узнать свой тип интеллекта по таблице будет затруднительно, для этого желательно прохождение специального теста. Сделать же предположение о том, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, вы можете прямо сейчас, вам просто нужно присмотреться к своим любимым делам, своему поведению, словам, которые используете и способу решения встающих перед вами проблем. Ещё раз взгляните на таблицу интеллектуальных типов Гарднера, и обратите внимание на список занятий, свойственных для каждого из интеллектуальных типов. Какой интеллектуальный тип содержит наибольшее количество пунктов привычной для вас деятельности? К такому типу, вероятно, вы и относитесь. Вообще, если вы хорошо знаете себя, то без особых усилий сможете сделать некоторые выводы, относительно своей принадлежности к тому или иному типу интеллекта.

Принципы теории множественного интеллекта.

Для лучшего понимания теории Гарднера, следует определиться с её ключевыми моментами, принципами, на которых держится эта теория. Вот некоторые, наиболее важные, на мой взгляд, принципы теории множественного интеллекта:

  • Теория множественного интеллекта описывает природу и механизм работы нашего разума, это то, как мы воспринимаем информацию из внешнего мира и как мы учимся новым вещам.
  • Человек может быть силён в нескольких, в большинстве случаев в трёх типах интеллекта.
  • Интеллект представляет собой смесь из нескольких способностей, ни один человек не может обладать всеми способностями одновременно, нет ни одного другого человека, который бы обладал тем же набором способностей, которым обладает вы.
  • Тип интеллекта указывает не только на возможности, которыми обладает человек, но и на способ или метод, которым он предпочитает учиться и развивать свои сильные стороны.
  • Умственный и эмоциональный настрой оказывает существенное влияние на эффективность обучения.
  • Используя свои сильные стороны, а именно предпочтительный способ познания, мы можем увеличить эффективность обучения.
  • Развитие сильных сторон упрощает дальнейший процесс развития тех черт личности, которые человек считает недостаточно сильными.
  • К какому бы интеллектуальному типу вы ни относились, он не указывает на то, каким является человек в эмоциональном отношении.
  • Принадлежность к определённому интеллектуальному типу не указывает на моральные принципы, которых придерживается человек, и не делает его плохим или хорошим.
  • Неспособность ученика получать хорошие отметки в большей степени обоснована недостатками системы образования, нежели отсутствием у него задатков высокого интеллекта.
  • Прохождение теста на уровень интеллекта более не может служить достоверной оценкой истинных знаний и способностей ученика, каждый из нас умён по-своему.
  • Человек, получающий плохие отметки в школе, имеет равные шансы на достижение успеха в жизни, как и отличник, всё зависит от того, использует ли он свои способности.
  • Выдающиеся способности в одном из интеллектуальных типов, могут говорить о менее развитых способностях в других типах интеллекта.
  • Трудно научить человека новым знаниям исходя из узкого определения интеллекта и выбирая произвольную программу обучения.

Теорию множественного интеллекта нельзя назвать универсальным средством для описания познавательных способностей человека, также нельзя считать её завершённой теорией, поскольку до сих пор ведутся споры о возможности добавления в неё новых типов интеллекта. Тем не менее, опираясь на теорию Гарднера, вы можете определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, а также какие инструменты и план развития или обучения вам подойдут больше всего. Успехов вам и всего наилучшего!

Загрузка...