1001-market.ru

Учим цвета с ребенком − почему не следует принуждать малыша к зубрежке

Согласно авторитетному мнению специалистов, уже в 3 года ребенок должен знать основные цвета. Однако это вовсе не говорит о том, что ровно в три года и один день родители должны впадать в панику, подозревая задержку в развитии, в случае, если он все еще их путает.

Не забывайте, что все детишки разные и развиваются по своему индивидуальному графику. Но все же, несмотря на это, помогать своему чаду и начинать учить малыша запоминать цвета вы можете уже с самого раннего возраста.

Обучаем отличать цвета кроху до года: начало начал

Уже в самом раннем возрасте дети могут различать цвета. Согласно исследованиям, первый цвет, который выделяют младенцы, едва выйдя из новорожденного возраста, это желтый.

Кстати, именно поэтому для детей такого возраста специалисты рекомендуют приобретать игрушки-погремушки желтого цвета. Следом за желтым младенец начинает обращать внимание на оранжевый цвет и красный.

Целенаправленно учить цветам ребенка до года не нужно. Достаточно того, что, разговаривая с ним, вы будете называть цвета: «Вот твоя чашечка, она синяя», «возьмем красный мячик».

Учим цветам малыша от года до двух

Вот теперь уже можно начинать учить. Но ненавязчиво и без больших ожиданий. Главное слово здесь: «начинать». Помните, что ребенок может учить цвета только после того, как начнет разговаривать. Не надо бежать впереди паровоза, ведь детское мышление развивается по своим строгим законам.

В 2 года ребенка можно научить различать цвета и уметь определить предметы одинакового цвета. Пока рано ждать от него, что он запомнит все названия. Дайте ему время.

Игровые задания, помогающие освоить цветовую палитру

Играя с малышом, предлагайте ему следующие задания:

Лепить или рисовать, используя один конкретный цвет

В процессе лепки напоминайте малышу название цвета, но не ждите, что он быстро его запомнит.

Собирать пирамидку

Эта развивающая игрушка очень полезна для детишек 1-2 лет. Включайтесь в игру и называйте малышу цвета составных частей. Периодически спрашивайте:«Какой это цвет?».

Сортировать игрушки по цвету

Предложите ребенку положить красные кубики в красную коробку. Когда он легко станет справляться с этой задачей, поставьте две, три коробки разного цвета.

Аналогичным образом можно предложить малышу поставить машинки в гараж, выбирая по их цвету. Можно строить башни из кубиков — только желтые или только синие.

В целом, в этом возрасте упор стоит делать лишь на то, что вы только называете цвета предметов, постепенно закрепляя их в памяти ребенка.

Обучаем цветам ребенка в возрасте от двух до трех лет

В три года дети с большим удовольствием играют и учатся. В этом возрасте вы довольно легко сможете научить ребенка цветам, регулярно занимаясь с ним.

Деятельность малыша в это время существенно расширяется, пополняется его словарный запас, а значит вам и карты в руки - самое время для обучающих и развивающих упражнений, в том числе и в области познания цветов.

Неограниченные возможности предполагают творческие занятия. Рисуйте, лепите, делайте аппликации. Показывайте краски, рассказывайте, что можно нарисовать этим цветом, смешивайте цвета.

Сейчас в продаже есть безопасные для детей краски, играть с которыми можно не беспокоясь за здоровье малыша.

Упражнения для понимания цвета

Разноцветные карточки

Сделайте цветные карточки и играйте с ними. Спрашивайте малыша, какого цвета карточка, предлагайте на каждую карточку положить игрушку нужного цвета — открывается целая масса вариантов для игр.

«Веселая уборка»

Собираем игрушки только одного цвета. Сначала только синие, потом только желтые. Особенно хорошо работает при уборке детского конструктора в коробку.

«Кто больше?»

Вместе ищите предметы какого-то конкретного цвета. В квартире, на улице, во дворе. Зеленая трава, зеленая скамейка, зеленая машина. Кто найдет больше предметов?

«У меня и у тебя»

Какой цвет есть у вас, а какой у малыша? «У меня синие тапочки, зеленый мячик и красная заколка» - «А у меня зеленая чашка и красные колготки».

Цветные драже

Не очень педагогично, но весело вместе есть разноцветные конфетки-драже. Если ребенок правильно назвал цвет конфеты, он может ее съесть.

Устраивайте день одного цвета

Сегодня красный день. Надуем красный шарик, наденем красную кофточку и съедим красное яблоко. На улице будем искать красные предметы, а дома нарисуем красный мухомор, красный цветок и красную божью коровку.

Похвастаемся шедевром папе и расскажем, что это за цвет.

Важный момент: не усложняйте ребенку задачу, не учите сразу несколько цветов. Пусть он сначала четко выучит один, а затем переходите к другому. Чем меньше малыш ошибается, тем радостнее он будет учиться дальше.

Осваиваем цветовой ряд после трех лет

В 4 года ваш малыш уже вполне может знать основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый. Теперь можно осваивать остальные и переходить к оттенкам.

Здесь вам опять самым лучшим образом поможет рисование. Дети очень любят смешивать краски разного цвета, обращайте их внимание на полученный результат.

После трех лет малышам уже намного проще запоминать цвета, поэтому показывайте и рассказывайте как можно больше. Для закрепления результата отлично подойдут развивающие настольные игры и упражнения в игровой форме.

Примеры игр и упражнений на понимание цвета

Усложненные карточки

Хорошо научит детей определять цвета игра, в которой к картинке нужно подобрать карточки с использованными на этой картинке цветами.

В качестве домашнего аналога такой настольной игры возьмите любой предмет или любую картинку и предложите ребенку подобрать к ней карандаши или фломастеры нужного цвета.

«Ошибки»

Договоритесь с ребенком, что вы строите две башни - одну синюю, другую, например, красную. В процессе игры незаметно прячьте или путайте «этажи» башни. Ребенок должен назвать потерянный цвет.

«Светофор»

Для игры вам понадобится три карточки. Зеленая карточка означает, что ребенок должен бегать, желтая - прыгать, а красная - стоять. Можно усложнить задачу или придумать свои варианты.

«Воздушные шарики»

Нарисуйте на бумаге несколько воздушных шариков. Ребенок должен подрисовать им веревочки нужного цвета. Усложните задачу: рассыпьте карандаши оттеночных цветов, добавьте к ним карандаши, цвет которых не использовался.

​Не сравнивайте успехи своего малыша с успехами других детей

Если вы поставили цель научить ребенка различать цвета, не оглядывайтесь на других. Внук тети Маши уже выучил не только цвета, но и оттенки да еще и замечательно рисует?

Во-первых, вы не видели тех «шедевров», а во-вторых, ваш сын великолепно бегает и умеет надевать штанишки.

Не закрепляйте цвет за одним предметом

Называйте его в разном контексте. Если вы все время будете показывать только красный мячик, малыш может подумать, что все мячики красные.

Не пытайтесь освоить весь цветовой круг за один день

Не запутывайте ребенка, сразу предлагая выучить несколько разных цветов одновременно.

Создавайте позитивный настрой, учитывайте характер и склонности ребенка

Если ваш малыш шустрый непоседа, он не захочет степенно раскладывать цветные карточки на столе. Предложите ему лучше сбегать за синим мячиком.

Обучайте играючи

Ранний детский возраст предполагает только игровую деятельность. Все обучение должно проходить только в расслабленной, ненавязчивой форме игры.

Занимайтесь регулярно, но без напряжения. И ваш ребенок обязательно выучит все цвета радуги!

Система раннего развития детей предлагает формировать умение различать цвета уже на первом году жизни. Выпускается узконаправленная печатная продукция со знаком «0+», занимаются с шестимесячными малышами педагоги развивающих центров. Мамы, регулярно посещающие кабинет здорового ребенка в поликлинике, получают рекомендацию изучать основные цвета, когда малышу исполняется полтора года. Это достаточно осмысленный возраст, и не стоит откладывать обучение до трех лет или дожидаться, пока малыш заговорит.
Изучение цвета доступно и неговорящим детям. Если ребенок показывает пальчиком называемые предметы, выполняет просьбу принести что-нибудь, сделать, значит, он готов выучить и цвет. Все отличие в том, что говорящий называет цвет, а «молчун» тычет пальцем или берет предмет в руки.
Мамам-непедагогам приходится непросто, сразу возникает масса вопросов: зачем учить, не рано ли, как учить, как понять, что ребенок знает? Эта статья подскажет, как обучить ребенка самостоятельно, не прилагая особых усилий и не затрачивая средств.
Подумаем
Для мамы, находящейся с ребенком весь день, занятия - хороший повод разнообразить свою жизнь и развлечь сына или дочку: у детей младше трех лет отличная память и высокая тяга к новизне. Не обязательно отводить определенное время. Заниматься с ребенком можно в течение дня в соответствии с его режимом, когда малыш поспал, поел, в хорошем настроении.
Для начала рекомендуется выучить четыре цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Материалом для обучения могут служить любые предметы указанных цветов: игрушки, фрукты и овощи, специальные карточки, карандаши, одежда, пластилин, цветная бумага, краски, растения (желтый одуванчик, зеленая трава), автомобили во дворе, качели, горки, спорткомплексы (их, как правило, окрашивают красной, желтой, синей, зеленой краской).
Познакомим
Специалисты советуют начинать знакомство с одним ярким цветом - красным или желтым. Однажды покажите малышу красный предмет (кубик, машинку, колечко от пирамидки) и скажите: «Кубик красный». Задайте вопросы: «Где кубик? Где красный кубик. Какого цвета кубик? (Покажи кубик красного цвета)». Так поступайте с различными предметами в каждой бытовой ситуации: когда даете красное яблоко, надеваете красную одежду (кофточку, платье или куртку), рисуете красным карандашом и так далее. Тем же образом познакомьте ребенка с желтым цветом.
Закрепим
Теперь подберите парные предметы двух цветов: два колечка, два кубика, два карандаша, две детали конструктора, две машинки, два стаканчика-вкладыша. С ними предлагайте интересные игры: попросите сложить в одну коробку все красное, в другую - все желтое, убрать лишнее в красном (желтом) ряду. Используя карточки-картинки, просите найти предмет того же цвета. Так вы закрепите понятие цвета и убедитесь, что ребенок уверенно отличает предметы по окраске.
Следующий этап - побуждение к действию в разных житейских ситуациях: во время уборки игрушек, одевания, кормления, прогулки, рисования, лепки, чтения книг. Называя цвет, говорите – возьми, дай, принеси, покажи, положи, надень, сделай, нарисуй, поставь - в соответствии с обстоятельствами. Читая книжки, обсуждайте иллюстрации - какая, какой, какого цвета. На этом этапе запоминание цвета доводится до автоматизма: ребенок ориентируется в цветном мире без подсказки.
В том же порядке в словарь добавляют зеленый и синий. Ребенок учится отличать три и, наконец, все четыре базовых оттенка.
Повторим
Если, выучив с ребенком цвета, не возвращаться к этой теме долгое время, может случиться так, что ребенок в большом потоке информации, обрушивающемся на него в дошкольном возрасте, начнет путаться. Поэтому, добавляя новые цвета, изучая счет, обучая грамоте, расширяя кругозор, во время игр, творческих занятий и в быту время от времени интересуйтесь цветом предмета.
Успех в обучении малыша основывается на принципах последовательности, системности, повторения. Последовательность - изучение цветов по очереди, а не всех сразу. Системность - привлечение внимания к цвету при каждом удобном случае, а не в определенные часы. Повторение - своеобразное тестирование, способ проверки знаний.

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет . Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же , одинаковый . Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета? Игры

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов , чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

    Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .

  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие .

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики » (Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

    Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой ;

  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек );

  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого : виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого : банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого : рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого : морковь, абрикос, тыква, апельсин)

5. Карточки Домана «Цвета»

Если честно, я считаю, что изучение цветов по – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте . «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .

6. Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

(Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше .

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

Занимаясь с малышом, и постепенно развивая его, мы очень часто задаемся вопросом: «Почему ребенок так долго не может выучить цвета?

Мы учим цвета с ребенком уже три месяца, а он все путает и не может запомнить». И правда, иногда счет до 10 и первые, распространенные в письме буквы даются маленькому ученику гораздо легче, чем цвета.

Распространенные ошибки при изучении цветов

Первая и самая распространенная ошибка – мы считаем, что малыш не может запомнить название и отличить один цвет от другого. Однако, в возрасте до трех лет, кроха может просто не уметь правильно выговаривать название цвета, прекрасно отличая один от другого.

Чтобы научить ребенка различать цвета не нужно усаживать его за стол и превращать учебу в нудную зубрежку. Любое обучение для малышей должно проходить весело и преподноситься вами в форме игры. Лучше всего, делать это в привычной для него обстановке, в его игровой комнате.

В процессе обучения никогда не коверкайте новые названия. В вашем разговоре не должно быть слов «зелененькая, синенькая, красненькая или желтоватая». Цвета для малышей должны запоминаться именно так, как они называются.

Не нужно настаивать и заставлять ребенка учится. Как правило, такая форма обучения с детства формирует у малыша негативное отношение к учебе. Изучение цветов для детей становится тяжелой обузой, сопровождается плачем и капризами. Малыш в таком эмоциональном состоянии не в состоянии сосредоточится, а видя ваше негодование, еще больше путается и теряет концентрацию внимания.

Учите цвета играя

Учить цвета для детей можно в процессе игры, побуждая ребенка обращать внимание именно на цвет. Например, опустившись рядом с малышом на пол и играя с ним как бы, между прочим, скажите ему: «Подай мне синий кубик, пожалуйста». Понятно, что если кубиков много, кроха подаст первый попавшийся, акцентировав внимание только на слове «кубик». Сразу же поправьте его: «Нет, сынок, вон тот, синий!» и укажите пальцем на нужный кубик. Обязательно дождитесь, чтобы ребенок сам взял предмет и передал вам, тогда визуально он запомнит, что кубик синий. Через 5-6 минут повторите занятие, но попросите дать кубик красного или зеленого цвета.

Тем самым вы добьетесь того, что ваш ребенок будет понимать и сам выбирать какого цвета кубик ему нужно вам подать. Так выучить цвета с ребенком можно очень быстро. Поверьте, что малыш и сам не поймет, что находится в состоянии обучения. Для него это будет всего лишь быстрым запоминанием новых для него слов.

Цвета для ребенка должны запоминаться в обычном и привычном для него разговоре. «Давай оденем сегодня синюю шапку?» — спрашиваете вы, акцентируя внимание на цвете. Малыш радостно отвечает: «Давай». Затем побудите малыша самого подойти к шкафу и взять вещь нужного цвета.

Сегодня в продаже большое количество развлекательных и обучающих игр, но для того, чтобы изучать цвета с детьми не обязательно покупать дорогие и мудреные логические игрушки.

Малышу в возрасте 2-3 лет доставляет удовольствие ваше с ним общение, поэтому играть можно в любую из игр.

Изучение цвета в процессе рисования

В возрасте двух-трех лет малыш уже охотно держит в руках карандаши или краски. Процесс рисования для детей в этом возрасте считается одним из самых увлекательных. Покупая малышу альбом для рисования или книгу для раскрашивания, время от времени подходите к рисующему ребенку и хвалите его. Направляя малыша, с улыбкой произнесите: «А давай это дерево раскрасим в зеленый цвет?» Играя с удовольствием в вашем обществе, кроха всегда рад идти вам навстречу. Побудите его найти в коробке зеленый карандаш, а затем обязательно отметьте, как красив рисунок, несколько раз упомянув слово «зеленый», показывая на крону дерева.

Для малыша изучение цветов в процессе рисования проходит очень быстро. Если вы попросите взрослого человека перечислить вам 6-7 оттенков из палитры красок, то, скорее всего, после четвертого он уже начнет задумываться. Профессиональный художник назовет вам сразу около 10-15 оттенков, поскольку работает с ними, и видит их каждый день.

Ребенок в 2-3 года изучает цвета легко и непринужденно, главное не оставлять это занятие, подкрепляя прошедший материал.

Карточки и картинки для обучения цветов

Прекрасный развивающий материал Домана – картинки цветов для детей детского сада. Эти карточки могут быть просто окрашены в различные цвета, и тогда они раскладываются на столе в любом порядке. Для игры необходимы небольшие игрушки (машинки, фигурки животных, предметы), окрашенные так же, как и карточки.

Попросите малыша подать вам машинку, например, синего цвета и положить ее на карточку синего цвета. Постепенно разложите все игрушки по карточкам с одинаковыми цветами, затем перемешайте и начните заново. На помощь в обучении могут прийти специальные стихи о цветах для детей дошкольного возраста, разучивая которые в процессе игры вы дадите крохе дополнительную информацию и подкрепите его знания.

Карточки Домана могут быть с нанесенными на них изображениями овощей или фруктов, окрашенных в различные цвета. Учить цвета с детьми 3 лет и старше можно, изучая при этом название овощей. «Красный томат», «зеленый огурец», «желтая слива», и так далее. Однако здесь необходимо понимать и рассказывать ребенку о том, что яблоко и слива бывают и других оттенков.

В три года научить ребенка цветам не тяжело, единственное, что необходимо учитывать – вы обязательно должны ежедневно подкреплять пройденный материал. Для закрепления полученных знаний совсем не нужно дополнительного времени. Сказав малышу: «Ты можешь принести мне зеленую вазу для цветов?» Или: «Смотри, какой красивый голубой цветок расцвел на полянке за окном». Этих, на первый взгляд, незначительных мелочей вполне хватит, чтобы малыш лишний раз обратил внимание на то, что ваза зеленая, а цветочек голубой.

Легенды и песни о цветах для детей не только будут учить малыша распознавать оттенки, но и развивать у него слух и память, тренировать речь и давать возможность запоминать новые слова. К тому же музыкальные занятия всегда очень интересны для малышей этого возраста.

Учим Цвета: развивающий мультфильм для детей


Когда речь заходит о развитии ребенка, все родители становятся ужасными паникерами. Когда малыш должен знать все цвета? Как научить ребенка различать цвета? Что делать, если чадо не знает всех оттенков радуги? Постараемся разобраться со всеми этими вопросами.

В каком возрасте ребенок должен знать цвета?

Младенцы с года различают цвета. Другое дело, что их названия дети смогут выучить лишь тогда, когда начнут говорить.

В современном мире ситуация, когда малыш не говорит в 2 года, считается нормой. Поэтому требовать от «неговорящего» ребенка знания всех цветов радуги бесполезно.

Кроме того, следует помнить, что каждый ребенок – индивидуальность. Один уже в два года сможет назвать четыре базовых цвета, а кто-то будет путать красный с желтым почти до школы. Не стоит отчаиваться и думать, что с вашим ребенком «что-то не так».

Психологи и педиатры утверждают, что малыш имеет право путать окраски и в три, и в четыре года, а полностью цветоощущение сформируется у него только к семи годам.

Начинать учить ребенка различать разные расцветки можно с рождения, но оптимальный возраст для такого обучения находится в диапазоне от 2 до 5 лет.


Как научить ребенка узнавать цвета?

Родители, решая, как научить ребенка различать цвета, прибегают к разным способам. Кто-то использует специальные игры, кто-то делает упор на развивающую литературу, кто-то просто рассказывает малышу о цветах и показывает их в повседневной жизни. Каждый метод хорош по-своему. Выберите тот, который подходит именно вам.

Ниже представлены наиболее популярные способы и советы.

  1. Говорите разными фразами. (Синий мяч. Этот мяч синий. Мяч синего цвета)
  2. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  3. Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом.
  4. Не давайте ребенку черный карандаш. Слишком четкие яркие линии «перекроют» в сознании малыша все другие цвета.
  5. Обращайте внимание на цвета везде – на прогулке, дома, во время чтения книги или просмотра мультфильмов. Одевая ребенка, проговаривайте окраску одежды, наливая что-то в кружку или накладывая еду в тарелку, также акцентируйте внимание на окраске.

7 простых игр для изучения цвета

  1. Первая игра называется «Яркие коробки» . Суть ее проста: возьмите две коробки из-под обуви и оклейте их цветной бумагой (например, зеленой и красной). Предложите малышу собрать в коробки игрушки определенной окраски.
  2. «Пирамидка» . Купите пирамидку с яркими кольцами и попросите ребенка собрать ее. Нанизывая кольцо, малыш должен проговаривать его цвет. Такая может как научить ребенка различать цвета, так и познакомить с понятиями «больше-меньше».
  3. Конструктор . Предложите малышу не просто бездумное «строительство», а сортировку деталей по цветам. «Постройте» синий и красный домики, из зеленых и коричневых деталей сделайте дерево, желтый подойдет для создания дороги.
  4. Карточки . Этот метод лежит в основе раннего развития Глена Домана. Вырежьте из цветной бумаги несколько карточек. Наклейте их на картон, чтобы карточки были плотнее. Показывайте ребенку тот или иной цвет и четко произносите его название. Достоинством этого метода является то, что вы можете начинать обучение чада уже с первых месяцев его жизни. Позже, когда карапуз подрастет, можно получать от него обратную связь, задавая вопросы.
  5. Мозаика . Существует специальная напольная мозаика, собирая которую, малыш научится не только определять окраску деталей, но и разовьет мелкую моторику рук.
  6. «Чудо-бабочки» . Вырежьте из цветного картона четыре цветка и четыре бабочки. Цветки разложите на столе, бабочек вручите чаду. Попросите малыша «посадить зеленую бабочку на зеленый цветок» или «красную на красный». Далее усложняйте задание, миксуя окраску бабочек и цветков.
  7. «Волшебная радуга» . Возьмите большой лист ватмана и расчертите его на семь полосок. Это будет радуга. На каждую часть листа приклеивайте предметы (листики, пуговицы, лоскутки ткани) определенного спектра. Малышу такая игра точно придется по вкусу.


Как научить ребенка определять цвета с помощью игрушек?

В обучении ребенка цветам вам на помощь придут разнообразные игрушки и пособия. О некоторых уже было сказано выше (мозаика, пирамидка, конструктор), но есть и другие занимательные игрушки, которые помогут вашему чаду подружиться с палитрой:

  • кубики;
  • разноцветные пластиковые овощи и фрукты;
  • шары для сухого бассейна;
  • раскраски и карандаши;
  • разноцветные пуговицы.

Очень наглядно цвет представлен в многочисленных книжках и детских пособиях, коих много можно найти и в Интернете и в магазинах.


Что делать, если малыш путает цвета?

Бывает так, что как ни пытаются родители развить у крохи цветоощущение, все усилия оказываются напрасными. Чадо неизменно путает цвета или вообще забывает их названия.

Почему это происходит у детей? Причины могут быть разные.

  • Разный темп развития у разных детей. Кто-то говорит предложениями в полтора года, а кто-то «молчит» в 2,5. Не стоит равнять всех детей «под одну гребенку».
  • Позднее обучение. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем быстрее он освоит всю базовую информацию (в том числе и цвета).
  • Дальтонизм. Это крайне редкое заболевание, которым страдают только мальчики. Если ни один из родителей не имеет отклонений, то ребенок вряд ли окажется дальтоником.

Заключение

Как научить ребенка различать цвета? Не жалейте времени, чтобы познакомить малыша с цветами и оттенками. Чем меньше будет чадо на момент обучения, тем быстрее усвоит и запомнит базовые (а потом и остальные) цвета.

Загрузка...