1001-market.ru

Во сколько ребенок начинает сам. Когда ребенок начинает садиться самостоятельно. Можно ли присаживать ребенка специально

В каком возрасте ребенок начинает сидеть? Очень часто можно услышать цифру 6 месяцев, но для данного периода характерно именно подтягивание на руках, держась за мамины и папины руки. Ребенок присаживается не потому что хочет сесть, а просто показывает хорошую развитость хватательного рефлекса. Часто родители ошибочно начинают сажать новорожденного кроху, думая, что он уже физически созрел для этого, раз присаживается за пальцы. Это неверно. Спешка в подобном деле вредна. Подготовленный с физиологической точки зрения организм малыша позволит ему сесть самостоятельно без посторонней помощи.

Самостоятельное сидение для ребенка очень важно, оно является значимой вехой на пути к ходьбе

Средние сроки освоения навыка сидения

Для крохи, научившегося сидеть, открывается масса новых возможностей для развития. В первую очередь будет совершенствоваться крупная моторика. Ребенок будет учиться вставать на колени, на ножки, ходить. Для освоения этих навыков нужно равновесие. Как и любое другое новое дело, сидение требует времени и последовательности. Точных возрастных норм нет, поэтому ни один врач-педиатр не сможет с уверенностью назвать точный возраст, когда ваш кроха самостоятельно сядет. Каждый ребенок развивается индивидуально. Ниже приведем средние показатели, где освоение техники сидения происходит в три этапа:

  • 6 месяцев. Малыш начинает садиться при помощи взрослых, но сидит с опорой на руку или на обе руки. Присаживание методом подтягивания за пальцы можно делать в полугодовалом возрасте, но на очень короткое время. Пары минут вполне хватит.
  • 7 месяцев. Ребенок уже освоил, как самостоятельно садиться из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). При сидении малютка держится более уверенно, уже не опирается на руки. В вертикальном положении может поворачиваться в разные стороны и не падать.
  • 8 месяцев. Большая часть детей уже освоила сидение и может принять эту позу из любого положения – лежа на животе, спине и боку.

Ребенок грудного возраста может освоить самостоятельное сидение уже в 6 месяцев, что будет являться нормой. При освоении навыка ближе к 8 месяцам родителям также не следует беспокоиться. Мамам и папам деток, севших рано, нужно учитывать, что в вертикальной позе крохе нельзя находиться больше часа.

Малыша, который еще не научился сидеть, нельзя носить очень долго в вертикальном положении или сажать в коляску в положении сидя.



Если малыш еще не умеет сидеть, в коляске он должен находиться горизонтально

Сидение нередко приходит вслед за освоением ползания. Мышцы рук, ног и спины получают хорошую тренировку и уже готовы к переходу в сидячее положение. Такая последовательность освоения сидения является самой безвредной для детского позвоночника.

Иногда, когда ребенок очень активен, он может освоить навык сидения даже раньше, чем это бывает обычно. Более позднее обучение этому навыку, с задержкой на 1-2 месяца, также будет в пределах нормы.

Есть ли разница между полами?

Тема, когда садятся мальчики и девочки, полна слухов, мифов и заблуждений. Некоторые уверяют, что мальчики по природе более крепкие, а значит и освоить сидение должны раньше. Другие выступают за то, что девочки являются более активными, а потому все начинают делать раньше.

Не стоит устраивать противостояний. Вне зависимости от пола ребенка врачи не рекомендуют присаживать его раньше полугода. При отсутствии избыточного веса, проблем со здоровьем, мальчик или девочка в 6-7 месяцев или немного позже научится сидеть.

Распространенный миф о том, что раннее сидение девочки приводит к загибу матки, является абсолютно недоказанным. В современной науке вы не найдете ни одного достоверного объяснения этой гипотезе. Время для присаживания наступает тогда, когда девичий или мальчишеский мышечный корсет становится достаточно крепким.



Особой разницы между сроками высаживания мальчиков и девочек нет

Сажать рано – опасно

Порой мамы сомневаются, не рано ли они сажают своего малютку? Определить это нетрудно: если кроха заваливается на бочок или при сидении имеет сильно округленную спину, то присаживать не стоит. Запомните: никаких подушек и валиков, которые бы поддерживали кроху в положении сидя! Вне всяких сомнений, так малышу значительно интереснее – руки свободны, простор открыт, а мама может успеть сделать побольше дел, но поступать так опасно. Ортопеды уверяют, что искусственно поддерживая спину ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу.

Кроха, садящийся очень рано, получает огромную нагрузку на неокрепший позвоночник. Это может сказаться в будущем на развитии сколиоза и деформировании костей таза. Спешить не стоит. Помните, что более позднее обучение сидению способствует лучшему развитию скелета. Лучше помогать не в сидении, а в выкладывании на живот и в последующем ползании.

До самостоятельного освоения навыка сидения врачи не советуют:

  • использовать прогулочную коляску, если спинка в ней не отпускается до 45˚;
  • носить малыша в переносках типа «кенгуру» (рекомендуем прочитать: );
  • сажать ребенка к себе на колени;
  • все упражнения, направленные на укрепление мышц, следует выполнять с осторожностью.

Повод для беспокойства

Известны случаи, когда виной слабо развитых мышц и запоздалого созревания нервной системы являлись имеющиеся патологии. Такие ситуации требуют незамедлительной помощи специалистов, поэтому родители должны не откладывать и начать бить тревогу, если:

  1. Ребенок в полгода не научился держать головку в положении лежа на животике и не делает попыток приподняться на ручках. Это сигнал для обращения за врачебной помощью. Подобный навык является основным и без него невозможно дальнейшее полноценное физическое совершенствование. Некоторые послабления даются недоношенным малышам и деткам с ослабленным организмом.
  2. Ребенок в 10 месяцев не может самостоятельно сидеть, так как такую позу он находит неудобной. Этот случай также требует обращения к специалистам.

Правильная поза

При усаживании важно учитывать правильность положения всех частей тела:

  • Голова находится в немного наклоненном состоянии.
  • Шея – в разогнутом состоянии.
  • Разогнутой остается верхняя часть позвоночника.
  • Руки располагаются спереди и являются опорой.
  • Область поясницы согнута.
  • Тазобедренные составы находятся в согнутом состоянии и немного наклонены вперед.
  • Ноги разведены и вывернуты наружу. Опирается малыш на боковую поверхность ног.

Ребенок быстро устанет, если тело будет иметь неправильное расположение. Заметив, что кроха сидит неверно, знайте – его тело еще недостаточно окрепло, а изгибы позвоночника не сформировались должным образом.



Нужно внимательно следить за правильностью позы ребенка во время сидения

Упражнения и занятия

Иногда малыш хорошо и уверенно сидит, а вот принять это положение ему нелегко. Виной тому неспособность удержать равновесие. Можно принять во внимание следующие советы:

  1. Приподнимайте ребенка не из горизонтального положения, а из полулежачего, тогда нагрузка на позвоночник будет ниже и малыш затратит меньше сил.
  2. Занимайтесь развитием пресса. Держа кроху за руки, приподнимайте его до угла в 30˚, но не позволяйте ему сесть. Затем опустите кроху обратно. Сделать такое упражнение нужно несколько раз. Лежа на животике тоже можно развивать мышцы пресса. Малютка хватается за ваши пальцы, а вы аккуратно прогибаете его в спине, приподнимая за ручки.
  3. Развивайте мышцы спины. Ребенок лежит на животе. Одна ваша рука находится под грудью малыша, а вторая – между ножками. Ножки карапуза упираются в ваш живот. В таком положении ягодицы и спина находятся в напряжении, а шея немного выгнута назад.
  4. Купание и плавание станут отличными помощниками в укреплении всех мышц тела. В воде нагрузка на позвоночник минимальна. При возможности запишите малютку на аквааэробику или просто в бассейн. В качестве альтернативы подойдет большая ванна дома.
  5. Когда ребенок находится в положении сидя, в коляске или в стульчике для кормления, угол наклона спинки должен быть 40-45˚. Часто молодые мамы спрашивают врачей, можно ли использовать рюкзачки для переноса грудничков. Подойдет рюкзак-кенгуру с жесткой спинкой, чтобы снимать нагрузку с промежности. Вертикальная нагрузка также должна быть минимально возможной. Сколько может сидеть малютка в такой переноске? Носить кроху в рюкзачке можно не больше трех часов подряд.
  6. Чтобы ребенку было интересно заниматься, подвесьте красивые яркие игрушки, до которых ему захочется дотянуться.
  7. Постоянный комфорт не всегда полезен. Дать малышу побывать в разных условиях и ситуациях, например, завалиться на бок или найти баланс, необходимо – это будет хорошим подспорьем в научении технике сидения. Такие действия помогут малютке скорее сесть.


Если используется переноска, она должна быть с жесткой спинкой

Малыш, который уже хорошо ползает, но еще не сидит, абсолютно здоров и развивается в рамках нормы (рекомендуем прочитать: ). Ему просто пока интересна другая деятельность. В каком возрасте он начнет садиться? Кроха может освоить новое дело ближе к 9 месяцам и это не будет отклонением от нормы. Переход из позы на четвереньках является самым безвредным для детского позвоночника. Обучить кроху садиться из лежачего положения будет проще, если он уже уверенно садится из позы на четвереньках.

Отвечая на вопрос, когда ребенок начинает сидеть, стоит сказать, что все будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша. Активный кроха без проблем с опорно-двигательным аппаратом непременно научиться сидеть самостоятельно. В большинстве случаев дети справляются с этим делом сами, не прибегая к помощи мамы и папы.

1 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: МИМИКА И РЕЧЬ

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

ЗАЛОГ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическомразвитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

ЗАНЯТИЯ В ВОДЕ

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЗРЕНИЕ И СЛУХ

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

2 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок в 2 месяца ?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление, ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

ПРОБУЕМ НА ВКУС

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок , если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

МАССАЖ И «САМОМАССАЖ»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж, можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели . Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

РАЗВИВАЕМ СЛУХОВУЮ АКТИВНОСТЬ

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

3 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок ?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

ПОИГРАЕМ?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

В первый год своей жизни каждый ребенок постепенно осваивает много навыков. Полностью беспомощный малыш сначала учится поднимать и удерживать голову, хватать ручками игрушки, переворачиваться на животик и обратно. После освоения таких умений приходит время учиться сидеть.

Нормы для мальчиков и девочек

Раньше было распространено мнение, что присаживать девочек нужно намного позже, чем мальчиков. Это объясняли возможным вредом для костей таза и формирования женских половых органов. Сейчас педиатры считают, что особого вреда для ребенка женского пола в раннем сидении нет, при условии, что девочка начала пытаться сидеть самостоятельно. По словам специалистов, пол никак не влияет на возраст, в котором ребенок начинает садиться сам.

Педиатры отмечают, что нормой развития навыка сидения для деток любого пола является диапазон от 6 до 9 месяцев. В среднем малыши учатся сидеть без поддержки к 7-месячному возрасту. Некоторые дети осваивают такой навык на месяц раньше сверстников, а у кого-то сидеть самостоятельно получается лишь к 8-9 месяцам – это тоже варианты нормы.

Этапы развития навыка

  • В 6 месяцев многие детки сидят с поддержкой, опираясь руками, но при этом часто заваливаются в бок и теряют равновесие. Они еще не умеют садиться самостоятельно, а способны сесть, лишь подтянувшись за руки родителей. Сидеть в этом возрасте малыш должен лишь в течение нескольких минут, чтобы тренировать навык.
  • В 7 месяцев малыши сидят более уверенно и зачастую уже не опираются руками. Сидя, они поворачивают тело вправо и влево, удерживая равновесие корпуса. Также детки этого возраста уже начинают осваивать навык самостоятельно, садиться из позиции лежа на животе с помощью опоры руками.
  • В 8 месяцев большинство деток способны уверенно сидеть и принимать такое положение из любого варианта позиции лежа, а также легко менять положение.

Стоит ли заставлять ребенка сидеть и чем опасно преждевременное усаживание?

Педиатры считают вертикальную позицию позвоночника в возрасте меньше 6 месяцев вредной для формирования скелета ребенка. При усаживании родители способны навредить здоровью своего чада, при этом проблемы с позвоночником могут проявиться позже, например, в школьном возрасте. Сначала у ребенка должны достаточно укрепиться мышцы спины, и лишь после этого позвоночник сможет выдерживать нагрузку от сидячего положения. Если малютка округляет спинку или заваливается в сторону, сидеть ему пока рано.

Если малыш еще не научился сидеть самостоятельно, родителям не следует:

  • Сажать кроху, укладывая вокруг ребенка подушки.
  • Носить малыша в «кенгуру» в сидячем положении.
  • Возить ребенка в коляске сидя (спинка должна быть под углом не больше 45°).
  • Усаживать ребенка на своих коленях.

Доктор Комаровский: как присаживать малыша и во сколько месяцев?

Известный педиатр советует врачам не ориентироваться на нормы развития, тем более, что их диапазон достаточно большой, а помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе.

Если малыш здоров, то, по мнению Комаровского, родителям просто нужно создать благоприятные условия для его физического развития , и ребенок научится сидеть сам по себе.

Кроме того, популярный врач акцентирует внимание родителей на том, что сидеть для маленького ребенка вовсе не полезно. И чем позже малыш освоит данный навык, тем ровнее будет у него спинка и тем лучше для его позвоночника. Поэтому доктор Комаровский советует не помогать малышу садиться, а поощрять обучение ползанию.

Ниже смотрите короткое видео с советами доктора Комаровского.

Правильное положение ребенка

Когда ребенок сидит правильно:

  • Его голова немного наклоняется вперед.
  • Его шея немного разгибается, как и верхняя часть позвоночника.
  • Его руки расположены перед телом, чтобы служить опорой.
  • Его поясница согнута, а тазобедренные суставы немного наклонены вперед.
  • Его ножки разведены в стороны и развернуты наружу (малыш упирается их боковыми поверхностями).

При другом положении малыш будет сильно уставать, а формирование естественных изгибов позвоночного столба нарушится.

Полезные упражнения, способствующие сидению

Правильному физическому развитию малыша способствует ежедневная гимнастика, плавание в ванной (отлично, если можно дополнительно посещать бассейн) и массаж . Эти действия укрепляют мускулатуру.

С 4 месяцев можно начать выполнять такие упражнения:

  1. Уложите ребенка на стол, а когда он протянет к вам ручки, дайте крохе свои указательные пальцы. Кроха ухватится за них и повиснет на несколько секунд под углом 45°, после чего снова ляжет.
  2. Придайте ребенку положение на животе, а его ножки уприте в свою грудь. Положите одну руку под грудью ребенка, а вторую под его ножки. Удерживайте ребенка в такой позиции несколько секунд.
  3. Подвесьте над кроваткой младенца кольца, чтобы кроха могу учиться хватать их и стараться подтянуться к ним.
  4. Выкладывая кроху на живот, в нескольких сантиметрах от ребенка положите яркую игрушку, чтобы младенец пытался к ней добраться.

Помните, что безопаснее всего для ребенка сесть из положения на четвереньках. Так позвоночник будет наименее нагружен.

Рассчитайте календарь прививок

После рождения ребенок проходит определенные значимые для его развития этапы. Сначала он начинает держать головку, улыбаться, переворачиваться на животик, позже садится и учится стоять. Родители с нетерпением ждут новых свершений от своего крохи.

После 5 месяцев некоторые детки пытаются сесть. Но еще плохо держат спинку и падают, если их посадить. Когда же ребенок начинает сидеть самостоятельно? Как ему помочь? Что делать, если один уже сидит, а другой и не пытается? Ответы на эти вопросы волнуют всех молодых родителей.

Младенец с рождения находится в положении лежа. По мере роста и развития он приобретает новые умения: держит головку, хватает игрушки, поворачивается на бочок, а позже со спинки на животик и обратно, пытается ползти. В какой-то момент малыш хочет изменить свое положение, пытаясь поднять головку и принять положение сидя. Ведь при этом меняется угол обзора, многие вещи видятся иначе, малышу становится интереснее изучать мир вокруг себя.

Многие детки хватаются за бортики кроватки или коляски и пытаются сесть. Если предложить им взяться за пальцы и слегка помочь, то они принимают положение «сидя» на несколько секунд. Долго сидеть пока не могут. Говорят, что ребенок начинает присаживаться, то есть ненадолго садиться.

Некоторые родители спешат обложить малыша подушками, чтобы он сидел подольше, но делать этого не стоит. Всему свое время. Ребенок должен сесть самостоятельно, когда его позвоночник будет к этому готов. В каком же возрасте ребенок начинает сидеть? У каждого ребенка свой темп развития. Однако существуют определенные среднестатистические нормы, когда можно начинать присаживать ребенка. По статистике малыши проходят такие этапы:

  • 6 месяцев – сидит с поддержкой;
  • 7 месяцев – сидит без опоры;
  • 8 месяцев – садится самостоятельно.

Некоторые дети начинают присаживаться раньше. Однако находиться в сидячем положении детям в возрасте до 6 месяцев не рекомендуется.

Понять готов ли ребенок к присаживанию можно по таким признакам:

  • Младенец хорошо научился переворачиваться на живот и обратно на спинку;
  • Поднимает головку из состояния «лежа», хорошо ее держит;
  • Пытается подниматься на ножки, держась за опору;
  • Хорошо поднимает туловище, удерживаясь за пальцы родителя.
  • Может удерживать спинку какое-то время в положении сидя.

Если все эти умения у ребенка наблюдаются, то скоро малыш научится не только сам сидеть, но и принимать самостоятельно положение сидя.

Можно ли присаживать? Чем опасно несвоевременное присаживание

При рождении позвоночник малыша очень гибкий и мягкий, при этом легко деформируется. Он рассчитан только на положение лежа. С возрастом позвоночник укрепляется, появляются необходимые изгибы, формируется мышечный корсет. Поэтому не рекомендуется присаживать детей раньше времени.

Если ребенок плохо удерживает спинку, сильно ее округляет, заваливается набок или вперед, не нужно его обкладывать чем-то для опоры. Такой ребенок не готов к присаживанию. Это может нанести вред неокрепшему позвоночнику. Чаще всего деформация позвоночника происходит именно в детстве и связана с ранним присаживанием, хождением, нагрузками на неразвитый мышечный корсет, поддерживающий позвоночник.

Во сколько месяцев ребенок начнет сидеть зависит от состояния его мышечного развития.

Чем ребенок активнее пытается двигаться, поворачиваться, менять положение тела, тем быстрее укрепится его спинка, и он раньше начнет сидеть, стоять, ходить.

Поэтому полезно выкладывать ребенка на животик, чтобы он поднимал и держал головку и корпус, опираясь на предплечья, а потом и кисти, учить его переворачиваться, делать специальную гимнастику для малышей.

Очень полезно для ребенка ползанье.
Если ребенок научился ползать, то ему очень удобно садится из такого положения. К тому же это помогает разгрузить позвоночник, укрепляет все мышцы малыша.

Этапы освоения навыка сидения

Попытки принять сидячее положение у ребенка появляются довольно рано в 3-4 месяца. Но освоить этот навык ему не просто. Малыш учится сидеть постепенно, приобретая определенные подготовительные навыки. Этапы освоения умения сидеть не всегда одинаковы. В большинстве случаев это происходит так:

    1. Ребенок пытается поднимать голову и верхнюю часть туловища, стараясь сесть . Если ему дать пальчики, то он ухватывается и поднимается на несколько секунд. Этот этап наступает у детей в разное время приблизительно в 3-5 месяцев.
    1. Малыш в 4-6 месяцев цепляется за опору, встает на колени, пытается садиться , но пока удержаться не может, заваливается на бок или назад;
    1. В 5-6 месяцев ребенок садится с помощью родителя , удерживает спинку несколько минут, может повернуться на бочок и пытаться сесть, опираясь на руку;
    1. В возрасте 6-8 месяцев уверенно сидит, хорошо держит спинку , но часто еще пользуется помощью взрослого, чтобы сесть, хотя некоторые могут садиться и самостоятельно;
  1. 7-10 месяцев – садится самостоятельно из любого положения , может поворачиваться в сторону, играет игрушками сидя, легко меняет положение: встает, ложится, становится на четвереньки и обратно.

В некоторых случаях ребенок сначала переворачивается на животик, становится на четвереньки и из этого положения садится. Часто дети начинают ползать, а затем уже учатся самостоятельно сидеть.

У некоторых детей получается садиться и сидеть до 6 месяцев, однако специалисты не рекомендуют проводить в сидячем положении много времени в таком возрасте. Лучше, если малыш будет сидеть по 10-15 минут несколько раз в день. Постепенно время можно увеличивать.

Другие же дети наоборот долго не могут научиться садиться или сидеть уверенно. Бывает, что такой навык у них развивается только в 9-11 месяцев. Это тоже норма. Не нужно торопить малыша.

Если ребенок здоров, у него нет физических или неврологических патологий, то он обязательно научиться сидеть раньше или позже сверстников.

Что делать, если малыш не хочет сидеть

Некоторые мамы начинают беспокоиться, если в определенном возрасте их ребенок еще не умеет сидеть, в то время как его сверстники давно приобрели этот навык. Родители задаются вопросом, что делать и как научить ребенка сидеть? Однако не нужно беспокоиться раньше времени. Если малыш достаточно овладел прочими двигательными навыками, переворачивается, становится на четвереньки, ползает, пытается вставать, то до 11 месяцев можно не беспокоиться. Лучше стимулировать ребенка к ползанью. Это поможет укрепить мышцы, и он скорее научиться садиться.

Когда стоит волноваться

Волноваться следует, если малыш с первых месяцев отстает в развитии. Скорее всего врач заметит это и направит родителей к неврологу.

Если он в возрасте 6-8 месяцев не умеет переворачиваться на животик и обратно, не пытается ползать, садиться, вставать, то у него явно проблемы неврологического характера и его стоит показать специалисту.

Если же проблем нет, то, скорее всего, достаточно будет пройти курс специального массажа и гимнастики. Однако это должен решить специалист.

Как научить сидеть? Упражнения

Что же могут сделать родители, чтобы помочь малышу научиться сидеть? Для этого лучше всего подойдут гимнастика, массаж, плавание в ванне или бассейне. Такие мероприятия помогут развить мышцы спины, правильно сформировать мышечный корсет позвоночника.

С трехмесячного возраста можно выполнять с ребенком такие упражнения:

    1. Положение младенца лежа на спине . Мама протягивает ему указательные пальцы, ребенок за них хватается и пытается подняться до угла наклона спинки 40 градусов. Задержаться в таком положение 3-5 секунд и опустить малыша. Выполнить несколько раз.

Постепенно угол поднятия и время удерживания можно увеличивать.

    1. С 6 месяцев можно усложнить первое упражнение, поднимая ребенка только за одну руку . Второй он пытается удерживаться и опираться самостоятельно.
    1. Ребенок поддерживается под грудь и под живот, спинка вверх, ножки упираются в живот взрослого . Поднять туловище ребенка и опустить. Головка малыша поднята вверх. Мышцы напряжены. Задерживать несколько секунд и опускать.
    1. Положить ребенка на бочок, чтобы он перевернулся на живот, затем обратно . Можно привлечь игрушки, чтобы малыш тянулся за ними.
  1. Хорошо помогают и покачивания ребенка на фитболе . Удерживая ребенка лежа на мяче, покачиваем мяч вверх и вниз, то сгибая ножки ребенка, то касаясь поверхности его руками. Можно покачивать мяч влево – вправо.

Хорошо помогает массаж мышц рук, спины, ножек. Движения рук разминающие и поглаживающие, допустимы легкие похлопывания. Движения направлены снизу вверх от пальцев к плечам.

Для детей старше 6-8 месяцев, если они не ползают, то гимнастика направлена на получение этого навыка. Дальше малыш сам научится садиться.

Плаванье очень благотворно влияет на все мышцы ребенка, укрепляя их, но не нагружая позвоночник. Если нет возможности посещать с малышом бассейн, то можно ограничиться плаваньем в полной ванне.

Все навыки малыша связаны между собой, поэтому важно не пропустить момент, когда стоит помочь малышу – заняться массажем, гимнастикой. Следующий после умения садиться навык – ползание, читайте в нашем следующем материале.

Малыши быстро растут, и вы даже не заметите, как придет время познакомить вашего маленького непоседу с дисциплиной и пунктуальностью. в игровой форме – читайте по нашей ссылке.

Мальчики и девочки

Часто можно услышать довольно противоречивые мнения о том, что мальчики или девочки быстрее развиваются и раньше садятся. Встречается информация, что девочки раньше начинают делать попытки сесть, но овладевают этим навыком более поздно, чем мальчики. К тому же некоторые думают, что позвоночник у девочек более хрупкий, чем у мальчиков. Поэтому и присаживаться они должны позже. Однако нет никаких достоверных доказательств таким утверждениям. Все зависит от индивидуального развития ребенка. Однозначно лишь то, что присаживать ребенка раньше, чем он сядет сам не стоит независимо от его пола.

Не нужно сравнивать своего малыша с другими детьми. Каждый ребенок уникален, имеет свой биологический ритм. Радуйтесь каждому умению крохи, помогайте ему правильно развиваться, но не торопите. Здоровый ребенок обязательно освоит все необходимые навыки, в том числе и сидение.

Все родители испытывают искреннюю радость при виде первых ощутимых успехов в жизни малыша. Особый интерес вызывает наблюдение за развитием и ожиданием того момента, когда ребенок начинает сидеть. Вначале он переворачивается в разные стороны, затем ползает на животике, после чего до нормальной посадки остается всего один шаг. Сидячее положение значительно расширяет кругозор и способствует дальнейшему изучению окружающей действительности. Появляется больше внимания к игрушкам, которыми играть сидя гораздо удобней и интереснее.

Во сколько месяцев ребенок должен сидеть самостоятельно

Существует мнение, что первые попытки к усаживанию предпринимаются где-то в . Полугодовалый грудничок вполне способен подтянуться, удерживаясь за материнские руки, и ненадолго присесть. Он выполняет эти действия неосознанно, благодаря развитому хватательному рефлексу. Малыш просто подтягивает к себе пальцы матери, как и любые другие предметы. Однако многие родители считают это желанием сидеть и пытаются усадить малыша без всякой подготовки.

Преждевременное усаживание таит в себе определенную опасность. Не стоит торопиться, если при таких попытках ребенок заваливается набок. И уж совершенно недопустимо обкладывание его подушками и другими мягкими предметами. С одной стороны, жизнь матери значительно облегчается, а для малыша открываются новые горизонты. Однако, по мнению специалистов, делать этого ни в коем случае нельзя. Слишком раннее усаживание приводит к большим нагрузкам на неокрепший позвоночник. В дальнейшем, это приводит к развитию сколиоза и деформациям костей таза. Наиболее эффективными подготовительными движениями считаются лежание на животе и ползание.

Если ребенок уже садится, необходимо строго контролировать положение всех частей тела. Голова должна быть слегка наклонена вперед. Шея и верхняя часть позвоночника находятся в разогнутом положении. Руки расположены впереди и выполняют роль опоры. Ноги разведены и развернуты наружу. Нарушенное положение приведет к быстрому утомлению грудничка. Это указывает на неполную готовность к сидячему положению, в основном, из-за не сформированных физиологических изгибов позвоночника.

Навык сидеть развивается последовательно, в течение нескольких месяцев. После полугода малыш неуверенно сидит с упором на одну или обе руки. Наблюдается частая потеря равновесия и сваливание набок. Самостоятельно сесть не может, только при подтягивании за ручки. Рекомендуется усаживать малыша лишь на несколько минут в качестве тренировки.

С , сидячее положение становится более уверенным, опора на руки уже не требуется. Равновесие удерживается даже при поворотах корпуса в разные стороны. Из лежачего положения малыш самостоятельно садится, опираясь на руки. В 8 месяцев он уже уверенно сидит, легко садится из любого положения и может свободно его изменить.

Во сколько месяцев можно сажать мальчиков

Этот вопрос волнует всех родителей. Некоторые мальчики от природы спокойные и флегматичные. Они не любят переворачиваться на животик и выражают недовольство, когда им помогают это сделать. Такое поведение свидетельствует о слабости мышечной системы и позвоночника, которые без активных нагрузок укрепляются очень медленно. В подобных случаях не стоит усаживать малыша до 6 месяцев.

Другие дети, наоборот, подвижны с момента рождения. Они начинают сами переворачиваться, поворачивают голову в разные стороны, активно двигают ручками и ножками. Все эти движения способствуют укреплению позвоночника, поэтому таких мальчиков можно ненадолго подсаживать уже в пятимесячном возрасте. Окончательные сроки подсаживания определяются врачом-педиатром в индивидуальном порядке.

Самостоятельное решение о возможности усаживания принимается, когда ребенок без каких-либо затруднений способен перевернуться со спины на живот и обратно. Он уверенно держит голову и может уверенно стоять, придерживаясь за руки матери. Удерживая пальцы, малыш может сам встать вертикально.

Важным фактором при определении сроков усаживания считается телосложение. Если грудничок очень плотный, с избыточным весом, его необходимо присаживать как можно позднее. Большая масса тела оказывает негативное влияние на неокрепший позвоночник. Худеньких мальчиков сажают уже в 5 месяцев. Общим условием является активное ползание на четвереньках, в процессе которого происходит правильное формирование позвоночного столба.

Рекомендуется избегать резких переходов от горизонтального положения к сидячему. Ребенок не должен усаживаться в подушки и оставаться в этой позе в течение 0,5-1 часа. Двигательная система и связки должны испытывать равномерные и постепенные нагрузки. Иногда возникают ситуации, когда мальчики категорически отказываются сидеть на кровати или на стульчике даже в 7 месяцев. Они плачут и пытаются лечь. По этому поводу не стоит волноваться – наступит время, и ребенок самостоятельно примет сидячее положение.

Когда можно садить девочку

Вопрос наиболее подходящего времени для усаживания наиболее актуален для девочек. Им всем предстоит стать матерью и формирование органов малого таза должно происходить без отклонений. Время усаживания девочек определяется в индивидуальном порядке. Одни могут присаживается уже в пять месяцев, а другие – только в семь или восемь. Самостоятельное усаживание становится возможным по мере готовности костной и мышечной системы. Если эта процедура выполняется слишком рано, может возникнуть деформация костей.

Организм девочек имеет собственную специфику. Поэтому нагрузка отрицательно воздействует не только на позвоночник, но и на мочеполовую систему. Кроме того, раннее усаживание приводит к патологиям внутренних органов, например, к загибу шейки матки. Девочка должна сама выйти из горизонтального положения без помощи рук и свободно сесть. Если ребенок делает такие попытки слишком рано, не следует помогать. Малышку нужно лишить возможности хвататься за что-либо. Нельзя ничего подкладывать под спинку, для искусственной фиксации сидячего положения. Вообще, не стоит торопить события, лучше подождать, пока окрепнет костная система и все произойдет само собой, по законам природы.

Как научить ребенка сидеть

Отказ шестимесячного ребенка от усаживания не является поводом для тревоги. Большинство детей осваивают это действие только в 7 или 8 месяцев, по мере их физического развития. Искусственное ускорение этого процесса со стороны родителей может привести к травмам и повреждениям внутренних органов. Единственным выходом в таких ситуациях становится укрепляющая гимнастика и выполнение специальных упражнений.

По данному вопросу не существует какой-либо методики и точных рекомендаций. Весь процесс происходит постепенно, в несколько этапов. Держать малыша на коленях можно уже с пятимесячного возраста. Поза должна быть с наклоном назад, чтобы снять нагрузку на позвоночник. Если ребенок не проявляет недовольства, то через 3 недели можно на короткое время оставлять его полулежа, зафиксировав подушками.

Постепенно ребенок пытается сам из лежачего положения сделать упор на руки и выровняться вертикально. Такие попытки свидетельствуют об определенных достижениях и необходимости дальнейших занятий.

  • Ребенок укладывается животом на плечо одного из родителей. Затем нужно покружиться сначала в одну, а затем в другую сторону.
  • С помощью кого-то из родных, малыш берется за руки и за ноги, после чего его следует раскачать, как в колыбели.
  • В начальный период обучения рекомендуется использовать подушки, чтобы избежать падений в стороны.
  • Удерживать равновесие можно научить с помощью любимых игрушек. Ребенок будет тянуться за ними из сидячего положения, укрепляя, таким образом, мускулатуру.

Это общие советы, но вопрос, когда ребенок начинает сидеть, решается строго индивидуально. В случае каких-либо отклонений от нормы, необходимо проконсультироваться у детского врача. При нормальном развитии малыша, процесс усаживания произойдет сам собой.

Загрузка...