1001-market.ru

Жена в православной семье. Православное понимание любви и брака и их подмены Отношения между православными мужчиной и женщиной

Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

Наставления для мужа и жены об их правах и обязанностях в подлинно христианском браке

Господи, благослови!

Сама жизнь, ее неожиданные повороты, события, происшествия и наша на них реакция часто ставят пред людьми, живущими в христианском браке, ряд важных вопросов, без богоугодного разрешения которых жизнь в браке обречена на мучение, а сам брак – на разрушение.

Нам должно прежде всего установить твердые основания для брака и отношений в нем. Эти основания утверждаются на заповедях Господних, указаниях Писания и учении Церкви Христовой. Вместе с тем нам должно знать, что все бываемые в браке виды отношений нуждаются в нашем осмыслении и искусном употреблении для преодоления всех опасностей, восстающих против брака.

Прежде сего мы должны знать, что сам институт брака происходит от Бога. Бог создал мужской и женский пол для того, чтобы представители этих полов вступали в брак и прилеплялись друг ко другу. Вот почему брак основан на трех столпах:

  1. на вере Богу;
  2. на послушании Его слову (заповедям);
  3. на нерасторжимости брака (верности).

Мф.19:
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Из этих слов Христа Бога нам очень важно уяснить для себя следующие истины:

  1. Мужчину и женщину создал Бог, и создал Он их как равных партнеров для брачного союза;
  2. Брак и создание на его основе новой семьи преобладают над связями вступающих в брак лиц с их родителями. Чтобы новая семья появилась и устояла, надо непременно оставить старую, где жених и невеста были в качестве детей;
  3. Бог указывает не на какое-нибудь соединение в браке, а именно на прилепление мужа к жене и соединение их в одну плоть. Именно муж должен прилепляться к жене и хранить это свое прилепление;
  4. Поскольку людей в брачном союзе сочетает Сам Господь Бог, то Он требует нерасторжимости брачного союза со стороны человека.

Брачный союз может распасться по вине людей, если их действиями будет выбит хотя бы один столп, держащий брак.

Брак распадается, если один или оба участника брачного союза изменяют Богу и теряют веру в Него;
Брак разрушается, если один или два человека, вступивших в него, перестают слушаться Бога и исполнять Его заповеди и волю;
Брак уничтожается даже единократной изменой с другим лицом супруги, т.е. грехом ее прелюбодеяния, или прелюбодейным образом жизни супруга (одноразовая измена мужа, уврачеванная покаянием и исправлением, не разрушает брак).

Мф.19, 9: «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».

Нельзя развестись с женой кроме вины прелюбодеяния с ее стороны, измены вере в Бога или измены послушанию заповедям и воле Божией.

Нельзя мужу жениться на другой женщине после развода с первой женой по любой другой причине, кроме указанных выше.

Нельзя жениться на разведенной по трем указанным выше причинам, сообщенным нам Самим Богом через Его откровение в Священном Писании.

Святая Церковь Христова указывает на некоторые технические особенности, по причине которых брак может ею расторгаться.

Одной из причин такого расторжения может быть выяснение того факта, что брачующиеся находились в близком кровном родстве, но не знали этого.

Второй причиной расторжения Церковью брака может служить обнаружившееся у одного из супругов неисцелимое безплодие. По отношению к безплодному супругу заповедь Божия о нерасторжимости брака не прилагается. Сроком проверки безплодия, установленным Церковью, является минимум три календарных года (или более). Если по истечении трех лет (или более, до семи лет) один из супругов оказывается неспособным зачать ребенка по причине открывшегося в браке его безплодия, то по настоянию другого супруга, желающего иметь детей, брак расторгается. Если же супруги согласны жить без своих детей, то брак сохраняется. Последующая перемена желания здорового супруга о прекращении брака по причине безплодия второй половины более не приемлется. Решение о расторжении брака по причине безплодия должно приниматься здоровым супругом вовремя (т.е. начиная от трех и в течение семи лет). Право выхода из брака с безплодным супругом может быть использовано здоровым супругом только один раз, т.е. если в течение семи лет совместной супружеской жизни (годы пребывания мужа или жены на войне, в походе или тюрьме могут не учитываться) право на выход из брака не было использовано, то оно теряет свою силу.

Третьей причиной, по которой Церковь может развести супругов, является обнаружение того факта, что один из супругов постоянно терроризирует свою половину или склоняет ее на совершение тяжких грехов, таких, например, как богоборчество, цареборчество, колдовство, убийство, воровство, грабеж или разбойничество, половые извращения, растление детей, злоупотребление наркотическими средствами или алкоголем и т.п. Во всех этих случаях решение принимается церковным судом по получению неопровержимых доказательств вины одного из супругов.

Лица, брак которых был расторгнут Церковью по выше указанным причинам (кроме обвиненных в преступлениях), имеют право на повторное вступление в брак с благословения Церкви.

Последней возможной причиной прекращения брака является смерть одного из супругов. Вдова или вдовец имеют право на повторное вступление в брак.

Рим.7:
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.

Третье вступление в брак одного из супругов допускается по снисхождению к крайней немощи такого лица. Такой брак считается зазорным и не венчается, но образуется лишь благословением Церкви посредством иерарха. На лиц, вступивших в брак третий раз или вступившим в брак первый или второй раз, но с лицом, ранее бывшим дважды в браке, накладывается церковная епитимья.

К созданию брака надо относиться самым серьезным образом и потому должно прежде всего молиться о даровании своего супруга (супруги) во спасение. Кроме этого должно исследовать кандидатуру супруги (супруга) на предмет возможных тяжелых последствий, висящих на нем (ней) по причине родовой порчи или личной греховной жизни до брака. Желающие вступить в брак должны поведать друг другу всю правду о себе, какой бы она ни была.

На отягчение брака могут впоследствии сказаться такие факты, имевшие место в жизни одного или обоих супругов:

  1. Неверие или кривоверие рода;
  2. Тяжкие и смертные грехи, бывшие в роду;
  3. Демонообщение, имевшее место в роду или у лица, вступающего в брак;
  4. Распутная жизнь до брака и практика половых извращений;
  5. Совершение человекоубийств или детоубийств во чреве;
  6. Наличие в роду самоубийц, отцеубийц, братоубийц, цареубийц, церкворазрушителей, ересиархов, святотатцев, кощунников, колдунов, бунтарей, богоборцев, вероломцев и т.п.;
  7. Наличие тяжелых наследственных заболеваний или проклятий.

Если милостью Божией брак состоялся и новоявленные муж и жена стали жить в союзе мира, согласия и любви, то по зависти бесов и злых людей, а также по немощи и неопытности самих супругов в браке начинают происходить различные напряжения и конфликты, которые оставшись неуврачеванными могут привести к самым плохим и печальным плодам.

Вот почему хорошо для укрепления брака кроме совершения церковного таинства заручиться следующими вспомоществующими средствами:

  1. Заручиться благословением родителей со стороны мужа и жены (если это только возможно). При этом не обязательно, чтобы родители были членами Церкви или имели общую с детьми веру;
  2. Иметь мужу и жене одного и того же духовного отца или духовника, у которого обоим исповедываться и разрешать все возникающие вопросы и конфликты;
  3. Иметь дружбу с хорошей, стойкой, дружной и опытной семьей.

В супружеской жизни имеют место такие пласты или виды отношений:

  1. Сопребывание;
  2. Общечеловеческое общение;
  3. Супружеская любовь и согласие;
  4. Семейный мир;
  5. Сексуальное общение;
  6. Сексуальная неудовлетворенность одного из супругов;
  7. Давление со стороны одного из супругов;
  8. Напряжение в отношениях между супругами;
  9. Шантаж со стороны одного из супругов;
  10. Конфликт между супругами;
  11. Противоречия и разногласия у супругов;
  12. Непонимание между супругами, потеря единомыслия и единодушия;
  13. Недоверие и подозрительность между супругами;
  14. Болезненная ревность одного из супругов;
  15. Одиночество вдвоем;
  16. Материальные и житейские трудности;
  17. Разногласия в отношении к детям и их воспитанию;
  18. Вампиризм одного из супругов;
  19. Рабское положение жены;
  20. Подкаблучное положение мужа;
  21. Отношения из человекоугодия;
  22. Черствость и игнорирование;
  23. Разлад отношений;
  24. Отторжение между супругами;
  25. Охлаждение отношений и взаимной любви;
  26. Опостылость женой;
  27. Чужесть мужа или жены (когда ощущаешь супруга или супругу чужим человеком);
  28. Крах брака и семьи.

Как мы видим, большинство из приведенных видов отношений имеют негативный характер и могут послужить к отягчению отношений между супругами. Вот почему обоим супругам нужно и должно постоянно бороться за сохранение своего брака и преодолевать все возникающие негативные моменты в их отношениях. Нужно овладеть искусством преодоления конфликтов.

Обоим супругам должно все время помнить, что мы живем не в раю, что наша земная жизнь кратковременна, что супруг (супруга) является несовершенным человеком, обложенным своими немощами и страстями. Должно помнить, что мы находимся на постоянной войне с бесами, борьбе со своими греховными страстями, злыми наклонностями и вредными навыками. Должно помогать друг другу в этой борьбе, а не воевать друг с другом.

Нельзя на основании слов Писания о том, что жена должна бояться своего мужа и слушаться во всем, делать из нее свою рабыню и удовлетворительницу своих страстей и похотей. Если муж уподобляется в отношениях Христу, то жена уподобляется Церкви. Церковь не есть рабыня Христа, но чистая и святая Его Невеста, которую Он любит, заботится, защищает, охраняет и сообщает все необходимое.

Если муж ведет себя по отношению к жене так, как Христос к Церкви, то жена должна повиноваться такому мужу и слушаться его во всем, что касается его власти или общих дел. Она должна бояться огорчить мужа или потерять его расположение или его самого. Если муж ведет себя иначе, чем Христос по отношению к Церкви, то он не восходит в свой статус мужа и потому не может требовать от жены безпрекословного повиновения и послушания во всем. Итак, вся забота мужа состоит в том, чтобы не выходить из своего статуса, любить и обезпечивать всем необходимым свою жену и своих детей.

Большой и вредной шибкой со стороны мужа бывает то, когда он своим самовластием лишает свою жену ее внутрисемейного удела, в котором она имеет свободу и отдохновение от возможного давления с его стороны. Нельзя оставлять жену без такой ее женской области. Нельзя мужу лезть со своим мнением и желанием в женские и материнские дела без крайней нужды. В своей женской области жена должна быть свободной и нести всю ответственность за благополучие и порядок в этой ее области.

К сугубо женской и материнской области относятся:

  1. Кухня и приготовление еды на семью;
  2. Женская часть супружеских (сексуальных) отношений (т.е. жена имеет право требовать от мужа исполнения им супружеских обязанностей и удовлетворения ее в этой части отношений);
  3. Уборка, чистота, опрятность, убранство и оформление (дизайн) в доме;
  4. Стирка белья, ремонт и изготовление одежды;
  5. Материнская забота о вынашивании плода, выкармливании и воспитании младенца (до 6 лет);
  6. Уход за больным мужем и больными детьми;
  7. Женская часть работы по приему гостей и приготовлению к праздникам и семейным торжествам.

Муж по нужде и просьбе жены может помогать своим участием в женской части, но делать все по решению и усмотрению жены. Он не должен навязывать ей в этой области ничего своего, но лишь смиренно просить, например, приготовить то-то и то-то.

Серьезной ошибкой мужа является его невнимание к сексуальной удовлетворенности своей жены. Эгоизм в этом деле со стороны мужа не только ставит жену в мучительное положение, но и провоцирует ее на отлепление от него и прилепление к другому мужчине, который удовлетворяет ее женские потребности полной мерой. Апостол Павел был озабочен этой проблемой подопечных ему семей. Вот как он наставлял их в этом немаловажном вопросе:

1Кор.7:
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Если мужу не надо без крайней нужды вторгаться в сугубо женскую область, то тем более не следует это делать жене, т.е. вторгаться в сугубо мужскую область. Жена должна довольствоваться тем, что муж изволит ей поведать о своих делах и не выпытывать более того. Вера и полное доверие мужу в его делах являются большим преимуществом для мудрой жены.

Вредоносной ошибкой со стороны жены является унижение мужского достоинства своего мужа. Плохо, когда это происходит наедине с ним, еще хуже, когда это происходит при детях и совсем плохо, когда это происходит при посторонних свидетелях.

Ни в коем случае жена не должна укорять мужа за то, что он мало зарабатывает и не может обезпечить ее и детей тем, что им хочется. Нельзя также попрекать своего мужа за имеющиеся у него немощи и недостатки.

Большой ошибкой является сварливость жены. Быть женой-«пилой» недопустимо для христианки. Если подобное качество имеется, то его нужно решительно искоренять покаянием и молитвой, а также внимательным наблюдением за собой и сдерживанием себя. Контроль над языком очень важен для жены, ибо необузданный язык жены может принести много зла мужу и всей семье.

Частой ошибкой является нытье и жалобы жены на жизнь и житейские неурядицы пред своим мужем. Если подобное отношение будет продолжаться продолжительное время, то оно может перейти в так называемый «вампиризм», когда посредством нытья и жалоб из страсти саможаления жена начинает незаметно для себя «подпитываться» жизненными силами мужа и привыкает к этому. Таким образом жена может держать своего мужа в угнетенном или болезненном состоянии, а то и просто свести в могилу. Вторым способом такой подпитки является устраиваемый женой своему мужу конфликт или ссора, которые чаще всего бывают по совсем неважным мелочам или надуманным придиркам. Бесы тут же примешиваются к началу ссоры и раздувают ее до большого конфликта и вражды. Много грехов соделывается супругами во время такого конфликта. Муж и жена оскорбляют друг друга словесно, кричат друг на друга, желают друг другу зла, угрожают, а то и проклинают сгоряча. Часто кто-то из них высказывает сожаление, что женился или вышла замуж. К этому присовокупляется угроза подачи на развод и ухода из дома. Иногда жена начинает демонстративно собирать свои вещи или вещи мужа, с тем, чтобы выставить их за дверь. Подобного христианам никогда не надо допускать.

Недопустимо в словесной перепалке унижать родителей мужа (или жены), какими бы они по жизни не были и как бы они не относились к вашей семье.

Большой проблемой для любой жены является так называемое женское лукавство. Это настолько злое качество, что о нем и о лукавой жене особо упоминается в Священном Писании. Жена-христианка должна всячески бороться со своим лукавством и искоренять его в себе до полного исчезновения. Должно противопоставить своему лукавству молчание в разуме, смирение, простоту, тихость и терпение. Эти добродетели вместе с покаянием и молитвой не оставят даже следа лукавства.

Из своего лукавства жена часто допускает шантаж в отношении мужа. Таким образом она пытается добиться от него того, что ей хочется и что он ей не предоставляет. Предметами шантажа могут быть собственные дети, недопущение мужа к супружескому соитию, отказ в поддержке важного для мужа дела, которое зависит от жены и многое другое.

Жена не должна отказывать мужу в его желании быть с ней. Если имеется веская причина (например, болезнь или крайняя усталость) не позволяющая жене допустить мужа к себе, то она должна спокойно все ему объяснить и попросить его потерпеть до ее полного восстановления. Частые и необоснованные отказы жены в супружеском соитии могут провоцировать ее мужа искать удовлетворения на стороне. Это также касается и мужа. Здесь и мужу, и жене должно хорошо помнить слова Апостола Павла, что каждый из них не владеет в этом отношении своим телом, но уступает это супругу (супруге).

Однако жена может толкать своего мужа на сторону не только отказом в супружеских отношениях. Такими факторами могут служить, например, отсутствие с ее стороны по отношению к своему мужу ласки, нежности, внимания, отзывчивости, теплоты отношения и прочего, из чего создается домашний уют и комфорт для мужа. Жена просто обязана создать в доме такую атмосферу тепла и уюта, чтобы мужа всегда тянуло в свой дом и к ней. Для этого немаловажно ей следить за собой, поддерживать опрятность в доме и хорошо, разнообразно и вкусно готовить. Развязанность речи, неприглядный вид жены, неопрятность ее волос и одежды, неприятный запах изо рта или от тела, суровость в отношении к мужу – все это способствует его охлаждению к жене.

Жена должна быть всегда приветливой, скромной, заботливой, внимательной, немногословной, любезной, искренной, смиренной и послушливой мужу.

Большим злом в отношениях супругов является попытка жены руководить и управлять своим мужем. В народе подобное положение называется «держанием мужа под каблуком». Подобное положение не только унижает мужа, но и саму жену, и действует разрушительным образом на эту семью.

И мужу, и жене должно знать и помнить, что основным источником любого возникающего между ними искушения или возмущения мира являются бесы.

Должно знать, что очень редко бывает так, чтобы Бог попустил бесам одновременно напасть и на мужа, и на жену. Чаще всего попускается бесам напасть на кого-то одного из них. Вот почему, если муж или жена заметят, что поведение второй половины стало ненормальным (например, человек возбудился, разгневался, повысил голос, стал кричать, ругаться, придираться и т.п.), то нужно осознать, что бесы совершили нападение на твою вторую половину и любимого человека. Осознав это, должно правильно действовать, ибо задача бесов – попытаться через задействованного ими супруга (супруги) вовлечь в ссору и конфликт супругу (супруга). Незадействованный еще бесами супруг (супруга) должен не допустить это и сразу начать решительно бороться за свою супругу (супруга). Бороться надо не с попавшим под влияние бесов человеком, а с самими бесами. Вот почему незадействованному супругу (супруге) важно не отвечать колкостью на колкость супруги (супруга), на ее (его) злоречие, оскорбления и прочие нехорошие действия и слова, но взамен этого немедленно приступить к молитве о супруге. Если и отвечать жене (мужу), то очень мягко, нежно, с непритворной любовью и смирением, понимая, что сейчас говоришь не столько с женой (мужем), как с ее (его) духовной болезнью (или бесами). Смирение и усердная молитва о возбужденном супруге обязательно принесут свой добрый плод. Обязательно придет помощь Божья, и бесы вынуждены будут отступить. Тогда ты вновь обретешь своего мужа (жену) таким, каким он (она) бывает обычно. Так достигается реальная победа над бесами, которые всячески пытаются внести разлад в любую дружную семью.

Без жертвенности, без уступок друг другу, без скорейшего примирения с испрашиванием друг у друга прощения ни муж, ни жена не смогут одолеть воюющих с нами врагов нашего спасения.

Уступчивость, готовность уступить, настрой на уступчивость – это великолепное качество и надежный инструмент, который позволяет разрешать многие начинающиеся между супругами конфликты в их самом начале.

Уступать нельзя лишь в том, что касается Бога, веры, Церкви и дела спасения. В остальном лучше ущемить себя, только бы сохранить мир и согласие в семье.

Если случится несчастье и муж (жена) заболеют или получат травму, то жена (муж) обязаны не только позаботиться о скорейшем выздоровлении любимого человека, но и взять на себя те обязанности по дому, которые исполнял вышедший из строя супруг.

Уж совсем недопустимо для мужа и жены рукоприкладство. Если действительно возникнет какое-то принципиальное разногласие, то должно немедленно обратиться к своему духовнику за помощью.

Наличие в семье детей накладывает на мужа и жену дополнительные обязанности по отношению к ним.

Недопустимо одному из супругов унижать другого супруга в присутствии детей. Дети легко схватывают это неуважение и часто начинают использовать противостояние родителей в своих целях.

Недопустимо при детях драться, ругаться и оскорблять друг друга. Недопустимо, чтобы муж и жена высказывали в присутствии детей в их адрес какие-либо противоположные вещи. Родители всегда должны представать пред своими детьми единодушными и единомысленными во всем. Муж и жена обязаны поддерживать один другого в отношении каждого из своих детей. Разногласие родителей, а тем более ссоры и вражда между ними скажутся самым плохим образом на воспитании их детей. Дети должны расти в атмосфере семейного мира, согласия, единомыслия, единодушия, любви, нежности, ласки и дружелюбности. Строгость по отношению к детям и наказание их должны иметь место по нужде. Наказание всегда должно поддерживаться двумя родителями. Оно должно быть взвешенным, мерным и справедливым. Ничто так не отягчает душу ребенка, как несправедливое наказание его родителями. Наказывая ребенка, отец или мать должны объяснить ему причину этого наказания и то, что они требуют от него. При этом они должны наказывать ребенка не из состояния гнева и раздражения, но быть спокойными и свидетельствовать о своей любви к наказуемому ребенку.

Недопустимо отцу или матери ходить даже перед своим малолетним ребенком любого пола обнаженными, а тем более дать ему увидеть акт их супружеского совокупления. Отец и мать всячески должны поддерживать у своих детей авторитет один другого и уважение к каждому из них.

Родители должны уметь различать у своих детей причины их возбуждения или любого ненормального поведения. Должно различать естественные причины (например, болезнь, боль или недомогание) от бесовского воздействия. В случае последнего должно принимать соответствующие средства – молитва за ребенка, осенение его крестным знамением, окропление его и напоение освященной водой, помазание его освященным елеем, прикладывание к нему креста или имеющихся в доме святынь. В серьезных и затянувшихся случаях должно обращаться за помощью к своем духовнику, прося его совершить своему ребенку чин вычитки или подходящий молебен, а также особое поминовение за литургией.

Очень мощным, сильным, действенным и плодоносным средством помощи своему ребенку является чтение над ним Иисусовой молитвы. Для этого должно удобно сесть самому и посадить (положить) ребенка так, чтобы можно было возложить ему на голову обе свои руки. Если детей двое, то каждому из них можно возложить свою руку. Совсем маленького младенца можно просто держать на руках. Хорошо перед этим смочить свои ладони крещенской святой водой и дать им высохнуть. Молитву должно читать вслух, спокойным голосом и мерным успокаивающим тоном. Можно применять два варианта Иисусовой молитвы:

  1. «Г.И.Х.С.Б. помилуй нас»;
  2. «Г.И.Х.С.Б. помилуй младенца (отрока) Имярек (т.е. называется имя ребенка).

Любой вариант указанной молитвы (я лично предпочитаю первый по его краткости и охвате всех членов семьи) должно произносить со вниманием и сокрушением не менее 1000 раз.

Это средство настолько сильно, свято и уникально, что может не только снять с ребенка любую порчу или бесовское действо, но исцелить недуг, успокоить нервы, устранить возбуждение, улучшить память, соображение, умственные способности, способности к успешной учебе и многое другое. Если не жалеть на молитву за своего ребенка время и добавить к 1-1,5 тысяче Иисусовых молитв хотя бы 300-500 молитв «Отче наш» и столько же «Богородице Дево радуйся», то данное средство может стать чудодейственным. С его помощью можно избавить своего ребенка от сглаза, застаревшей порчи, текущей болезни, нарушений в его организме, снизить высокую температуру и выровнить кровяное давление. Например, могут уйти неприятные бородавки, папиломы и прочие нездоровые образования на коже. Могут быстро и хорошо заживляться раны и ожоги, уходить опухоли, проходить «шишки», синяки и отеки. В любом случае такое чтение указанных молитв над вашим ребенком принесет ему и вам самим только пользу. Потрудитесь над призыванием Имени Божьего, и Оно потрудится над улучшением состояния вашего ребенка.

Конец труду сему и Богу нашему слава!

прот. В. Харинов

Один из прочно укоренившихся в современном светском обществе мифов -миф об угнетенном положении женщины в православии. Влияние развернутой масс-медиа пропаганды равенства между полами и популяризации феминизма настолько сильно, что нередко людям и в особенности женщинам, вступившим на путь воцерковления, сложно от него избавиться.

И зачастую только стремление жить по Евангельским заповедям, общение с православными людьми и опытный духовный наставник способны развеять эти сомнения. О том, какова на самом деле роль женщины в Православии, в чем суть женского церковного служения, а также о Таинстве Брака и истинной любви между мужчиной и женщиной мы беседуем с настоятелем храмов иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Санкт-Петербург) и Успения Божией Матери (с. Лезье-Сологубовка) протоиереем Вячеславом Хариновым.

Отец Вячеслав, в чем, по Вашему мнению, заключается особая роль женщины в Церкви?

Для того чтобы говорить о женской роли в Церкви, надо понять, чем обусловлена необходимость женского участия в церковной жизни. А для этого достаточно вспомнить, что – Царство Божие на земле, которое, несмотря на присутствие в нем человеческих слабостей и немощей, в целом является богочеловеческим организмом и у каждого человека, каждого члена этого организма есть свое место. Таким образом, необходимость служения женщины в Церкви объективно обусловлена: ненужности женщины здесь просто не может быть. Что касается особого женского служения Церкви, то оно естественным образом отличается от служения мужского, точно так же, как отличаются наши обязанности, привычки и строение в миру. Вершина женского служения в Церкви - это женское монашество. При этом нельзя сказать, что монахиня существует всегда на заднем плане, связана бесконечными послушаниями, безмолвна и забита. Напротив, отношение к монахиням внутри Церкви очень трогательное, почтительное и нежное. Более того, у них, также как и у священников, испрашивают благословения, и также лобызают им руку, что, безусловно, является иллюстрацией равенства. Вообще, аспект равенства между мужчиной и женщиной в христианстве очень часто остается недооцененным. Те, кто утверждают, что в христианстве женщина - это забитое существо, просто не знают истории и не представляют, в каком положении женщина была до христианства, которое на самом деле раскрыло женщину, сделало ее равной мужчине. Ведь сознание античного человека в отношении женщины было исключительно потребительским - как, собственно, и то отношение, что насаждается теперь.
А сегодня без женщин-педагогов, без тех, кто помогает убирать в храме и стоит в свечных лавках мы просто не справились бы. Наверное, только женщина с ее особым душевным устроением, с ее уникальным умением быть матерью для всех может заниматься всей этой непростой работой с любовью и радением. А певчие и регенты? Это ведь своего рода золотой фонд Церкви. Приходящие в храмы с регентского отделения девушки - это не просто музыкально грамотные и умеющие дирижировать профессионалы - они становятся хранителями вековых традиций веры и культуры, они прошли курс богословских наук и сдавали богословские дисциплины наравне с семинаристами. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что если в храме не будет грамотного регента, то самый талантливый священник не сможет выстроить службу с должным благолепием и наполнением. В общем, женщина - это, можно сказать, лицо Церкви и одновременно огромное благо для церкви. Но это благо оборачивается огромным Злом, если в женщине нет любви, тепла и гостеприимства. Такие женщины способны отвращать от Церкви даже в большей степени, чем любые богословские ошибки в проповеди священника. Поэтому на женщине лежит очень большая ответственность, ведь, к сожалению, духовенство нередко малодоступно в силу разных причин: люди приходят в храм, а священник или на требах, или занимается бумажными делами, или посещает различные инстанции.. А в храме остается женщина. И если она вдруг не оказывается той самой гостеприимной матерью, если она сварлива, чванлива или недружелюбна, то очень часто это отталкивает людей.

Вы говорите, что христианство возвысило женщину, но почему же тогда в церковной литературе, особенно древней, множество негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»?
Такие характеристики женщин ни в коем случае не являются дискриминационным моментом, и рассматривать их надо в контексте времени, в контексте эпохи. Здесь надо, прежде всего, понимать, кому адресованы эти высказывания. Как правило, их адресатами являлись монашествующие и преимущественно молодые люди. И речь здесь идет о женщинах вульгарного поведения, а не о благочестивых христианках и любящих Матерях. Для того чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров: мать святого Августина – Моника, сделала все, чтобы ее сын стал тем, кем он стал. То же самое можно сказать о святых Марии и Василиссе, матерях преподобных Сергия Радонежского и , благочестивой Феодосии, воспитавшей трех (!) святых - своих племянников Амфилохия и Григория Назианзина и сироту Олимпиаду… Святители и долгое время откладывали свое служение в Церкви именно из-за сыновней любви и необходимости заботы о матерях. Те же, будучи сами святой жизни, взрастили и святых сыновей! Вспомним просиявших вместе с мужьями Марию Владимирскую, Ирину Муромскую, Зою Атталийскую. Святые Мария Вифанская, Иулиания Птолемаидская, Евпраксия Московская были сестрами святых братьев. Равноапостольные Елена, Нина и Ольга расположили к принятию христианства очень жестких и грозных властителей Константина, Тиридата и Владимира, что повлияло на ход мировой истории…
Что же касается женщин вульгарного поведения, то тут надо учитывать феноменальную особенность женской природы, которая заключается в том, что женщина, в известном смысле, существо более тонко организованное, чем мужчина, и нравственные претензии к женщине заведомо выше. Именно через женщину мы приобщаемся к любви - любви нас первыми учат наши матери, да и вся вселенная для нас в младенческом возрасте - это лицо мамы. По этой причине всякая вульгарность женщины воспринимается гораздо болезненнее, чем вульгарность мужская. Если женщина выпивает и теряет контроль над собой, то противоестественность ее поведения воспринимается намного острее, чем это бывает в аналогичном случае с мужчиной, и это происходит потому, что во всех нас заложен образ женщины как высоконравственного существа. Таким образом, самая благочестивая, самая внешне благообразная женщина, теряющая контроль над собой, становится просто ужасающей. Возможно, отчасти это результат слабости и высокой эмоциональной восприимчивости женщины, пользуясь которой демонические силы, желающие манипулировать, прежде всего, человеческой душой, набрасываются на женщину, как на легко доступное и при этом наиболее нравственное и высокоорганизованное существо. Женщина - лакомый кусочек для сил зла еще и потому, что в нее заложено очень тонкое богоподобие - ведь материнский инстинкт и врожденная потребность давать жизнь это ничто иное, как ближайший аналог отцовства, которое неотделимо от Бога, как Отца, дающего жизнь всем нам. Таким образом, поражая женщину, силы зла бьют прямо в корень жизни - в будущих детей и потомков.

Женщина - олицетворение любви, а земная любовь в своем высочайшем проявлении может существовать лишь в брачном союзе. В чем смысл Таинства Брака и почему светлая, чистая и горячая любовь считается греховной, если она не освящена церковью?
Дело в том, что симпатии или привязанности, то есть любовь не в высшей ее форме возможна и в обычной жизни. Но форма всегда соответствует содержанию - нельзя в малый сосуд влить много, и поэтому Таинство Брака - это возможность сделать форму максимально большой. Те, кто пытается вливать в малую форму несуществующего брака брачные отношения, неизменно терпят фиаско, и объясняется это просто: всегда надо быть честными перед Богом, перед людьми и друг перед другом, в противном случае любое дело обречено на неудачу. В брачных отношениях вне брака обязательно присутствует момент некоей недоговоренности, условности и, как следствие, бесформенности, которая при очень высоком содержании брачных отношений неизменно приводит к глупостям и диссонансам. В таких отношениях каждый из партнеров неизменно «тянет одеяло на себя», тогда как истинная супружеская любовь подразумевает соразделение всех даров, которые могут иметь мужчина и женщина.

А с чего начинается истинная любовь между мужчиной и женщиной, любовь, ведущая к совершению Таинства Брака?
Она начинается с попытки установить дружбу. Ведь именно дружба характеризует высший союз человека и Бога. Недаром Авраам стал другом Божиим и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим (). А, обращаясь к своим ученикам, Христос сказал: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (). Точно так же и для двух людей - все начинается с попытки дружеского сближения. Вне этого, руководствуясь голым расчетом, пламенной страстью или чем угодно еще, истинной любви не найти - всегда за поворотом будет маячить призрак очередной соблазнительной приманки, уводящий человека все дальше в царство греха. Кстати в этом вопросе, как и в большинстве других, оппонирует миру, поскольку мир всегда говорил и будет говорить о невозможности дружбы между мужчиной и женщиной. А Церковь наоборот призывает к этой дружбе и говорит о ней, как об основном условии счастливого брака. Более того, если эти дружеские отношения не установлены и не развиваются, то брак будет или формальным, или несчастным.
В дружбе между мужчиной и женщиной всегда есть элемент союзничества и взаимопомощи Адама и Евы, ведь если люди не становятся друзьями, а значит союзниками, соработниками и помощниками друг другу, то тогда все рассыпается. При этом очень важно правильно воспринимать и оценивать нашу разность, неодинаковость и несхожесть. Надо понимать, что именно за счет этой несхожести брачный союз становится формой неуничтожимой жизни. Именно в этой инаковости залог выживаемости семьи и непотопляемости семейного корабля. И надо уметь увидеть эту разность, полюбить ее и, сталкиваясь с другой логикой, другими подходами и иной точкой зрения супруга, понимать, что в этом и есть смысл Божиего замысла о нас, залог нашей всесторонней защиты. Проблема многих современных семей в том, что в супруге люди пытаются обнаружить свое второе «я», найти какую-то кальку с себя и это, по меньшей мере, наивно и ведет к пагубным последствиям, поскольку Бог создал нас разными.

Можно ли сказать, что влюбленность, для замужней женщины это грех?
На самом деле влюбчивость или влюбленность, не переросшая в греховную блудную страсть - это то, от чего ни один человек не застрахован всю свою жизнь. Нам всем свойственно очаровываться личностью другого человека. В умении искренне любоваться окружающим нас людьми ничего греховного нет, - это даже замечательно, поскольку через это мы открываем Бога. Но если это очарование человек принимает за любовь, то, перефразируя поэта, «жребий его страшен, а дом - непрочен». И при этом очень важно осознавать, что каким бы замечательным ни был мужчина - высоким, стройным, умным, образованным, богатым - никогда нет гарантии, что через день, час или даже через пять минут вы не встретите другого чуть-чуть более высокого, более физически развитого, более умного, более богатого, красивого и обаятельного… Никогда нельзя забывать, что путь страсти и поверхностной любовной утехи, приносящий мимолетное ощущение новых побед, - это всегда путь вниз, путь к деградации, путь к потере себя, путь, который немедленно возьмут под контроль демонические силы, очень неохотно расстающиеся со своими жертвами.

Отец Вячеслав, какое напутствие Вы бы дали женщине, уверенной, что она встретила любовь своей жизни и собирающейся выходить замуж?
Я бы пожелал ей почувствовать себя Евой, обретшей Адама, как недостающую часть самой себя. Быть уверенной, что нет на всей Земле другого Адама, кроме данного ей Богом. Бояться потерять того, кто наполняет жизнь смыслом и водительством, подобно тому, как Христос ведет и животворит Церковь. Забыть страшное и безбожное слово - развод. Знать, что семейное счастье зиждется на родительских молитвах и благословении. Благодарить Того, Кто даровал каждому из нас радости дружбы, любви, творчества и познания. Быть готовой оправдать имя, нареченное ей на заре человеческой истории, - дающая Жизнь.

c отцом Вячеславом
беседовал Иван Михайлов

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В тот момент, когда юноша и девушка повзрослели и стали перед выбором своего спутника жизни и считается первой обязанностью православного мужа и жены. Принимать такое решение необходимо хорошо подумав и неспешно, так как церковь говорит о том, что брак должен быть единым.

Есть легенда об отце Арсении и его дочери. Девушка хотела посвятить свою жизнь служению Господу, но отец благословил ее на замужество. Она выбрала себе парня и пришла к отцу. Тот же сказал, что это не ее суженый. Затем она пришла уже с другим, но вновь получила отказ. На третий раз уже мать подобрала ей жениха. Он совсем не понравился девушке, и она думала, что отец также откажет.

Он благословил ее на брак и сказал, что даже если она не любит парня, то не надо это показывать ему, и только с ним она будет счастлива. Девушка долго плакала, но послушалась отца и вышла за него. Через год парень стал ей самым родным и дорогим, с которым она прожила долгую жизнь и родила 13 детей.

Что такое семья

Церковь все больше говорит о том, что современные люди совершенно не понимают понятия семьи. Они считают, сто основной ее целью есть рождение детей. И священники говорят о таком ошибочном понимании, ведь это природа семьи, но не цель.

Священнослужители часто говорят о том, что семья – это маленькая церковь, где есть определенные обязанности мужа и жены в семье. А цель брака заключается в воплощении христианской любви. Начало которой берется на земле, а продолжение идет в Царство Небесное.

Семейные обязанности

После проведения , люди получают благословение от Бога на жизнь вместе, рождение детей и воспитание их в православном духе, а также деление радости и горя пополам. Если мы будем противится выполнению этих правил, то лишимся божьей благодати.

Еще апостол Павел писал, что обязанности жены православие выделяет как повиновение мужу своему, так как он является главой семьи. Она должна боятся грешить против мужа, ни словом, ни делом, ни взглядом. Так всегда и было в истинных православных семьях: жена слушалась своего мужа, а дети – своих родителей. И был там порядок, мир, любовь и Божье благословение.

Но кроме самого обряда венчания есть еще и обряд развенчания. Для его проведения необходимо достаточно веские аргументы.

Кроме семейных обязанностей жены и мужа есть определенные, которые относятся к Богу:

  • любовь и верность друг другу на всю жизнь,
  • рождение и воспитание детей в православной вере,
  • послушание мужем Господа, так как он глава семьи и несет ответ за нее перед Богом,
  • жена должна во всем слушаться мужа.

Помните, что провести обряд венчания никогда не поздно и помните, что самым главным является вера и следование Божьим заповедям.

Господь всегда с Вами!

Мироздание иерархично; отношения между разумными Божьими творениями тоже иерархичны. Взрослый поставлен над ребенком, священник – над мирянином, Епископ – над священником, муж – над женой, ангелы – над людьми, Христос – над всеми.

Этот тезис может вызвать как горячее одобрение, так и не менее горячее негодование – причем и то и другое часто связано с непониманием, о чем идет речь.

Мы, как и все жители сколько-нибудь развитых стран, живем в мире, настаивающем на равенстве – то есть какие-то иерархии, конечно, неизбежны, и в любой корпорации есть разные уровни руководства, но они (теоретически) являются ситуативными – хорошо работайте, и вы займете место начальника. Это игра, в которую вы теоретически можете выиграть.

Идея же органической, врожденной, встроенной в саму природу вещей иерархии вызывает негодование – и этому есть серьезные причины.

В падшем мире иерархия – это иерархия эксплуатации и подавления.

Вышестоящие склонны обращаться с нижестоящими крайне дурно. Помещик мог быть добрым и справедливым человеком, который проявлял искреннюю заботу о крестьянах. Но обычно это было не так – неравенство приводило к самым отвратительным злоупотреблениям.

Сильные склонны подавлять и эксплуатировать бессильных, богатые – бедных, представители доминирующих этнических и социальных групп – тех, кому с происхождением повезло меньше. При этом притеснители охотно ссылаются на порядок, установленный Богом (в светском варианте – природой), как будто подавление, эксплуатация, и пренебрежение к человеческому достоинству других – есть нечто, имеющее высочайшее происхождение и оправдание.

Общее место в марксистских и нападках на религию – то, что религия используется для оправдания эксплуатации и несправедливости. Привлекательность этих нападок для многих людей обусловлена тем, что они отчасти верны – религия может так использоваться. Есть люди, которые используют ее именно так. Есть люди, которые именно так используют науку, и вообще все что угодно – таково уж проявление первородного греха, человек использует все, до чего дотянется, для того, чтобы угнетать своего ближнего.

Легко отмахнуться от бесконечной горечи и гнева, который составляет основной эмоциональный фон феминизма – мол, не встретился бедной женщине достойный мужчина, такие у нее личные проблемы – но это никак не снимает совершенно реальной проблемы.

Обращение мужчин – мужей, прежде всего – с женщинами отмечено тяжким грехом. Грехом, который в православной среде ищет себе оправдания в том, что Библия, несомненно, видит семью как иерархию – «жене глава – муж» ().

А с мирской точки зрения, тезис «я поставлен иерархически главой» воспринимается как «у меня есть Богом данное право подавлять и эксплуатировать тебя».

Человек с радостью вцепляется в любую возможность приискать авторитетное обоснование своим грехам.

Норвежский душепопечитель Эдин Ловас в своей замечательной книге «Люди Власти: Властолюбие и Церковь» рассматривает это явление на примерах из знакомой ему протестантской среды:

«Вопрос взаимоотношения супругов, как и вопрос положения женщины в семье и в церкви также продолжает оставаться во многих церквах дискуссионным и рождает немало дебатов.

Человек власти легко ориентируется в такого рода дискуссиях. После чтения Библии и молитвы о получении ясности в актуальном вопросе он, как правило, не спешит говорить о своей собственной позиции.

Однако он сразу же становится на сторону тех, кто требует экстремальной, максимально мыслимой формы подчинения. Так он поступает, когда решаются вопросы взаимоотношений детей и родителей, мужа и жены, равно и при обсуждении правил взаимоотношений в церкви, в христианской группе или обществе. Ему совершенно несложно при этом подобрать нужные ему соответствующие тексты Библии. Затем остается лишь использовать подходящий момент в создавшейся ситуации для утверждения своего лидерства. Ведь изложение и толкование подобранных текстов несложно: используются те толкования, которые требуют экстремальнейшего послушания.

В собственной своей семье человек власти открывает Библию – предпочтительно массивную, крупного формата – и зачитывает из нее те отрывки, которые повествуют об абсолютном послушании ему во всем его жены и детей. Слово Божие цитируется буквально, строго и беспощадно. Такую же линию человек власти ведет и в церкви».

В нашей среде та же самая проблема получила ироническое наименование «младостарчества», священноначалие даже обратилось к пастве со специальным , см. Определение Священного Синода от 28 декабря 1998 года «Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить».

Библия действительно иерархична – как иерархично мироздание – но совершенно в ином смысле. где-то обращает внимание на то, что евангельская иерархия – это иерархия перевернутая.

Как сказано в Евангелии, «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ().

Христос умывает ноги своим ученикам:

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ().

Власть мужа в семье, домашней Церкви, как и любая власть в Церкви, подобна власти Христа. Как говорит апостол:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ().

Мужское доминирование в семье проявляется в том, что муж подражает Тому, кто один есть Dominus, Господь. И состоит оно в том, чтобы мыть жене ноги и и служить ей до положения жизни, и при этом кротко и терпеливо сносить ее недостатки. Это верно и по отношению к другим видам иерархии – отношения священника к пастве, например.

Это трудно – а без благодати Божией неисполнимо. Но «быть главой» в библейском смысле означает именно это.

Современная тенденция к выравниванию неверна – но она является реакцией на грех угнетения, подавления и эксплуатации, который часто проявляется даже в семье.

Нельзя возражать феминизму, пытаясь утвердить домострой – потому что феминизм кругом неправ, но вот в чем он прав – так это в реакции на домострой.

На ситуацию, когда абсолютно неевангельское – и просто бессовестное – отношение к женщине объявляется чем-то священным.

Писание же, напротив, требует оказывать женам честь – и предупреждает, что отказ делать это полагает преграду в отношениях с Богом.

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ().

Несомненно, первая любовь (да и любовь вообще) воспринимается молодым человеком как очень яркое, неповторимое, пронзительное чувство, как непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит - стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов разделить с объектом своего обожания всё то, что находится в глубине его души. Это чувство (в период его «активной фазы») как «двигатель» жизни: его нельзя отвергнуть так же, как нельзя отказаться от пищи. Такая «любовь - влюблённость» - мощное эмоциональное и психологическое влечение молодого человека к его избраннице (и девушки к её избраннику). Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему очень жестока, она требует очень серьёзного отношения к себе со стороны личности.

Первая любовь (влюблённость) без спроса вторгается в пространство личности и требует определённой персоналистической реакции, интеллектуального и нравственного осмысления. Данное событие открывает в жизни человека новую «тему»: отношений между мужчиной и женщиной, смысла и цели этих отношений, т. е. правильного видения и правильного поведения. В традиционном обществе эта «тема» была неразрывно связана с вопросом создания семьи. Христианская культура очень целомудренно касается аспектов «первой любви», «влюбленности» и не склонна рассматривать таковые реалии, как нечто самоценное. Современная всеядная медиа-культура, напротив, только и предлагает молодым людям «лакомиться» человеческими отношениями, которые (правда в контексте «целой жизни ») теряют всякий смысл и, если и способны приносить радости , то весьма непродолжительное время. А сколько трагедий и потерь принесла т. н. юношеская любовь?

Именно в рамках христианского мировоззрения на протяжении веков создавались крепкие семьи. Конечно, современные сторонники тотального релятивизма склонны объяснять эту нравственную нерушимость действием жестокой общественной морали, которая «держала» чувства людей «в узде», делая несчастные «сердца» вечными заложниками семейных «уз». Однако содержание произведений русской классической литературы (та самая искренность и чистота в аспекте семейной жизни), сам факт многодетности русских семей позволяет усомниться в том, что эти люди были «такими уж несчастными и забитыми ». Христианское мировоззрение давало человеку верное понимание самой сути вещей (чувств, эмоций, событий, происходящих с ним) и формировало правильное отношение к таковым. Верное и разумное обращение с реалиями жизни (чувствами, эмоциями, событиям) позволяло человеку достигать желаемого результата в аспектах межличностных отношений.

Полагаем, что на сегодняшний день в высшей степени актуально в рамках православной антропологии рассмотреть саму суть построения отношений между мужчиной и женщиной (построения семьи) и т. п. Но, пожалуй, для начала необходимо сказать о том, что в современном научном мире происходит «столкновение» двух различных мировоззренческих концепций. Первая из них (и до известной степени «официальная») рассматривает человека как высокоразвитое животное, как совокупность природных особенностей, т. е., как природу или значимую часть природы. Другая точка зрения (условно назовем ее «экзистенциальной») полагает, что в человеке присутствует некое «я», т. е. нечто такое , что заставляет его быть несводимым к своей природе и космосу вообще. Это эмпирическое «я» содержит в себе свою природу, но одновременно превосходит таковую. Это «я» - есть личность человека, образ Божий. Именно личность имеет исключительно индивидуальное начало, несёт в себе духовный смысл бытия и содержит нравственные ориентиры.

Дореволюционная парадигма педагогики была нацелена в первую очередь на воспитание личности человека, т. е. формировала определенный принцип субординации между нравственным началом личности и «запросами», влечениями, инстинктами природы. Современная модель воспитания «ставит человека с ног на голову», т. е. рассматривает его (человека) преимущественно как природу с её многочисленными запросами. Природа человека, хотя и обладает разумным началом (рассудком как инструментом ума), однако лишена способности созерцать суть вещей, давать нравственную оценку (в категориях «добра» и «зла») тому опыту жизни, который она постигает. В связи с этим «воспитание природы» является в подлинном смысле слова не воспитанием человека, а скорее попыткой «обустроить» внешний мир таким образом, чтобы, удовлетворяя всевозможные запросы человеческой природы, свести к минимуму возможную внешнюю «травматичность» социума. Поскольку человек «стоит на голове», то «воспитатели природы» не находят ничего иного, как и весь окружающий мир привести в такое же неестественное положение.

Согласно христианскому учению в результате грехопадения природа человека получила онтологическое глубокое повреждение, и некогда целостное (целомудренное) человеческое естество распалось на самостоятельно действующие «фракции»: рассудок, сердце (чувственная сфера) и тело (плоть), каждая из которых возымела автономное волевое начало. Господь Иисус Христос Своей Крестной Жертвой исцеляет это «расщепление», и разрозненные свойства природы приводятся к гармонии, к единству в Личности Богочеловека - Иисуса Христа. В силу богообразности человека именно его личность (как образ Божий) является онтологически формирующим и организующим принципом для его природного состава. В связи с этим рассмотрение вопроса отношений между мужчиной и женщиной будет производиться нами именно с экзистенциальной позиции, т. е. рассмотрения человека как личности, как образа Божия. Потуги же некоторых современных психологов «воспитать» природу человека напоминают абсурдные попытки некоего мечтателя с помощью слов удержать («в мире и любви») тысячи различных диких животных в пространстве обычной московской квартиры.

Что такое любовь? Любовь есть одна из тех первичных простых категорий бытия, которые, согласно Платону, адекватно неописуемы с помощью антропоморфных понятий человеческого языка, обусловленных фактором ограниченности познания, имеющих определенную структуру формирования, а отсюда и естественную непростоту. Свт. Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово недостаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения... даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать её, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия ». Христианское Откровение свидетельствует беспрецедентную (для всей истории религиозно-философской мысли) истину: «Бог есть любовь » (1 Ин. 4: 8), в связи с чем прп. Иоанн Лествечник отмечает: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть ». Каковы же качества этой любви? Апостол Павел отвечает: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13: 4-8). Божественная любовь к человеку характеризуется не столь Его всемогуществом, сколь Его жертвенностью: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин.3:16), любовь «есть совокупность совершенства » (Кол. 3: 14). В древнегреческом языке такая любовь обозначалась словом γάπη .

Итак, христианская любовь (ἀγάπη) - это не чувство (не романтическое переживание), а сама жизнь, вектор бытия, направленный к Небу, собственно - богоуподобление. Внешне это выражается в делах любви и жертвенности, т. е. в высшей благожелательности и милосердности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути нашей жизни. Безусловно, христианская любовь - это проявление личности, духа человека, а не его природы. И для того, чтобы подчеркнуть личностный и богообразный статус истинной любви ἀγάπη Иисус Христос даёт беспрецедентную заповедь человеку: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас » (Мф. 5: 44). В аспектах обыденной жизни можно сказать о том, что подлинная любовь - это в первую очередь способность терпеть отсутствие её у других. В подлинном смысле, любовью может быть названа именно христианская любовь ἀγάπη как прямое проявление божественного начала в человеке, как инструмент восприятия Нового, Восстановленного, Бессмертного Человека - Иисуса Христа. Однако, в связи со всем вышесказанным возникает вопрос: какое отношение имеют все эти высокие рассуждения к вопросам создания семьи и всему тому, что предшествует созданию оной? Ответим: прямое. Цель жизни человека - обожение (уподобление Богу), которое даёт возможность вечного пребывания в Его благодати, а, соответственно, создание семьи, равно как и все то, что сопутствует оному процессу (в том числе романтические чувства, рождение и воспитание детей) является одним из средств к достижению данной цели.

Что такое романтическая любовь или «влюбленность»? В контексте данной работы мы будем использовать термины «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, и для нас важно подчеркнуть, что данная любовь (романтическое чувство, психологическое влечение) - не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу, о котором мы говорили выше. Романтическая любовь - это движение человека к человеку (мужчины к женщине и женщины к мужчине) и в древнегреческом языке таковая обозначалась словом φιλία (душевная любовь). Влюбленность (φιλία) - это именно чувство, сильная эмоция. И здесь уместно поставить вопрос: романтическая любовь φιλία - это сфера человеческой личности или человеческой природы? Безусловно, чувственное, эмоциональное (собственно, романтическое , а не только физиологическое - др.-греч ἔρως) обоюдное влечение мужчины и женщины (φιλία) заложены в природе. Но по-настоящему удовлетворить данное влечение возможно исключительно посредством личностного общения (в отличие от физического влечения животных).

Согласно святоотеческим толкованиям Книги Бытия первый человек был создан совершенным мужчиной (а не «андрогином», не гермафродитом), единой природой и единой личностью. Одна из сущностных потребностей (но не априорных необходимостей) личности - общение. Личность требует высказаться и желает быть услышанной. Человек осуществляет эмпирическое познание мира, получает представления, создает понятия и посредством символов языка (слов) описывает этот мир. Возможно, именно созерцательное, аналитическое мышление (конгениальное миру, а потому нуждающееся во «внешнем диалоге»), язык (т. е. словесность человека) требует общения с иными личностями, тождественными ему по природе. Господь помогает человеку осмыслить данные переживания и приводит к нему различных животных, предоставляя тем самым возможность человеку самостоятельно ответить на вопрос: способно ли какое-либо из этих существ (животных) удовлетворить его нужду в общении, которого априори желает человеческая личность. «Но для человека не нашлось помощника, подобного ему » (Быт. 2, 12).

Благодатная близость Господа в раю не устраняла его вечной сущностной трансцендентности, а окружающий человека видимый мир, несмотря на свое совершенство и красоту, не имел в собственном арсенале таких обитателей, которые бы обладали личностным началом. Тогда впервые Господь указывает на некую отрицательную реалию (говорит: «не хорошо») в связи, как раз-таки, с осмыслением человеком собственного субъективного опыта одиночества - «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему » (Быт: 2, 18). Адам возжелал общаться с существом, равным ему по природе, но с несколько другим предназначением. И Господь удовлетворяет эту потребность человеческой личности в диалоге: из «ребра» (согласно древнееврейскому языку слово «ребро» может быть переведено как «грань» в смысле «аспект»), из существа самого же человека создает иной модус человеческого бытия - женщину, которая, согласно словам свт. Иоанна Златоуста «одной с ним (с мужчиной - А. С.) природы, достойна его, ничем не ниже его ». Как уже говорилось, именно человек является духовным формирующим принципом для всего физического мира, а мир животный от начала разделен на два пола. Соответственно, для того, чтобы в полном объёме реализовать преображение Вселенной человек должен иметь в своем естестве все тварные начала этого мира в гармоничном единстве, в том числе и половое разделение. Христианские мыслители отмечают, что Господь, предвидя фактор грехопадения, предопределил человеческой природе такой же способ продолжения рода, как и во всем животном мире. А посему, хотя половое различие и не затрагивает принцип единосущия человеческого рода, у каждого пола есть принципиально своё особое предназначение от Бога, и жизнь каждого человека должна соответствовать тем исходным божественным дарованиям, которые человек получил при рождении, в том числе и в аспектах половой принадлежности.

Господь весьма премудро устроил человека: семья начинается с взаимной природной симпатии («романтической любви», φιλία) между мужчиной и женщиной, но семья строится и развивается тогда, когда природная симпатия (φιλία)преобразуется в личностную жертвенную обоюдную христианскую любовь мужа и жены (ἀγάπη) - важнейшее благодатное средство к преодолению последствий греховного расстройства бытия человека. Не случайно в христианской традиции семью именуют «малой церковью», ибо цели и задачи создания таковой - спасение её участников (мужа, жены, детей), через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Именно в этом случае семейная жизнь способна явить тайну любви Божественной Троицы: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть » (Быт. 2: 24). В Евангелии мы читаем: «Без Меня не можете делать ничего » (Ин. 15: 5), и к рискованной зоне близких человеческих отношений эти слова относятся в особенной степени: в христианской семье всегда присутствует Бог, и Он стоит на первом месте. Митрополит Лимасольский Афанасий пишет: «Семья, как общение личностей , изображает единение в полноте любви Святой Троицы , в Которой три Лица сохраняют Свою ипостась, не нарушая единства между Собой, и представляют Собой одну нераздельную природу трех Лиц ».

Однако на сегодняшний день мы чаще сталкиваемся с «обратной стороной» романтической любви: разрывами, разводами, страданиями и даже самоубийствами. С чем это связано? Само понятие «романтическая любовь» берет свое начало в философии романтизма (XVIII век), которая утверждает культ природы , чувств и страстей . Сознание европейцев постепенно «завоевывают» антропоцентрические и атеистические настроения, вследствие чего утрачивается понимание любви как личностного дара, как жертвенного начала, как уподобления Богу. Посредством популярной литературы, театра (в XVIII-XIX веках чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая (природная) любовь -φιλία культивируется как нечто самодостаточное и самоценное. Подобная гиперболизация чувственной, земной любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками», сведение дара Божия исключительно к чувственной природе человека приводит к выхолащиванию личностного духовного и нравственного начала этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда - в психологическую патологию, в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться - не значит любить... Влюбиться можно и ненавидя ».

Христианская вера говорит, что вследствие грехопадения человеческая природа разрушена и личностное сознание помрачено, устремлено к ложным идеалам и целям. Чувственная сфера человеческой природы (которая и является преимущественно источником психологического влечения, влюбленности) способна увлекать за собой личностное разумное, нравственное начало. Христианская аскетика предупреждает человека не доверять своим чувствам. Грех, живущий в природе человека, искажает истинное чувство, и в таком состоянии влюблённый легко обманывается. Как тут не вспомнить очень точные строчки из известных советских фильмов:

В любви ещё одна задача сложная
Найдёшь, а вдруг она ложная, ложная
Найдёшь обманную, но в суматохе дней
Нелегко, нелегко разобраться в ней .

Митрополит Сурожский Антоний говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле, очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями ». Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы - любовь коварная, любовь-манипуляция, отношения Давида и Вирсавии - любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последнее (любовь-болезнь) в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособными устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это притом, что они бесконечно, «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь, психологическую зависимость.

Причиной подобной «болезни» является как раз-таки полная или частичная дезориентация личности в аспектах истинного положения вещей , в том числе и Божественных законов, согласно которым мир существует. Сама априорная суть любви ἀγάπη - смирение, жертвенное служение, извращается в образ гипертрофированного эгоцентризма. Можно сказать иначе: именно эгоизм, эгоцентризм являются подлинными антонимами слова «любовь». Мечтатель, требующий тотального внимания к себе, никогда не «встретит любви», ибо сам образ его бытия глубоко противопоставлен истине и самой любви. Вместо деятельного движения личности наблюдается исключительное статичное требование всеобъемлющего внимания к собственной персоне. В связи с этим митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе ». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждёт любви и внимания от других, живёт этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать всё большего, и всё ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом . И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак - это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком ». И это очень важный момент - любить, а не ждать любви и всегда следовать принципу - «не я терплю, меня терпят! »

Итак, φιλία душевная, романтическая любовь - это «служебное» чувство к достижению ἀγάπη христианской, жертвенной, всеобъемлющей любви в рамках христианского брака. Если же природное влечение не преобразуется в сферу глубокого личностного общения (если φιλία не переходит в ἀγάπη), то соответствующие отношения, построенные исключительно на природной симпатии (романтической любви) «благополучно» продолжаются 3-5 лет, что обусловлено биологическими сроками (зачатия, беременности и вскармливания ребенка). Далее же подобные отношения, исчерпав природную необходимость, либо превращаются в животный (или исключительно социальный) союз, где нет любви, либо по причине последнего - распадаются.

О «самом низшем». В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях, о взаимном физиологическом влечении мужчины и женщины, которое именует древнегреческим словом ἔρως. В святоотеческом предании нет единого мнения - присутствовал ли ἔρως (в современной терминологии - секс) в мире человека до грехопадения. Хотя Господь и сказал первозданным людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю » (Быт. 1: 28), однако сам способ осуществление данной заповеди существенно отличался от нынешнего, который, вне всякого сомнения есть данность т. н. кожаных одежд , т. е. всей совокупности животной биологии и психосоматики, в которую была «облечена» природа человека ввиду ее серьезного ἔρως искажения и неестественного состояния.

Если (некое физическое соитие) и присутствовало в природе первозданных людей, то оно не имело того животного страстного начала , которое обнаружилось в «кожаных ризах». Блаженный Августин, говоря о всецелой власти личности человека над его природой, писал так: «члены приводились бы в движение таким же мановением воли, как и все другие, без страстного волнения, с полным спокойствием души и тела и при полном сохранении целомудрия, а распоряжалась бы ими свободная власть по мере нужды ». Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное ». Грехопадение сроднило природу человека с природой животного мира, что выражено в следующих словах Священного Писания: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою » (Быт. 3: 16).

Прп. Иоанн Дамаскин высказывает идею, что «девство с самого начала было насаждено в природе людей », и в традиции христианской Церкви вышеестественным идеалом человеческой жизни полагалась жизнь монашеская, жизнь девственная. Но при этом именно в посланиях «убежденного холостяка» св. Апостола Павла мы читаем «брак честен и ложе нескверно » (Евр. 13: 4). Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин ». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV век) предполагают строгие прещения (наказания) по отношению к тем, кто брак (в частности и в аспекте интимных отношений) считает чем-то греховным.

Итак, христианская традиция, указывая на вышеестественное состояние человека (девство, монашество), в то же самое время нисколько не осуждает, но, напротив, в Таинстве Венчания благословляет супружеские отношения. Нужно не забывать, что человек - это не только его личность (душа) и не только его природа (тело), человек - это личность и природа (душа и тело), и природа в данном контексте является инструментом личности . Посему природная сфера ἔρως будучи пронизана животностью и тленностью кожаных одежд тем не менее не противопоставляется личности, но призвана всецело и всесторонне быть выражением этой личности. Посему сексуальные интенции в природе человека согласно христианской антропологии (в рамках христианского брака) должны не искусственно подавляться, а служить выражением личностной нежности и любви .

Именно по причине того, что человек - не животное, но разумная, свободная и ответственная личность, его интимная жизнь не должна осуществляться «природно», т. е. случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должна быть связана с полной отдачей себя как личности, с любовью и верностью тому, кого любишь. Только в таком случае сфера ἔρως может стать источником взаимного полноценного личностного удовлетворения и радости для любящих сердец. В связи со статусом человека в этом мире как разумной, свободной и ответственной личности, нам видится непозволительным сводить сферу ἔρως в рамках христианского брака исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них всё точно так, а вот любовь есть только у людей. Более чем очевидно, что обоюдное влечение супругов друг к другу обусловлено всё-таки не «техническим» расчётом и желанием, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовью и стремлением быть едиными друг с другом: и личностно, и природно. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения.

Нужно не забывать, что отношения между мужем и женой - есть теснейшее взаимное познание, соединение не только двух личностей, но и двух природ (ибо человек, как было сказано выше - целостное существо), почему в Книге Бытия мы и читаем «будут [два] одна плоть » (Быт. 2: 24). Именно любовь, ἀγάπη очеловечивает интимные отношения, именно она позволяет человеку в рамках благочестивого брака оставаться целомудренным. Свт. Иоанн Златоуст высказывает очень интересную мысль о том, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви ». Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего "я" как отдельного человека... и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого - один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе ».

Можно предположить, что до грехопадения любовь христианская жертвенная ἀγάπη, любовь романтическая φιλία и сфера телесной близости ἔρως (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться - Быт.1, 28) были чертами единой любви первых мужчины и женщины. Но для описания человека повреждённого, онтологически разделённого, мы вынуждены в указании на различные реалии употреблять в отношении таковых и различные термины. Одновременно с этим, следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается . И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Загрузка...