1001-market.ru

Арт терапия страхов у взрослых. Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов. Методами изотерапии являются

Арт- терапия основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и в творческой деятельности. Ее целью явля­ется гармонизация развития личности через развитие способ­ности самовыражения и самопознания.

Метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Се­ченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осу­ществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществ­ления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в груп­пах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы не­обходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться.

К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное мож­но осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.

Изотерапия.

Наиболее эффективно использовать рисование в коррекционной работе с детьми в возрасте 5-11 лет. Это период активного интереса к рисованию. Здесь дети рисуют непринужденно и сво­бодно. При этом рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, модели­рование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, таких как страх. Через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскры­ваемые, например, при непосредственной беседе. Ведь немно­гие дети с готовностью соглашаются с тем, что у них есть про­блемы (даже если родители утверждают о наличии у детей стра­хов и ночных кошмаров). Но даже те дети, которые могут при­знаться в своих страхах и несчастьях, не могут вести дискуссию о своих проблемах.

Для устранения страхов применяется определенным образом на­правленное рисование. В большой степени это относится к стра­хам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не проис­ходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но про­изошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Рисование страхов может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различ­ным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными героями, ребенок борется со злом: участвует в сражениях, побеждает врагов и т.д. У него возникает ощущение уверенности в своих способностях противостоять злу и насилию.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражение различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Рисование страхов дает эффект, почти неразличимый для маль­чиков и девочек. Рисовать дети должны совершенно самостоя­тельно, без помощи взрослых. Необходимо сказать, что рисова­ние страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное рисовать их все, без исключения.

С помощью рисунков можно устранить страхи, имеющие пре­имущественно конкретный и, главное, графически воспроизво­димый характер, вроде страхов животных, насекомых, чудовищ, огня (пожара), а также возникающих в темноте, сновидениях и т.д. Менее эффективно удаление страхов отвлеченно-абстракт­ного характера в виде страхов неизвестного, насилия, несчас­тья, заболевания и смерти. Но если, к примеру, страх неизвест­ного, насилия ассоциируется с бандитами, разбойниками, т.е. с конкретными лицами, то результаты от использования рисунков могут быть вполне удовлетворительными. То же относится к на­вязчивым страхам заболевания и смерти в результате зараже­ния микробами. Отсутствует эффект при рисовании сверхцен­ных страхов за других лиц, прежде всего близких. Потому, что эти страхи образуются за счет неправильных логических пост­роений и находятся в сознании, в то время как предыдущие стра­хи гнездятся в подсознании и за счет рисунков переводятся в сферу сознания, где с ними можно работать описанными мето­дами. При работе со сверхценными страхами необходимо, преж­де всего, "докопаться" до их подсознательного источника (страх одиночества, страх остаться без защиты и т.п.), а затем, устра­нив первопричину, работать с ошибками логических построений.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается и в тех случаях, когда то или иное пугающее событие недавно име­ло место, например, застревание в лифте, укус собаки, избие­ние, пожар и т.д. Тогда более целесообразно применение игры и расслабление с постепенным воспроизведением в сознании пси­хологической травмы и изменение отношения к ней.

Психокоррекция страхов посредствам рисунков начинается с выяснения их характера в беседе и игре, после чего ребенку пред­лагается нарисовать свой страх. Заранее указывается, что не имеет значения качество рисунков.

Поскольку не дается инструкций, как рисовать страхи, то ре­бенок может не нарисовать себя. При этом, как правило, отме­чается менее выраженный эффект от рисования страхов. В лю­бом случае является целесообразным изображение ребенком себя - боящегося на одном листе, т.е. себя и пугающий объект, а на другом - не боящегося. «Нарисуй на одном рисунке себя и то, что ты боишься, а на другом, - что ты этого уже не боишься». Ребенка следует "подтолкнуть", спровоцировать, если он сам так не сделает - нарисовать себя более крупным или как-либо за­щищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету. Ребенок описывает те действия, которые, как он полагает, "страшилище" может сделать с ним (ударить, укусить и пр.).

    Нарисуй рядом с (название страшилища) себя. Если ребенок согласиться, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался - надо продолжить разговор:

    А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет?

    А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?

Вопросительная форма дает возможность ребенку дальше про­должать предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках... На этом же или другом рисунке можно тут же провести сти­рание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам про­вел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следу­ющим: "Вот и нет (название предмета)", "Смотри, ты его испугал".

Если рисунок сделан не мелом на доске или простым каранда­шом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняет­ся штриховка, которая бы символизировала клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится.

Важно, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих стра­хов, преодолев внутренний психологический барьер неуверен­ности и страха своих страхов. Этим обеспечивается постепен­ная дезактуализация страха в сознании, овладение его образом, и, наконец, ребенок начинает верить в свои силы и возможности.

Следовательно, ребенок должен вначале осознать страх и изобразить его на рисунке. Затем он должен смоделировать си­туацию на другом месте таким образом, чтобы побороть этот страх. Последующее моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является по существу перестройкой отношения под влиянием косвенного (установочного) внушения. Последнее представляет собой выражения веры в возможности ребенка, подчеркнутое контрастом "Ты боишься - ты уже не боишься". Рисование дает ребенку возможности для символического отреагирования страха. Так, на рисунках он бросает Бабу-Ягу в костер, отрубает дракону голову и т.д.

Страх можно вылепить. Когда малыш закончит лепку, похвали­те его произведение и скажите: "Чтобы этот страх никогда боль­ше никого не пугал. Надо его уничтожить!". И ребенок сжимает в комок то, что он только что вылепил. Сам факт получения задания определенным образом органи­зует деятельность детей и мобилизует их на работу со своими страхами. Решиться рисовать - это значит непосредственно со­прикоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и це­ленаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. В процессе ри­сования объект страха все менее и менее представляет из себя застывшее психологическое образование. Он сознательно под­вергается манипуляции и творчески преобразуется. Проявляю­щийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.

В заключении работы рисунки просматриваются вместе - психо­логом и ребенком. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. выражает словами свой страх. После просмотра ри­сунков следует замечание психолога: Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?". После каждого рисунка, воп­роса психолога и ответа ребенка необходимо выразить ему свое одобрение словами "хорошо", "что дальше?". Если положительного эффекта еще пока нет, то рисунок может быть отложен без коммен­тариев в сторону или сопровождаться словами "ничего", "всему свое время", "идем дальше" и т.д. После окончания обсуждения рисун­ков называются те страхи, в отношении которых достигнут положи­тельный эффект. Ребенка необходимо похвалить, можно подарить ему игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который таким образом "принял" их на себя, освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается о том, что страхи отныне будут находится в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда.

Игровая коррекция страхов

Игровая психокоррекция основана на принципах динамики пси­хического развития и позволяет отреагировать эмоциональное напряжение, а также способствует ролевому моделированию разнообразных путей решения проблем ребенка. Этот метод наи­более успешен в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, когда происходит ин­тенсивный процесс ролевого развития личности.

Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной работе с детьми связана с исследования­ми A.M. Вейн, А.И. Захарова, О.А. Колосова, А.Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших по­лушарий головного мозга и отмечается возможность восстанов­ления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.

Изменение психологического состояния ребенка происходит по­тому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства пережива­ются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра является естественным способом выражения "я" человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спон­танные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение вла­деть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственнос­ти. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взгля­нуть на себя и как-то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с тре­бованиями группы. Подражание в игре любимым героям помога­ет побороть как страх, так и испуг.

Цели психологически направленных игр состоят, в первую оче­редь, в снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одно­временно это предупреждение неуверенности в себе и застен­чивости или их коррекция, если они уже являются характероло­гическими особенностями ребенка.

Песочная терапия

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение - ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы все очень просто. Но именно это простое естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия все приходит и уходит нет ничего такого что было бы непоправимо разрушено - просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту тайну человек достигает состояния равновесия в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.

Естественно, такой терапевтический эффект игры с песком не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Созданный ученицей и последовательницей Юнга Дорой Калфф метод «sand play» (песочная терапия) долгое время существовал исключительно в юнгианской парадигме построенные клиентом песочные композиции не интерпретировались ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана - в этом и проявляется его сила волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Из опыта работы психолога речевого центра

Арт-терапия - это своеобразная форма психотерапии, которая основана на занятиях творчеством. Говоря простым языком, это терапия искусством. Ее целью является развитие самовыражения и самопознания ребенка. К основным методам данной терапии относятся рисунки, аппликации, изготовление фигурок из пластилина или же других конструкций из подручных материалов. Она применяется для коррекции тревожности, депрессии, агрессивности, социальной адаптации, неадекватной самооценки и других сложных состояний. Рассмотрим этот вид терапии применительно к комплексам и страхам.

Работая с детьми, очень важно использовать как можно более гибкие формы воздействия на психику. Такую возможность нам предоставляет метод арт-терапии, который помогает ребенку осознать, проиграть и пережить конфликтную ситуацию или проблему удобным и доступным для его психики способом. Наиболее эффективна коррекция страхов методом рисования. Для этого, за месяц до начала психологического анализа, дети приносят свои уже готовые рисунки и показывают их другим детям в группе. Это помогает вызвать у ребенка интерес к рисованию. На следующем этапе занятий дети выбирают себе темы для рисунков, а психолог их анализирует. Далее детям предлагают выполнить рисунки на определенные темы: «кого я боюсь», «я дома», «я гуляю» и т.д. Задача четвертого этапа - устранить имеющиеся страхи. Для этого психолог обсуждает их вместе с ребенком, а затем предлагает нарисовать.

Очень важно, анализируя рисунки, одобрять их, проявлять интерес, чтобы вызвать у ребенка гордость за ответственно выполненное задание. Спустя какое-то время малышу показывают его рисунки и спрашивают, вызывают ли они страх. Если ответ отрицательный, ребенка обязательно нужно похвалить. Те страхи, которые преодолеть не удалось, рисуют снова, а затем психолог предлагает нарисовать то, чего ребенок уже не боится, стимулируя преодоление страхов.

Каждый человек обладает способностью одновременно переживать несколько эмоций. Внутренняя борьба этих эмоций между собой вызывает определенные чувства, которые называют комплексами.

Способы арт-терапии , направленные на борьбу с комплексами, позволяют нам снять напряжение, урегулировать психосоматические процессы, смоделировать положительное психоэмоциональное состояние, скорректировать нарушения в общении и сформировать адекватную самооценку.

Арт-терапия очень действенна при проработке и разрешении травмирующих ситуаций и излечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов. От профессионального или любительского творчества арт-терапию отличает, прежде всего, отсутствие критериев качества творческого продукта, ориентация на процесс, а не на результат.

Особенно перспективна арт-терапия при работе с детьми с их образным мышлением, и потому психологи, ищущие решение проблемы: как избавиться от чувства страха (особенно у совсем маленьких детей), рано или поздно обращаются к ней.

Страх и арт-терапия. Механизм воздействия

Преимуществом является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.

Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.

Этапы работы со страхом в арт-терапии
Первый этап арт-терапии носит подготовительный характер и заключается в установлении контакта между ребенком и психологом, между детьми в группе, привыкании к новой обстановке (если арт-терапия проводится не на дому) и ознакомлении с правилами работы. Очень важно объяснить ребенку, что его творческая деятельность не будет оцениваться по пятибалльной или любой иной шкале, и что он не должен ориентироваться на чьи-либо ожидания.

Со второго этапа начинается само преодоление боязни у детей: на этом этапе формулируется проблема и начинается эмоциональное раскрытие. Ребенок называет свой страх и изображает его избранными методами: рисует, помещает в условное пространство сказки, лепит и т. д. Этот этап продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта полностью и все связанные с ней негативные эмоции не будут изжиты. Очень важна динамика творческого процесса, отражающая как особенности личностного развития, так и постепенное избавление от негативных эмоций. Страх отделяется от личности ребенка. И маленький художник уже может манипулировать им, а не подчиняться ему.

Очень действенным является метод переработки пугающего образа в образ смешной. Высмеивание страха. Или переработка враждебного образа в дружественный образ. Есть и более радикальные методы. Чтобы распрощаться со своими тревогами можно их изображения рвать, мять, смывать в унитаз, закапывать или сжигать. Лучше выяснить у ребенка, какой из методов ему кажется наиболее эффективным в борьбе со своими страхами.

Третий этап - этап преодоление страхов и неуверенности в себе. Ребенок перестает ассоциировать себя с жертвой и начинает отождествлять с героем-победителем. Характер рисунков и другой творческой деятельности резко меняется. Чувство страха уходит одновременно с формированием новых способов поведения, наблюдается повыше
ние самооценки. Это чувство можно закрепить придумывая и иллюстрируя , который побеждает все неприятности на своем пути.

На четвертом этапе закрепляется сформированное мироощущение и способы преодоления страхов. Ребенок осознает свои возможности, знает, как справиться самостоятельно с проблемой в случае рецидивов.

Разумеется, приведенная схема носит общий характер, и ее реализация в каждом конкретном случае будет иметь свою специфику, связанную, в том числе и с избранной формой творчества.

Пути решения проблемы

Благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.

Достаточно широко применяются также танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, фото- и видеотерапия, драматерапия, а также интермодальная терапия, объединяющая живопись, драматургию, пластику, риторику и другие виды искусства.

Выбор метода борьбы с боязнью зависит от характера страха и индивидуальных особенностей малыша. В работе с детьми от 4 лет и старше успешно используется арт-терапия.

Слово «терапия» обозначает лечение, «арт» - искусство. Целительная сила творчества поистине способна на чудеса - ребенок, самовыражаясь, расслабляется и полностью освобождается от внутреннего напряжения, создаваемого страхом.

Основные направления арт-терапии

Подобное лечение напоминает народное искусство, ценностью которого является даже не результат, а сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил. К видам его проявления можно отнести:

  1. изобразительное искусство (работа с цветом, рисунком, пластилином, лепка из глины, аппликация, рисование песком);
  2. терапия музыкой и хореографией;
  3. библиотерапия (чтение прозы, стихотворений, сказкотерапия) и имаготерапия (театр, создание образов, кукол).

Рассмотрим каждый из них подробней.

1. Изотерапия: секреты лечения страхов

Упражняясь в рисовании, лепке, составлении аппликаций, ребенок понимает саму суть: любую проблему можно выразить на бумаге, в пластилине, глине, а главное - отделить ее при этом от себя. И, если боязнь отделима от самого малыша, то он запросто может от нее избавиться и жить дальше лишь позитивно.

Методами изотерапии являются:

  • рисование на бумаге;
  • рисование пальцами с использованием красок, гуаши;
  • составление аппликаций;
  • рисование на песке;
  • лепка из пластилина, из глины.

Иногда, чтобы проследить откуда взялся тот или иной страх, следует создать серию рисунков, образов, вылепить целый ряд фигурок. Специалисты рекомендуют проявить полную свободу в самовыражении - не ограничиваться привычными формами и цветами.

Как использовать изобразительное искусство для устранения страхов

Если малышу часто снятся кошмары, нужно предложить ему нарисовать свой страх - то есть, полностью достать его изнутри (из подсознания) и переложить на бумагу или запечатлеть в поделке из глины, пластилина или даже в тесте.

Согласитесь, Баба-Яга или Кощей, которых можно нарядить в костюмы клоунов, пожарных или водолазов-спасателей будут выглядеть довольно комично. Эмоция страха отступает там, где есть место смеху и хорошему настроению. Аналогично можно работать с ненавистью, обидой, чувством вины и другими отрицательными эмоциями.

Примеры сеансов изотерапии в домашних условиях:

  1. Подготовьте малышу черно-белые рисунки персонажей, которых он боится. Дайте ему задание дорисовать героев так, чтобы они стали смешными и добрыми, а затем и раскрасить их.
  2. Разрешите окунуть пальцы в гуашь и предоставьте поверхность для рисования: это может быть плитка в ванной комнате или линолеум. Попросите ребенка нарисовать того, кого он боится. Возможность делать то, что ему до сих пор было незнакомо, раскрепощает. Наступает удачный момент, чтобы попросить малыша придумать для своего персонажа нарядную одежду и отправить его на курорт. При этом ребенок может рисовать все, что пригодится его герою в пути. В итоге получится весьма безобидное и привлекательное существо, с которым можно будет подружиться.

2. Магия музыки и хореографии

Прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, выстукивание, ритмичные хлопки, танец - все эти способы несут для ребенка новую гамму чувств и переживаний, которая постепенно замещает собой страх.

Кроме того, новые движения обретают обучающую форму. Все внимание малыша уделяется постижению искусства, при этом он забывает о своей боязни. Как известно, музыкальное искусство расширяет сознание, соответственно, ум видит новые возможности и делает ребенка мудрее и сильнее внутренне. Происходит укрепление эмоциональной сферы малыша.

Пример лечения музыкой в домашних условиях:

Рекомендуется совмещать изобразительное искусство с музыкой. Предложите малышу одновременное рисование и прослушивание классики (Моцарта, Вивальди, Вагнера) - это позволит ему быстро снять психоэмоциональное напряжение и, как следствие, достать из глубин подсознания страшные картинки.

3. Библиотерапия и имаготерапия

Эти виды лечения идут рядом. Ребенку можно предложить додумать любое литературное произведение, в том числе и сказку, а после этого принять участие в инсценировке. Имаготерапия - это театрализация и перевоплощение.

Когда малыш становится на место героического персонажа, уверенность в себе и бесстрашие проявляются помимо его воли. Зарядившись таким настроением, он и в обычной своей жизни надолго сохраняет образ смельчака.

Театральные представления лучше делать костюмированными, можно использовать кукол. Материалом для чтения и организации представлений могут быть произведения любых жанров: от сказок и рассказов до романов, поэм и стихов. Традиционно сказка занимает в лечении страхов первое место, благодаря возможности раздвинуть рамки сознания и более остро выразить внутренние переживания.

Примеры библиотерапии в работе с боязнью в домашних условиях:

  1. Придумайте со своим малышом собственную «Книгу подвигов». Разыграйте ситуацию, где главный персонаж побеждает злодея или совершает другой подвиг.
  2. Зачитайте ребенку начало рассказа о страшном существе и предложите ему придумать веселое окончание истории.

Чем хороши методы арт-терапии

Психокоррекционные упражнения, в которых используются способы арттерапии, библиотерапии, лечение музыкой, имеют свои преимущества:

  • не утомляют малышей на протяжении длительного времени;
  • у детей сохраняется высокая работоспособность, личная заинтересованность;
  • методы не требуют больших финансовых затрат.

Когда следует обращаться к специалистам

Если вы перепробовали все способы, но тревожность и боязнь не покинули малыша, стоит посетить детского психотерапевта или другого специалиста по коррекции детских страхов. Профессионал выявит причины психологических нарушений, составит план занятий и поможет локализовать проблему.

Найти грамотного специалиста можно в детских поликлиниках, на кафедрах психологии в профильных учебных заведениях, в государственных и частных психологических центрах. Критерием выбора должны служить комфортность вашего общения и расположение к нему малыша.

Видео

Арт-терапия для детей — KidnessClub

Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.

Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае патологических страхов, нарушающих развитие личности, препятствующих общению, показаны специальная коррекционная работа и оздоровительная психотерапия.

Описанная ниже арт-терапевтическая техника позволяет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов; м.б. адаптирована для работы с одним учеником. Эффективна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех. Которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между взрослым и детьми, усиливают ожидаемый результат.

Техника «Маска страха»

Материалы: соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой микрогруппы), клей, ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.

Первый этап – разогрев (настрой на работу).

Ведущий: Сядьте в круг, закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению .

Второй этап – актуализация эмоции страха.

Ведущий: Каждому человеку – и взрослому, и ребенку – иногда бывает страшно. Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах .

Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого ведущий увидел наиболее сильные эмоции. Помните, ребенка нельзя принуждать, если он отказывается говорить!

Возможен и другой вариант этого этапа работы. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные истории из своей жизни.

Третий этап – индивидуальная работа.

Ведущий: Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Вы можете его смять, порвать, сжечь или уничтожить любым другим способом .

После того как дети расправились со своими материализованными в форме рисунков страхами, им предлагается следующая инструкция.

Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлять контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон. Ножницами пользоваться нельзя.

Это упражнение способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики. На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это – бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания ребенком аффекта. Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что проявляется в определенном типе рисунков детей, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении.

Четвертый этап – коллективная работа.

Дети работают в микрогруппах по 5–7 человек, – это так называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха.

Ведущий: Придумайте название и содержание истории, в которой маски были главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину».

Материалы выбираются по желанию «художников». Далее участникам предлагается озвучить картину. Каждый говорит от лица своей маски. Получается небольшой спектакль. Причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.

По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоциональные качели». Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал маску. Следует заметьить, что многие дети и невротизированные взрослые категорически отказываются одеть маску на лицо, проявляют агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и к ведущему.

В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и, следовательно, совсем не страшны, а жалки и смешны. Тем не менее иногда группа в конце занятия просит уничтожить их коллективные «картины», чтобы страхи не могли возродиться.

Пятый этап – рефлексия.

В процессе коллективного обсуждения каждому предлагается ответить на вопросы типа: что чувствовал, когда работал один, с группой? Что чувствуешь сейчас? Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, название и т.д.? Как можно помочь себе если вдруг станет страшно?

Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Как работал ребенок, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха? Замечено, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Как правило, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия. Следует иметь в виду, что рисунки страхов, выполненные на этапе индивидуальной работы, обычно никому не показывают. Ведущий д.б. предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать происходящее. По мнению многих зарубежных арт-терапевтов, ритуальный характер действий участников группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.

Возможна также интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, глаза, рот, зубы, уши, рога и др. элементы.

В технике масок дети, придумывая и рассказывая «страшные» истории, у которых, как правило, счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию (мортидо, по Э.Берну).

Сделав маску, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над страхом, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить и т.п.). перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.

Т.о., независимо от вида, причин, количества и разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общеоздоравливающая психотерапия. В серьезных случаях требуется специальная помощь психотерапевта и длительная работа психолога, учителей, родителей.

Загрузка...