1001-market.ru

Что должна делать девочка в 9 лет. Дети не должны помогать своим родителям. Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста

Отношение к обязанностям ребенка дома у родителей различно. Одни считают, что не следует загружать детей, лишая их возможности беззаботно прожить период детства, достаточно того, чтобы они учатся. Другие полагают, что круг обязанностей ребенка должен включать только работу по самообслуживанию. И, наконец, третья группа родителей убеждена, что помощь по дому должна быть существенной, чтобы освободить взрослых от части бытовых забот. Попробуем разобраться, какие у ребенка могут быть обязанности в семье, и как сформировать ответственное отношение к выполнению закрепленной за детьми работы.

Взаимные обязанности детей и родителей

Психологи отмечают, что все члены семьи должны иметь не только права, но и определенные обязанности перед другими домочадцами. Только тогда не сформируется личность-потребитель. Кроме того, праздный образ жизни негативно сказывается на процессе социализации. Дети, которые не приучены к уходу за собой, собственными вещами и жилищем, растут инфантильными, беспомощными, неприспособленными к жизни и, конечно, ленивыми. Вырастая, они нередко проявляют душевную черствость по отношению даже к близким людям, нежелание заботиться о них. Поэтому даже в семьях, где имеется возможность иметь оплачиваемых помощников по хозяйству, у ребенка должен быть определенный круг домашних обязанностей.

Какие обязанности может выполнять ребенок?

Ряд обязанностей желательно иметь уже детям дошкольного возраста. Но это не значит, что вы просто ставите малыша перед фактом, что с завтрашнего дня он должен выполнять то-то и то-то. Процесс передачи обязанностей довольно длительный. Вначале вы привлекаете кроху к помощи: «Давай вместе соберем игрушки!» (польем цветы и т.д.) Убедившись, что ребенок овладел трудовым навыком, можно давать ему разовые поручения: «Помоги мне вытереть посуду!», «Собери свои игрушки в ящик». И только когда малыш будет справляться с поручениями, можно вменить ему ту или иную работу по дому в обязанность. Обычно первые обязанности закрепляются за ребенком в возрасте 5 лет, когда он становится способен к волевому усилию.

При отборе круга семейных обязанностей ребенка следует исходить из его возраста, темперамента. Если в семье несколько детей, то можно предложить им договориться самостоятельно о распределении обязанностей или установить дежурство – поочередное выполнение домашних работ. А вот объемную работу (генеральная уборка, ремонт в комнате и пр.) лучше организовывать общими силами.

Круг ежедневных обязанностей школьника может включать следующие виды труда:

  • заправка постели, наведение порядка в комнате;
  • мытье посуды;
  • стирка-глажка некоторых предметов своего туалета;
  • уход за комнатными цветами;
  • кормление и выгул домашних питомцев.
  • покупка продуктов по списку.

1 – 2 раза в неделю младший школьник может убирать свою комнату, а после 9 лет ему уже можно поручить уборку небольшой квартиры или части комнат в просторном жилье. В 11 – 12 лет ребенок способен приготовить простейшие блюда (омлет, кашу, жареную картошку), загрузить стиральную машинку и развесить белье. Подросток может полностью следить за своим гардеробом, при необходимости отгладить, почистить, постирать одежду, и оплатить квитанции.

Как стимулировать ребенка на выполнение обязанностей

Без должной мотивации трудно ожидать от детей ответственного отношения к обязанностям. Методы стимулирования зависят от личности ребенка и возможностей семьи. Можно выделить следующие приемы:

Вопрос о материальном поощрении решается индивидуально в каждой семье. Но не так уж плохо, если ребенок за объемную работу получает небольшую сумму денег. Это, конечно, не значит, что он не может бесплатно посидеть с сестренкой или вымыть посуду. Денежный вопрос – очень щепетильный, здесь главное не навредить!

Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.

Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность. Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы. Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.

Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию. Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет. Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.

Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна. Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы. Поэтому вам следует проявить смекалку.

Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье. Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».

Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:

  • помыть посуду;
  • вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
  • вымыть и высушить кастрюли;
  • вытереть обеденный стол.

Устройте подростку «курс молодого бойца». Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо. Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.

Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.

Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.

Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.

Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»

Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.

Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.

Установите последствия. Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.

Перечень домашних обязанностей для детей разной возрастной категории, позаимствованный с некоторыми изменениями и дополнениями из книги «Консультирование семьи».
Многие родители, часто задают один, волнующий их вопрос: «А должны ли дети им помогать?»
При этом большая часть родительского состава, убеждена в том, что не надо детей перегружать домашними делами. По их убеждению, радость детства, не будет полной, если у ребенка будет обширный круг домашних обязанностей. Зачастую, приходя на консультацию к психологу, родители уверены в том, что для его ребенка, вполне хватает занятий по школьной программе и это многих устраивает.
Но психологи уверены, что посильные и необременительные обязанности по дому, помогают ребенку ощущать себя нужным и полноправным членом семьи и он может дополнить семейное благополучие, собственным вложением труда, который у него не отнимает его счастливое детство.
У детей, имеющих домашние обязанности и поручения, обычно не бывает проблем в школе со сверстниками и педагогами. Дети, лишенные права на труд в семье, вырастают потребителями, постоянно ждущих, что жизнь или другие люди принесут им все готовое на тарелочке с голубой каемочкой. Ощущать себя полноценными членами общества, такие дети могут лишь, только тогда, когда они окружены обслуживающим персоналом.
Ребенок вполне может самостоятельно справляться с огромной кучей важных дел, которые могут ему предоставить взрослые и те, что принесут неоценимую пользу семье. Взрослые не всегда знают, какие домашние дела и поручения можно дать ребенку, с которыми он неплохо справится. Приведем некоторую возрастную классификацию домашних дел.

Поручения ребенку 3-х лет:

  • разбросанные игрушки аккуратно уложить в короб, предназначенный для их хранения;
  • книжки и брошюры поставить на место;
  • донести до стола кухонные принадлежности и кухонные полотенца;
  • выполнять утренний туалетный моцион и укладывать волосы;
  • раздеваться и одеваться при малой поддержке со стороны родителей;
  • помочь разложить не тяжелые продукты внизу холодильника и поместить свою одежду на полку, которая расположена, в зоне его досягаемости.

Домашние поручения для ребенка 4-х лет:

  • накрывать на стол и использовать для этого хорошую и добротную посуду;
    прибрать в хлебницу хлебобулочные изделия;
  • в магазине ребенку можно разрешить сформировать продуктовую корзину для ужина;
  • доверить кормить домашних питомцев в специально отведенное для этого время;
  • собирать опавшую листву в саду, подметать во дворе и собирать фрукты и овощи на даче, под наблюдение взрослых;
  • утром застлать покрывалом, а вечером расправлять свою кровать;
  • обмывать грязные тарелки или помещать их в посудомойку вместе с мамой;
  • смахивать пыль;
  • наносить на булочку масло;
  • заливать хлопья молоком;
  • участвовать при украшении пирожных и пирогов. Укладывать на них цветы из мармелада или смазывать коржи вареной сгущенкой;
  • разрешать пользоваться своими игрушками другим детям;
  • извлекать корреспонденцию из почтового ящика;
  • самостоятельно играться без привлечения к игре взрослых;
  • помещать на сушилку мокрые вещи небольших размеров;
  • аккуратно сворачивать полотенца.

Домашние поручения для ребенка 5-ти лет:

  • участвовать при составлении меню и планировании покупок;
    без проблем готовит канапе или простые бутерброды;
  • после приема пищи очистить обеденное место;
  • обеспечить себя холодными напитками и водой;
  • накрывать на стол;
  • обрывать без корней зелень с грядок;
  • вносит необходимые составляющие в тесто;
  • содержать свое спальное место и комнату в порядке;
  • без посторонней помощи складывать одежду и снимать с себя вещи;
  • содержать в чистоте предметы в ванной и туалете;
  • чистить зеркала;
  • загружать белье в стирку, разделяя по цвету;
  • прибирать и укладывать стираные вещи;
  • отвечать на телефон;
  • делать уборку в помещении;
  • вносить деньги в кассу при покупке небольшого объема;
  • натирать стекла в автомашине;
  • выносить мусорное ведро;
  • принимать решения, как можно применить накопления семьи для отдыха;
  • прибирать в живом уголке;
  • завязывать шнурки на бантики.

Домашние обязанности для 6-ти летнего (первоклассника):

  • составлять свой гардероб для особого случая и при атмосферных осадках;
  • чистить ковер пылесосом;
  • орошать домашние растения цветы на грядке;
  • очищать корнеплоды;
  • готовить не замысловатые горячие блюда (омлет и картофель в «мундире»);
    готовить без напоминания школьные принадлежности и укладывать их в портфель;
  • участвовать при развешивании мокрых вещей;
  • прибирать вещи в гардеробную;
  • подносить сухие ветки для костра;
  • пользоваться садовым инвентарем (грабли, веники);
  • пропалывать грядки;
  • гулять с четвероногим другом;
  • выносит мусорное ведро;
  • наводить порядок в кухонном столе;
  • подавать на стол;

Домашние поручения для ребенка 7-ми лет (второклассника):

  • содержать велосипед в рабочем состоянии и хранить в положенном месте;
  • вести телефонные переговоры;
  • исполнять мелкие поручения родителей;
  • следить за питомцем;
  • вести тренировку четвероногих друзей;
  • доносить сумки с вещами до нужного места;
  • вечером, в отведенные часы, укладываться в кровать и утром подниматься, в определенное время;
  • говорить вежливо при диалоге со старшими;
  • убирать за собой уборную и ванную комнату после своего посещения этих мест;
  • гладить свою одежду.

Домашние обязанности ребенка восьми и девяти лет отроду (третьеклассника):

  • красиво сворачивать салфетки и правильно раскладывать столовые приборы;
  • пылесосить и мыть напольные покрытия;
  • участвовать в планировке мебели в своей комнате и помогать отцу, передвигать мебельные предметы;
  • готовить себе ванну;
  • оказывать необходимую помощь членам семьи;
  • содержать в порядке свой гардероб и письменный стол;
  • при приобретении одежды высказывать свои предпочтения и пожелания;
  • вовремя менять постельное и нательное белье;
  • заправлять одеяло в пододеяльник;
  • зашивать небольшие участки испорченной одежды;
  • поддерживать чистоту и порядок в кладовой;
  • чистить клетки и кормить домашних зверей;
  • учиться пользоваться рецептами и пробовать готовить;
  • красиво формировать букеты и помещать их в вазу с водой;
  • в саду собирать урожай;
  • уметь развести огонь и знать меры предотвращения огня;
  • самостоятельно запечь в костре картошку или обжарить на шампуре сосиску;
  • окрашивать небольшие поверхности;
  • грамотно составлять письма;
  • составлять текст поздравительной открытки;
  • накормить младшего ребенка;
  • помочь искупать младших детей;
  • наносить полировку на мебельные гарнитуры.

Домашние обязанности ребенка, который пошел в 4-ый класс:

  • самостоятельно снимать постельные принадлежности и относить их в отведенное для них место;
  • правильно включать и выключать бытовую технику;
  • дозировать порошок для стирки;
  • составлять список и планировать покупки продуктов;
  • переходить дорогу в положенных местах;
  • не опаздывать на встречу с одноклассниками и другими людьми, используя велосипед или доходя до нужного места встречи, пешим ходом;
  • выпекать простые кондитерские полуфабрикаты;
  • приготовить простейший обед для всех домочадцев;
  • пользоваться интернетом и вести переписку в одноклассниках;
  • сервировать стол к вечернему чаепитию;
  • приглашать гостей и ходить с ответным визитом к ним;
  • готовить сценарий праздников;
  • уметь оказывать необходимую первую помощь;
  • чистить автомобиль семьи;
  • быть бережливым и уметь экономить.

Домашние дела для пятиклассника:

  • уметь зарабатывать карманные деньги;
  • оставаться дома без присмотра со стороны взрослых;
  • уметь не «разбазаривать» деньги и с умом распоряжаться карманными накоплениями;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • иметь свои хорошие привычки и любимые занятия.

Домашние дела для шестиклассника:

  • уметь переложить обязанности по хозяйству на себя;
  • укладывать и читать младшим детям сказки на ночь;
  • выполнять свои прямые обязанности по дому;
  • ухаживать за растениями в огороде;
  • посильно помогать на стройке и починке техники;
  • чистить кухонные принадлежности и бытовую технику;
  • планировать учебное и свободное время.

Домашние обязанности старшеклассников:

  • ложиться спать в отведенное и установленное время;
  • готовит полноценную еду для всех членов семьи;
  • вести здоровый образ жизни (ни пить, ни курить, ходить на профосмотры к врачам);
  • учитывать пожелания всех членов семьи и принимать ответственные решения при необходимости;
  • соизмерять потребности с возможностями;
  • не перепрыгивать от одного дела к другому, быть последовательным;
  • оказывать знаки внимания и уважать старших;
  • уметь заработать карманные деньги своим трудом.
Загрузка...