1001-market.ru

Что нужно делать чтоб ребенок был внимательным. Что делать, если ребенок невнимательный? Задания на внимательность для детей. Усидчивость или внимательность, что важнее

При оценке способности детей к сосредоточению необходимо рассматривать формирование и развитие разных видов и свойств внимания в онтогенезе. С рождения детям свойственно проявлять непроизвольное внимание – вызванное внешними факторами и не зависящее от воли самого ребенка.

Однако, для любого обучения необходимо произвольное внимание – способность сосредоточиться на занятиях усилием воли, по своей инициативе - которое не является врожденным качеством и нуждается в специальной тренировке. Особенно важно его наличие для школьных занятий, предполагающих достаточно высокий уровень самостоятельности, работу в коллективе и множество отвлекающих факторов.

Поэтому к 6-7 годам родителям необходимо научить детей своими силами концентрировать усилия на занятиях и предметах, развить внимательность.

Свойства внимания и их влияние на качество обучения

Различают такие свойства внимания как:

  • Объем – количество объектов, информации, воспринимаемой одновременно;
  • Распределение – способность к одновременному выполнению нескольких задач;
  • Концентрация (устойчивость) – степень сосредоточенности на одном занятии;
  • Переключение – способность переносить внимание с одного объекта на другой.

Все эти свойства необходимы человеку как в быту, так и при обучении.

Если вы считаете, что у вашего ребенка есть трудности с внимательностью, для начала необходимо выяснить, какие именно свойства ему необходимо развить. Чаще всего это концентрация и распределение. Для их тренировки существует целый ряд эффективных упражнений, которые помогут научить ребенка самостоятельной работе и подготовят его к особенностям школьного обучения.

Важно помнить, что влияет на детскую способность концентрировать мысленное усилие: общее физическое и психоэмоциональное состояние, особенности темперамента, присутствие интереса к предлагаемым занятиям, условия, в которых учится ребенок.

Презентация: "Развитие внимания у младшего школьника, Признаки дефицита внимания. Анкета "Мудрые мысли о воспитании"

Общие условия для повышения сосредоточенности

  • Постарайтесь избавиться от посторонних раздражителей. В помещении, где занимаются дети, должно быть тихо, необходимо убрать из поля зрения яркие или движущиеся предметы.
  • Составляйте задания как список наиболее простых действий, чтобы ребенок понял суть задачи как можно лучше. Ясность цели способствует лучшей концентрации и более быстрому достижению результата.
  • Участвуйте в занятиях наравне с детьми. Ваш эмоциональный и интеллектуальный отклик придадут им интерес к выполнению задач, уменьшат детскую неуверенность в своих силах. Постарайтесь избегать общих негативных оценок, мыслите и говорите конструктивно.
  • Необходимо избегать пауз в занятиях, если ребенок увлечен процессом. Таким образом, вы избавите его от необходимости заново концентрировать мысли на учебе раз за разом после вынужденных перерывов.

Хорошо влияет на развитие концентрации наличие у детей хобби или увлечения. Детей, с интересом выполняющих некоторые действия, легко научить переносить это умение на другие занятия, необходимые для учебы.

Также помогают постепенно повысить уровень сосредоточенности задания, немного превышающие по сложности те, что были даны раньше.

Презентация: "Развитие внимания"

Упражнения на улучшение концентрации и распределения внимания

Сюжетность и смысловая нагрузка упражнений будет зависеть только от фантазии родителей и детских склонностей, но можно выделить несколько типов занятий по общим методам, которые в них используются:

  • Упражнения на развитие памяти, состоящие в запоминании ряда предметов или слов. Родители предлагают детям последовательности и просят их воспроизвести. Длина последовательности должна увеличиваться постепенно, когда дети начинают с легкостью справляться с предыдущим уровнем.
  • Самостоятельное составление последовательностей. Это может быть восстановление событий во времени (например, по картинкам с временами года или перечисление действий, которые дети совершают каждый день перед сном), составление фигур из предметов по примеру родителей, словесные ряды.
  • Нахождение предметов по заданным характеристикам. Так, малышам можно предложить во время прогулки заметить и указать на все красные машины, а старшим дошкольникам – дополнительно подсчитать их количество.
  • Игры с текстом. Как правило, словесные упражнения даются детям труднее всего. Чтобы помочь им освоиться и снять напряжение, можно предложить найти определенные буквы в тексте или усложнить задание, попросив сказать, каких букв не хватает.

Для повышения эффективности обучения и интереса ребенка к занятиям очень важна родительская вовлеченность. Одним из самых удачных подходов является совместное решение задач, придание упражнениям характера соревновательности.

Кроме того, можно просить детей проверить, как вы сами справляетесь с предложенными задачами – такая смена ролей резко концентрирует внимание со стороны ребенка и придает занятиям новый смысл.

Проблема многих современных детей – невнимательность. Если ваше любимое чадо не может долго сосредоточиться на одном занятии, забывает про ваши просьбы – не ругайтесь, помогите ребёнку научиться быть внимательным. Сегодняшняя статья о том, как развить внимательность у ребёнка с 8 лет .

Внимание – психический процесс, когда человек концентрируется на чём-то определённом относительно других объектов и событий.

Почему важно заниматься развитием внимательности у ребёнка именно с 8 лет?

Ребёнок уже ходит в школу и у него появляются новые обязанности. В этом возрасте он способен понимать, о чём ему говорят. Начальная школа это то время, когда он должен обязательно овладеть такими умениями как внимание, память, воображение, иначе в средней школе может перейти в разряд не успевающих. Поэтому внимательность ребёнка это очень важный фактор!

Прежде чем развивать внимательность у ребёнка нужно учесть, что оно бывает трёх видов:

  • слуховое;
  • зрительное;
  • моторно-двигательное.

Внимательность у ребенка — как развить?

  1. Моторно-двигательные игры развивающие внимательность.
  • «Графический диктант» – любимая игра многих детей. К тому же она отлично развивает внимательность, поэтому очень полезна для детей любого возраста.
  • Кто не играл в детстве в игру «съедобное — не съедобное» ? Ведущий, бросает мяч игрокам, говорит съедобные и не съедобные предметы. То, что можно есть нужно поймать, а не съедобное оттолкнуть.
  • Игра «пол – нос — потолок» потребует концентрацию внимания не только ребёнка, но и вашу. Сначала нужно показывать и называть «пол – нос — потолок» в различной последовательности вместе с ребёнком. А затем, когда он привыкнет, и будет справляться хорошо, начинать его путать говорить одно, а показывать другое.
  1. Развивающие упражнения для слуховой внимательности
  • «Развитие внимательности» — читайте текст, а ребёнок должен считать слова с каким-нибудь заранее обговоренным звуком. Но при этом он должен понимать смысл читаемого текста.
  • «Повтори быстро» — ребёнок должен повторять за вами слова только в том случае, когда вы ему скажете «повтори». Нужно говорить быстро.
  • «Послушай и воспроизведи» . Прохлопайте в ладоши ритм, а ребёнок должен его повторить.
  1. Развивающие упражнения на Зрительную внимательность.
  • Предложите ребёнку назвать все предметы в комнате начинающиеся на какую либо букву.
  • Развить внимательность у ребёнка поможет упражнение с помощью карточек, для которых нужно найти пару.
  • «Что изменилось» . Разбросайте на столе несколько предметов. Дайте ребёнку немного времени рассмотреть их, а затем, завязав ему глаза, уберите или передвиньте несколько вещей. Затем он должен рассказать что изменилось.
  1. Повышаем внимательность с помощью игрушек

Сейчас в магазинах большой выбор различных игрушек. И наверняка придя в магазин ваши глаза, всегда разбегаются от такого ассортимента. Каждый родитель хочет купить своему ребёнку такую игрушку, которая была бы ему полезна и раскрывала его творческие способности.

Игрушки, развивающие внимание


Научить ребенка концентрировать внимание помогут такие игрушки как:

  • Конструкторы

Начиная с 8 лет, ребёнку можно покупать мелкий конструктор, например фирмы лего или его аналоги. Для мальчиков можно купить металлический конструктор, с помощью которого он почувствует себя настоящим мастером. Также сейчас много современных конструкторов, таких как магнитный, конструктор с подвижными деталями, трансформеры. Такие игрушки вы можете брать смело, они помогут развить внимательность у ребёнка и будут ему очень интересны.

  • Игрушки, которыми можно управлять

Играя с такой игрушкой, ребёнок будет концентрировать внимание на движущейся модели и стараться преодолевать различные препятствия.

  • Настольные игры

Не смотря на то, что сейчас появилось очень много современных игрушек и новых мультяшных героев, настольные игры никто не отменял. Они популярны и у детей и взрослых. К тому же это отличная возможность собраться всей семьёй и отлично провести время. Даже 20 минут игры хватит для тренировки внимательности.

Развивать внимание у ребёнка или нет – личное дело каждого родителя. Но если вы решили тренировать внимательность, вот несколько рекомендаций для вас:

  • Во время занятий на развитие внимания у ребёнка в комнате не должно быть ярких игрушек, они будут отвлекать его от концентрации внимания и не позволят сосредоточиться. Не начинайте заниматься, если у соседей играет музыка или в квартире шумно.
  • Все упражнения на развитие внимательности должны быть понятными и лёгкими. Оцените своего ребёнка, сможет ли он справиться с этим заданием. Оно не должно его угнетать. Тренировка внимательности должна проходить весело, ребёнок должен хотеть выполнять упражнения.
  • Во время выполнения упражнений на концентрацию внимания не хмурьтесь на ребёнка, не повышайте голос, если у него что-то не получается. Во время занятий на развитие внимательности обязательно хвалите ребёнка. Он должен ощущать себя комфортно. Тогда повысить внимательность с помощью занятий будет совсем не сложно.
  • Для детей 8 лет занятия не должны превышать 40 минут, 9 лет – 45 минут, 10 лет – 50 минут.

Повышайте внимательность с помощью развивающих игрушек, игр и упражнений и у ребёнка не будет проблем с концентрацией внимания.

Инструкция

Настройтесь на занятия по развитию концентрации. Отводите на них 15 минут в день. Ничто не должно вас отвлекать. Фоном может быть приятная музыка и аромат трав. Предпочтительнее проводить занятия утром, после ободряющего душа, но перед завтраком. Можно выпить воды, сока, чая или кофе.

Мотивируйте себя тем, какой эффект от этих упражнений вы получите. Они развивают внимание и скрытые возможности вашего мозга, увеличивают связь с подсознанием, способствуют развитию интуиции, ясновидения и телепатических способностей и т.д.

Освойте самое простое упражнение. Объектом упражнения является обыкновенная точка на белом листе бумаги. После того, как вы научитесь концентрироваться на ней, вы сможете перейти к более сложным практикам.

Создайте в программе Paint или Word обычный документ. В центре расположите точку диаметром 5 мм. Если вам не нравится черный цвет, употребите нейтральные спокойные цвета голубой и зеленой гаммы. Распечатайте файл в формате А4. Можете не использовать возможности компьютера и нарисовать точку вручную. Ваша поза - удобное положение сидя, с сохранением правильной осанки, шея и голова должны быть расслаблены. Закрепите лист бумаги таким образом, чтобы точка «смотрела» вам в межбровье.

Смотрите прямо на точку, сидя на расстоянии вытянутой руки от закрепленного листа. Полностью растворитесь в этой точке. Думайте только о ней. Созерцайте ее, не переключаясь на другие объекты. Если вам захочется моргать, слегка прикройте глаза, но не прекращайте упражнение. Если потекут слезы, закройте глаза и расслабьтесь. Не пугайтесь их, т.к. они свидетельствуют о благоприятном процессе в органах зрения. В своем сознании представляйте точку. Повторите попытку после исчезновения напряжения.

Закрепляйте эту практику ежедневно своими действиями. Чем бы вы ни занимались, делайте это осознанно. Концентрируйтесь на том, что вы делаете. Если читаете, не смотрите телевизор. Если разговариваете, не пейте чай и не отвечайте одновременно всем, находясь в интернете. Все это рассеивает необходимое внимание и концентрацию. Следуя этому правилу изо дня в день, вы станете более осознанно относиться к своей жизни, что обязательно приведет вас к успеху.

Видео по теме

В настоящее время разработано немало тренингов и практикующих семинаров направленных на развитие концентрации внимания. Улучшить внимание помогут несколько простых упражнений, которые следует выполнять методично через день и при этом уделять им достаточно времени.

Вам понадобится

  • виноград, шоколад, бумага с ручкой, книга, картина или фотография, ребусы

Инструкция

Мысленные перерывы.
Положите перед небольшую вещь, например, ластик, монетку или бумажку. В течение пяти минут старайтесь сконцентрироваться на данном предмете. Как только ваше внимание переключится на другую вещь, плавно верните его обратно. Сосчитайте, сколько раз за определенный промежуток времени ваше внимание совершило такие скачки.

Мозговые импульсы.
Возьмите в руку карандаш и подготовьте листок бумаги. Затем начинайте медленно вести карандашом по бумаге, при этом сконцентрируйте внимание на том месте, где кончик карандаша рисует линию. Каждый раз, когда ваше внимание перескочит на другой предмет, нарисуйте мозговой импульс (отметьте его как всплеск на линии). Дойдя до конца бумаги, начинайте заново. Проверьте, сколько времени вы можете вести прямую линию.

Центр вселенной.
Когда вам будет нечем заняться, посмотрите вокруг и выберите любой объект, например, точку на потолке, узор на стене. В течение пяти минут сфокусируйте свое внимание на нем, забыв об окружающем мире. Пусть на эти пять минут данный объект станет для вас центром вселенной. Даже если вам захочется отвлечься на что-то другое, продолжайте удерживать внимание. Только когда время упражнения закончится, встряхнитесь и оглянитесь по сторонам.

Подсчет.
Если вы читаете скучную книгу и видите, что ваше внимание начинает отвлекаться, то попробуйте воспользоваться следующим приемом: поставьте галочку напротив того места, где вы отвлеклись. Вернитесь к чтению и дойдите до конца страницы. Мысленно повторите весь материал, который вы прочитали. Если вы не сможете сделать это, то необходимо прочитать страницу заново. Со временем вы заметите, что количество отметок существенно уменьшилось, а ваше концентрация улучшилась.

Видео по теме

Источники:

  • Четыре мощных упражнения на концентрацию внимания

Ребенка постоянно что-то отвлекает, ему интересно все! Никакой сосредоточенности. Но иногда малыш внимательно рассматривает какой-то предмет в течение 20 минут. А другой ребенок снова и снова запускает мыльные пузыри и, как зачарованный, смотрит, что будет дальше. Дети могут долго заниматься тем, что им действительно интересно. Научить ребенка внимательности можно, если целенаправленно заниматься этим с ранних лет.

Инструкция

Важно, чтобы в окружающей обстановке присутствовали вещи, способные увлечь малыша. Пусть он осваивает эти предметы, совершенствует координацию движений. Не перегружайте кроху запретами. Замечательно, если вы имеете возможность регулярно посещать вместе с музеи и театры. Здесь его научат долго, сосредоточенно наблюдать. Увеличивать частоту посещения таких мероприятий необходимо постепенно.

Дети привыкают к определенному , получая через него ощущение безопасности, надежности. Они переживают трагедию, если нарушается что-то в их обычном мире. Поэтому любят повторять одни и те же действия, просят почитать одну и ту же сказку снова и снова. Именно через повторение каких-то действий дети достигают высокой степени сосредоточенности. Они учатся внимательности, когда что-то целиком увлекает их. Старайтесь сохранить установившийся режим дня, привычки (например, во дворе дома перед сном). Организуйте игры, в которых действия повторяются неоднократно. Это может быть пересыпание крупы из одной чашки в другую.

Привлекайте кроху к уходу за комнатными растениями или домашними животными, не бойтесь доверять дела по дому. Для ребенка все это - интересная игра, в ходе которой повышается самооценка, развивается моторика. Радость от выполненной работы заставит его в следующий раз концентрироваться намного дольше.

Научить ребенка внимательности помогут игры, направленные на развитие концентрации внимания.

Активность вашего малыша требует выхода. Ему трудно сосредоточиться на чем-то спокойном. Игру на внимание необходимо чередовать с подвижной, эмоциональной. Можно устроить бой подушками, повозиться с ребенком, дать выход и своим эмоциям.

Не прерывайте малыша, если он увлекся чем-то и даже не слышит, что вы зовете его есть. Степень сосредоточенности достигла наивысшей точки. Ребенок не замечает ни людей, ни шума, ни музыки. Такую способность необходимо поддерживать и развивать. Ничего не случится, если вы позовете его обедать позже.

Установите с ребенком теплые взаимоотношения. Если он не будет чувствовать вашей любви, у него появятся сложности с сосредоточенностью, внутри крохи появятся противоречия. Так он может стать невнимательным и даже агрессивным. Ласковые слова, улыбка, прикосновения помогут вам рассказать о любви к нему, научить спокойствию и концентрации.

Видео по теме

Зачастую мамы рассеянных малышей завидуют родителям тех детей, которые с малых лет проявляют свою собранность. Таким ребятам, конечно же, намного проще учиться в школе, они умеют жить по относительно четкому режиму, при этом даже успевают помогать родителям в домашних делах. Как же научить собранности ребенка, который постоянно «тянет резину»?

Инструкция

Лучший пример – родители. Ребенок прекрасно понимает, где есть место собранности, а где мама сама увиливает от четкого выполнения дел, потратив время на разговоры по телефону или просмотр телевизора. Если у перед постоянно будет пример родителей, у которых вся работа идет по плану, а после этого они умеют еще и сполна наслаждаться отдыхом, то ему захочется последовать их примеру.

Постарайтесь отучить ребенка обращать внимание на внешние факторы, мешающие собраться. Например, попросите его не разговаривать по телефону с друзьями, пока он не сделал уроки. Просьбы не действуют? Переходите к запретам: учиться собранности нужно с малых лет, иначе во взрослой будет очень трудно.

Постарайтесь научить ребенка делать одно дело качественно, а не несколько – как-нибудь. Конечно, среди встречаются и, способные на чудеса изворотливости, гении. Однако, в большинстве случаев, у ребенка получится сделать просто несколько незаконченных дел.

Тренируйте внимание малыша с детства специальными упражнениями: если он будет расти невнимательным, то не избежать проблем с потерей ключей, забыванием вещей и т.п. Упражнения на внимание могут быть очень простыми – их вполне можно найти в специальной литературе.

Возможно, проблема не может решиться собственными силами: тогда попробуйте проконсультироваться с детским психологом, рассказав ему подробно о характере, привычках и особенностях малыша, которые вы считаете нужным скорректировать. Доктор подскажет, как правильно подойти к решению проблемы.

Вполне возможно, что с вашей ненавязчивой помощью и подсказками ребенок просто-напросто со временем «перерастет» данную проблему. Как правило, уже к началу средней школы дети становятся намного собраннее, начиная осознавать ответственность за собственные поступки и следствие своей несобранности. Однако ребенка постоянно нужно направлять в нужное русло, ненавязчиво подсказывая ему, где именно его промахи.

Видео по теме

Внимательность – это уровень владения вашей жизнью. Чем больше вы управляете вниманием в каждый момент, тем продуктивнее и интереснее любое действие и сама жизнь.

Инструкция

Осознайте пользу работы над развитием внимания.

Часто из-за невнимания тратится время на переделку чего-либо. Например, вы перечитываете информацию и просите повторить поручение, а выходя из дома, вдруг спохватываетесь, выключили ли вы утюг.

Невнимательность сокращает ощущение радости жизни. Почему бы не превратить монотонный субботний шопинг в приключение? По дороге в магазин загляните в лица прохожих, оглянитесь вокруг – и жизнь станет интереснее!

Из-за отсутствия внимания навык со временем становится вредной привычкой, которая живет своей . К примеру, избавиться от связки «блин» поможет внимание к тому, как вы говорите.

Недостаток внимания может привести к , расставанию с близкими людьми, притуплению жизненно важных чувств.

Работа с вниманием ведется по нескольким направлениям:
- Полная концентрация на одном действии.

Способность воспринимать и обрабатывать замечания, дополнения, корректировки в процессе выполнения одного действия.

Способность игнорировать ненужную информацию, отсеивать посторонние шумы (в т.ч. информационные).

Способность переключать внимание с одного действия на другое.

Способность продуктивно работать над несколькими делами одновременно ( в себя навыки первых 4-х направлений). Начинать надо с двух простых дел.

Заинтересуйте себя в привлечении внимания. Если нет внутреннего желания (например, на работе), сформулируйте мотивы.

Всегда выполняйте работу качественно, делая все от вас зависящее. Если выполняете что-то впервые, не ленитесь обдумать каждый этап и его последствия.

Контролируйте, как идут ваши дела. В этом поможет порядок на рабочем месте, порядок в мыслях. Займитесь уборкой.

Нарисуйте квадрат 6х6 клеток. В каждой клетке напишите числа от 1 до 36 в разной последовательности черной пастой. Поменяйтесь рисунками с партнером. Теперь последовательно показывайте на числа ручкой (1, 2,.., 36).
По аналогичной схеме сделайте квадраты с числами, написанными красной пастой. Показывайте на числа в обратной последовательности (36, 35,.., 1). Теперь сделайте квадрат и напишите вразброс числа 1-18 – черной, 19-36 – красной. Показывайте на числа: 1 – черное, 36 – красное, 2 – черное, 35 – красное и т.д.
Упражнение учит концентрации и переключению внимания. Со временем увеличивайте количество чисел.

Внимание – это психический процесс отображения мира. К психическим процессам также относятся: воля, память, речь, мышление, восприятие, представление, воображение, эмоции, чувства, ощущение. Между ними существует зависимость – развивая одно, вы измените качество другого.

Отдыхайте. Если вы переутомились умственно или физически, для восстановления внимания организму необходим отдых.

Видео по теме

Обратите внимание

Развить внимание «впрок» нельзя. Необходима постоянная работа.

Полезный совет

1. Формирование внимания у каждого человека идет по индивидуальному пути, в зависимости от разных факторов, в т.ч. исходных возможностей человека. Но улучшение этого процесса зависит, в первую очередь, от желания и работы над собой.

2. Работая над вниманием, делайте это осознанно. Не стоит стремиться все заметить – это, наоборот, приведет к рассеянному вниманию. Направляйте внимание только на то, что необходимо в данный момент. Это ключ к пониманию явлений.

Источники:

  • Книга для углубленной работы со вниманием. Чарльз Тарт. Практика внимательности.

Довольно много людей в процессе трудной умственной работы замечали за собой, что им трудно сконцентрировать свое внимание на определенном предмете работы. Это может существенно снизить работоспособность и крайне негативно повлиять на качество вашего труда. Но не отчаивайтесь. Выполняя простые упражнения, вы можете существенно развить и улучшить свою внимательность .

Инструкция

Сперва поставьте перед собой какой-нибудь простой предмет, лучше, если он будет ярким. Например, это может быть цветок, коробочка от диска, яблоко. Затем внимательно посмотрите на этот предмет в течение нескольких минут, постарайтесь запечатлеть его в своей памяти. Закрыв глаза, попробуйте образ этого предмета в своем воображении, вспомните все: форму, размер, какие-либо подробности и детали. Запомните созданный вами образ. Открыв глаза, сравните настоящий предмет с тем, что у вас получилось. Внимательно посмотрите на все подробности, которые были упущены. А затем, снова прикрыв глаза, усовершенствуйте ваш образ. Повторяйте эту процедуру до того момента, вы сможете создать полностью идентичный зрительный образ предмета.

Взяв один из предметов, который вы уже использовали в первом упражнении, получите точный его образ, после этого постарайтесь зарисовать его форму и детали. Для первого раза можно выбрать какой-нибудь простой предмет. Свои рисунки необходимо оценить не по художественному мастерству, а по тому насколько полностью вы отобразили все детали. Не думайте о том, что вы не умеете рисовать. Главное в данном упражнении – это его выполнение. Причем вашей моделью должен служить образ, созданный в воображении.

Эти два упражнения позволят вам значительно развить наблюдательность и способность запоминать в такой степени, что через несколько тренировок вы сможете вспомнить все подробности предмета после мимолетного взгляда на него. Если вам понравились такие упражнения, то переходите к более сложному. Предметом для вас может стать, например, здание или пейзаж. Но перед этим, выполните еще одно упражнение: попробуйте восстановить зрительный образ ваших близких. Вы удивитесь тому, насколько расплывчатый он получился.

Самая распространенная ошибка заключается в том, что мы запоминаем лицо в целом, а нужно – в деталях. Не стоит пытаться «воспринять» весь предмет целиком. Сперва начните с подбородка, носа, глаз, ушей, лба и так далее. Тщательно запоминайте эти детали лица, перерисовывайте их в свое воображение, а затем переходите к следующим.

Есть еще один секрет развития внимательности: в момент сильного нервного напряжения не хватайтесь за сигарету, а выполняйте первое упражнение. Через 10 минут вы снимите все напряжение и снова будете в хорошем настроении.

Видео по теме

Концентрация внимания и мыслей требует больших затрат умственных сил. Любые внешние раздражители способны отвлечь человека от объекта концентрации. Сложно бывает сосредоточиться и при выполнении рутинной работы. Специальные упражнения и свежий взгляд на привычные вещи помогут вам сохранить устойчивый интерес к обдумываемой проблеме.

Инструкция

Немаловажный фактор для концентрации – отсутствие внешних раздражителей. Когда вы читаете книгу, пишете или размышляете о чем-то, отвлечь ваше внимание может любой звук, движение. Сложнее всего концентрироваться в людных и шумных местах. Если вы работаете дома, а ваши близкие при этом смотрят телевизор, громко и постоянно задают какие-либо вопросы, у вас не полностью сосредоточиться на поставленной задаче. Постарайтесь максимально отгородить себя от внешних раздражителей. Найдите уединенное и самое тихое место, где вы сможете работать продуктивнее. Если найти место не получается, попробуйте мысленно отгородиться от происходящих вокруг вас событий. Представьте, что ваша голова находится в большом стеклянном шаре, и все внешние звуки отскакивают от него, не доходя до вашего внимания.

Когда вам необходимо сконцентрироваться на рутинной работе или скучной лекции, которая не вызывает , попробуйте найти в ней что-то новое. Взгляните на привычные вещи с другой стороны. Допустим, вы слушаете десятый доклад на конференции, ваше внимание рассеялось и мысли ушли в неизвестном направлении. Вообразите себя человеком, впервые столкнувшимся с излагаемой темой, как будто вы случайно попали в зал. Найдите в излагаемом докладе моменты, которые могли бы вас заинтересовать. Это может быть отличное от вашего мнение на уже известные вещи, какие-то неизученные ранее цифры, факты и формулировки терминов. Возможно, вас заинтересует необычный стиль речи выступающего и умение доступно излагать сложный материал.

Научиться концентрировать мысли помогут специальные упражнения. Поставьте перед собой любой предмет – яблоко, вазу, спичечный коробок или часы. Сфокусируйте внимание на выбранном объекте. Рассмотрите его с разных сторон. Обратите внимание на цвет, объем, форму, запах, ощущения при прикосновении к предмету. Постарайтесь четко удерживать внимание и размышлять о предмете не менее двух минут. Как только заметите, что ваше внимание ушло от объекта концентрации, мягко верните его назад и продолжите выполнение упражнения. Выполняйте упражнение каждый день по 5-10 минут. Вскоре вам станет легче контролировать мысли.

Как часто в вашей жизни происходят казусы, рожденные невнимательностью? Вам приходилось возвращаться с полпути потому, что не помните, заперли дверь или нет? Вы ставили на газовую плиту электрический чайник? Если да, то вам срочно необходимо научиться внимательности.

Инструкция

Что внимательность? Это черта , которая делает его более обучаемым, . Такой человек лучше и качественнее использует получаемую информацию, тогда как рассеянный может ее просто не заметить. Рассеянность, качество противоположное . Она может возникнуть из-за слабости нервной системы, сильной усталости, лени или по причине сильной увлеченности человека чем-то одним, когда он полностью не замечает ничего вокруг.

Что значит быть внимательным? Это значит научиться жить здесь и сейчас, полностью использовать настоящее, не витая ни в облаках, ни в мечтах. Чтобы понять, какой человек внимательный, а какой нет, вспомните эпизод из рассказа о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, когда они вместе поднялись по лестнице на второй этаж, и первый мог сказать, сколько ступенек он преодолел, а второй – нет. Внимательность человека напрямую зависит от того, насколько у него развиты такие свойства внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем и распределение. И именно их нужно развивать, чтобы научить себя быть внимательнее.

Попробуйте выполнить, например, такое упражнение. Закройте глаза и сосредоточьтесь на разных источниках шума вокруг вас. Удерживайте их во внимании, отмечайте, когда один источник исчезает, а другой – появляется. Сосредотачиваться можно не только на звуках, но и на всем, что вас окружает – людях, животных, предметах. Попросите близкого человека каждый день незаметно для вас менять что-то в обстановке вашей квартиры – переставить книги, передвинуть часы, поменять местами фотографии. И старайтесь всегда найти эту перемену. Придумывайте себе такие задания постоянно, и тогда, постепенно, произвольное внимание перерастет во внимательность, и вы будете делать это уже неосознанно.

Внимательность необходима не только за наблюдением за миром вокруг вас. Как часто человек не обращает внимания на сигналы своего тела, взывающие к помощи! Внимательности к своему телу тоже можно научиться. Попробуйте сделать следующее упражнение. Выделите полчаса, когда вас не будут отвлекать. Можно включить приятную музыку без слов. Прилягте на диван или кровать. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на ощущениях в вашей правой руке. Потом – в левой. Далее проверьте шею, плечи, голову, грудь, живот, ноги. Что вы чувствуете – боль, холод, сдавливание, а может быть негу или приятное ощущение отдохнувшего тела? Повторяйте такие упражнения почаще. Со временем вы научитесь ощущать сразу все свое тело, и будете делать это постоянно и непроизвольно.

Что вам даст развитая внимательность? Вы перестанете переедать, т.к. вовремя почувствуете, что сыты. Вы избавитесь от дурных привычек, например, перестанете грызть ногти. Вы никогда не забудете выключить свет, выходя из дома. Вы будете получать максимальное наслаждение от близких отношений с любимым человеком. Ваша жизнь будет наполнена полноценными ощущениями и эмоциями. Стоит ли все это затраченных усилий на тренировку внимательности? Правильный ответ – да!

Источники:

  • как научится не быть рассеянным

Успех в делах, если вы к нему стремитесь, приходит только к человеку, который умеет организовать свою работу эффективно и правильно. Этого нельзя достичь без собранности, аккуратности и пунктуальности. Эти качества должны прививаться человеку в детстве, но и в зрелом возрасте можно перестроить себя, если очень захотеть.

Не сокращайте написанное, по прошествии времени будет трудно понять, что же зашифровано в послании. Отмечайте место и время, оставляйте несколько пустых строк, чтобы в будущем вы смогли внести правки в запись. Таким образом, вся информация о ваших сиюминутных и долговременных планах будет собрана в одном месте в пределах доступа.

Привыкайте каждый вечер просматривать ежедневник, чтобы знать, что вас ждет завтра и иметь возможность подготовиться к событию. Если для этого нужно больше времени, обязательно делайте соответствующую запись на день, намеченный для начала подготовки.

Собранность – это владение и умение управлять оперативной информацией, связями, знаниями, интеллектом, подручными средствами, речью и еще многими нужными вещами. Но самое главное – это владение информацией, которой вы с успехом распоряжаетесь, имея свой волшебный ежедневник и свои блестящие знания.

Пассивность и отсутствие движений заставляет человека чувствовать себя вялым и несфокусированным. Постарайтесь увеличить уровень своей физической активности. Хорошо известно, что постоянное движение повышает самочувствие, оно увеличивает концентрацию и может сделать вас более внимательным. Нет необходимости заниматься спортом целенаправленно, посещая, например, тренажерный зал. Вам просто необходимо движение. Попробуйте отказаться от транспорта везде, где это возможно, чаще ходите пешим ходом. Устраивайте перерывы на работе и совершайте небольшие прогулки, если чувствуете усталость.

Если вам важно сохранить внимание на определенном занятии, попробуйте ограничить время его выполнения. Например, засеките с помощью секундомера или будильника 30 минутный интервал и выполняйте только ту работу, которая для вас важна в данный момент. По истечении этого времени, вы можете 10-15 минут заниматься чем угодно, это будет вашим перерывом. Затем повторите работу. Ограниченность во времени заставляет человека концентрироваться. Отсутствие же подобных ограничителей ведет к тому, что он не ощущает времени, его начинают заботить внешние шумы и раздумья о посторонних вещах.

Хорошим способом тренировки внимания является медитация. Она помогает человеку действовать более целенаправленно и оставаться спокойным. Найдите тихое место и сядьте, выпрямив спину. Старайтесь не упираться спиной, например, в спинку стула, это сильно помешает процессу. Постарайтесь сделать так, чтобы вас ничто не отвлекало, выключите телефон, попросите окружающих не тревожить вас. Отбросьте все мысли, которые вас тревожат, и сконцентрируйтесь на собственном дыхании. Вы также можете представить себе какой-нибудь предмет, сосредоточиться и думать только о нем. Процесс медитации должен занять у вас не более 10-ти минут. Установите таймер с будильником, чтобы засечь это время. Проследите за тем, чтобы сам таймер не отвлекал вас, желательно чтобы он был бесшумным, например, .

Для того чтобы работа была эффективной, необходим хороший уровень концентрации. Существуют простые и действенные способы для ее повышения.

Углеводы, содержащиеся в хлебе из муки крупного помола или макаронах, поставляют клеткам мозга необходимую энергию. Злаки содержат витамин В, поддерживающий концентрацию. Два куска такого хлеба ежедневно к завтраку, а также чашка кофе обеспечат оптимальный старт серым клеткам, поскольку в ночное время в мозгу человека повышается концентрация аденозина, который тормозит мыслительные процессы. Кофеин же нейтрализует действие аденозина.

Интенсивное продолжительное общение и постоянный обмен положительными эмоциями с друзьями и семьей повышают интеллектуальное здоровье, так как социальные контакты приводят к образованию в мозгу новых нервных клеток и связей между ними. У человека, окруженного друзьями, степень выброса стрессового гормона происходит гораздо меньше, в связи с чем значительно повышаются защитные силы организма и психическая стабильность.

Регулярная физическая активность. Походы, езда на велосипеде, плавание заботятся о хорошем кровообращении во всем организме, а также в мозге. Научные изыскания утверждают, что ежедневное занятие спортом в течение одного часа повышают мозговую активность и улучшают мыслительные процессы, способствуют лучшему запоминанию новой информацию. Наряду с этим снижается риск развития болезни Альцгеймера и деменции.

Действие фруктов голубого, фиолетового цвета при ежедневном употреблении можно назвать маленьким чудом. Пигмент, содержащиеся в винограде, сливе, чернике - антоциан - защищает нервные клетки мозга от вредных внешних воздействий. Аналогичное воздействие оказывают три апельсина, употребленные в течение дня. Элементы, входящие в их состав, позволяют нервным клеткам быстрее созревать и образовывать больше связей.

Исследователи доказали, что любое новшество переводит мозг в состояние позитивного возбуждения, что при уже знакомом и привычном не происходит. Научиться чему-либо новому имеет смысл в любом возрасте. При этом важна еще и личное заинтересованность, и получение действительного удовольствия от нового опыта.

Интересно, что и томаты поддерживают здоровье мозга: пигмент физетин возбуждает нервные клетки, которые отвечают за состояние долговременной памяти. Поддержкой этому может послужит употребление листовых овощей салата. Входящие в его состав вещества активируют доставку и сохранение кислорода в мозге, а брокколи поставляет много железа и кальция, важных для мышления и учебы.

Все родители мечтают, чтобы их чадо было самым красивым, успешным, умным, любимым и, конечно же, внимательным. И именно последнее сыграет огромную роль в недалеком его будущем. Только тогда, когда ребенок растет внимательным, показанные ему обучающие фильмы, мультики, прочтенные книги смогут его чему-то научить. Такой ребенок ни в коем случае не упустит ничего из услышанного и увиденного.

Жаль, но такое поведение присуще не всем деткам. И мы зачастую упускаем такую немаловажную составляющую, как умение концентрировать внимание. Уже в начальной школе родители узнают от педагогов, что их ребенок частенько отвлекается на уроках. Именно тогда большинство мам и пап начинают думать, что с ребенком что-то не то. Поэтому давайте выясним, что делать с такой неприятной ситуацией!

Что такое внимание?

Внимание – это качество, развивать которое необходимо начинать с 2–3 лет.

Именно в этом возрасте дети уже способны хорошо все понимать, запоминать. Научить ребенка внимательности — это значит показать ему, как быть сконцентрированным, сосредоточенным на определенном явлении, объекте или событии.

Как научить маленького ребенка быть внимательным?

У самых маленьких на внимательность больше всего влияет состояние здоровья и эмоциональный фон. К примеру, если у вашего маленького чада заболел живот, то навряд ли он станет долго смотреть с вами книжку или слушать сказку. Или если он очень возбужден, капризен, то не просидит и минуты на представлении или детском концерте. Именно поэтому вашей главной задачей является забота о здоровье малыша. И только тогда вы сможете научить его внимательности, усидчивости.

В более же старшем возрасте ребенка гораздо сложнее научить этим качествам, ведь на него влияет уже намного больше факторов, чем в маленьком возрасте. Давайте их рассмотрим.

Факторы, влияющие на ребенка

  1. Что-то новое. Любой новый мультик, будучи интересным, необычным вызовет у ребенка особый интерес, внимательность, поскольку будет являться достаточно ярким событием для него.
  2. Старенькое тоже ничего! Старые положительные эмоции ребенка порой заставляют его с еще большим интересом и внимательностью слушать сто раз прочитанную сказку или смотреть один и тот же детский фильм.
  3. Совпадение интересов. Чтобы привлечь особое внимание ребенка, нужно найти максимально интересное занятие для него. Для девочек оно может быть связано с куклами, для мальчиков — с машинками.
  4. Понятность информации. Вся информация для ребенка должна быть понятной и доступной. Только в этом случае он будет усидчив, сконцентрирован, внимателен. Вспомните, как неинтересно было изучать английский в младшей группе детского сада и как вам нравилось делать это в начальных классах.
  5. Интересность подачи информации. Подавайте информацию исходя из возможностей и потребностей чада. Проанализируйте его черты характера и задатки, подумайте, что ему нравится больше всего.
  6. Поощрение. Значительного повышения сосредоточенности можно добиться также обоснованным поощрением. Вспомните, как вам хотелось снова получить пятерку по математике после того, как родители вам подарили новую игрушку.

Как научить ребенка быть более внимательным с помощью игры?

Немногие родители знают, что специальные, подходящие по способностям, возрасту и темпераменту упражнения и игры способны сделать непоседу намного более внимательным. Давайте рассмотрим основные из них, исходя из возраста ребенка.

  1. Для малышей от 2 лет.
    Для малышей такого возраста в домашних условиях будет очень актуальна игра под названием «Что пропало?». Разложите на столе 3–4 хорошо знакомых ребенку предмета. Расскажите о них, дайте ему запомнить, что именно лежит на столе. Затем попросите закрыть глазки и уберите один из предметов. Как только любопытный малыш откроет глазки, попросите его назвать, что пропало.
    Если же вы находитесь на улице, то попробуйте поиграть в игру «Расскажи, что это». Называйте какие-то определенные предметы: дома, машины, животных. Обсудите с отпрыском их размер, состояние, цвет. Попросите рассказать про что-то поподробнее. Если такое упражнение повторять регулярно, то уже через некоторое время вы заметите, что малыш стал более внимательным к деталям. И одной его новой способностью станет запоминание разных мелочей.
  2. Для деток 3–4 лет.
    В возрасте трех лет детки начинают ходить в сад. Попробуйте своему малышу дать задание запомнить, во что был одет сегодня его лучший друг. На следующий день задание повторите, но спросите уже про подругу или кого-то еще. Таким образом, с каждым днем ваш ребенок будет становиться все внимательнее и внимательнее.
  3. Для старших дошколят.
    В этом возрасте особенно актуальны будут различные картинки, где необходимо найти различия. Не забывайте их постоянно менять, ведь ребенок очень быстро все запоминает. И все ваши успехи могут оказаться весьма поверхностными.


А вы заметили некое совпадение: когда ребенку нужно заниматься или делать уроки, ему сразу хочется покушать, попить, полежать? Ребенок просто ищет повод избежать скучных и сложных дел. Причиной этому служит плохая концентрация внимания, ребенку сложно сосредоточится на одном важном деле. Даже взрослому человеку не так уж и просто собрать силу в кулак и терпеливо закончить работу, что уж говорить о маленьком ребенке! Вокруг столько веселья: улица, друзья, телевизор - какие тут занятия? В таких случаях ребенку без специальных упражнений не обойтись.

Для тренировки внимания следует выполнять несколько простых упражнений:

1. Сохраняем позу. Дети очень активны и подвижны, сидение за столом их быстро утомляет. Что бы помочь ребенку сохранить усидчивость, поиграйте с ним в игры:

  • Памятник - в этой игре нужно изобразить известного человека и замереть. Мама будет угадывать загаданного героя. Задача ребенка не двигаться и не моргать, иначе проиграет;
  • Море волнуется - знакомая многим игра, говорим такие слова: «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» После слова «Замри» ребенок должен принять позу фигуры или предмета. Мама должна отгадать кого изображает ребенок.

2. Сбрасываем напряжение. Для хорошей концентрации внимания ребенок должен научиться расслабляться. В этом ему помогут небольшие упражнения:

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть 6 раз;
  • Потянуться, вытягивая руки и ноги;
  • Помассировать переносицу, виски, потереть ладошки.

3. Помолчим. Есть еще одна вещь, которая мешает сосредоточиться ребенку - это посторонняя болтовня. Где-то спросит не по делу, начинает «ойкать», озвучивать реплики из мультиков, невольно уходя от сути своей работы. Избавиться от этой привычки можно, играя в игры:


  • Молчим – учим ребенка долго молчать, говорим ребенку такие слова: «чок-чок, зубы на крючок, кто промолвит слово, тому щелчок!» и вместе с ребенком молчите. Кто первый скажет слово, тот проиграл;
  • Крокодил – с помощью мимики и жестов необходимо изображать животных. Второй участник будет отгадывать. Тот кто больше угадал – победил.

4. Фиксируем взгляд. Что бы уметь концентрировать детское внимание, необходимо научиться долго удерживать объект в поле зрения. Для этого подойдут следующие игры:

  • Дартс – кидать дротики в цель, можно для безопасности использовать шарики на липучках;
  • Стрельба по мишени в тире;
  • Серсо – набрасывание колец на палочки;
  • Вышивание – для девочек;
  • Выжигание – для мальчиков.

5. Переключаем внимание. Что бы ребенок долго не отвлекался и быстро включался в работу, ему нужно научиться переключать свое внимание. В этом ему помогут игры с условными сигналами:

  • Хлопки – услышав один хлопок, ребенок должен поднять руки, два хлопка –приседать, три – покружиться;
  • Путаница – нужно показывать ребенку части тела и называть их не правильно, задача ребенка назвать быстро правильное название, например: дотрагиваетесь до подбородка и говорите «ухо», ребенок должен быстро вас исправить, затем дотрагиваетесь до рта и говорите «глаз» и т. д. В процессе игры ускоряете темп, только сами не запутайтесь.

6. Тренировка памяти. Учим ребенка запоминать место, вещи. Для этого поиграйте в игру «Положи на место». Расставьте предметы, пусть ребенок их запомнит и место, где они лежат. Затем пусть ребенок выйдет из комнаты и в этот момент поменяйте предметы местами. Задача ребенка все расставить по своим местам.

Если после тренировок ребенок с трудом может сосредоточиться, то стоит обратить внимание на его здоровье. Некоторые случаи могут свидетельствовать о наличии гиперактивности или синдрома дефицита внимания. Все это не стоит оставлять без внимания, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Как научить ребенка быть внимательным

Если вы замечаете, что ваш ребенок не способен усидеть и досмотреть любимый мультфильм, никогда не дослушивает до конца сказку, убегает, когда вы хотите сказать ему что-то важное, забывает про ваши просьбы и поручения, небрежен к выполнению заданий, то это первые признаки того, что он растет невнимательным. Это проблема многих современных детей.


Учим ребенка внимательности


Внимание – это качество, которое следует развивать и воспитывать в ребенке начиная с 2-3 лет, когда он уже способен запоминать и понимать все, о чем ему говорят.

Внимание – это способность сосредоточиться, сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте.

Многие родители ошибочно полагают, что внимание необходимо только в школе. Если не задуматься о том, как научить ребенка быть внимательным в более раннем возрасте, то сделать это в школе будет очень сложно.

Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически. Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать.

  • проявлять твердость и последовательность
  • помнить, что чрезмерная подвижность, болтливость, недисциплинированность не является умышленным
  • избегать лишнюю мягкость и высокие требования
  • повторять просьбу много раз
  • не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения
  • не разрешать откладывать выполнения задания
  • уделять ребенку достаточно внимания
  • не допускать ссор в присутствии ребенка

Важно- не упустить время!

Внимательность как единица измерения

Педагоги и психологи отмечают, что внимательность ребенка и взрослого человека можно разделить на несколько сегментов:

  • Объем внимания. Это единица, которая определяет количество действий совершенных ребенком одновременно, например, сложить, вычесть, классифицировать, сравнить. Также этот показатель говорит о наличии логического мышления.
  • Устойчивость. Ребенок может фокусировать свое внимание на одном действии или предмете долгое время. Такие дети хорошо учатся, все доводят до конца, старательны и исполнительны.
  • Распределение внимания – ребенок может улавливать все и сразу, слышит, понимает и запоминает все, о чем говорит учитель, кроме этого видит, что делают одноклассники, успевает улыбнуться над шуткой соседа и одновременно вспоминает, что ему задали по другому предмету. Такие дети учатся хорошо, однако не потому, что они долго учат уроки и проводят много времени в библиотеке, а потому, что все запоминают быстро и без особенных усилий.
  • Оперативность переключения внимания – ребенок может быстро переключиться с одного занятия на другое, но эффективность его запоминания и работы не снизится.

Прекрасный тренажер для внимательности и усидчивости- это игры для развития внимания детей.

Упражнения и игры для развития внимания у детей

Воспитание и развитие в ребенке внимательности – это серъезная и ответственная работа родителей. Приучайте детей к порядку. Дела и обязанности формируют собранность. Для того чтобы привить это качество понадобится время, усидчивость и терпение. Игры, развивающие память и внимание детей разного возраста, отличаются.

Для того чтобы начать воспитывать внимание младенца понадобятся простые красочные игрушки, которые увлекут его. Покажите малышу яркую погремушку и начните водить ее из стороны в сторону, пусть малыш следит за ней и фокусирует свое внимание.


  • Игра для развития внимания ребенка 3-х лет

Возьмите разноцветные пазлы, разложите их перед ребенком и начните складывать. Пусть в пазлах будет несколько простых составляющих, чтобы ребенок трех лет смог складывать их самостоятельно.

Это простые, но очень эффективные занятия. Деревянные развивающие игрушки для детей, которые складываются в фигуры – отличный помощник в развитии внимательности и усидчивости.

Привить ребенку это качество в школьном возрасте намного сложнее. В первую очередь перед занятиями необходимо исключить все, что сможет отвлекать ребенка (телевизор, телефон, музыка, вид из окна). С ребенком такого возраста уже можно договориться. Психологи и педагоги советуют попросит ребенка, чтобы после того, как вы произнесете слово «внимание», он положил руки на стол и слушал вас.

Внимание детей 4-5 лет и раннего школьного возраста можно развивать, используя игру «В гости в мультфильм». После просмотра мультфильма попросите ребенка рассказать как можно больше деталей из него, во что были одеты герои, что они ели, чем занимались. Путешествия с детьми – еще один метод развития детского внимания. Попросить ребенка рассказывать все интересное, что он видит за окном. Так развивается зрительное внимание у детей.

Если постоянно использовать игры и упражнения для развития внимания и усидчивости, то уже вскоре появятся первые результаты. Ребенок будет быстрее и легче запоминать, станет менее рассеянным, более собранным и самостоятельным.

Видео по теме

Как развить внимательность у ребенка

Порой родители слишком поздно, уже когда ребенок учится в школе, понимают, что из-за невнимательности снижается успеваемость и уровень знаний ученика. Многие жалуются, что ребенок не может сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретном объекте. На самом деле, внимание – то качество, которое можно и нужно вырабатывать с ранних лет. Развивать внимание и концентрацию, учиться быть сосредоточенным, как ни странно, очень даже интересно и увлекательно, потому что делать это нужно в игре. Мы подобрали для вас упражнения, для которых достаточно только два игрока – вы и ваш малыш. Благодаря этим простым действиям вы поймете, как развить внимательность у ребенка.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимательности и концентрации детей

1. Что в комнате?

Буквально каждый день с ребенком можно играть в игру, которой нет конца. Попросите его сегодня перечислить все предметы желтого цвета, находящиеся в комнате. На следующий день пусть он перечислит все предметы, название которых начинается на букву «Б». Таким образом, вы можете задавать задание до бесконечности, меняя цвет, букву, размер, форму и т.д. Времени это займет совсем немного, но будет способствовать развитию внимательности и концентрации малыша.

2. Зеркало

Эта игра обязательно понравится вашему ребенку! Вы – человек, он – ваше отражение в зеркале. Его задача – пытаться одновременно с вами выполнять несложные действия, причем, если вы задействовали правую руку – ему придется проделать аналогичное движение левой рукой. После поменяйтесь ролями – пусть малыш будет человеком, а вы его отражением. В игре постарайтесь выполнять движения плавно – это упражнение не на скорость, а на концентрацию. В качестве движений можете выбрать обычный набор хаотичных жестов, это также может быть наведение марафета у зеркала, рассматривание соринки в глазу, и даже веселое кривляние – проявите фантазию и как следует повеселитесь.

3. Заметь потерю

Разложите перед ребенком предметы (или игрушки). Разрешите несколько секунд посмотреть, чтобы запомнить, а после закрыть глаза, пока вы уберете один из предметов. Открыв глаза, он должен будет назвать, что исчезло. Чтобы малышу было интересней, меняйтесь ролями.

4. Кто во что одет?

Задавайте друг другу вопросы, относительно того, кто во что одет – «Какого цвета на мне носки?», «Есть ли у меня в ушах серьги?», «Какая надпись на футболке под кофтой?» и т.п. Играть лучше всего, находясь в разных комнатах или отправляясь на прогулку – чтобы не было возможности подглядеть. Возможно, сначала ребенок не сможет ответить на многие вопросы, но со временем все изменится. Если вы постоянно будете играть в эту игру, у малыша родится азарт, и он станет внимательнее относиться к тому, как кто выглядит, а заодно, хорошо разовьет зрительную память.

5. Ищем букву

Распечатайте на двух листах бумаги одинаковый текст – для себя и ребенка. На время (засеките 60 секунд) обведите в кружочек все встречающиеся буквы «О». Чтобы силы были равны, можете усложнить себе задание, и обводить две буквы вместо одной. По истечении минуты, поменяйтесь листами – теперь ваша задача проверить друг друга, посчитать балы и определить победителя.

6. Восстанавливаем сюжет

Подберите картинки, иллюстрирующие сказку, которую недавно прослушал или прочитал ваш малыш. Попросите его выложить их по порядку.

7. Найди игрушку

Спрячьте в комнате игрушку или какой-то предмет. Ребенку надо указать точные координаты – например, скажите, что ему необходимо пройти три шага прямо, затем повернуть налево и сделать два шага, после повернуть направо, сделать шаг и там искать.


8. Слушаем окружающий мир

В течение минуты слушайте все, что происходит в комнате. Затем попросите ребенка назвать все звуки, услышанные за это время. Позже можно упражнение усложнить – малыш должен называть звуки в том порядке, в котором он их слышал. Чтобы было интереснее, звуки можно не называть, а попытаться их заново озвучить. Проделав упражнение, измените круг внимания – минуту слушайте то, что происходит за окном, и т.д.

9. Составляем фоторобот

Обычную прогулку по магазинам можно превратить в увлекательно детективное приключение. Встретив на улице любого человека, кошку, голубя, собаку, скажите малышу «Сейчас нам потребуется создать фоторобот!». После того, как объект пропадет из поля зрения, вы по очереди его описываете его, не упуская самые мелкие детал.

10. «Да и нет не говорить, черный с белым не носить!»

Наверняка эта игра известна вам с детства. Ведущий задает вопрос, на который естественно было бы ответить «да», «нет», «черный» или «белый». Задача игрока ответить на вопрос, не используя эти слова. Кто проиграл – становится ведущим.

Ежедневно уделяйте время, чтобы проделать хотя бы одно из этих упражнений. Через пару месяцев вы вдруг поймете, что ваш ребенок стал замечать много вещей в окружающем мире, ему стало проще удерживать внимание на нужном объекте, он легко сосредотачивается и концентрируется. Но главное – другое: кроме того, что вы увидите результат, вы получите радостного ребенка, который каждый день играет с любимой мамой в увлекательнейшие игры и счастлив оттого, что получает необходимую ему заботу.

Читать также:

Как развивать внимательность у детей

В дореволюционной России в гимназиях выставлялась отдельная оценка за внимание. Предохранение подрастающего поколения от рассеянности считалось наипервейшей заботой педагогов. Это не удивительно: способность концентрироваться на задании позволяет успешно обучаться. Обидные ошибки при письме и счёте свидетельствуют в первую очередь о плохом внимании.

Рассеянность – недостаток воспитания

Привычку к произвольному вниманию нужно специально вырабатывать. Это качество развивается «в одной упряжке» вместе с волей, целеустремлённостью. Внимательны в своей работе люди, которые ясно осознают, что и для чего они делают. Школьники, особенно младшеклассники, в большинстве своём не приучены к сосредоточенной работе. Преодоление невнимательность – долгий, но благодарный труд. Важно не упустить момент и помочь ребёнку заложить основу хорошей учёбы.

Секреты развития внимательности

  1. Систематичность. Любая работа или игра может подарить возможность тренировки сосредоточенности. Даже несколько минут в день, посвящённые развитию ребенка, превращаются в солидное вложение в его будущее.
  2. Понимание причин проблемы. Основанием рассеянности ребенка могут быть:
  • нарушения здоровья, утомление;
  • отсутствие интереса;
  • пробелы в знаниях, которые не позволяют следить за объяснением учителя;
  • слишком высокая сосредоточенность, погруженность в себя (ребёнок не следит за окружающей ситуацией).

Для начала полезно получить консультацию специалиста, чтобы исключить серьёзные заболевания. Затем вдумчиво проанализировать ситуацию и решить, что нужно ребёнку: репетитор или занятия по развитию внимания.

  1. Подбор интересных, разнообразных и полезных тренингов преодоления рассеянности. Упражнения призваны постепенно приучать ребенка «держать» произвольное внимание. Это становится возможным, если школьник осознает важность задания и заинтересован в результате. Никому ведь неинтересно тренироваться ради тренировки! Помогают научиться сосредотачиваться на действии словесные отчёты о том, что сделано, что ещё необходимо сделать.

Воспитание внимательного человека

Для детей полезны упражнения, направленные на развитие следующих качеств:

  • объём внимания (сколько объектов воспринимает одномоментно);
  • устойчивость внимания;
  • переключение (сознательное перемещение внимания с предмета на предмет);
  • концентрация (сосредоточенность на одной деятельности или предмете).
  1. Найди слово. За определенное время найти слова. среди набора случайных букв. Рекомендуется 4-5 строк без пробелов. Например, такой вариант:

Чем быстрее ребёнок находит реально существующие слова, тем лучше.

  1. Счёт в обе стороны. Считать вслух от 1 до 10, но одновременно на листке бумаги писать обратную последовательность (от 10 до 1). Интервал можно увеличивать до 20, 50 и т. д. При оценивании учитывается скорость и правильность при счёте и письме.
  2. Шифр. Простейший вариант – присвоить числовое значение каждой букве алфавита, ведущий диктует слова, играющие записывают их шифром. Упражнение можно усложнять: нумеровать не с первой буквы, а с последней, шифровать при помощи придуманных символов.
  3. Копирование. Списать с образца бессмысленное сочетание букв. Для выполнения нужна высокая концентрация и устойчивость внимания. Вариант для списывания: миаормиквжуйщшсбуеаоыичмч . Можно увеличивать длину буквосочетания в соответствии с возможностями ребёнка.
  4. Помеха. Рисовать в тетради фигуры (треугольники, квадраты и т. п.) и одновременно считать хлопки ведущего. Чем больше фигур нарисовано и правильно сосчитано сигналов, тем качество внимания выше.
  5. Тень. Ребёнку предлагается стать «тенью» – повторять за ведущим все движения. Процедура развивает не только внимательность, но и двигательную память.
  6. Корректор. Вычеркивание определённых букв из печатного текста оттачивает концентрацию. Можно взять любой печатный текст, задать букву (или несколько) и как можно быстрее найти их и отметить.

Для достижения наилучшего результата надо тщательно продумать весь образ жизни ребенка. Режим дня дисциплинирует, помогает развивать волю. Растущий человек должен знать, что существуют временные рамки для выполнения определенной работы. Если делать дела не отвлекаясь, концентрируясь на выполнении, результат будет лучше. Взрослым нельзя тревожить ребенка во время работы. Запрещается дёргать, ругать, комментировать до завершения начатого. Лучше помочь примером: не затягивать с важной работой, не делать «на скорую руку». Если родители внимательны, ребенку легче вырастить в себе подобное качество.

Особенности развития внимательности у гиперактивного ребёнка

Существует категория детей, которых специалисты относят к категории «СДВГ». Синдром дефицита внимания и гиперактивность серьёзно осложняет жизнь и родителям, и самому малышу. Здесь не обойтись без помощи специалистов, синдром можно и нужно лечить. Родителям придётся набраться терпения и помочь ребенку повысить внимательность.

  1. Давайте только одно задание и назначайте срок выполнения. Мягко возвращайте к работе, если непоседа отвлёкся.
  2. Давайте подробные инструкции. Поверните ребёнка к себе лицом, смотрите в глаза. Лучше присесть, чтобы облегчить контакт. Устные инструкции подкрепляйте зрительными (картинками, предметами).
  3. Чаще хвалите и благодарите за все работы, требующие внимательности.
  4. Не допускайте сильного утомления малыша – это снижает самоконтроль. Избегайте больших и шумных компаний детей.
  5. Избыточную энергию лучше расходовать в спортивных играх. Хорошо, если родители занимаются йогой – можно учить ребенка элементам медитации и расслабления.

Будущий успех детей в руках родителей. Будьте внимательны к своим детям!

Источники: Комментариев пока нет!

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель - научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» - 53 %, «да» - только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное - 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки - 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми - 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще - это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания - это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито - можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком, например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них - любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети - в стороны, если я присяду - дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа - 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам - уходящая внутрь; профиль - ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами - сначала назвать цифры по порядку, потом - буквы по алфавиту, потом чередуя букву - цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Загрузка...