1001-market.ru

Что такое мутация голоса. Занятия вокалом с детьми в период мутации голоса. Что нужно помнить в период мутации голоса у девочек

Мутация голоса у подростков - это явление, которое обусловлено изменениями гормонального фона организма. В основном ломке голоса подвержены мальчики. Происходит мутация голоса в период полового созревания. В кровь подростка начинает поступать тестостерон. Этот мужской половой гормон провоцирует расширение голосовой щели. Голос начинает приобретать более низкую частоту и характерную для мужчин хрипотцу.

Физиологическая особенность строения голосового аппарата человека в детском возрасте - это одинаковое строение голосовых связок у мальчиков и девочек. Различить по голосу ребенка его половую принадлежность практически невозможно. Однако уже в возрасте 10 лет мальчики начинают говорить более низким голосом. Это связано с более быстрым ростом голосовой щели и связок. В 10-12 лет голоса мальчика и девочки различаются всего на 1,5 мм. Именно настолько длиннее голосовая щель десятилетнего мальчика. И, тем не менее, мы отчетливо замечаем разницу в тональности звука.

Эти изменения не связаны с гормональным влиянием. Здесь сказываются физиологические особенности. Именно по этому принципу в возрасте 10-12 лет в прошлых столетиях отбирались мальчики для певческой карьеры в церковных хоровых коллективах. Для исключения явления мутации голоса им делалась операция по удалению половых желез. Потому что в дальнейшем весь процесс ломки голоса происходит именно под влиянием половых гормонов.

Мутация голоса у мальчиков - это физиология

Возрастная мутация голоса у мальчика подростка - это нормальное физиологическое явление. Обычно она начинается в период полового созревания. В это же время у мальчиков начинаются первые полюции, оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с ломкой голоса начинается рост волос на лице в характерных для этого местах.

Ломка голоса может произойти в период с 11-12 лет до достижения мальчиком 18-летнего возраста. При боле поздней мутации голоса следует обратить внимание на мужское здоровье подростка. Возможно, есть какие-то отклонения. Чаще всего мутация голоса занимает период не более 2 месяцев. За это время голос приобретает характерную тональность. В дальнейшем тембр голоса остается прежним на протяжении всей жизни. Изменить его могут только травмы гортани, ожоги и злоупотребление вредными привычками.

Механизм половой мутации голоса у мальчиков заключается в постепенно утолщении голосовых связок и дальнейшим расширением голосовой щели. На этот процесс оказывает влияние не только тестостерон, но и гормон гонадотропин, который ускоряет рост волос на теле и провоцирует появление вторичных мужских половых признаков.

Мутация голоса у девочек - это патология

Если мутация голоса у мальчиков в подростковом возрасте - это неизбежность и свидетельство правильного роста и развития, то у девочек данное явления относится к патологическим отклонениям. Мутация голоса у девочек - это достаточно редкое явление. Оно, как правило, свидетельствует о повышенном уровне тестостерона в крови. Может сопровождаться такими явлениями, как:

  • появление волос на лице;
  • телосложение по мужскому типу;
  • ускоренный рост конечностей;
  • отставание в развитии вторичных женских половых признаков.

Коррекция этого состояния проводится под наблюдением эндокринологи. Причинами могут стать вирусные заболевания, изменения режима питания и распорядка дня, стрессовые ситуация, неправильное .

Почему происходит ломка голоса у детей

Следует понимать, что ломка голоса у детей - это неизбежное явление, связанное с ростом и развитием. Природой так заложено, что в детстве, в то время, когда потомство нуждается в заботе, защите со стороны родителей, дети обладают тонкими пронзительными голосами. Звуки высокой тональности распространяются на большие расстояния и четче воспринимаются человеческим ухом.

По мере роста организма изменяется длина голосовой щели и связок. Происходит незначительная ломка голоса у девочек. Появляется более низкая тональность. Но это явление нельзя назвать мутацией голоса. Ломка не связана с гормональными изменениями.

Мутация - физиологическое явление, которое связано с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. В результате меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся смыканием краев голосовых складок, формируется новый, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок, голос приобретает грудное звучание.

Эпидемиология . Мутация в настоящее время начинается несколько раньше, чем 100 лет назад, и зависит от климатических и географических условий. У жителей южных районов изменения голоса наступают раньше, чем у народов северных стран: у мальчиков в 12-13 лет, у девочек - в 10-11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 мес до 2 лет, у девочек мутация протекает от 6 нед до 3 мес.

Этиология и патогенез .

Начало функционирования половых желёз у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желёз гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, так как увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3-4 мм, в результате голос понижается только на терцию. Увеличение размеров гортани у мальчиков проходит как в продольном, так и поперечном направлениях на 1-2 см.

Патофизиологический механизм фонации во время мутации состоит в дискоординации слаженного механизма голосообразования. С одной стороны, закрепившийся стереотип фальцетного звучания, а с другой - изменения, связанные с быстрым ростом гортани и голосовых складок, и обусловливают нестабильность звучания. Тогда, когда при фонации преобладает функция перстнещитовидной мышцы, сильное напряжение которой - причина поднятия гортани в верхнее положение, что включает фальцетный механизм. Сменяющаяся гиперактивность голосовых складок определяет образование грудного голоса. Для выработки правильных фонационных кинестезий необходимо продолжительное время.

Клиническая картина . Весь период мутации можно разделить на ряд стадий:
❖ предмутационную; раннюю мутационную;
❖ выраженную мутационную (высота мутации, пик мутации);
❖ уменьшение (спад) мутации;
❖ постмутационную стабилизацию;
❖ постмутационное развитие.

Первые признаки приближающейся мутации: сужение диапазона, потеря высоких нот, быстрая утомляемость, голос становится жёстче, напряжённее. Разгар мутации характеризует бурный рост гортани и голосовых складок, изменение механизма голосообразования. Возрастает размер всех хрящей, особенно хорошо доступен для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи «адамово яблоко»; удлиняются голосовые складки.

Акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризует непостоянство и вариабельность: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочередно включаются головной и грудной регистры, изменяется диапазон, интонационные возможности ограничены. Возникает впечатление, что ребёнок не может управлять своим голосом. У 20% мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса. Нередко голос меняется постепенно, незаметно для самого ребёнка и окружающих. Лишь иногда появляются повышенная утомляемость и лёгкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретаёт мужской или женский тембр.

В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, возникают низкие ноты басового или баритонального тембра. Могут быть жалобы на неприятные ощущения или боли в горле, кашель или покашливание (при отсутствии катаральных явлений). В практике используют термин «остро возникшая мутация». Спокойно протекающая мутация - физиологический процесс и не требует никакой терапии, кроме охранительного голосового режима. Встречают такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота, вплоть до полной афонии. Через некоторое время охриплость исчезает, и у подростка возникает оформившийся голос взрослого. В литературе описаны случаи очень быстрой смены голоса, продолжавшейся у мальчиков 1-2 дня.

Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу, стараются говорить привычным для них высоким тембром, избегают возможности пользоваться низким звучанием. В постмутационной стадии происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливаются диапазон и тембр. Этот период продолжается 1-2 года и имеет большое значение для вокалистов. Поскольку голос ещё не окреп, отмечают быструю утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребёнка.

Диагностика . Диагноз ставят на основании данных анамнеза, субъективной и/или объективной оценки качества голоса и данных эндоларингоскопии, видеостроскопии. При эндоларингоскопии в период приближающейся мутации наблюдают повышенную инъецированность сосудов, скопление слизи на голосовых складках. В разгар мутации возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхлённость слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой её части. При фонации остаётся просвет, имеющий форму удлинённого треугольника в задних отделах - «мутационный треугольник». В этот период возрастают объём глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры.

Лечение . Спокойно протекающая мутация не требует проведения никаких лечебных мероприятий. При остро возникшей мутации рекомендуют соблюдение голосового режима, возможно назначение комплексных гомеопатических препаратов, фонопедическая коррекция.

Детские образовательные музыкальные учреждения - это кузницы будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь начинается музыкальный путь, по которому предстоит шагать всю жизнь, реализовывая себя в творческой работе.

К сожалению, современная вокальная педагогика испытывает острый дефицит грамотных детских педагогов. Любой преподаватель, работающий как с детьми, так и со взрослыми должен понимать, как устроен голосовой аппарат, что такое нервная система и за что она отвечает в нашем организме. В своей статье я проанализирую развитие детского голосового аппарата и превращение его во взрослый. Также расскажу о вокальных проблемах, которые появляются в результате неправильного пения в подростковом возрасте, когда голос находится в стадии мутации, дам теоретические рекомендации по детской вокальной педагогике и общей работе с детьми.

Любой музыкальный инструмент - это сложная система взаимодействия составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Точно также и голос, особенность которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь - значит научиться управлять своим голосом.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к занятиям в это время - залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации - смены голоса - рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме и влияют на голос.

В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный педагогический подход здесь играет немаловажную роль.

Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 - 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной работой голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте в голосе внезапно повторно обнаруживаются явления мутации, резко улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию голоса у девочек.

У девушек в мутационный период основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и неблагозвучность, детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низкому звучанию. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.

В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма в целом, необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При выборе упражнений необходимо опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном дискомфорте, лучше прервать занятие и дать подростку «отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому, чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным проблемам в дальнейшем развитии голосового аппарата. Необходимо больше уделять внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла музыкального произведения и передачи всей образности.

В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению, на неопределенный срок.

У девочек в период мутации основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр и больше объем. Если основной характер голоса у мальчиков по сравнению с голосами девочек меняется более резко, то в деталях признаки постепенного формирования взрослого голоса и у тех и у других очень сходны: появляется сипота, вялость, неблагозвучность, скрипучесть. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие, Такое состояние иногда тянется несколько лет. Иногда голос сгущается, делается глубже. Наблюдается детонирование, невозможность(и у мальчиков, и у девочек) петь в строе. Чаще они понижают, реже повышают. Делается короче диапазон, и голос снижается на несколько звуков; у мальчиков он понижается на октаву, у девочек наблюдается небольшое, от ½ тона до двух тонов, и с концом формирования снова диапазон расширяется и вверх и вниз.

Начало интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13 лет.

Период роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам, потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко увеличиваться.

В средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в 10-11 лет может наступить мутация без симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений («извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей толщи вокальной мышцы.

Н. Д. Орлова подчеркивает, "что неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте, когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его". В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил. Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи, когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется рост всех ее признаков у обоих полов.

У лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана, коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее полости и снаружи.

У лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи.

Неравномерность скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

Под влиянием внешней и внутренней среды часто развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например, замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад (интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского голоса стр.42)

В.А. Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и всего языка.

У девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению".

Изменения, происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Специфические особенности развития девочек

Нельзя не обратить внимание на специфическое для женского организма явление – менструации.

Следует заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса, но далеко не всегда.

Этим явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки, характеризующие этот период:

Температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;

Пульс становится более редким,

Кровяное давление понижается;

Дыхание замедляется,

Жизненная емкость легких уменьшается,

Кожная чувствительность понижается,

Вес тела падает;

Усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого понижаются процессы окисления.

В связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху, головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения должен обратить на них серьезное внимание.

Период, предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление его происходит регулярнее.

Явление менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении правильный режим.

Специфические изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше, касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации.

Если самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации) довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на слизистой носа, глотки и гортани.

Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят, "существенных") мутационных изменений, не может правильно функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха; чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего (от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани – голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда, очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата, т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к. нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование. При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда, при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11 - 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую осторожность при обучении.

Голос – это естественная способность человека издавать разнообразные звуки, крайне важная для осуществления полноценной коммуникации в социуме. Все детки появляются на свет с тонкими голосами, но со временем особенности их звучания меняются. И это особенно заметно у мальчишек, так как между мужским и женским голосом есть существенная разница. И сегодня мы говорим о том, как происходит ломка голоса у мальчиков, ее симптомы рассмотрим, а также ответим на вопрос: как ускорить этот процесс, и сколько он длится в норме.

Специалисты по анатомии человека уверяют, что высота нашего голоса определяется толщиной голосовых связок. У девушек они тоньше, поэтому их голос звучит выше, а у мальчиков – толще, соответственно, и голос у них ниже. Связки увеличивают свой размер, а также становятся толще у представителей обеих полов. Но у девочек они изменяются лишь в два раза, а у мальчиков практически на семьдесят процентов. И этот процесс изменения как раз таки и называется ломкой голоса.

Стоит отметить, что процессы ломки голоса у мальчиков протекают по примерно одинаковому сценарию. Но возраст наступления таких изменений может отличаться. Иногда голос ломается уже в двенадцать лет, а иногда у пятнадцатилетних таких перемен еще не наблюдается. Симптомы зависят от периода мутации.

Так, на предмутационном периоде организм подростка только подготавливается к предстоящим ему перестройкам, задействовав все органы и системы. Голос мальчика при этом обретает более хриплое звучание. Читатели «Популярно о здоровье» могут обратить внимание на возникновение хриплоты, першения и легкого кашля.

Однако стоит отметить, что при занятиях вокалом подобные изменения могут проявляться несколько по-другому, ввиду натренированности связок. Так, ребенок в таком случае может испытывать затруднения в попытках взять высокие ноты. Кроме того его могут беспокоить боли в области гортани, возникающие при занятиях вокалом. Преподаватель при этом может заметить «грязь» в звучании.

Далее наступает период непосредственно ломки голоса. Гортань при этом естественным образом отекает, возможен активный синтез слизи. Подобные изменения способствуют присоединению всевозможных воспалительных процессов. Если родители заглянут подростку в рот, они могут собственными глазами увидеть покрасневшие голосовые связки. На таком состоянии голос ребенка нуждается в покое, повышенные нагрузки могут стать причиной недоразвития голосовых связок. Крайне важно при этом беречься от всевозможных простуд, ОРЗ и ОРВИ. Ведь их присоединение чревато нарушениями ломки голоса и даже торможением этого процесса. В такой ситуации у мальчика может остаться звучание тенора на все годы жизни.

После непосредственно ломки голоса наступает так называемый послемутационный период. И его течение зависит от множества факторов, начиная от национальности и оканчивая генетическими либо физиологическими особенностями. Такой этап может продолжаться различное количество времени. Как показывает практика, ближе к концу формирования уже полностью «своего» голоса, ребенок начинает периодически жаловаться, что его голосовые связки быстро устают. Однако родители при этом могут заметить, что перепады голоса больше не случаются, звучание обретает стабильность.

Продолжительность этого периода достаточно индивидуальна. На прохождение всех описанных выше этапов может уйти от двух до четырех месяцев. Но довольно часто этот период может увеличиваться до полугода.

Врачи настоятельно не рекомендуют вмешиваться в естественные природные процессы изменения голосовых связок. Родителям стоит владеть информацией о том, как помочь становлению голоса и как предупредить возникновение различных проблем.

Итак, в первую очередь крайне важную роль играет ограничение нагрузок. Избыточные нагрузки на изменяющиеся голосовые связки чреваты формированием узелков, а это в свою очередь приводит к развитию хрипоты. Возможно, такой дефект пройдет и сам, но в некоторых случаях для его коррекции необходима даже хирургическая помощь.

В период ломки голоса стоит помнить о повышенной вероятности развития у ребенка различных ОРЗ и ОРВИ. Болезни могут нарушить либо затянуть процессы изменения голосовых связок. Поэтому крайне важную роль играет ведение здорового образа жизни, укрепления иммунитета и активация защитных сил организма. В том случае, если голос у ребенка не ломается в течение длительного времени, нужно проконсультироваться со специалистом-фониатром.

Родителям нужно в обязательном порядке объяснить подростку, что полученный в результате ломки голоса звук будет уникальным, и его особенности звучания заранее заложены природой. Довольно часто дети стараются копировать каких-то героев, и подобные попытки в период изменения голосовых связок могут привести к тому, что изменяющие участки перегрузятся, и процесс ломки нарушится.

Поэтому и родителям, и подросткам стоит запастись терпением и дать природе взять свое. Период ломки голоса длится не так уж и долго.

Загрузка...