1001-market.ru

Что высмеивает Д. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? Кого высмеивает Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе) Что высмеивает фонвизин в произведении недоросль

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 4 похожих сочинений.


Уже в само название пьесы "Недоросль" вынесена тема воспитания. Конечно, ею далеко не исчерпывается все богатство произведения Фонвизина, но зато автору предоставлена прекрасная возможность показать невежество и необразованность многих его современников.

Еще Гоголь замечал, что, хотя "Недоросль" и кажется карикатурой на все русское, тем не менее в пьесе нет ничего карикатурного. "Все взято живьем с природы", все - чисто русское. Поэтому, какими бы смешными и нелепыми ни казались нам порой реплики героев, мы должны помнить, что над ними следовало бы скорее плакать. У нас нет оснований не доверять оценке Гоголя и, следовательно, как это ни ужасно, мы должны воспринять Простакову, Ско-тинина, Митрофана не только как литературные типы, но и как портреты, нарисованные с натуры.

Вот перед нами Митрофан. Правдин спрашивает его, является ли слово "дверь" именем существительным или прилагательным. На что Митрофан не без своеобразной находчивости отвечает, что "дверь" - имя прилагательное, поскольку она приложена к своему месту. Находчивость находчивостью, по какое дикое невежество1 Митрофан не скрывает его, нисколько не стыдится. Он-то не видит никакого ужаса в том, что чего-то не знает, а все потому, что не осознает смысла самого процесса обучения. Действительно, зачем знать географию, если извозчик довезет тебя в нужное место? Эта логика Простаковой, порожденная невежеством и тупостью, ничем не пробиваема, одета в броню. Разве могут какие-то аргументы, пусть самые убедительные, воздействовать на человека с подобной логикой? Разве можно о чем-то серьезно говорить с тем, кто испытывает ужас, увидев, что "деушки читают"?

Простакова и Скотинин - рьяные защитники патриархального уклада жизни. Они живут по законам, завещанным им родителями. А отец Скотининых, как мы помним, имел одно убеждение:"... не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет". И все же Простакова, поддаваясь влиянию века, решила подчиниться печальной для них необходимости обучать своего ребенка. Неудивительно, что они подбирают сыну таких наставников, как Вральман, Цыфиркин и Кутейкин. Их не интересует профессиональный уровень учителей, они по-прежнему не признают грамоту. По этой причине все учителя у Митрофанушки - как на подбор.

"По-французски и всем наукам" Простакова-младшего обучает Адам Вральман, немец. Им родители весьма довольны, ведь "он робенка не неволит". Вряд ли он мог чему-нибудь научить Митрофанушку, даже если бы очень старался. Вральман оказывается кучером, что, в общем-то, не особенно удивляет читателя. Он в конце концов и возвращается в кучера к Старо-думу. Самое печальное, что такие ситуации действительно часто случались в те времена. В гувернерах мог служить кто угодно: кучер, парикмахер, дьячок, беглый солдат.

Не лучше Вральмана и Цыфиркин с Кутсйкипым. Они также не отличаются особенными познаниями в тех предметах, которые преподают: Цыфиркин в "арихметике", а Кутейкин в риторике. Не удивительно: один - отставной солдат, другой - незадачливый семинарист. Хотя они и могли бы чему-нибудь научить более способного ребенка, чем Митрофан. Но тот не желает впитывать знания. Да и как у него может возникнуть тяга к учению, когда мать всячески подавляет ее? По ее мнению, все, чему обучают сына, - не более чем "дурацкая наука". К чему утруждать себя ею?

Простаковы и скотинииы несут свою непросвещенность, как знамя. Опасно то, что они распространяют свое невежество дальше. Они учат и сына своему восприятию жизни. Если, к несчастью, у Митрофана будут дети, то невежество будет распространяться и дальше.

Комедия «Недоросль» была весьма популярной у современников Д. И. Фонвизина, так как она отражала злободневную тему крепостничества в России. Но прошло столетие, и главной проблемой, интересующей зрителя в этой пьесе, стала проблема воспитания подростков-«недорослей». Спектакль по этой пьесе предназначался главным образом молодой аудитории, которая с удовольствием его смотрела и от души смеялась над комедийными ситуациями и характерами героев.
Что же смешного в «Недоросле»? Над чем смеется взрослый зритель, а над чем - подросток? Понятно, что молодых людей смешит Митрофанушка, его обжорство, глупость, невежество. Смешно даже само его звание «недоросль» - древнерусское название подростка до 15 лет. Но так ли смешон Митрофанушка? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть его слова, мысли и отдельно чувства, поступки.
Высказывания Митрофанушки смешны, но по-своему забавны и находчивы. Чего стоит только его рассуждение о прилагательной двери и существительной, пока она «у чулана шеста неделя... стоит не навешена...». Ему все время приходится выкручиваться из затруднений, в которые ставит его чрезмерная опека матери. Отсюда его лживость, хитрость, лицемерие и недобросовестность. Комизм образа состоит и в том, что Митрофанушка, выворачиваясь из одной неприятной ситуации, попадает в другую. Не желая учиться, он демонстрирует плохое самочувствие по причине вечернего и ночного обжорства, но тут же подвергается другой опасности - осмотру врача. И снова приходится изворачиваться, что удается ему без особого труда: «Нет, нет, матушка, я уж лучше сам выздоровлю», и убегает на голубятню.
Чувства и поступки Митрофана не смешны, а отвратительны. Мы видим эгоистичного, лицемерного и безжалостного бездельника. Он хорошо знает, кто в доме хозяин, и заискивает перед матерью. Он рассказывает о жалости во сне к ней, уставшей «колотить батюшку». Ничего смешного нет и в том, что он в своем возрасте гоняет голубей и в то же время готов жениться. Митрофанушка, чувствуя одобрение матери, позволяет себе наказывать и ругать слуг. Если современному подростку смешно читать о том, как Митрофанушка ругает своих учителей, то это является сигналом о болезни школьной системы. Еще хуже, если над этим эпизодом смеются взрослые, родители или даже учителя. Может так случиться, что со временем они будут наказаны за этот легкомысленный смех горьким разочарованием в своих детях и воспитанниках. Не секрет, что Митрофанушки здравствуют и процветают по сей день.
Не смешон Простаков - «женин муж», как он представился Стародуму. Этот добрый, но глупый, невежественный, безвольный и трусливый человек вызывает только жалость. Тарас Скотинин - «сестрин брат», как в свою очередь он себя отрекомендовал Стародуму, также не смешон, а отвратителен со своей страстью к свиньям. Даже Простакова говорит брату, что хорошая свинья ему нужнее жены.
Не смешна и сама Простакова - глупая, трусливая и одновременно подлая и жестокая баба-самодур, в свою пользу толкующая законы. Слишком часто в реальной жизни встречаются подобные женщины, поэтому она, скорее, вызывает страх и желание держаться от нее подальше.
Смешным может показаться образ недоучившегося семинариста Кутейкина или рассказ Скотинина о генеалогии своего рода. Нужно обратить внимание на то, что Фонвизин осудил и высмеял предков Скотинина за то, что они не оправдали дворянского звания, жили мелкими интересами в полном невежестве. Кутейкина, который «убоялся бездны премудрости» и отказался продолжать обучение в семинарии, Фонвизин презирает за те же невежество и скудность мысли. Он ни в коем случае не смеется над священными текстами, на которые ссылается Кутейкин.
Фонвизин обнажил души своих отрицательных героев совсем не для смеха, а для «назидания». Для убедительности образов автор не побоялся выставить в комичном свете и положительных героев. Они просто «смакуют» свою добродетель, забывая, с кем имеют дело, и оттого иногда попадают в неловкое положение. Например, образованному Стародуму, объясняющему Про- стаковой практическую пользу географии: «На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь», - невежественная Простакова резонно отвечает: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?» Положительные герои - умные, благородные люди, но они не гнушаются потешаться над дураками, причем находясь у них в гостях. Даже благородный Стародум не прочь посмеяться, наблюдая за дракой брата и сестры. Он даже заявляет Простаковой: «Я на роду ничего смешнее не видывал». Обиженная Простакова справедливо замечает: «Это, сударь, ничего не смешно». Имея в виду бестактность Софьина жениха Милона, Скотинин спрашивает: «Кто ж из нас смешон? Ха, ха, ха!»
Биограф Д. И. Фонвизина писал, что автор «Недоросля» «не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных».
Глупость, коварство, злость, преступление смешны только на сцене, но в реальной жизни они угрожают нам на каждом шагу. Поэтому после прочтения или просмотра пьесы улыбка сходит с лица мыслящего человека.

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

    Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои делятся...

    Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли...

  1. Новое!

    После знакомства с комедией руководитель внешней политики Русского государства, сторонник ограничения самодержавия, человек высокого ума, тонкий дипломат, Н. И. Панин заинтересовался ее автором, выясняя его «знания» и «моральные правила». Фонвизин выдержал...

  2. Автор бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это...

    Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является...

    Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя...

Я прочитала комедию Фонвизина "Недоросль",она мне понравилась. Пьеса поучительная и интересная. Она учит тому,что надо относится к другим людям с добром и вежливостью,иначе за это можно поплатиться,что и произошло с одной из главных героинь пьесы Госпожой Простаковой.
В течение всей комедии она вела себя,как какая-то царица, ей должны были все подчиняться и любить её. Все так и делали,и Госпоже это нравилось,она этим пользовалась. Но в конце пьесы, справедливость все-таки восторжествовала и Простакова была наказана. Ее наказание было в том,что она должна была извиниться,для таких,как она,это самое низкое,что могло бы быть. Но самое жестокое для нее,это было,когда ее сын Митрофан нагрубил ей,для нее это было ужасно,ведь это ее любимый сын.
И так,первый урок пьесы,не надо поступать со всеми так,как не хочешь,чтобы люди вели себя так с тобой. Если ты делаешь всем плохо,то плохое тебе вернется.
В комедии есть и второй урок, он основан на поступках Митрофана. Он был такой же,как и его мать,он искал в людях только выгоду для себя. Так его воспитала Простакова. К людям от которых есть польза он относился доброжелательно и вежливо. С людьми же,не приносящими финансовых доходов и не имеющих авторитета,обходился крайне невежливо,грубо. Этим Фонвизин говорит нам о том,насколько скучными и корыстными бывают люди. А все ведь идет от воспитания,ведь дети запоминают поступки родителей. Поэтому взрослые должны задуматься,каким же вырастет будущее поколение.
Конец)) Можешь списывать слово в слово,писала сама))

Фонвизин высмеивает недоросля,потому что воспитанием занимается прежде всего семья.Также важны учёба,доброта,честность,смелость и др.Дети наследуют от родителей не только гены,но и идеалы,привычки,образ жизни и мыслей.Как правило,яблоко от яблони недалеко падает.
Над необразованостью молодого помещичьего дворянста.Фразы из пьесы стали крылатыми.Если до выхода пьесы недорослями звали молодых дворян,то после выхода её,это прозвище стало нарицательным.Оно обозначало молодого невежественного человека.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

не останусь! Написала бы сама,но времени катастрофически не хватает,искренне прошу вашей помощи!

Вот оценка И.Андроникова:
Никогда не забудется тот мрачный январский день 1837 года, когда навеки закрылись глаза Пушкина. Но насколько стал бы он для нас еще чернее и горше, этот ужасный день, если бы Россия не узнала тогда стихов Лермонтова. Пушкин погиб, но не умолк Голос великой поэзии. Новый, никому не известный поэт посмел сказать правду, о которой молчали даже пушкинские друзья: врагов поэта он назвал палачами, сказал, что они таятся под защитою царского трона, что их ждет в грядущем возмездие, ждет суд народа. Сколько свершалось до того смелых гражданских подвигов, сколько свершилось с тех пор, но Лермонтовнавсегда останется одной из самых героических фигур в истории русской литературы и в истории русского общества.Только четыре года жил Лермонтов с того дня. Но эти четыре года составили этап в истории русской литературы, ограниченный датами 1837-1841. За эти годы в сознание читателя вошел целый мир поэтических представлений и образов, который способно обнять одно только имя - Лермонтов.К началу 1841 года слава Лермонтова достигла зенита. Книга его стихов раскупалась нарасхват в обеих столицах. Не только в кругу многочисленных своих почитателей, но и на всем Кавказе он имел «славу льва-писателя». Произведения его переводились на иностранные языки, уже являлись в заграничной печати отзывы, в которых говорилось о необыкновенном таланте... «Уже, - писал Белинский потом, - затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые», - рассказывал друзьям план трех новых романов из трех эпох жизни русского общества, связанных между собою единством действия... Но тут время остановилось для него навсегда! Не стало поэта, одного из самых гениальных по дарованию, какие когда-либо рождались на русской земле... Нет. В целом мире!

Загрузка...