1001-market.ru

Дурные привычки ребенка 7 лет. Как бороться с вредными привычками у детей. Визуальные вредные привычки у ребенка

Дурные привычки

У млекопитающих привычка вылизываться и поедать отходы жизнедеятельности продиктована безопасностью, а про штаны они и слыхом не слыхивали. У детей их тело и все с ним связанное продуцирует здоровое любопытство - до тех пор, пока взрослые не объяснят им, что козявки из носа и ковыряние пальцем в отверстиях тела это «фу!» и ужас как нехорошо. Родителей можно понять - определенные вещи неприглядны, вызывают брезгливость и отторжение. Редкая мама сохранит выдержку, видя, что малыш грызет ногти или изучает содержимое памперса. Что же делать?

Воспользуйтесь советом Карлсона «Спокойствие, только спокойствие». Ограничивая естественный интерес к телу, можно нанести ребенку психологическую травму, спровоцировать комплексы и даже повредить развитию, зафиксировав представление о «грязном», связанное с половыми органами, обеспечив психологически обусловленные запоры или энурез. Если интерес к экскрементам, интимным местам и другим неприятным вещам - разовое явление, достаточно объяснить малышу, что так вести себя на людях не принято. Ни в коем случае не следует бить по рукам или привязывать руки, мазать пальцы горчицей, как поступали наши бабушки, громко ругать малыша и стыдить его - сильные эмоции только закрепят неприятную модель поведения. Лучше всего незаметно отвлечь ребенка, перевести его внимание на более интересное занятие.

Сигнал «SOS»

Начинать тревожиться следует, когда неприятная привычка становится навязчивой, ребенок не в состоянии отказаться от нее, невзирая на запреты и предупреждения. Сосание пальцев и обгрызенные ногти - следствие сосательного рефлекса, скорее всего малышу не хватило материнской груди . Ковыряние в носу, кручение волос, кивание головой, раскачивание и т.д. - способы отвлечься, успокоиться в стрессовой ситуации или перед сном. Мастурбация утешает и расслабляет ребенка, обеспечивает приятные ощущения, которых, скорее всего, недостаточно. Поедание глины, угля и других несъедобных вещей свидетельствует о тяжелом авитаминозе . У двух-трехлетнего карапуза, которому не хватает внимания, общения и тактильных контактов может сформироваться вполне взрослый невроз.

Прежде чем начать борьбу с вредной привычкой, родителям следует уяснить - маленький ребенок грызет ногти или ест землю отнюдь не затем, чтобы досадить папе с мамой. Таких детей бесполезно перевоспитывать, как больного с манией чистоты невозможно отучить постоянно мыть руки. Малышу необходим психологический комфорт, ликвидация раздражителя, провоцирующего стресс и безопасная доверительная обстановка. Не заостряйте внимание на проблеме, лечите ее обходными путями.

Детская мастурбация может быть спровоцирована тесным бельем, опрелостями, воспалением или даже глистами (острицы вызывают зуд и раздражение) - проверьте это. Если очевидно, что ребенку не хватает внимания и телесного контакта - постарайтесь больше общаться с ним, чаще брать на руки, гладить, тискать, бороться, делать массаж, щекотать пятки. Подвесьте в кроватку игрушки, которые малыш сможет теребить перед сном, положите мягкое приятное на ощупь одеяло, плюшевого мишку или зайца. И постарайтесь обеспечить достаточно позитивных ощущений - от вкусной еды, контакта с домашними животными , теплых ванн с пеной.

Сосательный рефлекс лучше удовлетворять в младенчестве, чтобы малыш потом не переключился на сигареты . Если ребенок сосет пальцы или грызет ногти, пусть у него под рукой всегда будут более подходящие вещи для грызения или сосания - леденцы, сухарики, хлебные палочки. Переключайте ребенка на дозволенное поведение - и все будет хорошо .

Если малыш раскачивается перед сном - значит, его надо укачивать, в люльке, коляске или гамаке, колыбельной песней напоминая, что мама рядом. Если он крутит волосы, дергает себя за ухо или нос - подарите ему четки или шарики для верчения, пусть «выпускает стресс» приемлемым образом.

Следите, чтобы дети с навязчивыми привычками достаточно спали и много двигались, не сидели у телевизора или компьютера более получаса в день, не плакали слишком долго, не подвергались физическим наказаниям, не были свидетелями родительских «разборок», не посещали тяжелобольных родственников или кладбища . Сильный стресс и нервное истощение могут усугубить проблему. Чаще хвалите малышей, разговаривайте с ними.

Иногда негативное поведение у ребенка осознано - даже трехлетка может понять, что маме сильно не нравится, когда он ковыряет в носу или показывает попу на улице. От невроза такое поведение отличается именно умением контролировать себя - маленький шалун точно знает, что с папой или воспитателем не забалуешь. Ребенок провоцирует маму или бабушку, чтобы добиться внимания - хотя бы и негативного. Способ лечения прост - обеспечивать больше позитивного внимания и полностью игнорировать пакости маленького негодника, как бы неприятны они ни были.

Если дурные привычки у ребенка множатся, сочетаясь со скачками настроения, проблемами с речью, безудержной фантазией, гиперактивностью , агрессией или нежеланием общаться со сверстниками - лучше проконсультироваться у психиатра, это может быть началом душевного заболевания.

Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Действительно ли вредные?

Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

Важно не перепутать

Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

Боремся с вредными привычками

Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

7. Почаще , целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) - процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

По мере того как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева. — Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами. Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами.

«Важно понимать, что любое поведенческое "застревание" у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери. Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения. Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт. Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития. Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по-прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их. Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать. «Таких видов поведения может быть очень много, и все они также признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. — В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания. На самом же деле — признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги. И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание. Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя о сложном психическом нарушении. В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили, в основе вредных привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости, дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении (школа, детский сад).

«Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева. — Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д. — ни к чему не ведут. Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его усугублению. Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика, склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки. Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых витаминами группы В. Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является рыбий жир».

Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина, играйте, делитесь новостями и т.д.

Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.

Кто-то откручивает себе ухо во время еды, кто-то сосет палец, дергает волосы или ковыряется в носу - разнообразию дурных привычек можно было бы позавидовать…если бы это не касалось наших детей.

Дурная привычка как этап развития

Часто можно услышать от взволнованных мам: «Мой дергает себя за волосы во время еды», «мой бьется головой о стену/корчит рожи/морщит нос».

С полугода (а иногда и раньше) малыши начинают изучать возможности своего тела - здесь и первые неконтролируемые движения рук: хватательные, крутильные; и копирование мимики взрослых, которую они могут подглядеть когда угодно; и извлечение звуков из стены и пола (пусть даже ценой собственного лба). Эти «привычки» длятся недолго, сменяют друг друга и зачастую не акцентируют на себе внимание взрослых.

Другое дело, если ребенок непроизвольно повторяет одно и то же действие - сосет палец/воротник/игрушку в определенных ситуациях, и нет никакой возможности его от этого отучить.

Навязчивое действие, нервный тик

Навязчивые действия и тики проявляются по-разному - кто-то сосет палец, кто-то часто моргает, покашливает или откидывает назад голову, у кого-то напрягаются мышцы лица и шеи. Если движение кажется вам небезобидным (особенно в ситуациях, когда ребенок после подобных «приступов» чувствует себя некомфортно), то лучше проконсультироваться с неврологом, пройти обследование и исключить возможности серьезных заболеваний.

Если же действие достаточно безобидное, но повторяющееся постоянно, то следует обратить внимание на нервно-психическое состояние малыша. Зачастую ребенок находит успокоение в подобном «ритуале», находясь в состоянии напряжения или тревоги.

Возможные причины: переезд, натянутые отношения в семье, ссора, стресс или хроническая усталость. У совсем маленьких детей это может быть признаком недостаточного физического контакта с матерью - ласки, поглаживаний, объятий.

С осательный рефлекс

Хорошо, если ребенок вырос на грудном вскармливании и имел возможность сосать материнскую грудь столько, сколько ему было необходимо. У таких детей вредные привычки - такие, например, как постоянное сосание пустышки или пальца, почти не проявляются, поскольку не возникает необходимости, так называемого, «дососа». Но даже если они и, бывает, засовывают палец в рот, это носит эпизодический характер.

«Сосательная» стадия чаще возникает у малышей, не имеющих возможности сосать материнскую грудь, или у тех, кого отлучили от нее раньше, чем им было необходимо. «Воду пьет, прикорм ест - пора отучать от груди» — подобный девиз зачастую приводит к тому, что дети до 2-3 лет не могут отучиться от сосания всего подряд: соски, пальца, уголков одежды или игрушки.

Мастурбация

Звучит, конечно, громко, но привычка трогать гениталии появляется в совсем юном возрасте, хотя и не носит никакого сексуального характера (как минимум в силу физиологии).

Впервые она появляется, когда малыш 7-9 месяцев, оставшись без подгузника, вдруг начинает интересоваться своим телом. Пупок, живот, половые органы - все это осматривается и ощупывается с большим вниманием. Позже, получая удовольствие от прикосновений, ребенок может повторять эти действия.

Задача родителей не ругать ребенка, формируя негативное отношение ко всему, связанному с половыми органами (а в будущем и сексуальными отношениями), а стараться отвлечь его внимание на что-нибудь другое.

Безопасная привычка

Некоторые привычки не должны являться поводом для беспокойства родителей. Например, раскачивание головой перед сном или в особенно напряженные моменты - так маленький ребенок себя успокаивает. То же самое относится к каким-то «заветным» словам, произнося которые он чувствует себя увереннее: «мама придет», «мама рядом».

Есть привычки безопасные, однако не принятые в обществе, тогда основной акцент в воспитании должен строиться на том, где и в каких ситуациях непринято так делать (например, ковырять в носу нельзя при людях, очистить таким образом нос можно в ванной и тому подобное).

Памятка родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Отвлекать ребенка от действия, привычки. Если ребенок нервничает или испытывает стресс, то чаще обнимать, находиться рядом. Если привычка - последствие отлучения от груди, стараться направить внимание ребенка на игры, общение.

Детей постарше можно направить на «взрослое» поведение. Особенно в случаях, когда дети грызут ногти или ковыряют в носу.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

Не ругать и не запрещать. Слова «не надо так делать» подразумевают то, что ребенок должен контролировать свои действия, чего он может еще не уметь.

Не высмеивать привычку, не пошучивать над ней - это не только может усугубить проблему, но и вызвать у ребенка недоверие к взрослым, неверие в их помощь, поддержку и любовь.

Юлия Асланова

Загрузка...