1001-market.ru

Формирование музикально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие музыкально - ритмических движений у детей ? умение инсценировать

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические движения. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. И музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности. Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку.

Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движения, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески).

Работа музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человека и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие пожалуй только в детском саду.

Музыкально-ритмические движения:

– формируют красивую осанку, учат выразительным, пластичным движениям;

– развивают восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

– совершенствуют танцевальные движения, используя все виды шага;

– выразительно и качественно дополняют танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

– учат прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

– способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка.

В нашем детском саду уделяется огромное внимание музыкально-ритмическому развитию детей. Основное место в музыкально-ритмических движениях занимают игры.

Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь.

На занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся (3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут), занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, музыкальный руководитель продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память. Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, музыкальный руководитель использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко-тихо), регистровой окраски (высокое и низкое звучание), темпа (быстро-медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Музыкальный руководитель предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения согласно изменению характера музыки, учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.

Музыкально-ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально-волевых качеств личности. Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Татьяна Донская
Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры . Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности , мы развиваем общую музыкальность ребенка , его музыкальные способности (ладовое чувство , музыкально -слуховые представления, чувство ритма ).

Об актуальности говорит и тот факт, что в последние годы появилось множество новых программ по дошкольному образованию . Новые, современные программы по музыкальному воспитанию определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания . Это в том числе и «Ритмическая мозаика » , и «Топ, хлоп, малыши» (автор Анна Иосифовна Буренина, г. Санкт - Петербург, направленных на всестороннее гармоничное развитие детей соответствующего возраста.

Объект исследования– музыкально -педагогический процесс в ДОУ

Предмет исследования : музыкально- ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников

Целью нашей работы явилось раскрытие содержание музыкально- ритмических движений в развитии чувства ритма у дошкольников

Задачи, которые мы для себя определили, заключались в следующем :

1. Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкально- ритмических способностей детей дошкольного возраста ;

2. Изложить общую характеристику ;

3. Охарактеризовать ритмический слух как основу музыкальности ;

4. Изложить формирование дошкольного возраста

5. Разработать практическую часть

Методы исследования : теоретический анализ учебной, научной, музыкальной и справочной литературы, анализ практического материала по теме исследования, апробация практического материала.

Данная работа имеет практическую направленность. Практическую значимость имеют рекомендации для воспитателей, студентов-практикантов, родителей.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении раскрывается актуальность, цели, задачи исследования, объект, предмет, значение музыки и движения в жизни ребенка .

В теоретической части излагается общая характеристика музыкально- ритмической деятельности дошкольников . Раскрывается ритмический слух как основа музыкальности , формирование музыкально- ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Практическая часть содержит методику обучения музыкально- ритмическим движениям детей старшей группы, этапы разучивания , а также конспекты занятий по развитию чувства ритма у дошкольников в музыкально- ритмических движениях .

На основании теоретического анализа методической, учебной, музыкальной литературы , а также периодических изданий, музыкальных программ и методических материалов мы пришли к выводу о том, что :

чувство ритма развивается , прежде всего, в музыкально- ритмических движениях , соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки . Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности . Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении , совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки . Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей , музыкального восприятия , а не только обучению двигательным навыкам.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики :

1) музыкально- ритмические упражнения ; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры .

Хотелось бы подробнее остановиться на следующих видах музыкально- ритмических движений- танцы , пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы : зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений , и педагог точно следует ей при обучении :

Детям очень понравился танец «Птицы белые» , который я разучивала с детьми старшей группы. Моя задача состояла в том, чтобы дети красиво, в характере музыки выполняли плавные движения . Впоследствии этот танец мы показывали на фестивале «Музыкальная капель » и празднике, посвященному Дню Победы.

Детский «бальный танец» (условное определение, включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения . Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа) .

Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями . Например, хоровод «Веснянка» , который мы исполняли на празднике «Широкая Масленица» .

Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста : легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т . д.

Родители принимают активное участие в разучивании и исполнении танцев, которые мы показываем на праздниках («Выпускной- 2015» - танец девочек с папами, 8 марта – танец девочек с мамами, «Выпускной – 2016» - танец мальчиков с мамами)

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети.

Свободные пляски, носят творческий характер. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.

На празднике, посвященному Дню защитника Отечества дети исполняли пляску моряков под композицию «Граница» Л. Агутина, 8 марта - танец на песню «Бабушки-старушки» В. Добрынина,

Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития .

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки) . Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения , характерные для данных персонажей : вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки , текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений.

Не менее интересны для детей игры и пляски с использованием различных атрибутов (флажки, ленты, деревянные ложки и т. п.)

При рассмотрении вопроса о возрастных возможностях дошкольников в музыкально- ритмической деятельности , мы отметили, 3-4 лет : проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Дети 4-5 лет с желанием исполняют музыкально- ритмические движения , передают в движении характер музыки .

Дети 5-7 лет исполняют различные виды основных движений , откликаются движениями тела на музыку разного характера , овладевают движениями , используя их в танцевальных композициях.

Изучая вопрос о методах и приемах, используемых педагогом при разучивании музыкально- ритмических движений мы выделили три этапа. И пришли к выводу о том, что у каждого этапа свои задачи, методы и приемы все они взаимосвязаны между собой.

Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку ; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений .

В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений . В программе «Ритмическая мозаика » , «Топ, хлоп, малыши» широко представлена, например, русская народная музыка , разнообразная по своему характеру : напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель» , «Прялица» и др., легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем» , «Как на тоненький ледок» , «Заинька» и др., задорная, плясовая («Ах, вы, сени» , «Я на горку шла» и др.).

Таким образом, рассмотрев вопросы теории, мы пришли к следующему выводу : развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям будет способствовать музыкальному воспитанию и развитию дошкольника , если в процессе этого будут решаться следующие задачи :

Учить детей целостно воспринимать музыку ,

Необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т. е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями

Учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером ,

Учитывать специфические особенности народной музыкальной культуры

Применять на занятиях музыки наглядный материал , дидактические пособия, направленные на усвоения ритмических навыков ;

-развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста;

Воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально- ритмических движений ,

Использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой , но и вне занятий.

Практическая часть наших исследований содержит в себе методические рекомендации для родителей по развитию чувства ритма у детей . Эту информацию мы размещаем на стенде «Музыкальный уголок » . Позвольте зачитать несколько выдержек.

Слушайте музыку

Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию .

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку .

Чаще включайте музыку в детской комнате . Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку . Очень хорошим подспорьем в этом виде деятельности может послужить программа А. Бурениной «Топ, хлоп, малыши» . (показать «Зашагали ножки» )

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее)

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи (показать) :

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой) .

Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой) .

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками) .

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди

Также практическая часть содержит материал по разучиванию игр, плясок, хороводов. После апробации некоторых игр, потешек, песен с движениями я пришла к выводу о том, что в ходе освоения репертуара, дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением .

В своих исследованиях мы пытались раскрыть содержание ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольника . Изучили 25 литературных источников, составили рекомендации для родителей, апробировали практический материал и пришли к выводу о том, что в наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, чудовища, пауки и т. д.

Занятия ритмикой в детском саду позволяют нам смотреть на музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей . Цель работы достигнута, задачи решены.

Спасибо за внимание!

Полина Синюгина
Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста

Разнообразные типы музыкальной деятельности дарят ребятам

мгновения удивительного человеческого самовыражения, формируют

музыкальный навык и основы творчества. Приобретение основных также

ритмико-двигательных навыков, умения грамотно и художественно четко

передвигаться дает детям истинное удовольствие. При этом у детей

раздвигаются границы образного видения мира, а элементарные и обычные

действия превращаются в плясовые, становятся имитированием поведения

необходимого художественного образа, который реализуется в том или

другом виде музыкальной деятельности . Простые, абсолютно всем хорошо

знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками , получая

соответствующее музыкальное оформление , обретают необходимую

поведенческую окраску и тем самым меняются в воодушевленные

эмоциональные процессы.

Дети могут выполнить ритмично и выразительно движения в

соответствии с различными характером, регистрами и динамикой музыки ;

узнают музыку марша , бега, пляски, колыбельной, польки; определяют

форму музыкального произведения (одно-, двухчастную, выбирают

соответствующие движения ; активно включаются в творческие задания :

самостоятельно воспроизводят сложные сюжеты, импровизируют, передавая

определенное настроение и состояние (грусти, печали, радости, восторга :

цветок растет, расцветает, радуется солнышку, закрывается перед дождем и

на ночь и т. д., их движения становятся более выразительными.

На занятиях в старшей группе педагог не прекращает углублять,

конкретизировать понятия о бодром, веселом, подвижном характере музыки .

Воспитатель кроме того регулярно привлекает интерес ребенка к точности

движений , помогая ребятам наиболее сознательно подчинять их музыке .

Дети учатся понимать точность и неправильность собственных движений .

Формируя у ребенка музыкальное восприятие , педагог привлекает интерес кразным оттенкам того или иного характера музыки . Однако в русской

плясовой мелодии характер движений различается большим размахом

энергичностью, а в «Польке» М. И. Глинки - легкостью и изяществом.

Музыку бодрого маршевого характера дети передают в ходьбе, также

учитывая некоторые различия в характере данного марша. К примеру, под

четкий марш Д. Люлли ребята идут более чеканным шагом. Под

праздничную маршевую мелодию песни Д. Покрасса «Москва майская»

шагают шире, энергичнее.

Углубляются, уточняются навыки выразительного исполнения

основных видов движения :

Ходьба становится четкой, ритмичной, энергичной под маршевый

характер музыки или плавной , спокойной под хороводную песню. Более

разнообразным также становится характер бега : то широкий, с большим

отрывом от земли, то легкий, танцевальный, то стремительный.

Видоизменяется характер поскоков : помимо легких, танцевальных поскоков

используются и подвижные поскоки , с энергичными движениями , с большим

подниманием ноги, согнутой в колене. Разучиваются упражнения и элементы

плясок : шаг галопа, польки, выставление ноги на носок и пятку, а также

некоторые элементы русской пляски.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и

направлениях : перестраиваться из маленьких кружков в большой круг в

соответствии с контрастными частями музыки , двигаться вперед и назад в

небольших шеренгах со сцеплением рук. В плясках педагог знакомит детей с

различными построениями («звездочками» , «воротцами» и др.). В ряде игр и

упражнений воспитатель продолжает работу над поочередным действием

подгрупп детей , пар, над своевременным их вступлением, четким

окончанием действия. Основным средством обучения остается игра, но значительно большее

место, по сравнению с занятиями в средней группе, отводится пляскам и

упражнениям. Большее место в репертуаре старшей группы занимают

народные хороводы и пляски. Педагог стремится к тому, чтобы дети

почувствовали основной характер народного танца.

Разучивание игр в старшей группе , как и в средней, проходит

несколько этапов :

первоначальное ознакомление с игрой;

последующее ее разучивание;

закрепление в повторных занятиях.

Так, первое ознакомление детей с игрой должно как можно больше

стимулировать активность детей , вызывать их на самостоятельное решение

задания. Так, например, в игре «Теремок» дети должны попытаться

самостоятельно передать образы различных зверей.

На втором этапе проводится тщательная работа над качеством

движения : его точностью, выразительностью. Постепенно уточняется

представление детей о данной музыке .

На третьем этапе дети должны усвоить данную игру, исполнять

самостоятельно, непринужденно, выразительно, сознательно. Если дети

хорошо усвоили игру, если она им нравится, то они обычно отражают ее в

своих творческих играх.

Примерный образец разучивания игры-пляски

«Найди платок»

(карельская народная мелодия)

Программные умения : двигаться легко, в соответствии с танцевальным

характером музыки , используя знакомые плясовые движения ; отмечать в

движении переход от одной части произведения к другой и передавать

динамические изменения (на тихую музыку - легкие движения , на громкую

- более подчеркнутые : разведение рук в стороны и скрещивание их на

груди).Последовательность занятий

1- е занятие. Слушание музыки : отметить веселый, плясовой характер

музыки , двухчастную форму.

Показ воспитателя : 1-я часть - легкие плясовые движения (по

выбору); 2-я часть - разведение и скрещивание рук (1-й и 2-й такты,

повороты вокруг себя (3-й и 4-й такты) .

Воспитатель пляшет с платочком. У всех детей тоже платочки .

Повторение детьми движений , показанных воспитателем.

2- е занятие. Дети разделены на две группы и по очереди танцуют. Не

танцующие отмечают наиболее красивые движения отдельных танцующих .

Затем дети меняются ролями.

3- е занятие. Игра-пляска проходит, как дано в описании, но роль

водящего и пляшущего исполняют музыкальный руководитель и

воспитатель. Игра проводится под пение мелодии без фортепианного

сопровождения.

4- е занятие. Роль водящего и пляшущего исполняют по очереди дети.

пластических возможностей детей , расширения их двигательного опыта,

можно перейти к следующему этапу - творческому самовыражению в

движении под музыку . Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых

композициях предлагается импровизация на определенный музыкальный

фрагмент - проигрыш, запев, припев и т. д. Например, в композиции

«Танцуйте сидя» дети на проигрыш сами придумывают общеразвивающие

упражнения, на проигрыш в композиции «Три поросенка» - пляску поросят

и т. д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют

переключаемость внимания развитие произвольности движений , а с другой

Готовят импровизации на целостные музыкальные произведения .

Задача - накопить двигательный опыт, сформировать навыки и

умения, а для этого нужно много двигаться, чтобы добиться автоматизма, тоесть навыка, и этот этап работы можно рассматривать как интенсивный

инсценировка песен. Так, сначала детям предлагается прослушать песню,

проговорить текст, затем - игровые «пробы» , в которых дети пытаются

выразить в движениях содержание песни .

На этом этапе работы можно использовать следующие методические

приемы :

слушание музыки и беседы о ней ;

рисование, словесные описания музыкальных образов ;

подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих

интерпретировать музыкальный образ ;

пластические импровизации детей , «пробы» без показа педагога;

показ вариантов движений педагогом - детям предлагается выбрать

наиболее удачный.

Для того чтобы достигнуть действительно художественной, а не

простой интерпретации музыкальных произведений в пластике, нужна

большая и тщательная работа над двигательными способностями. Однако

непосредственно процесс данной технической работы также должен быть

привлекательным, игровым и креативным. И тогда ребята станут

совершенствоваться, учиться движениям легко и непроизвольно, незаметно

для себя осваивая различные и трудные двигательные комбинации. А это, в

свою очередь, станет стимулировать их общее развитие .

Аксёнова Л.Ю., музыкальный руководитель

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребёнка. Музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово) .

Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.

Основой эстетического развития ребёнка является его знакомство с классической музыкой, где движение является выражением художественного образа, запечатлённого в музыке. На необходимость соединения этих двух искусств указывал ещё Р. Вагнер: «Исходной точкой подъёма всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом» .

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, которое может свободно двигаться и подчиняться музыкальному ритму.

Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием различных психических личности. Эта связь может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка, стать условием его творческих успехов в художественной деятельности.

Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески) . Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность.

Таким образом, танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы.

Время общения с детьми я пытаясь использовать как можно плодотворнее, и поэтому стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Понимаю, чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, а для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.

При проведении организационной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» в разделе «Музыкально - ритмические движения» , я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друг друга. Изучив проблемы музыкально - ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют без инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.

Поэтому, основываясь на методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» , А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» , Суворовой , определила цель своей работы.

ЦЕЛЬ: Формирование личности ребёнка, развитие разнообразных умений, способностей и качеств, средствами музыки и ритмических движений.

Для достижения цели в работе по данному направлению, я определила следующие задачи:

  1. Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
  2. Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений.
  3. Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
  4. Обучение навыкам основных танцевальных движений.
  5. Обучение приемам самостоятельной и коллективной работы.
  6. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
  7. Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
  8. Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
  9. Формирование самоконтроля в творческой деятельности.

Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведена диагностика. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Исходя из данных диагностики, и для успешного осуществления цели составила перспективный план работы по развитию танцевальных движений у воспитанников на музыкальных занятиях, который включает в себя использование музыкально-танцевального и игрового творчества. В своей работе я применяла различные методические приемы:

  1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
  2. Выразительное исполнение движения под музыку;
  3. Словесное пояснение выполнения движения;
  4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
  5. Творческие задания.

Решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество.

Для своих танцевальных постановок подбирала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова песни, что облегчило сам процесс разучивания танца. Преобладающий вид деятельности моей работы инновационного характера - это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания, детские танцы поделила на разновидности:

  1. Массовый детский танец.
  2. Сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях.
  3. Ритмические танцы.
  4. Элементы народного танца.

За последние три года поставила и описала следующие танцы:

  1. «Дорога к солнцу»
  2. «Вальс цветов»
  3. «Губки бантиком»
  4. «Испанские мотивы»
  5. «Зимушка»
  6. «Буги-вуги»
  7. «Морское путешествие»
  8. «На далеком острове»
  9. «Мамино сердце»
  10. «Татарские узоры»
  11. «Музыкальный Дед Мороз»
  12. «Цыплята»
  13. «Зимняя колыбельная»
  14. «Мухоморчики»
  15. «Прощайте игрушки»
  16. «Два ковбоя»
  17. «Джентльмены»
  18. «Карнавал»
  19. «Малыши» и другие танцы.

В конце каждого учебного года для анализа результативности выбранной темы проводила диагностику, включающую следующие параметры: умение ритмично двигаться в соответствии с музыкой, четко и синхронно выполнять движения, иметь элементарные навыки исполнительства.

Результаты фиксировались в конце учебного года. Динамика формирования музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста положительная.

Могу сказать, что моя система работы по музыкально-ритмическому воспитанию способствует положительной динамике формирования интегративных качеств воспитанников. У большинства детей старшего дошкольного возраста к окончанию учебного года сформированы элементы культуры движения; воспитана потребность в движении под музыку; дети имеют устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности; воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; у всех детей сформированы специальные навыки исполнительства.

Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности на музыкальных развлечениях, праздниках. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по музыкальному развитию их детей.

Перспективы моей работы предполагают:

  1. Совершенствование технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста средствами музыки и танца» ;
  2. Продолжение работы с одаренными детьми по музыкально-ритмическому воспитанию;
  3. Продолжать распространение педагогического опыта в сообществе педагогов района и города.

Список используемой литературы.

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» , СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Ветлугина Н.А., Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» , М.: - 2000г.
  3. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» , СПб.: Музыкальная палитра, 2005г.
  4. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические занятия и этюды» , М.: - «Владос» , 2003г.
  5. Чибрикова-Луговская А.Е. «Ритмика» , М.: – «Дрофа» , 1998г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание марша радует, бодрит. А спокойный и плавный характер пляски позволяет сделать движения неторопливыми, мягкими. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, ладовая окрашенность, динамические оттенки, темп – всё это может отражаться и в движении. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Музыкально–ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества. Музыкально- ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает жизнерадостность. Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяя наиболее яркие средства, доминирующие в произведении, передавая это в движениях. Музыкально – ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывая её общее настроение, характер. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела. Эмоциональная отзывчивость малышей выражается прежде всего в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности- ритмики, совершенствуется музыкально – эстетическое развитие ребёнка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребёнка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти. Успехи и достижения в области музыкально - ритмического воспитания зависят от общего физического развития ребёнка. В процессе занятий ритмикой успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения. Развитие музыкальных образов, подчёркивание средств музыкальной выразительности помогает детям осваивать музыкально-ритмические навыки.

Загрузка...