1001-market.ru

Государственная политика в сфере социальной защиты пожилых лиц. Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализаци

Раздел ПМ 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами.

Наименование учебной дисциплины ПМ.00. Профессиональные модули, ПМ.01 « Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»

МДК 01.01. « Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами»

Тема: Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов.

Специальность 040401 « Социальная работа», заочная форма обучения, базовой подготовки

Курс 2 Семестр 3 № лекции 1 Группа 203

Вид занятия - Лекция

Тип занятия – изучение нового материала

Преподаватель: Лоншакова Оксана Николаевна

План лекции

1.Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. основные задачи и принципы.

2. Основные задачи и принципы, механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов.

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

  1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
  2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
  3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
  4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
  5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
  6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
  7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;
  8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
  9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
  10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;
  11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям

Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении пожилых граждан

Необходимо всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные формы их жизнедеятельности. Имеется в виду следующее:

Обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения.

Осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне на предмет их возможного воздействия и ожидаемых последствий для жизнедеятельности граждан старшего поколения. Упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг, обеспечения медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан старшего поколения. Нормотворческая деятельность по совершенствованию системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной. Осуществление переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых людей. Ознакомление представителей законодательной и исполнительной власти, пожилых граждан и населения в целом с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении пожилых лиц. Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку.

Обеспечение, пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форм медицинской помощи, в том числе амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Создание в Российской Федерации разветвленной системы геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям. Улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

Последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране. Своевременное осуществление пенсионных выплат. Проведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий. Проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

Развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных к нуждам пожилых людей. Развитие платного социального обслуживания. Осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества. Расширение круга; субъектов, оказывающих помощь пожилым людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, семей и добровольцев.

Обеспечение разработки и реализация на региональном и муниципальном уровне программ, предусматривающих строительство и реконструкцию обустроенного жилья для многопоколенных семей с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию, в том числе специальных жилых домов для пожилых; граждан и престарелых супружеских пар, с привлечением негосударственных средств.

Создание индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм. Организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания. Осуществление в рамках программ социально-экономического развития мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей в продовольствии, и улучшение снабжения лиц пожилого возраста продовольствием, в том числе путем оказания содействия пожилым жителям сельской местности в производстве продуктов питания. Поддержка усилий органов местного самоуправления по наблюдению за положением в области питания пожилых людей, в том числе путем проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста для оказания медицинской и социальной помощи.

Разработка мероприятий, направленных на предоставление гражданам старшего поколения возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики. Налаживание адресной работы служб занятости по отношению к пожилым людям с учетом состояния рынка труда и индивидуальных ожиданий и возможностей лиц пожилого возраста. Учет интересов и особенностей пожилых трудящихся при определении условий труда, распорядка и организации работы в соглашениях между объединениями работодателей, профсоюзами и органами исполнительной власти всех уровней. Поддержка инициатив пожилых людей в сфере развития малого бизнеса, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости.

Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни. Разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося окружения и взаимодействие с ним. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей.

Осуществление мер, имеющих целью безопасность применения пожилыми людьми лекарственных средств, средств бытовой химии, удобство пожилых людей на улицах и в транспорте. Повышение требовательности к производителям относительно обязательного информирования потребителей пожилого возраста о возможных последствиях использования продукции и; соответствия нормам безопасности продуктов питания, предметов домашнего обихода, приборов и оборудования, применяемых повседневно пожилыми людьми. Предупреждение недобросовестной рекламы и методов сбыта, основанных на эксплуатации проблем пожилых людей и их материальных ресурсов.

Приобщение пожилых людей к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации. Привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению позитивного опыта участия пожилых людей в жизни общества, Поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста.

Укрепление равноправного партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Оказание им содействия в осуществлении; стратегически важных направлений деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности. Содействие созданию и поддержка функционирования объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Распространение статистической и иной информации, характеризующей положение граждан старшего поколения. Проведение взаимных консультаций и совместных мероприятий.

Изучение правовых, демографических, социально-экономических геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения. Разработка и реализация научно-исследовательских и учебных программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей. Обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований. Совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России. Осуществление мониторинга положения граждан старшего поколения и проведение специальных обследований. Периодическая подготовка государственного доклада о положении граждан старшего поколения в России. Подготовка и переподготовка научных, преподавательских кадров, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, в том числе юристов, демографов, психологов, врачей гериатров, социологов, педагогов, социальных работников и других в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Формирование консолидированных гарантированных источников финансирования мероприятий государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан старшего поколения на федеральном и региональном уровне. Дальнейшее усовершенствование порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды пожилых людей. Активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Создание на федеральном и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старшего поколения.

Развитие международного сотрудничества и обмена информацией о практической деятельности в интересах пожилых людей в области прав человека и развития, разработки и реализации политики и программ в интересах пожилых людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и других специалистов для работы с пожилыми людьми.

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ”
  3. Завьялов Л. Н., Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П. А. Синякин и др., - М.: Юнити, 2009.
  4. Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2009.
  5. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/ под общ. ред. М. Э. Дмитриева и Д. Я. Травина. – СПб.: Норма, 2009.
  6. Россия в цифрах: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России. 2009.
  7. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2010.
  8. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования в России. - М: Экономика и право. 2009.
  9. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2010.

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании.

Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Социальная помощь - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Сложившаяся в настоящее время в России медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам.

В настоящее время развитие системы социальной защиты населения находиться в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социальной защиты с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Для формирования эффективной системы социальной защиты необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Основные направления социальной защиты населения определены Федеральным Законом «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации» (1995г.):

1.Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2.Социальная защита на дому, которая осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3.Социальная защита в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

4.Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

5.Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Заключение к II главе.

Таким образом, положение пожилого человека в современном обществе осложнено такими факторами, как трудности материального характера, ухудшение состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость и т.д.

Осознание потребности в индивидуальной помощи, выявление различных заболеваний, инвалидность, проблемы, связанные с местом проживания, одиночество, проблемы пожилых мигрантов, низкий уровень пенсий, бедность – далеко не исчерпывающий перечень проблем, к которому должно быть привлечено внимание общества и гоcударства.

Среди социальных проблем, рассмотренных нами, проблема инвалидности является одной из наиболее острых. Инвалидность - это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире.

Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности.

В данной главе нами отмечено, что инвалидность является одной из форм социального не­равенства. Люди с ограниченными психическими или физическими возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Таким образом, основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата че­ловеком способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятель­но передвигаться, ориентироваться, общать­ся, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, главная проблема инвалидности кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспосабливаться к своему недугу, а в том, что существующие социальные условия ограничивают активность определенных социальных групп или категорий населения. В данной интерпретации инвалидность - не личная, а социальная проблема, и приспосабливаться должен не инвалид к обществу, а наоборот.

В таком контексте инвалидность рассматривается как дискриминация, а главная цель социальной работы с инвалидами – помочь обществу в приспособлении к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь самим людям с инвалидностью осознать и реализовать свои человеческие права.

Одна из главных и ответственных задач современной государственной политики - изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы социальной реабилитации.

Рис. 1. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ж. Гудкова татьяна викторовна Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29) С.68-76.

Е.Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. 2014. №4 (122).

д. Использование социальных технологий в решении социальных проблем: теоретиче- ские аспекты. // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по обра- зованию в области социальной работы. – 2012. – № 2. – С. 164–171

г. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171-174.

в. Павлюк Светлана Викторовна, Рерух Елена Владимировна Социальное положение пожилого человека в современной России // Kant. 2014. №4 (13).

б. Брушлинский А.В. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.

а. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.85.

Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) // Российская газета, №243, 19.12.1995.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12. 2001 №166-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации 20.07.2009.

Аракчеев, В.С. Пенсионное право России. / В.С. Аракчеев – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 300 с.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Учебное пособие для вузов – М.: Книжный мир. 2009. – 293 с.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М.: Академия, 2009.- 288с.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: ИТК Дашков, 2008. – 568 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 405 с.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993.25 декабря.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) // Российская газета. 2009.21 августа.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) //

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1995.4 августа.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // Российская газета. 1995.19 декабря.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2008.31 декабря.

Об образовании: Федеральный закон гот 13 января 1996 г. № 12_ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996.23 января.

О социальной защите инвалида в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. 2009. 5 мая.

Федеральный Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидами государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 (ред. от 17 апреля 2002 г. № 244) // Российская газета. 2002.24 апреля.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.

Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М.: Юристъ, 2009. - 542 с.

Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.

15. Основы социальной работы. - М.: Академия , 2008. - 288 с.

Право социального обеспечения: учебник / под ред.К.Н. Гусова. - М.: Инфра-М, 2007. - 328 с.

Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ ", 2007. - 400 с.

Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. - М.: Дашков и Ко , 2009. - 384 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. - 297 с.

Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор , 2010. - 144 с.

Фирсов М. В, Студенова Г.Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект , Гаудеамус , 2009. - 512 с.

Основные демографические показатели России Index Population total, mln. 142. 2 Life expectancy (years) Male Female Proportion of population aged 60+ (%) 59. 4 71. 2 20. 4 Pension age (years) Female Male 55 (50) 60 (55)

Основные понятия: l l l Социальная политика- совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям (Е. И. Холостова, 2009) Объект геронтосоциальной политикипожилое население (55 лет и старше) Субъект- государство (государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, негосударственные объединения, профессиональные работники, добровольцы. .)

Международные документы: l l l Всеобщая декларация прав человека, 1948 Европейская социальная хартия, 1961 (1996) Венский План действий по проблемам старения, 1982 (62 рекомендации в 7 приоритетных областях) Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь людей пожилого возраста» , 1991 (18 принципов в 5 группах- независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство) Мадридский План действий по проблемам старения, 2002

Российские документы: l l l Нормы, закрепляющие права всех граждан, независимо от возраста, но особенно значимые для пожилых людей (Конституция РФ, Семейный Кодекс, «Об основах социального обслуживания населения в РФ» Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, НКО и семьи (Пенсионное законодательство, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и др.) Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей: ветераны, Герои СССР, репрессированные и т. д. ФЦП «Старшее поколение» с 1997 г. Концепция социальной политики в отношении лиц пожилого возраста в РФ до 2015 г.

Факторы, которые должны быть учтены при формировании геронтосоц. политики l l У более, чем 90% российских пенсионеров сохраняется установка на то, что государство должно обеспечивать каждому доход, работу и т. д. В массовом сознании господствует парадигма «доживания» . Около 60% пенсионеров оценивают свое качество жизни как плохое. 68% отвергают прошедшие в стране перемены Социальное и гендерное неравенство сопровождают пожилых людей до глубокой старости. Выход на пенсию однозначно показывает утрату социального статуса, т. е нисходящую социальную мобильность. Ценностные ориентации пожилых людей в последнее время стали изменяться в сторону стремления к самостоятельности и самореализации.

Проблемы реализации геронтосоциальной политики: l l l l l Низкий уровень правовой грамотности граждан старшего поколения. Ограниченность личных средств Отсутствие необходимых социальных притязаний Невозможность использования в современных условиях предыдущего социального опыта и навыков Низкий удельный вес геронтосоциальных, добровольческих, социально-правовых программ Отсутствие социальных институтов и механизмов, позволяющих в пенсионном возрасте иметь дополнительных доход Реализация гос. политики, рассматривающее старшее поколение лишь в качестве объекта соц. работы Слабость геронтологического сегмента третьего сектора России Неразвитость партнерства государственных институтов и гражданского общества, представленного геронтологическими НКО, способных эффективно права и интересы данной соц. группы

Пути решения проблем пожилых граждан посредством социальной политики: l l l повышать уровень знаний пожилых людей в области экономики, политики, права; создать механизмы оперативного регулирования на проблемы пожилых людей; повышать уровень активности и мобильности старшего поколения; организовать специальные программы правового просвещения пожилых граждан; развивать систему геронтологических НКО, так как они являются источником социальных инноваций в области защиты прав пожилых граждан.

1

1 Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

В статье представлены результаты сравнительного исследования существующих национальных моделей социальной политики в отношении пожилых людей в странах Западной Европы, США и России. Отмечая их специфику, заложенную социально-экономической системой каждой страны, автор приводит доказательства того, что на современном этапе идет активный процесс диффузии различных моделей и их корреляции, что означает стремление мирового сообщества к созданию некой универсальной модели, которая будет являться продуктом общецивилизационного развития. На современном этапе Россия активно инкорпорирует опыт развитых стран в практику взаимодействия государства с пожилым населением. Сопоставление и обобщение фактического материала в результате изучения национальных моделей социальной политики в отношении пожилых позволило выявить общие принципы и механизмы ее реализации.

социальная политика в отношении пожилых

качество жизни

интеграционные процессы

1. Люблинский В.В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран // ПОЛИС. – 2008. – № 6. – С. 130–146.

2. Макайвер Р. Реальность социальной революции // Американская социологическая мысль. – М.: МГУ, 1994. – С. 89–111.

3. Общий обзор экономики Японии [Электронный ресурс] // Внешнеэкономическая деятельность. – URL: http//www.vneshmarket.ru (дата обращения 10.10.2011).

4. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни [Электронный ресурс] // Президент России. – URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9332 (дата обращения 29.09.2011).

5. Yao Yuan. Weakening Family Support for Elderly in China / Yuan Yao // Chinese Society and Anthropology. – 2001. – Vol. 34. – № 1. – P. 26–34.

Социальная политика есть специфический продукт культурно-экономических отношений, находящихся в социальной плоскости и регулируемых государством. Реагируя на современные социальные вызовы расширяется спектр ее направлений. Одним из формирующихся направлений является социальная политика в отношении пожилого населения (СПП). В настоящее время под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленных на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Национальные модели этого направления социальной политики находятся в процессе развития, что актуализирует вопросы ее теоретической рефлексии.

В конце ХХ - начале ХХI веков развитие постиндустриального общества в направлении становления социального государства стало фактором, обеспечивающим социальную стабильность в мире и утверждающим принципы его справедливости и солидарности. Американское государство одним из первых встало на этот путь.

В основе американской модели СПП лежит принцип взаимодействия государственных и предпринимательских структур, переплетение социальной составляющей с другими сторонами внутренней государственной политики: трудовой, миграционной, образовательной и др. США - одна из немногих стран, которая большое внимание уделяет регулированию отношений в обществе между всеми возрастными категориями граждан .

Пожилое население страны имеет право на выборочные медицинские пособия, на различные виды социальных пособий и пенсии, которые пересматриваются ежегодно и индексируются в зависимости от уровня инфляции. Кроме того, в Америке создана национальная сеть агентств по планированию и координации служб для пожилых людей, целью которых является разработка и согласование специальных программ .

Для современной Европы характерны две ведущие модели СПП. Одна основана на системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», и характерна для таких стран, как Германия, Испания, Австрия и др. Она устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права пожилых обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов).

Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Социальная защита оказывается независимой от государственного бюджета. При этом в социальной сфере действуют солидные благотворительные фонды, занимающиеся вопросами социальной адаптации людей, в том числе и пожилых. Кроме того, существует много социальных и благотворительных программ от медицинских до клубов ровесников и международного туризма.

Показательно, что социальные работники и педагоги в Германии в союзе с профессионалами из Испании разработали и активно внедряют программы посттрудового образования. Для обучения создаются специальные группы, в основном в них входят «интеллектуально сохранные» пожилые люди в возрасте от 60 до 75 лет, преимущественно бывшие работники интеллектуального труда. Проблему занятости пожилых людей подобные организации не решают, но решают проблему социальной реабилитации. Важно отметить, что такая система социальной защиты является достаточно эффективной, что признается и определяется высокими стандартами социальной помощи.

Вторая модель, распространенная в таких странах, как Англия, Франция, Швеция и др., исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель СПП, действуют пенсионные системы, которые обеспечивают минимальные доходы всем пожилым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости.

Социальная помощь пожилым оказывается в основном на добровольных началах. Кроме того, существуют специальные коммуны для пожилых людей, но они экономически слабы и малопродуктивны. Такое проживание в настоящее время рассматривается как место социального исключения, во-первых, потому, что оно ограничивает свободу передвижения, а во-вторых, закрывает возможность для развития и жизни в нормальном обществе.

В связи с этим все большее значение приобретает такая форма ухода за пожилыми, как семейное проживание. Таким семьям, которые взяли пожилого человека на попечение, предоставляются специальные государственные пособия для ухода. Они компенсируют потерю заработка тому члену семьи, который осуществляет уход за подопечным. Продукты и горячее питание доставляются на дом, оказывается помощь в поддержании контактов и повышении дееспособности пожилых людей, организован специальный канал на телевидении. Каждое воскресенье транслируется месса для католиков, которые не могут прийти в костел. Кроме того, сохранились полустационарные формы обслуживания: дневные, недельные и пр. (по выбору). Организуются группы взаимопомощи и группы давления, которые восстанавливают отношения между личностью, обществом и государством. Фактически работу социальных служб выполняют местные сообщества.

В течение двух последних десятилетий для европейских моделей СПП характерным является то, что они стремятся к объединению, преодолению различий между странами. Ведущим принципом трансформирующейся европейской модели СПП стал принцип социальной справедливости и ориентация на ценность квалифицированного труда и знания. Спецификой объединенной общеевропейской модели СПП является изменение направленности социальных программ с универсального уровня на индивидуальный. Это значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся. Кроме того, такая ориентация позволяет поддерживать достойный уровень качества жизни пожилого населения. Модернизация европейских моделей идет по аналогии с американской.

Эпоха постиндустриальных обществ - это период активной передачи опыта от одной культурной среды к другой. В этот процесс вовлекается все большее количество стран, перед которыми встает задача привести свой социально-экономический уровень в соответствие с мировым (Япония, Китай, Корея, Сингапур и др.). Восточные страны также встали на путь реформ в сфере СПП. Особенностью восточной модели СПП можно назвать то, что ее концепция предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли государства. Приоритетной задачей определена возможность изыскания дополнительных материальных средств для выплат пожилому населению и созданию достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей вследствие изменения внутрисемейных отношений. Разрабатываются специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению достойных условий. Пожилым людям находят работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки.

Традиционная система семейного ухода за пожилыми людьми в новых социально-экономических условиях стала неэффективна, поэтому в настоящее время в восточных странах создаются государственные реабилитационные центры. В их компетенцию входит информационное обеспечение пожилого населения о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, консультационная и медицинская помощь. Развиваются досуговые центры, где пожилые могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и др.

Помимо этого активно стимулируется участие пожилых людей в общественных делах. Местные сообщества на общественных и благотворительных началах организуют службы по оказанию медицинской и психологической помощи пожилым людям, которые решают и вопросы их ежедневного быта.

В последние годы появились многочисленные службы знакомств, причем их клиентами являются не столько молодежь, сколько люди среднего возраста и овдовевшие пожилые люди. Средства массовой информации широко освещают позитивные моменты такого рода повторных браков, их благотворное влияние на психологическое состояние пожилых людей, решение их ежедневных забот и проведение досуга.

Ускоренное развитие восточных стран привело к интеграции западной модели СПП, в результате чего при создании собственных моделей Восток начал ориентироваться на мировой уровень . Восточная модель СПП носит комплексный характер . Она включает материальное обеспечение, которое гарантирует минимальный размер пенсии, обеспечивающий прожиточный минимум, страхование здоровья и социальные пособия, на которые можно рассчитывать в случае острой нуждаемости. Система социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.

Из всего комплекса проблем СПП наибольшее внимание уделяется созданию специальных рабочих мест в государственном и частном секторах экономики. Это связано с тем, что из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы, пожилые люди становятся важным компонентом рынка труда.

В России процесс модернизации СПП начинается в 90-е годы ХХ века. Первоначальная идея реформаторов заключалась в создании условий, обеспечивающих увеличение благосостояния граждан пожилого возраста в соответствии с международными нормами. Для осуществления задуманного было решено выстроить новую модель таким образом, чтобы она соответствовала произошедшим необратимым изменениям во всех сферах российской действительности и отвечала на перспективные запросы общества .

Общая ориентация СПП была направлена на развитие социально-компенсирующих мероприятий. Резервные фонды социальной защиты населения формировались за счет бюджетов всех уровней: федерального, региональных и муниципальных. Активно стала развиваться адресная, в основном натуральная (социальные магазины, благотворительные столовые и т.д.) помощь пожилому населению. В результате реализации обозначенных мероприятий количество служб срочной социальной помощи в стране достигло одной тысячи пятисот восьмидесяти пяти, а единовременную поддержку ежегодно получали до 5,3 миллионов человек. В сети учреждений социального обслуживания населения стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха.

Стала развиваться новая форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей в Москве, а также в Свердловской, Челябинской, Читинской областях и Красноярском крае - создание социальных квартир. Проживающие в этих квартирах обслуживаются социальными работниками. Социальная поддержка, повышение качества жизни пожилых людей, предоставление широкого спектра социальных услуг, в том числе и на дому, - одна из приоритетных задач СПП на сегодняшний день.

Общее право на социальную поддержку реализуется в контексте развития права на обеспечение доступности культурных ценностей. Многие учреждения культуры разрабатывают и осуществляют программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных предоставляют пожилым людям билеты по льготным ценам. Помогают преодолевать дефицит общения и специальные центры-клубы пожилых людей на базе действующих учреждений культуры. Все это позволяет пожилым людям реализовать с пользой для общества свой потенциал и поддерживать социальные связи.

В целях расширения возможностей обеспечить свое материальное состояние в период посттрудовой деятельности в последнее десятилетие активно развиваются различные финансовые программы. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, которые принимают как личные вклады граждан на будущее обеспечение пенсионных выплат, так и целевые вклады предприятий и организаций. Кроме того, у фондов есть полномочия по переводу застрахованным лицом накопительной части пенсии из государственного пенсионного фонда в негосударственный.

Таким образом, современная СПП, формируясь в пределах общеевропейского пространства, стремится к такой организации, при которой она перестанет экстренно реагировать на отдельные факты социальной несправедливости и начнет применять превентивные меры. Для этого Россия активно инкорпорирует опыт развитых стран в практику взаимодействия государства с пожилым населением и выравнивает вектор развития СПП, равняясь на американскую модель. В связи с этим задачей ближайшего будущего является вложение капитала и инвестиций в развитие таких социальных проектов, которые будут способствовать устранению негативных зависимостей, изменению дискурса в отношении лиц пожилого возраста, разрушению стереотипа истощения социально-экономического потенциала личности в пожилом возрасте.

Сравнительное исследование позволяет утверждать, что в данный момент все цивилизованные страны активно занимаются реформированием СПП с целью ее адаптации к современным реалиям. Трансформационно-модификационные процессы, происходящие в различных регионах мира, способствуют преобразованию и интеграции существующихмоделей СПП в общемировом масштабе. Проведенный анализ также позволил выделить ведущие принципы, способствующие формированию общецивилизационной модели СПП:

1. Принцип взаимодействия общества с социальными группами: сопряжение интересов социально-демографической группы пожилых с общегосударственными интересами и интересами «третьего сектора».

2. Принцип социальной справедливости, ориентированный на ценность квалифицированного труда и знаний: создание соответствующей нормативно-правовой базы; опора на ресурсный потенциал людей пожилого возраста.

3. Принцип поддержания достойного качества жизни: акцентирование на социально-экономическом положении социально-демографической группы пожилых.

В то же время стало возможным определить различия этих моделей посредством выделения ведущих механизмов реализации СПП, зависящих от степени государственного участия (ГУ) в решении проблем социальной сферы:

В целом можно говорить о несущественных различиях, так как на практике и в западных, и в восточных странах применяются все отмеченные в представленной работе механизмы. От степени государственного участия зависит только интенсивность их применения.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что современная трансформация модели СПП - продукт общецивилизационного развития, в меньшей - результат специфических условий отдельных стран. Очевидным становится, что мировое сообщество стремится к созданию единого вектора формирования отдельного направления социальной политики, призванного решать проблемы пожилого населения.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, ТГАКИ, г. Тюмень;

Борко Т.И., д.филос.н., профессор, ТюмГУ, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 15.01.2014.

Библиографическая ссылка

Мосина О.А. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ: ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-8. – С. 1746-1750;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33415 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.

Социальное обеспечение пожилых людей

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн.чел). Всего же в РФ на 30.09.98г. насчитывается 39,5 млн. пенсионеров.

В соответствии с законом пенсии - ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 - 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).

Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст.5).

Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ», ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

В Волгоградской области из средств пенсионного фонда получают пенсию около одной трети всего населения области, при этом количество пенсионеров постоянно растет.

Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.

Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:

Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.

Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:

Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.

Загрузка...