1001-market.ru

Игры с песком - полезное занятие. Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста Влияние терапии на дошкольников

Сначала дети перебирают песок пальцами, потом начинают лепить какие-то фигурки с помощью специальных наборов для песка (ведерко, лопатка, разные формочки). А уже потом начинают из него формировать что-то самостоятельно, включая в ход свое воображение и детскую фантазию.

Игры с песком и в частности в песочнице развивают навыки ребенка и необходимые качества, такие как аккуратность, усидчивость и старание.
Но на этом полезные качества игр с песком не заканчиваются. Во время игры в песочнице у ребенка развивается координация движений, мелкая моторика и еще в этом процессе происходит знакомство с предметами которые входят в наборы для игр с песком. Кроме того, дети учатся контактировать с другими ребятами, что тоже необходимо для развития.

Чему учат игры в песочнице

Как и в любом другом деле, взрослые должны для начала проявить сами инициативу и заинтересовать своего ребенка процессом. В песочнице они могут сами слепить куличик и попросить ребенка сделать то же самое. Затем постепенно объяснять, в чем отличие между полным ведерком и пустым, из какого песка легче лепить мокрого, или сухого и т.д.
Маленькие дети, именно в силу своего возраста еще не понимают, что чужое брать без спроса не хорошо. Родители должны объяснить малышу и это. Что нужно научиться, вежливо спросить, и если не разрешают, не брать чужого и не капризничать при этом. Иными словами игра в песочнице учит детей и правилам поведения, что тоже очень важно.

Песочная терапия

Такое понятие действительно существует и направлено оно на стабилизацию эмоционального состояния ребенка. При этом уходит нервное напряжение, что способствует поднятию настроения. Если у вас есть загородный дом, то хорошей идеей будет организовать свою небольшую детскую площадку на участке. Песочницы для детей сегодня можно купить, выбрав понравившийся вариант. Есть различные модели:
  • Компактные песочницы с навесом
  • С закрывающейся крышкой, чтобы песок оставался сухим в случае непогоды
  • Песочницы пеналы, где можно оставлять игрушки
  • Песочницы дворики (это уже мини игровой комплекс в комплекте нескольких песочниц, горок и формочек)

Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Он же не может, как взрослые разбить тарелку, например, а вот разрушить только что выстроенную фигурку легко, потом так же быстро, когда гнев пройдет, слепить ее снова. Таким образом, ребенок не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.

Все мы с улыбкой вспоминаем, как в детстве играли в песочнице. Мы могли часами колупаться в песке или грязи, копая, пересыпая, строя замки и тоннели и делая пасочки. Современные детки, хоть и увлекаются всевозможными гаджетами и технологиями, но не меньше нас любят покопаться в песочке. Кроме того, от такого занятия они получают действительно огромную пользу. Поэтому мотивируйте свою детвору играть в песочнице, придумывайте новые игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху. Как?

Сенсорное развитие

Песок - отличный инструмент для развития тактильных чувств ребенка. Поэтому хорошей идеей будут как игры в песочнице на свежем воздухе, так и занятия с кинетическим песком дома в непогоду. И, конечно же, пляжный песочек! Пускай ребенок играет с сухим песком, влажным, грубым и мелким. Все это подарит ему больше опыта и будет эффективно развивать осязание и моторику.

Творческое развитие

Влажный песок лучше всего подходит для детского творчества, ведь из него можно лепить всевозможные фигурки и формы, используя только лишь ручки или дополнительные материалы - ведерки, пасочки, лопатки и грабли. Чтобы эти развивающие творческие игры с песком были еще интереснее и увлекательнее, предложите ребенку и дополнительные материалы - камушки, ракушки, маленькие флажки и игрушки, палочки и соломинки.

Социальное развитие

Каждый раз, когда человек делает что-то руками, это способствует развитию творчества и желанию поговорить. Игры с песком часто используются и в терапии детей и подростков - играя с ним, они лучше раскрываются и идут на разговор. Песок нравится всем деткам, поэтому он - прекрасный способ стимулировать малыша к социализации. Во время таких игр детки учатся общаться, делиться, находить компромиссы, стимулируют друг друга к общению и творчеству, а также во время игры обучаются той или иной социальной роли.

Игры с песком и терапия

Песок - один из наиболее распространенных инструментов терапии. Как и рисование, песок помогает специалистам наладить контакт с ребенком, а детишкам - раскрыться, рассказать больше, показать то, о чем тяжело говорить. Ребенок может изобразить с помощью песка событие, которое его травмировало, или, например, показать, какой была его жизнь до такого события, а какой стала после. Кроме того, зачастую деткам даже попросту легче общаться, перебирая в руках песочек.

Важность и пользу игр с песком для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с чадом во дворе в песочнице, а для дома купите кинетический песок, недаром такой популярный в наше время.

Какая детская площадка обойдется без песочницы? Это одно из любимых детских мест для игр. Песочницапритягивает годовалых карапузов, дошколят, и младших школьников. Да и взрослые на пляже не отказывают себе в удовольствии повозиться с песком: пересыпать между пальцами, закопать ноги, почертить на нем линии…

В конце XX столетия даже появилось новое искусство -рисование песком. Между прочим, рекомендуется для всех возрастов в качестве расслабляющей техники, позволяющей снять негативные эмоции . Неужели игры и занятия с песком настолько полезные занятия?

Чем полезны игры с песком?

Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей игры с песком развивают мелкую моторику пальцев , а у взрослых улучшается работа мозга, и как следствие, память, соображение, координация.
Игры в песочнице - это развитие творческих способностей , воображения. С каким увлечением малыши выдумывают различные истории, связанные с песочным замком! А чтобы построить этот замок, нужно приложить немало усилий - вот вам и формирование упорства и аккуратности. Кроме того, психологи утверждают, что контакт с песком снимает эмоциональное напряжение, расслабляет, сообжает сайт. Это как раз то, что нужно не только взрослым, но и гиперактивным малышам.

А сколько ситуаций возникает при детских играх в песочнице! Это и типичные споры «твое - мое», разрушение чужого замка, драка из-за лопатки или формочек для куличиков. Каждый случай дает вашему ребенку маленькую частичку опыта общения в коллективе, учит его правилам поведения.

Одно из любимых занятий взрослых и малышей - закапывание в песок. Такие песочные ванны очень полезны для организма. Они усиливают обмен веществ, улучшают кровообращение и функции органов. Медики рекомендуют песочные ванныпри невралгических заболеваниях , при болезнях опорно-двигательного аппарата , при мышечных болях . Так что валяться на песке не просто приятно, но и полезно!

Во что играть с малышом в песочнице?

Если ребенку от года до трех лет…

В этом возрасте крохе достаточно просто возиться в песочнице: трогать песок, разбрасывать его, насыпать в ведерко и высыпать обратно. Малышу понравится ломать куличики, так что запаситесь терпением! Можно научить ребенка строить несложные конструкции , например, прихлопывать руками песок для получения горки или копать лопаткой ямки. Также ребенку будет интересно делать отпечатки ручек и ножек на песке . Покажите ребенку, как легко сыпется сухой песок и как хорошо лепить что-то из мокрого песка , советует сайт . Так малыш узнает о свойствах песка. Постарайтесь приучить малыша выполнять правила: не брать песок в рот, не тереть глаза пальцами и обязательно вымыть руки после игры.

Если ребенку больше трех лет…

Тут предоставляется огромный простор для фантазии: можно строить замки, крепости, домики, башни. При постройке песочного здания можно использовать веточки, камешки, дощечки. Например, построить замок, выкопать вокруг него ров, а потом залить его водой и сделать откидной мост на веревочках. А можно построить многоэтажный гараж для игрушечных машинок. Готовое сооружение лучше украсить ракушками, мелкими камешками и листиками. Многим детям нравится игра в магазин . С помощью формочек вылепите различные куличики и продавайте их. В качестве денег можно использовать камешки или листья. Магазин легко превратить в ресторан, подавая «блюда» из песка на тарелочках из листьев.

Всем известна страсть малышей от 1 и лет до 5-6 к играм в песочнице . Лопатки и формочки покупаются ежемесячно, но постоянно исчезают в пылу дворово-прогулочных баталий. Ребенок возится в вожделенном песке руками, ногами и «всем туловищем» (цитата из «Деталей» Евгения Гришковца). Приходит домой - песок сыплется отовсюду: из карманов и сандилий, набивается в носки, уши, нос и под ногти…

А ведь уличный песок , с точки зрения гигиены, в лучшем случае - сомнительной чистоты . В худшем же - просто антисанитарный рассадник всевозможных микробов , вирусов и заболеваний. Не туда ли делают свои делишки дворовые кошки? Не поблизости ли выгуливают соседи своих ? Не смешивается ли с песком для детских игр грязь, пыль, мусор и пыльца с окрестных деревьев (которая у ребенка может )?

На городском пляже дела обстоят не намного лучше. Что же делать: крохе подходить к общедоступной песочнице ? Или устроить домашнюю, купив кинетический песок?

Этот самый песок - одна из наимоднейших новинок, изобретенных в Швеции и тут же завоевавших любовь «эко-мамочек» по всей Европе.

  • 98 % от всей предлагающейся массы - это чистейший , прошедший многоступенчатую санобработку, морской песок , безопасный для здоровья малыша;
  • оставшиеся 2 % — так называемая «химия»: загустители - связующие средства (как утверждают производители - совершенно не токсичного);
  • масса не требует использования воды , её не нужно ни поливать, ни высушивать;
  • она не липнет ни к рукам, ни к поверхности, на которой ребенок будет играть с кинетическим песком;
  • однако же эта самая «масса» свободно «протекает между пальцев» (цитата из отзывов) и мнется, словно «тесто» ;
  • продается «песок» в наборах (можно выбрать вес в килограммах, начиная с 1): в удобной эргономичной упаковке, вместе с мини-песочницей (разных размеров и форм, с крышкой или без) и несколькими формочками (можно выбрать те, что соответствуют интересам и возрасту-полу именно вашего ребенка ).

О пользе «песочных» игр на улице и дома

Перебирая, пересыпая руками или совочком, ложкой, формочкой, а также — копаясь в мелких сыпучих веществах (это могут быть не только песок и земля, но и гравий, всевозможные крупы, крупная морская соль (в идеале - окрашенная разными цветами), сахар и т.п.), малыши:

  1. прекрасно развивают мелкую моторику (что напрямую связано с общим развитием умственной и психической сферы);
  2. выплескивают «творческие порывы» , эмоциональное напряжение , отрицательные переживания ;
  3. способны надолго , оставив в покое маму с её «неотложными» хозяйственными делами.

Таким образом, кинетический песок купить - значит ребенка увлечь приятной и полезной деятельностью. Не просмотром бесконечных , якобы «развивающих» мультфильмов, не и не нажиманием кнопочек на папиных , а, в некоторой степени, «общением с природными материалами».

Если вы опасаетесь того, что песок окажется разбросанным по всей квартире, забьется в труднодоступные углы и, в конце концов, окажется у малыша в волосах и на зубах, то хитроумные шведские изобретатели предусмотрели решительно все. Стоит взять в руки кусочек «тестообразной» массы и провести им по «усыпанной» поверхности, как все песчинки прилипнут и чистота восстановится. По окончании игр все нужно сложить в упаковку и спрятать подальше от крохи, который наверняка захочет покопаться в песочке еще немного.

Естественно, есть кинетический песок нельзя . В этом плане он от уличного не отличвается ничем. Если у малыша склонность все тянуть в рот , проявите бдительность и не оставляйте играть одного!

Наш партнер ApiShops предлагает всем посетителям сайта купить кинетический песок по специальной цене.

Вконтакте

(1 голос : 5.0 из 5 )

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».

Анна Прохорова, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального школьного образования МГПУ

Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Их можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные — прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным. Покажите ребенку, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Пусть он экспериментирует!
Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки: куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные

Играем вместе

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы — мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша — это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло…
Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки — куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки — можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Игры дли детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь.
Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.

«Угадай на ощупь»

Малыш отварачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупт, что это. Затем поменяйтесь ролями.

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Мама и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Игры для детей от 3 до 6 лет

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.
С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.
Например, чтобы сделать башни у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока все сооружение еще не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.
Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья — воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.

Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

Загрузка...