1001-market.ru

Как играть на гитаре с длинными ногтями? Уход за ногтями гитариста Как-точить ногти для игры на гитаре

Ногтевой способ звукоизвлечения на гитаре

Как основной ногтевой способ звукоизвлечения широко применяется гитаристами, работающими в стиле фламенко и исполняющими классический концертный репертуар. Преимущество такой манеры звукоизвлечения весьма очевидна, так как гитара с нейлоновыми струнами при ногтевом способе звучит громче и насыщается большей тембровой красотой. Исполнение становится более ярким за счёт увеличения звукового диапазона гитары и тембровой окраски. Ноготь придаёт удару чёткость, которой так не хватает при игре безногтевым способом звукоизвлечения особенно это хорошо заметно при исполнении пассажей и арпеджио (перебора). Применение ногтя для защипывания струны производится по способу, указанному мадридским гитаристом (1784 — 1849) в его испанской школе исполнительства на гитаре (Nuevo método para guitarra ). «Сначала защипывают струну мякотью пальца, той её частью, которая обращена в сторону большого пальца; палец несколько более вытянут и менее согнут, чем при игре без использования ногтя; затем на струну скользит ноготь». Агуадо рекомендовал использовать технику игры ногтями (он считается первым гитаристом, предложившим эту идею), достигая более яркого и сильного звука. Ноготь, будучи твёрдым, может давать более заметные оттенки струны. Теряя в мягкости, звучание выигрывает в блеске силе и контрастах. В стиле фламенко нет возможности придать всю характерность этого стиля без участия ногтя, сообщающего силу басам, лёгкость арпеджио и пронзительную резкость расгеадо. Итак, причина по которой ногтевой способ звукоизвлечения считается более практичным, заключается в том, что при исполнении произведений ногтевым способом легче управлять своим звукоизвлечением из за более широкого звукового диапазона гитары создаваемого именно ногтями. На снимке внизу показаны места касания струн подушечками пальцев прежде чем струна начнёт скользить на ноготь.


Какими должны быть ногти для игры на гитаре

Ногтевой способ звукоизвлечения требует от исполнителя определённого ухода за ногтями, который заключается в постоянном контроле над их длинной, а так же в отсутствии неровностей и шероховатостей краёв. Слишком длинные ногти придают звуку гнусавый звук, потому что при этом не используется подушечка пальца, а только ноготь. Для ухода за ногтями потребуются ножницы и пилки, так как ногти не должны слишком длинными и возвышаться над подушечкой пальца на 1 — 2 миллиметра в зависимости от индивидуального строения ногтя и пальца. При этом ноготь должен соответствовать контуру подушечки пальца (иметь закруглённую форму).

Некоторые гитаристы придают ногтю скошенную форму от начальной точка касания струны до точки схода струны стараясь увеличить площадь ногтя при сходе струны, но такая форма ногтя сугубо индивидуальна и зависит от вашего желания поэкспериментировать над звуком. На следующей фотографии представлен ноготь большого пальца правой руки. Надо отметить, что это пожалуй максимальная длинна ногтя используемая для игры на гитаре большим пальцем.

К сожалению не все могут позволить себе ногтевой способ звукоизвлечения в связи с тем, что ногти могут быть слишком тонкими, ломкими и расслаиваться. Для некоторых чтобы устранить эту причину достаточно изменить своё ежедневное меню, включив в него достаточное количество продуктов богатых витамином B, кальцием и белком (кефир, молоко, сыр, фурма). Такой продукт как творог содержит фосфор, кальций и витамин D улучшающий рост ногтей.
Многие гитаристы используют ногти даже при игре на металлических струнах, находя в этом более интересную яркость звучания своего инструмента.

Данную статью мы бы хотели посвятить такому важному вопросу, как уход за ногтями правой руки. Ведь качество Вашего звука во многом зависит от состояния ногтей. Среди исполнителей классической гитарной музыки даже ходит такая поговорка «ногти для гитариста – всё равно, что смычок для скрипача» – и это действительно так.
К сожалению, не все обладают от природы здоровыми крепкими ногтями, тем более от постоянных занятий более слабые ногти быстро стачиваются и теряют необходимую длину и форму. О том, какой длины и формы должны быть ногти гитариста и какими шлифовками следует для этого пользоваться мы достаточно подробно освятили в разделе видео-уроки. А сейчас хотелось бы более подробно рассказать о том, как сделать ногти более крепкими и здоровыми . Конечно, в интернете можно найти массу различных способов, как это сделать, и каждый сам выбирает для себя более удобные и доступные, но я расскажу Вам о более действенных и проверенных в практике.
Итак, прежде всего, хотелось бы сказать, как это не банально звучит, крепость ногтей во многом зависит от питания . Недостаток витаминов сразу отражается на здоровье Ваших ногтей. Для начала, можно пропить курс витаминов с кальцием типа «Кальцид», «КальцийД3» или еще что-то в этом роде. Не плохие витамины «Супрадин» , которые содержат комплекс всех минералов и витаминов и плюс помогают при повышенной утомляемости, но, конечно, подбор препаратов достаточно индивидуальный процесс, тут нужно смотреть, чтобы не было противопоказаний, можно даже проконсультироваться с врачом. Естественно, все мы знаем, что искусственные витамины нельзя употреблять постоянно, обычно, нужно пропить только определенный курс, а потом придется получать витамины из продуктов , которые мы употребляем в пищу. Старайтесь пить больше натуральных молочных продуктов , есть морепродукты , а так же хорошо укрепляет ногти употребление орехов (грецкие, кешью, миндаль, фундук, арахис и т.д.).
С питанием мы разобрались, теперь можно рассказать и о способах укрепления ногтей непосредственно.
Советую делать ванночки с морской солью хотя бы 3 раза в неделю. Туда же, в воду можно добавить сок лимона, соду или различные эфирные масла .
Ежедневно перед сном (можно и несколько раз в день) втирать в ногти следующее (вариантов много, можете выбрать, что Вам нравится): касторовое масло, витамины Е или А в масле, также очень хорошо помогают эфирные масла - лимона, авокадо, иланг-иланга, майораны, розмарина.
Среди желающих укрепить ногти бытует мнение, что хорошо их мазать йодом. Лично мне этот способ не подошел, от йода ногти сначала вроде бы и укрепились, но со временем стали еще более хрупкими. Йод словно высушил их.
И еще, хотелось бы обратить внимание лиц женского пола – использование всевозможных декоративных лаков для ногтей значительно ухудшает состояние ногтей.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные процедуры должны быть комплексными , если Вы один раз в месяц чем-нибудь намажете свои ногти или вымочите их в ванночке с солью, то эффекта никакого не будет.
Вот основные советы, которые можно дать для укрепления ногтей гитаристов. Вы можете выбрать для себя любой или найти другой индивидуальный способ, только не забывайте всегда следить за ногтями и главное содержать их в чистоте и порядке.

(данная статья написана студентами Маркина Н.И. специально для сайта http://сайт )

Урок №2 - Игра ногтями, уход за ногтями

Прежде, чем начать этот урок, в качестве введения, я бы хотел вас познакомить с одним большим заблуждением, которое довольно часто встречается среди людей, которые никогда не учились играть на классической гитаре, или же были самоучками в этом деле, чего-то недопоняли, или же просто не узнали.

Дело в том, что в интернете я часто встречаю рассуждения на тему "какие струны лучше - нейлоновые или металлические". При этом чаще всего большинство говорит, что "конечно же металлические", приводя в качестве аргументов к этому такие, как "нейлон сильно тянется, его долго настраивать", или "у него звук глухой, а у металла звонкий". Чаще всего так говорят люди, которые или плохо разбираются в игре на гитаре, или знают только какую-нибудь одну её сторону. Чаще всего этой стороной является умение играть песни на акустической гитаре на 3х блатных аккордах. Естественно, что при такой игре нужно использовать металлические струны. Об этом - дальше.

Гитара - это многогранный инструмент. Его можно использовать по-всякому - в зависимости от стиля игры. Можно играть пальцами, медиатором, на электрогитаре, на бас гитаре, на классике, на фламенко-гитаре и т.д. Есть гитары, подходящие для блюза, джаза, аккомпанемента, концертной игры и т.п. Для каждого стиля игры есть свои приёмы и тонкости, также в каждом инструменте используются свои "примочки". Вряд ли кто-то будет играть на электрогитаре пальцами (есть такие известные люди, но их очень мало), блюзмэн скорее всего скажет вам, что предпочитает тонкие металлические струны, которые легко тянутся и на которых легче делать бэнды. Тот, кто играет аккомпанемент, скорее всего скажет вам, что ему нравятся струны потолще.

Итак, для каждого стиля игры есть свои "фишки" и "примочки".

Теперь вернёмся к нейлоновым струнам.

Эти струны - как раз и есть "примочка" (условно говоря, чтобы было понятнее), и используют их при игре на классической гитаре. При этом, если вы играете на такой гитаре и на таких струнах, очень важным элементом такой игры является правильное звукоизвлечение . Основным элементом правильного звукоизвлечения на классической гитаре (а часто не только на ней) является игра ногтями. Кроме этого, помимо ногтей, важную роль играет конструкция гитары, а также правильная посадка с инструментом. Назову 1 из признаков конструкции классической гитары - гриф должен быть вклеен в корпус, а не прикрепляться к нему на винте.

Итак, чтобы правильно играть на нейлоновых струнах, должен быть соблюден ряд правил:

Гитара должна подходить для нейлоновых струн (не на винте, не какая-нибудь например концертная);
- игра должна вестись определённым образом - ногтями, с правильным звукоизвлечением, в правильной посадке, с соблюдением множества правил;
- ногти должны быть правильно обработаны.

Вы должны понять, что сравнить нейлоновые и металлические струны невозможно - нейлоновые и металлические струны служат для разных целей . Если человек говорит вам, что ему не нравятся нейлоновые струны, он просто не знает как правильно на них играть, вот и все дела.

Итак, давайте перейдём к практике и разберёмся, как же нам правильно "настроить" наш рабочий инструмент, то есть наши ногти.

Примечание: раньше на гитаре играли без ногтей, но потом всё же решили, что ими играть лучше. Игра ногтями стала своего рода новым этапом в жизни этого инструмента. Есть люди, которые играют и без них, но их меньшинство, чаще всё же учат играть именно ногтями. Играть таким образом можно не только на нейлоне, а и на металле.

"Настраиваем" ногти

Разберёмся сначала с левой рукой, т.к. с ней всё очень просто - убирайте на ней ногти "под ноль", иногда гитаристы оставляют на левой руке небольшие ногти длиной около 0,5 мм - для придания жёсткости пальцам - это помогает, если при игре часто используется приём "легато".

В качестве примера я предлагаю посмотреть фото моей правой руки, попутно буду объяснять:

Ногти на правой руке необходимо отрастить так, чтобы они выступали за подушечку пальца примерно на 3-4 миллиметра. Как вы видите, на мизинце ноготь спилен "под ноль" - так же можете сделать и вы. После того, как вы их отрастили, их необходимо правильно заточить. Делается это так: если вы смотрите на руку сверху вниз со стороны, обратной ладони, их нужно заточить слева, в том месте, где это у меня показано стрелками. Скошенная затачиваемая поверхность должна быть идеально гладкой, без зазубрин и без выступов.

Примечание: разные школы учат обращаться с ногтями по-разному: или вообще не затачивать, или делать по форме подушечки пальцев, или короткими, или длинными. Профессионалы нередко пользуются накладными ногтями. Я считаю, что споры по поводу правильности обращения с ногтями бессмысленны, так как каждый учитель учит так, как научили его в своё время. Я предлагаю вам один из способов. По крайней мере, меня учит так мой преподаватель, а он закончил музыкальную консерваторию, поэтому у меня по поводу правильности моего способа обращения с ногтями сомнений не возникает.

Разберёмся с большим пальцем.

Здесь вобщем-то то же самое, как и у других пальцев. Затачивайте его слева. Заточка нужна для того, чтобы когда вы будете играть по басовой струне, особенно ударом, ноготь не цеплялся за струну. Часто ноготь на большом пальце не подпиливают, тогда при ударе по струне он играет её ногтем, это тоже практикуется, только я например привык его затачивать.

Лучше всего ногти затачивать не металлической, а пластиковой пилкой. Продаётся она свободно во многих магазинах, стоит недорого. Вот как она выглядит:

Если посмотреть со стороны ладони, то ноготь должен выставляться за подушечку пальца примерно на 2 мм.

В этом уроке всё. Готовьте ваши ногти к игре. Не бойтесь это делать, потому что на гитаре на самом деле так и играют, как на классике на нейлоновых струнах, так и на акустике на металлических струнах.

В следующем уроке мы займёмся очень важным делом - рассмотрим основы правильного звукоизвлечения, используя при игре ногти.

Перед началом этой статьи я хотел бы еще раз обратить внимание, что пишу я это не для профессиональных музыкантов, не для студентов музыкальных учебных заведений, а для любителей, которые сами потихоньку учатся играть для себя, своих родных и друзей. Для профессионалов эти сведения вообще могут оказать вред.

Надо выращивать ногти для гитары

О проблеме выращивания ногтей для игры, я задумался сразу, как только занялся гитарой. Во мне сталкивались два мнения. С одной стороны я понимал: если хочу красивой игры, надо выращивать ногти, а с другой стороны, я не собирался становиться профессиональным музыкантом.

Пару раз я все же пробовал отрастить ногти, но каждый раз сталкивался с одними и теми же проблемами. Маленькие дети, ежедневная работа по дому диктовали свои реалии, ногти мне сильно мешали в повседневной жизни. А еще они жутко зудели, и каждый раз я не выдерживал и обрезал их.

Чего добивались музыканты, игравшие не используя ногтей?

А еще меня очень интересовал вопрос: а чего вообще добивались музыканты, игравшие без ногтей? Специально и подробно информацию я очень уж сильно не искал, но известно мне вот что. Сеговия говорил, что для игры на гитаре достаточно небольших ногтей, всего на пару миллиметров выдающихся над подушечками пальцев.

Все аккорды на гитаре 6 струн

Но это уже многовато для повседневной жизни. Хорошо, если подушечки пальцев не пухлые, край ногтя находится близко к краю подушечки пальца. А бывает и наоборот. А еще бывает, как у меня: на всех пальцах край близко, а не безымянном – нет. Одним словом, отращивание ногтей – сущая морока, мешающая жить. Но при этом еще хочется и играть на гитаре.

Томми Эммануэль играет на гитаре без ногтей

Есть один очень известный музыкант, который играет без ногтей, это Томми Эммануэль (Tommy Emmanuel) . Да еще как играет, на мой взгляд он вообще самый сильный гитарист мира. Тем не менее, если внимательно приглядеться к его технике, то становится понятно, что в основном она медиаторная.

Томми использует коготь- медиатор , который надевает на большой палец, а другие пальцы часто использует как вспомогательные, хотя и не всегда.

Есть еще один гитарист – Жак Стотзем (Jacques Stotzem). Он использует когти не только для большого пальца, но и для указательного и среднего. Так что, можно брать с них пример.
Но вернемся к нашей теме.

Разница игры с ногтями и без

В чем разница игры с ногтями и без, когда играешь фингерстайл? Бытует мнение, что игра подушечками дает более богатый звук. С одной стороны он приглушенный, но с другой, более богат обертонами, чем когда извлекаешь звук ногтем или медиатором. Это действительно так, и игра подушечками вполне возможна и реальна. Металлические струны дают вполне приличный звук в отличие от нейлоновых, когда играешь без ногтей.

Интервалы в музыке, сольфеджио, таблица

Есть всего две разницы

По большому счету, из моего опыта, есть всего две разницы.
Первая – не очень существенна для игры. Это постановка правой руки и движение пальцев, извлекающих звук. Когда играешь ногтями, пальцы более прямые и угол наклона не составляет и 90 градусов к ладони. Иначе просто будешь цеплять ногтями струны излишне сильно. Впрочем, все это есть в теории по классической гитаре.

А вот вторая разница – она весьма существенная. Дело в том, что без ногтей гораздо сложнее управлять своим звукоизвлечением. Первая проблема – добиться равномерного звука хотя бы по громкости. Мне сложно пояснить, как там конкретно обстоит дело, но предполагаю следующее. Когда происходит щипок струны, то струна как правило попадает сначала на кожу подушечки пальца.

А дальше, если есть ноготь, то струна жестко ложится на ноготь и тут же происходит звукоизвлечение. Т.е. короче говоря, звук выходит сразу же, как вы дергаете струну. А вот если ногтя нет, то тогда после того, как струна легла на подушечку и вы пытаетесь извлечь звук, своим натяжением струна немного сдвигает кожу подушечки пальца, т.к. ногтя нет и ничто не мешает ей немного сдвинуться за струной, и в результате звук выходит с запозданием.

В результате, звук выходит как пиццикато, т.е. с разрывами между нотами, а если при этом еще и быстрые пассажи, то звук вообще невнятной. А хотелось бы звонко, слитно и красиво. А получается пиццикато, к которому еще добавляется неровное поначалу звукоизвлечение, и в результате выходит как-то не очень красиво. Конечно же, проблема эта решаема.

Как правильно держать медиатор

Постепенно с опытом это проходит, особенно если самому уделять внимание слитной игре, но поначалу это может быть весьма разочаровывающим фактором. У меня так и было. В душе играешь как Томми Эммануэль, а на поверку – какие-то несвязные невнятные звуки.

Поэтому, если Вы недавно играете на гитаре и без ногтей, и столкнулись с этой проблемой, то проявите терпение – это пройдет. Просто немного усидчивости и все. А если вы не знаете растить ногти или нет – то не растите, ни к чему это. Потом если захочется вдруг, то вопрос сам отпадет. Я кстати в конечном счета все же отрастил, а зудеть они перестали где-то через месяц.

Мне повезло, мои ногти оказались крепкими и не ломкими. С ногтями на мой взгляд игра интересней и красивей. Звук может и более плоский, но зато намного легче и эффективней управлять экспрессией, придавать звуку оттенки своих эмоций.

И напоследок о средствах ухода. Чтоб ухаживать за ногтями, вам понадобятся ножницы, пилка, щеточка и синтетическая мягкая пемза, чтоб заполировать после обработки пилкой.

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Сегодня я хочу рассказать Вам о способах и методах звукоизвлечения при игре на гитаре, проведя обзор самых популярных техник, приемов и предметов, с помощью которых можно добиваться разнообразного звучания Вашего инструмента. Надеюсь, что после прочтения этой статьи и просмотра всех видео Ваш гитарный кругозор заметно расширится.

Пальцевая техника

Пальцевая техника подразумевает работу правой руки почти без вмешательств инородных предметов («почти» из-за
накладных и наклеиваемых когтей). Эта техника берет свое начало у классической гитары с момента её появления. Но по ходу развития гитарного мастерства, техника пальцевой игры совершенствовалась и теперь можно выделить несколько способов игры на гитаре пальцами.

С него-то и начинают все без исключения гитаристы, у которых только что появилась гитара. Подразумевает данный способ обязательную «классическую» постановку правой руки таким образом, чтобы запястье не касалось корпуса гитары. При такой постановке возможна максимальная скорость игры с минимальной усталостью пальцев гитариста. Кроме этого, важно при игре на гитаре держать палец «р» (большой палец правой руки) не в кулаке, не напротив указательного, а двигать им как бы «вокруг» остальных пальцев, при этом, если посмотреть вниз на свою правую руку, нужно видеть «треугольник» между струной, указательным (i) и большим пальцем (р). Этот треугольник может быть большим, маленьким, средним – на Ваш выбор. Главное, чтобы он был. Зачем? Чтобы работали только пальцы без участия запястья или локтевого изгиба, потому что если Ваш большой палец будет находиться напротив указательного, то Вы не сможете выполнить четкий щипок без «подпрыгивания» кистью, что недопустимо при пальцевой технике игры на гитаре. Если Вы будете прятать Ваш большой палец внутрь кулака, то остальные пальцы (I, m, a, e) расположатся под острым углом к струнам, что повлечет за собой звукоизвлечение с шерохом и скрипом пальцев (ногтей) об струны. Руку (особенно кисть) при этом не напрягать. Она должна просто свисать вниз, а работать нужно пальцами. Ниже я привожу иллюстрацию классической постановки правой руки. Вариант «А» — правильный, В — неправильный.

Хочу добавить к пальцевой теме описание способ игры на гитаре пальцами:

Безногтевой способ игры на гитаре

Подразумевает звукоизвлечение при помощи подушечек пальцев путем небольшого оттягивания и отпускания струны под небольшим углом вверх в сторону запястья. Звук будет приглушенным, но равномерно тихим. Чтобы добиваться более громких звуков, необходимо сильнее поддергивать струну, что может привести к быстрой усталости пальцев при отсутствии опыта игры. Этот метод подойдет для начинающих, как первый шаг к освоению. После него можно переходить на

Ногтевой способ игры на гитаре

Звуки, сыгранные ногтями, чётче, громче и ярче. Но для игры с помощью ногтевого способа мало просто отрастить ногти. Большинство учебников пишет, что ногтевая пластина должна быть длиннее пальца (в среднем по учебникам) на 1-3 и до 5 мм и иметь закругленную или квадратную форму. И всё. Хочу добавить от себя, что здесь важно, в первую очередь, оценить несколько моментов, чтобы подобрать оптимальную длину ногтей:

    1. Высота Вашего запястья относительно струн. Чем оно выше, тем ногти должны быть короче
    2. Техника игры. Если Вы чаще играете апояндо (с опорой на соседнюю струну после атаки), то Вам больше подойдут короткие ногти (1-1,5 мм), если любите тирандо (без опоры на соседнюю струну), особенно с быстрым тремоло, то отращивайте ногти длиннее, чем 1,5 мм.
    3. Здоровье ногтей. В случае с тонкими и ломкими ногтями, большую длину отрастить не получится, так как они будут ломаться. Здесь есть три варианта выхода из положения: 2-3 слоя укрепляющего лака, надевание специальных «когтей» и приклеивание многоразовых синтетических (обычно акриловых) накладных ногтей (специальных) на родную ногтевую пластину специальным гелем. Отвечаю на вопрос о нарощенных в салоне ногтях: «НЕТ!». Они очень быстро стираются и ими крайне неудобно играть на гитаре.
    4. Ухаживайте за Вашими ногтями и следите за их сохранностью. Если привык играть с ногтями, то без них уже не сможешь. Поэтому думайте, прежде чем за что-то схватиться. Враг №1 для ногтей – дверные ручки. Будьте осторожны. А так же обязательно следите за гигиеной ногтей. Грязи под ними быть не должно.

Теппинг

Теппингу я в своих дальнейших очерках обязательно посвящу отдельную статью в своем гитарном блоге. Сейчас кратко опишу данный вид звукоизвлечения. Теппинг (техника больше характерна для ) подразумевает работу либо одной руки на грифе (одноголосый, как у Van Halen), либо обеих (полифонический, как у Stanley Jordan или Энвера Измайлова). Я не говорю конкретно о левой или правой руках, так как статью могут читать и левши, поэтому в этом абзаце будем различать их иначе. Пальцы при теппинге совершают постоянные легатные приемы hammer on (восходящее легато), pull off (нисходящее легато), slide (глиссандо) и иногда band (подтяжки). При работе одноголосым теппингом, вторая (свободная) рука может глушить лишние струны, встав ниже положения играющей руки. При полифоническом теппинге для глушения лишних нот возле верхнего порожка можно надевать обычную резинку для волос. Гитаристу широкого профиля, вроде меня, которые играют на всех видах гитар, тяжело работать теппингом с длинными ногтями, поэтому длина моих ногтей обычно не превышает 3 мм или я использую медиатор для ударов по грифу. Важно выполнять приемы четко, точно и с одинаковой силой, чтобы не было скачков по динамике. Изобретение теппинга вывело игру на гитаре на новый уровень. Синонимом данного метода является «фортепианная техника», что подразумевает использование до 10-ти пальцев рук (особенно, если положить гитары на специальный стол или колени). Сложность этого метода оправдывается эффектностью и завораживающими мелодиями, которые можно сыграть этим способом.

Игра чесом («боем»)

Этот способ игры характерен для эстрадного исполнения песен при аккомпанементе вокалу. Как «неклассический» метод, он мало описан в учебниках высшей гитарной школы, но и у него есть некоторые нюансы. А именно, если при пальцевой игре важно держать кисть неподвижной, то здесь запястье должно работать на всю свою амплитуду, немного «докручивать» локтевым изгибом, а пальцы, держась в легком напряжении, практически не гнутся. Запомните правило №1 работы чесом: рука должна быть расслаблена! Никакого напряжения. Отдыхайте между ударами по струнам, подобно отдыху пловца между загребанием очередной порции воды в бассейне, иначе у Вас очень быстро устанет рука.

Загрузка...