1001-market.ru

Как общаться с глухонемыми детьми. «я когда-то пообещала себе, что научу своего слабослышащего сына говорить, отдам его в обычную школу и расскажу о наших успехах журналистам. Для начала разберемся в том, что же такое глухонемота

«Как вы научили читать Гришу?» - спросила меня после занятия дефектолог, которая занимается с моим слабослышащим сыном. Педагог молодой и ей интересно все. Я знаю, что это не риторический вопрос. Гриша непоседлив, часто отвлекается, быстро устает. Врачи ставят ему диагноз СДВГ – гиперактивность. Занятия приходиться строить циклично, позанимались 20 минут, 5 минут перерыв, затем снова продолжать учебу. Именно поэтому он занимается по индивидуальной программе, а не в классе. Услышав ее вопрос, я задумываюсь. Часто наблюдала в окружении, что дети не хотят читать. Родители жалуются, мол, только компьютер им интересен. Поделюсь своими открытиями на тему обучения чтению.

1. Создавайте сказочную атмосферу. Чтение - это не повинность, не наказание, не приказ «Я сказала, читать!» Чтение - это открытие, это совместное путешествие, это новые ресурсы. Как только родители начинают принуждать, заставлять ребенка читать в качестве наказания, всё - вы отбиваете охоту к процессу познания.
Что делать, если ошибку осознали? Исправлять. Причем исправлять вместе. Важно найти тему, которая интересна ребенку. И вместе сходить в библиотеку или в книжный магазин и найти книги на любимую тему.

Сыну нравятся роботы и Губка Боб. Иду на компромисс. Я не сторонница этих персонажей, но разрешаю взять журналы в библиотеке. А сама выбираю книги, которые могут быть ему интересны. Дома читаю ему вслух. Потом меняемся ролями. Говорю, что устала и хочу, чтобы сын почитал мне. Гришка читает.
Старалась в первые моменты меньше его поправлять, чтобы не отбить охоту читать вслух. Не придираюсь к произношению. Но обращаю внимание на интонацию и точки в конце предложений, вопросительные и восклицательные знаки.

Раньше выбирала книги с яркими картинками, сюжетными изображениями и хорошим большим шрифтом. Скажу честно, приходилось изрядно пересматривать детские книги. Отбирала лучшие.

2. Определитесь с методикой. Сурдопедагог использовала методику глобального чтения. Но я видела, что Гришка ее не воспринимает. Он часто отвлекался, не запоминал целое слово. Мне пришлось идти в Интернет. И я нашла информацию о методике Никитиных. Вскоре заказала в интернет-магазине комплект из кубиков и таблиц, и начались наши дни осваивания чтения. Благо в этом процессе принимала активное участие моя мама. За что ей огромное спасибо! Гришка быстро освоил новую методику. Правда, вначале он раздельно произносил буквы в слоге. Пришлось пойти на хитрость - нарисовала две буквы, которые держатся за руки, и произнесла «СА». Комментировала так: «Сначала буквы идут друг к другу в гости, знакомятся, а потом они дружат, поэтому говорим не «С», «А», а «СА».

Когда начинать читать? Признаюсь, я не фанатка раннего развития. Гришка начал самостоятельно читать в 6 лет. До этого знал отдельные буквы, но я его не терроризировала чтением, не гналась за стандартами. И читал адаптивные самодельные книжечки. Мы могли лепить, клеить, резать, рисовать, мастерить, использовать различные самоделки. Кто-то уже начинает читать чуть ли не с 4. Но я не сравнивала уровень Гриши с соседскими детьми.

3. Выбирайте тексты по уровню владения лексикой. У нас был период, когда я не могла найти сыну книги по его уровню знания слов. Он мало знал. Поэтому первые книги были адаптивными. Я брала тетради, наклеивала сюжетные картинки из детской книжки (самой простой на 4-6 стр.). А внизу писала предложения из 3-5 слов из Гришиного словаря + парочку-тройку новых.

5. Запишите ребенка в библиотеку, и покупайте книги вместе. Я очень люблю книжные магазины. Могу оставить там всю наличку, которая есть в кармане. Мы часто покупаем книги вместе. Гришка любопытный покупатель, задает множество вопросов.
Когда я впервые привела сына в библиотеку, он побежал к стеллажам с криком: «Мама, смотри, это потрясающе!» Библиотекари были в восторге от его реакций на книги, он мог сесть прямо между стеллажами и сразу читать.

6. Читайте сами. Дети воспринимают не то, что мы говорим, а то, что делаем. Если мы будем просить их читать, а сами не держали книгу в руках уже много лет, откуда у детей появится желание? Сын мог поинтересоваться, увидев меня с книгой, про что я читаю. Всегда отвечала на его вопрос.

7. Интересуйтесь книгами современных детских авторов . Когда-то мне попалась книга одного автора (Олесь Ильченко), в ней подача как раз для слабослышащих детей: большие сюжетные картинки и внизу текст на 2-3 предложения. Позже я познакомилась с ним через фейсбук и поблагодарила его за интересные истории и оформление, которое так подошло моему слабослышащем сыну. Автор признался мне, что он тоже слабослышащий, носит слуховой аппарат на одном ухе и пожелал Гришке творческой реализации. Я была потрясена еще одним примером, что слабослышащий человек может добиться успеха. Очередной стереотип был стерт в моем воображении.

Если у вас есть полезный опыт по обучению чтению или открытия по этой теме, делитесь информацией в комментариях!
И пусть для вашего ребенка чтение не будет мучением!

Логопед ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» Селиверстова Н.В.

В семье рождается глухонемой ребенок. Это звучит как приговор или современный уровень развития медицины, сурдопедагогики, техники позволяет отнестись к этому как в той или иной степени преодолимому барьеру?

Развитие медицинской науки, разработка эффективных методик, современная звукоусиливающая аппаратура дают возможность ребенку пользоваться остатками слуха и развивать на основе слушания речь. Следовательно, термин глухонемой изжил себя. Раньше этот термин применялся к людям, у которых не была сформирована устная речь. Они не умели разговаривать, так как не слышали. Сейчас есть все возможности развить остатки слуха и на этой основе развивать устную речь. Неслышащего ребенка можно научить говорить. Поэтому что делать, если в семье рождается глухой ребенок?

Необходимо выполнение трех условий: ранняя диагностика, ранняя реабилитация и при возможности ранняя интеграция в среду здоровых детей.

Сейчас врачи с помощью специальной техники, компьютерных технологий, могут диагностировать даже новорожденного ребенка. Причиной снижения слуха бывают наследственный фактор, врожденные нарушения слуха, осложнения после болезни и травмы. Но в любом случае установление причин и степени потери слуха имеет большое значение для процесса реабилитации и прогноза на будущее. Необходимо раннее протезирование неслышащего ребенка. Сейчас применяют очень чувствительные цифровые звукоусиливающие аппараты.

Большой эффект дает хирургическая операция- кохлеарная имплантация, когда в ухо ребенка вживляется искусственная улитка. Такие операции проводятся в зависимости от медицинских показаний, желания и возможности родителей. Имплант представляет собой речевой процессор с 24 электродами в титановом корпусе. Операция не относится к разряду сложных и при условии правильно организованного реабилитационного периода дает впечатляющие результаты: ребенок слышит даже шепот, а его речь почти ничем не отличается от речи ребенка с нормальным слухом, причем сроки обучения устной речи значительно сокращаются.

Проблема глухоты стара как мир. И люди, лишенные дара слышать и говорить, как-то приспосабливались к окружающей жизни. На помощь приходило очень важное направление дефектологии – сурдопедагогика.

Сурдопедагогика как наука насчитывает почти трехвековую историю. Накопленный ею опыт огромен и достижения очевидны. Сурдопедагоги делали все возможное: учили глухих считывать с губ, работали над произношением и развитием слухового восприятия, обучали их чтению и письму, создавая таким образом предпосылки для полноценного мышления. Классический метод использует дактилологию – пальцевую азбуку. С ее помощью ребенок запоминает звукобуквенный состав слова, может правильно писать. Но дактилология мешает естественному произношению. Речь получается послоговая, монотонная, неестественная, а значит непонятная нам. Дактилология заменяет моторику устной речи и мешает ее развитию. Нельзя останавливаться на достигнутом. Наука, техника, технология движутся вперед. Создана специальная аппаратура, которая позволяет учить глухого слушать. Надо твердо себе уяснить, что вернуть слух можно только путем кохлеарной имплантации. Но людей и прежде всего детей, с абсолютной глухотой практически нет. У неслышащих в той или иной степени сохранен слух на низких частотах. И с помощью звукоусиливающей аппаратуры нового поколения остатки слуха можно вполне успешно развивать.

Второй важный момент. Вы знаете, что почти все дети с нарушениями слуха посещают специальные детские сады – пятидневки, затем учатся в школах- интернатах. Во всех этих учреждениях дети с нарушенным слухом общаются только между собой. Создается замкнутый социум, выйти за рамки которого мешает глухота и недостаточно развитая, непонятная окружающим устная речь. Не решается главное — интеграция неслышащих в общество людей с нормальным слухом. А ведь для многих это было бы возможным. Сейчас существуют способы, и весьма эффективные, решения этой проблемы.

Занятия с использованием специальной аппаратуры и специальных методик позволяют получить принципиально лучшее качество устной речи неслышащего ребенка. Если ребенок пользуется остаточным слухом с помощью правильно подобранного слухового аппарата, если его речь понятна окружающим, он становится полноценным членом коллектива нормальных людей.

Верботональный метод. В чем его суть, а самое главное преимущества в реабилитации детей, имеющих нарушения слуха и речи?

Ассоциация «СОРДИ» (Ассоциация содействия обучению и реабилитации детей-инвалидов) вот уже 13 лет одним из приоритетных направлений в своей деятельности определила применение в нашей стране верботонального метода реабилитации глухих детей, разработанного выдающимся хорватским ученым Петаром Губериной – основателем и руководителем Центра СУВАГ-Центра реабилитации слушания и речи в Загребе. С 1982 года это официальный Международный центр по развитию верботональной системы и обучению кадров во всех областях применения этого метода. Верботональный метод получил высокую оценку специалистов всего мира, он эффективно используется в Англии, Франции, Бельгии, США и других странах. С опозданием он, наконец, пришел и к нам. Сейчас в 23 городах России, среди них Нерюнгри, Владивосток, Тольятти, Иркутск, Самара, Астрахань, Хабаровск, организовано 26 реабилитационных центров. С 1998 г такой центр существует в Москве – Центр слуха и речи «Верботон». Этот метод используется и у нас в Туле в «Центре детской психоневрологии.»

Верботональная система реабилитации – это комплексный подход к решению проблемы глухоты. Его технической основой являются электроакустические аппараты серии «Верботон». Как я уже говорила, подавляющее большинство детей имеют остаточный слух на уровне низких частот. Аппараты серии «Верботон» имеют возможность трансмиссии низких частот и таким образом обеспечивают подбор оптимального слухового поля. Аппараты эти дорогие и имеются только в центрах, работающих по верботональной методике.

Так что же дает использование этих аппаратов?

Самое главное – это занятия и с использованием аппарата «Верботон», которые развивают у детей слуховое восприятие и формируют устную речь. Второе — функциональная диагностика, проводимая с помощью нашей аппаратуры, позволяет сделать это с гораздо большей степенью точности. Ведь правильное представление о состоянии слуховосприятия делает реабилитацию более успешной. Используется аппарат серии «Верботон» и для решения многих логопедических проблем: общего недоразвития речи, дизартрии, задержка речевого развития, заикания.

О технической стороне верботонального метода мы теперь имеем общее представление. Каковы его другие составляющие?

Верботональный метод- это природный метод развития устной речи. Ранее существовало представление, что если поражен слуховой анализатор, то надо за основу брать не слух, а другие анализаторы: зрительный, двигательный и т.д. Мы же исходим из того, что человек не слышит. Значит, глухого надо научить слушать и через слуховое восприятие развивать речь. Повторяю, еще раз, в основе лежит процесс обучения слушанию, формирования на этой основе устной речи и, как следствие, развитие мышления.

Неотъемлемой частью нашего метода является самое активное участие родителей в реабилитации их ребенка. Мы знакомим родителей с нашей методикой. Они обязательно присутствуют вначале на занятиях, получают любые необходимые им консультации. Мы учим родителей, как правильно общаться с детьми. Это очень важное слагаемое успеха. И вы знаете, такие занятия сближают маму с ребенком.

Итак, в заключении хотелось бы сказать: первое – залогом успеха является ранняя диагностика. Если вас что-то беспокоит в ребенке в плане слуха, немедленно обращайтесь в сурдологичекие центры. Детский лепет – это еще не речь. Будьте чрезвычайно внимательны к новорожденным. Ведь мы в России насчитываем почти 600 тысяч детей с нарушениями слуха, из них более 50 % с 3-Й-4 Й степенью тугоухости, а 120 тысяч – глухие.

Второе – процесс реабилитации очень сложный, он требует от всех, кто окружает ребенка, большого терпения и сил. Нередко глухота отягчается неврологическими, психическими, нарушениями и тогда комплекс проблем возрастает.

Третье – родители неслышащих детей должны быть хорошо информированы о возможных вариантах оптимального для них преодоления барьера детской глухоты. Многое зависит от места проживания, физического развития и других факторов. Что выбрать: традиционный метод или верботональный? Решать родителям.

Дети (как и взрослые) могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребенок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабослышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни. В результате дети остаются глухими (или слабослышащими) по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

Глухие – такие же, как все

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»). Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?

Руководство к действию

Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2--4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.

Как проводить занятия?

Развитие устной речи

Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки -- куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу . Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье … Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно – главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест … Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит … В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.

Обучение чтению

Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь , ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком – это не значит понять.

Обучение письму

Одновременно с чтением следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.

Развитие слухового восприятия

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта – детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20--30 минут в течение многих лет.

Учимся полноценному общению

Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностраннную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими ребятами. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку . Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» – по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве), помогает ситуация. Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным. Важно, чтобы число приятелей у неслышащего малыша увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детишек к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребенок станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть. Родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надо воспитывать . Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече - поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения.

Воспитываем самостоятельность

Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребеноку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет неслышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.

Здравствуй, большой мир!

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой. Явно способствует полноценному общению и посещение детского сада. Глухой малыш обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте . Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы , в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций . Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей . Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции. Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. В добрый час!

До 4 лет у ребенка должна быть сформированная, грамотно оформленная речь. Если Ваш ребенок отстает в речевом развитии, советуем обратиться к специалистам, в первую очередь к сурдологам. .Т.к погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. Этот «небольшой дефект» называется – тугоухость (незначительное снижение остроты слуха). Это вовсе не означает, что ребенок глухой, он понимает обращенную речь, реагирует на звуки, выполняет задания, говорит, хотя и нечетко.

Это нарушение слуха можно сравнить с плохим телевизором, - вижу и слышу, но нечетко, а кое-что вообще не могу понять. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение. Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "табака" вместо "собака", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка"). Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.

Также страдания ребенка усилятся, когда он пойдет в школу. Грамотой он будет овладевать с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "самолет", а он знает слово "тамолет". Но и это еще не все. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла. Даже при небольшом, но рано возникшем снижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "я кулял" вместо "я гулял". Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости, ведь как ребенок произносит слово, так он его и напишет. Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя диагностированы.

Характерные дефекты речи у слабослышащих детей:

1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что для овладения речью, правильности произношения слов решающее значение имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух снижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, в третьих(если говорящий человек и ребенок находятся рядом)может слышать их правильно- но все равно они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас. Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.
2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета ("умываться" вместо "умывальник" или вместо "мыло"; "горячий" вместо "утюг";
3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые "ослышки"). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: молоток - потолок - порошок - петушок;
4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова. Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания.
5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: "бежали" вместо "побежали" или вместо "прибежали"; "стол" вместо "столик".
6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: "трау" или "pay" вместо "страус" (последний глухой согласный тоже не слышен); "лон" вместо "слон".
7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов ("колос" вместо "голос", "гардина" вместо "картина").
Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которые чаще всего являются безударными и которых дети со сниженным слухом поэтому просто не слышат. А это значит, что они уже с момента овладения речью не могут усвоить правила согласования слов в роде, числе и падеже, что приводит к тяжелому и трудно преодолеваемому аграмматизму. К тому же фразовая речь у этих детей часто просто отсутствует - имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

Итак, будьте внимательны к ребенку!

Если у него поздно развивается речь, есть вышеперечисленные проблемы в речи или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух. Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы диагностики, лечения, обучения.

Загрузка...