1001-market.ru

Комфортная предметно-развивающая среда в доу. Общая характеристика развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях Характеристики предметно-пространственной среды

Письменная характеристика
компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя МБДОУ д/с №20 Боушевой Натальи Альбионовны

Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мира, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому, создавая предметно – развивающую среду в своей группе учитывала особенности развития каждого ребенка. Создала в группе атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми. Организовала расположение всех вещей и предметов так, чтобы каждый из них выполнял свою функцию. Учитываю особенности в развитии детей «то, что они ведут себя по принципу «вижу и действую». Так как выбор ребенка состоится только в том случае, если перед ним будет открыто все. Поэтому весь материал для игровой и образовательной деятельности находится в доступных, удобных для детей местах. На данный момент, работая в группе среднего возраста, при создании среды учитываю, то, что в этом возрасте происходит переход от предметной к игровой деятельности. Развивающая среда моей группы содержит все виды деятельности, соответствует возрасту детей. Я придерживаюсь того, чтобы не забывать, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. В соответствии с этим принципом в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло-бежевой гамме, которые создают ощущение тепла, солнечности, простора и легкости. Вся мебель групповой комнаты имеет нежный цвет, которая очень удачно гармонирует с общим интерьером группы. Все это формирует эстетический вкус дошкольников. Учитывая все принципы построения предметно – развивающей среды, создала уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности.
- «Играй-ка» - центр сюжетно – ролевой игры
Расположен в группе на коврах, занимает большую часть групповой комнаты. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.
- «Мы спортсмены» - центр физической культуры;
На стелаже собран физкультурный инвентарь изготовленный родителями и приобретённый (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.
- «Талантливые ручки» - центр художественно- творческой деятельности;
Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков.
Гуашевые, акварельные краски.
Фломастеры, карандаши простые, цветные, восковые мелки
Пластилин, солёное тесто, глина.
Бумага разного качества, структуры, цвета, картон.
Кисти №2,3,5,9, палочки, стеки, ножницы.
Трафареты по изучаемым темам.
Клейстер.
Доска для рисования мелом, маленькие доски для индивидуальной работы.
- «Мы – экологи» - центр природы;
Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения. На территории ДОУ имеется огород, цветники.
Зелёный уголок « с комнатными растениями по программе, огород на подоконнике
Лейка, опрыскиватель, палочки для рыхления, кисточки, салфетки, фартуки.
Природный материал: песок, камушки, ракушки, различные семена и плоды, листья (сезонный материал)
Плакаты, календари природы и погоды
Альбомы о природе и временах года, животные, растения, цветы.
Природоведческие книги.
Экологические игры « Живая природа «, « Времена года «, « Можно и нельзя», «Кто где живёт», «Овощи, фрукты» .
Поделки из природного материала.
Набор « Гербарий»
Лото « Кто где живет? « , « Весёлые зверята» .
Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края.
- «Мы – исследователи» - центр экспериментирования (здесь имеется все необходимое для проведения элементарных опытов с песком, водой, воздухом и др.)

Лаборатория по экспериментированию (мензурки, колбочки, палочки, воронки, лупы, прозрачные стекла, песочные часы, пипетки. шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломка для коктейля разной длины, микроскопы)
Пробирки, пипетки, колбы.
Дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока.
Календари природы и погоды, карта мира.
Коллекции, лупы разных размеров, магниты.
Мелкие игрушки « Киндер – сюрприз «, палочки, пластилин.
Природный материал, бросовый.
Данный центр предназначен для развития интеллекта и представлений об окружающем детей.
- «Здравствуй, книжка! » - центр книги по тематики недели) ;
В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.
Стеллаж для книг.
Стол, 2 кресла, диван.
Детские книги по программе, любимые книги детей.
Детские журналы.
Детские энциклопедии, книги по интересам.
- «Весёлые нотки» - музыкальный центр
Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.
- «Театральный центр»
Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.
(здесь имеется телевизор, музыкальный центр с DVD- плеер,)
«Маленькие строители» - центр конструирования;
- Различные виды мозаик и схемы выкладывания узоров.
Конструкторы « Лего» и « Строитель»
Разрезные картинки, пазлы.
Дидактические игры (лото, домино, наборы картинок)
Игры для индивидуального развития (шашки, шахматы. кроссворды, лабиринты).
Блочный конструктор, мягкие модули.
Игра « Танграм»,
Данный центр предназначен для развития умения ориентироваться в пространстве и пространственного воображения.
«Знайки» -учебный уголок.
Включает в себя магнитные и меловые доски,компьютеры, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.
- В центре « Хозяюшка « находятся:
Набор посуды.
Муляжи фруктов.
Доска разделочная, разнос.
Ступка, пестик, лопатка.
Фотографии для дежурных.
Комплект салфеток.
Фартуки и колпаки.
Литература с рецептами.
Комплект для уборки со стола (савок, щётка)
- В центре «Дорожного движения «находятся:
Макет «Дорожного движения».
Железная дорога.
Набор самолётов.
Набор машин.
Мотоциклы.
Дидактические игры: « Дорожные знаки «, « Азбука безопасности»
Комплект сюжетных картинок « Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников»
Плакат « Детям о правилах дорожного движения».
- «Мир под ручкой» - центр сенсомоторного развития;
Мною были изготовлены «Тактильные мешочки» наполненные крупой, песком, ватой, камушкам, шумовые коробочки для развития фонематического слуха. Игра найди коробочку с таким же звуком.
«Тактильные мешочки»
«Чудесный мешочек»
Дощечки (цвет)
Термометр для воды
Шумовые коробочки
С целью индивидуализации педагогического процесса организовала
- «Уголок именинника» - где создается праздничная атмосфера с помощью кресла именинника
- «Мое настроение» - где каждый ребенок может отметить свое эмоциональное состояние в течение всего дня. Для этого я изготовила «человечков» из больших пластилиновых яиц, со специальными прорезями для помещения в них бусин в соответствии с настроением.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободной деятельности в каждом центре, способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении.

Лилия Сейвач
Характеристика предметно-развивающей среды в средней группе

«Предметно – развивающая среда » - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая среда нужна , во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –

Рабочая зона,

Активная зона,

Спокойная зона.

Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули) .При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды :

Принцип открытости и доступности;

Гибкого зонирования;

Стабильности;

Динамичности развивающей среды ;

Полифункциональности.

Все групповое пространство доступно детям : игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства) .

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков , то мы оборудуем группу конструкторами , кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы .

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Центр «Будь здоров» .

Задачи : Продолжать работу по укреплению здоровья : закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к различным видам спорта. Развивать двигательную активность детей. В центре находятся

картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта, картотеки игр : подвижных, малой подвижности, на развитиедыхания;спортивный инвентарь.

Центр конструирования «Я строитель» .

Задачи : развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез) .

Содержит : модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц;наборы;конструкторнапольный, конструктор типа «лего» мелкий, средний ; мозаики крупные, средние , мелкие; пазлы; строительный материал : кубики, призмы, кирпичики, пластины;нетрадиционный материал : картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;- игрушки для обыгрывания построек;

Центр сюжетной игры «Давай поиграем» .

Задачи : развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила ; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Центр содержит : дидактические игры : социально-нравственного характера ; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;картинки с изображением различных трудовых процессов; альбомы «Наша группа » , «Моя семья» , «Правила поведения в группе » атрибутыдлясюжетно-ролевых игрнаборы игрушек и предметов , помогающие отобразить социальный быт : мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей) ;предметы-заместители .

Центр книги «Читаем вместе» . Задачи : Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

В центре находятся :

Детские книги по программе,

Любимые книги детей (книги по интересам) ;

Сезонная литература;

Тематические альбомы;

Портреты детских писателей;

Книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;

Открытая витрина для книг, стол, стульчик;

Магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Центр природы.

Задачи : стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к объектам природы; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Центр содержит :

Дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

Модели строения растений;

Альбомы, фотографии,

Иллюстрации, картины;

Календари погоды и природы;

Гербарии;

Подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

Рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

живые объекты : комнатные растения и природный инвентарь для посадки семян и рассады;

«огород на окне» .

Центр творчества «Умелые руки» .

Задачи : Развить у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширять представление о цвете , свойствах и качествахразличных материалов; развивать моторику пальцев рук, творческое воображение, творческую фантазию.

Центр содержит :

Схемы последовательного рисования предмета ;

Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;

Книжки-раскраски с образцами;

Картотека тематических книжек-раскрасок;

Альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка» , «Хохломская роспись» и др. ;

Дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

Акварельные краски,восковые мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши,графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

Пластилин, наборы для детского творчества;

инструменты : кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;

Магнитная доска;

Клеенчатые салфетки, банки, подставки;

Центр экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»

Задачи : развитие первичных естественнонаучных представлений , наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение;- формирование умений комплексно обследовать предмет .

Центр содержит :

Серии картин с изображением природных сообществ;

Книги познавательного характера , атласы;

Тематические альбомы;

Коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т. д.)

Материалы распределены по разделам : "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

природный материал : камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др. ;

утилизированный материал : проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора (используется в присутствии и под наблюдением воспитателя) ;

разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

Красители непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

медицинские материалы : пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы : зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки

Половинки мыльниц, формы для льда

приборы-помощники : увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупа;

Клеенчатые фартуки, тряпки;

Карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

Развивающие игры.

Центр «Занимательная математика»

Задачи : развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.

Центр содержит :

Блоки Дьенеша с приложениями;

Палочки Кюизенера с приложениями;

Наборы счетных палочек;

Сложи квадрат(3 степень)

«ларчик Воскобовича»

«Колумбово яйцо»

«Числа и цифры»

«Монгольская игра»

«Листик»

«Рамки Монтессори»

«Геометрическое лото»

Центр «Мир театра» . Задачи : развитие связной и выразительной речи,развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам,стихотворениям,песням, совершенствование исполнительских умений,формирование художественно- речевых исполнительских умений и развитие способности к творческому перевоплощению.

Центр содержит :

Настольный театр;

Пальчиковый театр;

Театр кукол бибабо;

Теневой театр;

Маски, шапочки животных,

Элементы костюмов;

Тактильный театр;

Театр на дисках;

Театр на ложках;

Театр варежки;

Театр мягкой игрушки;

Ширма настольная и напольная;

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе , я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

Разработала игры : «Геометрическая мозаика» для развития внимания, логического мышления, смекалки. Игра «Умей действовать при пожаре» помогает формировать у детей навыки безопасного поведения в сложной ситуации. Игра «Цветные капельки» расширяет представление о цвете ,развивает творческое воображение и моторику пальцев рук.

Изготовила несколько видов театра : театр на ложках, театр на дисках, театр варежки, нарисовала шапочки животных, оформила ширмы, пошила элементы костюмов.

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды.

Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации предметно-развивающей среды в ДОУ, особенно в группах раннего развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена недостаточным образом.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Мы считаем, что значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Наша модель оформления групп младшего возраста базируется на двух простых идеях:

– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили темудипломной работы: «Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста».

Цель работы: охарактеризовать содержание стратегии и тактики построения развивающей предметной среды для игровой деятельности в группах раннего развития ДОУ.

Объект исследования: предметно-развивающая среда групп раннего развития.

Предмет исследования: игровая деятельность ребенка раннего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп раннего развития ДОУ.

дошкольный игровой образовательный

Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста

1.1 Понятие «развивающая среда» , принципы организации предметно-развивающей среды

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.

Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, – ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.

За четверть века тема предметно-развивающей среды ДОУ стала традиционной для дошкольного образования и дошкольной педагогики. На гребне инновационной волны 90-х она перенеслась в практическую плоскость. Возможность создания "средового" многообразия совпала для российского дошкольного образования с потерей госфинансирования по статьям, за счет которых этой возможностью можно было бы воспользоваться. Но сады искали выходы, часто собственноручно. А предложение росло. Мы не располагаем точной статистикой, но очевидно, что можно говорить о десятках, сотнях моделей построения предметно-игровой, ландшафтной, архитектурной и др. среды в ДОУ, которые были предложены за это время.

Естественно, сама по себе среда "развить", "сформировать" ничего не может. Такой миф, правда, живет в сознании некоторых взрослых - родителей, педагогов, производителей. Даже на доброй почве, в оптимальной среде, цветок не приживется без хорошего садовника. А в детском саду и ребенок, и взрослый вполне могли бы сказать о себе словами Осипа Мандельштама: "Я же и садовник, я же и цветок…" Как и все живущие в человеческом мире.

Это значит, что предметная среда является лишь посредником - инструментом и условием организации "малого творческого сообщества" детей и взрослых, которое должно возникнуть в детском саду. Только тогда она будет развивающей. Тогда и "заработают" все те характеристики, которые являются создателями разнообразных сред: вариативность, многофункциональность, изменчивость, открытость к достраиванию, диалогизм. А до этого они лишь - в возможности.

И самое главное - предметная среда должна стать зеркалом тех изменений, которые происходят внутри маленьких и больших людей, "погруженных" в среду и одновременно создающих ее в виде элементов, модулей или целиком.

Предметно-развивающая среда представляет собой систему натуральных элементов деятельности малыша, единство социума и вещественных средств обеспечения разнообразной детской деятельности.

Многообразие игрушек не является главным условием развития детей. Для успешной предметно-пространственной среды в детском саду необходима работа педагогов ДОУ.

Надо уделять внимание развивающему характеру среды, создавая "среду обитания" для воспитанников. Мир многообразия предметов должен способствовать удовлетворению потребности воспитанника в активном и разноплановом действии.

Благодаря предметно-развивающей среде возможно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы необходимо расширить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанника со сверстниками и педагогом. Благодаря среде дети воплощают свои способности, дается стимул развития самостоятельности, проявления инициативы.

Предметно-игровая среда имеет в своем составе:

· игровое поле больших размеров организующее;

· оборудование для игры;

· широкий ассортимент игрушек;

· разноплановая игровая атрибутика;

Материалы для игры.

Весь набор игровых средств расположен обычно не в закрытом абстрактном игровом пространстве. Он находится в группе, зале для игр, на веранде озелененного участка детского сада.

При создании развивающей среды группы, необходимо, чтобы вокруг ребенка была комфортная и эстетичная обстановка. Надо придавать значение эстетике уголка - красота формирует малыша. Хорошо и красиво оформленный уголок должен быть привлекательным для детей и побуждать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, пытаться учить детей поддерживать порядок в уголке.

Игрушка занимает важное место в предметной среде ребенка. Она может быть соучастником, партнером, другом в игровой деятельности. Борьбу с неуверенностью, стеснительностью, создать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию позволяет провести куклотерапия.

Общие и неразделимые понятия - Игра и игрушка. Игрушка побуждает к развитию игру, а игра, расширяясь, требует многообразия игрушек. Игрушка выступает для воспитанника своеобразным обобщенным эталоном окружающей среды в познавательном отношении. Игрушки все должны отвечать определенным педагогическим требованиям, хотя по сути они могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию. Игрушка должна соответствовать разным видам игр. Главное правило соответствовать возрасту. Ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки в зависимости от возраста: технические, сюжетные, игрушки-забавы игрушки-орудия труда, театральные, спортивные, музыкальные. Игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, необходимы для развития активности и самостоятельности. Размер игрушек должен соответствовать размерам руки ребенка (скажем ложка, утюг, тарелка, молоток, телефон и т.п.), соответствовать его росту (кукольная мебель, машины, домики, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (в виде зверей, птиц, куклы, мишки и т.д.).

Создание для каждого воспитанника разностороннюю развивающую среду - важная задача воспитателя с целью дать ему повод проявить себя.

В групповой комнате, в помещении прямоугольной формы, где располагаются детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Игровые уголки могут располагаться на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, или на стеллажах.

Мебель и оборудование в каждой группе расположены так, что каждый воспитанник может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния в данное время. Это либо в достаточном удалении от детей и взрослых или, наоборот, для ощущения тесного контакта с ними, или же располагающего в равной мере контакт и свободу. дошкольник игровой умственный воспитание

Все групповое пространство поделено на центры. Они в доступности для детей: игрушки, дидактический материал, игры. Где находится бумага, природный материал, краски, карандаши, костюмы и принадлежности для игр-инсценировок дети должны знать.

Можно организовать в группе центр уединения - за ширмой, здесь воспитанник может просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива или полистать любимую книжку. Этим простым способом ребенок получает создание "своего" личного пространства.

Игровой уголок в группах необходим специальный, оборудованный по согласно принципа подбора игр по отдельным зонам: "Больница", "кинотеатр", "автобус", "Столовая", "Спальня", "вокзал", "Почта". Строительный материал расположен в отдельных нижних ящиках, которым дети во время игры с удовольствием пользуются.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для уголка "Почта" - штемпели, бланки, ручки, печати, посылки, письма, квитанции, почтовый ящик.

В уголке по художественной деятельности - книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов.

Уголок настольных и дидактических игр должен быть в каждой группе. Игровое оборудование и материал для творческой деятельности в основном должен быть сделан руками воспитателей.

Каждый ребенок должен иметь возможность заниматься любимым делом. Именно с такой целью должна быть организована предметно-игровая среда групп детского сада.

Необходимо в предметно-пространственную среду каждой группы включать естественные, природные объекты. Это центры природы в группах, где воспитанники ухаживают за растениями. В группах для проведения элементарных опытов, экспериментов необходимо оборудовать центры экспериментирования.

Ведение календаря погоды дает детям возможность обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы.

Выводы : Особая роль в развитии детей принадлежит игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции.

Она занимает огромное место в мире физического, эстетического, нравственного, трудового воспитания дошкольников.

Созданная предметно-развивающая среда побуждает детей к чувству радости, эмоционально положительному отношению к детскому саду, желание посещать его, увеличивает новыми впечатлениями и знаниями, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина .

Принятый 17 октября 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 г. . Он снимает многие опасения, связанные с перспективами дошкольного образования. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования. Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Поэтому исследование изменений развивающей среды в ДОУ обладает очевидной актуальностью на этапе внедрения нового ФГОС дошкольного образования.

На основании изложенного целью работы мы определили анализ путей создания развивающий среды в дошкольном образовательном учреждении. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Выявить тенденции формирования развивающей среды на современном этапе.

3. Проанализировать требования ФГОС дошкольного образования к развивающей среде.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Общая характеристика развивающей среды в ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Понятие развивающей среды в ДОУ

В большинстве источников под развивающей средой понимается предметно-развивающая среда, в т.ч. и в новом ФГОС дошкольного образования. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика . Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов. Развивающая предметно-пространственная среда детства - система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.

Федеральные государственные требования сходятся с ФГОС в определении общих требований к предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости .

В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной ситуации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. В связи с этим среда - условие творческого саморазвития личности ребенка .

Сопоставляя эти понятия и анализируя требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения можно заключить, что предметно развивающая среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка .

Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей .

Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды, создание которой основано на следующих принципах:

1. Система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного возраста (С.Л.Новоселова, А.А.Овчинников и др.).

2. Улучшение материально - технического обеспечения воспитания и обучения в дошкольном учреждении на основе принципов построения предметно - развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ .

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества .

На протяжении многих лет ученые накапливали опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов придавали значение среде как компоненту воспитательной системы .

Мы полагаем, что для организации предметно-развивающей среды, необходимо соблюдать условия, обеспечивающие полноценное развитие и формирование личности ребенка:

1) соответствие возрастным особенностям детей;

2) многофункциональность предметно-развивающей среды;

3) открытая, незамкнутая система функционирования;

4) формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде.

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении - лазании, катании. На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. В среднем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

При построении предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать основные параметры.

Первый параметр - целеполагание, ориентирующие педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей среды как пространства, способствующего оптимальному саморазвитию, самореализации различных видов активности ребенка.

Второй параметр - анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместной с ним деятельности.

Третий параметр - отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности.

Интегративным результатом реализации указанных параметров является создание развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста (В.В. Давыдов, Л.В. Заньков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др).

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства и функции, осуществляющиеся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей .

Цель организующей функции - предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо: избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз - рука"), роста и предметного мира взрослых , исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.

Загрузка...