1001-market.ru

Конспект коррекционного часа по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в логопедической подготовительной группе. Образовательный портал Коррекционный час в логопедической группе игрушки

Разделы: Логопедия

В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по заданиям учителей-логопедов.

Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другими видами деятельности. Коррекционный час проводится ежедневно во второй половине дня. Его продолжительность регулируется программными требованиями, определёнными для каждой возрастной группы ДОУ.

Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.

Фронтальная работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом), а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.)

Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале коррекционного часа. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимость зеркала при выполнении артикуляционных упражнений объясняется возрастными несовершенствами детского развития – они пока ещё не ощущают положения своего тела и его частей в пространстве. Ввиду этого детям необходим зрительный контроль над выполнением упражнений. Кроме того важно не только организовывать зрительный контроль, но и привлекать тактильные ощущения, подготавливая детей к выполнению упражнений без зрительной опоры (старшая и подготовительная к школе группы), поскольку наличие последней не всегда возможно в процессе свободного общения. Ребёнок должен уметь ощущать и контролировать себя с опорой на эти ощущения.

Перед началом выполнения артикуляционной гимнастики у каждого ребёнка обязательно должен быть индивидуальный платочек или салфетка. Сразу после выполнения упражнений зеркала и салфетки убираются воспитателем.

При выполнении артикуляционной гимнастики воспитатель, в зависимости от возраста детей, должен являться образцом выполнения данных упражнений. Так, в младшей группе обязателен показ упражнения воспитателем и синхронное с детьми его выполнение. В средней группе возможно выполнение упражнений по речевой инструкции, но, при затруднении, воспитатель так же демонстрирует образец. Наконец, в старшей и подготовительной к школе группах проведение артикуляционной гимнастики ограничивается чёткой речевой инструкцией воспитателя.

Для проведения артикуляционной гимнастики воспитатель обязан знать и владеть методикой, знать цель каждого артикуляционного упражнения и уметь чётко и правильно выполнять все упражнения комплексов.

Особо следует обратить внимание воспитателей на контроль за качеством выполнения упражнений детьми. Важно следить за продолжительностью данного этапа, которая составляет 5-7 минут (вне зависимости от возраста детей). Количество повторов каждого упражнения не должно превышать 6 раз, но и не должно быть меньше 3-х (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда) и выполняться строго под счёт до 6-ти. После каждого выполнения воспитатель обязательно напоминает детям о необходимости сглотнуть слюнки.

Дыхательная гимнастика включается в структуру коррекционного часа логопедом по необходимости, исходя из особенностей детей группы, и представляет собой комплекс последовательных упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания. При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен строго следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возраста детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем).

Специфика выполнения игр и упражнений для развития мелкой моторики определяется возрастом детей. В младшей группе движения выполняются каждой рукой в отдельности. В средней группе допускается объединение движений обеих рук, т.е. выполнение движений обеими руками одновременно. Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательно выполнение упражнения обеими руками одновременно.

Для повышения качества выполнения упражнений детьми воспитатель должен сам чётко знать текст упражнений и соответствующие ему движения и требовать того же от детей. При этом темп речи и выполняемых движений должны совпадать. Для этого обязательно заранее ознакомиться с текстом упражнения и знать его наизусть, что позволит осуществлять адекватный контроль за выполнением детьми задания и оказывать необходимую помощь при затруднениях.

Игры и упражнения на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, пройденного на подгрупповых логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной работы специалиста.

Подвижные игры и упражнения подбирают с учётом возрастных особенностей детей, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.

В процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи.

Следует отметить, что для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового (игрушки, настольные игры и т.п.), иллюстративного и речевого материала:

Комплект предметных картин (демонстрационных и индивидуальных) по лексическим темам;

Комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;

Комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;

Картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;

Картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;

Картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.

Комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико-грамматических категорий и т.п.)

Продолжительность фронтальных занятий регулируется программными требованиями и возрастом детей (для младшей группы – 10-15 минут, для средней группы – 15-20 минут, для старшей группы – 20-25, для подготовительной к школе группы – 25-30 минут).

Индивидуальная работа воспитателя с детьми направлена на развитие и совершенствование звуковой культуры речи и соответствует этапу коррекционной работы учителя-логопеда с каждым из детей группы.

Особенность индивидуальной работы состоит в том, что воспитатель организовывает её не только во второй половине дня, но и в любое свободное время. Для проведения индивидуальной работы воспитатель должен знать особенности речевого недостатка каждого ребенка, этап коррекционной работы с дефектно произносимым звуком, должен владеть методикой работы со звуками. С этой целью учителя-логопеды составляют экран звукопроизношения, где наглядно изображен звуковой профиль группы.

Для проведения индивидуальной работы в групповом помещении должен быть оформлен “речевой уголок”, оборудованный детским рабочим столом, настенным зеркалом, отвечающим гигиеническим требованиям, индивидуальными гигиеническими салфетками, картотекой комплексов артикуляционных упражнений, картотекой комплексов дыхательной гимнастики, картотекой иллюстративного, речевого и игрового материала для отработки звукопроизносительных навыков со всеми группами звуков на различных этапах коррекционной работы, картотекой игр и упражнений для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, картотекой иллюстративного и речевого материала для отработки всех типов слоговой структуры.

Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

При проведении индивидуальной работы воспитатель должен находиться рядом с ребёнком перед зеркалом, что обеспечит необходимый зрительный контроль за движениями и положением органов речи. Индивидуальная работа должна проводиться в условиях максимальной сосредоточенности ребенка и минимальном постороннем шуме.

Наконец, надо сказать, что воспитатель сам, прежде всего, должен являться образцом речи и поведения для детей. Он обязан пристально следить за правильностью, грамотностью и точностью построения собственных фраз и предложений, инструкций, за распространённостью и эмоциональной окрашенностью собственной речи, за тактичным обращением с детьми, имеющими особенности как речевого, так и психосоматического развития. Воспитание правильной речи у детей должно стать первостепенной задачей, которую решать надо повсеместно и каждому участнику всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса вне зависимости от этапа работы, режимного момента или возраста детей. Комплексное и компетентное воздействие на развитие детей, высокая заинтересованность и участие педагогов и специалистов групп позволят значительно повысить эффективность коррекционной работы и сократить её сроки.

Учителями-логопедами МБДОУ “Детский сад компенсирующего вида №1” города Салават составлен и апробирован сборник подобных комплексов для работы с детьми во всех возрастных речевых группах ДОУ. Пособие соответствует программным требованиям, перспективному планированию коррекционно-развивающей работы и предназначено для воспитателей и учителей-логопедов речевых групп ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Хочется надеяться, что с помощью этого пособия воспитатели и учителя-логопеды смогут наиболее эффективно и методически верно организовывать коррекционную работу с дошкольниками, имеющими речевые патологии.

Ниже представлен полный комплекс игр и упражнений для коррекционной работы воспитателей младшей речевой группы ДОУ по лексической теме “Игрушки”.

Лексическая тема: “Игрушки”

Лексический материал: существительные: обобщающее понятие “игрушки”, названия игрушек – кукла, мяч, поезд, мишка, пирамида, машина, юла; глаголы: бегать, прыгать, играть, гулять, катать, крутить, бросать, кидать, укладывать, строить, собирать, налаживать; прилагательные: названия основных цветов, большой, маленький, новый, старый, красивый, любимый, мягкий; наречия: хорошо, плохо.

Ежедневный комплекс упражнений

1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение “Улыбка” - “Трубочка”

Упражнение “Заборчик”

Упражнение “Лопаточка”

2. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение “Игрушки”

Есть игрушки у меня - на каждое название игрушки, загибают правой рукой по одному пальчику левой руки.
Паровоз и два коня,
Кукла, мячик, самолёт -
Все отправятся в полёт. Сжимают – разжимают кулачок левой руки в такт стихотворению.

Аналогично проводится упражнение с правой рукой.

3. Дыхательная гимнастика.

Цель: дифференцировать ротовой и носовой вдох – выдох.

Дети стоят в кругу. По инструкции воспитателя дети делают глубокий вдох ртом и плавный полный выдох носом. При выполнении упражнения воспитатель следит, чтобы плечи при вдохе не поднимались, щёки не надувались, а при выдохе плечи не опускались, спина не сутулилась.

Комплекс упражнений для закрепления тем логопедических занятий

Понедельник.

1. Дидактическая игра “Найди игрушку”

Цель: развивать зрительное внимание, наблюдательность; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Воспитатель располагает игрушки в различных местах группового помещения. Дети ищут игрушки, передвигаясь по группе.

Найдите, где мяч. (дети находят игрушку)

Это что? (Это мяч.)

Аналогично провести игру с остальными игрушками.

2. Дидактическое упражнение “Один - много” (с опорой на предметные картинки).

Цель: развивать умение понимать, образовывать и употреблять в речи форму множественного числа существительных в именительном падеже.

Воспитатель демонстрирует детям предметные картинки с изображением одной и нескольких игрушек.

Воспитатель: - Покажи, где кукла / машины.

Это что?

Ребёнок: - Это кукла / Это машины.

Аналогично провести работу с остальными картинками. Необходимо, чтобы каждый ребёнок образовал как форму единственного числа имени существительного, так и множественного.

1. Дидактическое упражнение “Один - одна” (с опорой на предметные картинки)

Цель: развивать умение согласовывать числительные “один”, “одна” с существительными.

Воспитатель демонстрирует детям куклу и предметные картинки с изображением одной игрушки на каждой.

Воспитатель: - Это кукла Маша. У неё есть игрушки. (Дети называют картинки с изображением игрушек: “Это кукла / машина и т.п.”)

Воспитатель: - Сколько кукол у Маши?

Ребёнок: - Одна кукла.

Воспитатель: - Сколько мишек у Маши?

Ребёнок: - Один мишка.

Аналогично провести работу по остальным картинкам, чтобы ответил каждый ребёнок.

2. Развитие координации речи с движением.

Подвижная игра “Раз, два, прыгай мячик!”

Раз, два – прыгай мячик, правой рукой имитируют удары по мячу об пол
Раз, два – и мы поскачем. ставят руки на пояс
Девочки и мальчики прыгают в такт стихотворению
Прыгают, как мячики.

3. Дидактическое упражнение “Четвёртый лишний” (с опорой на предметные картинки)

Цель: развивать умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку.

Воспитатель демонстрирует серии из четырёх предметных картинок и объясняет, что одна картинка не похожа на остальные три, не подходит к ним – лишняя. Дети называют каждую картинку и выбирают лишнюю, объясняя свой выбор.

Воспитатель: - Какая картинка лишняя? Почему?

Ребёнок: - Конфета. Потому что не игрушка.

Варианты картинок:

  • мишка, поезд, машина, конфета;
  • пирамидка, лошадка, юла, огурец;
  • кукла, мяч, яблоко, кубики;
  • мяч, мальчик, ведёрко, скакалка;
  • юла, песочница, самолётик, кораблик.

1. Дидактическое упражнение “Большой - маленький” (игра с мячом)

Цель: развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, начиная фразу об игрушке, ребёнок договаривает фразу воспитателя, называя игрушку ласково, и возвращает мяч.

Воспитатель: - Большой мяч, а маленький…

Ребёнок: - …мячик.

Таким образом провести упражнение с каждым ребёнком.

2. Развивающее упражнение “Прятки”

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Воспитатель демонстрирует серию из пяти предметных картинок с изображением игрушек. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети, открыв по инструкции воспитателя глаза, называют, какая картинка спряталась. Если дети легко справляются с заданием можно усложнить его, убирая одновременно по две картинки. после нескольких раз упражнение можно повторить ещё раз, поменяв картинки на другие.

1. Дидактическая игра “Игрушки заболели”

Цель: закреплять артикуляцию звука [а], развивать длительный фонационное дыхание (длительный плавный выдох при произнесении звука [а]).

Каждый ребёнок выбирает себе игрушку, из предложенных воспитателем. Воспитатель объясняет, что у игрушек болит горло и им надо показать горлышко доктору, широко открыв рот и произнося звук [а]. Воспитатель играет роль доктора Айболита. “Игрушки” по очереди приходят к доктору и показывают горло, произнося длительный звук [а].

2. Упражнение “Весёлые игрушки”

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Воспитатель рассказывает стихотворение о весёлых игрушках и предлагает детям повторить за игрушками:

Кукла с мишкой

Громко топают: I, III, II, IIII, I, III, II.

И в ладоши громко хлопают: II, I, III, II, I, IIII, II.

Воспитатель воспроизводит ритм. Дети повторяют услышанный ритм.

Упражнение проводится несколько раз так, чтобы каждый ребёнок индивидуально смог повторить ритм.

1. Чтение и беседа по содержанию стихотворения “Мишка косолапый”.

Цель: развивать понимание содержания стихотворений, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Воспитатель читает детям стихотворение и задаёт вопросы по его содержанию.

2. Заучивание и инсценирование стихотворения.

Цель: развивать интонационную выразительность речи, навык связной речи, творческое воображение.

Дети проговаривают стихотворение совместно с воспитателем, обсуждают, с какой интонацией надо его рассказывать и почему – весело, грустно, сердито, грубым голосом или тоненьким голоском.

Дети повторяют стихотворение самостоятельно хором и индивидуально, имитируя соответствующие движения.

Мишка косолапый идут широко расставив ноги, переваливаясь с ноги на ногу
По лесу идёт,
Шишки собирает наклоняются, имитируя сбор шишек
И в карман кладёт. “кладут” шишки в карман
Вдруг упала шишка хватаются за голову, показывают удивление
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился ставят руки на пояс, изображают сердитое выражение лица
И ногою – топ! сердито топают ногой.

Художественная литература:

  • Стихи А.Л.Барто “Игрушки”.
  • Загадки об игрушках.


Керус Наталья Каримулловна

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Работа воспитателя в логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Вместе с этим воспитатель группы реализует комплексную программу образовательного стандарта и готовит ребенка к обучению в школе. Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда, специалистов ДОУ и воспитателя, то есть всех участников единого коррекционного процесса, что успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Традиционно складывалось, что работа воспитателя в речевой группе отличается от работы воспитателя массового сада тем, что он проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда. Но коррекционная работа не должна ограничиваться только этим.
Современные подходы к коррекции речевых недостатков воспитанников логопедических групп требуют четкой организации, последовательности и взаимосвязи в работе всех участников единого коррекционного процесса. Мониторинг воспитанников детского сада на протяжении многих лет показал, что дети логопедических групп, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования, явно прослеживается несформированность психических функций мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Что у таких детей и в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь указанных детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть, налицо нарушение всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики.
У детей логопедических групп прослеживается нарушение мелкой моторики, они не соответствуют возрасту, и формирование графомоторных навыков требуют дополнительной работы и развития. Нарушение графомоторных навыков присутствуют у дошкольников на протяжении нескольких лет пребывания в логопедической группы. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижные, движения их неточные и несогласованные. Кроме этого, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с нарушением речи словесно-логическое мышление менее развито по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
Все эти особенности детей речевых групп хорошо заметны любому воспитателю, работающему в логопедической группе. Но воспитатель должен не только замечать и наблюдать, он должен, прежде всего, изучить своих воспитанников. Для этого в начале учебного года воспитатель в обязательном порядке в период с 1-15 сентября обследует детей своей группы. Обследование длится не менее двух недель, и его результаты обязательно документально оформляются в педагогическом листе на каждого ребенка, а затем включаются в индивидуальную программу развития. На основе и с учетом данного обследования, воспитатель совместно с логопедом формирует подгруппы детей для дальнейшего наиболее полноценного проведения коррекционной работы. Обследование же поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того, чтобы впоследствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей. Аналогичное обследование проводится в середине (до 25 января) и в конце учебного года (до 25 июня). Цель этого обследования - проследить динамику развития ребенка. Примерный наглядный материал подбирается специально и используется только для обследования. После проведенного в сентябре (с 1-15 сентября) обследования воспитанников логопедической группы коррекционная работа проводится воспитателем совместно со всеми специалистами ДОУ в течение всего учебного года под руководством и контролем логопеда. Его ведущая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.
К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем речевых групп, относятся следующие:
. Закрепление изученных речевых навыков на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов; («оречевление» режимных моментов)
. систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
. развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы - процессов, тесно связанных с речью;
. совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;
. работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.
. как конечный результат работы- формирование связной речи коррекционная работа в логопедической группе может быть спланирована следующим образом
. коррекционные занятия должны проводиться во второй половине дня с 15-30 до 16-15 не менее 2-3 раз в неделю. Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:

  1. Организация детей на занятие
  2. . 2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
  3. 3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
  4. 4. Физминутка.
  5. 5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы.
  6. 6. Выполнение заданий логопеда проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом в начальный период работы, затем дети учатся осуществлять контроль за органами артикуляции с опорой на кинестетические ощущения.
  7. 7. Итог занятия.
Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования
. вносить коррекционное занятие в план (при традиционном планировании);
. наглядный материал к занятию готовить заранее;
. план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал для расширения словаря;
. в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;
. необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей и в соответствии с требованиями учителя-логопеда. Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий Примерно это 3-4 человека.
Учитывая, что сетка занятий в логопедических группах переуплотнена и зачастую имеются нарушения норм САНиПИН по количеству занятий в неделю, коррекционный час можно не планировать как занятие, а организовать и спланировать как игровые упражнения по закреплению поставленных речевых функций. Тогда в ежедневных планах это должно быть отражено соответствующим образом.
Развитие артикуляционной моторики является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения.(в течение двух месяцев ежедневно обязательно, а далее по необходимости) Достаточно 5-и минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время. (Смотри памятку по методике проведения артикуляционной гимнастики). Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Режимные моменты; подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, труд на участке и т.д. по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников. Поэтому можно успешно использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации. Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом. Большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования и т.д. В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.
Рекомендации 1. Материал, подлежащий закреплению, располагается на стенде группы, для родителей - в специальной папке в раздевалке. 2. Общение с взрослым всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения. Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф. Следует заметить, что речь воспитателя, работающего в логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной,с орфоэпическими нормами произношения.
В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; производить действия по многоступенчатой инструкции, связно рассказывать о выполненных действиях и многое другое.
Еще одним разделом коррекционной работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.д. С этой целью в каждой группе оборудован соответствующий уголок с перечисленными предметами. Здесь ребенок, нуждающийся в тренировке мелкой моторики, всегда может выбрать игру по желанию.
Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя в логопедической группе, хочется отметить еще одну у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название. После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе в коррекционных целях можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать стихотворный текст с правильными движениями.
Особая роль отводится работе с родителями. Индивидуальные консультации, практический показ, обучение простейшим приемам коррекции той или иной функции, объяснение заданий логопеда, привлечение к ведению индивидуальных тетрадей воспитанников (рисунки, штриховки, обводка и другое) - вот далеко не полный перечень деятельности воспитателя в работе с родителями. Очень важно, чтобы воспитатель контролировал, забирают ли домой тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта невозможно без закрепления дома. Такой опыт работы показал, что проводимая таким образом коррекционная работа воспитателя в речевых группах даст эффект в решении сложной проблемы - устранению нарушений звукопроизношений у дошкольников.

Планирование и организация коррекционного часа

в логопедической группе.

ЗАВЕДУЮЩАЯ:

НАСОНОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ:

ПАНАСЮК ЕВГЕНИЯ ВИТАЛЬЕВНА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.

Цель: коррекция речевой, моторной и интеллектуальной сфер ребенка - дошкольника.Задачи: Обогащение словаря, Закрепление лексической темы, развитие связной речи, Формирование грамматического строя речи, Развитие мелкой моторики, Развитие логического мышления, внимания, памяти, Автоматизация звуков.Средства достижения результата Моторика: Штриховка, Шнуровка, пуговицы, Лепка, рисование, аппликация, Мозаика, Вышивание, «Изонить», бисер, Мелкий конструктор. Игры «Золушка», «Крышечки», «Сухой бассейн», «Песок и вода», «Чудесный мешочек»…Речь: Чтение произведений, заучивание стихов, Составление рассказов, Беседы (из личного опыта, по картинам, по произведениям), Составление рассказов. Пересказы, Театрализация, драматизация, разные виды театра, Скороговорки и чистоговорки. Пальчиковые гимнастики, физминутки по лексическим темам.Интеллект: Дидактические игры, Головоломки, Работа с дидактическими пособиями – тетради. Автоматизация звуков: Игры со слогами (прямые и обратные). Артикуляционные упражнения для закрепления звуков и выработки правильной артикуляции, Чистоговорки, Скороговорки, Стихи, мини – рассказы.Пространственные представления: Логоритмика. Физическая культура, Ориентировка на плоскости – графические диктанты, Ориентировка в пространстве – работа со схемами, планами.КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ? Диагностика. Цель: Оценить уровень развития ребенка в соответствии с программными требованиями. Задачи: Отследить динамику развития, Определить слабые и сильные направления развития каждого ребенка, Обеспечить индивидуализацию процесса обучения и коррекции, организовать работу с воспитанниками – индивидуальную и подгрупповую.Педагогическая диагностика
строиться с учетом:
Основных направлений обучения, воспитания и коррекции. Критериев по каждому направлению. Уровней развития – низкого, среднего и высокого. Принципа индивидуальности. Принципа конфиденциальности.По итогам педагогической диагностики: Определяется процент успешности (воспитанника, группы), Строится индивидуальной план коррекции для каждого воспитанника (задачи) Выделяются подгруппы детей со схожими проблемами. Строятся диаграммы динамики развития (сентябрь, январь, май).Коррекционный час в старшей логопедической группе.
Лексическая тема: «Посуда».
Задачи:
    РаЗвитие мелкой моторики: игра «Золушка». Автоматизация звука «Р» в слогах и словах с Ильей, Данилом, Юлей, Владой. Развитие связной речи: беседы по произведению К.Чуковского «Федорено горе».
Ход коррекционного часа: Фронтальная часть – 10-12 мин пальчиковая гимнастика «Хозяйка с базара домой принесла…» артикуляционная гимнастика «сказка о веселом Язычке» - закрепляем верхнее положение языка. закрепление лексического материала, игра на классификацию «Посуда».Работа в подгруппах – 5-7мин Самостоятельно (3 ребенка)– настольная игра «Золушка» (разбираем три вида крупы – гречка, горох, фасоль) С помощью педагога – автоматизация звука «Р» с Ильей, Данилом, Юлей, Владой (по материалам, предложенным учителем – логопедом в тетради взаимосвязи). С помощью младщего воспитателя – чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» и перечисление посуды, встречающейся в сказке.Свободная деятельность в центрах активности.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области.
В группах детей компенсирующей направленности с ТНР воспитатели проводят логопедический час в вечерние часы по закреплению знаний детей по заданию учителя-логопеда. Предлагаю учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности конспект логопедического часа.

Конспект логопедического часа в подготовительной группе детей с ТНР

Задачи:
1. Закрепить знания о домашних животных и их детенышах.
Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.
2. Активизировать в словаре детей обобщающие понятия «зимующие птицы, головные уборы, домашние животные, дикие животные» и т. д.
3. Закреплять умение штриховать предмет, пользуясь различными видами штриховки.
4. Воспитывать самостоятельность.
Ход:
1.Фронтальные задания.
1) Игра «Различи звуки на слух и выполни движение»
Воспитатель. Звуки З и Ж хотят с вами поиграть, если вы услышите в слове звук З – хлопните в ладоши, услышав звук Ж – топните ногой (замок, жаба, зайка, зубы, кожа, Зоя, важный, жилетка, коза, жасмин, ваза, жираф, тужурка, роза)
2) Игра «Назови три предмета»
Педагог бросает мяч ребенку.
Воспитатель. Я знаю три названия воздушного транспорта
Ребенок. Самолет, вертолет, космический корабль
Воспитатель. Я знаю три названия зимующих птиц
Ребенок. Воробей, сорока, ворона
Воспитатель. Я знаю три названия домашних животных
Ребенок. Корова, собака, свинья
2. Групповое занятие с тремя детьми.
Задачи:
1. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова КОЗЫ, определять позицию звука в слове. Закрепить умение выкладывать слово КОЗЫ из букв.
Ход.
Воспитатель. Отгадайте мою загадку: Ме-ме-ме поет, молоко дает.
Дети. Коза.
Воспитатель. Кто такая коза?
Дети. Коза – домашнее животное.
Воспитатель. Как мы называем коз, когда их много?
Дети. Козы.
Воспитатель. Сейчас мы выполним звуковой анализ слова КОЗЫ. Давайте произнесем это слово. Какой первый звук вы слышите в этом слове?
Дети. В слове КОЗЫ первый звук К.
Воспитатель. Расскажите все о звуке К.
Дети. Звук К – согласный, глухой, твердый.
Воспитатель. Каким квадратом мы обозначим звук К?
Дети. Синим.
Воспитатель. Какой второй звук в слове КОЗЫ?
Ребенок. В слове КОЗЫ второй звук О. Звук О – гласный.
Воспитатель. Назовите третий звук в слове КОЗЫ и расскажите все о нем.
Ребенок. В слове КОЗЫ третий звук З. Звук З – согласный, звонкий, твердый. Воспитатель. Какой квадрат вы возьмете, чтобы обозначить звук З?
Ребенок. Синий, потому что звук З твердый.
Воспитатель. Назовите четвертый звук в слове КОЗЫ и расскажите все о нем.
Дети. В слове КОЗЫ четвертый звук Ы. Звук Ы – гласный.
Воспитатель. Сколько слогов в слове КОЗЫ?
Дети. В слове КОЗЫ два слога, потому что в слове КОЗЫ два гласных звука О, Ы.
Воспитатель. Где стоит звук К в слове КОЗЫ?
Дети. Звук К стоит в начале слова.
Воспитатель. Выложите слово КОЗЫ из букв. Прочитайте слово.
2 группа. Три ребенка.
Задачи:
1. Закрепить названия домашних животных, их детенышей.
2. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.
3. Развивать у детей тонкую моторику пальцев рук, зрительный контроль.
4. Воспитывать настойчивость.
Ход.
Воспитатель предлагает детям обвести по точкам контур домашних животных (корову, собаку, лошадь) и заштриховать их, используя заданный вид штриховки.
Воспитатель. Кого вы заштриховывали?
Дети. Я заштриховал корову, проводя линии слева направо. Я заштриховал собаку, проводя линии сверху вниз. Я заштриховал лошадь, проводя линии наискосок.
Воспитатель. Кто у коровы детеныши?
Ребенок. Телята.
Воспитатель. Как называются детеныши собаки?
Ребенок. Щенки.
Воспитатель. Кто у лошади?
Ребенок. У лошади жеребята.
Воспитатель показывает картинку с изображением собаки
Воспитатель. Чья это голова?
Дети. Собачья.
Воспитатель. Чей это хвост?
Дети. Собачий.
Воспитатель. Чьи это уши?
Дети. Собачьи.
Воспитатель. Чьи это рога?
Дети. Коровьи
Воспитатель. Чья это грива?
Дети. Лошадиная.
3. Индивидуальные занятия.
Первый ребенок.
Задачи:
1. Развивать связную речь, умение составлять рассказ по серии картинок «Беляк-шалун»
2. Закрепить произношение звуков Л, Ль., умение грамматически правильно строить предложения.
3. Воспитывать самостоятельность.
Задание: разложить самостоятельно картинки, составить рассказ о котенке.
Следить за правильным произношением звуков Л, Ль.
Второй ребенок.
Задачи:
1. Закреплять умение дифференцировать звуки Р – Л в предложениях (по рабочей тетради ребенка).
Упражнение «Повтори за взрослым предложение».
Загрузка...