1001-market.ru

Конспект НОД занятия в подготовительной группе «Удивительные камни». Конспект занятия в подготовительной группе «Чудесная сила камня Интеграция образовательных областей

Цель: познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни;

развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию

интереса к неживой природе (камням);

познакомить с одним из камней (янтарь), вызвать интерес к

коллекционированию.

Оборудование : наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, картинки - помогалочки, халаты, головные уборы(шапочки, косынки), интерактивная доска для показа презинтаций.

Ход занятия:

I.Введение в тему занятия.

Вос-ль:3дравствуйте, ребята! Я профессор Почемучка. Мне сказали, что в детском саду «Теремок» очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Ответы детей: (опыты, изучают предметы, их свойства)

Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто- хочет быть ведущем и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой) Вопросы: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: Можно мне задать вопрос?)

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый?)

Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?(Камень).

Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стих­отворения? Ответы детей.

Вос-ль Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории? (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами, перед работой необходимо надеть специальную одежду - халат)

Какие вы молодцы все знаете!!! Предлагаю надеть халаты, шапочки и пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Чего? (Камней)

(Дети одевают халаты).

II. Основная часть занятия.

Вос-ль: Господа, ученые занимайте свои рабочие места. 1.Форма, цвет, размер.

Вос-ль: у вас у всех лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать.. Как вы считаете, они одинаковые или разные.

Ответы детей: (разные),

Вос-ль: А чем же они отличаются? (размером, формой, цветом). Я заранее приготовила для вас специальные картинки- помогалочки, которые помогут запомнить вам свойства камней. На доску вывешивается рисунок 1 (приложение). Давайте, еще раз вспомним, чем отличаются камни, почему они разные а поможет нам картинка- помогалочка. Камни разные потому, что у них разные цвет, форма, размер)

2.Твердость

Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта картинка -помогалочка обозначает, что камни твердые.

На доску вывешивается рисунок 2 (приложение)

3.Прочность

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить. Может какой -то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность. (стукнуть молотком) Дети бьют. Вос-ль: И что же произошло?(Камни остались невредимы). Какой вывод мы можем сделать, а картинка - помогалочка (приложение) нам в этом поможет). Камни прочные.

4.Тяжелый.

Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку- подсказку (приложение), а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

5. Где используются камни.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни?(в строительстве дорог, украшения, лечение).(ответы детей). Правильно, ребята!

(Просмотр презентации с комментариями воспитателя). Еще давным- давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

III. Заключительная (закрепление пройденного материала).

Вос-ль: Дети, предлагаю вам снять халаты, пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки -помогалочки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие? (разные, твердые прочные, тяжелые) и они отличаются? … (по цвету, форме, размеру).

Вос-ль: Молодцы, вы все очень хорошо запомнили. И сейчас мы с вами отправимся отдохнуть на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можно прилечь.(вос-ль включает аудиозапись «Шум моря»)

Вос-ль: Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнце. Мы греемся под ним. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (воспитатель касается рук, ног ребенка). Дышим спокойно и глубок, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох - выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас. Вдох - выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откройте глаза. (Воспитатель показывает на ладони янтарный камень). Что это? (камень) Воспитатель: Кто-нибудь знает как он называется? Ответы детей.

Вос-ль: Это камень Янтарь. Янтарь - это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня - золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются куски большего размера - с голову человека и даже больше.

О происхождение Янтаря существует, очень много легенд, смысл большинства которых сводится к тому, что янтарь это слезы страдания.

Показ презентации с комментариями воспитателя:

Послушайте один из мифов. Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержав огненных коней, едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями, а его тело, подобно комете, упало в реку Эридан. Так горько плакала безутешная мать Фаэтона Климена и его сестры Гелиады, что боги превратили их в тополя. Но и став деревьями, они продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы.

Вот с такого маленького камушка и началась моя коллекция изделий из янтаря, которую я принесла вам сегодня показать. Дети рассматривают коллекцию.

Вос-ль: Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас камешек янтарь, который может быть станет началом вашей коллекции.

Вос-ль: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили (ответы детей).

Конспект занятия в подготовительной группе "В мире камня"

Задачи: Уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Познакомить со способами использования камня человеком (в строительстве, скульптуре, в создании украшений). Расширять представления о профессиях людей, работающих с камнем. Познакомить детей с тем, где и как добывают камень, какие инструменты используются для его обработки.

Развивать разговорную речь детей, расширять активный словарь.

Воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты. Учить самостоятельно делать выводы, строить умозаключения. Побуждать детей к самовыражению в рисунке, развивать фантазию и творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хозяйка медной горы».

Подготовка к занятию:

Материалы для опытов:

4 прозрачных сосуда с водой, деревянные палочки;

4 подноса, на которых – разные по цвету, форме и величине камни; кусочки пенопласта, пластилина, сухой глины, древесины, мела, мыла, сахара;

Деревянный брусок, камень, молоток, 2 гвоздя.

Иллюстративный материал (фотографии и иллюстрации можно представить в виде мультимедиа презентации):

Скульптура малых форм, изображающая людей и животных;

Фотографии архитектурных сооружений;

Фотографии станций московского метро;

Фотография Японского сада камней;

Фотографии гор;

Фотографии каменных месторождений;

Фотографии или иллюстрации с изображением инструментов для обработки камня.

Выставка изделий из камня (закрыть тканью), на которой представлены: коллекция минералов, ювелирные изделия, скульптура малых форм, шкатулки, часы, картины, посуда, шахматы.

На отдельном столе для рисования: клеенки, бумага формата А3 и А4, цветные карандаши, сангина, уголь, акварель, гуашь, кисти разного размера, стаканчики с водой, тряпочки, палитра.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, недавно мы с вами читали сказ Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». А сегодня к нам в гости пожаловала сама Хозяйка медной горы.

Входит взрослый в костюме Хозяйки медной горы.

Хозяйка медной горы: - Здравствуйте! Узнала я, что в этом детском саду дети много знают о природе, любят ее, берегут, хорошо разбираются в моем мире – мире камней. Что-то не верится мне, что вы так уж хорошо знаете, что такое камень; какими свойствами обладает.

Воспитатель: - Да, наши ребята очень хорошо знают все это. Да ты, Хозяюшка, не сомневайся, а проверь лучше!

Хозяйка медной горы предлагает детям разделиться на 4 команды и подойти к столам, на которых стоят сосуды с водой, палочки; раздает каждой команде по подносу с предметами.

Хозяйка медной горы: - А сейчас, ребята, возьмите с подноса по одному предмету, рассмотрите, ощупайте, понюхайте, взвесьте в руке (тяжелый предмет или легкий) и попробуйте определить, что это такое. А поможет вам в этом вода: опустите свой предмет в воду и размешайте ее деревянной палочкой. Посмотрите, тонет он или плавает на поверхности, растворяется, рассыпается, окрашивает воду и т.д. Сделайте вывод: все ли предметы являются камнями.

Дети проводят опыт, а Хозяйка медной горы наблюдает за действиями детей, помогает советами, задает вопросы. В заключение спрашивает, что же за предметы были у них на подносах; помогает детям уточнить их свойства. Дети с ее помощью делают вывод: камни разнообразны по форме, величине, цвету; они твердые, не рассыпаются, не растворяются вводе, тяжелые - поэтому тонут в воде.

Хозяйка медной горы: - Да, действительно, все вы смогли определить среди большого количества разнообразных предметов камни. Они и с в самом деле очень твердые. А хотите увидеть, насколько камень тверже дерева?

Хозяйка медной горы берет брусок и забивает в него гвоздь.

Хозяйка медной горы: - Смотрите, дерево хоть и твердое, но я могу легко забить в него гвоздь. А теперь попробую забить гвоздь вот в этот камень. Как вы думаете, у меня получится? (забивает). Что же произошло? Гвоздь металлический, твердый, но он согнулся при ударе о камень.

Хозяйка медной горы: - Ребята, мы с вами убедились, что камень очень твердый, прочный. Как вы думаете, как люди используют в своей жизни это свойство камня? (строят здания, крепости, дороги). Например, Москва раньше была построена из камня (Москва Белокаменная). Еще люди делают скульптуру из камня. Скульптура изображает иногда человека, иногда животных (показ иллюстраций).

Для чего люди создают скульптуру? Скульптура, как и другие древние каменные строения помогают нам совершить путешествие во времени, позволяют заглянуть в прошлое. Они настолько прочные, что сохраняются веками, благодаря чему мы видим и знаем, как жили люди много столетий назад: в каких зданиях они жили, как выглядели, какая у них была одежда, прически.

А если мы с вами спустимся в метрополитен, что мы увидим? Станции Московского метро украшены камнем: арки, своды, полы и колонны, скульптуры, мозаики. Московское метро – самое красивое в мире.

А в Японии ландшафтные дизайнеры создают прекрасные композиции – Сады камней (показ фотографий). В них камни разной формы, величины, цвета. Их располагают в садах, на газонах. Как вы думаете, для чего японцы создают такие сады? Они считают, что в Саду камней можно хорошо расслабиться, отдохнуть, поразмышлять, подумать, пофантазировать. Ведь сад выглядит все время по-разному – утром, днем или вечером, в солнечную и пасмурную погоду.

Камни очень разнообразные. Они не только твердые и прочные, но еще и очень красивые. Приглашаю вас, ребята на выставку изделий из камня, посмотрите, что люди делают из этого материала. Чтобы создать такие красивые вещи, приходится потрудиться очень многим людям. Рождается камень в недрах земли; огромные богатства хранят в себе горы – это настоящая сокровищница планеты. В России это Уральские горы (показ фотографий). Добывают камни на специальных месторождениях, и сейчас для этого используется специальная техника.

С камнем работают люди разных профессий, давайте назовем их вместе – геологи, скульпторы, ландшафтные дизайнеры, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики. Существуют даже такие врачи – натуропаты – они тоже работают с камнем. Используя драгоценные камни разных цветов они лечат многие заболевания.

Многие поэты и писатели воспевали красоту камня. Кто может назвать таких авторов? А как много пословиц и поговорок о камне:

Как вы думаете, что означает пословица «Вода камень точит»? А про какого человека говорят «У него каменное сердце»? А в каких случаях говорят «Застыл с каменным лицом»?.

Вот мы с вами, ребята, и выяснили, как люди используют камень в своей жизни. А теперь предлагаю вам поиграть:

С другом мы гулять пойдем,

Речку – каменку найдем.

(встают парами, шагают на месте)

Речка весело журчит

И по камушкам бежит.

Через речку мы вдвоем

По мосточку перейдем.

(шагают на месте)

Мостик каменный стоит,

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Из камней построен дом,

(движение «кулачок об кулачок»)

Мы с тобой в него войдем.

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Домик прочный из камней,

(руки над головой в форме «крыши»)

Для друзей всегда открыт!

(руки в стороны ладонями вперед).

Хозяйка медной горы: - Слышала я, ребята, что вы очень хорошо рисуете. А помните, как Данила-мастер долго-долго не мог создать каменный цветок? Мне очень интересно, как вы себе представляете каменный цветок. Давайте пофантазируем! Пусть каждый из вас придумает свой каменный цветок и нарисует его любым из предложенных здесь материалов.

Дети выбирают бумагу и материалы, рассаживаются за столы, рисуют. После окончания работы все вместе организуют выставку, любуются рисунками.

Хозяйка медной горы: - Ребята, вы сегодня меня удивили! Какие у всех получились красивые, разные цветы! Прощайте, ребята, мне пора! А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня – посетите музей камня в Москве. А еще – почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства.

Воспитатель: Загадка: В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Тяжелый, большой – одному не поднять, А может быть легким – в ладошке лежать. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?» Дети:- Это камень, разные камни. - Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них. -Скажите, а где живут камни? (В море, в речке, в горах) Больше всего камней -в горах. Ведь горы состоят из камней. -А в группе мы можем увидеть где-то горы? - На карте, на глобусе (рассматривание глобуса) - Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни). - Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы). - Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ). - Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называют профессию людей, которые исследуют горы? (ГЕОЛОГИ). Геологи - это люди, которые извлекают богатства гор на поверхность. Все эти богатства лежат очень глубоко, в земной коре. Земная кора – это кладовая, где находятся минералы, камни, металлы. - С древних времен люди верили, что камни обладают удивительными, волшебными свойствами. Одни из них обладают целительной силой и могут помочь при лечении некоторых болезней. Это камни-врачи, лекари (показать бусы на себе из горного хрусталя). Другие камни оберегают людей от беды, их называют камни-талисманы, камни-обереги, от слова «оберегать». Третьи – словно в чудесную кладовую собирают в себя энергию, а затем отдают ее своему владельцу. Люди заметили еще одно свойство камней. Пользу они приносят лишь чистым, добрым людям, способным понять природу. Камни, добытые нечестным путем, или если они попали в руки к злому, жадному человеку, не приносят счастья. - Вспомните сказку «Морозко». Что обе девочки получили в подарок? Что случилось с драгоценными камнями дочки? (Превратились в груду тряпья и воронов) Почему? Что драгоценности принесли падчерице? (Счастье) Почему? Но не только геологов манят горы, но и поэтов, художников, музыкантов. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Давайте и мы с вами посмотрим на горы (просмотр фотослайдов). Воспитатель комментирует рассматривание. - Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами (а, значит там живут животные и птицы- бараны, козлы, орел, ястреб), горы, извергающие огонь и камни).

Физминутка. А давайте и мы с вами станем геологами. Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой). Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами), Ее не проплывешь (плывут), Ее не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).

А как вы думаете, в горах осторожность нужна? Безопасность: В горах нужно быть очень осторожными, не отлучаться от товарищей, подниматься и спускаться, не торопясь.

А какой сказитель писал произведения о горах, и о каких горах? (Павел Бажов. Об Уральских горах) Мы с вами познакомились со сказами известного сказителя Павла Бажова, который писал сказы об Уральских горах. Что же такое сказ? Это жанр литературного произведения, в котором и волшебство, и быль. Герои сказов- обыкновенные люди. В основе произведения- легенда. В содержании присутствует рассказчик. Присутствуют волшебство и таинственность. Мы с вами познакомились со сказами «Серебряное копытце » , и «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок». По легендам в горах есть своя хозяйка. Так вот она- перед вами (фото хозяйки медной горы) Она живет в горах, охраняет горы и бережет богатства гор). (ГОЛОС ЗА дверью)

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. А вот сможете ли вы назвать мне самое главное свойство камней? Если вы правильно назовете это свойство, я вам покажу, где его люди используют. Это пригодится вам в вашей будущей взрослой жизни. И вы научитесь правильно использовать мои богатства.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы? Тогда я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Вы будете исследователями. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием. Итак, исследовать мы с вами будем камни. А камни перед вами- разные - речные и морские. Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные- на другой. А чем они отличаются? (Морские камни гладкие, такими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются и они становятся гладкими) А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А почему? В реке нет волн, реки текут спокойно). Посмотрите на камни через лупу. Что вы увидели?

А теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с нашими камнями. А результаты наших экспериментов мы будем записывать в таблице на доске.

1 опыт. Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

2 опыт. Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый. Итак записываем- ТВЕРДЫЙ.

3 опыт. Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ.

4 опыт. Возьмите камень и опустите его в баночку с водой. Что произошло с ним. Утонул. Почему? Он тяжелый, тяжелее воды. Итак, записываем- ТЯЖЁЛЫЙ.

5 опыт. А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха. Записываем-НЕТ ВОЗДУХА.

6 опыт. Как проверить, есть ли внутри камня вода? Для этого, можно погреть камень ладошками, можно подставить зеркало или стекло – появятся ли капли). Нет, не появились. Значит, внутри камня нет воды. Записываем следующее свойство- НЕТ ВОДЫ.

Таблица. камень непрозрачный твёрдый прочный тяжелый нет воздуха нет воды

Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно- неправильно» Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы - определять, правильно или неправильно я сказала. Я буду играть роль стрелки - стрелка будет указывать, кто из вас будет отвечать. -Камень можно смять, как бумагу. -Камень тонет в воде. -Камень прозрачный, как стекло. -Камень лёгкий, как вата. -Камень легко разбить, как стекло. -Камень можно растянуть, как резинку. -Из камня можно лепить, как из пластилина. -Поверхность морского камня гладкая, а речного камня- шершавая. -В камне нет ни воздуха, ни воды.

А теперь выберите самое главное из этих свойств. Это ПРОЧНОСТЬ. Хозяйка медной горы прислала фотографии, на которых показана прочность камней и их использование человеком. (показ фотослайдов.) Из камней строят фундаменты домов, дома, ограды, мосты, выкладывают улицы, площади.

Камни: _______ Строительные ________ Ценные ________ Драгоценные

Но не только строительными материалами богата Медной горы Хозяйка. У неё есть и ценные камни, которые люди используют для украшения своего жилища. Это мрамор и гранит. Этими камнями оформляется внешняя сторона дома или полы и лестницы внутри. (Фото) Ребята, Всех этих камней, которые мы с вами рассмотрели, коснулась рука человека. Часть своей любви он отдал им. Руки и сердца мастеров дали камням новую жизнь. Камни в ответ на любовь человека дарят нам свое сияние, тепло и чудесные свойства.

Заходит ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ Хозяйка Медной горы: Много в недрах Земли Уральской богатств несметных, камней самоцветных. Да нет такого Данилы-мастера, что создаст красоту рукотворную. Я – Хозяйка горы Медной – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты смело и умело! В: Дети, как вы понимаете слова «красота рукотворная? » А можем ли мы создать красоту (Ответы) (После ответов предлагаю детям садиться за заранее приготовленные столы. В записи негромко звучит классическая музыка) Мы отправляемся с вами В путешествие за драгоценными камнями. Спросите вы, где их взять? Будем сами рисовать! Хочешь стать волшебником, Но не знаешь, как? Ты меня послушай И сделай точно так! Возьми скорее краску И кисточку с водой, Начнутся превращенья Сейчас у нас с тобой. Зеленый лист – основа, К нему вернулись снова. Всем говорю заранее: Нужны нам аккуратность и внимание. (Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей) Кисть в краску все мы опускаем, Ее побольше набираем. Ну а теперь внимание, Особое задание: Рукой придерживаем лист, Невысоко поднимем кисть, Стряхнем! И капли на листе Расположились, что и где! Все снова повторите, В другой уголок листа Еще раз кисть стряхните. Убрали кисть (Убираем на подставки) Красивый лист? (Ответы детей) А мы в него вдохнем и жизнь! Пусть побегут прожилки, (Показываю настоящий камень змеевик и как наклонять лист в разные стороны, чтоб разбегались по листу краски) Соткутся в паутинки, Переплетутся сеткой В овал, круги и клетки. Пусть капельки и точки Мигнут, как огонечки. Для этого мы все вдохнем, Пусть капли побегут бегом. И посильнее будем дуть, Чтоб быстрым был у капель путь. И посильнее будем дуть, Чтоб краски в капельках раздуть. (Дети вдыхают, выдувают воздух на лист) Лист свой сейчас мы повернем, И капли побегут кругом! Слегка лист поднимайте И краску раздувайте. (Во время выполнения рекомендую детям еще набрызгивать капли краски в просветы бумаги, поворачивать бумагу в разные стороны) Кисть промываем! Кверху ворс! В подставке сушат пусть свой хвост! Ребята! Хоть и делали мы с вами Все одно и то же, Но рисунки получились Вовсе не похожи. В чем причина, дети? (Ответы детей) Да в том, что у каждого из нас Разные руки эти (Показ рук) Что увидели в камне ваши глаза? (Ответы детей) Каждый из нас По-своему увидел глазами, По-своему поворачивал лист руками. Как не существует одинаковых рисунков у детей, Так в природе не найти Одинаковых камней! В: Давайте оформим наши камни в красивые рамки. Всех вас приглашаю, подходите, выбирайте рамку с любым героем сказов Бажова, накладывайте рамку с трафаретом на лист, поворачивайте лист в поиске лучшей игры «камня» в вашем изделии – трафарете и любуйтесь! (Воспитатель скрепляет степлером лист и рамку-трафарет в 4-х местах. Дети садятся полукругом) Хозяйка Медной горы: Ну что, творцы и мастеровые! Украшения из камня создали вы какие! А сейчас хочу их оживить, В самоцветы все их превратить! И пополню я запас камней – Изобилие горы – красы моей! (Проходит перед столами и высказывает одобрение и похвалу каждой детской работе) : Ты упорно потрудился – камень славный получился! Ты старался, что есть сил, вдохновенно мастерил! У тебя, красы-девицы, камень вовсе что лучится! А твою поделку, друг, аж не выпустить из рук! Похвалю я молодца, сразу вижу в нем творца! Всем камням здесь малахит, зеленью к себе манит! Сразу видно, мастер мой: дружат руки с головой! Есть характер у мальчонки: яркий цвет, и камень звонкий! Есть способность у девчонки: жилки удались так тонко! Камень будто что дрожит, и олень вот убежит! Вам, друзья-мастеровые, пожелаю: Оставайтесь впредь такие, С умными головами И работными руками, Чтоб своим любимым делом Славить наш Урал умело! Заглянула к вам не зря! Ухожу в свои края! На прощание – подарки, Гор уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы, Гор уральских всех Приветы! (Обходит всех и из своего волшебного цветка угощает детей конфетами) Я – Хозяйка горы Медной Исчезаю незаметно… (Уходит)

Рефлексия: - Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали? Вспомните, о каких камнях я рассказывала, а о других я расскажу на другом занятии. Теперь вы сможете дома подсказать и помочь своим родным в выборе украшений, а, может быть, сумеете дать советы папам по строительству, используя камни или советы по оформлению вашего двора, клумб. Спасибо вам всем за работу. 2012 год.

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебный мир камней" - страница №1/1

Конспект занятия в подготовительной группе

"Волшебный мир камней"

(Познавательное развитие)
Воспитатель: Морозкова Н.В.
Задачи:


  1. Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней.

  2. Создать условия для экспериментирования, пробудить интерес к данной теме.

  3. Развивать любознательность, активность, умение самостоятельно действовать.

  4. Воспитывать интерес к родному краю - Южному Уралу.

Материал к занятию: коллекция камней, украшения (бусы, серьги, кольца), мнемосхемы, шкатулка, кукла-Хозяйка Медной Горы, оборудование для исследовательской деятельности (пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, рис), аудиозапись, подарки для детей и угощение.
Предварительная работа: Цикл занятий: «От горы до песчинки», «Нам камни строить и жить помогают», «Камни украшают», «Камни пишут и рисуют», «Камни-помощники»; эксперименты «Как вода камень разрушает», «Тонет – не тонет»; чтение художественной литературы; работа с родителями – пополнение экспонатами мини-музея.
Ход занятия:

1) Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в круг для игры "Гора-старушка" (игра иллюстрирует процесс разрушения горы)
Стоит гора-старушка- Дети поднимают руки вверх ,

До небес макушка. тянутся на цыпочках,

Её ветер обдувает, обмахиваются кистями рук ,

Её дождик поливает. встряхивают кистями рук ,

Стоит гора, страдает прикладывают ладошки к щечкам и качают головой .

И камешки теряет. Педагог касается нескольких человек, которые,

И каждый день, должны изобразить камешки.

И каждую ночь Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в разные

Катятся, катятся стороны любым способом.

Камешки прочь.


Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» раскатятся в стороны. В заключении участники игры говорят хором:

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы!
2) Воспитатель обращается к детям:

Почему гору называют "Гора-старушка"?

Как она теряет камушки? (Используя мнемосхему, ребёнок рассказывает об образовании камня.)

А за один день может гора потерять камушки? (Дети объясняют свой ответ)


Далее воспитатель и дети подводят итог проделанной работы - собрана коллекция камней. Выясняют совместно, что в группе появился мини-музей. "Мини"- так как маленький, а "музей"- так как в нем представлены разнообразные камни нашего края.
Воспитатель и дети заходят в мини-музей и обнаруживают пропажу куклы - Хозяйки Медной Горы, а вместо неё письмо следующего содержания: "Ребята, если вы выполните все мои задания, то вас ждёт сюрприз..."
1 задание - игра "Волшебная шкатулка"

Дети вытягивают карточки и объясняют свойства камней. (Стучат, тонут в воде, рисуют, пишут, помогают в строительстве, украшают картины, здания)


2 задание - "Назови сказки о камнях"

Дети называют произведения, в которых рассказывалось бы о камнях.

"Серебряное копытце", "Хозяйка Медной Горы", "Легенды Южного Урала - Легенда об изумрудах".
3 задание - "Мой любимый камень"

Дети называют и показывают камни, которые им понравились больше всего, объясняя свой выбор.

3) Звучит аудиозапись и входит Хозяйка Медной Горы .

Хозяйка приветствует детей:

Хорошо справились вы с моими заданиями, много знаете о крае уральском, о богатствах, что в недрах таятся, о людях умелых, которые красоту всем дарят. Заслужили вы подарок отменяя. Но еще хочу вас проверить, ответьте мне на вопрос: «Почему камни бывают разноцветными? Почему в одном камушке два или три цвета увидеть можно?» (Дети отвечают). Чтобы раскрыть эту тайну камней, пройдем за столы и попробуем понять, как же это происходит.
Исследовательская деятельность


  1. Предложить детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время… Миллионы лет… Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» Далее предложить разрезать стекой пластилин и полюбоваться на полосатые срезы.

  1. Дети смешивают несколько кусочков пластилина разного цвета, скатывая все цвета сначала в колбаску, а затем в шарик, по спирали. Вновь разрезаем комочки стекой пополам и любуемся удивительными узорами, сравниваем с узором других детей.

  1. Предложить детям определить, что тверже: крупа или кусочки пластилина? В природе есть камни более твердые, а есть - более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней (дети смешивают два кусочка пластилина разного цвета с рисовыми зёрнами).

Затем при посещении «мини – музея» дети сами отыскивают камни, образовавшиеся подобными способами.


Воспитатель:

Камни бывают разные, например, "лунный камень" - защищает от злого человека, от сглаза. Каждому человеку - свой камень, это зависит от того, под каким знаком зодиака вы родились.

Хозяйка Медной Горы:

Настало время наградить вас за ваши знания и руки умелые. Примите от меня коллекцию камней и сладкие камешки разноцветные. (Хозяйка Медной горы вручает подарки и, прощаясь с детьми, уходит)

Овен - аметист, гематит, горный хрусталь.

Телец - агат, сердолик, корнеол.

Близнецы - агат, сердолик, тигровый глаз.

Рак - лунный камень, хризопраз, халцедон.

Лев - хризолит, опал, янтарь, яшма, хрусталь.

Дева - сердолик, оникс, нефрит, жадеит, агат.

Весы - опал, хризолит, аметист, нефрит, хрусталь.

Скорпион - топаз, гематит, сердолик, гранат, малахит.

Стрелец - бирюза, гранат.

Козерог - оникс, агат, кошачий глаз, хризопраз.

Водолей - обсидиан, аметист, гранат, лазурит.

Рыбы - красный коралл, аметист, аквамарин, яшма.

Конспект НОД занятия в подготовительной группе «Удивительные камни».

Воспитатель: Бондарева А.С

Задачи: Познакомить детей разнообразием мира камней и их свойствами. Формировать навыки исследовательской деятельности. Расширять знания детей о профессии геолог.

Способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать логическое мышление, память, слуховое восприятие, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: Минеральные камни, лупы, строительные кубики, белая и голубая ткань, иллюстрации, шкатулка с украшениями, контейнер с водой, столы, весы, лампа, мел, уголь, карандаш.

Предварительная работа: Чтение сказок: «Волшебный камень» (калмыцкая), «Медведь камень» (японская), «Похлебка из камней» (Итальянская), «Тайна трех камней» (казахская), «Сказка о гноме и камне – радуге», Бажов «Каменный цветок», Рыжова «О чем шепчутся камни», рассматривание иллюстраций, беседа о профессии геолог, камнях.

Ход: С молотком по горам

Он проходит тут и там

И уверен «Я найду

Здесь железную руду». (Геолог).

Мы сегодня будем говорить о профессии геолог и об особенностях этой профессии.

Сейчас я прочитаю вам стих о геологах:

Геолог землю изучает

И про сокровища все знает

Про те, что мать земля хранит

И в недрах ревностно таит.

Алмазы и золото, нефть и рубины –

Все тайны откроют эти мужчины. (Фото)

Что вы знаете о геологах. (Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Ищут полезные ископаемые, работают в лабораториях, составляют карты).

С чем они путешествовали. (С рюкзаком)

Что бывает у геолога в рюкзаках? (Геологический молоток, лопатка, линейка, компас, измерительная рулетка, лупа, мешочки для образцов, вата, оберточная бумага и другое).

Каким должен быть геолог (Сильным, смелым, уметь находить дорогу по компасу и карте, верным другом).

А хотите отправиться в горы на поиски камней. Тогда закрывайте глаза и повторяйте:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так, скорей друзей за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе гора из строительного материала, накрытая голубой тканью, а вершина белой тканью. Перед горой шкатулка с сокровищем.

Что это? (Шкатулка с камнями).

Да, но это не простые камни. а драгоценные. Они используются для украшения ювелирных изделий (Фото).

Какие бывают ювелирные украшения (Кольца, серьги, подвеска, колье, браслеты).

В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» давалось камням с красным цветом. Все зеленые камни – изумруд.

В каком произведении был изумрудный город? («Волшебник изумрудного городка).

Ценность камня зависит не только от цвета и блеска, но и от твердости. Какой самый твердый камень? (Алмаз).

Что делают из алмаза? (Драгоценные украшения, сверла, ножи, детали в часах, точильные диски).

Путешествуя мы можем встретить необычные камни. Камни, которыми можно писать. Какие вы знаете? (Мел, уголь). (Фото)

Да, ими действительно можно рисовать на асфальте. А на бумаге чем мы рисуем? (Карандашом).

Путешествуя, мы попадаем в лабораторию, где можем провести научные эксперименты. Но прежде чем приступить к исследованию, нам нужно отдохнуть.

Физминутка:

1 опыт: «Что видно на камне?» Рассмотреть через лупу.

2 опыт: «Тонет не тонет». Что произойдет если мы поместим камень в воду? (Он тяжелый, поэтому утонит).

3 опыт: «Холодные или теплые». Если мы зажмем камень в руке, он потеплеет. А если подержать под лампой: что изменится?

4 опыт: «Взвесить камни». Надо положить камни на весы. Что тяжелее, что легче.

5 опыт: «Гладкие, шершавые». Погладить камни рукой.

Сейчас мы поиграем в игру «Что исчезло?» (Выложить камни отличающиеся. Прошу запомнить. Закрыть глаза. Убираем один камень. Дети должны определить какой камень убрали).

А теперь юные геологи нам пора возвращаться в Д/с.

Игра «Гора и камешки».

Стоит гора старушка

До небес макушка – подняться на носки.

Ее ветер обдувает – обмахивают себя руками.

Ее дождик поливает – встряхивают кисти рук

Стоит гора страдает – ладошки к щекам

Камешки теряет – качают головой.

Вот мы и в д/с.

Итог: - О ком мы сегодня говорили? – Какие должны быть геологи? – Что нужно геологам? – Какие камни вы знаете? – Чем они похожи, чем отличаются? - Что мы сегодня проводили?

Загрузка...