1001-market.ru

Конспект рисования на яблоне поспели яблоки. Конспект занятия по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Яблоки на ветке». Подготовка к практической деятельности

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий Комарова Тамара Семеновна

Сентябрь

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды»

(«Персики и абрикосы»)

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Занятие 2. Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

Программное содержание. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Занятие 3. Лепка «Большие и маленькие морковки»

Программное содержание. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Занятие 4. Аппликация «Красивые флажки»

Программное содержание. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Занятие 5. Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Занятие 6. Лепка «Огурец и свекла»

Программное содержание. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Занятие 7. Аппликация «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы»

Программное содержание. Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

Занятие 8. Рисование «Красивые цветы»

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Занятие 9. Лепка по замыслу

(Вариант. Лепка «Вылепите какие хотите овощи и фрукты»)

Программное содержание. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

Занятие 10. Аппликация «Укрась салфеточку»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Занятие 11. Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Из книги Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий автора

Август – сентябрь В начале года рекомендуется повторять произведения художественной литературы из репертуара, предназначенного для малышей второго года жизни. Это позволяет детям легче запомнить небольшие стихи и песни.Шагая на прогулку под текст русской народной

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Август – сентябрь Пока еще тепло и можно заниматься с детьми на участке, целесообразно познакомить их с народными песенками, под текст которых хорошо играть в спокойные и подвижные игры. Например, можно поиграть в такую игру: воспитатель читает потешку «Еду-еду к бабе, к

Из книги Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий автора Комарова Тамара Семеновна

Сентябрь Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды» («Персики и абрикосы»)Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Август – сентябрь Во многих дошкольных учреждениях первые младшие группы начинают формировать в конце августа – начале сентября.Пока стоит хорошая погода, желательно больше гулять с детьми. На прогулке масса возможностей занять малышей, познакомить их друг с другом,

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Сентябрь – октябрь – ноябрь Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада.Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»(рисование), «Познание» (формирование целостной картины мира).

Виды детской деятельности : продуктивная (изобразительная), познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, коммуникативная.

Цели деятельности педагога :

Образовательные:

  • Учить рисовать яблоки используя пальцевую живопись (рисование одним пальцем).
  • Закреплять умения детей методом примакивания рисовать листочки на дереве зелёным и жёлтым цветом, рисовать яблоки в нетрадиционной технике рисования: ватными палочками.
  • Активизировать в речи детей названия дерева (яблоня).
  • Закрепить значение сложных слов(яблоневый сад). Развивать речь, внимание, логическое мышление.
  • Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Развивающие :

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник, для создания выразительного образа плодов яблок, закрепить культурно-гигиенические и социально-коммуникативные навыки.

Воспитательные : Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, рассматривание яблоневого сада, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, картин, дидактические и словестные игры.

Материалы и оборудование :

  • Иллюстрации деревьев яблони, гуашь красного, зелёного и жёлтого цвета, ватные палочки, влажная салфетка на каждого ребёнка.
  • Альбомные листы, дерево яблони, игрушка Ёжика, аудиозапись песни «Урожайная» сл. и муз. А. Филиппенко.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент

В. Дети, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

Ну-ка дети встаньте в круг! Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

В. Листопад, листопад, листья жёлтые летят.

В. Когда это бывает?

Д. Осенью.

В. А ещё осенью люди собирают урожай в саду.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

В. Что это?

Дети: яблоко.

В. Сегодня мы с вами пойдём в яблоневый сад.

Посмотрите, какое красивое дерево с яблоками.

В. Слава скажи, где растут яблоки?

Д. на дереве.

В. А давайте вспомним, из каких частей состоит дерево?

Д. ствол, на стволе растут длинные и короткие ветви.

В. Посмотрите, какого цвета листья на дереве?

Д. листья зелёные и жёлтые.

В. Какого цвета яблоки на ветках?

Д. Яблоки красные.

В. А какой формы яблоки?

Д. яблоки круглой формы.

Воспитатель: Дети, тихо я слышу какой-то шорох и звуки.

Тихо сели на волшебный коврик.

В. (произносит слова пых-пых-пых)

Посмотрите, лежит корзина,а в ней листочки, а под листочками кто-то сидит.

В. (открывает листву, а там ёжик)

В. Кто это?

Д. Ёжик.

В. К нам пришёл ёжик.

А ёжик почему-то расстроенный?

В. Ёжик, что с тобой случилось?

Ёжик: Живу я в большом саду, там много яблонь, на котором поспели красные яблоки, и вот наступила осень, пришло время собирать урожай.
Люди соберут все яблоки, и мой яблоневый сад станет не красивым. И поэтому я расстроился

Воспитатель: Дети, я предлагаю нарисовать Ёжику яблоки.

2. Подготовка к практической деятельности

Встали возле стульчиков. И поиграем с нашими пальчиками.
У дороги яблонька стоит. (руки над головой)
На ветке яблочко висит. (сложить запястья вместе)
Сильно ветку потряс, (руки над головой, движения вперёд-назад)
Вот и яблочко у нас. (ладони перед грудью)

3. Практическая самостоятельная деятельность

Сели все прямо.

Сегодня мы с вами будем волшебниками, рисовать будем ни кисточкой, а пальчиком и ватными палочками.

В. Посмотрите, какое красивое дерево с яблоками мы нарисуем Ёжику.

В. Сначала мы рисуем листочки ватными палочками (на ватную палочку набираем зелёную краску и способом примакивания рисуем листочки на веточках)

В. Вероника, покажи, как ты будешь рисовать листочки?

В. Можно приступить к работе.

Скажите, какого цвета мы берём краску? (зелёную)

В. А сейчас рисуем листочки жёлтого цвета.

В. (на ватную палочку набираем жёлтую краску и рисуем жёлтые листочки)

В. Матвей, покажи, как ты будешь рисовать жёлтые листочки.

Воспитатель: листочки нарисовали, а сейчас рисуем яблоки на веточках.

В. (показывает детям). Я беру указательный пальчик и обмакиваю его в краску (не весь пальчик, а только кончик) и прикладываю его к ветке.

В. Дети, покажите мне указательный пальчик.

В. Рисуем аккуратно, набирайте на палец краску хорошо, чтобы яблоки были сочными. Яблок рисуем много, чтобы дерево у нас было красивым.

В. А каким цветом мы будем рисовать яблоки?

Д. Красным цветом.

В. (помогаю в процессе рисования, слежу за осанкой детей)

В. Кто нарисовал яблоки, вытирайте пальчик салфеткой.

В. Возьмите свои работы и повесим на нашу яблоню.

Заключительная часть

Рефлексия.

В. Какие вы молодцы. Какие красивые деревья с яблоками у нас получились.

В. Вспомните, как называется сад, где растут яблоки?

Д. Яблоневый сад.

В. Теперь у Ёжика круглый год будут яблоки.

4. Подведение итога занятия

Дети, что мы с вами рисовали? (яблоневый сад)

Кому мы помогли? (ёжику)

В. Мы для Ёжика приготовили сюрприз.

В. Дети, встаньте вокруг нашей яблони и споём песенку.

Мы корзиночки несём,
Хором песенку поём,
Урожай собирай.
И на зиму запасай.

Припев:
Ой, да, собирай.
И на зиму запасай.

Воспитатель: за ваши красивые рисунки я вам и ёжику приготовила сюрприз.

Посмотрите, что в корзине?

Д. яблоки.

В. В яблоках много витаминов, они очень вкусные и полезные для вашего здоровья.

Воспитатель: Дети, скажем гостям до свидания.

Список литературы

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1991.

4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду"(Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 2005.

6. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. - М.: Рольф, 2000.

Конспект занятия по рисованию в средней группе

«На яблоне поспели яблоки».

Цель: продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус и аккуратность к работе. Закреплять приёмы рисования листвы. Научить детей рисовать яблоки в нетрадиционной технике рисования: ватными палочками. Совершенствование сенсорного воспитания и социально-коммуникативных навыков.

Материалы для занятия: иллюстрации деревьев яблони, цветные карандаши, красная гуашь, ватные палочки, листы (формат А5), игрушка Чебурашка.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья. (Яблоко)

Дети отгадывают загадку

Воспитатель: правильно, ребята, конечно это яблоко.

Рассмотреть иллюстрации с яблонями, уточнить, что яблоки растут на деревьях-яблонях, а сад называется яблоневый.

Воспитатель: какого цвета листья на деревьях? (желтые и зеленые), какого цвета яблоки на ветках? (красные), какой формы яблоки? (круглые).

Ребята посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он печален, потому что сейчас пришло время сбора урожая яблок. И его сад уже не будет таким красивым как сейчас. А может мы поможем Чебурашке и нарисуем яблони? Но сначала немного подвигаемся.

Физминутка:

Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками влево-вправо.)

Будто опять закружиться хотят. (Снова кружатся на носочках.)

Воспитатель: сегодня мы попробуем нарисовать яблоню карандашами, а яблоки нарисуем гуашью с помощью ватной палочки.

В процессе рисования оказывать детям необходимую помощь.

Воспитатель: посмотри, Чебурашка, какие красивые яблони получились у ребят! Теперь ты можешь любоваться ими круглый год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие, в котором дети с помощью "вхождения" в шуточное музыкальное произведение Д.Россини на основе личного восприятия создают свой художественный образ кота или кошки в картине. Дети самостоятельно...

Цели занятия:Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и ее изображению в пейзаже.Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технически...

Ход занятия

Организационный момент

(Воспитатель звенит колокольчиком)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй,

Собрались, ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: дети у нас сегодня гость, я хочу вам его представить. Появляется САДОВНИК и представляется детям.

Здравствуйте, дети. Я, САДОВНИК. Ухаживаю за фруктовыми деревьями. В моем саду поспели фрукты, в этом году богатый урожай.

Какие фрукты вы знаете? (ответы детей)

А вы знаете, что нужно делать, чтобы вырастить богатый урожай фруктов? Как ухаживать, за деревьями, чтобы на них было много спелых плодов? (ответы детей)

Рассказ САДОВНИКА (презентация ИКТ)

Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

Трудная работа САДОВНИКА, но по работе и награда. Тяжело одному такой урожай собрать. Поэтому я пришел к вам за помощью. Поможете мне? (ДА)

Приглашаю вас ко мне в гости. Мой сад увидите и помощь окажете в сборе плодов.

Музыкальная игра «Веселый поезд»

На магнитной доске картинки деревьев (груша, слива, яблоня) На всех деревьях, кроме яблони 1-3 плода. На яблоне плоды по количеству детей. Корзины с фруктами (груши, сливы, )

САДОВНИК показывает свой сад.

Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»

С яблони собирают урожай … чего? Яблок.

С сливы собирают урожай … чего? Слив.

С груши собирают урожай … чего? Груш.

С вишни собирают урожай….чего? Вишен

САДОВНИК

Мы сейчас гуляем

В молодом саду.

Урожай хороший

В нынешнем году.

Яблоки – как сахар,

Груши – чистый мед,

На лиловых сливах

Голубой налет.

Садовник обращает внимание, что он уже собрал урожай груш, слив и вишен. Осталось собрать урожай яблок.

Воспитатель: поможем САДОВНИКУ? (ДА)

САДОВНИК: что нам необходимо для сбора плодов с дерева?

Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Укладывают в корзину или специальные деревянные ящики осторожно, чтобы не повредить плоды. Так они дольше сохраняются и не портятся.

Физическое упражнение «Собираем яблоки»

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно!

(встать, руки в стороны, потянуться)

Руки протяните, яблоко сорвите!

(руки вверх, потянуться вверх)

Стал веточку качать, трудно яблоко сорвать!

(руки вверх, наклоны в стороны)

Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву!

(прыжки вверх, хлопок над головой)

Дети снимают по очереди картинки- муляжи и складывают в корзину.

САДОВНИК: Посмотрите, сколько яблок мы собрали…. Полная корзина.

А вы знаете, какая польза в яблоках? (ответы детей)

САДОВНИК: Верно. Яблоки — самый ценный фрукт. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.

Спасибо вам дети за помощь, без вас мне было бы нелегко. А по работе и награда. Угощайтесь. (подает корзину яблок)

Пора прощаться. До свидание. До следующего урожая.

Музыкальная игра «Паровоз Букашка»

Воспитатель: понравилось вам путешествие? Хорошо потрудились. Что нового вы узнали от САДОВНИКА? (как ухаживать за деревьями, чтобы получить богатый урожай фруктов; как правильно собирать плоды с деревьев).

Посмотрите, какие спелые яблоки в корзине. Мойте руки и будем кушать яблоки.

Пластилинография «Яблоки поспели» (можно провести во второй половине дня.

Чтобы всю зиму вспоминать нашу прогулку в гостях у САДОВНИКА. Предлагаю нарисовать картину «Яблоки поспели». Рисовать мы будем ни красками и не карандашами, а пластилином.

(Готовая форма – ветка яблони)

Воспитатель: Дети, посмотрите как нужно скатывать пластилин между ладонями. Воспитатель показывает детям, как нужно скатывать шарики из красного пластилина. Возьмите пластилин, катаем небольшой шарик между ладонями. (Воспитатель ходит, помогает, объясняет). Даша умница. Ксюша давай я тебе помогу. Кто сделал, подходит и аккуратно придавливает свое яблочко на дерево.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько яблок поспело на ветке. Вставим нашу картину в рамку и будем любоваться всю зиму.

Уборка рабочего места.

Развивать познавательные способности, интерес к изобразительной, художественной деятельности через игру.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Расширять представление детей о труде садовника, о способах ухода за фруктовыми деревьями; о правилах сбора плодов.

Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа по средтвам объема и цвета.

Развивать общие речевые навыки, координацию речи и движения, речи, обогащать словарный запас

Развивать смекалку, самостоятельность, любознательность, мелкую моторику; совершенствовать умение радоваться достигнутому результату.

Оборудование

Колокольчик, садовник (костюм), Ламинированные картинки на магнитную доску, корзина, яблоки (натуральные), музыкальное сопровождение, презентация, пластилин, доски, стеки, рамка.

Олесова Ия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №10 "Кырачаан ымыылар"
Населённый пункт: с. Бердигестях, Горного района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект открытого занятия по рисованию в средней группе
Тема: "На яблоне поспели яблоки"
Дата публикации: 09.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект открытого занятия в средней группе

«Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

(рисование).

Тема: «На яблоне поспели яблоки»

Программное содержание: продолжать учить детей рисовать дерево,

передавая в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования

цветными карандашами.

Оборудование: картины из серии «Фрукты», «Деревня», белые листы

(по количеству детей), цветные карандаши.

Ход занятия.

Предварительная работа. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Чудесный

мешочек». Обследование и описание разных фруктов.

1.Организационный момент.

Воспитатель: -Ребята, к нам в гости пожаловал Зайчик нам что-то

принес. Давайте посмотрим, что же нам принес Зайка в корзине? (яблоки).

Давайте очень тихо скажем: «яблоки», теперь громче, и очень громко.

Давайте посмотрим, какие они. (Дети по очереди достают из корзины

яблоки и вместе с воспитателем определяют их форму, величину). Какого

цвета яблоки? (красного, зеленого.)

Затем демонстрируется картинка с изображением сада (где именно

растут яблоки, какие нужны условия для их роста).

Где растут яблоки? (они растут в саду). Что помогало им расти? Что их

согревало? (Солнышко). Найдите картинку с рисунком солнышка.

А что поливало яблоки? (водичка). Найдите картинку с рисунком

А когда дождя не было, кто поливал яблоки? (люди) Чем поливали?

(лейка). Найдите картинку с рисунком лейки.

А где росли яблоки? (на дереве, а дерево в земле).

Вот сколько помощников помогало яблокам расти. Давайте еще раз их

вспомним. (Солнце, дождь, люди, земля).

Воспитатель: Ребята, а знаете зачем Зайчик принес яблоки? Чтобы мы о

них больше узнали. А что мы можем из них сделать? Конечно, приготовить

разные блюда. Из них делают компоты, пюре, варенье, соки.

А чем полезны яблоки? (В них много витаминов).

Сегодня мы с вами будем рисовать яблоню. Дерево, на которой растут

яблоки, называется – яблоня, а если их много, они называются – сад.

А сначала давайте разомнемся.

Малоподвижная игра «сбор фруктов»

Руки поднимаем, яблоки срываем. (Дети поднимают руки верх «срывать

плоды».) Руки опускаем, корзину собираем (Руки опустить вниз «Положить

плоды в корзину»). Повторить несколько раз.

2.Рисование.

Детям предлагается нарисовать сначала дерево, потом украсить ветки

яблоками.

3.Подведение итогов.

Воспитатель: - Какие красивые яблони вы нарисовали, молодцы!

А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание: когда

кушаете яблоко, обязательно обратите внимание на форму, вкус и цвет.

Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Методическое обеспечение.

1.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е.

Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. 3. А.

Ефанова. -Волгоград: Учитель, 2012. - 307 с.

Познавательное

развитие

дошкольников

Е.В.Рындина. Санкт Петербург. Детство – ПРЕСС 2014 г.

Загрузка...