1001-market.ru

Кукла масленица лицо можно ли рисовать. Чучело Масленицы – традиции в древности и в современности. Символика, обряды и блины


Сегодня начинается празднование одного из любимых и веселых народных праздников россиян.

Следуя традициям, теща и зять должны наведаться друг к другу в гости на блины, а в дома к незамужним девушкам можно напроситься на смотрины. Но это после, а в понедельник, первый день веселой Масленицы, нужно сделать чучело, сожжение которого в Прощеное воскресенье ознаменует проводы зимы. О том, какой должна быть настоящая масленичная кукла и почему ее образ должен быть безликим, рассказала народный мастер, этнограф, председатель Иркутской областной общественной организации «Союз народных мастеров Прибайкалья» Лидия Мельникова.

«Масленица» – кукла жертвенная, а не игровая. Создавалась она для обряда проводов зимы. Кукла была размером с человеческий рост, с длинной девичьей косой, безликой, как все обрядовые народные куклы и одета в сарафан с цветочным рисунком. Современная же кукла «Масленица», как правило, совсем другая. Она имеет пышную женскую фигуру и ярко раскрашенное лицо.

Как появилась эта кукла? Согласно старинной легенде, появилась она тогда, когда нашим предкам стало жалко расставаться с самыми красивыми девственными девушками, которых приносили в жертву. Чтобы избежать человеческого жертвоприношения, они придумали изготавливать куклу-заместителя.

– Делается кукла «Масленица» из ствола березы, что является основой и при изготовлении многих других народных обрядовых кукол. К стволу привязывается перекладина. Получается крест. Голова и туловище формируются из холстины, набитой соломой, одежда обязательно должна быть украшена цветами и листьями – символами цветущей весны, на голове заплетена коса как символ плодородия, – рассказывает Лидия Мельникова. У обрядовой куклы, в том числе у «Масленицы», не должно быть лица. Считалось, что кукла, у которой нарисовано лицо, уже имеет душу и может навредить человеку.

Насколько важно сделать масленичную куклу по всем традиционным народным канонам – теперь дело сугубо индивидуальное, но всем желающим Лидия Мельникова, мастер по народной кукле и народному костюму, и другие умельцы «Союза народных мастеров Прибайкалья» предлагают в помощь свои знания. С начала 2013 года они дают мастер-классы в «Ремесленном подворье» Иркутского областного Дома народного творчества, которое находится в «Иркутской слободе». Здесь же расположена выставка, в экспозиции которой русские народные костюмы, обрядовые и игровые народные куклы, этнографические вещи. Знакомство с ними как раз таки и поможет узнать, какими были в старину куклы и во что наряжались наши бабушки к празднику.

Кстати, к Масленице в «Ремесленном подворье» представлена мини-выставка. Руками мастериц сделаны и другие атрибуты этого праздника, ведь в дни празднования Масленицы помимо ростовой куклы делалась маленькая «Домашняя масленица» и хранилась она в доме до следующего года, а дворы на юге России украшали «банчеными вениками» (вениками, украшенными бантами). Также всей семьей на Русском Севере изготавливали куклу «Санницу», небольшую куколку-девочку на санках. Саму куклу делала мама, саночки делал папа, а дочка катала «Санницу» с горки. Чем длиннее был ее санный путь, тем лучше ожидался рост льна в нынешнем году.

Оценить облик нынешних «Маслениц» можно будет уже в ближайшие дни. Надеемся, на этот раз масленичная красавица предстанет в традиционном образе и в воскресенье, следом за ее сожжением, сразу же наступит долгожданная весна.

Ольга Михайлова, редактор Иркутского областного Дома народного творчества

Сжигать чучело Масленицы - обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим. Как должен христианин относиться к этой традиции?

С этим вопросом “Фома” обратился к протоиерею Андрею Ефанову :

В провождении масленичной недели – то есть недели перед постом – важно различать два плана: один – языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя – так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых – сжигание чучел а маслениц ы – символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание маслениц ы – это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет.

А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план – то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех – временем серьезной внутренней работы над собой. Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души. Для этого и существуют подготовительные недели. Третья из них, маслениц а, – неделя, в которую мы уже не едим мяса, но зато можно есть молочные продукты и печь традиционные для этой недели и без мяса.

А если отойти от гастрономии, то эта седмица идет после . В этот день за Божественной литургией читаются стихи 35 – 46 из 25 главы Евангелия от Матфея, в которых говорится о том, как будет происходить Страшный Суд и по каким критериям Господь будет судить человека. Сам Христос рассказывает об этом своим ученикам, а через них и каждому из нас. Это очень серьезный текст, о котором полезно подумать в преддверии Великого поста, во время которого Вы и будете заниматься той самой внутренней работой, которая приблизиться к тому, чего от каждого из нас ждет Господь. В этом отрывке из Евангелия каждому из нас даются ориентиры, следуя которым, можно стать еще ближе к тому, чтобы быть наследником вечной жизни. И я бы сказал, что радость одновременно с внутренней подготовкой к посту и будут самым правильным проведением масленичной недели.

Марина Ротозей

Цель : учить детей создавать в рисунке образ куклы .

Задачи : познакомить детей с народным праздником Масленицей .

Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.

Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования , умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Демонстрационный и раздаточный материал : картина «Масленица » , краски акварельные, белая бумага, «непроливайка» , салфетка, кисточка, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Узнали вы ее?

Дети : - Масленица !

Воспитатель : - Я предлагаю её внимательно рассмотреть. Наша «Масленица »

Очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

Воспитатель : - ребята, кто знает, а зачем делают куклу «Масленицу » ?

Дети : - кукол изготавливают на праздник «Масленицы » .

Воспитатель : - правильно, в первый день Масленицы , который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую одежду, рисовали лицо , повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

Масленица – это праздник , очень веселый, народный. Появился, он очень давно, все его любят и празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю - семь дней. Всю неделю пекут блины и угощают ими всех. В последний день масляной недели , Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу , где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы.

Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую хороводную игру «Веснянка» .

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем рисовать куклу- Масленицу .

Расскажу, как будем рисовать по порядку . Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце) . На голове нарисуем лучики. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. Наши куклы должны быть красивыми,

Воспитатель : - А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.

Физминутка :

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

(соединять пальцы в «замок» )

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет, правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! А теперь кто хочет рассказать о своей нарисованной кукле .

Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились.

Публикации по теме:

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект занятия по рисованию «Снеговик» в средней группе «Снеговик» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких.

Воспитатель: Сергазиева Марина Куангалиевна. Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветная радуга» Тема: Разноцветная радуга (рисование радуги)Образовательный области: «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер» Образовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: средняя группа. Тема занятия: «Волшебный ковер» Цель: создать условия.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Широкая Масленица» Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром,.

Наталья Куликовских

Мартовское солнышко светит все ярче! И совсем скоро будет праздноваться Масленица , один из самых веселых народных праздников в году.

Одним из главных символов праздника является масленичное чучело . В некоторых регионах России в старину делали и Масленицу и Масленика . Делали чучело на деревянной крестовине, из соломы и наряжали в старые вещи. Обычно, это важное дело доверяли молодым замужним женщинам.

Я тоже решила не отступать от традиции и в этом году сделала масленичное чучело Размер куклы небольшой около метра. В основе крестовина из деревянных реек. Для наполнения головы использовала старые газеты и обрезки синтепона. Коса и руки из лыка (купила в магазине щетки для побелки) . Лицо Масленице рисовать не стала , в народной традиции возможно чучело с лицом так и безликое.


Помимо большой куклы Масленицы , для дома делали маленькую куколку Масленицу домашнюю .

Кукла Масленица домашняя - образ теплой, яркой, сытной Масленицы ,обязательный атрибут этого праздника. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Кукла представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Считалась сильным оберегом дома. Хранили Масленицу домашнюю в красном углу или у входа в дом. По традиции, Домашней Масленицей также встречали жениха и невесту. Куклу выставляли на видное место, когда зять приходил в гости к теще на блины. В отличие от общей, деревенской Масленицы , семейная кукла изображалась нарядной и привлекательной.

Моя Масленица домашняя сделана на основе берестяной скрутки, одежда нарядная, в руке блин символ солнца. Рост куколки 15 см.




Всем желаю добра, тепла и хорошего настроения! Ждем Масленицу !:)

Публикации по теме:

Доброго времени суток! Зимняя пора - самое прекрасное и красивое время года. Зима радует нас пушистыми сугробами, сверкающимся на солнце.

Вот и заканчивается еще один год. У многих из нас дома уже стоит красиво наряженная ёлочка, на ней загадочно мерцают электрические гирлянды,.

Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! З. Орлова]Скоро, скоро Новый год! Он.

Конспект занятия по аппликации способом скручивания бумаги в шарики «Скоро, скоро Новый год» Цель: упражнять детей работать в команде,добиваться единого результата; развивать мелкую моторику рук (через использование нетрадиционных.

Новый год для детей - это самая настоящая сказка, которая приходит только раз в году. Пожалуй, все дети мечтают увидеть Дедушку Мороза на.

Новый Год - самый любимый долгожданный праздник у детей. В канун нового года в группе «Буратино» прошла тематическая неделя «Скоро, скоро.

Новогодний проект «Скоро, скоро Новый год» Вид проекта: информационно – практический. Сроки реализации проекта: 4 недели (с 1 декабря – 26 декабря, краткосрочный. Участники проекта:.

Да как ее ставить-то, ну? Вот и я не знаю. Есть, на что присобачить? — работники фольклорного жанра, приехавшие отработать программу в зареченском музее-усадьбе Думновых, пытаются воткнуть куклу-Масленицу в жесткий мартовский снег. Пышнотелая Масленица, раскинув щедро набитые соломой руки, упрямо валится навзничь — словно предчувствует близкую кончину. Лежа на снегу, она обреченно смотрит в синее весеннее небо безглазым лицом. Фольклорная команда, мучаясь совсем другими вопросами бытия, обнаружила в усадебном дворе крепкий чугунный лом, примотала к нему соломенную барышню куском мусорного пакета и, наконец, воткнула страдалицу в сугроб подходящей высоты. Выдохнули, оглядели: — Ну и черт с ней, сойдет. Пошли, уже петь пора для этих. Ну, которые едят.

Хозяйка усадьбы, увидев куклу на ломе, хватается за голову.

Ничего поручить нельзя! Это они так Масленицу подготовили?! Быстро отвязывайте, сейчас по-человечески сделаем.

За спиной у хозяйки работники вздыхают — «ненормальная, и чего ей вечно надо?». Она, в свою очередь, закатывает глаза: «неужели так трудно сразу сделать хорошо?».

Дела семейные

Хозяйку зовут Галина Масленникова. Она — известный мастер-кукольник с собственной мастерской в Москве. Работает не в одиночку, а возрождает традиции артельного производства: все куклы делаются вручную, одна мастерица шьет костюмы с исторической точностью, другая создает тело, третья расписывает лицо… Над одной полуметровой куколкой зачастую колдуют человек двенадцать. Галина привыкла доверять профессионалам и внимательно относится к каждой мелочи. Понятно, почему она не может оставить Масленицу торчать посреди двора на железном ломе — ни в Москве, ни, тем более, в своей родовой усадьбе в Заречье.

Музей-усадьба фабриканта Думнова — еще один проект Масленниковой, творческий и личный. В маленьком селе Владимирской области Галина воссоздала старинный дом своих предков, до революции — владельцев местной фабрики по производству шелка, бархата и плюша.

Все село работало на производстве шелка. Четыре поколения моих предков занимались этим делом, представляете? — Галина не впервые рассказывает гостям историю своей семьи, но гордости в ее голосе меньше не становится. — Потом революция, отобрали и производство, и дом. Советское время от нашей усадьбы не оставило ничего, кроме стен. В ней 80 лет была школа. Я вернулась в родные места, выкупила дом и стала по крупицам собирать старинные вещи, чтобы воссоздать интерьеры XIX века и сделать музей. На это ушло десять лет.

Очередной сельский музей с пустынными комнатушками и провинциальными экспонатами — Галина понимала, что это путь в никуда. Она сделала то, о чем мечтают очень многие: вернула в родовую усадьбу жизнь. Дом фабриканта Думнова в Заречье — одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница, где отдыхают в «русском стиле». Даже современные удобства сделаны так, чтобы не нарушать атмосферу. Можно в душ ходить — можно в баню, можно на плите готовить — можно в печи. Гостевые комнаты в «Доме сельского ткача» выглядят совершенно по-музейному, с той разницей, что в этом «музее» можно с комфортом жить несколько дней.

Так было не всегда. Несколько лет назад усадебный дом сгорел. Дотла.

Мы лишились всего. Не осталось ни шкафов, ни кроватей, только каменные стены, да и те оплавились. Пришлось все возводить с нуля, а у нас это так сложно… — Галина хмурится, но вдруг выдает тоном «женщины в русских селеньях»: — Зато теперь для меня любой дом построить — тьфу!

Сгоревшие плоды десятилетнего труда удалось восстановить всего за два года. Еще до пожара дом-музей был очень популярен у туристов, так что многие щедро жертвовали на его восстановление.

Мы сотрудничаем с разными компаниями, у нас часто бывают туристы — немцы, французы… Для них мы такая русская экзотика в 60 км от Москвы. А для нашего туриста присутствие иностранцев тоже важный показатель. В итоге всем хорошо. Но вот что интересно: после пожара деньги на восстановление давали в основном наши, русские. Просто присылали — мол, мы слышали о вашей беде, возьмите! Немцы тоже поучаствовали. А вот французы хоть бы один евро оставили... И ведь их здесь много было, все усадьбой восторгались, а как помощь понадобилась — тишина. Я к тому, что все эти разговоры о щедрой русской душе — не сказки, сама убедилась.

Чай на шишках

Дом, которым восхищаются постояльцы, пронизан мягким светом. Лучи освещают старинные чемоданы, столики с кружевными салфетками и кровати с горками больших подушек. Здесь даже пыль кажется антикварной. Гости сидят за большими столами и ждут, когда вскипит самовар. Настоящий, никаких электрических подделок.

Сперва, значит, бумагой топим. Это фотографировать не надо, неинтересно, — машет руками Сергей, верный помощник Галины. В усадьбе Сергей работает уже три года — правда, по его собственному выражению, «вахтами». Сам он родом из Молдовы, приезжает-уезжает. Но к Заречью явно прикипел, здесь он мастер на все руки — и баню растопить, и цветник разбить, и снег с дорожки убрать. И самовар вскипятить.

Теперь, значит, начинаем бросать щепки. А потом и шишки, — комментирует процесс Сергей. Правда, в ответ на вопрос, зачем топить шишками, пожимает плечами: так хозяйка велела.

Во-первых, это давняя традиция, — усмехается Галина. — А во-вторых, для аромата. От этих шишек вода становится такая… хвойная, с дымком. Сами почувствуете. Пойду французов позову — они всегда с упоением самовар фоткают.

Через минуту на крыльцо высыпает компания иностранцев и все, как предсказывала Галина, достают фотоаппараты, завороженно глядя на пламя, вырывающееся прямо из центра большого железного «чайника».

Они никогда не понимают, куда я щепки кидаю, — тихо смеется Сергей. — Думают, что прямо в воду, что там все в золе. Приходится снимать крышку, показывать, что вода чистая.

Вода закипает, когда дым начинает идти не из трубы, а из-под крышки. Самое ценное в самоваре — он долго сохраняет тепло, так что его можно смело ставить даже в беседке на морозе. Как сейчас, во время Масленицы.

Я слышал, что в это время вы празднуете ма… ма… ну, как там вы это называете? — на ломаном английском сообщает Морис, турист из Бреста. Не белорусского Бреста, а французского, на побережье Бретани. — Захотелось посмотреть. Ничего в этом не понимаю, но приехал сюда, потому что слышал, что у Галины все как надо, по-старому.

Едва удерживаюсь от неудобных вопросов, почему он «в этом ничего не понимает», если во Франции празднуют Марди Гра, или почему французы не помогли восстановить «все как надо, по-старому». Вместо этого думаю о другом: французский Морис не заметит, что за это «по-старому» хозяйка отчаянно сражается со своими же работниками, коллегами, приглашенными артистами. Потому что всем, кроме нее, «фиолетово» — чайник или самовар. Отработали — и домой. К затеям Галины — куклам, самоварам и гжельским фарфоровым чашкам для каждого гостя — участники действа относятся скептически.

Это же просто бизнес, — пожимает плечами заслуженный артист России Геннадий Шалунов в лихом картузе. — Чтобы увидеть традиции, надо ехать туда, где эти традиции соблюдаются из поколения в поколение. Да мест таких не осталось… А тут — ну, позвали ансамбль, он спел, сплясал абы что, гости же все равно не разбираются.

Галина придерживается иной точки зрения:

Конечно, Масленица сейчас в моде. Ее заказывают, людям хочется сельского праздника. Но ведь с ней действительно связаны замечательные традиции — и блины, и веселье, и хороводы. А я не могу это делать тяп-ляп. Хорошо, что есть Юля — она по-настоящему во всем разбирается.

Спасение Масленицы

Юлия Одарич — настоящий «фанат» русского фольклора. Преподаватель в музыкальной школе, солистка фольклорного ансамбля, именно Юля ежегодно вносит дополнительные коррективы в празднование Масленицы, чтобы приблизить его к настоящим, старинным традициям.

Раньше, например, мы всегда рисовали кукле-Масленице лицо, — вспоминает Галина Масленникова. — Но Юля выяснила, что лица на языческих куклах все-таки рисовать не стоит. Считалось, что с появлением лица у нее появляется душа. Впрочем, масленичная кукла всегда была исключением, лицо у нее допускалось. Но мы после небольшого обсуждения решили быть консервативными.

Кроме того, в этом году было решено куклу не сжигать, а забрасывать снежками.

Нюансы подобных традиций до сих пор передаются из уст в уста, — объясняет Юля Одарич. — Чтобы вникнуть в них, я связываюсь с педагогами, этнографами, часто езжу в Российский фольклорный союз. Про снежки мне рассказала Сахарова Марина Ильинична из Лыткарино — она, можно сказать, мой наставник. В этом году мы в первый раз попробовали «новый» старый способ, и мне самой понравилось.

«Обстрел снежками» фигурирует в масленичных традициях и как самостоятельное завершение обряда, и как его часть — куклу часто забрасывали снежками перед тем, как сжечь. Юля считает, что традиции нельзя консервировать, они должны развиваться вместе с духом времени — только так они останутся живыми.

Сейчас Масленицей мы провожаем зиму и встречаем весну, но ведь раньше чучело, Морена, было еще и символом смерти. Причем мы видим, что сжигается не просто бесформенное чучело, сжигается образ человека, женщины. Многое здесь сплелось, и не стоит на этом фиксировать внимание детей, да и взрослым в такой момент не хочется думать о смерти. В нашем мире жестокости и так хватает. А снежки возвращают нас в детство — и при этом действительно являются старой традицией.

О том, что масленичные блины — вовсе не символ солнца, а славянское поминальное блюдо, я тоже стараюсь не думать. Блины на зареченской усадьбе сочные, с секретом: растительное масло добавляют прямо в тесто. «Месье, же не манж па си жур!» — так приглашают к столу французов.

Куклу для Масленицы в Заречье сделала, конечно, сама Галина:

Это моя профессия, я куклу никому не доверю. По традиции, она должна быть в старой одежде. На этой кукле — моя самая любимая юбка. А делается кукла просто: сперва плотник сооружает деревянную крестовину, потом на нее надеваем мешки и набиваем их сеном…

Спасенную от сожжения куклу-Масленицу наконец сняли с лома, но чтобы установить ее правильно, как хочет Галина, нужно прибить новую планку.

Где плотник-то? — устало интересуется она. — Я уже три раза просила, чтобы подошел. Сейчас ведь гости выйдут...

«Обедает он!» — кричат ей из дома.

Вот так. Обедает русский мужик — и плевать на все, — вздыхает хозяйка. — Эх, ладно. Сейчас сами все сделаем.

Не вникая в происходящее, французы веселятся на всю катушку: перетягивают канат, завязывают ленточки, играют в «ручеек» и расстреливают Масленицу снежками.

В Россию стоит приезжать зимой и поздней весной, — делится соображениями Морис. — Я работал в Москве два года, я знаю. В мае все расцветает, а русская зима — вообще отдельная тема. А тут еще и солнце, чистый снег и песни. Мы понимаем, что эту ма… ма… вот этот праздник сейчас специально для нас устроили. Но для нас это еще одна возможность лучше узнать Россию.

И для нас. Праздник-то, несмотря ни на что, удался. А впереди еще целая масленичная неделя.







































Музей-усадьба фабриканта Думнова

Загрузка...