1001-market.ru

Любовь, о которой мечтает каждый. Почему любовь важна в нашей жизни? Любовь как важной части в нашей жизнью

Вопрос о том, почему важна любовь, остро стоит среди обычных людей. Ответ лежит на поверхности. Чтобы его узнать, необходимо понять, что же такое любовь. Это такое чувство, которое позволяет идти вперёд к цели, жить и радоваться каждому мгновению.

Любовь является неотъемлемой частью в жизни. Именно она вдохновляет людей идти дальше, стремиться к чему-то новому, развиваться. Интересный факт – любовь позволяет улучшить состояние здоровья. Как это происходит? Человек, осознавая, что любви нет, начинает понимать, что жизнь не имеет никакого смысла. Всё это приводит к депрессии. Именно она портит настроение и ухудшает здоровье. Многие ведь слышали, то для долгой жизни нужно постоянно улыбаться и стараться не отчаиваться, особенно по мелочам.

Особенности отношений

А почему в жизни важно понимать и прощать? На это есть три основные причины:

  • Людям будет приятно с вами общаться. Например, к вам пришёл любимый человек и рассказывает о своей проблеме. Если вы сможете его понять и посоветовать что-то, он обязательно к вам потянется. Намного хуже будет, если вы останетесь равнодушными. Тогда вряд ли получится наладить хорошие отношения.
  • Важно прощать, так как любой человек может ошибиться. Все совершают ошибки, однако если у вас попросили прощения, просто простите и больше не держите зла. Так вы проявите качества сильного человека. Прощать очень важно ещё и потому, что так вам будет проще жить. Очень тяжело сконцентрироваться на чём-то, понимая при этом, что вы на кого-то держите зло. Всегда пытайтесь забывать о проблемах и находить для них лучшие решения.
  • Если вы будете понимать и прощать, вам удастся найти себе того человека, с которым вы сможете прожить всю жизнь. На этом и будет строиться ваша любовь. Уже было сказано о том, почему любовь важна в жизни человека. Вам удастся найти своего любимого человека, с которым можно будет построить счастливое и интересное будущее.

Дружба или любовь?

В жизни можно говорить о двух самых важных вещах – дружбе и любви. На самом деле, очень глупо сравнивать два таких чувства. Поэтому вопрос о том, почему дружба важнее любви, также неуместен. Стоит сказать, что без дружбы не может быть любви между людьми. Когда парень и девушки или же мужчина и женщина объединяются, они должны в первую очередь быть друг для друга друзьями. Если будут какие-то вопросы, они должны будут их обсуждать, будучи при этом именно друзьями. Тогда жизнь будет складываться намного проще и удачнее.

Важность любви

Почему важна любовь для человека? Уже говорилось о том, что это чувство позволяет поддерживать хорошее состояние здоровья. Кроме этого, любовь создаёт смысл жизни человеку. Если мужчина любит свою женщину, в нём появляется уверенность. Теперь для него нет преград. В случае необходимости он может сделать ради своей второй половинки всё, что может показаться невозможным. Искренняя любовь – это сильное чувство. Если женщина любит своего мужчину, она будет готова пойти за ним, потеряв при этом всё. Без любви жизнь была бы очень скучна и практически бессмысленна.

Теперь становится понятно, почему любовь – самая важная вещь. Именно это чувство сопровождает человека всю жизнь, даёт ему силы идти вперёд к новым целям, достигать новых вершин. Можно ли представить жизнь без любви? Нет, это просто невозможно. Оно вселяется в человека ещё с самого его рождения и сопровождает всю оставшуюся жизнь. Без любви нельзя испытывать счастье и радость, нельзя добиваться невозможных результатов. Лишь тот, кто любит и является любимым, может стать по-настоящему счастливым.

Работяга Владимир Юрьевич

Ахобадзе Тамила Шалвовна – студент Донского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассматривается такое понятие, как любовь. Описываются этапы любви со всеми вытекающими последствиями. Изучается любовь на предмет химии.

Ключевые слова: Любовь, отношения, чувства, этапы любви.

Одна из самых обсуждаемых тем в нашем современном мире – это любовь, чувства, отношения. Почему же люди пытаются понять: как понять, что именно «тот» человек рядом, почему парень и девушка расстаются после длительных отношений, что такое «любовь» вообще?

Любовь – чувство привязанности, самоотверженности по отношению к другому человеку.

Для каждого из нас это великое чувство значит разное. И очень важно найти в этом мире человека, с которым это значение будет, если не полностью, то хотя бы в большей степени совпадать.

Этапы любви:

  1. 1. Влюблённость – короткий период, когда люди только начинают узнавать друг друга, не видят недостатков партнёра, надевают на себя так называемые «розовые очки». Но этот период быстро проходит, и, чаще всего, заканчивается так, где начинается быт.
  2. Пресыщение – любящие по-другому смотрят и оценивают свои чувства, они начинают совместное проживание.
  3. Отвращение – это тот период, когда оба партнёра превращаются в эгоистов, отсутствие взаимности. Это огромное испытание для пары.
  4. Смирение – обо влюблённых начинают адекватно оценивать свою половинку, принимать недостатки, приходит понятие того, что нужно совершенствоваться, чем пара и начинает заниматься.
  5. Служение – люди наслаждаются друг другом полностью, поддерживают во всех делах.
  6. Дружба – партнёр принял другого, как своего родного человека, они начинают жить друг для друга, начинается постройка новых, полных взаимопонимания и доверия, отношений.
  7. Любовь – пара преодолела свой долгий и нелёгкий путь, теперь они чувствуют себя единым целым, доверие достигло наивысшего уровня.

Идеальная любовь та, в которой все эти составляющие сливаются воедино, чувства становятся сильными и воспламеняющимися!

Э. Фромм «Любить – это брать и отдавать по полной»

Любовь с химической точки зрения

В химии любовь так же делится на несколько этапов, во время которых мозг вырабатывает различные гормоны.

Первым этапом любви, подобно психологии, считается влюблённость. В этот период начинают активно вырабатываться тестостерон и эстроген. Они заставляют желать постоянного нахождения рядом с объектом обожания, пропадают аппетит и желание спать. Недостатки партнёра становятся нам невидимы, его достоинства мы так же не можем адекватно оценивать. В мозгу бурно вырабатываются серотонин, норадреналин, допамин, которые приводят нас в состояние эйфории. Данный период длится до 2 лет.

В определённый момент, когда человек пресыщается эйфорией, начинают вырабатываться окситоцин и вазопрессин. Чувство привязанности вызвано именно ими. Гормон окситоцин контролирует процесс оргазма. Крепость союза зависит от частоты вступления партнёров в половую связь друг с другом. Вазопрессин в свою очередь влияет на чувство верности.

Со временем гормоны перестают вырабатываться в таких больших количествах, потому что чувства перестают нуждаться в постоянной эмоциональной подпитке. Партнёры полностью уверены друг в друге, чувствуют уют и уверенность

Первая любовь сильно влияет на последующее отношение человека к ней в будущем. Эти отношения считаются самыми искренними и невинными. Они могут быть как позитивными, так и негативными, но самое важное – это вынести из них правильный урок и счастливо и с умом строить последующие отношения.

Так что же такое любовь? Лишь химическая реакция в нашей голове или нечто большее? Наверное, каждый определяет для себя это сам. Самое главное – это найти человека, который будет разделять ваши взгляды на этот аспект жизни. Тогда, если вы пройдёте все трудности, возникающие в отношениях, вы сможете создать крепкий союз, основанный на взаимопонимании и доверии.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Мне кажется, любовь – одно из самых прекрасных чувств, которое способен испытывать человек. Так что же это за чувство, которому уже не первый век воспевают хвалебные песни и посылают всякие проклятия?
Думаю, человек не может жить счастливо без любви. Она многолика. Мы любим родителей, детей, мужей и жен, друзей – и всех по-разному, по-особому. Но к кому бы мы ни испытывали это чувство, настоящая любовь всегда означает понимание, уважение, готовность помочь, защитить, способность пойти на жертву ради любимого человека.
Сила любви заключается

В том, что она пробуждает ответное чувство, лечит душу, способно спасти жизнь. Это то состояние человека, когда душа его наиболее открыта верховным началам добра, истины и красоты. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, не только жаждет наслаждений, но и готов к наивысшим подвигам самоотречения. Подлинная любовь – это еще и выражение созидательности, она предполагает заботу, уважение, ответственность.
Любовь – это важная составляющая часть жизни человека. Мы становимся тем, о чем мы думаем. Чтобы полюбить кого-то или что-то, нужно сначала уважать его. Но, прежде всего, нужно уважать себя, ведь если ты не любишь и не уважаешь себя, очень трудно любить и уважать других. Нужно научиться принимать себя, ценить себя, независимо от того, что другие думают или говорят о тебе.
Мне кажется, любовь создаем мы сами – это не результат судьбы или удачи. У каждого из нас есть способность любить и быть любимым. Любви надо учиться. Настоящая любовь все преодолеет, все покрывает, все прощает. Любовь – это, наверное, когда ты любишь и недостатки другого человека. Если человек тебе кажется красивым, умным, талантливым – это не обязательно любовь. Другое дело, если ты знаешь и любишь те недостатки, которые у него есть. Однако стоит обратить внимание на высказывание о любви В. Г. Белинского: “Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет. но иногда только любовь и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму”. То есть сила любви проявляется в том, что она может открыть достоинства человека, пробудить в нем что-то прекрасное.
Любовь рождает в нас неудержимое желание совершать добрые поступки. Весь окружающий мир влюбленному человеку кажется прекрасным и значительным. Будничные дела становятся важными и даже приятными и выполняются с какой-то особой легкостью. Недаром любовь считается эликсиром жизни – она пробуждает скрытые силы человека.
Конечно, истинное счастье может принести взаимная любовь. Но в жизни не всегда бывает так. Люди, однажды почувствовав страдание от любви, считают, что она приносит только боль и ее стоит избегать. По безответной любви они судят о любви в целом – “уж лучше не любить и не страдать”… Но так ли это хорошо – жить “наполовину”?
Любовь – подвиг, жертва, вершина развития души человека. Одна из граней этого чувства – любовь мужчины и женщины – запечатлена во множестве творений человеческого духа, воспета писателями и поэтами, композиторами и художниками, режиссерами и актерами. Любовь – это вечный источник вдохновения.
Памятником такой всемогущественной любви является прекрасная и печальная история Ромео и Джульетты – юных возлюбленных, силой своего чувства преодолевших, казалось бы, самое непреодолимое – ненависть, вражду и даже саму смерть.
В русской литературе также можно найти немало произведений, поющих гимн вечной любви. Так, пафос пушкинского стихотворения “Я вас любил…” – светлая печаль о вечной любви и о невозможности счастья с возлюбленной. Лирический герой благороден, бескорыстен. Он робко надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но отрекается от своего счастья ради благополучия любимой женщины.
В романе “Мастер и Маргарита” Булгакова главная героиня по собственной воле продала свою душу дьяволу. Дух зла помог ей отомстить обидчикам возлюбленного. А раньше Маргарита, не задумываясь, отказалась, ради счастья с Мастером, от обеспеченной, спокойной жизни со своим мужем.
И все-таки любовь не поддается расшифровке, не имеет точного определения. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что “ни просчитать, ни вычислить” любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым – природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только чутким, чтобы следить за ее прихотливым течением и вовремя душой угадать все ее изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни.
Это высокое, жизнеутверждающее чувство обладает огромной силой. Любовь – это чувство единения. Истинная Любовь. это радость! Это. дарение и получение радости.

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Многие почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина спорят о том, является ли его роман “Евгений Онегин” романом о любви. О любви,...

Любовь - важнейшая составляющая нашей жизни. Нет такого поэта, писателя, музыканта, который не выспевал бы это удивительное чувство. Каждый сталкивается с любовью ежедневно, будь она братской, материнской, к супругу или к другу. Однако, все люди воспринимают слово "любовь" по-своему. Кто-то связывает его с болью, страданиями, ревностью, а кто-то - с радостью, легкостью: будто душа поёт и хочется летать.. Сколько людей, столько и мнений, поэтому точное определение любви дать невозможно. Например, в рассказе "Гранатовый браслет" любовь, по мнению А.И.Куприна, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении и честности. Такой является любовь Желткова к Вере Николаевне. Мелкий чиновник-мечтатель влюбился в светскую даму. Влюбился тайно, и, как следствие, безответно. Его письма не воспринимает всерьез Вера, подаренный браслет вызвал бурю негодования. А между тем напоминания об этих письмах и подарке поддерживают в душе Желткова надежду, уменьшают страдания любви. Он испытывал к Вере такую страстную, испепеляющую любовь, которую готов был унести с собой в могилу. Чиновник благодарен той, которая вызвала сие прекрасное чувство, возвысила его над этим суетным миром. Желтков боготворит свою возлюбленную, о чем свидетельствуют строка из его последнего письма: "Да святится имя Твоё". Однако я негативно отношусь к самоубийству Желткова из-за безответной любви. Я думаю, что самопожертвование - это часть любви. сс момент опасности. И совсем другое - суицид от неразделенного чувства. К этому нужно относиться как к болезни, проблемам с психикой. В моем представлении любовь схожа с описанием Куприна: любить - это отдавать, ничего не прося взамен, забыть о собственном "я", дорожить каждой минутой, проведенной вместе, принести себя в жертву ради жизни возлюбленного. Недаром, в переводе с одного из восточных языков фраза, "Я люблю тебя" означает "Я возьму твою боль на себя". Многие доказывают любовь безрассудными поступками. Наверное, каждый второй произносил эти слова: "Я готов на все ради тебя". Признаю, я бы тоже не отказалась от усыпанной цветами земли под окнами своего дома. Но я никогда не смогу сказать человеку: "Умри за меня". Я просто не имею на это права, ведь любая жизнь бесценна. В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, о какой же любви мечтает каждый. По- моему, любовь должна быть взаимной. Тогда в отношениях будут и взаимопонимание, и альтруизм, и погибших от безответного чувства будет меньше.

Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)

Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна – зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн – все они испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней любви, однако не видят ее вокруг себя. По мнению этих художников слова, современные им люди разучились любить, они эгоистичны и корыстны, душа их черства, а сердце холодно. Но потребность любить заложена в человеке от природы. Именно поэтому почти все герои Чехова, Бунина, Куприна несчастны: они стремятся к любви, но не могут ее постичь. Однако эти писатели убеждены, что любовь – самое яркое и счастливое, что может быть в жизни каждого человека. И в своих произведениях они показывают примеры такой любви. С огромной силой меня поразили рассказ А.П. Чехова «О любви» и рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Они о разном и, в то же время, об одном и том же, В рассказе Чехова говорится о том, что люди, не решаясь изменить свою жизнь, навсегда остаются несчастными, упускают свою любовь. Помещик Алехин рассказывает историю. Он был влюблен в замужнюю женщину – Анну Алексеевну. Эта воспитанная, умная, начитанная дама была женой посредственного, серого человека, которого, по сути, и не любила. Что держало ее рядом с ним? Привычка, страх перемен, страх серьезного поступка? Хотя симпатию и родство душ с Алехиным героиня начала испытывать почти сразу. Но выбрала рутинную жизнь. Со временем у нее появляются двое детей, и она продолжает жить с нелюбимым человеком. Герои даже не говорили о своем чувстве. Зачем? Ведь все равно они не решились бы что-то поменять. И только отъезд любимой заставляет Алехина признаться ей: «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, - о, как мы были с ней несчастны! - я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Но было уже поздно – герой потерял свое счастье навсегда. Рассказ же Бунина «Кавказ» показывает обратную ситуацию. Героиня и герой решились убежать от мужа героини. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа. Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни. Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» - тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь. Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить. О величайшей потребности любить рассказывает нам и Куприн. Его герой Желтков («Гранатовый браслет») – то счастливчик, которому было подарено умение любить. Этот человек испытывает великое чувство к замужней женщине, стоящей выше его по социальному положению. Никогда Желтков не сможет соединиться с ней, однако это для него не главное. Этот человек счастлив тем, что видит Веру Николаевну, дышит с ней одним воздухом, иногда может слышать ее голос. Ради своей любви, из-за нее Желтков уходит из жизни, в последний миг обожествляя свою любимую: «Да святится имя твое». Герои Бунина любят немного по-другому. Их чувство – это яркая вспышка, любовь- страсть, которая непременно проходит, иногда сменяясь трагедией («Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ» и др.). Любовь, по Бунину, часто разрушает, калечит, убивает. Но все же - это самое великое, самое высокое и божественное, что доступно человеку на этой земле. В этом с Буниным солидарны и Чехов, и Куприн. Любовь – божественный дар, за которой нужно быть благодарным всевышнему. Без этого чувства жизнь пуста и никчемна. И пусть иногда любовь выглядит как порок, разрушающий, испепеляющий, уничтожающий. Однако поистине несчастны те, кто не способен испытать этого порочного и, одновременно, божественного чувства.

Мы говорим, что главное в христианстве — это любовь; в самом деле, Бог есть любовь, как пишет Апостол. Любовь важнее обрядов, любовь важнее богословских тонкостей, любовь важнее всего. С этим наши нецерковные собеседники охотно соглашаются; но я бы обратил внимание на то, что здесь имеет место культурное недоразумение — Апостол и обычный современный человек, говоря «любовь», имеют в виду несколько разные вещи.

Высказывания «любовь важнее всего» или, как сказал блаженный Августин, «люби Бога и делай что хочешь», истинны в их библейском и церковном контексте. Однако людей, находящихся вне этого контекста, они могут сбить с толку.

У этого непонимания есть несколько симптомов. Один из них — разговоры о том, что требованиями, налагаемыми церковной верой, и в области поведения, и в области исповедания можно пренебречь — главное любить Бога и людей. Неважно, насколько вы следуете библейским предписаниям, скажем, в области семейной жизни; еще менее важно, исповедуете ли вы Иисуса Христа истинным Богом, просто хорошим человеком, аватарой, «великим посвященным», трагически непонятым рабби или кем-то еще. Важно, чтобы вы любили Бога и людей.

Непонимание, связанное со словом «любовь», можно проиллюстрировать следующим житейским примером. Женатый мужчина полюбил сотрудницу на работе; нет, это не мимолетный приступ похоти, это именно amore grande, союз двух сердец, Любовь (с большой буквы) на всю жизнь.

Вы почти наверняка что-нибудь такое видели. В этом случае слова «поступать по любви» будут означать для церковного христианина и для человека нецерковного вещи прямо противоположные; для одних «поступить по любви» будет означать оставить жену и предаться новому чувству, для других — остаться с женой, а чувство задавить недрожащей рукой. Те нецерковные люди, которые будут настаивать на том, что жену бросать (или изменять ей) все равно нельзя, будут апеллировать к порядочности, чувству долга, ответственности, но не к любви. Действительно, качество, которое не дает женатому мужчине увлечься новой любовью, будет на светском языке описано как «порядочность». В библейском контексте это именно любовь, любовь к Богу и человеку.

В светском понимании «любовь» имеет отношение к чувствам; это эмоциональное переживание, опыт, по отношению к которому сам человек является скорее страдательным, чем активным лицом.

В обычном языке странно и непонятно звучало бы повеление любить другого человека; напротив, часто говорят, что «сердцу не прикажешь». «Я полюбил» звучит как «у меня высокая температура»; «я переживаю некий опыт, который не могу вызвать и очень мало могу контролировать». Это верно не только по отношению к романтической любви: когда речь идет о дружеской привязанности, одни люди «вызывают симпатию», другие — нет.

Господь, напротив, обращается к нам с повелением любить: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22 :37-40).

Бывают повеления моралиста — поступайте так-то; бывают повеления Создателя, которыми Он призывает к жизни новую реальность или восстанавливает то, что было разрушено грехом. Когда Господь говорит в Евангелии человеку, уже истлевающему в гробнице, Лазарь, выходи (Ин 11 :43), речь идет не просто о повелении — речь идет о даровании новой жизни.

Христианин — это человек, которого Христос выводит из гробницы его прежней жизни, жизни, в которой он был отчужден от Бога, к новой жизни — жизни, в которой человеку открывается, что Бог возлюбил его и еще задолго до его рождения замыслил его спасение. Как говорит Апостол, И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин 4 :16).

Любовь в христианском понимании — это отражение любви Божией, отсвет Его спасительного присутствия в нашей жизни. Такая любовь коренится не в наших переменчивых настроениях, но в вечной и неизменной любви Божией; безусловная верность, долготерпение и прощение, которые христиане призваны проявлять в отношениях с людьми, являются отсветом Его верности, долготерпения и прощения. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф 5 :1) — говорит Апостол Павел.

Однако такое следование Христу и подражание Его любви означает труд, и, как нередко говорит Писание и святоотеческая литература, подвиг. Мы — грешные люди и будем совершенно освобождены от греха только в жизни будущего века; мы живем в обществе и культуре, многое в которой несет на себе печать греха и противления Богу. Поэтому нам заповедано избирать любовь и повиновение Богу, следовать не нашим настроениям или чувствам — которые могут быть продиктованы несовершенством нашей природы или давлением внешней среды — а той новой жизни, которую дарует нам Христос.

На светском же языке фраза «любовь важнее всего» воспринимается как «важнее всего испытывать теплые, приятные чувства по отношению к Богу или людям»; если вы такие чувства испытываете (а нет ничего более неопределенного и необязательного, чем подобные чувства), то беспокоящий вопрос об отношениях с Богом можно считать снятым. Любовь у меня есть, и это главное; а всякие там догматы, обряды и хождение в Церковь — это непонятный и ненужный формализм.

Понятно, что христиане вовсе не это имели в виду; это недоразумение. На самом деле Апостолы говорят не о чувствах, а о другом.

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2Ин 1 :6).

Однако когда мы говорим о заповедях, мы сталкиваемся с еще одним недоразумением; сейчас слово «заповеди» или даже «десять заповедей», как правило, обозначает не «заповеди, находящиеся в Священном Писании», а что-то вроде «норм общежития, принятых в нашей культуре». Поскольку «нормы общежития», как и «общечеловеческая мораль»,— понятия очень и очень размытые, невозможно понять, соблюдаю я их или нет.

Очень легко решить, что соблюдаю — а, стало быть, и с заповедями у меня все в порядке.

Однако «заповеди Божии» и «общечеловеческая мораль» — это не одно и то же. Они пересекаются — но не совпадают, более того, покоятся на разных основаниях. Первая заповедь из десяти говорит:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх 20 :2-3).

Заповеди даются в рамках Завета, особых отношений, которые Бог устанавливает со Своими людьми. Человек, находящийся вне этих отношений, может быть и честным гражданином, и заботливым семьянином, и добросовестным работником — но нельзя сказать, что он соблюдает заповеди. Он не соблюдает уже самую первую из них.

Есть и другие заповеди, которые к «общечеловеческим» отнести нельзя — например, повеление Христа совершать Евхаристию в Его воспоминание:

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22 :19-20).

Это тоже заповедь; и о ней тоже Господь сказал:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14 :15).

Да, любовь ко Христу, как Он сам ее определяет, предполагает хождение в Церковь и участие в Евхаристии. А еще она предполагает — произнесем это страшное слово — догматику. Простейшее обращение ко Христу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» уже предполагает исповедание Его Всеведущим (то есть способным услышать молитву) Господом и Судией — то есть Богом. Можно, конечно, отказаться произносить такую молитву, но в этом случае Ваше решение будет не менее «догматическим» — только связанным с другими догматами.

В последнее время надо отметить и другое недоразумение, связанное со словом «любовь», недоразумение, когда саму Церковь объявляют не только чуждой, но и враждебной любви силой. Собственно, нет ничего необычного в том, что популярные философии и просто настроения масс, политические и религиозные движения ищут способ либо уничтожить Церковь, либо переделать под себя. Церковь есть скала, о которую постоянно с ревом бьются волны — так было в I веке, так остается и в XXI. В разные эпохи это совершалось под разными лозунгами — Церковь атаковали во имя отеческих богов, во имя разума и науки, во имя крови и расы, во имя справедливости и светлого будущего, теперь мы видим, как Церковь атакуют, по словам нападающих, во имя любви. Традиционные Церкви не рукополагают женщин во епископы? Они поступают так из ненависти к женщинам! Церковь рассматривает аборт как грех? Где же любовь к несчастным жертвам обстоятельств? Церковь не рукополагает в священный сан и не венчает между собой тех, кто упорно привержен содомскому греху? Церковь должна покаяться в ненависти к сексуальным меньшинствам!

Можно было бы считать все это просто пропагандой — мало ли из нас тех, кто застал коммунистов, слышал антицерковные лозунги — но для многих наших современников это звучит убедительно. Почему? Я думаю, это связано с некоторыми особенностями современной — и западной, и нашей — культуры. В отношении того, как эта культура видит любовь, можно сказать словами К.Г. Честертона — она выдает частичную истину за абсолютную. В Церкви именно это называется ересью. В наше время мы имеем дело с ересью, которая сводит любовь к утешению. В ней есть часть истины — и даже очень большая ее часть. Как говорит пророк, утешайте, утешайте народ Мой (Ис 40 :1), а Апостол заповедует христианам утешать малодушных (1Фес 5:14). Евангелие есть слово благое, слово утешительное, христиане призваны поддерживать и ободрять людей, унывающих перед лицом зла и страдания этого мира. Более того, Евангелие есть возвещение о прощении грехов, и его утешение простирается на всех — как бы низко ни пал, как бы тяжко ни согрешил человек, и для него есть надежда, и ему уготовано место на Царском пиру — пиру, на который и он призван войти покаянием и верой. Не случайно и в богослужебных текстах Церкви, и в житиях святых постоянно повторяется мотив человека, который жил дурно, даже преступно, но затем через покаяние сделался святым.

Мы все — грешные, смертные люди, раненные своими и чужими грехами, глубоко нуждаемся в утешении; и утешение — именно то, чего люди склонны искать в Церкви в первую очередь. В этом нет ничего неправильного, они обращаются по адресу — но тут легко возникает ошибка. Любовь может проявляться не только в утешении. Любовь может глубоко огорчить. Любовь может даже сокрушить.

Можно привести пример из области, довольно далекой от духовной жизни. Как-то я посмотрел несколько выпусков британской передачи «Переведите назад ваши биологические часы». В передаче фигурируют британские обыватели, мужчины и женщины, приверженные вину и пиву, жирной пище, малоподвижному образу жизни, нервничающие на работе и через это очень похожие на московских обывателей их же лет — толстые, бледные и издерганные. Они приходят к доктору, который, обследовав их при помощи различных приборов, показывает, как их образ жизни разрушил — и продолжает разрушать — их организм, и почему их надежде прожить хотя бы лет до 80-ти не суждено сбыться. Глубоко потрясенные, удрученные и напуганные пациенты плачут прямо перед камерой. После этого им объясняют, что надо срочно изменить образ жизни, усердно заниматься физкультурой, покончить с выпивкой и так далее — тогда они избегнут преждевременной смерти. Пациенты следуют этим указаниям, отчего их здоровье, внешний вид и психологическое состояние заметно улучшаются.

Отметим, однако, что сначала врач говорит этим людям крайне неприятные вещи. Неблагожелательно настроенный зритель мог бы сказать, что людей запугивают, им внушают, что их образ жизни неправилен, им показывают на экране монитора картины, которые должны вызвать отвращение и страх, их уверяют, что они погибнут, если не прислушаются к указаниям медиков. Более того, уверяя, что каждый может обратиться от фаст-фуда к здоровому питанию и от лежания на диване — к бегу трусцой, они внушают тем, кто не обратился, чувство неполноценности, стыда, вины и социальной второсортности. Некоторые именно это и говорят.

Я, однако, склонен думать, что врачи исполняют свой долг и поступают по любви — хотя большого утешения их слова пациентам поначалу не приносят.

Другой пример, увы, многим знакомый — когда ваш друг или родственник спивается, он, как правило, воспринимает любые ваши попытки помочь ему как горькую обиду — в штыки. По его мнению, вы не должны читать ему морали или указывать, что ему делать или не делать, вы должны «помочь» ему так, как он того хочет. Он считает, что его проблема не в том, что он пьет, а в том, что его окружают черствые, холодные люди, которые не хотят принять его таким, какой он есть.

Даже когда речь идет о такой вполне конкретной и понятной вещи, как здоровье, любовь не всегда означает утешение. В Библии же речь идет о гораздо более важных и сложных вещах — о нашей вечной участи. И многие слова Пророков и самого Господа звучат очень резко — если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13 :3). У человека есть реальный выбор с реальными последствиями — не только в отношении режима питания и образа жизни, но и в отношении вечности. Если человек избирает путь погибели, этот путь его именно туда и приведет. И слово Божие настойчиво — а временами и резко — увещевает его свернуть с этого пути. Более того, псалмопевец — а вместе с ним и всякий христианин — обращается к Богу с молитвой об обличении: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс 138 :23-24).

Почему современные люди хотят от Церкви только утешения и рассматривают всякое обличение, всякое указание на грех как проявление «отсутствия любви» или даже «ненависти»? Это связано с одной важной особенностью современной культуры — это культура без надежды. Человек этой культуры способен согласиться с тем, что врач вправе говорить неприятные истины — речь идет о такой осязаемой ценности, как здоровье. Может быть, если он послушает врачей и изменит свой образ жизни, он проживет на двадцать лет дольше. Но на что-то большее человек не надеется; в его мире нет места для вечной жизни, для рая, для радости, далекие отблески которой заставляли бы трепетать от надежды ее обрести и ужасаться при мысли, что ее можно утратить. Все, что есть, — это отпущенный природой небольшой срок, за который неотвратимый процесс старения отнимет сначала физическую привлекательность, потом здоровье, а потом и саму жизнь. Если больше надеяться не на что, остается искать какого-то комфорта, каких-то доступных удовольствий и какого-то утешения, которое можно в этих узких рамках получить. И когда человек сталкивается с обличением в грехе, он видит только то, что его удручают и огорчают и не в состоянии понять, ради чего. Именно из культуры безнадежности и исходят современные требования к Церкви — дайте нам немного утешения, немного поддержки, немного тепла и отстаньте от нас с требованиями как-то изменить свою жизнь. Вы говорите, что у Церкви нет для нас утешения, пока мы не согласимся покаяться, изменить свое поведение или хотя бы свое отношение к этому поведению? Ах, какая черствость и отсутствие любви!

И тут надо попросить человека — пусть даже не обратиться, а хотя бы просто увидеть Церковь в ее собственной перспективе. Надо попробовать на минуту представить себе: то, что сказано в Евангелии, правда. Представить себе, что слова Иисуса Христа — истинны, и истинны по отношению к каждому из нас лично. Церковь стоит на том, что вечное спасение — реальность, превосходящая всякую другую реальность. Это не условность, не фикция, не ролевая игра, не набор ритуальных фраз, унаследованных от давно умершего прошлого. Вечное спасение или вечная гибель, невыразимая радость или невыразимый ужас — это то, навстречу чему каждый из нас несется со скоростью шестьдесят секунд в минуту.

Церковь возвещает не психологическую помощь и не аутотренинг. Церковь возвещает вечное спасение во Христе, вечную жизнь, которую мы можем навеки обрести — или навеки утратить.

Мы странники и пришельцы, наш дом — на Небесах; в дороге у нас может быть и радость, и утешение, но постольку, поскольку все это не мешает Павел главной цели — нашему возвращению в небесное Отечество. Апостол сравнивает жизнь христианина с тренировкой атлета. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор 9 :24-27).

Атлет подвергает себя изнурительным тренировкам и разнообразным лишениям, он соблюдает режим, диету, во многом себе отказывает — потому что у него есть цель. Он хочет взять приз. Любой добросовестный тренер, который помогает ему в этом, будет, что называется, «напрягать» — требовать что-то делать и от чего-то отказаться.

Если человек не верит ни в какой приз, все эти труды и лишения будут казаться ему полной бессмыслицей; собственно, в таком случае они и есть бессмыслица. Но тогда совершенно незачем присоединяться к команде.

Христианин знает, что в конце пути — а путь может быть очень нелегким — его ждет радость, превосходящая всякое разумение. Он знает, куда он держит путь, у него есть цель. Ограничения, которые христианин принимает, связаны с этой целью. Если вы не верите ни в какое вечное спасение, то вполне вероятно, что эти ограничения будут представляться вам совершенно бессмысленными. Если все, что у нас есть — это земная жизнь, а потом нас закопают и лопух вырастет, остается только позаботиться о том, чтобы прожить дни наши по возможности более комфортно, избегая неудобств и страданий, раз уж никаких иных утешений не предвидится.

Конечно, следование своим желаниям нередко оборачивается мучительным разочарованием и горечью уже здесь, на Земле, но все равно будем есть и пить, ибо завтра умрем — и пусть Церковь не портит нам при этом настроения своими разговорами о правде, воздержании и будущем суде. Но в таком случае Церковь просто перестанет верить в Евангелие и следовательно перестанет быть Церковью. Зачем она вообще в таком случае будет нужна? Церковь свидетельствует истину — «есть путь жизни, и есть путь смерти, и велика разница между ними (Дидахе 1 :1)». Церковь делает это именно из любви. Напротив, слова «любовь — это главное, остальное неважно» превращаются в удобную отговорку, чтобы лишить себя и веры, и подлинных отношений с Богом, и, конечно, самой любви.

Беда в том, что люди склонны вновь и вновь впадать в такое недоразумение; как говорит Аслан у Льюиса: «О дети Адама, как умеете вы защищаться от всего, что вам ко благу!».

Загрузка...