Мини-музеи, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Как провести занятие по патриотическому воспитанию в детском саду Как разработать проект по патриотическому воспитанию в ДОУ
Артеменко Александра Александровна
Должность:
воспитатель детского сада
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад№12
Населённый пункт:
город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала:
доклад из опыта работы
Тема:
"Мини музей как средство патриотического воспитания".
Дата публикации:
24.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
СЛАЙД 2
Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач
нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к
близким людям, детскому саду, к родному городу, родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с
момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего
народа.
Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста
является мини-музей. Мини-музей ДОУ особое, специально
организованное пространство детского сада, способствующее расширению
кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным
ценностям, воспитанию чувства патриотизма.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение
диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной
среде, способствующей развитию у детей исследовательской и
познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в
нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и
размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
СЛАЙД 3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
СЛАЙД 4
В этом году мы отмечаем 55-летие первого полёта человека в космос.
Подвиги наших соотечественников являются примером мужества и
героизма. Именно на их примере мы раскрываем перед детьми три грани
самовоспитания: познавательные, духовные, волевые.
Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской
деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне
развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую
проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить
космическую тему. Так «родился» проект «Загадочный космос».
СЛАЙД 5
Цель: Углубить и расширить знания детей о космосе, формировать
нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный
космос».
СЛАЙД 6
Задачи:
воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и
чувство гордости за своё Отечество;
расширить представления детей о космическом пространстве (об
этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о
солнечной системе, планетах и спутниках);
совершенствовать стиль партнерских отношений, обогащать детско-
родительское взаимодействие опытом совместной исследовательско-
творческой деятельности;
создать благоприятную предметно-развивающую среду и
дополнительное образовательное пространство для проведения
исследовательско-творческой деятельности детей в детском саду и
семье.
СЛАЙД 7
Этапы реализации проекта: организационный, основной, заключительный.
СЛАЙД 8
Первый этап - организационный
. На этом этапе мной были установлены
цели и задачи, подготовлен и собран материал для НОД и бесед, подобраны
игры и материал для них, созданы информационные листы и папки-
передвижки для родителей, проведена педагогическая диагностика в форме
беседы с детьми по заданной теме.
СЛАЙД 9
Второй этап - основной
.
Мы апробировали содержание проекта «Космос». Провели экскурсию,
беседы, приступили к оформлению экспозиции мини-музея «Космос».
Организовали работу с родителями, направленную на знакомство с
проектной деятельностью.
СЛАЙД 10 – 16
Комментирует А.А.
СЛАЙД 17
Была проведена повторный диагностика, которая показала, что почти все
дети усвоили материал, были устранены пробелы в знаниях детей о
космосе, которые выявил первый этап диагностики. Был организован мини-
музей космонавтики, посетителями которого стали дети и родители нашей и
других групп, грамотой была отмечена самая активная семья.
СЛАЙД 18
Комментирует А.А.
СЛАЙД 19
Практическая значимость
Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку
проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог,
адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям
воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе
реализации проекта, способствуют формированию нравственно –
патриотические чувств детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат
: заинтересовать детей и родителей темой космоса, создать
интересный материал для бесед и НОД. Расширить представления детей о космосе и о
планете Земле, развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать
патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым,
продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, обогатить словарный запас
детей словами на космическую тематику. Закрепить знания детей о расположении
планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Расширить
тематику сюжетных игр.
Создание мини-музея космонавтики и фильма «Моё фантастическое путешествие».
Положительные результаты реализации этого проекта заключается в следующем:
1. Заинтересованность детей в данной работе.
2. В полном объеме решены задачи проекта.
3.
С
помощью
детско-родительских
работ
пополнена
экспозиция
мини-музея
«Космос».
Мини-музей в ДОУ как средство
патриотического воспитания
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке и другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы:
Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач образовательных областей;
Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;
Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве;
Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма .
В процессе создания мини -музеев особое внимание педагоги уделяют созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее необходимо устроить уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий.
Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
Выявление творческих способностей детей;
Расширение представлений о содержании музейной культуры;
Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;
Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .
Мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Таким образом, проведенная работа покажет, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
Анна Хлызова
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев , которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей .
В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей , каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели , дети и их родители) определяли тему и название мини-музея , место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции. На этом же этапе было установлено взаимодействие с музеями.
Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами , детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы :
Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социализация» , по воспитанию у детей патриотических чувств ;
Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжет-но-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;
Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма . Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ , организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини -музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Так, в рамках участия в городском конкурсе социальных и культурных проектов был разработан проект «Центр народной культуры «Отыщи свое начало.» , в ходе реализации которого в ДОУ появились мини -музеи истории детского сада, русского быта и куклы.
В мини -музее истории детского сада представлена экспозиция «Большая история маленького «Светлячка» «, которая знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и детей.
Цель данного мини -музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.
В изостудии детского сада оформлен мини-музей русского быта , цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды , позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.
Развивающая среда данного мини -музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты : предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини -музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Также в изостудии нашлось место для мини-музея куклы , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. Со временем в мини -музее появились фабричные куклы. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов : пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей .
Цель данного мини -музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.
Со временем мини -музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.
Так, для малышей был создан мини-музей игрушек «Курочка Ряба» . Не менее интересным оказался мини-музей природы «Волшебные камушки» , оформленный в группе среднего возраста , где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.
В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Ложки разные нужны, ложки всякие важны» , основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами : историей возникновения и развития ложки.
Благодаря мини -музею дошкольники узнали, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки : столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия , пластмассы, дерева и др. Сейчас в мини -музее представлены все виды ложек, отражающие в том числе разное историческое время. Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также были оформлены альбомы об истории ложек «Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей.» , «Удивительная ложка нам откроет свой секрет» и книжки-самоделки, посвященные ложке. В данном мини -музее имеется театр на ложке, где можно увидеть Буратино, Карабаса Барабаса, Незнайку, Дюймовочку и др. Дети используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.
В подготовительной группе детского сада расположился музей «От самовара до чайника» где можно увидеть самые необычные самовары : самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и дети подобрали информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку «Путешествие чайника (самовара) ».
Совместно с родителями дошкольники рисуют и подбирают картинки про самовары и чайники, придумывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, сочиняют стихотворные строки. Особенно нравятся воспитанникам «посиделки за самоваром» , на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в мини -музее появляются самовары и чайники из соленого теста, апельсиновой кожуры.
Мини-музей «Мир открытки» , созданный также в подготовительной группе, позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь собраны открытки прошлого века и настоящего времени. А в мини -музее часов дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.
Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки , работа над созданием которого велась педагогами в группе среднего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.
Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники «В гостях у матрешек» . Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами : «матрешка» – «мать» - «родительница» - «род» - «родина» - «Россия» .
В процессе создания мини -музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.
Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи :
Выявление творческих способностей детей;
Расширение представлений о содержании музейной культуры;
Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;
Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .
Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини -музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями : «Найди спрятавшийся предмет» , «Восстанови интерьер» , «Дорисуй картинку» , «Одень героя» и т. д.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини -музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками , разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев .
Таким образом, мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Таким образом, проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
(из опыта работы МДОУ № 52 г.Копейска Челябинской области)
Племя, не способное воспитать в
потомстве стремление сохранить
и защитить сложившуюся культуру,
традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее целью
воспитать своих граждан в духе
патриотизма, не имеет будущего.
Дж. Байрон
В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.
Основой новой Концепции образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей» . Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, а также, дать возможность дошкольникам почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Эту задачу можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
«Музейная педагогика» … Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» . (Педагогический словарь)
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И как раз музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Цели и основные задачи музейной педагогики в области дошкольного образования хороши известны педагогам.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;
- развитие творческих и организаторских способностей;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- формирование у дошкольников представления о музее;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- развитие речи и расширения словарного запаса;
- воспитание культуры поведения.
Сегодня дошкольная организация видит в музее партнера по решению задач, связанных с гражданско–патриотическим воспитанием детей через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
В городе с 1999года успешно реализуется программа «Я – Копейчанин!» , задачами которой является решение проблем нравственного и духовного воспитания детей, воспитание чувства патриотизма и гордости за свой город, край. В программу включено большинство детских садов центра города и поселков. С дошкольниками в музее проводятся экскурсии-занятия, игровые программы, посвященные народным праздникам и обрядам, организуется посещение различных тематических выставок. В конце каждого занятия дети отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.
Наш детский сад более 15 лет совместно с Краеведческим музеем работает по программе «Я – Копейчанин!» . Вначале каждого учебного года заключаем договор по сотрудничеству, корректируем тематический план, время проведения занятий в музее со старшими дошкольниками, а это 5 – 6 групп детского сада, примерно около 150 и более детей.
Занятия в музее мы начинаем с блока «Знакомство с родным городом» . Это символично и связано с тем, что в конце лета, наш город отмечает свой день рождения и День шахтера. Это знаменательное событие ежегодно отмечается и в нашем дошкольном учреждении. На празднике дети в игровой форме получают первоначальные знания о Копейске.
А в дальнейшем, посещая экскурсии - занятия из тематического блока «Памятные места родного города» , дошкольники узнают много нового о родном городе и закрепляют новые знания в повседневной жизни, рассматривая групповые выставки, которые оформляются в детском саду, создавая рисунки на тему «Моё любимое место в городе» . Занятия в музее из цикла «Символы родного города, области, страны» также находят продолжение как в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и в оформлении образовательной среды группы.
Детям подготовительной к школе группа очень нравятся игровые занятия, связанные с ознакомлением с трудом шахтера, которые проводятся как в музее, так и в детском саду.
Традиционно в старших и подготовительных к школе группах 1 сентября проводятся тематические занятия «Моя малая Родина» . На занятиях дети вспоминают самые красивые места своего города, узнают легенду о каменном угле, историю «Как город своё имя получил» . Рисуют место, куда бы они повели гостей города, придумывают новый район города и с удовольствием изображают его план. И как следствие всей этой деятельности с детьми, наши воспитанники, очень осознанно подходят к участию в различных городских конкурсах, связанных с нашим городом и достойно занимают первые места в них.
Первые места в творческих конкурсах «Твой город-твой дом» «Подари городу радость» в номинации «Город труженик-город герой» Посещая занятия в зале этнографии, дети узнают о быте уральцев, о мире старинных вещей.
В дошкольном учреждении, мы с помощью родителей, являющимися на сегодняшний день, полноценными участниками образовательного процесса в ДОУ, организуем мини – музеи предметов старинного быта, изготавливаем макеты Русской избы, деревенского подворья. Находясь в такой среде, дети закрепляют знания и впечатления, полученных после посещения музея, учатся бережному отношению к предметам старины.
Эмоциональный выход от прикосновения с прошлым имеет место в разнообразном творчестве детей и их педагогов, это и театральная композиция «На Ярмарке» , танец «В горнице» , постановка «Сказка про
солдата Кондрата» и др.
Хочется более подробно остановиться на разделе программы «Мир народной культуры» , которая реализуется как в стенах Краеведческого музея, так и в стенах дошкольного учреждения по трем аспектам работы, как впрочем, и все остальные разделы программы:
- работа с детьми
- взаимодействие с родителями воспитанников
- работа с педагогами ДОУ
Наряду с традиционными народными праздниками в детском саду: «Масленицей» , «Рождественскими колядками» , которые проходят как в группах детского сада, так и за пределами дошкольного учреждения, в ближайшем окружении. В стенах музея мы познакомились и с праздниками, связанными с народным календарем «Капустник» , «Кузьминки» , «Жаворонки» .
Для закрепления у детей знаний и впечатлений, полученных после посещения музея, разработали тематические, Листы Творчества, которые рецензировались сотрудниками краеведческого музея.
Так нами составлены Творческие листы по темам «Капустник» , «Кузьминки» , «Масленица» . Листы с заданиями раздаются детям и они дома, по желанию, вместе с родителями их выполняют. С появлением в ДОУ интерактивных досок, эти задания планируются выполняться во время познавательных занятий в рамках тематической недели «Народная культура и традиции» .
Работа в рамках программы «Мир народной культуры» сподвигли нас на организацию с родителями воспитанников различных тематических выставок. Тем не менее, у современных родителей представлений и знаний о народных праздниках не всегда достаточно, поэтому мы предлагаем их вниманию печатную информацию, которую помещаем на групповые информационные стенды для родителей. Содержание таких листовок соответствует содержанию тематических занятий с детьми в музее.
Выстраивая работу в рамках музейной педагогики с воспитателями дошкольного учреждения, проводим цикл консультаций «Из истории русских праздников» , пополняем их педагогическую копилку картотеками потешек, прибауток, народных игр, услышанных и увиденных на занятиях в музее. Педагоги охотно используют их с детьми в повседневной жизни детского сада.
В течении всего года, дети посещают Зал природы, принимая участия в занятиях из цикла «Временам года» , на которых знакомятся с особенностями природы Южного Урала, путешествую с героями по залу.
Любимы детьми и занятия с мастер-классами в Выставочном зале музея.
Для предание еще большей системности и полноты работы по решению задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду в этом учебном году работает педагог по краеведению, которая успешно реализует программу «Наш дом –Южный Урал» .
Таким образом Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.
Деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.
Осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Соблюдение принципов:
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные :
усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса
Развивающие :
активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
развитие зрительно-слухового восприятия,
Воспитательные :
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские :
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Направления инновационной работы:
Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
Цель и задачи развития музея:
Целью создания нашего музея стало:
Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи :
Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
Знакомить с русским народным фольклором.
Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее :
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Красный угол;
Бабий кут.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе
Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.
Сентябрь. |
«Милости просим в избу» |
Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. |
Народная игра «Катя, Катя маленька» |
«Сорока-сорока» |
Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска |
Обыгрывание потешки «Сорока» |
|
Ай, качи, качи. |
Знакомство с колыбелькой, зыбкой. |
Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи» |
|
Водичка-водичка. |
Знакомство с рукомойником. |
Пение попевки «Вода-водица» |
|
С гуся вода, с Ваня худоба. |
Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. |
Исполнение потешек об умывании, колыбельных. |
|
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча |
Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. |
Народная игра «Лады» |
|
Наша –то хозяюшка умела была. |
Закрепить представление об использовании веника, голика, |
Разучивание потешки «Наша-то хозяйка» |
|
Колобок – румяный бок. |
Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. |
Инсценирование сказки |
|
Идёт коза рогатая. |
Познакомить с назначением крынки, подойника. |
Использовать потешки о корове и козе |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Дорогим гостям рады» |
Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. |
Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень» |
«Как Иванушка на ярмарке был» |
Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) |
Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари» |
|
«Пошла млада за водой» |
Рассмотреть вёдра, коромысло. |
Инсценирование песни. Украшение коромысла |
|
«Из бабушкиного сундука» |
Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) |
Изготовление куклы-скрутки |
|
«Приходите во горницу» |
Скалка, печь, чело, подтопок |
Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» |
|
Наши подружки -ложки, миски, кружки |
Знакомить со старинной деревянной утварью. Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. |
Продуктивная деятельность «Укрась посуду» |
|
«Эх, лапти мои» |
Показать лапти, познакомить с их назначением. |
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» |
|
«Хозяйкины помощники» |
Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар |
Отрывок из сказки «Федорино горе» |
|
«Курочка в избушке веником метёт |
Веник, голик, совок. |
Народные загадки |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе
Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
||
Сентябрь. |
«Как Марьюшку бельё стирала и гладила» |
Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), |
Народные загадки об утюге. Стирка платочков. |
«Волшебные спицы» |
Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» |
Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи» |
|
Золотое веретено |
Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) |
Народная игра «Прялица» |
|
Волшебная иголка |
Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) |
Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки |
|
Как Марьюшка детей растила. |
Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. |
Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады» |
|
Сверху пар, снизу жар-это русский самовар |
Познакомить с традицией чаепития. |
За самоваром знакомимся с докучными сказками. |
|
Весна пришла, сороки привела. |
Сито, скалка, ларь |
Печём жаворонков. |
|
Одежда наших предков |
Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления. |
Пение «Уродись, бел ленок» |
|
Прощание с избой |
Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. |
Народные загадки |