1001-market.ru

Мини-музеи, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Как провести занятие по патриотическому воспитанию в детском саду Как разработать проект по патриотическому воспитанию в ДОУ

Артеменко Александра Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№12
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: "Мини музей как средство патриотического воспитания".
Дата публикации: 24.05.2016
Раздел: дошкольное образование

СЛАЙД 2 Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям, детскому саду, к родному городу, родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является мини-музей. Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, воспитанию чувства патриотизма. Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. СЛАЙД 3 ПАСПОРТ ПРОЕКТА. СЛАЙД 4 В этом году мы отмечаем 55-летие первого полёта человека в космос.
Подвиги наших соотечественников являются примером мужества и героизма. Именно на их примере мы раскрываем перед детьми три грани самовоспитания: познавательные, духовные, волевые. Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить космическую тему. Так «родился» проект «Загадочный космос». СЛАЙД 5 Цель: Углубить и расширить знания детей о космосе, формировать нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный космос». СЛАЙД 6 Задачи:  воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и чувство гордости за своё Отечество;  расширить представления детей о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);  совершенствовать стиль партнерских отношений, обогащать детско- родительское взаимодействие опытом совместной исследовательско- творческой деятельности;  создать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для проведения исследовательско-творческой деятельности детей в детском саду и семье. СЛАЙД 7 Этапы реализации проекта: организационный, основной, заключительный.
СЛАЙД 8
Первый этап - организационный
. На этом этапе мной были установлены цели и задачи, подготовлен и собран материал для НОД и бесед, подобраны игры и материал для них, созданы информационные листы и папки- передвижки для родителей, проведена педагогическая диагностика в форме беседы с детьми по заданной теме. СЛАЙД 9
Второй этап - основной
. Мы апробировали содержание проекта «Космос». Провели экскурсию, беседы, приступили к оформлению экспозиции мини-музея «Космос». Организовали работу с родителями, направленную на знакомство с проектной деятельностью. СЛАЙД 10 – 16 Комментирует А.А. СЛАЙД 17 Была проведена повторный диагностика, которая показала, что почти все дети усвоили материал, были устранены пробелы в знаниях детей о космосе, которые выявил первый этап диагностики. Был организован мини- музей космонавтики, посетителями которого стали дети и родители нашей и других групп, грамотой была отмечена самая активная семья. СЛАЙД 18 Комментирует А.А. СЛАЙД 19 Практическая значимость Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, способствуют формированию нравственно – патриотические чувств детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат
: заинтересовать детей и родителей темой космоса, создать интересный материал для бесед и НОД. Расширить представления детей о космосе и о планете Земле, развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым, продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, обогатить словарный запас детей словами на космическую тематику. Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Расширить тематику сюжетных игр. Создание мини-музея космонавтики и фильма «Моё фантастическое путешествие». Положительные результаты реализации этого проекта заключается в следующем: 1. Заинтересованность детей в данной работе. 2. В полном объеме решены задачи проекта. 3. С помощью детско-родительских работ пополнена экспозиция мини-музея «Космос».

Мини-музей в ДОУ как средство

патриотического воспитания

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке и другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.

Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей. В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы:

Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач образовательных областей;

Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;

Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве;

Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма .

В процессе создания мини -музеев особое внимание педагоги уделяют созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее необходимо устроить уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий.

Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .

Мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Таким образом, проведенная работа покажет, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы, дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

Анна Хлызова
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников . Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев , которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей .

В рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей , каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели , дети и их родители) определяли тему и название мини-музея , место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции. На этом же этапе было установлено взаимодействие с музеями.

Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами , детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини -музеев учитывались следующие принципы :

Интеграции - мини -музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социализация» , по воспитанию у детей патриотических чувств ;

Деятельности и интерактивности - мини -музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжет-но-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Природосообразности - мини -музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея , объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

Гуманизации и партнерства - мини -музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок – ребенок» ;

Культуросообразности - мини -музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

Динамичности и вариативности - экспозиции мини -музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами , разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

Регионального компонента - мини -музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма . Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ , организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини -музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Так, в рамках участия в городском конкурсе социальных и культурных проектов был разработан проект «Центр народной культуры «Отыщи свое начало.» , в ходе реализации которого в ДОУ появились мини -музеи истории детского сада, русского быта и куклы.

В мини -музее истории детского сада представлена экспозиция «Большая история маленького «Светлячка» «, которая знакомит с историей возникновения детского сада, становления коллектива, достижениями педагогов и детей.

Цель данного мини -музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом. Это может быть знакомый из соседнего двора или сотрудник детского сада.

В изостудии детского сада оформлен мини-музей русского быта , цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды , позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.

Развивающая среда данного мини -музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты : предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини -музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Также в изостудии нашлось место для мини-музея куклы , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. Со временем в мини -музее появились фабричные куклы. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов : пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей .

Цель данного мини -музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.

Со временем мини -музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.

Так, для малышей был создан мини-музей игрушек «Курочка Ряба» . Не менее интересным оказался мини-музей природы «Волшебные камушки» , оформленный в группе среднего возраста , где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.

В группе старшего дошкольного возраста совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей был создан мини-музей «Ложки разные нужны, ложки всякие важны» , основная цель которого - воспитание патриотических чувств детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами : историей возникновения и развития ложки.

Благодаря мини -музею дошкольники узнали, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки : столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия , пластмассы, дерева и др. Сейчас в мини -музее представлены все виды ложек, отражающие в том числе разное историческое время. Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также были оформлены альбомы об истории ложек «Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей.» , «Удивительная ложка нам откроет свой секрет» и книжки-самоделки, посвященные ложке. В данном мини -музее имеется театр на ложке, где можно увидеть Буратино, Карабаса Барабаса, Незнайку, Дюймовочку и др. Дети используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.

В подготовительной группе детского сада расположился музей «От самовара до чайника» где можно увидеть самые необычные самовары : самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и дети подобрали информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку «Путешествие чайника (самовара) ».

Совместно с родителями дошкольники рисуют и подбирают картинки про самовары и чайники, придумывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, сочиняют стихотворные строки. Особенно нравятся воспитанникам «посиделки за самоваром» , на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в мини -музее появляются самовары и чайники из соленого теста, апельсиновой кожуры.

Мини-музей «Мир открытки» , созданный также в подготовительной группе, позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь собраны открытки прошлого века и настоящего времени. А в мини -музее часов дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки , работа над созданием которого велась педагогами в группе среднего возраста совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.

Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники «В гостях у матрешек» . Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами : «матрешка» «мать» - «родительница» - «род» - «родина» - «Россия» .

В процессе создания мини -музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини -музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини -музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя , детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали содержание экскурсий по мини-музеям , семейных мероприятий, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.

Важное место в работе мини -музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи :

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка ;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея .

Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини -музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями : «Найди спрятавшийся предмет» , «Восстанови интерьер» , «Дорисуй картинку» , «Одень героя» и т. д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини -музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками , разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев .

Таким образом, мини-музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей , становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Таким образом, проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

(из опыта работы МДОУ № 52 г.Копейска Челябинской области)

Племя, не способное воспитать в
потомстве стремление сохранить
и защитить сложившуюся культуру,
традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее целью
воспитать своих граждан в духе
патриотизма, не имеет будущего.

Дж. Байрон

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей» . Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, а также, дать возможность дошкольникам почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Эту задачу можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

«Музейная педагогика» … Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» . (Педагогический словарь)

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И как раз музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Цели и основные задачи музейной педагогики в области дошкольного образования хороши известны педагогам.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;
  • развитие творческих и организаторских способностей;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • развитие речи и расширения словарного запаса;
  • воспитание культуры поведения.

Сегодня дошкольная организация видит в музее партнера по решению задач, связанных с гражданско–патриотическим воспитанием детей через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

В городе с 1999года успешно реализуется программа «Я – Копейчанин!» , задачами которой является решение проблем нравственного и духовного воспитания детей, воспитание чувства патриотизма и гордости за свой город, край. В программу включено большинство детских садов центра города и поселков. С дошкольниками в музее проводятся экскурсии-занятия, игровые программы, посвященные народным праздникам и обрядам, организуется посещение различных тематических выставок. В конце каждого занятия дети отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

Наш детский сад более 15 лет совместно с Краеведческим музеем работает по программе «Я – Копейчанин!» . Вначале каждого учебного года заключаем договор по сотрудничеству, корректируем тематический план, время проведения занятий в музее со старшими дошкольниками, а это 5 – 6 групп детского сада, примерно около 150 и более детей.

Занятия в музее мы начинаем с блока «Знакомство с родным городом» . Это символично и связано с тем, что в конце лета, наш город отмечает свой день рождения и День шахтера. Это знаменательное событие ежегодно отмечается и в нашем дошкольном учреждении. На празднике дети в игровой форме получают первоначальные знания о Копейске.

А в дальнейшем, посещая экскурсии - занятия из тематического блока «Памятные места родного города» , дошкольники узнают много нового о родном городе и закрепляют новые знания в повседневной жизни, рассматривая групповые выставки, которые оформляются в детском саду, создавая рисунки на тему «Моё любимое место в городе» . Занятия в музее из цикла «Символы родного города, области, страны» также находят продолжение как в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и в оформлении образовательной среды группы.

Детям подготовительной к школе группа очень нравятся игровые занятия, связанные с ознакомлением с трудом шахтера, которые проводятся как в музее, так и в детском саду.

Традиционно в старших и подготовительных к школе группах 1 сентября проводятся тематические занятия «Моя малая Родина» . На занятиях дети вспоминают самые красивые места своего города, узнают легенду о каменном угле, историю «Как город своё имя получил» . Рисуют место, куда бы они повели гостей города, придумывают новый район города и с удовольствием изображают его план. И как следствие всей этой деятельности с детьми, наши воспитанники, очень осознанно подходят к участию в различных городских конкурсах, связанных с нашим городом и достойно занимают первые места в них.

Первые места в творческих конкурсах «Твой город-твой дом» «Подари городу радость» в номинации «Город труженик-город герой» Посещая занятия в зале этнографии, дети узнают о быте уральцев, о мире старинных вещей.

В дошкольном учреждении, мы с помощью родителей, являющимися на сегодняшний день, полноценными участниками образовательного процесса в ДОУ, организуем мини – музеи предметов старинного быта, изготавливаем макеты Русской избы, деревенского подворья. Находясь в такой среде, дети закрепляют знания и впечатления, полученных после посещения музея, учатся бережному отношению к предметам старины.

Эмоциональный выход от прикосновения с прошлым имеет место в разнообразном творчестве детей и их педагогов, это и театральная композиция «На Ярмарке» , танец «В горнице» , постановка «Сказка про

солдата Кондрата» и др.

Хочется более подробно остановиться на разделе программы «Мир народной культуры» , которая реализуется как в стенах Краеведческого музея, так и в стенах дошкольного учреждения по трем аспектам работы, как впрочем, и все остальные разделы программы:

  • работа с детьми
  • взаимодействие с родителями воспитанников
  • работа с педагогами ДОУ

Наряду с традиционными народными праздниками в детском саду: «Масленицей» , «Рождественскими колядками» , которые проходят как в группах детского сада, так и за пределами дошкольного учреждения, в ближайшем окружении. В стенах музея мы познакомились и с праздниками, связанными с народным календарем «Капустник» , «Кузьминки» , «Жаворонки» .

Для закрепления у детей знаний и впечатлений, полученных после посещения музея, разработали тематические, Листы Творчества, которые рецензировались сотрудниками краеведческого музея.

Так нами составлены Творческие листы по темам «Капустник» , «Кузьминки» , «Масленица» . Листы с заданиями раздаются детям и они дома, по желанию, вместе с родителями их выполняют. С появлением в ДОУ интерактивных досок, эти задания планируются выполняться во время познавательных занятий в рамках тематической недели «Народная культура и традиции» .

Работа в рамках программы «Мир народной культуры» сподвигли нас на организацию с родителями воспитанников различных тематических выставок. Тем не менее, у современных родителей представлений и знаний о народных праздниках не всегда достаточно, поэтому мы предлагаем их вниманию печатную информацию, которую помещаем на групповые информационные стенды для родителей. Содержание таких листовок соответствует содержанию тематических занятий с детьми в музее.

Выстраивая работу в рамках музейной педагогики с воспитателями дошкольного учреждения, проводим цикл консультаций «Из истории русских праздников» , пополняем их педагогическую копилку картотеками потешек, прибауток, народных игр, услышанных и увиденных на занятиях в музее. Педагоги охотно используют их с детьми в повседневной жизни детского сада.

В течении всего года, дети посещают Зал природы, принимая участия в занятиях из цикла «Временам года» , на которых знакомятся с особенностями природы Южного Урала, путешествую с героями по залу.

Любимы детьми и занятия с мастер-классами в Выставочном зале музея.

Для предание еще большей системности и полноты работы по решению задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду в этом учебном году работает педагог по краеведению, которая успешно реализует программу «Наш дом –Южный Урал» .

Таким образом Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.

Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.

Деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.

Осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

Соблюдение принципов:

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Педагогические функции музея:

Образовательные :

усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту

использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса

Развивающие :

активация мышления;

развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

развитие зрительно-слухового восприятия,

Воспитательные :

формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре

Просветительские :

формирование умений, навыков;

формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Направления инновационной работы:

Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.

Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.

Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.

Цель и задачи развития музея:

Целью создания нашего музея стало:

Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи :

Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.

Знакомить с русским народным фольклором.

Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.

Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

Формы работы в музее :

Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).

Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

Основная идея развития музея.

Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.

В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий

Красный угол;

Бабий кут.

Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)

Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:

«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.

«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.

«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.

«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.

«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.

«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.

«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.

«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.

«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины

«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.

Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе

Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.

Сентябрь.

«Милости просим в избу»

Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой.

Народная игра «Катя, Катя маленька»

«Сорока-сорока»

Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска

Обыгрывание потешки «Сорока»

Ай, качи, качи.

Знакомство с колыбелькой, зыбкой.

Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи»

Водичка-водичка.

Знакомство с рукомойником.

Пение попевки «Вода-водица»

С гуся вода, с Ваня худоба.

Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике.

Исполнение потешек об умывании, колыбельных.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок.

Народная игра «Лады»

Наша –то хозяюшка умела была.

Закрепить представление об использовании веника, голика,

Разучивание потешки «Наша-то хозяйка»

Колобок – румяный бок.

Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка.

Инсценирование сказки

Идёт коза рогатая.

Познакомить с назначением крынки, подойника.

Использовать потешки о корове и козе

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе

Использование атрибутов музея.

Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь.

«Дорогим гостям рады»

Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла.

Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень»

«Как Иванушка на ярмарке был»

Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы)

Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари»

«Пошла млада за водой»

Рассмотреть вёдра, коромысло.

Инсценирование песни. Украшение коромысла

«Из бабушкиного сундука»

Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки)

Изготовление куклы-скрутки

«Приходите во горницу»

Скалка, печь, чело, подтопок

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Наши подружки -ложки, миски, кружки

Знакомить со старинной деревянной утварью.

Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент.

Продуктивная деятельность «Укрась посуду»

«Эх, лапти мои»

Показать лапти, познакомить с их назначением.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

«Хозяйкины помощники»

Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар

Отрывок из сказки «Федорино горе»

«Курочка в избушке веником метёт

Веник, голик, совок.

Народные загадки

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе

Использование атрибутов музея.

Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь.

«Как Марьюшку бельё стирала и гладила»

Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска),

Народные загадки об утюге. Стирка платочков.

«Волшебные спицы»

Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся»

Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи»

Золотое веретено

Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено)

Народная игра «Прялица»

Волшебная иголка

Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики)

Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки

Как Марьюшка детей растила.

Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой.

Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады»

Сверху пар, снизу жар-это русский самовар

Познакомить с традицией чаепития.

За самоваром знакомимся с докучными сказками.

Весна пришла, сороки привела.

Сито, скалка, ларь

Печём жаворонков.

Одежда наших предков

Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления.

Пение «Уродись, бел ленок»

Прощание с избой

Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов.

Народные загадки

Загрузка...