1001-market.ru

Называется ребенок без родителей. Ребенок в детском доме. Как живут дети в детских домах? Детдомовские дети в школе. Что означает для ребенка расставание с семьей

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты - какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом - частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы - тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума - для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен - перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:

Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:

Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил - передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно - социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной - начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах - оплату путевки оплачивает государство.

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, .

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.

Подростки нередко, стремясь быстрее повзрослеть и стать самостоятельными, хотят уйти от родителей.

Насколько реализуемо это желание?

Со скольки лет можно жить отдельно от родителей по закону?

Статья 20 Гражданского Кодекса РФ определяет фактическое место проживания несовершеннолетних детей (т.е. до 14 лет) по тому адресу, где проживают его родители.

Если родители не живут вместе, место проживания ребёнка будет определяться решением его мамы и папы.

Так, статья 65 СК РФ гласит: если один из родителей хочет зарегистрировать ребёнка в своём доме, ему необходимо получить согласие второго родителя. Это значит, что ответственность за проживание ребёнка будет лежать на том родителе, который производит регистрацию.

Подростку от 14 до 18 лет предоставляется возможность самостоятельно регистрироваться по тем адресам, которые закреплены за его родителями, посредством написания заявления.

В статье 18 ГК РФ указано, что выбирать место проживания самостоятельно могут дееспособные лица с письменного согласия родителей.

Дети должны проживать с одним из родителей или с их законным представителем. До 14 лет место жительства ребёнка определяется однозначно – по адресу проживания родителей иди законных представителей.

По закону ответственность за воспитание, содержание и развитие детей лежит на родителях или лицах, их заменяющих: опекунах, усыновителях, попечителях.

В 14 лет подросток ещё не готов жить самостоятельно, поэтому и по достижении этого возраста закон определяет его место проживания вместе с родителями (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Вместе с тем ребёнок с согласия родителей может проживать у близких родственников, например, у бабушки или дедушки, но в то же время — получать заботу и воспитание от родителей.

Дети же, находящиеся под опекой, или усыновлённые дети, проживают совместно с теми, кто их опекает.

Достигнув 16-летнего возраста, ребёнок продолжает жить вместе с родителя, которые полностью отвечают за него.

Переехать жить отдельно подросток может только с согласия родителей, при этом он должен быть зарегистрирован в общежитии учебного заведения или проживать с совершеннолетним человеком на основании оформленной родителями доверенности.

Что касается опекаемых, то в некоторых случаях можно получить согласие органа опеки на то, чтобы 16-летний ребенок проживал отдельно от опекуна.

При этом опекуну/попечителю выдвигается 2 условия:

  • Самостоятельная жизнь ребёнка никак не отразится на его воспитании.
  • Опекун/попечитель обязан заботиться о ребёнке, уделять ему внимание (ст. 36 ГК РФ п. 2).

Без согласия родителей 16-летний ребёнок не может проживать отдельно от них, если предварительно не провести процедуру эмансипации.

В этом случае по согласию родителей ребёнок может проживать самостоятельно. С 18 лет согласия родителей уже не требуется.

Эмансипация, то есть признание несовершеннолетнего дееспособным, проводится по решению органа опеки с согласия обоих родителей/опекунов/ усыновителей либо по решению суда при отсутствии согласия.

Согласно закону, родители/законные представители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного ребёнка.

Таким образом, если 16-летний ребёнок признан полностью дееспособным, то он имеет полное право проживать отдельно от мамы/папы или заменяющих их лиц.

Можно ли с 17 лет жить ребёнку самостоятельно? Для 17-летних молодых людей действуют те же правила, что и для 16-летних.

Желание детей переехать жить отдельно, особенно в совсем юном возрасте, воспринимается родителями, как правило, в штыки. Особенно привязаны к ребёнку мамы, привыкшие заботиться и оберегать своё чадо.

Даже повзрослевший 16-летний юноша маме кажется ещё маленьким и беспомощным . Чересчур мнительные мамы, услышав желание ребёнка жить отдельно, сразу же рисуют себе самые мрачные сценарии дальнейшего развития событий.

Ещё одна причина, по которой иногда мамы не отпускают от себя повзрослевших детей, – это страх одиночества . Зачастую такой страх преследует матерей-одиночек.

Им кажется, что с переездом ребёнка их жизнь померкнет, станет бессмысленной. Если дочь или сын переезжают к своей второй половинке, иногда у матерей появляется чувство ревности.

Если вы в свои 16-18 лет решили переехать от родителей, вам придётся их, особенно маму, заранее к этому подготовить, чтобы не натолкнуться на шквал эмоций.

Для начала нужно понять, что именно беспокоит маму . Если она считает вас ещё не совсем самостоятельным, объясните, что отлично справитесь с уборкой помещения и приготовлением пищи.

Расскажите маме о своих заработках, которые позволят вам оплачивать необходимые расходы. Обязательно дайте ей свой адрес, оставьте ключи, просите заходить к вам в любое время.

Пообещайте часто приходить к ней в гости . Если мама пользуется интернетом, установите ей на компьютер «Скайп», через который вы сможете слышать и видеть друг друга ежедневно.

Постарайтесь найти в своём переезде положительные стороны не только для себя, но и для мамы . Например, ей теперь можно меньше стоять у плиты, освободится комната, станет больше места в доме, ваши друзья теперь не будут шуметь, засиживаясь допоздна у вас, и т.д.

Убедите её, что тяжело будет только первое время, всё равно рано или поздно ей придётся отпустить вас во взрослую, самостоятельную жизнь. А теперь мама, выполнив свой родительский долг, вправе пожить для себя.

Если у вас возникло стремление переехать от родителей, значит, вы — уже созрели и вполне можете жить самостоятельно. Однако помните, что эта жизнь будет существенно отличаться от уютной, удобной жизни в отчем доме.

Появятся дополнительные расходы, на вас ляжет полная ответственность за свою жизнь.

Самостоятельная, сепаративная жизнь только что вышедшего из-под родительского крыла ребёнка имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, жить вместе хорошо: родители накормят, напоят, уберут, разбудят, дадут денег на расходы.

Тем не менее, современная молодёжь пытается сделать всё, чтобы жить отдельно. По статистике, возраст сепарации от родителей ежегодно уменьшается. Нынешние молодые люди стремятся отделиться, едва закончив школу. Так в чём же дело?

Приведём некоторые минусы совместной жизни:

Плюсы жить отдельной жизни от родителей в том, что вы избавляетесь от контроля, укоров, угрызений совести, наказаний и пр. Однако и минусы есть.

Вам придётся привыкать брать всю ответственность на себя. Кроме того, придётся полностью себя содержать и оплачивать счета. Помимо того, будьте готовы лишиться уютной обстановки, круглосуточной любви и заботы, а также карманных денег.

Итак, закон не запрещает жить отдельно от родителей в 16 лет при соблюдении вышеописанных условий . Однако нужна ли вам такая ранняя самостоятельность? Это уже решать только вам.

Проблема осиротевших детей остается актуальной вне времени и места. По официальным данным, численность детей, оставшихся без попечения родителей на начало 2016 года по России, составила 71,2 тыс. Очевидно, что эта проблема не обходит стороной и наш город. Рязанский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции уже 17 лет принимает детей, оставшихся без родительской поддержки. Корреспондент портала сайт отправился в детский центр, чтобы выяснить, как здесь живут и взрослеют юные «пациенты».

Основная миссия детского центра – реабилитация и поддержка. Чаще всего сюда определяют детей из социально неблагополучных семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Фактически родители еще не лишены прав на ребенка, а он, в свою очередь, временно отдан под опеку государства.

Конечно, центр реабилитации – это не просто то место, где дети могут только покушать, поспать и отдохнуть после уроков. Руководство обозначает, что их база располагает всеми необходимыми ресурсами для обеспечения детям полноценного развития и досуга. Действительно, пройдя по коридорам центра, можно увидеть несколько актовых залов, кабинеты медицинских работников, интерактивные классы, тренажерный зал. Правда, заглянуть за двери этих кабинетов сотрудники не разрешают, ссылаясь на конфиденциальность информации. Художественных руководителей и педагогов увидеть также не удалось, правда, на предоставленных фотографиях их деятельность ярко отражена.

В итоге руководство показало лишь одну из детских комнат. Оказалось, что это двухкомнатное помещение – спальня и прихожая. Дети спят на двухъярусных невысоких кроватках. В прихожей стоят небольшие шкафчики, комоды, мягкие кресла, всюду много разных игрушек. Это просторные детские, в которых есть все необходимое для ребенка.

Глубоко оценить качество жизни детей в центре при полученной информации не удается. В ходе непродолжительного общения руководство центра дает понять, что многие вопросы и частные моменты не подлежат обсуждению. «Аккуратное» интервью ограничивается общими ответами, отказом от экскурсии по базе и предложением проводить корреспондента до выхода.


Чтобы понять общую картину жизнедеятельности детей в центре, остается только понаблюдать со стороны.

База центра реабилитации и коррекции находится в спальном районе нашего города, на улице Халтурина. Рядом расположен детский садик, напротив – школа, куда дети устраиваются при поступлении в центр. Его воспитанники обязательно получают дошкольное и основное образование. Некоторые после «выпуска» поступают в колледжи.

Хотя жизнь детей здесь находится под контролем, некоторую свободу они все-таки имеют. База ограждена, но главные ворота закрывается только на ночь. Подростки могут свободно выходить за территорию центра, но на установленное воспитателем время. Здесь, за территорией, и определяется их поведение и характер.

– Многих детей уже можно считать ребятами «с нашего двора». Малыши, конечно, всегда находятся под присмотром воспитателей, они обычно живут по распорядку, играют на территории детской площадки при центре. А вот подростки на наших глазах вырастают и взрослеют. Все разные – есть ребята невоспитанные, иногда такие фразы под окнами выдают, нельзя не сделать замечания. А есть и очень хорошие ребята. Часто собираются после школы на лавочках возле подъезда, общаются, смеются, и даже нам, пенсионерам, помогают, – рассказывает жительница соседнего дома.

Со стороны дети выглядят вполне довольными и беспечными. Воспитатели встречают и провожают маленьких детей в детские сады, подростки возвращаются из школ самостоятельно, чаще небольшими группами. Дети опрятны, одеты в новую школьную форму, у всех большие красивые портфели. После обеда ежедневно с детьми играют на детской площадке при центре, иногда все вместе организованно гуляют за территорией. По выходным здесь тихо и спокойно, в эти дни в центр обычно приезжают навестить детей их родственники и родители.

– Когда ребенок попадает сюда, нельзя сразу определить, сколько времени он здесь проведет и как сложится его судьба. Бывает, замечаешь, что семья искренне хочет вернуть ребенка, родители звонят, навещают его, изо всех сил стараются исправить ситуацию. По статистике, 50% детей в нашем центре возвращаются в семью или находят новую. Но это цифра. В частном порядке, случается, что дети повторно возвращаются к нам. Бывают позитивные случаи усыновления. К примеру, недавно приемные родители забрали из нашего центра сразу четырех маленьких сестер, – комментирует директор центра Валентина Фетисова.


Вспоминая своих «выпускников», сотрудники рассказали несколько историй о том, как сложилась судьба некоторых детей. История о мальчике, который вырос в центре, потом отучился в училище, стал военным и создал крепкую семью. Другой пример о девочке, которая попала в детский центр вместе с братом. Они рано лишились родителей и довольно долго проживали здесь. Позднее сотрудники помогли девушке устроиться в профессиональное училище, которое она смогла закончить и получить образование. Но спустя несколько лет, уже молодой женщиной, она привела в центр реабилитации своих собственных детей, ссылаясь на трудную жизненную ситуацию. Впоследствии ее лишили родительских прав.

Поговорить с руководством о конкретных случаях более подробно также не удалось. Обозначилось только, что за время своей работы центр реабилитации выпустил более 1 400 детей, оставшихся без родительской поддержки.

Мы видим, что в данном центре обеспечивается вполне благоприятная для жизни и развития детей обстановка. И остается тем более непонятным, почему руководство и сотрудники центра реабилитации отнеслись к посещению журналиста столь незаинтересованно, не захотели рассказать ничего конкретного и в прямом смысле закрыли перед ним двери.

Разочаровалась Маргарита Серегина

Фотографии предоставлены Рязанским центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Каждый ребенок, появляясь в этом мире, помимо базовых желаний есть, пить, дышать, спать несет в себе врожденный набор свойств, данный ему (но не обеспеченный развитием) при рождении. Помочь развить врожденные свойства, находящиеся в архитипичном (неразвитом) изначально состоянии у ребенка - задача родителей. Развитие заданных свойств происходит до пубертата включительно, после пубертата — реализация этих свойств, на том уровне, до какого они успели развиться. Что же происходит с детьми сиротами, оставшимися без родителей?

Важным условием для развития ребенка является ощущение защищенности и безопасности, создающее равновесие между внутренним и внешним. Если его нет, ребенок, стремясь сохранить целостность тела, действует архитипично, чтобы выжить во что бы то ни стало...

Ребенок с уретральным вектором сбегает из дома, собирая вокруг себя малолетних преступников, кожный - начинает воровать, анальный - от природы послушный, начинает упрямиться, затаивая глубокие обиды на всю жизнь - всё это тормозит или же совсем останавливает развитие, так как всё существо ребенка направлено на сохранение собственного тела.

При нормальном развитии при наступлении послепубертатного периода подросток сам становится способным взять на себя ответственность за свою жизнь, а реализуя ранее развитые им свойства социально полезным образом, получает чувство равновесия между внутренним и внешним.

Но как обстоит дело с брошенными детьми сиротами?

Понятно, что за их ощущение чувства защищенности ответственны воспитатели детских приютов, а так же на их плечах лежит развитие каждого ребенка сироты, что, при отношении к этим детям, как к чужим, является невыполнимой задачей.

Государство в больших размерах субсидирует дома для детей сирот, но это по факту не улучшает положение детей сирот, не меняет исход их судеб. Почему? Мало кто из окружения этих детей ставит целью помочь им развиться, адаптировать их к жизни и найти свое место, применение в обществе.

На сегодняшний день в детских домах дети сироты не умеют мыть посуду, стирать свою одежду, обращаться с деньгами, наводить порядок. Приученные с одной стороны к тому, что все делают за них, они не получают элементарных навыков самостоятельной жизни. А с
другой стороны, постоянно живя с ощущением, что они никому не интересны и не нужны, испытывая на себе потребительское отношение к ним взрослых, они не имеют базового, необходимого каждому ребенку чувства защищенности. Вместо развития и культурных ограничений они получают пример воровства, насилия, равнодушия окружающих, на всю жизнь запоминая, что каждый сам за себя.


Став взрослыми, они не способны взять на себя ответственность за свою жизнь, реализовать свои таланты, оставшиеся неразвитыми. Они адаптируются так, как их научили - каждый сам за себя, выживает как умеет. Это ломает не только их жизнь, но и отражается на всем обществе. Дети сироты чувствуют свою ущербность и считают, что могут делать всё, что им захочется, в качестве компенсации за тяжелое детство. Большинство из них становятся алкоголиками, наркоманами, уходит в преступность.

Почему раньше не было таких проблем?

После гражданской войны было около 6 млн беспризорных детей, из которых вырастили элиту советского общества. Как? Какой была работа с детьми сиротами? Их научили консолидироваться, чувствовать коллектив, быть его частью, а значит, заботиться о нем. Им помогли развить их способности и привили адекватные ценности, приоритет целого над частным, научили выносить свои умения наружу.

Такие установки были комплиментарны и хорошо ложились на уретральный менталитет страны и такую же социальную формацию - в Советской России было уретральное общество, которое жило по принципу справедливости, где с каждого спрашивалось по возможности и каждому давалось по потребности.

Получая такое давление и воспитание ценностей, бывшие беспризорные дети - те, что добывали себе пищу лишь путем краж и грабежей, бывшие преступниками, постепенно изменялись, ощущая уже другой приоритет — где общее - первично, личное — вторично. Они ощущали консолидацию, а значит безопасность и защищенность.

Половина домов для детей сирот были детскими колониями, и их занимали дети с преступным прошлым, все без исключения, потому что не было у них тогда другого, не маргинального, варианта, чтобы выжить во чтобы то ни стало и сохранить целостность тела. Выходя из этих детских колоний, они становились героями труда, героями войны.

После перестройки, с приходом другой, кожной, эры с контрарными российскому менталитету ценностями, у всего общества изменились приоритеты с общего на частное. Индивидуализм и потребление стали во главу угла. Стремясь во что бы то ни стало наполнить прежде всего себя, свои потребности, мы вырастили в себе неприязнь, и наши дети воспитаны уже на иных ценностях. Увеличиваясь по нарастающей, не имея сдерживающих факторов, неприязнь способна разорвать общество.

К.Юнг говорил, что самые большие опасности кроются в человеческой голове и там же заложены самые большие возможности. И уже сегодня это очень важно понимать, уметь дифференцировать те бессознательные процессы, которые и руководят любым нашим поступком, определяет наши выборы. От того, насколько мы понимаем самих себя и людей вокруг, все механизмы происходящего в обществе, зависит и реализация, а значит и счастье, каждого отдельного человека и всего человеческого сообщества в целом.


Невозможно устроить свое личное счастье, игнорируя ближнего и процессы, происходящие в целом. С другой стороны, когда каждый человек, осознает свои желания, он перестает действовать рефлекторно, пытаясь добыть кусочек счастья за счет других. Он точно знает,
что ему дано от природы, и как воплотить для пользы социума то, что в нем так требует выхода и наполнения. Потому что самое большое возможное счастье человек получает в реализации себя наружу - в семье, в коллективе, в обществе.

Как частный пример того, что значит системное понимание особенностей и реализации человека, можно упомянуть о развитой кожно-зрительной женщине (по терминологии СВП). Это прирожденная воспитательница, которая способна по-зрительному привить культуру, развить сострадание и по-кожному задать здоровый запрет и ограничение.

Системное понимание особенностей детей позволяет легко найти индивидуальный подход к каждому, максимально развить творческий потенциал и избежать травмирующих ребенка влияний. Мы не можем делить детей на чужих и своих. Каждый ребенок может вырасти счастливым, стать здоровым членом общества. И это зависит от каждого из нас.

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Загрузка...