1001-market.ru

Недетские откровения доктора комаровского. Уход за недоношенными детьми Комаровский уход за недоношенными детьми

28 дней от момента рождения, еще точнее – с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, – дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, – дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу – предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных – тема специфическая, требующая акцента не столько на “умениях”, сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: “родился 8-9 баллов по Апгар” . Не все знают, кто такой или что такое “Апгар”, многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар – это фамилия такая с ударением на первой букве “А”, принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе – получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар – это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов – вовремя получить информацию. Есть и второй способ – попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего – что дитя видит, что слышит, что чувствует.

Зрение

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка – не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного – мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза – не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света – реагирует.

Слух

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома – слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий – вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

Обоняние

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.

Вкус

Вот с этим – уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на “невкусные” лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Осязание

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано – плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Кожа

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс – очень высокая восстановительная способность – заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Мышцы

Специфическая особенность – повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой – не менее 40%.

Дыхательная система

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, – малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного – узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос – уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия – чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного – один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно – практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала – поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней – светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое – 4-5 раз в сутки – это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет – 10-15 мл “собралось” и достаточно – пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) – отличны от норм взрослого человека.

Нервная система

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее – меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют “физиологические рефлексы новорожденных”. Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг “созревает”, они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:

Хватательный рефлекс.

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия.

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой – ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания.

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы.

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение – способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого – не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Доктор Комаровский - самый популярный педиатр в России и Украине, автор 13 книг об уходе за детьми - выпустил третью книгу трилогии «Справочник здравомыслящих родителей» - «Лекарства». С презентацией книги любимый всеми детский врач посетил Москву и Петербург. Я воспользовался ситуацией и за неспешным обедом в «ДжонДжоли» задал доктору Комаровскому все самые важные вопросы.

- Золотое правило здравомыслящего родителя?
- Главное - это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребёнка, а интересами семьи. Если ребёнку хорошо, а папе плохо - это отвратительно. И ребёнок это должен чувствовать. Я не могу представить, чтобы моему ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Мама тоже человек, она тоже любит шоколадку, нельзя унижать её достоинство. Каким ребёнок становится, зависит от родителей.

- Назовите пять мифов о детском здоровье.
- Трудно выбрать пять, их в десятки раз больше. Первые два: витамины и иммуностимуляторы влияют на частоту заболеваемости. Есть мифы чрезвычайно опасные, например, о пользе растирания детей спиртом или водкой при высокой температуре. Четвёртый: необходимость есть первое, второе и третье. Ну и пятый миф: нужно ездить на море, чтобы не болеть - на море чаще травятся, нежели оздаравливаются.

- Перинатальные матрицы: миф или реальность?
- Это за пределами моего понимания. Больше всего мне нравится специальность «перинатальный психолог». Это такие люди, которые знают, о чём думает плод. Они знают, какие муки испытывает ребёнок, когда его одного положили в кроватку, когда в полтора года его лишили груди...

- Синдром дефицита внимания: миф или реальность?
- Реальность, однозначно. Раньше ребёнок без внимания был предоставлен сам себе. И это менее опасно, чем когда он предоставлен телевизору или интернету. Это трагедия общества, когда мама привязывает ребёнка к телевизору, потому что ей спокойнее, когда он рядом, в соседней комнате, нежели когда бегает по улице. 20 лет назад всё самое интересное было во дворе. Сейчас всё самое интересное дома. Отсюда и идёт гиподинамия, эпидемия ожирения.

- Насколько влияет на здоровье малыша взращивание на искусственном питании?
- Естественно, современная молочная смесь позволяет минимизировать риски, если мама знает, как с ней обходиться. При этом доказана меньшая опасность заболеть (например, диабетом), если ребёнка кормят грудью. Лучше мамы не может быть ничего.

Блогеры спрашивают: требуется ли прививка от пневмококка ребёнку, который в принципе болеет нечасто, пневмоний не было?
- Как правило, нет. Вакцина дорогая, её не все могут себе позволить. Вот если государство предоставит всем нам её за свой счёт - тогда почему бы и нет.

- Стоит ли лечить детей антибиотиками?
- Когда у них бактериальные инфекции, чувствительные к антибиотикам, - стоит. Чего не стоит, так это лечить детей от вирусных инфекций антибиотиками профилактически. Антибиотики спасли миллионы жизни, но их надо использовать по назначению.
Главное правило использования лекарств: принимать не просто так, а по поводу. Это «по поводу» описано в любой инструкции в разделе «Указания к применению». Любое лекарственное средство, если не показано, противопоказано. Если при гриппе вы не находите слово «грипп» в инструкции к ампициллину, значит, пора усомниться в докторе, который его назначил.

- Лучше переболеть ветрянкой или привить её?
- Однозначно, привить. Ветрянка, как правило, лёгкая болезнь, но часто и нелёгкая.
Я проработал много лет в детской реаниматологии, видел и ветряночный энцефалит, и смерть от ветрянки. Главврач говорит с утра: «В гематологии ветрянка». Обычному человеку эта фраза не говорит ни о чём. Но мы-то понимаем: лежат дети с лейкозами, без иммунитета; у одного ветряка - значит половина из них умрёт. И к нам привозили этих детей умирать. В нефрологии ветрянка - половина тех, кто на гемодиализе, умрут.
Случайная девочка перенесла тяжело ветрянку - всё лицо в шрамах.
Хорошо переболеть лёгкой формой ветрянки в идеальном возрасте, и когда ты здоров. Вакцинация от ветрянки - как и от гриппа - вопрос не целесообразности, а материальной возможности.
Статистику осложнений ветрянки можно было бы существенно улучшить, если бы дети были привиты. И вот вопрос: удастся вам собрать Болотную площадь людей с лозунгами «Защитите наших детей от болезни, от которой разработана защита», «Страна с многомиллиардным бюджетом может позволить себе привить каждого малыша»? Отношение к детям - к детской медицине, к детским садам, к школам - это критерий зрелости нации. Если сто тысяч человек выйдет в защиту некоей политической силы, но не выйдет в защиту собственных детей, извините, для такой нации это катастрофическая ситуация.

- Есть ли будущее у российской медицины в таком случае?
- Своих детей я уже вырастил. Своих внуков я в систему здравоохранения не отдам. Если, не дай бог, с ними что-то случится, увезу их в ту страну, где я верю в медицину - в Германию, в Израиль… - где я смогу контролировать качество препаратов, где смогу повлиять на что-то.
Здесь я не верю качеству лекарств, я не верю тем людям, которые должны контролировать качество лекарств, я вижу по телевизору рекламу лекарств, и мне стыдно за страну. Я боюсь, что, когда наконец-то к нам придёт цивилизованная страховая медицина, то будут оплачивать не цивилизованные лекарства, а те, которые выпускает родственник директора страховой компании.

- В чём же камень преткновения российского здравоохранения?
- Солоухин в одном из рассказов описал переход, который каждому из нас предстоит, - из этой жизни в ту. Он бывает страшный, бывает лёгкий. Ты можешь в муках три года выпрашивать ампулу морфина, а можешь спокойно уйти. И это зависит от системы здравоохранения в стране. А проблема такова: в том возрасте, когда мы можем изменить эту систему, нас интересуют совсем другие вещи.
Показательный случай был на Украине. Закрыли украинский торрент. Вот это протестное движение возникло! Куча мужиков организовали хакерские атаки, обвалили сайты МВД и президента. Дошло до того, что сын президента вступился за них, и сайт открыли. То есть когда мужиков лишили права смотреть бесплатное ворованное кино, они кого угодно были готовы порвать.
Зато перед этим почти два года на Украине не было вакцины. В европейской стране в 21-м веке не прививали два года детей. Вы думаете, кто-то из этих мужиков пальцем шевельнул ради своих детей? Я об этом у себя в блоге пост написал: .

- Нагрузка современного школьника - не чрезмерна ли?
- В идеале нужно решить вопрос внешкольного времени. Если, помимо школы, ребёнок ещё три часа делает домашнее задание, а остальное время тупо смотрит телевизор, ничего хорошего в этом нет. Наша проблема - отсутствие бесплатного общедоступного школьного спорта. Невозможно представить в Канаде школу, где нет катка или школьного бассейна. Мы об этом только мечтаем. Но ведь сделать волейбольные площадки недорого: натяните верёвку между двумя столбами - и пусть дети играют.
Необходимо, чтобы полтора часа в день у ребёнка были интенсивные физические нагрузки. Если мы организовали эти полтора часа, то никакая нагрузка в школе не будет чрезмерной. Тогда мы ему сохраним здоровье.

- Как объясняется польза полуторачасовой нагрузки?
- Это физиология человека: сердце должно биться не ровно, а реагировать на нагрузки, что обеспечивает нормальную работу сосудов, мышц. Нужно мотивировать детей быстрее бежать, выше прыгать, ходить без прыщей и т. д. Они тогда и курить не начнут в 8-м классе. Необходимо развивать культ здорового отношения к себе. Потому что человек, который систематически себя убивает, - это человек, у которого мало мозгов. Быть глупым - стыдно. Человек, который курит, - глупый, потому что он идёт против инстинкта, он сознательно убивает своё здоровье. Живых существ, которые сознательно себя убивают, не существует.

- Достаточно ли ребёнку школьных каникул или, может, нужно больше? Возможно, их нужно иначе разбить на периоды?
- Важен не сам факт каникул, важно как ребёнок их провёл. Много ли детей могут позволить себе в осенние каникулы съездить поплавать на море, а в зимние - покататься на лыжах?

- Компьютер: за или против, с точки зрения медицины?
- За, конечно! Как без него! Просто нужно уметь им пользоваться. Совершенно очевидно, что его надо дозировать. Если ребёнок полтора часа в день скачет, то пусть спокойно сидит пялится в компьютер.

- Вегетарианское питание детей: возможно ли?
- По большому счёту, это неестественно для человека. Во что верят мама и папа, в то обычно верит и ребёнок. Если родители хотят передать своё верование ребёнку, у меня есть методика, которая позволяет сохранить здоровье при полном вегетарианстве. Сам я считаю, что ребёнок вправе есть то, что он хочет. Но если я как врач не вижу возможности переубедить маму, то я вынужден не расслабляться, а предложить методику: что есть, какой витаминный комплекс пропить, чтобы можно было обойтись без запрещённых продуктов.
Во всём мире существуют магазины для вегетарианцев, но много ли их в России? В Москве один-два.

- Насколько вредны или полезны сезонные приёмы витаминов в таблетках? Говорят, что они провоцируют рак.
- Это неправда. Так может говорить только производитель витаминов не в таблетках. Вопрос нужно строить иначе. Витамины - лечебно-профилактические средства, которые принимаются по строгим показаниям. Если человек может позволить себе гармоничное разнообразное питание, ни в каких витаминах он не нуждается. За исключением отдельных ситуаций, и то чаще речь идёт о микроэлементах: повышенная потребность йода у беременных и кормящих, фолиевая кислота при подготовке к беременности, витамин D - если вы живёте за полярным кругом.

- Существуют ли кризисные годы с 7 до 18 лет - или это один сплошной кризис?
- Думается мне, что названный диапазон растянут. Буйство половых гормонов, вне всякого сомнения, меняет жизненные приоритеты. Сверстники, как правило противоположного пола, становятся авторитетами для ребёнка; мнение соседки по парте становится важнее, чем мнение мамы или папы. Важно успеть стать авторитетом для девочки, пока ей не исполнилось 10, и мальчику, пока ему не исполнилось 12 (всё это ориентировочно, конечно). Если вам не удалось этого сделать, то вы, увы, опоздали - вы не сможете повлиять на ситуацию.

- Новые стандарты по выхаживанию недоношенных детей считают родившимся совсем маленьких - от 500 г. Есть ли перспективы у таких детей? Нужно ли ими заниматься?
- Огромный скепсис и боль вызывает у меня эта тема. Дайте обществу анализ: вот, за последние пять лет в нашей стране вы ходили сто детей весом от 600 г до килограмма. Дайте обществу статистику, что с ними случилось за первые пять лет, что это стоило родителям, сколько семей распалось, насколько эти дети сейчас счастливы, здоровы, полноценны, как у них со зрением. Дайте обществу ответы на эти вопросы.
Я был во Франкфурте в отделении для таких детей и услышал такую боль в словах тех, кто их выхаживает, - и это с их уровнем! 90 % этих детей слепые, у них проблемы с кожей, с интеллектом.
Если мы решили, что мы выхаживаем недоношенных детей потому, что это европейский стандарт, давай с другого начнём: с европейских стандартов вакцинации, европейских стандартов школы… Если мы приводим детей в этот мир, давайте начнём с другого.

- Какие меры самопомощи нужно знать ребёнку?
- Об этом я написал книжку. Это практически готовый сценарий 50-серийного фильма о неотложной помощи. Его нужно отснять и показывать во всех школах: что должен делать ребёнок при высокой температуре, когда товарища ударило током, когда кого-то вытащили из воды… Наши плакаты с демонстрацией помощи утопленникам - когда беднягу давят через коленку, как будто лёгкие - это мочалка, из которой можно выжать воду, - национальный позор. Мне стыдно за страну, когда начинают обсуждать пользу жгута. Правильно наложенный жгут равносилен потере конечности, он нужен, если, например, оторвало руку. При этом жгут есть в каждой аптечке.
Зато что такое эпипен*, у нас почти никто не знает. Помнишь, в фильме «Социальная сеть» полиция врывается в дом, где ребята употребляют кокаин? У одного из них полицейский достаёт шприц и спрашивает, что в нём. Парень говорит: «Эпипен», - и от него отстают. У них каждая собака знает, что такое эпинефрин и зачем он нужен. Если бы мы вместо жгута положили в автомобильную аптечку эпипен, мы бы несколько тысяч жизней спасли за год.

- Что в работе детского врача вы считаете приоритетным?
- Взаимопонимание с мамой и папой. Объяснение им их роли - то, что они важнее, чем доктор. У нас же обычно бывает наоборот: врач пытается доказать свою значимость. Равно как и медсестра, акушерка, учителя в школах, автомеханик, сантехник, электрик: «Вам без нас - никуда». Более того, сантехник начнёт свой рассказ с того, что все предыдущие сантехники, которые побывали в вашей квартире, - абсолютные идиоты.
Возможности родителей на порядок превосходят возможности государства. Воспитывать детей независимо от социума невозможно, а социумы везде разные. Поэтому моя главная задача - дать такую методику ухода, воспитания и помощи при болезнях, которую можно реализовать в той стране, где вы живёте, - с учётом вашей ментальности, ваших бабушек и вашей системы здравоохранения. Методику, которая позволит вырастить ребёнка и сохранить семью.

- Евгений, как вас можно найти в интернете?
- Настоящий Комаровский живёт на . На сегодняшний день только здесь.

О новой книге доктора Комаровского
Прежде специалисты не могли себе позволить писать о лекарствах, эта тема была всегда табу и для врачей, и для родителей: про одни медикаменты скажешь правду - сменят на другие, про третьи скажешь - перестанут покупать… А это уже вопрос личной заинтересованности.
«Справочник здравомыслящих родителей: Лекарства» Евгений Комаровский писал два года, подготовка же заняла, как утверждает автор, 35 лет. Учебники о лекарствах пишут не врачи, а фармаколога. Но парадокс в том, что именно с врачами родители говорят о лекарствах. Поэтому одна из первоочередных целей новой книги доктора Комаровского - стать русско-фармакологическим разговорником. Когда в инструкции, которая теоретически предназначена для обывателя, написано, что «данный препарат ингибирует фермент С-450», вряд ли становится понятнее, зачем это лекарство нужно.
Книга состоит из трёх частей: 1. Фармакологическая азбука, где даются основы фармакологии: чем отличается лекарство от препарата, а пилюля от пастилки. 2. Рассказы о лекарствах - об основных группах лекарств, с акцентом на детский возраст. 3. Специфические ситуации: лекарства и беременность, лекарство и кормление грудью, лекарства и аллергия, что такое 20 мг в 5 мл и т. д.
Многие фармакологические компании дали бы многое, чтобы эта внушительная по объёму книга (один Предметный указатель занял 40 страниц) не выходила. «Один мой знакомый химик, - комментирует Комаровский, - посмотрев содержание, купил сразу три экземпляра со словами: она быстро станет библиографической редкостью, такую книгу не позволят выпустить дважды». По этой же причине издательство выпустило тираж в шесть раз больше обычного.

___________________

* EpiPen (Epinephrine Auto-Injector ) - шприц-ручка с адреналином, которой можно воспользоваться самостоятельно в экстренном случае. Как правило, при анафилактическом шоке - из-за астмы, аллергии или укуса насекомым.

Детки, рожденные раньше срока, нуждаются в постоянном внимании и особом обращении. Уход за ними значительно отличается от ухода за обычными новорожденными. Чаще всего недоношенных детей из роддома переводят в отделение интенсивной терапии новорожденных. Там у мамы есть возможность получить первые навыки по уходу за ребенком. Но после выписки, когда молодая мама оказывается дома один на один с малышом, она может растеряться. Давай рассмотрим основные нюансы, которых придется придерживаться маме, пока малыш не окрепнет.

Кормление
Кормление - это один из самых важных моментов в уходе за недоношенным ребенком, поэтому рекомендации касательно кормления малыша дает врач, исходя из его индивидуальных особенностей. А молодой матери важно четко следовать им.
А теперьперейдем к общим, но довольно важным моментам.

Как отмечают врачи, в наше время родители практикуют кормление детей не по времени, а по требованию. К недоношенным детям эту систему применять нельзя, ведь они еще слишком слабы, чтобы показать, что голодны.

Обычно ребенка советуют кормить каждые три часа, не делая перерыв на ночь. Однако если он слишком слаб и плохо ест, врач может порекомендовать уменьшить промежутки между кормлениями.

Обязательно надо следить за тем, чтобы ребенок съедал положенную ему порцию. Если во время кормления ребеночек засыпает, его нужно тихонько будить и пытаться накормить. Разбудить такого малыша бывает сложно, но это нормально, не пугайся, что с ним что-то не так. Врачи советует легонько подергивать ушко и носик ребенка. Именно это больше всего раздражает новорожденного, и он просыпается.

Также есть еще один важный момент, который многие родители упускают. Ребеночку с первых дней жизни нужно кроме молока давать пить воду. Он должен в сутки выпивать по 100 гр воды на 1 кг веса. То есть, если ребенок весит 2 кг, он за сутки должен выпить 200 гр воды.

Переодевание
Переодевание недоношенного ребенка - тоже важный нюанс. Надо помнить, что у детей, вес которых менее 3-х кг, еще не развит теплообмен. Им нужно постоянное тепло, иначе очень быстро может наступить переохлаждение.

Температура в помещении, где находится ребенок, должна быть 25-27 0 С, а влажность воздуха - 50-70%. Чтобы следить за этим, можно повесить термометр и гигрометр на уровне 1,5 м от пола вблизи детской кроватки.

Для поддержания необходимой влажности в комнате необходимо часто делать влажную уборку, а такжеможно использовать специальный увлажнитель воздуха. Кроме этого, не стоит забывать о проветривании. Желательно каждые 3-4 часа проветривать помещение на протяжении 15-20 минут. В это время ребеночка нужно выносить в другую (теплую) комнату.

Чтобы малыш не замерзал и не испытывал лишний стресс, старайся его переодевать поочередно: сначала распашонку, потом подгузник и штанишки. Открытые участки тела можно прикрывать пеленкой, так ребеночку будет спокойнее.

Одевать новорожденного каждый раз нужно в чистое и проглаженное с двух сторон белье. Не стоит пренебрегать этим нюансом, ведь у малыша еще практически нет никакого иммунитета, и он легко может заболеть.

Купание
В первое время после рождения недоношенных детей не купают. Ребенку, родившемуся с весом более 1,5 кг, первое купание разрешают через 7-10 дней. Если малыш родилсяс меньшим весом, то начинать купать его следует через 2-3 недели. Перед первым купанием лучше посоветоваться с врачом, не рано ли ты решила это сделать.

Купать новорожденного следует в отдельной детской ванночке, и в первые три месяца только в кипяченой воде. Температура воды должна быть 38 0 С, а помещения - не меньше 25 0 С.

Первое купание должно длиться недолго - 4-5 минут. После ребенка следует завернуть в прогретое полотенце, дать высохнуть, согреться, и только потом переодевать.

При первых купаниях ребенок может плакать. Это для него не привычно и страшно. Со временем купание станет одним из его любимых занятий.

Сон
Недоношенные дети очень много спят. Иногда даже по 20 часов в сутки. Это связано с тем, что ребенок еще не созрел, а во сне он развивается скорее. Пройдет несколько месяцев и малыш начнет больше бодрствовать и проявлять интерес к окружающему миру.

Причины, признаки и последствия развития недоношенных детей. Особый уход и система питания.

Рождение малыша, пожалуй, самая важная и ответственная задача в жизни женщины. Вы готовитесь, планируете, мечтаете о комфортной беременности, родах без осложнений, грудном вскармливании крохи с первых минут после рождения.

Но, кроме ваших мечтаний, есть желания маленького человечка. Он тоже решает когда, как и почему появиться на свет.

На каком сроке рождения ребенок считается недоношенным?

Всемирная организация здравоохранения в середине 70-х гг прошлого столетия определила минимальные показатели срока, веса и роста ребенка после рождения — 22 недели, 500 г, 25 см соответственно.

На практике они колеблются в диапазонах:

  • 28-37 недель гестации
  • 1000-2500 кг
  • 35-45 см

Степени недоношенного ребенка

Ребенок, рожденный раньше положенного срока с показателями, утвержденными ВОЗ, в странах постсоветского пространства расценивается как поздний выкидыш.

По степени недоношенности малышей выделяют:

  • 4 степень — с экстремально низким весом — менее 1 кг, родоразрешение произошло ранее 28 недели, рост до 30 см
  • 3 степень — с низким весом — менее 1,5 кг, родился до 31 недели гестации с длиной тела менее 35 см
  • 2 степень — параметры веса, недели гестации и роста малыша — до 2 кг, 35 и 40 см соответственно
  • 1 степень — более 2 кг, 37 неделя, 45 см

Ребенок может родиться и в положенный срок, но с недостаточной массой. Он будет признан медиками тоже недоношенным. Поэтому отметим, что главным признаком «раннего» ребенка является его вес.

Признаки недоношенного ребенка

Недоношенный кроха сильно отличается от малыша, появившегося на свет в срок и с хорошей массой. Он является еще более хрупким и уязвимым для раздражителей внешней среды.

Признаками ребенка, родившегося раньше срока, в зависимости от его состояния здоровья и степени недоношенности называют:

  • непропорциональные размеры тела — большая голова составляет треть от его общей длины, конечности короткие
  • лицо, спина и грудь покрыты волосяным пушком
  • цвет кожи варьируется от насыщенного красного до розового в зависимости от недели рождения
  • плач тихий, голос тонкий
  • кожа морщинистая
  • подкожная жировая прослойка отсутствует или очень тонкая
  • слабая терморегуляция тела
  • кости черепа мягкие, роднички открытые
  • лицо маленькое по сравнению с размером мозговой части
  • глазки закрыты
  • ушные раковины мягкие или не полностью сформированы
  • ноготки на пальцах не доросли до кончиков
  • пупок расположен ближе к паховой области
  • живот округлый или запавший
  • ребра расположены перпендикулярно позвоночнику
  • слишком частое дыхание до 70 вдохов минуту с признаками длительного замирания (апноэ) до 10 секунд
  • пульс слабый, гипотония
  • половые органы недоразвиты — у мальчиков яички не опустились в мошонку или последняя в стадии формирования, у девочек большие половые губы не прикрывают малые, наблюдается зияющая щель
  • соски и околососковые области без пигмента
  • мышечная активность слабая, наблюдается или гипо- или гипертонус
  • замедленная реакция на внешние раздражители

Причины рождения недоношенных детей

Как сама мама, ее болезни, образ жизни, наследственность, так и факторы окружающей среды могут спровоцировать раннее рождение малыша.

Среди наиболее вероятных причин появления на свет недоношенных детей отмечают:

  • социально-бытовые условия жизни мамы — питание, эмоциональный фон дома, наличие вредных факторов на работе, возраст мамы, желательность будущего ребенка
  • акушерско-гинекологические — мамины женские болезни; аборты и выкидыши, предшествующие беременности; перерыв менее двух лет между беременностями; отсутствие медицинского сопровождения течения беременности, преждевременная отслойка плаценты, ЭКО
  • специфические заболевания у мамы, которые препятствуют нормальному вынашиванию ребенка — например, порок сердца, сахарный диабет, ревматизм

патологии развития самого плода, внутриутробные инфекционные болезни

Недоношенные дети: последствия в будущем

1 этап выхаживания недоношенных детей

  • Он начинается с момента перевода крохи из реанимации в палату или в специальную детскую больницу по выхаживанию недоношенных детей
  • Его размещают в кувезе, в специальном боксе или в обычной кроватке с грелками
  • Важно обеспечить крохе стабильную температуру воздуха 23-26℃, влажность 40-60% и приток кислорода
  • В клинике соблюдается строгий санитарно-пропускной режим. Персонал и мамочки обязательно носят марлевые повязки при контакте с малышами

2 этап выхаживания недоношенных детей

  • Это старт адаптации крохи к новым условиям окружающей среды
  • Водные процедуры, массаж, общение с мамой, практика метода кенгуру помогают ему учится управлять своим телом и общаться с миром
  • Поэтому наличие ванных комнат, помещений для сцеживания молока, проведения массажа обязательно для больниц по выхаживанию недоношенных малышей
  • Дополнительными плюсами являются возможность обучения там молодой мамы ухаживать за крохой, правильно выполнять ему гимнастику в воде, массаж

3 этап выхаживания недоношенных детей

  • С первых часов жизни новорожденного крохи медики и мама определяют и обеспечивают оптимальный способ питания. Идеально, если это будет материнское молоко из груди или свежесцеженное
  • Альтернативные варианты — размороженное и подогретое молоко доноров или специальные смеси. Для недоношенных крох со сниженным сосательным рефлексом его вводят парентерально или через трубку, которая заменяется через каждые 2 часа
  • Носожелудочная трубка используется до начала второго месяца жизни отдельных малышей. Режим питания до 10 раз в сутки методом вливания, либо до 6 раз методом длительного закапывания.
  • Последний вариант актуален для деток с частыми срыгиваниями
  • Поскольку размер желудка у таких крох очень маленький, то медицинский персонал строго контролирует порции. В первые сутки они составляют до 10 мл, во вторые — до 15 мл, а третьи — до 20 мл за раз
  • Важным является и калорийность пищи для недоношенного малыша. Например, в первый месяц разовое кормление должно быть 30-40 ккал/кг, а к концу первого года жизни — 140 ккал/кг
  • Пища малышей обогащается витаминами, микроэлементами и ферментами по назначению доктора
  • После рождения в роддоме или клинике детям дают дополнительно как питье раствор глюкозы
  • При искусственном вскармливании может рекомендоваться более ранний прокорм, начиная с 4 недели жизни

Грудное вскармливание недоношенных детей

Самым ценным и оптимальным питанием для новорожденного крохи является материнское молоко. Исследования его состава показали, что оно более калорийное и содержит большее количество белка.

  • К сожалению, у недоношенных детей иногда слабо развиты или вообще отсутствуют сосательный и/или глотательный рефлексы. Тогда применяют ввод пищи через носожелудочную трубочку, парентеральное питание, кормление из ложечки, бутылочки
  • Молодая мама для сохранения в будущем грудного вскармливания крохи сцеживается. При невозможности постоянного пребывания с ним, она создает молочный запас дома и приносит его в больницу
  • Часто в еду недоношенного ребенка медицинский персонал дополнительно добавляет необходимые витамины и минералы. Это зависит от состояния, наличия или отсутствия патологий и болезней у него
  • Если врачи разрешают хотя бы кратковременные встречи с малышом, когда его можно брать на руки, то практикуйте прикладывание к груди

Почему недоношенный ребенок срыгивает?

  • Желудочно-кишечный тракт недоношенного ребенка сформирован не полностью, все его отделы находятся в стадии развития. Они меньшего размера, чем у доношенных детей. Поэтому срыгивания — это норма
  • Желудок маленького объема и располагается вертикально. Он пока не заселен микрофлорой для нормального переваривания и усвоения пищи. Поджелудочная железа вырабатывает кислоту недостаточной концентрации. Двигательная активность мышц ЖКТ слабая, то есть пища плохо продвигается и выводится
  • Из-за низкой сопротивляемости болезнетворным бактериям желудок недоношенного малыша быстро заселяется ими. Дисбактериоз, дисбиоз, метеоризм, запор, срыгивания, нарушение внутренней флоры сопровождают кроху в первые месяцы его жизни

Что можно есть кормящей маме недоношенного ребенка?

  • Как и мама доношенного ребенка, мама родившегося раньше срока дитя должна хорошо питаться, отдыхать и сохранять позитивный настрой
  • В ее рационе должны преобладать свежие овощи, фрукты, зелень той местности, в которой она живет и где прошла беременность
  • Также ей показаны в небольших количествах сливочное и подсолнечное масла, цельнозерновой хлеб, каши, приготовленные на воде. Молочные продукты разрешены в ограниченном объеме — максимум 500 мл в сутки
  • По назначению врача кормящей маме недоношенного крохи могут быть показаны дополнительно фармацевтические витаминные комплексы

Специальные смеси для недоношенных детей

Дети, рожденные раньше срока, отличаются от своих сверстников, появившихся своевременно, и по потребностям полезных веществ в пище. Особенно это актуально для крох на искусственном вскармливании.

Известные производители детского питания имеют в своей линейке товаров специальные смеси для недоношенных, обогащенные белели и более калорийные. Хотя существуют и менее известные фирмы.

Например, Хумана, Нан, Малютка, Нутрилон, Препилти, Ненатал, Новолак, Ладушка, Алеся.

Прикорм недоношенных детей по месяцам

  • Кроме маленького объема, у недоношенного крохи в желудке недостаточно микрофлоры для полноценной работы. Потому строгое соблюдение порционных доз его питания обязательно
  • С 4-го дня дают до 40 мл за раз, наращивая в каждые последующие сутки по 10 мл до 140 мл, а с 21-го дня — 160 мл. К концу первого года жизни малыш легко усваивает до 180 мл
  • Малыш на искусственном вскармливании может получать прикорм со 2 месяца жизни по индивидуальному плану. Ему дают свежий яблочный, гранатовый соки, яйцо
  • Для ввода других продуктов молодые родители ориентируются на стандартный график прикорма для ребенка и отслеживают аллергические реакции. Чтобы это осуществить, рекомендуется выбирать интервал между новыми продуктами в 5-7 дней

Потребности недоношенного ребенка

Самые основные потребности малыша, появившегося на свет раньше, — тепло, влажность, достаточное питание, забота и любовь.

С первых дней ему обеспечиваются оптимальные условия внешней среды:

  • стабильная температура 24-26℃
  • влажность 40-50%
  • приток свежего воздуха
  • достаточное питание
  • отсутствие слишком громких звуков
  • забота и любовь

Кушает кроха от 6 до 10 раз за сутки в первые месяцы жизни, а после выписки домой мама налаживает оптимальный для него индивидуальный режим питания.

Малыши, окруженные заботой и любовью близких людей, быстрее развиваются, растут и справляются с недугами. Поэтому, по возможности, чаще берите их на ручки, общайтесь с ними, пойте песенки и разговаривайте.

Прикорм недоношенных детей по Комаровскому

Известный детский доктор Комаровский в своем подходе к вводу прикорма отличается от других схем. Он утверждает, что первый продукт должен максимально быть похожим на мамино молоко. По консистенции его напоминают кефир и творог.

  • Дальше добавляем творог в чистом виде или смешиваем с кефиром 1 ч л
  • В 7 месяцев крохе следует варить крупяные каши на молоке. Схема приема — несколько дней даем только жидкость с каши несколько ложек, потом добавляем саму кашу
  • В 8 месяцев верите овощные супы и вводите по схеме молочных каш. И продолжайте давать творог в объеме 50 мл
  • В 9 месяцев разнообразьте меню первыми блюдами с мясом на бульоне. Схема прикорма аналогична овощным супам
  • С 10 месяцев Комаровский рекомендует давать рыбу и желток

Итак, мы рассмотрели причины и последствия, внешние признаки, особенности вскармливания и ухода за недоношенными детьми. Познакомились с рекомендуемыми нормами питания и схемами ввода прикорма, в том числе доктора Комаровского.

И помните, что от вашей заботы, любви и спокойствия зависит здоровье и благополучное развитие вашего крохи.

Видео: особенности ухода за недоношенными детьми

Загрузка...