1001-market.ru

Ногайская национальная одежда. Традиционная одежда ногайцев в XIX-начале XX века Обряды, связанные с рождением ребенка

Немаловажную роль в изготовлении материалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. В этом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайском костюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар, отмечая, что они издерживают много шерсти Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 99. На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от их назначения. "Техника изготовления войлока для одежды в основном была та же, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производство ногайцев имело и свои особенности" Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89 (рис.4).

Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 - 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая - на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 120. Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" Там же - стр. 124. В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 – 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая – на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

4. Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" . Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" . В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).

5. Свадебные обряды

"У ногайцев в исследуемое время брачный возраст колебался в пределах: для девушек – от 13 до 15, а для юношей – от 15 до 25 лет. Брачный возраст прежде всего зависел от имущественного положения семьи" .

Для ногайцев сватовство малолетних в 19 веке все еще оставалось характерным, сватовство в колыбели (кудалык) и даже в утробе.

Когда девушка достигала брачного возраста ее обычно изолировали от окружающих. Когда она достигала 11-12 лет, то больше не покидала своей повозки до замужества.

"Ногаец свободно мог женится на дочери своего материнского дяди на том основании, что они принадлежат к разным патриархальным родам (тамгам)" .

Непременным условием заключения брака была уплата калыма. Он рассматривался, как компенсация за рабочие руки. Калым выплачивался главным образом крупным рогатым скотом, а с развитием товаро-денежных отношений и деньгами. Калым составлял 40 голов крупного рогатого скота. За разведенную или вдову платили половину. При рождении девочки, односельчане, поздравляя главу семьи, говорили: "Цена девочки 40 быков, да принесут вам пользу 40 голов скота". С течением времени размеры калыма несколько сократились, а состав видоизменился. Величина во многом зависела от социального, материального положения сторон, так же от личных качеств невесты.

Сверх калыма жених так же должен платить махар - определенную сумму денег.

"Свадебный церемониал включал в себя несколько этапов. Первый этап – сватовство. Функции свата осуществлял чаще всего отец, старший брат, дядя по отцу или матери. Женщины в качестве свахи обычно не выступали. Исключение иногда делали для вдовы" .

Семья невесты согласия на брак сразу не давала, даже если была готова на предложение, ибо должна была получить согласие своей родни. Свата в этом случае угощали калмыцким чаем и провожали. Через 7-10 дней он повторял свой визит, но и в этот раз возвращался ни с чем. Только во время третьего визита, который наносился через неделю, сват получал положительный или отрицательный ответ.

Второй этап открывался официальной помолвкой. Она происходила либо в воскресенье, либо в среду. В обеих семьях собирались самые близкие семье родственники. Во время помолвки сваты в подарок невесте приносили головной платок, реже серьги. Сваты должны были договориться о величине калыма, о дате малой свадьбы и решить другие вопросы. С этого дня обе стороны называли друг друга "куда" (мужчин), "кудагай" (женщин).

Третий этап состоял из малой свадьбы. В это время происходила передача калыма в дом невесты, хуржины, заполненные подарками для женской родни невесты. После помолвки жених мог посещать невесту, жить у нее неделями. Свидания устраивали жены братьев невесты.

Перед свадьбой семья отправляла дочь – невесту в сопровождении снохи и подруги навестить родственников. Этим как бы она прощалась и приглашала на большую свадьбу.

Свадьбу чаще всего устраивали осенью или весной. Прежде чем назначить число, ногайцы обращались к своим астрологам, которые по расположении планеты сафар-юлдыз "определяли" наиболее благополучные дни для бракосочетания. В назначенный день семьи (каждая отдельно) созывали своих родственников. Для новобрачных ставили новую юрту или кибитку - дар отца невесты.

6. Обряды, связанные с рождением ребенка

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание в ненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни. "По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающих весьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные" .

В доме мужа беременная жена освобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинская помощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов. "По представлениям ногайцев к роженицам могла придти "албаслы" (демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому они тщательно охраняли помещение роженицы" .

Рожать женщина ходила в дом своих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своих детей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца – "тунгъош".

Роженица оставалась в доме своих родителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени не имел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили к родственникам сообщить радостную весть и получить подарок.

May 26th, 2014

Россия - многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов. Одним из самых разнообразных по этническому составу является Северо-Кавказский регион. Здесь наибольшее число так называемых этнических групп, одной из которых являются ногайцы.

Кто же такие ногайцы?
Ногайцы (самоназвание — ногьайлар), являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей и относятся к тюркскоязычной группе народов. История его развития весьма непростая.
Ногайский этнос имел свою государственность, сформированную в конце 14 века при эмире Эдиге. Однако, по мнению некоторых экспертов, кочевой образ жизни и непрочное государственное устройство впоследствии способствовало распаду Ногайской Орды на несколько самостоятельных и полусамостоятельных государственных субъектов.
В конце 18 века, в результате активной политики России в регионе, ногайская государственность была ликвидирована. А сфера обитания ногайского этноса неуклонно стала сужаться. Более того, и во время существования Советского Союза ногайцам было отказано в своей государственности или автономном статусе.

Сегодня основная область расселения ногайцев - в пределах территории Республики Дагестан, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики. Значительная часть ногайского народа проживала в Ногайской степи, которая в 1957 году административно была разделена между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем.
К сожалению, процесс ассимиляции, смешения, а также простое истребление весьма сузило численный состав ногайцев. По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: в Республике Дагестан проживает - 38 тысяч человек, в Чеченской Республике - 3,5 тысяч человек, в Карачаево-Черкесской Республике - 15 тысяч; в Ставропольском крае - 20, 6 тысяч человек; в Астраханской области - 4, 5 тысяч человек. Судя по этим данным (с 1989 по 2002 год) численность ногайцев растет.

Язык и культура
Говорят ногайцы на своем родном языке, который относится к кыпчакской группе тюркских языков, имеющей два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды. И, несмотря на некоторые достижения ногаеведения, ногайский язык все еще остается малоизученным языком тюркской семьи.
Первые литературные памятники на ногайском языке относятся к ХIVв.- ко времени становления ногайского государства. Отличительной чертой ногайской дореволюционной литературы была поэзия - стихи, поэмы, монологи, оды, элегии.
Если говорить о возникновении ногайской советской литературы, то этот процесс неразрывно связан с просветительской деятельностью А.Х.Ш.Джанибекова и М.К.Курманалиева.
В первые годы советской власти они продолжали сбор ногайского фольклора, готовили перевод письменности на латинскую графику, и вместе с тем, стали одними из создателей ногайского литературного языка. С их деятельностью связано творчество Зеида Кайбалиева, Басира Абдуллина и других писателей. Создателем ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик, считается учёный-этнограф Абдулхамид Джанибеков (1879—1955).
Религия
Традиционная религия — Ислам.

Национальная одежда
Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетает в себе элементы старого костюма народов кочевого мира - Поволжья, Средней Азии, Казахстана и национальных костюмов горцев Кавказа. Она отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.
Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.
Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запахом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.
Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.
Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Кухня
Исторически сложившаяся система питания ногайцев была построена на строгом балансе молочных и мясных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве продуктами растительного происхождения (зерно, мука, крупа, овощи, бахчевые и т.п.).
В их рационе были распространены такие кушанья как вареное на воде, иногда на молоке просо - соьк. Из жареного проса, перемолотого в муку, готовили кашу талкан, которую употребляли в пищу с молоком. А из пшеницы и кукурузы, перемолотых в муку, варили суп уьйре. Из кукурузной муки готовили каши баста, мамырса, из жареной просяной крупы на воде, молоке или сыворотке - кашу - гуьй баста. Значительное место в пищевом рационе ногайцев занимали разнообразные супы (сорта). Супы имели свои названия, зависящие от состава заправки: суп с рисом - буруж сорпа; суп с лапшой - лакса сорпа и др.
Из мучных крошек ногайцы готовили суп - затируху - унаш (умаш, ув-маш), сорпа. Из кукурузной или любой замешанной в кипяченой воде муки готовили суп кудыр. Бедные ногайцы часто готовили жидкую похлебку - быламык из просяной муки, заправляя ее айраном, сухим сыром или бараньим салом, и суп с пшеном - уьйре сорпа на мясном бульоне или же на воде. Если уьйре сорпа готовили на воде, в него добавляли айран.
Любимым блюдо ногайцев хинкал - инъкал - блюдо из мелко нарезанного в форме ромбиков или квадратиков пресного теста, сваренного в мясном бульоне или в воде. При приготовлении хинкала предпочтенье отдается баранине. Ногайцы Терско-Сулакского междуречья и частично ачикулакские ногайцы обычно готовили тонкий хинкал кумыкского способа приготовления.
Среди изделий из теста особое место у ногайцев занимали и занимают мучные изделия из нераскатанного теста без начинки, зажаренные в кипящем масле. Подобные изделия у них являются следствием влияния скотоводческой культуры. Так как обжаривание теста в масле имело и прямой практический смысл - такое изделие долго хранится, не черствея и не теряя вкусовых качеств во время длительных кочевок. В торжественных случаях ногайцы готовили баур-сак (круглые лепешки из кислого теста, зажаренные в кипящем масле). Из пресного теста в курдючном жире или масле они зажаривали лукумы (ромбики, треугольники из тонко раскатанного теста). По праздникам для лукумов тесто замешивали на молоке, яйцах, масле. Выпекали ногайцы и круглые пышные пончики, жареные в большом количестве масла. Из сдобного пресного теста жарили хворост, выпекали хлеб - май кал акай, катлама - слоеные калачики из пресного тонко раскатанного теста, замешанного на молоке, масле, яйцах. Часть ногайцев катлама жарили в кипящем масле. Молочным продуктам в своем в пищевом рационе ногайцы также отдают большее предпочтение: масло, различные сыры, творог, сметана, кислое молоко, простокваша, айран, молозиво.

Что касается напитков, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шама шай, зынкыйтпа шай, кара шай, йолга барсын шай. Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Все ногайцы пили и когьай или калмык шай (калмыцкий чай), который готовился со сливками с добавлением масла, перца и соли. Этот чай проник в рацион почти всех северокавказских народов и популярен до сих пор.
Особый интерес представляют специфические виды пищи и специальные блюда, носящие семейное, гостевое, праздничное или ритуальное значение. Свято соблюдая вековые традиции, ногайцы, принимают гостей, богато и щедро накрывая стол гостю.
Вообще, надо отметить, в традиционной культуре ногайцев трапеза, имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Так, например, в день свадьбы всем гостям подавали вареную баранью грудинку, пекли баурсакъ, катлама, лукумы, готовили различные национальные кушанья, свозили от родственников приготовленный ими кумыс. Родственниц невесты, которые прислали с ней в дом жениха (еньгелер), угощали медом, маслом, ногайским чаем и обязательно вареной бараньей грудинкой.
Что касается похоронно-поминальной пищи, то она была достаточно скромной и состояла в основном из супа, мяса и лепешек бавырсак.
Во время уразы ногайцы традиционно готовили специальное блюдо на молоке из жареного и толченого проса. За годы Советской власти система питания ногайцев подверглась значительным изменениям. Усиление торгово-экономических и этнокультурных связей с другими народами, многоотраслевое хозяйство, рост культурного уровня и материального благосостояния народа способствовали появлению в их быту новых блюд и новых способов их приготовления. Однако и в наши дни традиционная система питания ногайцев сохраняет свои этнические особенности, а национальные блюда продолжают занимать доминирующее положение в их кухне.

Ногайцы Чечни
В Чеченской Республике уделяется большое внимание малым этносам, ногайцы, по утверждению представителей этого народа, ни в чем не ущемлены. Живут они в Шелковском районе, в основном, в 4-х населенных пунктах, в том числе Сары-Су, Мирный и других. Наряду с остальными народами республики: татарами, русскими, кумыками, турками - месхетинцами, участвуют в различных мероприятиях, устраивают выставки серебряных изделий мастеров и национальной кухни. Знакомя со своей богатой культурой, национальными костюмами, танцами, песнями. Недавно одна из таких выставок состоялась в Мемориальном комплексе Аллея Славы им. А.А. Кадырова в Грозном. Она была организована Минкультом ЧР в целях сохранения индивидуальности культуры народов, проживающих в Чеченской Республике и называлась - «Ногай Эл». Выставка длилась полтора месяца, и любой желающий мог своими глазами увидеть историю и культуру ногайского народа.
Более того, для сохранения особенностей ногайского этноса, в республике создан и успешно функционирует с 2002 года Ногайский культурный центр. Он находится в Шелковском районе, руководит коллективом Амирхан Тилеков. Благодаря этому центру у ногайцев есть возможность развивать свой язык, национальную культуру, традиции и обычаи. Для нужд центра: на приобретение костюмов для самодеятельного ансамбля и прочих затрат, выделяются необходимые финансы. Кроме того, ежегодно выдаются бесплатные квоты на обучение молодых людей, которые получают образование в различных вузах страны. В селении Сары-Су также построен Дом культуры, есть своя школа, детский садик. Наряду с другими селами, это село активно развивается.
Ногайцы и чеченцы живут вместе уже достаточно давно и между народами крепкие дружеские отношения.
Фаиза Халимова

Правильная ссылка на статью:

Канокова Ф.Ю. — Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев // Человек и культура. - 2017. - № 1. - С. 80 - 87. DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.21521 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21521

Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом настоящего исследования является комплекс мужского и женского традиционного костюма ногайцев, в котором отражены черты характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. На сегодняшний день исследуемый вопрос характеризуется недостаточной степенью изученностью, он практически не представлен в музеях и национальном быту, а основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников, фотоснимки XVIII-XX в. Данное исследования проводится с целью заполнения образовавшегося пробела. В работе использованы общие и частные методы культурологического и искусствоведческого исследования, в связи с дисперсным проживанием ногайцев применен метод полевой этнографии. В исследовании впервые выявляются не только локальные особенности, но и общие черты, характеризующие ногайский костюм как явление цельное, монументальное, имеющее общую конструктивную и композиционную систему. Проведенное исследование призвано получить дальнейшее развитие в реконструкции костюмов для музейных коллекций и сценических вариаций.


Ключевые слова: ногайцы, костюм, убранство, орнамент, цвет, ювелирные украшения, верхнее платье, вышивка, головной убор, серебро

10.7256/2409-8744.2017.1.21521


Дата направления в редакцию:

28-12-2016

Дата рецензирования:

24-12-2016

Дата публикации:

03-04-2017

Abstract.

The subject of this research is the complex of male and female traditional costume of Nogais, which reflects the characteristic features of nomadic or sedentary lifestyle of the ethnos. Currently, the examined question is insufficiently studied; it is practically not represented in museums or national life, and the main visual material consists in sketches and impressions of the travelers, as well as photo images of the XVIII-XX centuries. This research is conducted for closing such gap. The work applies the general and specific methods of culturological and art review; the method of field ethnography is used due to the disperse dwelling of the Nogais. This article is first to determine not just the local peculiarities, but also common features that characterize the Nogai costume as an integral and monumental phenomenon that has common constructive and compositional system. This research is called to acquire further development in reconstruction of costumes for the museum collections and stage variations.

Keywords:

Embroidery, overcoat, jewelry, color, ornament, decoration, costume, Nogais, headgear, silver

Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении, культурных связях и эстетических идеалах. Формы костюма менялись в зависимости от уровня производительных сил и смены социального устройства общества, творчески перерабатывались и приспосабливались к внутренним потребностям этноса. Эти закономерности нашли яркое отражение и в традиционном костюме ногайцев, который складывался из разных культурных компонентов, аккумулируя в себе черты, характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни. Обладая самобытными формами, ногайский костюм имел локальные особенности, выделяющие его в отдельный комплекс.

Изучение традиционного костюма ногайцев представляет весьма сложную задачу, которую призвано решить настоящее исследование. Сложность в решении поставленной задачи обусловлена, во-первых, дисперсным проживанием отдельных этнических групп ногайцев, во-вторых, недостаточной изученностью обозначенной проблемы в обширной литературе. Одежда ногайцев практически не представлена в музеях, не используется она и в национальном быту. Основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников и фотоснимки XVIII-XX вв., что значительно ограничивает хронологические рамки исследования (верхняя граница обозначена серединой XVIII в., а нижняя - началом ХХ в.).

На сегодняшний день, традиционный костюм различных этнических групп ногайцев, его убранство и аксессуары, фрагментарно рассмотрены в работах современных этнографов, историков и этнолингвистов - это коллективный труд «Ногайцы» , монографические исследования С. Ш. Гаджиевой и Р. Х. Керейтова , статьи Э. Ш. Идрисова , С. А. Кукаевой , А. У. Акбердиевой . В вышеперечисленных источниках, костюм рассматривается как часть этнической истории и бытовой культуры этноса, изучается лексика традиционной одежды, при этом отсутствует художественная характеристика и искусствоведческий анализ ее основных элементов, несущих визуальную информацию, закодированную в форме конструктивных элементов, архаичных знаках и цветовых формулах.

Данная статья является попыткой впервые рассмотреть комплексы традиционной мужской и женской одежды ногайцев с искусствоведческой точки зрения, выделив характерный образ для создания полноценной картины, характеризующий ногайский костюм как явление цельное, монументальное, выдержанное в единой цветовой гамме и орнаментальном ключе.

Для решения поставленной задачи в исследовании использованы общие (системный, компаративный, типологический) и общие (исторический, семиотический, герменевтический) методы искусствоведческого и культурологического исследования, а для более глубокого раскрытия изучаемого вопроса применен метод полевой этнографии (экспедиции проведены в регионы компактного проживания отдельных этнических групп ногайцев - Ставропольский край, Астраханская область, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесия).

При изучении вышеперечисленного материала, возникла необходимость провести классификацию костюмного комплекса ногайцев по этногруппам, в результате, выделены караногайский, кубанский, карагаш-ногайский и юртовский типы.

Каждый тип имеет локальные особенности, которые наиболее ярко проявились в технологии исполнения декора убранства и аксессуаров. Фактически, на формирование указанных отличий повлияли территориальные границы, взаимосвязи с соседями, близость торговых путей. К примеру, кубанские ногайцы, соседствуя с черкесами, абазинами и карачаевцами, в ювелирных украшениях предпочитали распространенные у соседей техники филиграни и зерни, их изделия отличались большей ажурностью и изяществом. В декоре платья они использовали золотную вышивку, в декоре головных уборов - галуны. Юртовские ногайцы, расселенные на территории Астраханской области, раньше всех этногрупп начали вести оседлый образ жизни, что обусловило быстрый рост материального благосостояния данной группы. В украшениях юртовцы использовали жемчуг, бирюзу, вышивку производили дорогими нитками, покупали привозное кружево и тесьму. Их одежда отличалась дороговизной ткани, обилием аксессуаров и богатством отделки. Костюм карагаш-ногайцев, проживающих по соседству с юртовцами, также изобиловал дорогими серебряными украшениями, в декоре платья и аксессуаров преобладали широкие галуны, вышивка производилась шелковыми и золотыми нитями. По обилию ювелирных украшений костюм карагаш-ногайцев схож с костюмом караногайцев, отличия проявлялись в оформлении верхнего платья - у караногайцев оно прошивалось мелкой стежкой, а у карагаш-ногайцев - орнамент выкладывался галунами. Несмотря на отличия, декор и аксессуары выполнены в едином стиле, имеют четкую локализацию на костюме и знаковую функцию. Общим является и крой нательной и верхней одежды, цветовые предпочтения, семантика орнамента. Для выявления общей структуры необходимо подвергнуть анализу художественные и конструктивные особенности формирования каждого компонента комплексов традиционного мужского и женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного мужского костюма ногайцев.

Мужская одежда, изначально, была приспособлена к образу жизни кочевого скотовода, а с --начала XIX в. - оседлого крестьянина.

В комплекс традиционного мужского костюма ногайцев входят: нательная одежда (широкая и длинная рубаха, штаны), верхняя одежда (длинный кафтан, халат, штаны, черкеска), головные уборы (нижние и верхние), обувь.

Нижняя одежда была представлена нательной рубахой и штанами. Вплоть до середины XIX в. нижняя рубаха туникообразного покроя была общераспространенной у всех этнических групп ногайцев. От туникообразных рубах соседних народов, она отличалась длиной и шириной - свободная, длиной до колен, с широкими и длинными рука-вами - она никогда не подпоясывалась. Некоторое распространение получила рубаха с разрезом на правой стороне груди. На обрядовых свадебных рубахах воротник делали отложным. Со второй половины XIX в. в обиход входят рубахи современного покроя - со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником .

Основным материалом для мужских рубах был домотканый белый холст или пестрядь, которые, с распространением фабричных тканей заменяются преимущественно ситцем и сатином. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, тесьмой, стежкой или позументом. Из сплетенной вручную тесьмы изготавливали пуговицы.

Нижние штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, полу-чившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Они были приспособлены для верховой езды.

Верхней одеждой служил длинный кафтан или узкий, длиною до колен, камзол, с характерным воротником - стойкой и застежками. Бытовала легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Зимний кафтан иногда изготавливали из шкур жеребят, который кроился так, чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись швы.

Неотъемлемой частью костюма ногайцев считалась черкеска. Ее подпоясывали ременным поясом. В более ранний период ногайские мужчины пользовались и матерчатыми поясами - кушаками .

Носили стеганый халат туникообразного покроя, иногда несколько халатов носили вместо шуб. В ненастную погоду поверх одежды надевали суконный плащ, зимой - длинную шубу с крытым верхом или нагольный овчинный тулуп. Характеризуя шубы астраханских ногайцев, С. Г. Гмелин отмечал, что один тип «подобен верхним кафтанам, с тем только различием, что рукава у них цельные и длиннее, а с другой российским тулупам» .

Мужские головные уборы делились на следующие домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка - она имела полусферическую форму и обычно ее шили из четырех клиньев. Для сохранности формы и из гигиенических соображений ее простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации (в основном геометрический и растительный орнамент) давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши-тые золотошвейной гладью тюбетейки предназначались для молодежи, а более скром-ные для стариков.

Поверх тюбетейки надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (типичная для ногайцев массивная меховая шапка). Часть национальной интеллигенции в конце XIX в., следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Среди мусульманского духовенства было распространено ношение чалмы.

На босую ногу ногайцы надевали суконные чулки и вязаные из шерстяных ниток носки. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожа-ная и валяная. Кожаная обувь широко бытовала у зажиточной части сельчан и духовенства. Одно-тонные черные сапоги, сшитые из мягкой кожи - носили как мужчины, так и женщины, только, у последних, сапожки были покороче и без отворотов. При выходе из дома надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Бытовали и сапоги на твердой подошве .

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повсе-дневной были калоши. На ноги в сенокос надевали поршни. Зимой повсеместно носили валенки.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев окончательно сложившийся к XIXв., представляет продукт, сочетающий в себе функциональные и технологические характеристики, придающие ему самобытность и оригинальность. В нем нашли отражение как возрастные, так и социальные различия - богатые женщины украшали одежду дорогой вышивкой, носили золотые и серебряные ювелирные украшения, изготовленные на заказ местными ювелирами, им были доступны импортные ткани, такие как китайский и индийский шелк, льняные русские полотна, золотые нити, шелковые нити и шнурки. С XIX в. к ногайцам начали проникать фабричные ткани, одежда и обувь из России, такие как батист, бархат, диагональ, атлас, кружево, тесьма и атласные ленты . Бедные слои населения обходились домоткаными тканями, носили одежду из грубого сукна, войлока и дешевых тканей. Одежду шили вручную женщины, они «… занимались домашними работами и сообразными их полу рукоделиями: ткали ткани для собственного потребления и для продажи сукна, серебряные галуны, всякого рода одежду и обувь», писал И. Бентковский .

Ярче всего своеобразие ногайского традиционного костюма проявляется в таких характеристиках как многослойность, антропность, эстетичность, функциональность и удобство.

По своей комплекции и конструкции женский ансамбль весьма интересен, в него входили такие элементы, как нижняя и верхняя одежда, головные уборы, украшения и аксессуары, обувь.

Женская нательная одежда состояла из нижней и верхней рубахи, корсета и штанов. Проанализировав все виды рубах, сменявших друг друга, но одновременно сосуществовавших во временном отрезке, начиная с XVIII в., можно выделить следующие основные типы:

Туникообразная рубаха, имеющая перекидное плечо, длинный широкий рукав, пришитый к стану по прямой линии с ластовицей;

Рубаха с выкроенными проймами и сшитым плечом, была уже в плечах, на рукавах, доходящих до кисти, делали обшлажок или по краю продергивали резинку. На груди рубахи посередине делали прямой разрез, застегивающийся у горла на одну пуговицу. Вырез оформляли по шее, иногда с небольшой стоечкой;

Праздничная рубаха - отличалась не только качеством материала, но и длиной, иногда и покроем рукавов, который делали очень длинным или с оборкой, пришитой у локтя.

Неотъемлемой частью костюма, вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности, являлись штаны. Только девочки до семи лет могли носить длинную рубаху, не одевая при этом штаны, но это скорее было признаком бедности. Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывали шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Штаны были прямыми доходили до щиколоток или до пят. Между штанинами вставлен очень большой клин ромбической формы. Верхние углы клина доходили до обшивки у пояса, в два других - почти до низа штанин. Штаны с узким шагом имели книзу сужающиеся слегка выкроенные штанины, между которыми вшивался небольшой клин в форме трапеции. Внизу штанины свободно, редко закладывались в сборку, что делало шаг менее ограниченным. Штаны шили, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов. Женские штаны по названию и покрою не отличались от мужских. В XIX в. праздничные, особенно свадебные штаны, шили из шелка .

Кафтан - обязательный элемент одежды девушки и женщины, который существовал до конца XIX в., часто исполнял роль верхней одежды. Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Таким образом, он был виден лишь частями: грудь с металлическими застежками, передние полы (в разрез платья) и нижняя часть рукавов, в тех случаях, когда платье имело короткие или разрезные рукава. По своему покрою, назначению и системе застежек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застежки представляли собой продолговатые металлические пластинки, одна из которых кончалась петлей, а другая полушаровидным выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался.

Женскую верхнюю плечевую одежду, надеваемую поверх рубахи или кафтанчика, называют термином «платье». До XIX в. наиболее характерным покроем женского платья у ногайцев и сопредельных народов был покрой типа мужской черкески. Нарядное выходное платье шили из богатых тяжёлых тканей: бархата, плотного шелка.

Праздничное платье ногайки из состоятельной семьи представляло собой довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Его можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины.

Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку). В платье замужней женщины отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин преобладали черные, коричневые цвета.

Весьма разнообразны по форме и отделке головные уборы, которые можно условно разбить на три группы:

Головные уборы типа шапок;

Головные уборы типа мешочков;

В изготовлении головных уборов мастерицы использовали мех, бархат, сукно, шелк, бязь - словом все, что имелось под рукой. Узоры были яркие, четкие, хорошо читаемые на фоне ткани, техника исполнения отличалась высоким мастерством, синтезировала вышивку, плетенку. Такая отделка придавала шапкам нарядный, праздничный вид. Художественные достоинства головных уборов ногаек заключались в выразительности вышиваемых узоров растительного происхождения, а также самой формой, насыщенностью колорита, разнообразием фактуры, придающей шапкам живописность, где декор подчинялся конструкции и форме изделий. Как и в свадебном, праздничном костюме на головном уборе такого назначения, ногайки с большим вкусом подвешивали различные ювелирные украшения, монеты.

Важной составляющей частью ногайского традиционного женского костюма издревле были украшения. По назначению и способу ношения ювелирные изделия ногайских женщин подразделяются на украшения малых и крупных форм, которые в свою очередь классифицируются на головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные . На ногайских украшениях меньше черневого декора и больше свободного пространства, они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из драгоценных камней.

Народное искусство ногайцев XIII-XV в., как и поздний ногайский фольклор - предания, поверья, сказки содержало много интересных религиозных поверий, символов, полных глубокого значения. Вера в различные сверхъестественные силы отражена в произведениях ногайского искусства. После введения мусульманства продолжали еще долго носить изделия, служившие по прежнему «оберегами», эти миниатюрные вещицы, изготовленные из серебра, одновременно были принадлежностями женского наряда, их носили постоянно в виде нагрудного украшения на цепочке, одеваемой на шею.

Рассмотрев комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев и его художественное оформление, можно прийти к выводу о том, что общая тенденция ногайского искусства, обусловленная монументальностью форм, минимального содержания декора и преобладанием фона, нашла отражение и в одежде. Данные локальные отличия выделяют костюмы ногайцев среди костюмных комплексов сопредельных народов, являются чертами, характерными для традиционного ногайского костюма в целом, что, безусловно, указывает на факт этнической идентичности, самобытности и индивидуальности стиля.

Не только мастерство, нечто гораздо большее хранится в этих костюмах - между нитей, филигранных переплетений, драгоценных камней. Это особый дух бытия, неимоверная сила, успевающая за мгновенье охватить любого зрителя, способная перенести его в далекое прошлое - в этом есть непреходящая сила, как народного костюма, так и декоративно-прикладного искусства в целом.

Библиография

.

Акбердиева А. У. Ювелирное искусство ногайцев // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Черкесск, 2016. - С. 473 - 473.

.

Бентковский И. В. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии. Ногайцы. Ч. 1 / И. В. Бентковский. – Ставрополь, 1883. - С. 85.

.

Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIХ – начале ХХ в. / С. Ш. Гадиева. – М. : Наука, 1976. - С. 86 - 180.

Загрузка...